ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2. С. 22-33
www.orgpsyjournal.hse.ru
исследования в организационной психологии
Особенности образа мира и образа жизни геологов (профессионалов и студентов)
ШУНЬКОВА Светлана Валерьевна
канд. психол. наук, ГУ «Магаданский социальный центр», Магадан, Россия, [email protected]
В статье представлены основные результаты эмпирического исследования профессиональной специфики образа мира и образа жизни геологов (профессионалов и студентов). Исследование включает три этапа: изучение профессиональной деятельности и образа жизни сотрудников поисково-геологической партии, изучение образа мира и образа жизни геологов в период камеральных работ, изучение образа мира, обусловленного профессиональным обучением, и отношения к профессиональному образу жизни студентов-геологов. Для решения исследовательских задач используются теоретические модели описания - трехслойная модель образа мира и трехуровневая модель образа жизни. Подтверждено теоретическое положение о необходимости формирования для профессионализации специалиста специфических характеристик образа мира и образа жизни профессионала.
Ключевые слова: профессиональная деятельность; образ мира; профессиональный образ жизни.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью совместного изучения образа мира и образа жизни человека. Согласно принципу единства сознания и деятельности, для того чтобы понять природу психической деятельности, необходимо осмыслить ее отношения с внешней практической деятельностью. Соответственно, изучение образа мира человека должно проходить путем анализа всей системы реализуемых субъектом деятельностей, т.е. изучения его индивидуального образа жизни.
Описание конкретного содержания образа мира профессионала совместно с описанием его образа жизни позволяет получить более полное представление о том, как сформировалась, как функционирует, как развивается профессиональная составляющая образа мира. На сегодняшний день описаний специфики образа мира и образа жизни профессионала явно недостаточно, как и исследований особенностей образа мира, обусловленных обучением [Завалова, Пономаренко, 1983; Лебедев, 1989; Пономаренко, 1995; Стрелков, 2001; Ханина, 1990 и др.]. Изменения образа жизни человека в результате трудовой деятельности также не являются предметом активных исследований.
Актуальность исследования профессиональной деятельности геологов обусловлена, помимо недостаточности психологических знаний об этой профессии, запросами практики. Кадровый вопрос остро стоит для горнодобывающей отрасли страны. Мы полагаем, что это связано с тем, что профессия геолога является одной из профессий, в которой невозможно существовать без ведения профессионального образа жизни. Профессиональный образ жизни геолога подразумевает длительное пребывание в изолированном коллективе вдали от дома в течение полевого сезона (до 6 месяцев), фрустрацию потребностей в новых впечатлениях,
22
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
сексуальной потребности, потребности в общении с близкими людьми, лишение бытового и физического комфорта и пр.
В качестве методологической основы исследования выступили субъектнодеятельностный и системно-деятельностный подходы к изучению профессиональной деятельности, трехслойная модель образа мира [Артемьева и др., 1983] и трехуровневая модель описания индивидуального образа жизни [Серкин, 2005].
Использование в данной работе категорий «образ мира» и «образ жизни» дало возможность получить представление о внутреннем, субъективном мире профессионала и его реальной жизнедеятельности. Понятие «образ мира», введенное в психологическую науку А.Н. Леонтьевым, стало отправной точкой для понимания сущности психического отражения. Все предметы воспринимаются субъектом в пространстве и во времени, а также в их значениях. Образ мира интегрирует эту систему значений. Природа образа мира является активной, а не реактивно возникающей в ответ на внешнее воздействие. Дальнейшие исследования образа мира позволили выделить такие его характеристики, как амодальность, активность, вторичность, осмысленность, избирательность, многоуровне-вость и др. Было определено, что он служит для прогнозирования и ориентирования в мире, имеет инвариантные составляющие, зависит от субъективного опыта, при этом основы образа мира закладываются через систему «ребенок - взрослый» [Величковский, 1983; Петухов, 1984; Смирнов, 1985; Стеценко, 1987; Столин, Наминач, 1988]. Профессиональная специфичность образа мира человека изучалась в работах Е.А. Климова, Е.Ю. Артемьевой и ее учеников. Е.А. Климов предположил, что специфика профессиональной деятельности определяет специфику образа мира и профессиональная деятельность может служить одним из оснований для выделения типичных образов мира [Климов, 1995]. Е.Ю. Артемьева изучала отношение к профессионально незначимым объектам в двух профессиональных группах и выявила различные способы организации оценивания понятий. Таким образом, был сделан вывод о том, что профессионалы, принадлежащие разным профессиональным группам, имеют особые способы построения образов объектов внешнего мира и представления мира в целом. Этим был подтвержден тот факт, что профессиональный компонент субъективного опыта является одной из составляющих образа мира.
