ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
С. В. Шунькоба
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Автор предполагает, что существенным фактором, осложняющим приток сотрудников и специалистов в геологоразведку, является довольно сложный профессиональный образ жизни геологов (сезонный, вахтовый).
В статье представлены результаты психологического исследования особенностей образа жизни и профессиональной деятельности специалистов, работающих в геологической партии в полевой сезон. Описаны психологические особенности профессионального образа жизни геологов.
The author assumes that the essential factor complicating inflow of experts in geological prospecting is a special and very difficult professional way of life of geologists (work on duty or on seasons).
The results of psychological research of features of a way of life and professional work of employees of geological party during a season are presented in the article. Psychological features of a professional way of life of geologists are described.
ВВЕДЕНИЕ
До сих пор проблема психологического изучения геологических профессий серьезно не ставилась в психологии труда. Источников, описывающих психологическую составляющую труда геологов, крайне мало [6, 7, 10]. Однако на сегодняшний день изучение геологических специальностей является актуальной проблемой.
В последние годы, после продолжительного забвения геологической отрасли, наблюдается рост внимания государства к геологическому изучению недр и воспроизведению минерально-сырьевой базы страны, увеличивается финансирование поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Специалисты в геологоразведке востребованы, их труд достойно оплачивается. Но несмотря на это потребность в высококвалифицированных геологических кадрах остается актуальной.
Мы предполагаем, что одним из существенных факторов, осложняющих приток кадров в геологоразведку, является довольно специфичный образ жизни (сезонный, вахтовый), регламентируемый особенностями профессиональной деятельности геологов.
© Шунькова С. В., 2008
Образ жизни геолога является профессиональным, то есть полностью связан с профессиональной деятельностью. В частности, особенности профессиональной деятельности геологов определяют специфические временные циклы различных форм их активности как в рабочие, так и в нерабочие периоды. Поэтому одной из исследовательских задач для нас стало изучение отношения к профессиональной деятельности и профессиональному образу жизни сотрудников геологической партии.
Понятие «образ жизни» понимается нами как «система актуальной активности субъекта (система деятельностей)» [8, с. 405-408]. Образ жизни складывается из единства ценностных ориен-таций, представлений, установок и реальной системы деятельностей.
В соответствии с уровневой концепцией образа жизни В. П. Серкина, мы выделяем специфику уровня внутренней деятельности (мотивы деятельности, ценности, смысл профессии для личности), уровня коммуникации (особенности общения и взаимодействия), уровня практической деятельности (содержание профессиональной деятельности) [8].
Профессиональный образ жизни сотрудников поисково-геологической партии описан нами по следующим категориям, выделенным на основе параметров описания образа жизни, предложенных В. П. Серкиным:
1) оборудование жилья, производственных помещений;
2) режим труда и отдыха, временные циклы профессиональной деятельности и других форм активности;
3) круг общения и темы общения;
4) принятые в профессиональном сообществе стереотипы поведения, качества и уровня жизни;
5) система ценностей;
6) развитие профессионально важных качеств и/или профессиональных деформаций личности и их влияние;
7) переживание адаптации к полевому сезону;
8) отношение к полевому образу жизни и профессиональной деятельности.
МЕТОДИКА
Нами было проведено исследование особенностей образа жизни и профессиональной деятельности специалистов, работающих в геологи-
ческой партии в полевой сезон. В данной статье представлены результаты, полученные с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, интервью, специализированные семантические дифференциалы (СД) «Образ жизни» и «Работа» (Серкин, 2007), методика «Фотография рабочего дня». Исследование проводилось в Пра-во-Берелехской поисково-геологической партии ОАО «Магадангеология» в августе - сентябре 2007 г. В исследовании приняли участие сотрудники партии, всего 21 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Описание задач партии
Партия выполняла поисково-оценочные работы. Поиски - это комплекс работ, направленных на обнаружение и перспективную оценку полезного ископаемого (в данном случае золоторудного месторождения) [2]. Поиск на участках ведется геофизическими, геолого-минерало-гическими и другими методами. На одном из участков сотрудники занимались геофизическими исследованиями. Сбор информации производился методами электроразведки - это измерение физических показателей (поля, сопротивления и пр.) с помощью специального оборудования. На другом участке велись как геофизические, так и геологические исследования (сбор проб, описание пород, документирование канав и другое).
