Научная статья на тему 'Профессиональная специфика образа жизни и образа мира геолога'

Профессиональная специфика образа жизни и образа мира геолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
790
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗ МИРА / PROFESSIONAL WORK / PROFESSIONAL WAY OF LIFE / WORLD UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шунькова Светлана Валерьевна

В статье представлены результаты исследования психологического содержания профессиональной деятельности специалиста геолога. Автор предполагает, что особые условия профессиональной деятельности геолога формируют специфичный образа мира и профессиональный образ жизни. Изучены и описаны психологические особенности образа мира и образа жизни геологов поисковиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Specificity of the Way of Life and Understanding of a Geologist's World

The results of the psychological contents research of a geologist's professional work are presented in the article. The author assumes that special conditions of a geologist's professional work form a specific understanding of the world and a professional way of life. Psychological features of the geologists' world understanding and the way of life are studied and described.

Текст научной работы на тему «Профессиональная специфика образа жизни и образа мира геолога»

УДК 159.9:331.101.3 ББК 88.4

Шунькова Светлана Валерьевна г. Магадан Shunkova Svetlana Valerievna

Magadan

Профессиональная специфика образа жизни и образа мира геолога Professional Specificity of the Way of Life and Understanding

of a Geologist’s World

В статье представлены результаты исследования психологического содержания профессиональной деятельности специалиста - геолога. Автор предполагает, что особые условия профессиональной деятельности геолога формируют специфичный образа мира и профессиональный образ жизни. Изучены и описаны психологические особенности образа мира и образа жизни геологов - поисковиков.

The results of the psychological contents research of a geologist’s professional work are presented in the article. The author assumes that special conditions of a geologist’s professional work form a specific understanding of the world and a professional way of life. Psychological features of the geologists’ world understanding and the way of life are studied and described.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональный образ жизни, образ мира.

Key words: professional work, professional way of life, world understanding.

В зависимости от содержания профессиональной деятельности, особенностей объекта и условий труда у профессионала формируется особая субъективная модель мира. «Образ мира» - понятие, введенное А.Н. Леонтьевым для описания интегрального продукта процесса сознания, получаемого путем постоянной трансформации чувственной ткани сознания в значения. Исследователи выделяют структуры, слои, уровни образа мира [1, 4, 5, 6]. Трехслойная модель образа мира является на данный момент наиболее дифференцированной и доступной для экспериментального исследования в целях описания профессионального аспекта образа мира. Эта модель образа мира включает три слоя: ядерный, перцептивный и семантический [6].

Образ жизни субъекта складывается из единства ценностных ориентаций, представлений, установок и реальной системы деятельностей. Понятие «образ жизни» понимается нами как «система актуальной активности субъекта (система деятельностей)» [6, 405]. В соответствии с уровневой концепцией образа жизни Серкина В.П., мы выделяем специфику уровня внутренней деятельности

(мотивы, ценности, смысл профессии для личности), уровня коммуникации (особенности общения и взаимодействия), уровня практической деятельности (содержание профессиональной деятельности).

В поле зрения нашего анализа находится профессия «геолог». Эта профессия практически не изучена психологами труда. Мы предполагаем, что особые условия профессиональной деятельности (длительное нахождение в полевых условиях) и особый предмет труда геолога формируют специфичный образа мира и профессиональный образ жизни.

В исследовании использовались следующие методы: беседа, наблюдение, анкетирование, опросник на перцептивный слой образа мира В.П. Серкина, специализированные семантические дифференциалы «Желаемый образ жизни», «Образ жизни геолога», «Образ жизни геолога в полевой период», методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) А. Д. Леонтьева, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича [5].

Выборку составили геологи крупнейших предприятий Магаданской области - ОАО «Дукатская горно-геологическая компания», ОАО «Магадангеоло-гия». Всего 70 человек в возрасте от 25 до 65 лет, среди них мужчин - 59 человек, женщин - 11.

Были получены следующие результаты. По данным анкетирования 30% опрошенных геологов указали на «романтику» профессии как ведущий стимул для ее освоения. Значимым мотивом для выбора профессии был назван интерес к профессии (22%), особый образ жизни (11%) (возможность смены мест, сочетание физического и умственного труда) и «близость к природе» (7%).

Исследование системы ценностных ориентаций с помощью методики М. Рокича выявило, что в иерархии терминальных ценностей у геологов ведущее место занимает: здоровье, любовь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. В системе инструментальных ценностей геологов более высокий ранг занимают ценности: независимость, ответственность, жизнерадостность, честность.