Тема действования человека в рамках широкого жизненного контекста нашла отражение в работах многих исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн пишет о том, что личность формируется в ходе ее реального бытия, в конкретной деятельности, и, в свою очередь, детерминирует образ жизни [Рубинштейн, 1989]. Личность в представлениях К.А. Абульхановой-Славской - это динамическая, изменяющаяся система, жизненный путь которой является специфическим процессом ее развития [Абульханова, Березина, 2001]. Задачей исследователя было выявление условий, при которых личность становится субъектом своей жизнедеятельности. Д.Н. Завалишина пишет о том, что понять смысл профессии для человека трудно без анализа его жизнедеятельности. Она выделила три группы вовлеченных в профессию людей: одних привлекают материальные ценности, для других профессия заменила жизнь, для третьих важно выходить за пределы профессии и развиваться всецело [Завалишина, 2004].
Психологическая категория «образ жизни», разработанная В.П. Серкиным, позволяет получить адекватную и комплексную информацию о личности в ее реальной жизнедеятельности. «Образ жизни - понятие, введенное для описания систем деятельностей (как интегративной характеристики активности), которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые он «включен» (субъектом которых является общество, группа) в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла» [Серкин, 2008, с. 133]. Понятие «образ жизни» описывает применение, использование, развитие индивидуальных образов мира в реальном плане.
23
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
Используемая нами схема изучения профессиональной специфики включает исследование слоев образа мира и уровней образа жизни. Трехслойная модель структуры образа мира включает перцептивный мир, семантический слой, ядерные структуры [Артемьева и др., 1983]. Перцептивный мир является поверхностным слоем образа мира и представляет собой результат восприятия и представления множества объектов, которые окружают человека. Особенность этого слоя заключается в том, что его структуры модальны. Семантический слой является промежуточным и представляет собой системы субъективных отношений к объектам, их значения, смыслы. Ядерные структуры составляют самый глубокий слой. Это слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя, он включает личностные смыслы, мотивы, ценности личности.
Уровневая структура образа жизни, предложенная В.П. Серкиным включает: 1) уровень внутренней деятельности (субъективность пространства и времени - «мое» личное представление, переживание времени); 2) уровень коммуникации (конвенциональность пространства и времени - согласованность «моего» времени со временем «других»); 3) уровень практической деятельности (конструирование пространства и времени - согласованность с реальностью). Им также были выделены критерии описания профессионального образа жизни: 1) специфические временные циклы профессиональной деятельности; 2) специфические временные циклы других форм активности (циклы общения с близкими, циклы супружеской жизни, сна и бодрствования, поездок и досуга, учебы и хозяйственных забот); 3) специфика профессионального общения; 4) круг общения и темы общения в свободное от профессиональной деятельности время; 5) развитие профессионально важных качеств или профессиональных деформаций личности и их влияние на образ жизни; 6) принятые в профессиональном сообществе стереотипы поведения, общения, качества и уровня жизни; 7) референтная для профессионала группа, ее система ценностей; 8) переживание десинхроноза, смены климатических поясов; 9) социальный десинхроноз; 10) переживание адаптации к условиям профессиональной деятельности, культурной адаптации; 11) переживание реадаптации [Серкин, 2005].
Целью нашей работы является исследование профессиональной специфики образа мира и образа жизни геологов. Мы предполагали, что существуют особенности ядерного, семантического и перцептивного слоев образа мира геолога, а также особенности уровней их образа жизни. Мы предположили также, что специфика возникает уже в процессе обучения студентов-геологов.
