УДК 378.013.78 ББК 74.580.22 Б 69
Ф.И. Блиева
Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассматривается сущность категории «профессиональная субъектная позиция» личности специалиста, рассматриваются теоретические аспекты ее становления в процессе обучения в вузе, обосновывается структура профессиональной субъектной позиции личности. Для каждого компонента предложены критерии, позволяющие контролировать процесс становления личностной субъектной позиции будущего специалиста.
Ключевые слова:
Субъектность, позиция, профессиональная субъектная позиция, самоактуализация, акмеологический подход, профессионально-ценностные ориентации, творческость, ак-меологическая направленность.
Последние десятилетия жизни российского общества характеризуются глубокими социально-экономическими преобразованиями, затронувшими буквально все сферы жизнедеятельности. Естественным следствием этого процесса явились и существенные изменения требований к подготовке специалистов различных отраслей народного хозяйства. Это объясняется тем, что система образования, как любая социальная система, подвергается влиянию и сама влияет на внешние социально-экономические и социально-культурные условия. Оказавшись под воздействием мощных социально-экономических и политических факторов, образовательная система уже не может действовать по отлаженной схеме; общество нуждается в разработке программ реформирования образования, соответствующих условиям рыночных отношений.
Сегодня социально-экономические отношения в государстве перестали быть статичными, как в недавнем прошлом. Чтобы подготовить будущих специалистов к деятельности в реальных условиях, необходимо учитывать изменчивость этих условий и формировать у специалистов такие личностные и профессиональные качества, которые позволят им своевременно, эффективно и безболезненно перестраивать себя и свою деятельность в соответствии с новыми требованиями.
Высшей ценностью государства становится личность специалиста с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала, профессионального роста, духовного и физического совершенства. Профессиональное развитие личности будущего специалиста, его субъектность выступают основной целью высшего образования. Личностная позиция будущего специалиста должна стать органичной частью его профессиональной деятельности. Решению этой проблемы посвящены работы С.Н.Бегидовой, Н.М.Борытко,
А.А.Деркача, А.А.Исаева, М.Я.Виленского, М.И.Станкина, и др. Особое внимание уделяется формированию субъектной позиции специалиста как детерминанта его профессионального становления.
Позиция личности чаще всего анализируется на основе теории отношений и понимается как система отношений личности (В.И.Мя-сищев, А.Г.Ковалев, Б.Ф.Ломов, К.А.Абульха-нова-Славская) и представляет собой, по мнению Б. Г. Ананьева, сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность.
По мнению Н.М.Борытко, «позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности и индивидуальности. Если лич-
ность - это определенность позиции человека в отношении с другими (в том числе и в процессе профессиональной деятельности), то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни...» [5]. Позиция личности занимает важное место как в структуре личности, так и в структуре деятельности. Позиция как система отношений личности является побудителем поведения, детерминантом ее активности. Если способности это то, что человек может, то позиция - это то, чего человек хочет и когда это хотение направлено на профессиональную деятельность, оно становится условием профессиональной субъектности личности.
В современной педагогической науке изучение субъектности и становления субъектной позиции в учебно-воспитательном процессе имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического и общественного развития. Государству требуются высоко образованные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать возможные последствия такого выбора, готовые к продуктивному сотрудничеству и взаимопомощи, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с этим, эффективность воспитания связывается не столько с тем, удалось ли обще-
ству передать молодежи свои знания, убеждения, навыки, сколько с тем, сумело ли оно подготовить молодежь к самостоятельным действиям, научило ли ее творчески мыслить, принимать ответственные решения в сложных социально-политических, профессиональных,
нравственных ситуациях. Очень важно воспитать молодого человека субъектом своей собственной жизни, профессиональной деятельности, способного к гуманному взаимодействию с другими людьми.
Субъектность человека проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе, а так же к себе в жизни, в профессии, в семье и т.д. Увидеть себя востребованным в определенной сфере деятельности или определенных слоях общества - доминирующий механизм активной позиции личности. Как видим, активная позиция связана с деятельностью и поведением человека. В.П.Бедер-ханова определяет позицию как способ наложения возможного (того, что человек хочет) на реальное (то, что он объективно может), приводящее к действительному (то, что можно видеть в его действиях) [4].