С помощью методики К. Замфир мы выявили, что в выборке геологов преобладает оптимальный тип профессиональной мотивации, в котором ведущей является внутренняя мотивация (у 50% опрошенных). Внешняя положительная мотивация зафиксирована у 18 %, внешняя отрицательная мотивация -у 14 % опрошенных, промежуточный мотивационный комплекс зафиксирован также у 18 % опрошенных.

По результатам методики СЖО все показатели при сопоставлении с тестовыми нормами попадают в диапазон высоких значений, за исключением значений по шкале «Процесс» в выборке мужчин (эти данные попадают в диапазон средних значений). В обеих группах (мужчин и женщин) выявлены тенденции к повышению по всем шкалам, что указывает на наличие в жизни испытуемых целей, которые придают ей осмысленность, направленность и временную перспективу; удовлетворенность своей жизнью в настоящем; удовлетворенность самореализацией; представление о себе как о сильной личности, уверенность в возможности контролировать события собственной жизни. Анализ результатов по методике приводит к выводу о высоком уровне общей осмысленности и удовлетворенности жизнью в выборке геологов.

Опросник позволил выявить изменения образа мира геологов в связи с опытом профессиональной деятельности. Опрошенные отмечают изменения в мышлении, восприятии, самоотношении. Так, опрошенные геологи указывают, что стали думать системно, по - научному, стали уделять внимание геологическим особенностям местности (даже вне работы), изменилось отношения к природе (стали более бережно относиться к ней, поняли «величие» природы), изменились сами (стали мудрее, взрослее, внимательнее). Например, съемочные и поисковые маршруты дали «уверенность и профессиональный рост», научили умению «искать выход в сложных ситуациях», позволили освоить «разнообразие профессиональных и бытовых придумок». Геологи указывают, что основными деятельностями, изменившими их, являются: деятельность по обустройству и обслуживанию быта в полевых условиях, съемочные и поисковые маршруты, оформление геологической документации, научная работа и самообразование.

Результаты СД «Образ жизни геолога» (далее ОЖГ), «Желаемый образ жизни» (далее ЖОЖ) были обработаны методом семантических универсалий и факторного анализа.

Образ жизни геолога оценивается позитивно, как ответственный, социально одобряемый, открытый по отношению к людям, наполненный смыслом. Оценивая свой образ жизни, геологи указывают на удовлетворенность профессиональной деятельностью, наполненность жизни смыслом и событиями. В целом ОЖГ - это образ жизни счастливого, удовлетворенного человека, который любит свою ответственную, но интересную работу.

При обработке СД с помощью факторного анализа, использовался метод главных компонент, Уапшах вращение, критерий нормализации Кайзера. Выделено 5 факторов, которые объясняют 60% дисперсии. Оценка понятия факторизуется по осям: активный - пассивный, свободный - несвободный, недостойный - достойный, особый - обычный, рискованный - безопасный. Исходя их этих данных, мы можем предполагать, что основными параметрами оценки понятия ОЖГ являются степень активности, свободы и независимости в профессиональной деятельности, специфичность образа жизни, признание социальной значимости профессиональной деятельности.

Желаемый геологами образ жизни характеризуется как материально обеспеченный, уважаемый в обществе, спокойный и бесконфликтный, независимый, при этом не скучный, счастливый. При обработке оценок геологов, полученных с помощью СД «Желаемый образ жизни», выделено 4 фактора, которые объясняют 65% дисперсии. Оценка понятия факторизуется по осям: счастливый - несчастливый, лично значимый - незначимый, агрессивный - миролюбивый, свободный - несвободный. Таким образом, геологи оценивают ЖОЖ по параметрам счастья, личной значимости, свободы.

Характеристики ОЖГ сходны с ЖОЖ. Различие составляют переменные ответственный, открытый, подвижный, входящие в универсалию ОЖГ, и не входящие в ЖОЖ. Возможно, геологам хотелось бы исключить из своего образа жизни повышенную ответственность, активность и излишнюю открытость.

Таблица 1

Семантические универсалии понятия «Образ жизни», полученные в период камеральных работ (по 90% интервалу)

«Образ жизни геолога» «Желаемый образ жизни»

Сходства интересный (1,6) интересный (2,5)

понимающий (-1,9) понимающий (-2,5)

счастливый (1,4) счастливый (2,4)

дружеский (1,8) дружеский (2,3)

положительный (-1,8) положительный (-2,3)

нравственный (1,5) нравственный (2,3)

добрый (1,4) добрый (2,3)

осмысленный (1,7) осмысленный (2,2)

сытый (1,8) сытый (2,2)

Различия ответственный (-2,2) обеспеченный (-2,7)

открытый (-1,8) уважительный (-2,6)

подвижный (1,5) достойный (-2,5) независимый (-2,5) миролюбивый (-2,5) веселый (-2,4) творческий (-2,4) уверенный (2,3) насыщенный (-2,2) привлекательный (-2,2) комфортный (2,2) смелый (2,0)

ОЖГ не включает некоторые характеристики, отраженные в оценках ЖОЖ. Можно предположить, что в реальном образе жизни геологам не хватает материального благополучия и комфорта, независимости.