Методика исследования
Для проверки гипотез необходимо было описать труд геолога, особенности профессионального образа жизни геолога и выделить специфику каждого слоя образа мира. Ядерный слой образа мира исследуется с помощью беседы, методик изучения мотивации, ценностных ориентаций, смысложизненных ориентаций. Семантический слой изучается с помощью методов субъективной семантики и психосемантики (специализированные семантические дифференциалы, ассоциативный эксперимент), перцептивный мир исследуется с помощью опросника В.П. Серкина (описание испытуемыми своего опыта) и анализа практической деятельности [Серкин, 2005]. Наличие профессиональной специфики доказывалось путем сравнения геологов с другими профессионалами (использовались опубликованные данные по группам учителей, старателей, военнослужащих и др.). Данные, полученные в группе студентов-геологов, сравнивались с данными, полученными в группе геологов и в контрольной группе студентов других специальностей.
24
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
В двух основных группах испытуемых мы старались выбирать сходные методы диагностики, что не всегда было возможно ввиду существенных различий выборок геологов и студентов. Исследование в условиях полевого геологического лагеря также не позволяло применить обширную батарею методов, поэтому сведения собирались путем наблюдения, бесед и специализированных семантических дифференциалов, необременительных для заполнения испытуемыми.
Исследование 1
Методика и выборка
Исследование профессиональной деятельности, образа мира и образа жизни сотрудников поисково-геологической партии в период полевых работ, которое проводилось на базе полевого лагеря (21 человек). Использовались следующие методы: включенное наблюдение; беседа; интервью; специализированные семантические дифференциалы (СД) «Образ жизни» и «Работа» [Серкин, 2008]; методика «Фотография рабочего дня»; методика «Анализ предмета труда и профессиональных задач».
Результаты
По данным «Фотографии рабочего дня» все формы активности сотрудников поисковогеологической партии жестко регламентированы. Собственно профессиональная деятельность занимает около 41% недельного времени сотрудников, сон - 36% времени, самообслуживание - 4%, питание - 6%, отдых - 13%. Для сравнения: при 40-часовой рабочей неделе в городе человек (даже если все 8 ч в день он непрерывно работает) занимается профессиональной деятельностью примерно 24% недельного времени. В результате наблюдений за профессиональной деятельностью (выход в маршруты с геологами) были отмечены интенсивность нагрузок, физическая тяжесть труда, необходимость работать в сложных погодных условиях, высокая ответственность за принятое решение, эмоциональные нагрузки. На момент проведения исследования (уже более трех месяцев «в партии») сотрудники отмечали ухудшение самочувствия, утомление, скуку, нехватку впечатлений. Заметим, что руководители партии стараются вовремя отслеживать состояния сотрудников, применять различные меры стимулирования сотрудников и поддержания их работоспособности (профилактические беседы, снижение нагрузки на сотрудника, поощрения в виде выезда в поселок, поездки на рыбалку и др.). Учитывая содержание и характер работы геолога, можно говорить о высокой напряженности их труда в период полевого сезона.
В результате обработки специализированного семантического дифференциала была получена групповая семантическая универсалия оценки образа жизни по 90%-му интервалу, которая включает такие значимые характеристики, как «активный», «подвижный», «настоящий», «насыщенный». Обобщая данные, полученные при обработке семантического дифференциала «Образ жизни» в сопоставлении с данными бесед и анкетирования, можно заключить, что сотрудники геологической партии оценивают полевой образ жизни позитивно - как мужской, настоящий, истинный, как дающий возможность проявить себя. Можно предположить, что в полевом образе жизни привлекают именно преодоление, риск, возможность и необходимость принятия решений, реализация потребности в достижениях, в интенсивной значимой деятельности. Для сотрудников геологической партии работа, отличающаяся напряженностью и экстремальностью, является привлекательной. Вероятно, в такой профессиональной деятельности сотрудникам партии нравится возможность преодолевать препятствия, действовать на пределе своих сил и в итоге добиваться результата.
