грамматического знака в речи. Какие бы учебные действия не предлагались слушателю вводно-подготовительного курса, в них всегда сочетаются две деятельности: осознанная учебная деятельность по овладению иностранным языком, неразрывно связанная с чисто учебной мотивацией, и та коммуникативная деятельность, которая вытекает из заданной упражнением ситуации. Причем очевидно, что доминирующей являются первая деятельность и ее мотивация.
Мы выбрали только один пример, иллюстрирующий, как осторожно следует поступать с потоком предлагаемых инноваций.
С другой стороны, если бы в предлагаемых упражнениях, являющихся некоммуникативными, задание и требующиеся от обучаемого фразы были бы взяты из сферы деятельности, чуждой той реальности, с которой обучаемый сталкивается при общении с иностранцами, то такой материал все равно не встретил бы понимания со стороны слушателей.
6. В любой аудитории начинающих или обучаемых, значительная часть которых нуждается в коррекции, имеет место проблема выбора правильной динамики усложнения процесса овладения иностранным языком. В этом плане противостоят друг другу динамика пусть осторожно-по-степенного, но все же прогрессирующего усложнения и динамика, предусматривающая постоянные «шаги назад» или сохранение в течение определенного времени достигнутого уровня без усложнения.
Динамика усложнения процесса овладения языком должна предусматривать максимально допустимое количество микропериодов повторения усвоенного, а также возврата к элементарным стадиям употребления речевых и языковых единиц: линия усложнения должна пробивать себе путь через подобное зигзагообразное развитие.
Предлагаемые решения перечисленных проблем составляют основу методики обучения английскому языку слушателей вводно-подготовительного курса бизнес-школ.
Литература
1. Цетлин, B.C. Методика обучения грамматическим явлениям французского языка /
B.C. Цетлин. М., 1961.
2. Ходжава, З.И. Проблема навыка в психологии, Москва-Тбилиси / З.И. Ходжава. 1960.
3. Гурвич, П.Б. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка / П.Б. Гурвич, С.Т. Григорян // Иностр. яз. в шк. 1976. № 5.
Ф.И. БЛИЕВА (Майкоп)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Раскрыта сущность профессиональной субъектной позиции будущего специалиста в контексте его самоактуализации как профессионала. Представлена содержательная характеристика структурных компонентов профессиональной субъектной позиции: акмеологическая направленность, творческость, профессионально ценностные ориентации.
В связи с коренными изменениями, происходящими в сфере высшего профессионального образования, базовой ценностью становится личность будущего специалиста с ее потребностью в самоактуализации. В работах многих современных исследователей (С.Н. Бегидова, Н.М. Бо-рытко, А.А. Деркач, А.А.Исаев, М.Я. Виленский и др.) особое внимание уделяется формированию субъектной позиции специалиста как детерминанта его профессионального становления.
По мнению Б.Г. Ананьева, позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, а также целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. Позиция личности занимает важное место в структуре как личности, так и деятельности. Позиция как система отношений личности является побудителем поведения, детерминантом ее активности. Если способности - это то, что человек может, то позиция - это то, чего человек хочет. Когда это «хотение» направлено на профессиональную деятельность, оно становится характеристикой профессиональной субъект-ности личности.
© Блиева Ф.И., 2007
Субъектность будущего специалиста проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, людям, к себе, а также к себе в жизни, профессии. Увидеть себя востребованным в определенной сфере деятельности или определенных слоях общества - доминирующий механизм формирования активной позиции личности. Таким образом, активная позиция связана с деятельностью и поведением человека.
Необходимость формирования профессиональной субъектной позиции студентов связана, с одной стороны, с современными требованиями к качеству подготовки специалиста с высшим образованием, с другой - с некоторыми недостатками профориентационной работы в школе. Современного первокурсника часто характеризуют отсутствие направленности на будущую профессиональную деятельность, нежелание работать в будущем по профилю получаемой профессии. При этом, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда, будущий специалист уже на стадии подготовки к профессиональной деятельности должен стать субъектом своего образования. Субъектная позиция отражает авторство, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию.