Неоднозначное понимание сущности субъектной позиции дало основание для выделения разных доминантных компонент и критериев. Ниже в таблице приведены авторские подходы на сущность, структуру и критерии субъектной позиции (табл. 1).
Таблица 1
Автор Понятие Компоненты Критерии
Аксенова Г.И. Субъектная позиция - это сложная интегративная характеристика дич-ности персонала, отражающая его активно, --, преобразовательное отношение к самому себе, , жизни в целом Мотивационно- ценностный Отношенческий Регулятивно- деятельностный • ценностные ориентации; профессиональные мотивы и профессио- ; • - ; • , -, - ме «п^подаватель-с^дент», отношения в системе «с^дент - »; • - венной жизнедеятельностью; способность к управлению собствен; -моу правлению поведением.
Борытко Н. М. Мацкайлова О. А. Субъектная позиция « - рующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе» (^сищев В.И.). Субъектная позиция студента - система до- тельных отношений, оп-- шую его профессиональную активность и активный характер его - - тия в процессе профес- . - смысловые отношения - - ния -- тивные отношения • самопо нимание, саморазвитие; • самооценка, саморазвитие; • , .
Лебедев А.С. Субъектная позиция в творческой деятельно- - шение внутренних психических элементов, позволяющих человеку творчески осуществлять - временно с внешней и внутриличностной сре-. - ценностный - творческий - деятельностный • ; стремление к творческой реализации в профессионально^риентиро- ; интерес к профилирующим предметам и предметам психолого; • самосознание (самопознание), знания о сущности и содержании профессиональной деятельности, самостоятельное творческое мышле- ; • активность (инициативность, от- ), личности в постановке целей, организации творческой деятельности, проверке ее результатов, рефлек-, .
Трещев А.М., Романовская И.А. - ция Аффективный Когнитивный Поведенческий • совокупность мотивационно-личностных отношений к деятельности в профессиональной сфере, включающий направленность лич, наиболее устойчивых мотивов, побуждающих личность к деятельности, способам успещного овладе-. • методологии и теории педагогики, научного стиля мышления, способность к рефлексии. • - , владение умениями.
Необходимость формирования профессиональной субъектной позиции в вузе связана, с одной стороны, с современными актуальными требованиями к специалисту с высшим образованием, с другой - с некоторыми недостатками профориентационной работы в школе. Современного первокурсника часто характеризует отсутствие направленности на будущую профессиональную деятельность, нежелание заниматься получаемой в вузе профессией в будущем. При этом чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда, будущий специалист уже на стадии подготовки к профессиональной деятельности должен быть субъектом своего образования, заинтересованным в получении качественного образования, осознанно выбравшим данную профессию, стремящимся достичь вершин профессионализма, готовым и способным заниматься самосовершенствованием.
Субъектность является наиболее важной характеристикой современного специалиста. Только позиция субъекта, активно участвующего в своем образовании и несущего ответственность за это образование, может обеспечить надежность профессионального роста и становления специалиста.
Субъектная позиция отражает авторство, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию [7]. Субъектной, на наш взгляд, можно назвать не любую позицию, так как она может быть и пассивной, конформной и т.д., а только такую, которую характеризуют активность, творческость, сознательность, самостоятельность, ценностно-смысловое, эмоциональное, избирательное отношение к миру, людям, самому себе.
Субъектный подход является парадигмаль-ным для акмеологии (К.А.Абульханова-Слав-ская, В.Г.Асеев, А.В.Брушлинский, А.С.Огнев и др.). В основе его лежит идея С.Л.Рубин-штейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека.
Признаками субъектности с позиции ак-меологического подхода являются: активная ориентировка (в новой ситуации, материале, в том числе и учебном); осознание структуры своей деятельности, качеств личности, этапов
профессионального и жизненного пути; инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, антиципация; интенсивная включенность в деятельность; стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, само-компенсации), владение приемами саморегуляции; осознание противоречий своего развития; настроенность на саморазвитие и самообновление; стремление к самореализации и творческому созиданию; интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочивание своего профессионального опыта и
др. [6].
Субъектная позиция отражает, прежде всего, эмоционально-чувственное отношение личности к интересующей ее сфере, ориентацию на ценности и образцы поведения, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию.
