формирование понимания ценности здоровья, содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни.
Для решения рассматриваемой проблемы необходимо формирование ценности здоровья, здорового образа жизни с ранних лет, ориентация на здоровьесбере-гающее поведение.
При этом процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям:
— формирование знаний о здоровье и его значимости;
— внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;
— организация оздоровительной работы.
Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в себе доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная самооценка, которые возникают, если человек свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности.
Литература_
1. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1-5. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.
2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001.
3. Педагогика и психология здоровья: Сб. тр. каф. психолого-педаг. технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО. М.:, 2003.
4. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. М., 2001.
5. Служебная карьера / Гусева А.С., Иглин В.А., Лытов Б.В., и др.; под общ. ред. Е.В. Охотского. М., 1998.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе. М., 2005.
© Богачева Т.Ю., 2009
A.A. Керемиди
субъектная позиция как акмеологический феномен
Ключевые слова: отношения, позиция, субъектная позиция. Keywords: relations, a position, a subject position.
Методология исследования и методы анализа профессиональной деятельности человека должны обеспечивать раскрытие закономерностей формирования и функционирования психологических феноменов, определяющих динамику и эффективность личностно-профессионального развития. В числе этих феноменов важнейшее место занимает субъектная позиция как интег-ративная характеристика личности, отражающая активное отношение человека к самому себе, к деятельности, к миру и жизни в целом [1].
На общеязыковом уровне слово «позиция» (от латинского positio — положение) используется в нескольких значениях: «... Положение, расположение <...> Точка зрения, отношение к какому-л. делу, вопросу» [14, с. 387].
В первом значении термин «позиция» в психологических науках употребляют для обозначения обобщенной характеристики положения индивида в статусно-
ролевой внутригрупповой структуре [12]. Второе значение используется при описании устойчивой системы отношений человека к определенным сторонами действительности, проявляющейся в соответствующем поведении [12].
Категорию «позиция» в контексте системы отношений рассматривали А. Адлер, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В. Франкл, Э. Фромм и др.
По С.Л. Рубинштейну, личность представляет собой открытую систему. Поступки и проявления человека, обобщаясь, закрепляются в характере. Под характером С.Л. Рубинштейн понимал совокупность устойчивых способов поведения и деятельности, определенную типизацию способов самовыражения и отношений к миру.
Для личности, отмечал С.Л. Рубинштейн, фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания как способности занять определенную позицию нет личности [13]. С этой же способностью, по С.Л. Рубинштейну, связана и воля, которая представляет собой специфическую для человека как общественного существа закономерность сознательной регуляции его действий [13, с. 267].
Рассматривая личность в качестве субъекта жизни, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что ее важнейшей, ведущей способностью является способность к самоопределению, то есть способность к определению направления жизненного пути, организации и регулирования своей жизни в выбранном направлении.
По словам В.Н. Мясищева, А. Адлер в своей «позиционной психологии», по существу, все свойства характера выводил из динамики отношений человека, определяемых по его теории соотношением чувства неполноценности и социального чувства. Однако, по мнению В.Н. Мясищева, А. Адлер, говоря о чувстве «неполноценности» и «чувстве общности», не только ошибочно называл чувствами отношение к себе и к людям; но еще более ошибался, считая и то, и другое врожденным [10].
По В.Н. Мясищеву, личность выступает, прежде всего, «как система отношений человека к окружающей действительности» [10, с 48], поэтому самым главным и определяющим становятся «ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями» [10, с. 48], то есть психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности [10].
Следует подчеркнуть, что С.Л. Рубинштейн выделял два главнейших вида жизненных отношений: сознательно-этическое отношение к миру, которое открывается через отношение человека к другому человеку и природе, и отношение к себе, с помощью которого субъект пересматривает свою жизнь, соотносит свои интересы с интересами других [5].
По В.Н. Мясищеву отношения человека осмысленны, они основываются на сознательной оценочно-эмоциональной избирательности, формируются в деятельности, обеспечивают психологическую связь с окружающим миром, проявляются в переживаниях и действиях. При этом в структуре личности первый план образуют доминирующие отношения, раскрывающие смысл жизни человека.
Для нашего исследования важно, что В.Н. Мясищев рассматривал психическое отношение как выражение активной, избирательной позиции личности, определяющей индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков [10].
В современных исследованиях позиция определяется как ведущая характеристика личности, регулирующая и определяющая ее проявления и поведение (И.С. Кон); стержневое системное образование личности, заключающее в себя движущие силы психического развития (Л.И. Божович, В.Н. Мясищев); отношение человека к объективной действительности, определяющее его взаимоотношение с ней (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская).
Позиция определяет субъективные отношения (ценностные ориентации, интересы, мотивы, установки и т. д.); устойчивые типичные для субъекта способы
осуществления своей жизни, отношений с окружающими людьми (уходит ли он от противоречий, сглаживает их или, наоборот, заостряет) и направленность личности как «отношение того, что личность получает и берет от общества, <...> к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [8, с. 311].