25
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
В беседах сотрудники часто говорят об утомлении из-за длительности полевого сезона, о монотонности деятельности, об однообразии лиц и разговоров, а также об отсутствии связи с близкими и невозможности удовлетворить свои бытовые привычки в условиях проживания в полевом лагере. В качестве одной из сложностей работы в партии ее сотрудники отмечают высокую степень зависимости от действий других членов коллектива. Так, трудности взаимодействия между специалистами и рабочими могут возникать на геологических работах в маршруте, там, где необходимо четкое соблюдение требований руководителя и правил техники безопасности. Ответственным за безопасность маршрутной группы является старший по должности специалист - геолог. По мере движения в маршруте он фиксирует внимание на встречающихся элементах рельефа, выходах и обломках пород, растительности и регистрирует свои наблюдения. Рабочий на геологических работах сопровождает специалиста-геолога. На необходимом участке он делает отбор, упаковку, этикетировку образцов пород, проводит земляные работы, осуществляет переноску грузов. На должность рабочих чаще всего принимают жителей близлежащих поселков, не имеющих специального образования, готовых выполнять любую работу за довольно низкую оплату. Таким образом, на геолога возлагаются функции управления группой, у членов которой существенно различаются зарплата, образовательный и культурный уровни, мотивация труда, представления о цели труда и т.д. Вследствие этих различий нередки конфликты в команде, отказ выполнять поручения, срыв плана работ, недобросовестное выполнение обязанностей. Для разрешения конфликтов в условиях групповой изоляции от специалиста требуется умение сдерживать негативные эмоции, разряжать напряженность, мотивировать на работу, находить выход из любой сложной ситуации.
Исследование 2
Методика и выборка
Эмпирическое исследование профессиональной специфики образа мира и образа жизни геологов (камеральный период) (56 человек - геологи-поисковики). Применялись следующие методы: анкетирование; методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича [Леонтьев, 1992]; методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана [Реан, 2002]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) - модифицированная Д.А.Леонтьевым версия теста «Цель в жизни» Дж.Крамбо и Л.Махолика [Леонтьев, 2006]; специализированные семантические дифференциалы на стимулы «Желаемый образ жизни» и «Образ жизни геолога»; опросник В.П. Серкина, направленный на описание перцептивного слоя образа мира [Серкин, 2005]; ассоциативный эксперимент на стимулы «геология», «геолог», «природа», «полезные ископаемые», «время».
Результаты
По данным анкетирования и бесед выяснено, что стимулами для выбора профессии являлись ее романтика, интерес к ней, «близость к природе». Опрошенные специалисты-геологи удовлетворены профессией и работой. В качестве плюсов называются смена мест и впечатлений (разнообразие, чередование умственного и физического труда), пребывание на природе (хорошая экология, чистая вода, свежий воздух). Из минусов отмечаются регулярные и долгие разлуки с близкими людьми (в том числе отстраненность от жизни семьи и воспитания детей), отсутствие бытовых удобств, ухудшение здоровья вследствие тяжелых физических нагрузок.
26
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
Таблица 1. Семантические универсалии понятия «Образ жизни», полученные в группе геологов (по 90%-му интервалу)
«Образ жизни» в период камеральных работ «Желаемый образ жизни» «Образ жизни» в период полевого сезона
интересный (1.6) интересный (2.5) подвижный (2.8)
понимающий (1.9) понимающий (2.5) насыщенный (2.3)
счастливый (1.4) счастливый (2.4) активный (2.8)
дружеский (1.8) дружеский (2.3) настоящий (2.6)
положительный(1.8) положительный (2.3)
нравственный (1.5) нравственный (2.3)
добрый (1.4) добрый (2.3)
осмысленный (1.7) осмысленный (2.2)
сытый (1.8) сытый (2.2)
ответственный (2.2) обеспеченный (2.7)
открытый (1.8) уважительный (2.6)
подвижный (1.5) достойный (2.5) независимый (2.5) миролюбивый (2.5) веселый (2.4) творческий (2.4) уверенный (2.3) насыщенный (2.2) привлекательный (2.2) комфортный (2.2) смелый (2.0)
Примечание. Сходные признаки, входящие в универсалии, полученные на разные стимулы, выделены цветом. Зеленым цветом обозначено сходство признаков, входящих в универсалии, полученные на стимул «Образ жизни геолога» в период камеральных работ и «Образ жизни геолога» в период полевого сезона. Синим цветом обозначены сходные признаки, входящие в универсалии на понятие «Образ жизни геолога» в период камеральных работ и «Желаемый образ жизни». Красным цветом обозначены сходные признаки, входящие в универсалии на понятие «Желаемый образ жизни» и «Образ жизни геолога» в полевой период. В скобках указан вес признака, входящего в универсалию.