Деятельность партии имеет свою специфику: ограниченность сроков исполнения работ, зависимость от сезона и погодных условий, повышенная опасность (риск встречи с опасными для человека хищными животными, работа со сложной аппаратурой), наличие непредвиденных обстоятельств (например, поломка оборудования, недобросовестное выполнение профессиональных обязанностей одним из членов коллектива, изменчивые погодные условия).
Описание быта и оборудования жилья
Для проживания работников полевых подразделений предприятие, ведущее работы, обустроило временные базы и лагеря. База партии была расположена в поселке городского типа (его численность около 1000 человек). Участки геофизических работ расположены как вблизи поселка, так и в удалении от населенных пунктов и транспортных путей. Для сотрудников организация снимает жилье в поселке. На участке, отдаленном от основной базы, обустроен лагерь.
Описание содержания профессиональной деятельности партии (наблюдение за трудовой деятельностью)
Одной из наших целей было описание содержания профессиональной деятельности специалистов. Описание предметного содержания деятельности геофизика и геолога производилось с помощью непосредственного наблюдения за тру-
довой деятельностью и анализа видеозаписей. Мы обращали особое внимание на трудовые задачи, предмет, продукт и средства труда, последовательность трудовых операций и условия труда.
Мы наблюдали деятельность геофизической группы по изучению геологического разреза методом частотного электромагнитного зондирования. Целью труда данной геофизической группы было измерение параметров электромагнитного поля на отдельном участке (это гностическая, изыскательская цели по Е. А. Климову) [3]. Конечным продуктом труда являются геофизические измерения (данные). Предметом труда -электромагнитные излучения земли. Продукт труда получен в результате специального измерения. В дальнейшем продукт труда используется для анализа признаков содержания золота и подсчета запасов. Средствами труда являются: генератор тока, электроды, провода, ноутбук с профессиональным программным обеспечением, рация для связи между членами команды. По условиям труда это работа на открытом воздухе, в любой местности, где запланировано измерение (часто местность со сложным рельефом, крутыми обрывами, заболоченностями и пр.).
Можно выделить следующие этапы работы геофизической группы:
1. Расстановка группы на местах. Руководитель указывает место, где размещается геофизическое оборудование и аппаратура в соответствии со схемами, предусмотренными проектной документацией.
2. Подготовка оборудования. Рабочие на линии осуществляют монтаж, заземление электродов, подключение генератора к аккумуляторам и проводам, подключение портативного компьютера.
3. Контроль. Ведется проверка связи между «штабом профиля» и «генераторной группой». Руководитель проверяет готовность оборудования - наличие, исправность и комплектность диэлектрических защитных средств, оборудования, средств связи между оператором и рабочими на линиях.
4. Измерение. Оператор генератора осуществляет подачу тока и измерение. Оператор находится у пульта управления, включает источники питания, производит измерения и выключает источник питания. Руководитель фиксирует показатели на персональном компьютере.
5. Отключение оборудования. Смена места по плану, перенос оборудования.
6. Повторение цикла.
Особенность геофизических работ в том, что выполнение профессиональных задач требует взаимодействия всех членов команды, слаженной работы людей с разным образовательным и культурным уровнем. Так, в одну геофизичес-
кую группу входят: геофизик, несколько рабочих, водитель. В группе различается оплата труда (сдельная оплата - у геофизика, фиксированная - у рабочих, водителя), различается мотивация труда (чаще внутренняя мотивация труда у инженеров и внешняя мотивация у рабочих), различаются представления о предмете труда и т.-д. Вследствие этих различий нередки конфликты в команде и трудности взаимодействия.
Схожие трудности можно наблюдать во взаимодействии геолога и рабочих на геологических работах в маршруте.
В маршруте необходимо четкое соблюдение техники безопасности и правил поведения. Ответственным за безопасность маршрутной группы является старший по должности специалист (чаще всего это геолог), знающий местные условия. Перед выходом группы в маршрут он проверяет обеспеченность группы снаряжением, продовольствием, сигнальными, защитными и спасательными средствами, а также средствами связи, устанавливает рабочий и контрольный сроки возвращения, сроки радиосвязи группы с базой партии. Работа в маршруте проводится только в светлое время суток и прекращается с таким расчетом, чтобы работники успели вернуться в лагерь до наступления темноты [4].