Вместе с тем не любую позицию, на наш взгляд, следует называть субъектной, т. к. она может быть пассивной, конформной и т. д. Субъектную позицию обязательно характеризуют активность, твор-ческость, сознательность, самостоятельность, ценностно-смысловое, эмоциональное, избирательное отношение к миру, людям, самому себе. В основе нашего понимания субъектной позиции лежит акмео-логический подход, базирующийся на идее
С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека.
Профессиональная субъектная позиция - это позиция личности в профессиональной среде, отражающая его отношение к профессиональной деятельности, качеству ее выполнения, своим коллегам, к самому себе как специалисту. Она является проявлением жизненной позиции личности, определяющей и регулирующей социальное самочувствие человека. Можно предположить, что при таком подходе студент будет понимать и осознавать свою
причастность к получению образования, выступать заинтересованным лицом в данном процессе, стремиться к повышению своего качества как будущего специалиста.
Формирование профессиональной субъектной позиции оказывает интегративное влияние на личность студента. Во-первых, стимулирует процессы самосовершенствования; во-вторых, актуализирует субъектное, сознательное и ответственное отношение к учебному процессу и своему образованию; в-третьих, обеспечивает мотивацию на профессиональную самоактуализацию и рефлексию. Профессиональная субъектная позиция личности детерминирует ее саморазвитие, саморегуляцию и самореализацию, способствует успешному профессиональному становлению, создает предпосылки для последующей продуктивной профессиональной деятельности. Она выступает как условие и результат профессионального развития личности и характеризует такой уровень развития сознания, при котором личность стремится к самосовершенствованию и самораскрытию в профессиональной деятельности.
Наши исследования показали, что структура профессиональной субъектной позиции личности будущего специалиста представлена акмеологической направленностью, творческостью, профессионально ценностными ориентациями. Выделенные компоненты являются значимыми для любой профессиональной деятельности, и это дает основание утверждать, что профессиональная субъектная позиция представляет собой инвариантный компонент личности современного специалиста, способствующий его профессиональному становлению и эффективности его профессиональной деятельности.
Акмеологическая направленность - это направленность личности на профессию, самосовершенствование, на самореализацию в профессиональной деятельности и социальной сфере и является главной характеристикой личности. Именно она выступает в роли побудительной силы, определяющей избирательность отношений и активность личности. Акмеологическая направленность подразумевает ценностную, аксиологическую ориентацию на продуктивную профессиональную деятельность и обеспечивает самоактуализацию личности, которая и становится мотивом совершенствования специалиста и в конечном итоге - результатом развития личности в
трудовой и учебно-профессиональной деятельности. Ее критериями являются интерес и любовь к профессии, осознание ее важности и сложности, потребность в профессиональной деятельности, стремление к профессиональному самосовершенствованию, направленность на достижение профессиональных вершин.
Творческость мы рассматриваем как необходимое условие профессионального становления личности. Творчество - высшая форма деятельности человека, а творческость - специфическое качество личности (В.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, Г. Олпорти др.), поэтому правомерно считать главной целью современного профессионального образования сохранение и развитие творческого потенциала студента, создание условий для профессионально-личностной готовности к творчеству.
Личность как субъекта творческой деятельности характеризуют готовность к риску, импульсивность, независимость суждений, чувство юмора и склонность к шутке, самобытность, познавательная активность, нежелание принимать что-либо на веру, критический взгляд на вещи, смелость воображения и мысли. Творческость как компонент профессиональной субъектной позиции, представляет собой психологическую готовность к профессиональному творчеству (профессиональное сознание, самосознание, ценностное отношение к профессии и профессионализму в деятельности, интуиция, способность к рефлексии, творческое отношение к профессиональным обязанностям и становлению, потребность в творчестве).
В качестве критериев творческости в структуре профессиональной субъектной позиции мы выделили следующие: профессиональную активность, профессиональную самостоятельность, готовность к риску, оптимизм, независимость, потребность в самоуважении, профессиональном саморазвитии, активно -прео бразователь-ную стратегию, креативность, ответственность, индивидуальность.