В группе геологов зафиксировано преобладание внутренней положительной мотивации профессиональной деятельности. В иерархии терминальных ценностей у геологов ведущее место занимают: здоровье, любовь, интересная работа, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей. В системе инструментальных ценностей: ответственность, независимость, честность, жизнерадостность, образованность. По данным теста СЖО зарегистрирован высокий уровень общей осмысленности и удовлетворенности жизнью в выборке геологов (критерий ф Фишера, различия значимы при р < 0.05).
С помощью опросника, направленного на изучение перцептивного слоя образа мира, выделены основные виды деятельности, отмеченные геологами как повлиявшие на их восприятие, поведение, отношения. Это работа по обустройству и обслуживанию быта в полевых условиях, съемочные и поисковые маршруты, оформление геологической документации, научная работа, самообразование.
Результаты по специализированным семантическим дифференциалам «Образ жизни», «Желаемый образ жизни» обработаны методами семантических универсалий (см. табл. 1). В целом результаты по этим специализированным семантическим дифференциалам позволяют сделать вывод о том, что образ жизни в камеральный период оценивается как привлекательный. Однако он не обладает такой желаемой характеристикой, как «насыщенность», свойственной образу жизни геолога в полевых условиях.
Для доказательства специфичности образа мира и образа жизни геологов мы провели сравнение наших данных с данными опубликованных исследований, посвященных изучению
27
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
Таблица 2. Сравнение результатов по методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича в группах военнослужащих и геологов
Список ценностей Военнослужащие Геологи
Среднее значение по группе Ранг Среднее значение по группе Ранг
Список терминальных ценностей
1. Активная деятельная жизнь 9.4 8 10.7 11
2. Жизненная мудрость 11.4 12 7.7 8
3. Здоровье 6.8 4 3.3 1
4. Интересная работа 6.2 2 6.5 3
5. Красота природы и искусства 15.3 17 13.5 17
6. Любовь 6.7 3 6.2 2
7. Материально обеспеченная жизнь 7.3 7 7.2 6
8. Наличие хороших и верных друзей 6.9 6 7.0 5
9. Общественное признание 11.2 10 13.0 15
10. Познание 12.9 15 10.2 10
11. Продуктивная жизнь 12.4 14 11.3 12
12. Развитие 11.5 13 11.6 13
13. Развлечения 11.4 11 14.9 18
14. Свобода 10.8 9 7.5 7
15. Счастливая семейная жизнь 3.5 1 6.6 4
16. Счастье других 13.5 16 13.2 16
17. Творчество 15.8 18 11.7 14
18. Уверенность в себе 6.8 5 9.3 9
Список инструментальных ценностей
1. Аккуратность 7.2 4 9.5 10
2. Воспитанность 5.3 2 9.1 8
3. Высокие запросы 17.4 18 14.4 17
4. Жизнерадостность 10.5 13 7.1 4
5. Исполнительность 8.2 7 10.6 14
6. Независимость 9.2 10 5.9 2
7. Непримиримость к недостаткам 10.9 14 15.8 18
8. Образованность 8.4 8 8.1 5
9. Ответственность 5 1 5.6 1
10. Рационализм 11.3 15 9.9 12
11. Самоконтроль 8.1 6 8.3 6
12. Смелость в отстаиваниях своего мнения 8.6 9 10.9 15
13. Твердая воля 9.2 11 9.2 9
14. Терпимость 10.2 12 8.9 7
15. Широта взглядов 11.6 16 10.1 13
16. Честность 6.3 3 6.7 3
17. Эффективность в делах 12.8 17 9.6 11
18. Чуткость (заботливость) 7.5 5 11.4 16
28
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
Таблица 3. Сопоставление средних значений по шкалам теста СЖО, полученных на разных профессиональных группах (выборка мужчин)
Шкала Военнослужащие Учителя Старатели Геологи Тестовые нормы
Цели 33.95 32.66 28.95 35.47* 32.90
Процесс 28.30 30.77 25.70 31.00 31.09
Результат 24.65 23.77 20.75 27.20* 25.46
Локус контроля-Я 21.55 20.00 18.87 22.20* 21.13
Локус контроля-жизнь 31.90 20.66 24.40 33.13* 30.14
Общий 103.2 100.77 91.62 108.00* 103.10
Примечание: * - значимо высокие значения при р < 0.05.