Целью труда в маршруте является сбор геологических данных об участке. Предметом труда являются геологические породы, карта местности. Продуктом труда - информация, пробы породы. Продукт труда анализируется геологом в камеральный период, выясняется значимость обнаруженной информации для решения производственных задач. Средствами труда геологической группы являются геологический молоток, полевая книжка, карандаш, полевая сумка, рюкзак (средства ручного труда). Основные этапы работы: добраться до места проведения маршрутного исследования, предусмотренного проектной документацией; произвести анализ на участке -выявить значимые параметры, отобрать пробы; зафиксировать полученные сведения и наблюдения; последовательно обследовать весь запланированный участок работ; вернуться в лагерь.
По мере движения в маршруте геолог фиксирует внимание на встречающихся элементах рельефа, выходах и обломках пород, растительности. Все сведения, полученные геологом при осмотре местности, заносятся им в полевую книжку - основной первичный документ регистрации геологических наблюдений [9].
Рабочий на геологических работах сопровождает специалиста-геолога в маршруте. На необходимом участке он делает отбор, упаковку, эти-кетировку образцов пород, проводит земляные работы, кроме того, он осуществляет переноску грузов [1].
Результаты по методике «Фотография рабочего дня»
Временные параметры полевого образа жизни сотрудников поисково-геологической партии мы фиксировали с помощью методики «Фотография рабочего дня» [5]. По нашим данным, занятия в полевой период имеют четкую последовательность, режимность. Вариации режима дня зависят от сложности выполняемой профессиональной задачи, отдаленности места работ, погодных условий, состояния техники, срочности выполняемых работ и др.
Такое регламентированное распределение времени, длящееся в течение нескольких месяцев, позволяет сосредоточиться на рабочем процессе, однако действует, по самоотчетам сотрудников, утомительно.
На момент исследования (уже более трех месяцев «в партии») преобладающие эмоциональные состояния у сотрудников - утомление, скука, нехватка впечатлений, снижение физической активности. Сотрудники указывают на ухудшение самочувствия. Снижение иммунитета, распространение простудных заболеваний в партии также свидетельствуют о преобладающих состояниях физического и психического утомления. Наблюдается фрустрация базовых потребностей в группе - потребностей в информации, сексуальном удовлетворении, в новых впечатлениях и эмоциях, разнообразии деятельностей. Полевой период переживается большинством как длительный, тянущийся во времени. Тягостное состояние ожидания окончания работ и приезда в город, к новым впечатлениям и новым делам, к родным и близким людям остро проявляется почти у каждого респондента.
Ведущей темой в общении становится обсуждение планов по окончании полевого сезона. Сотрудники часто говорят о том, как по-друго-му - активно, расслабленно, весело - они будут проводить время. Эта тема активно поддерживается и вызывает оживление. Вероятно, это объясняет случаи «самоходов» в партии - сотрудники самовольно выезжают в близлежащие поселки, несмотря на угрозу увольнения или снижение заработной платы.
Рассмотрим недельный бюджет времени, затрачиваемого сотрудниками партии на различные виды деятельности. На сон сотрудники тратят 60,8 часов (36%), на самообслуживание 6,8 часа (4%), на питание 10,5 часа (6%), профессиональную деятельность 67,9 часа (41%), на отдых 22 часа (13%).
В категории наблюдения отдельно не были включены такая статья расхода времени, как «ожидание» (ожидание техники, людей, указаний и пр.). Категория «отдых» объединена нами с категорией «общение», так как общение при-
сутствует постоянно, что обусловлено совместным общежитием и совместной деятельностью. Категории «дорога» и «сборы» объединены с категорией «работа», так как подготовка оборудования, переезды и пешие переходы входят в содержание профессиональной деятельности сотрудников партии. Исходя из этого, собственно профессиональная деятельность занимает 41% недельного времени. Эти данные свидетельствуют о высокой напряженности труда.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о жесткой временной регламентированности форм активности сотрудников геологической партии в полевой период.
Для изучения отношения к профессиональной деятельности и профессиональному образу жизни сотрудников партии нами использовались методы беседы, интервью и специализированные семантические дифференциалы (СД) «Образ жизни» и «Работа». Данные по СД были обработаны методами семантических универсалий и факторного анализа.
Групповая семантическая универсалия оценки «образа жизни» по 90% интервалу включает такие значимые характеристики образа жизни сотрудников партии, как «активный» (вес признака 2,75), «подвижный» (вес признака 2,75), «настоящий» (вес признака 2,58), «насыщенный» (вес признака 2,25).