В понимании позиции как личностного образования существует несколько подходов. В рамках так называемого социологического «позиция» понимается как условие для проявления личности (К.А. Абульханова, И.С. Кон). В рамках психологического подхода позиция понимается как устойчивый структурный компонент личности (Б.Г. Ананьев). В рамках психолого-акмеологического подхода позиция рассматривается как система, имеющая объективно-субъективный характер (А.А. Деркач, В.Н. Мясищев, Н.Ф. Радионова и др.).
Объективность позиции как личностного образования определяется ее детерминированностью общественной жизнью и предопределенностью ее содержания характером общественных отношений. Субъективность позиции определяется тем, что она складывается при непосредственном участии человека, под влиянием его сознания [5]. При этом в понимании позиции как отношения важна не столько объективная связь личности с окружающей действительностью, сколько ее активность в этом окружении. С этой точки зрения позицию субъекта можно определить как комплексную характеристику режимов деятельности в соответствии с его способностями, состояниями и отношениями, с одной стороны, его стратегией и тактикой — с другой, объективной динамикой деятельности — с третьей [5].
Как отмечают Н.М. Борытко и О.А. Мацкайлова, позиция человека дает возможность представить «пространство», в котором осуществляется его «движение», то есть в которое он включен объективно, и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Таким образом, позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического [4]. Так, через призму потенциального и актуального рассматривает позицию В.П. Бедерханова, определяя ее как способ наложения возможного (того, что человек хочет) на реальное (то, что он объективно может), приводящее к действительному (то, что можно видеть в его действиях) [2]. Если же рассматривать позицию через призму внешнего и внутреннего, то можно представить ее как единство содержательного (внутреннего) — знаний, жизненного опыта, системы взглядов, ценностей, отношений личности и процессуального (поведенческого) — решения субъектом определенных задач.
Для нашего исследования также важно подчеркнуть, что позиция — это развивающееся образование, зрелость которого характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью [12].
Опираясь на понимание позиции как отношения, исследователи конструируют понятия «позиция личности», «внутренняя позиция», «жизненная позиция», «субъектная позиция» и т.п.
Понятие «позиция личности» является наиболее широким из всех перечисленных понятий. Позицию личности рассматривают, с одной стороны, как интег-ративное образование, включающее в себя уровни развития человека в его целостности, а с другой, как определенную линию поведения человека как субъекта [1]. Позиция личности представлена основными жизненными отношениями, регулирующими проявления личности во всех сферах [5].
Позиция личности определяет мировоззрение, принципы и поступки человека, эффективность его социальной и профессиональной деятельности и оказывает существенное влияние на все сферы его жизнедеятельности. Совокупность образующих позицию субъективных отношений выступает как система координат, опре-
деляющая поведение личности в каждый данный момент и позволяющая человеку ориентироваться в мире.
Раскрывается категория «позиция личности» через понятия «внутренняя позиция», «жизненная позиция», «социальная позиция», «гражданская позиция», «нравственная позиция», «профессиональная позиция» (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, В.П. Бедерханова, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борыт-ко, С.М. Годник, А.А. Деркач, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.Н. Маркин, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.).
Мы не будем останавливаться на понятиях «социальная позиция», «гражданская позиция», «нравственная позиция» и «профессиональная позиция». В то же время следует рассмотреть понятия «внутренняя позиция» и «жизненная позиция», чтобы получить возможность для обоснования содержания понятия «субъектная позиция».
Внутренняя позиция рассматривается как система социальных установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.
Жизненную позицию определяют как способ включения личности в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социально значимых, прежде всего профессиональных, умений и соответствующих им действий личности, реализующих ее отношения к окружающему миру [9].
Как видно из этих определений, внутренняя позиция входит в жизненную позицию как субъективный компонент.
При этом важно подчеркнуть следующее:
- жизненную позицию личности представляет не отдельно взятый поступок, а совокупность типичных поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности;
- жизненная позиция — сложное структурное образование, объединяющее внешние проявления и внутренние механизмы активности личности;
- в зависимости от содержания и направленности различают жизненную позицию позитивного (общественно значимого) и негативного (антиобщественного) типа;
- вне зависимости от направленности жизненной позиции в соответствии с включенностью ее деятельностного компонента выделяют различные уровни активности жизненной позиции [9].
В.Н. Маркин выделяет пять уровней активности жизненной позиции: негативную жизненную позицию; пассивную жизненную позицию с негативным духовным потенциалом; пассивную жизненную позицию с позитивным духовным потенциалом; жизненную позицию среднего уровня активности; активную жизненную позицию, или жизненную позицию высокого уровня активности [9].
На наш взгляд, понятие «активная жизненная позиция» является в значительной степени близким понятию «субъектная позиция». Это подтверждают и определения субъектной позиции, сформулированные в ряде исследований (см. табл.).