образа мира профессионалов (военнослужащих, учителей, преподавателей вузов, старателей) (Серкин, 2005; Бондарчук, 2007; Москаленко, 2007; Пивоварова, 2007).
Сравнение результатов по методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича, полученных в группах профессиональных военнослужащих и геологов, позволило выявить общие различия в ранжировании ценностей (см. табл. 2). По уровню значимости терминальных ценностей выявлены различия по ценности «познание» - она является основной целью профессиональной деятельности геолога. По уровню значимости инструментальных ценностей у геологов по сравнению с военнослужащими выше ранг следующих ценностей: «терпимость», «независимость», «жизнерадостность». Это можно объяснить тем, что в условиях групповой изоляции для эффективного выполнения своих обязанностей для геологов важно быть терпимыми, сдерживать свои негативные эмоции. К сожалению, нам не удалось найти первичных данных по группе военнослужащих, что не позволило определить значимость различий.
Сравнение данных по тесту СЖО, полученных на разных профессиональных группах (военнослужащие, старатели, учителя, преподаватели), указывает на то, что особенностью профессиональной группы геологов является высокий уровень удовлетворенности жизнью и осмысленности жизни (критерий ф Фишера, различия значимы при р < 0.05). Сравнение данных, полученных в группе старателей, с нашими данными с помощью непараметрического метода U-критерия Манна-Уитни (р < 0.05) показало значимые превышения по всем шкалам, за исключением шкалы «Процесс» (см. табл. 3).
Анализ результатов позволил описать характеристики профессионального образа жизни геологов. Он характеризуется специфическими временными циклами профессиональной деятельности. Так, в работе геологов-поисковиков можно выделить годовой цикл, включающий 2 главных этапа: этап полевых работ (все теплое время года), этап камеральных работ (осень - зима). Системы деятельностей на этих этапах существенно различаются. Цикличная форма работы определяет специфические временные циклы других форм активности (досуг, общение с друзьями, семейная жизнь, хобби, отпуск, ремонт и пр.). В связи с этим часто возникает проблема синхронизации своего личного времени и времени близких людей (социальный десинхроноз).
Особенностью образа жизни геологов является наличие переживаний адаптации и реадаптации (от 2 до 14 дней). Так, нахождение в полевых условиях требует адаптации к активным физическим нагрузкам, временному прекращению половой жизни, к строгому режиму труда и отдыха, к другой пище, воде, воздуху, а также к разлуке с близкими людьми, однообразию обстановки и ограничению круга общения. Реадаптация проявляется в трудностях вхождения в ритм городской жизни, необходимости восстановления некоторых бытовых и социальных навыков (ходить в магазин, платить за квартиру, делать что-то по
29
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
дому, соблюдать этикет и аккуратность, переходить дорогу с осторожностью и пр.). Человеку необходимо привыкнуть к шуму, освещенности и суете города, загазованному воздуху, плохой воде и пр. Не сразу восстанавливается и нарушенная коммуникация с близкими людьми.
В результате особых условий профессиональной деятельности развиваются следующие профессионально важные качества геолога: коммуникабельность, умение сдерживать гнев, терпимость к людям (качества, важные в замкнутом коллективе); выносливость, внимательность, скрупулезность, усидчивость, ответственность, смелость (качества, важные для успешности профессиональной деятельности); умение приспосабливаться к любым условиям, людям и жизненным ситуациям (качества, необходимые в условиях полевого сезона).