Характеристика «активный» отражает динамичный характер выполнения профессиональных задач в «поле». Необходимо выполнить большой объем работ в определенные сроки, заданные планом, длительностью полевого сезона, длительностью светового дня, погодными условиями и прочим с большой четкостью и высокой скоростью [7]. Кроме того, как геологические, так и геофизические работы требуют готовности к физическим нагрузкам - например, необходимо забраться на сопку, дойти до отметки с катушкой проводов, аппаратурой, аккумуляторами, установить датчик, при необходимости спуститься, при этом работу следует выполнять достаточно быстро, не теряя времени. Помимо физической активности полевой образ жизни требует проявления интеллектуальной и социальной активности: необходимо анализировать полученные геофизические и геологические данные, принимать решения, касающиеся производственных задач (например, задача прокладывания маршрута, задача «снятия » данных в неудобной для размещения приборов местности); необходимо организовывать деятельность сотрудников, учитывать их интересы и особенности. Также необходима социальная компетентность и активность в нахождении выхода из конфликтных ситуаций, при решении производственных и управленческих задач, возникающих при организации совместной деятельности в коллективе.
Характеристика «насыщенный», вероятно, также отражает особенности профессиональной деятельности. Работы ведутся на разных участках, за день работнику приходится преодолевать большие расстояния, перемещаться по территории. День также насыщен общением, эмоциональными нагрузками.
Характеристика «настоящий», на наш взгляд, отражает приближенность полевого образа жизни к естественному, природному (лагерь партии расположен вдали от поселка, сотрудники живут в палатках, ведут при наличии запасов достаточно автономное хозяйствование). Помимо этого длительность совместного проживания и тесного межличностного общения определяет довольно высокий уровень открытости душевного мира перед другими, невозможность скрыть многие черты характера и отношений. Возможно, поэтому полевой образ жизни воспринимается как подлинный, истинный, более искренний.
Образ жизни сотрудников геологической партии насыщен нагрузками: и психологическими, и физическими. Опрошенные оценивают наличие таких нагрузок как важную составляющую их профессионального образа жизни. Динамичность и напряженность полевого образа жизни наполнена позитивным смыслом для сотрудников. Такой образ жизни воспринимается как живой, истинный, настоящий. Он отражает ценность труда, хотя и тяжелого, ежедневного, но приносящего видимый значимый результат. От того, как сотрудник выполнит свою профессиональную задачу, зависит деятельность других сотрудников, результат каждого - это вклад в решение о наличии или отсутствии золота, величине запасов.
В целом можно определить образ жизни партии как деятельный, активный, сильный, как образ жизни настоящего мужчины, деятельного человека.
При обработке данных специализированного семантического дифференциала «Образ жизни» с помощью факторного анализа использовался метод главных компонент, Уапшах вращение, критерий нормализации Кайзера. Выделено семь факторов, которые объясняют 76% дисперсии оценок.
Интерпретация факторных структур семантического пространства понятия «Образ жизни»:
1. Шкалы первого фактора: интересный, привлекательный, веселый, осмысленный, оправданный, счастливый, ответственный, нравственный, сытый, комфортный, дружеский, добрый, достойный, открытый. Название фактора - привлекательный/непривлекательный. Фактор дает комплексную эмоциональную оценку полевого образа жизни.
2. Шкалы второго фактора: статичный, безопасный, иррациональный, спокойный, расслаблен-
ный, эгоистичный. Название фактора - напряженный/расслабленный. Фактор группирует оценки, связанные со степенью экстремальности и эмоциональной напряженности труда, готовность к быстрому принятию решений, умению действовать слаженно в команде.
3. Шкалы третьего фактора: понимающий, творческий, самодостаточный, настоящий, независимый, бодрый, достойный, добрый. Название фактора - профессиональный/непрофессиональный. Фактор описывает понимание процесса и смысла деятельности, трудовых операций, сознательность применения орудий и средств, заинтересованность в понимании технологического процесса.
4. Шкалы четвертого фактора: неподвижный, неуважительный, трусливый, пассивный, сонный, расслабленный. Название фактора - активный/ пассивный. Фактор описывает физическую и эмоциональную напряженность полевого образа жизни.
5. Шкалы пятого фактора: разрозненный, ложный, неуверенный, противоречивый. Название фактора - осмысленный/бессмысленный.
6. Шкалы шестого фактора: ненасыщенный, непримиримый, постоянный. Название фактора -изменчивый/статичный.
7. Шкалы седьмого фактора: радикальный, меняющийся, демократичный. Название фактора - свободный/подчиненный.
Оценка испытуемыми понятия «Образ жизни» факторизуется по осям: привлекательный -непривлекательный, напряженный - расслабленный, профессиональный - непрофессиональный, активный - пассивный, осмысленный - бессмысленный, изменчивый - статичный, свободный -подчиненный.