В целом анализ и обобщение результатов исследований, связанных с проблемами субъекта деятельности, субъектности и субъектной позиции, показал, что субъектная позиция:
- является сложным когнитивно-аффективным личностным образованием, которое отражает систему отношений человека к себе и миру, детерминирует активность жизнедеятельности человека и зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих;
- позволяет одновременно взаимодействовать с внешней и внутриличностной средой, максимально гармонизируя эти взаимодействия;
Т а б л и ц а
Определения понятия «субъектная позиция»
Автор Определение
Г. И. Аксенова Сложная интегративная характеристика личности профессионала, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к миру и жизни в целом
A.C. Лебедев Системное отношение внутренних психических элементов, позволяющих человеку творчески осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной средой
Н.М. Борытко и O.A. Мацкайлова Система доминирующих избирательных отношений, определяющих последующую профессиональную активность человека и активный характер его профессионально-личностного саморазвития в процессе профессиональной подготовки
З.И. Рябикина Личностная активность, направленная на изменение себя, окружающей среды и пространства свободного времени в частности
Е.В. Набиева Способность научно обоснованно влиять на достижение результатов организуемого педагогом педагогического процесса, осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, быть стратегом профессиональной деятельности, осмысливать связи собственного Я с участниками целостного педагогического процесса
С.А. Коваль Способность и готовность осуществлять личностное влияние на все этапы организации социально значимой деятельности в детском общественном объединении
Ф.И. Блиева Позиция личности в профессиональной среде, отражающая его отношение к профессиональной деятельности, к качеству ее выполнения, к своим коллегам, к самому себе как специалисту
Ю.Л. Блинова Целостная, развивающаяся система выработанных личностью способов активной реализации системы ценностных отношений к себе, другим субъектам педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности
В.В. Курунов Сформированность системы осознанной саморегуляции деятеля
Л.А. Филимонюк Личностная значимость для студента процесса и результатов проектирования, его творческую активность в проектной деятельности
Т.Н. Шевченко Способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально-значимые и профессионально важные качества
С.Л. Шлычкова Саморазвитие, самоутверждение, которые протекают в форме самопознания, самооценки, рефлексии своего потенциала и степени конструктивности действий
А.Р. Тиводар Ценностная ориентированность на предпочитаемые виды активности
М.В. Ручкина Совокупность свойств личности, которая способствует экстериориза-ции субъектного потенциала
— обладает избирательным, инициативным, ответственным, преобразующим характером;
— обеспечивает согласование целей, мотивов, способов действий человека с социальными и профессиональными требованиями и одновременно выход за пределы указанных предписаний, подчинение системы основных отношений задачам личностно-профессионального самосовершенствования;
— отражает индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности и стратегичность ее жизни;
— объединяет внутренние механизмы и внешние проявления активности личности;
— опосредуется типом деятельности, в которую включена личность;
— выступает как необходимое условие эффективности деятельности и личност-но-профессионального саморазвития;
— обеспечивает три взаимосвязанных процесса: самоактуализацию через самопознание, самоанализ и самоопределение; самосовершенствование через внутреннюю и внешнюю деятельность; самореализацию через творчество и общение;
— проявляется в построении индивидуальной траектории жизненного пути;
— формируется на ранних этапах жизни человека под воздействием среды и воспитания, а затем в рамках профессионального образования и профессиональной деятельности.
Как акмеологический феномен субъектная позиция — это интегративная личностная характеристика, отражающая систему доминирующих отношений человека, определяющая рефлексивно-личностный способ его жизнедеятельности и обеспечивающая максимально эффективную реализацию его жизненных целей и полное раскрытие его индивидуальности.
Литература
1. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса: Монография. М.; Рязань, 1998.
2. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001.
3. Блиева Ф. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник АГУ. 2007. № 3 (27). С.132-138.
4. Борытко, Н.М., Мацкайлова O.A. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. Волгоград, 2002.
5. Гневашева В.А., Сукталиева Э.В., Терпугова Н.Ф. Становление профессиональной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. 2007, № 3. С. 60-63.
6. Коваль С.А. Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.
7. Курунов В.В. Регуляторно-деятельностный подход в профессиональном и личностном саморазвитии студента психолога // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». 2008. № 8 (4).
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
9. Маркин В.Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. 2005. № 4.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995.
11. Набиева Е.В. Основные положения концепции формирования научно-исследовательской компетентности учителя в системе непрерывного образования // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 2.
12. Общая психология: Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. -Петровского. М., 2005.
13. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.
14. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М., 1988.
15. Филимонюк Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования // Наука и образование. Белово, 2008. Ч. 2. С. 651-654.
© Керемиди А.А., 2009
В.А. Князев
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВНУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Ключевые слова: межличностное воздействие, внушение, технологии внушения, принципы применения психологических технологий внушения