Таким образом, испытуемые в целом удовлетворены своим реальным образом жизни, в частности, социальным признанием важности их труда, осмысленностью, благополучием. Однако, выраженность характеристик ЖОЖ выше реального ОЖГ.

Сравнение с ОЖГ в полевой сезон

Групповая семантическая универсалия оценки «Образ жизни геолога в полевой период» по 90 % интервалу включает такие характеристики, как «активный» (вес признака 2,75), «подвижный» (2,75), «настоящий» (2,58), «насыщенный» (2,25) [7]. ОЖГ в полевой период оценивается как живой, истинный, настоящий, искренний, как образ жизни настоящего мужчины, динамичного, дея-

тельного человека. Сравнение семантических универсалий понятий ЖОЖ, ОЖГ с ОЖГ в полевой период практически не обнаруживает сходств. Вероятно, это связано с существенным различием деятельностей в камеральный и полевой период, а также расхождением потребностей с реальностью работы в «поле».

Анализ полученных результатов по батарее методик позволил описать особенности профессионального образа жизни «полевых» геологов (использовались категории описания, выделенным В.П. Серкиным [6]).

Образ жизни геологов зависит от временных циклов профессиональной деятельности, а именно от двух этапов профессиональной деятельности: этапа полевых работ (все теплое время года) и этапа камеральных и подготовительных работ (осень-зима-весна). Геологи-поисковики работают по распорядку предприятия в камеральный период, и в течение всего светлого времени суток в период полевого сезона [2]. Другие формы активности (досуг, семейная жизнь, хобби, отпуск, ремонт и пр.) напрямую зависят от циклов профессиональной деятельности. Закономерно, существует несовпадение времени жизни специалиста со временем жизни значимых людей (социальный десинхроноз).

Системы деятельностей, в которые включен геолог, существенно различаются в период полевого сезона и в период подготовительных и камеральных работ. Полевой образ жизни характеризуется высокой напряженностью труда, жесткой временной регламентированностью деятельностей, депривацией потребностей в комфорте, сексуальном удовлетворении, в контактах с близкими, в свободе действий и новых впечатлениях [7]. Полевой образ жизни требует физиологической и психологической адаптации, которая занимает от двух дней до двух недель. Сотрудникам поисково-геологической партии необходимо привыкнуть к активным физическим нагрузкам, временному прекращению половой жизни, к распорядку дня, другой пище, воде, воздуху, а также - к разлуке с близкими, однообразию обстановки и ограничению круга общения.

В ограниченной долгое время общности специалистов в период полевого сезона существует собственный сленг (выработанные в совместной деятельно-

сти выражения и термины, описывающие события в жизни группы) и привычные темы общения («работа», «зарплата», «начальство», «природа», взаимоотношения в коллективе, увлечения, отношения полов, несчастные случаи в «поле»; байки и анекдоты, планы по окончанию сезона и др.)

В среде геологов ценятся профессионализм, взаимовыручка, и порицается подлость, высокомерие и безответственность. Среди качеств, которыми должен обладать геолог, опрошенные называли: увлеченность работой, творческий подход, лидерские качества, умение работать в коллективе, смелость (склонность к риску, авантюризм), целеустремленность, ум, организованность, ответственность, умение выживать, моральные качества.

Адаптация к городской жизни по приезду с «поля» занимает 1-3 дня. Часто возникают трудности планирования времени, вхождение в другой ритм жизни, адаптации к городу. Возникает необходимость восстановления некоторых бытовых и социальных навыков (ходить в магазин, платить за квартиру, делать что-то по дому, соблюдать этикет и аккуратность, переходить дорогу с осторожностью и пр.). Постепенно восстанавливается и нарушенная коммуникация с близкими.

По самоотчетам геологов, образ жизни в городе характеризуется как удовлетворяющий основные потребности, но не экстремальный, не активный. Поэтому, несмотря на минусы полевых условий, геологи оценивают полевой образ жизни позитивно, как настоящий, дающий возможность проявить себя. В полевом сезоне специалистов привлекает смена мест и впечатлений, чередование умственного и физического труда, пребывание на природе (хорошая экология), красота природы.