Необходимый на современном рынке труда уровень профессионализма требует такой подготовки, в которой студент обязательно является субъектом учебного процесса, четко осознающим задачи, цели и т. д. своего образования, заинтересованным в получении качественного образования, осознанно выбравшим данную профессию, стремящимся достичь вершин профессионализма, готовым и способным заниматься самосовершенствованием.
Профессиональная субъектная позиция -это позиция личности в профессиональной среде, отражающая его отношение к профессиональной деятельности, к качеству ее выполнения, к своим коллегам, к самому себе как специалисту. Она является частью, сегментом жизненной позиции личности, определяющей и регулирующей социальное самочувствие человека. При таком подходе, кажется, что студент должен понимать и осознавать свою причастность к получению образования, выступать заинтересованным лицом в данном процессе, стремиться к повышению своего качества как будущего специалиста.
Но факты говорят о другом. Следует отметить, что главный парадокс современного высшего образования состоит в том, что студенты, по сути, зрелые люди, самостоятельно избравшие будущую профессию и уже освоившие приемы самоорганизации, самообразования, самоконтроля и потому тоже ответственные за
качество своей подготовки, однако чаще всего не являются активными субъектами учебнопознавательной деятельности.
Их в большинстве случаев характеризует отсутствие профессиональной направленности и положительной мотивации к учению, низкий уровень сформированности ЗУН, а также качеств личности, необходимых студентам в учебной и будущей профессиональной деятельности, слабая учебная активность и ориентация на репрордуктивные способы решения учебных задач, недостаточный уровень самостоятельности и учебной организации, неразвитость самоконтроля и профессионального самосознания. Это все делает необходимым внешнее педагогическое управление учебной деятельностью студентов [11], поэтому так важно актуализировать субъектную позицию студента.
Формирование профессиональной субъектной позиции оказывает интегративное влияние на личность студента. Во-первых, развивает, стимулирует процессы самосовершенствования; во-вторых - актуализирует субъектное, сознательное и ответственное отношение к
учебному процессу и своему образованию; в-третьих - формирует направленность на профессиональную самоактуализацию, самореф-лексию.
Профессиональная субъектная позиция личности детерминирует ее саморазвитие и самореализацию, качество успешного профессионального становления и последующей продуктивной профессиональной деятельности. Она есть условие и результат профессионального развития личности и характеризует такой уровень развития сознания, при котором личность стремится к самосовершенствованию и самоудовлетворению в профессиональной деятельности.
Потребность в самосовершенствовании возникает тогда, когда профессиональная деятельность приобретает в глазах специалиста ценность, ради которой он «берет в свои руки» процесс своего профессионального образования. При этом он должен быть настроен на творческое освоение профессии, т.к. творче-скость - основная характеристика профессиональной подготовки специалиста [3].
Рис. 1. Структура профессиональной субъектной позиции
В качестве компонентов профессиональной субъектной позиции, мы выделили профессионально ценностные ориентации, акмеологиче-скую направленность и творческость (рис.1). С самого начала обучения в вузе важно развивать профессиональную, акмеологическую направленность личности, формировать позитивное, ценностное отношение к избранной профессиональной деятельности и профессионализму в целом.
Выделенные компоненты и критерии позволяют считать, что профессиональная субъектная позиция представляет собой инвариантный компонент личности современного специалиста, способствующий его профессиональному становлению и его профессиональной деятельности.
Акмеологическая направленность - это направленность личности на профессию, на самосовершенствование, на самореализацию в профессиональной деятельности и социальной сфере. Направленность является главной характеристикой личности. Именно она выступает в роли побудительной силы, определяющей избирательность отношений и активность личности [8].
Акмеологическая направленность подразумевает ценностную, аксиологическую ориентацию на продуктивную профессиональную деятельность, на саморазвитие и самореализацию в профессиональной деятельности и т.д. Акмео-логическая направленность обеспечивает самоактуализацию личности, которая и становится мотивом совершенствования специалиста.
Акмеологическая направленность - результат развития личности в трудовой и учебнопрофессиональной деятельности. Ее составляют интерес и любовь к профессии, осознание ее важности и сложности, потребность в профессиональной деятельности, стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Творческость - необходимое условие профессионального становления личности.
Творчество - высшая форма деятельности человека, а творческость можно определить как главную цель современного профессионального образования.