У профессионалов формируется привычка к чередованию периодов работы и отдыха, к смене видов работы и окружения. Принято планировать жизненные события «от поля - до поля». В профессиональном сообществе существуют свои традиции - например, день «полевика» (праздник после приезда с «поля»). Распространенными хобби являются коллекционирование камней, фотографирование, видеосъемка, творчество (рисование, сочинительство), спорт, рыбалка, охота.
В профессиональном кругу существуют привычные темы общения: споры о происхождении геологических явлений и находок, взаимоотношения в коллективе, зарплата, начальство, увлечения, проблема взаимоотношения полов, погода, истории о встрече с опасными животными, несчастные случаи, байки, анекдоты. Частой темой в личном общении становится обсуждение рабочих планов на сезон, личных планов после его окончания.
В системе ценностей профессиональной группы геологов выделяются: нравственность, приверженность коллективу, взаимовыручка, увлеченность профессией и знание своего дела. Порицаются подлость, высокомерие и безответственность.
Исследование 3
Методика и выборка
Эмпирическое исследование специфики образа мира, обусловленной профессиональным обучением, и отношения к профессиональному образу жизни студентов-геологов проводилось с помощью следующих методов: анкетирование; опросник В.П. Серкина, направленный на описание перцептивного слоя образа мира; специализированные семантические дифференциалы «Желаемый образ жизни» и «Образ жизни геолога»; методика «Неоконченные предложения» в модификации А.Н. Кошелевой [Практикум, 1980]; модифицированная методика изучения мотивации учения студентов; ассоциативный эксперимент; тест СЖО; методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Выборку составили студенты инженерногеологического факультета Северо-Восточного государственного университета (Магадан), обучающиеся по специальности «геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых» (44 человека), и контрольная группа студентов (44 человека).
Результаты
Исследование показало, что у большинства студентов преобладают внешние мотивы выбора специальности (представление о высокой заработной плате в отрасли и о востребованности профессии, необходимость получения любого высшего образования).
По результатам опроса после полевой практики у студентов отмечаются изменения перцептивного слоя образа мира. Сравнение группы студентов-геологов с контрольной группой студентов позволило выявить специфику семантического слоя образа мира
30
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
(специфика ассоциаций и семантических универсалий (по 90%-му интервалу)), особенности перцептивного слоя образа мира.
При сравнении результатов, полученных в группе студентов-геологов, с результатами профессионалов-геологов были показаны различие в мотивации выбора профессии («романтика профессии» - для специалистов и «интерес к профессии» - для студентов), различие профессиональных мотивов (внутренние мотивы - у профессионалов и внешние мотивы - у студентов), различие ценностных ориентаций, семантических оценок понятий «образ жизни», «геолог», «геология», различие «перцептивного мира» [Шунькова, 2011].
Таким образом, специфика образа мира студентов-геологов, обусловленная профессиональным обучением, проявляется изменением перцептивного и семантического слоев образа мира, что доказано путем сравнения слоев образа мира и уровней образа жизни студентов-геологов и профессионалов. Отношение студентов к профессиональному образу жизни позитивное, однако студенты недооценивают его сложность. Среди студентов-геологов есть как те, кто готов принять профессионально-специфический образ жизни, так и те, кто не готов принять его. Среди профессионалов-геологов все опрошенные готовы принять профессионально-специфический образ жизни. Это доказывает положение о том, что необходимым условием реализации профессиональной деятельности геолога является принятие профессионального образа жизни.
Основные выводы
1. Основными особенностями образа жизни сотрудников поисково-геологической партии являются: трудность организации совместной деятельности; необходимость проживания в изолированном коллективе в полевых условиях; жесткая временная регламентированность форм активности сотрудников; большие физические нагрузки; высокая напряженность труда, связанная с ограниченными сроками исполнения работ, зависимость от погодных условий, от техники, от действий всех членов партии, повышенная опасность.