Анализ результатов позволил получить важные выводы, касающиеся влияния профессиональной деятельности на образ мира геологов и описать особенности их образа мира. Так, перцептивный слой образа мира изменяют следующие деятельности: работа по обустройству и обслуживанию быта в полевых условиях, съемочные и поисковые маршруты (а именно, наблюдение, сбор проб, первичный анализ и фиксация данных), оформление геологической документа-

ции, научная работа, самообразование. Семантический слой также имеет особенности - существует профессиональный сленг, язык партии, изменяются значения слов.

В группе испытуемых преобладает внутренняя положительная мотивация профессиональной деятельности. Испытуемые удовлетворены профессией, работой, жизнью в целом. Основными потребностями (ценностями - целями) являются здоровье, благополучие в работе, семейной жизни, общении с друзьями. Вероятно, эти цели придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Цели достигаются за счет сохранения независимости, собственного мнения, ответственности, позитивного отношения к жизни и честности.

Отношение к профессиональному образу жизни позитивное, особенности полевого образа жизни соответствуют мотивам и потребностям испытуемых. Несмотря на минусы (долгое отсутствие дома, депривация некоторых потребностей, бытовые неудобства), полевой образ жизни, в целом, привлекателен для работающих геологов - поисковиков.

Мы можем сделать следующие выводы:

1. Особые условия профессиональной деятельности геолога (цикличность профессиональной деятельности, работа экспедиционным методом) формируют профессиональный специфичный образа мира и образ жизни.

2. Существует специфика образ мира геолога, проявляющаяся в системе ценностей, мотивов, смысложизненных ориентаций, семантического оценивания образа жизни, перцепции субъекта.

3. Под влиянием профессиональной деятельности геолога изменению подвергаются процессы мышления, восприятия, а также самоотношение, отношение к природе, глобальным природным процессам, времени, другим людям. Ценность приобретают взаимовыручка, терпимость к людям, коммуникативные качества.

4. В исследованной группе геологов преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности, высокая осмысленность и удовлетворенность жизнью.

5. Существует специфика образа жизни геолога, проявляющаяся в связи системы деятельностей специалиста и циклов профессиональной деятельности, действии процесса адаптации к условиям профессиональной деятельности, а также в особенностях общения, специфике профессионально-важных качеств.

Библиографический список

1. Артемьева, Е. Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю., Артемьева. - М.: Изд-во МГУ. - 1980. - 128 с.

2. Бирюков, В.И., Куличихин, С.Н., Трофимов, Н.Н. Поиски и разведка полезных ископаемых / В.И.Бирюков, С.Н.Куличихин, Н.Н. Трофимов. - М.: Недра, 1987. - 415 с.

3. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие / Е.А. Климов. -М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

4. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983.

5. Практикум по инженерной психологии и психологии труда : учеб. пособие / Т.П. Зинченко [и др.]. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 198. - 208 с.

6. Серкин, В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук / В.П. Серкин. - Магадан, 2005. - 58 с.

7. Шунькова, С.В. Исследование профессиональной деятельности и образа жизни специалистов, работающих в геологической партии / С.В. Шунькова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2009. -Вып.4(72). - С.91-99.

Bibliography

1. Artemyeva, E. Yu. Subjective Semantics Psychology / E.Yu. Artemyeva. - M.: Moscow State University, 1980. - 128 p.

2. Biryukov, V.I., Kulichikhin, S.N., Trofimov, N.N. Minerals Search and Investigation / V.I. Biryukov, S.N. Kulichikhin, N.N.Trofimov. - M.: Nedra, 1987. - 415 p.

3. Klimov, E.A. World Image in Professions of Different Types: Study Guide / E.A. Klimov. - М: Publishing House of Moscow State University, 1995. - 224 p.

4. Leontyev, A. N. Selected Psychological Works: In 2 V. / A. N. Leontyev. - M.: Peda-gogika, 1983.

5. Serkin, V.P. Structure and functions of the World Understanding in Practical Activities: Synopsis of Thesis, Doctor of Psychol. / V.P.Serkin. - Magadan, 2005. - 58 p.

6. Shunkova, S.V. Research of Professional Work and a Way of Life of Geological Party Workers / S.V.Shunkova // Herald of Tambov University. Humanities Series. - Tambov, 2009. -Issue 4 (72). - P. 91-99.

7. Workshop on Engineering Psychology and Psychology of Labour: Study Guide / T.P. Zinchenko. - L: Publishing House of Leningrad University, 1987. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.