Профессионально-ценностные ориентации личности - важная качественная особенность, регулирующая поведение и деятельность, задающая направленность личности на профессию. Наличие профессионально-ценностной ориентации предполагает существование относительно стойкой системы направленности интересов и по-
требностей на профессиональную деятельность. Такая система, сформированная в вузе, будет движущей силой профессионального саморазвития и самореализации личности. В структуре профессиональноценностных ориентаций мы вслед за З.Н. Курлянд выделяем яркий интерес к профессиональной деятельности, потребность в получении прочных знаний, умений и навыков, которые обеспечат освоение профессии на высоком уровне.
Ценностные ориентации определяют направленность личности на профессиональный труд, совершенство, саморазвитие, самодвижение и т. д., поэтому в вузе следует создавать такие условия, которые нацеливали бы личность на положительное отношение к своей профессии, утверждая ее ценности и приоритеты, формировали бы установку на достижение профессионально значимых целей, усиливали бы стремление личности к профессиональному росту и самосовершенствованию, достижению профессионального «акме» [2]. В качестве критериев профессиональноценностных ориентаций мы рассматриваем ценностное отношение к учебно-про-фессиональной деятельности, интериори-зацию профессиональных ценностей, профессиональное самоопределение.
Сформированная профессиональная субъектная позиция студента позволяет ему самоактуализироваться в будущей профессиональной деятельности. По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация - это желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Самоактуа-лизирующихся людей, по мнению А. Маслоу, отличает потребность в деятельности, ответственность, творчество, открытость и справедливость. Самоактуализация означает умение прислушиваться к своему собственному голосу, брать на себя ответственность, быть честным, много работать, иметь независимую от окружающих позицию, найти самого себя и цель своей жизни [3].
Самоактуализация - это непрерывный процесс профессионального и личностного роста в соответствии со способностями и возможностями личности. Она подразумевает приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и при-
своение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т. п. [1]. Потребность в самоактуализации могут ощущать многие люди, но самоактуализируются лишь единицы -самостоятельные личности, способные взять на себя ответственность за содержание своей жизни, являющиеся субъектами собственной жизнедеятельности.
Наиболее полно самоактуализация личности осуществляется в профессиональной деятельности, что возможно только в том случае, если у человека сформирована профессиональная субъектная позиция. Таким образом, профессиональная субъектная позиция студента выступает важнейшим условием профессиональной самоактуализации личности.
Литература
1. Акиндинова, И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности / И.А. Акиндинова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
2. Бегидова, С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С.Н. Бегидова. М. - Майкоп, 2001.
3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. М., 2002.
Т. А. ГАЛИНГЕР (Волгоград)
ЗАДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается заданная технология как средство экологизации образования.
Педагогическая технология исследуется во многих работах. Однако в большинстве исследований речь идет о формировании чисто логических структур. Обобщая подходы к толкованию педагогиче-
ской технологии, можно прийти к выводу о наличии широкого диапазона определений: от редукции и повсеместного употребления до полного отрицания ее сущности. Можно выделить три наиболее часто встречающихся трактовки термина «педагогическая технология»: 1) синоним понятия «методика», или «форма» организации обучения; 2) синоним конкретной педагогической системы; 3) систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спланированного хода обучения, приводящего к достижению цели.
Особые требования предъявляются к гуманитарно ориентированным образовательным технологиям (в нашем случае -эколого - ориентированным):
• Нацеленность преподавателя на осознанное саморазвитие, самоактуализацию имеющихся личностных начал, качеств и свойств, уважение к учащемуся, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание комфортных условий для личностного развития [3].
• Определенная система педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога, направленных на создание культуросообразной среды обучения и обеспечивающих овладение содержанием обучения на основе обмена смыслами, индивидуальными особенностями, способами учения и личностного развития [1].
• Трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучаемые; представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (система задач, ситуаций, обеспечивающих ориентировку в предметной и ценностной сфере); выявление способов взаимодействия участников, их функций, связей, игровых линий; мотивационное обеспечение технологии на основе создания возможностей самореализации участников; разграничение сфер целесообразной и творчески-импровизационной сфер деятельности; использование материально-технических факторов, способствующих эффективности [4].
• Наличие режима диалога; открытость целей работы с человеком, отсутствие ма-нипулятивности; возможность влияния на интегральные, доминантные характеристики человека; внутренняя логика развития прогнозируемого качества, а не внешнее,
© Галингер Т.А., 2007