2. Специфичность образа мира геолога проявляется в особенностях ядерного слоя образа мира (иерархия ценностей, высокий уровень осмысленности жизни, отношение к другим, к природе и пр.); в особенностях семантического слоя образа мира (позитивная специфика семантического оценивания); в особенностях перцептивного слоя образа мира (внимание к деталям, развитие пространственного ориентирования и др.).
3. Психологическая специфика образа жизни геолога проявляется в необходимости ежегодной адаптации к особым социальным и бытовым экспедиционным условиям и реадаптации после полевого сезона (у геологов формируется привычка к чередованию видов работы и социального окружения); в особых условиях профессиональной и межличностной коммуникации; в различной мотивации труда взаимозависимых сотрудников; во фрустрации потребностей в новых впечатлениях, сексуальном удовлетворении, общении с близкими людьми, в уровне комфортности жизни; в особых временных циклах профессиональной деятельности, которые определяют временные циклы других видов деятельности геолога.
4. Обусловленная профессиональным обучением специфика образа мира студентов-геологов проявляется в изменениях перцептивного (появляющееся после практики особое внимание к коммуникативным умениям, внимание к особенностям местности) и семантического (специфичность оценивания профессионально важных понятий) слоев образа мира.
31
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
Литература
Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи // Мышление. Общение. Опыт. Межвузовский тематический справочник. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1983. С. 99-108.
БондарчукН.В. Психологическое содержание старательского труда: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Магадан, 2007.
Величковский Б.М. Образ мира как гетерархия систем отсчета // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во МГУ 1983. С. 155-165.
Завалишина Д.Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. Ч. 1. М.: Смысл, 2004. С. 168-171.
ЗаваловаН.Д., Пономаренко В.А. Психологические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т.4. № 6. С. 92-105.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ 1995.
Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.
ЛеонтьевД.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006.
Москаленко Е.В. Образ мира и образ жизни учителей средней школы и преподавателей вуза: семантическое оценивание и опрос // Ученые записки кафедры психологии СевероВосточного государственного университета / Под ред. В.П. Серкина, И.Ю. Кузнецова, Ю.Е. Якуниной. Вып. 6. Магадан: Изд-во СВГУ 2007. С. 76-85.
ПетуховВ.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. Серия. 14. Психология. 1984. № 4. С. 13-20.
Пивоварова С.В. Перспективы изучения профессионального образа мира и образа жизни специалистов, занимающихся педагогической деятельностью // Ученые записки кафедры психологии Северо-Восточного государственного университета / Под ред. В.П. Серкина, И.Ю. Кузнецова, Ю.Е. Якуниной. Вып. 6. Магадан: Изд-во СВГУ 2007. С. 98-103.
Пономаренко В.А. Страна Авиация - черное и белое. М.: Наука, 1995.
Практикум по инженерной психологии и психологии труда: учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Питер, 2002.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.
Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Пчела, 2008.
Серкин В.П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во СМУ 2005.
Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности и психического отражения. М., 1985.
СтеценкоА.П. Понятие образ мира и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1987. №3. С. 26-37.
Столин В.В., Наминач А.П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988. №4. С. 34-46.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Высшая школа, 2001.
Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1990. № 3. С. 42-49.
Шунькова С.В. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни геологов (профессионалов и студентов): Дис. ... канд. психол. наук. Магадан, 2011.
32
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
Specificity of the image of the world and a way of life of the geologist (professionals and students)
Svetlana V. SHUN’KOVA
Ph.D., Official organization “The Magadan social centre”, Magadan, Russia, [email protected] Abstract
The article presents the results of research of the psychological contents and professional specificity of an image of the world and a way of life of the geologist (professionals and students). Research includes three stages: job analysis and a way of life of employees in geological party during a season, studying of an image of the world and a way of life of geologists in cameralistic works, studying of an image of the world and the relation to a professional way of life of students-geologists. For the decision of research problems theoretical models of the description - three-layer model of an image of the world and three-level model of a way of life are used. The author confirms theoretical position about necessity of formation for professionalizing of the expert of specific characteristics of an image of the world and a way of life of the professional.
Keywords: professional work; professional way of life; image of the world.
33