Способного к творчеству человека характеризуют: готовность к риску, импульсивность, независимость суждений, чувство юмора и склонность к шутке, самобытность, познава-
тельная дотошность, нежелание принять на веру, критический взгляд на вещи, смелость воображения и мысли [2].
Творческому мышлению благоприятствуют такие черты личности как «уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.» [10].
Творческость как позиция представляет собой психологическую готовность к профессиональному творчеству: профессиональное сознание, самосознание, ценностное отношение к профессии и профессионализму деятельности, интуиция, способности к рефлексии, творческое отношение к своим профессиональным обязанностям, к своему профессиональному становлению, потребность в творчестве.
Профессионально-ценностные ориентации личности - важная качественная особенность личности специалиста, регулирующая ее поведение и деятельность, задающая направленность личности на профессию.
Наличие профессионально-ценностной
ориентации предполагает существование относительно стойкой системы направленности интересов и потребностей на профессиональную деятельность. Сформированная в вузе такая система будет движущей силой профессионального саморазвития и самореализации личности.
В структуре профессионально-ценностных ориентаций З. Н. Курлянд выделяет наличие яркого интереса к профессиональной деятельности, а также потребности в получении прочных знаний, умений и навыков, которые обеспечат освоение профессии на высоком уровне. На наш взгляд, формирование этих компонентов ценностных ориентаций особенно важно на младших курсах, когда из-за большого количества общеобразовательных дисциплин студенты теряют интерес к учебе, а затем и к профессии.
Ценностные ориентации определяют направленность личности на профессиональный труд, совершенство, саморазвитие, самодвижение и т. д. Поэтому нужно создавать в вузе та-
кие условия, которые бы направляли личность на положительную оценку своей профессии, утверждая ее ценности и приоритеты, формировали бы установку на достижение профессионально значимых целей, усиливали бы стремление личности к профессиональному росту и самосовершенствование, достижение профессионального «акме» [3].
Главным проявлением профессиональной субъектной позиции является самоактуализация личности.
По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Самоактуализи-рующихся людей, по мнению А.Маслоу, отличает потребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытость и справедливость. Самоактуализация означает прислушиваться к своему собственному голосу, брать на себя ответственность, быть честным, много работать, иметь независимую от окружающих позицию, найти самого себя и цель своей жизни
[9].
Самоактуализация - это непрерывный процесс профессионального и личностного роста в соответствии со способностями и возможностями личности. Она подразумевает приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п. [1].
Потребность в самоактуализации могут ощущать многие люди, но самоактуализируют-ся лишь единицы, самостоятельные личности, способные взять на себя ответственность за содержание своей жизни, являющиеся субъектами собственной жизнедеятельности.
Самоактуализация - главный интегративный критерий профессиональной субъектной позиции, которая есть совокупность взглядов,
установок, потребностей, целей и ценностей личности профессионала, которые побуждают его к самоактуализации, т. е. к достижению в профессии максимума того, чего личность способна достичь.
Таким образом, профессиональная субъектная позиция является детерминантом профессионального становления специалиста, ориентирующем личность на профессиональнотворческое саморазвитие и самореализацию.
Примечания:
1. , . .
различных типах организации профессиональной деятельности / И.А. Акиндинова // Психологопедагогические проблемы развития личности в
:
в общественной практике. - СПб.: Изд-во РГПУ им. АЛ.Герцена, 2000.
2. , . . /
B.И. Андреев. - Казань, 1996.
3. , . . -
нально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С.Н. Бегидо-ва. - М. - Майкоп, 2001.
4. Бедерханова, В Л. Становление личностно ориентированной позиции педагога / В Л. Бедерханова. - Краснодар, 2001.
5. , . .
учащегося в гуманитарном пространстве урока / НМ. Борытко, О.А. Мацкайлова. - Волгоград: - , 2002.
6. , . . / . . , . . -зыкин. - СПб.: Питер, 2003.
7. , . .
в творческой деятельности у студентов педкол-леджа: Автореф. дис.. к.п.н. / АС. Лебедев. - М., 2001.
8. , . . ,
инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1991.
9. , . -
хики / А. Маслоу. - М., 2002.
10. , . . -
: /
C.Д. Смирнов. - М., 2003.
11. , . .
студентов / В А. Якунин. - М., 1994.