Полученные факторные структуры можно объяснить, исходя из особенностей организации труда сотрудников. На период проведения исследования сотрудники находились в партии уже около трех месяцев, сложились производственные и межличностные отношения. Ведущим стал эмоциональный компонент, так как существует депривация потребности в новых впечатлениях, контактах с близкими людьми, характерна постоянная эмоциональная готовность к работе в экстремальных условиях.
В факторных структурах также отражена значимость смыслового, ценностного компонента. Мы можем предполагать, что активная деятельность и экстремальный образ жизни связываются в сознании работников с положительными эмоциональными оценками, напротив, пассивность, бездеятельность - с отрицательными.
Выделенные факторы можно объединить в три группы: смысловые, ценностные параметры оценивания образа жизни; параметры оценивания
эмоционального состояния и отношения; параметры оценивания, отражающие характер и условия профессиональной деятельности.
Обобщая данные, полученные при обработке семантического дифференциала, можно заключить, что сотрудники геологической партии оценивают полевой образ жизни в ценностном его аспекте позитивно, как мужской, настоящий, истинный, как дающий возможность проявить себя. Можно предположить, что в полевом образе жизни привлекает именно преодоление, риск, возможность и необходимость принятия решений, реализация потребности в достижениях, в интенсивной значимой деятельности.
Стоит отметить, что по данным бесед оценки полевого образа жизни рабочими партии и квалифицированными кадрами, оценки опытных и молодых специалистов отличаются. «Профессионалы» удовлетворены трудом, для них полевой образ жизни - это одно из условий профессиональной деятельности. Полевой образ жизни рассматривается ими как обстоятельство, к которому легко приспособиться. Для «случайных» людей (сезонных рабочих, некоторых специалистов, работающих первый год) полевой образ жизни -это тягостная неожиданность, к которой они не были готовы; вызов, с которым необходимо справиться, или условия, которые в будущем неприемлемы; ограничение, лишение комфорта.
Рассмотрим, как сотрудники партии оценивают профессиональную деятельность в полевой сезон.
Групповая семантическая универсалия оценки «работы» (по 90% интервалу) включает такие значимые характеристики, как «активная» (вес признака 2,71), «ответственная» (2,57), «помогающая» (2,57), «результативная» (2,43), «напряженная» (2,43), «легальная» (2,43), «настоящая» (2,43), «практическая» (2,29), «разнообразная» (2,14).
В групповой оценке можно выделить как характеристики самой работы (ее интенсивный, физически тяжелый характер, содержание работы), так и характеристики отношения к работе -осознание её общественной и личностной значимости. Групповые оценки понятия «работа» отражают активный динамичный характер профессиональной деятельности. В целом преобладают позитивные оценочные характеристики. Работа связана с ответственностью за результат, энергичная, не скучная, дающая практический результат. Такая работа достойна уважения, а получение качественного результата, вероятно, вызывает чувство удовлетворения и признания важности того дела, которым заняты специалисты.
В оценках присутствует моральный оттенок ответственности за результат, за правильность своих действий в процессе решения профессио-
нальной задачи. Также отмечен аспект взаимодействия, командности, взаимозависимости участников производственного процесса.
В целом можно сказать, что сотрудниками геологической партии дается положительная оценка работы, аналогично оценке образа жизни как настоящего, истинного, правильного, хоть и тяжелого.
При обработке данных по методике специализированный семантический дифференциал «Работа» методом факторного анализа использовался метод главных компонент, Уаптах вращение, критерий нормализации Кайзера. Выделено пять факторов, которые объясняют 86% дисперсии.
Интерпретация факторных структур семантического пространства понятия «Работа».
1. Шкалы первого фактора: неквалифицированная, многосторонняя, низкоответственная, нетворческая, не удовлетворяющая, непрестижная, не одобряемая, малозначимая, некомфортная, бессмысленная, не инструментальная, нетехническая, вынужденная, временная, неофициальная, скучная, неудачная, безразличная, плохая, подвернувшаяся, не технологичная. Название фактора - удовлетворяющая/неудовлетворяющая. Фактор включает параметры эмоциональной оценки профессиональной деятельности.
2. Шкалы второго фактора: низкоответственная, невостребованная, малозначимая, благоприятная, экологичная, умственная, неофициальная, кратковременная, поверхностная, подчиненная, неизменная, необязательная, любительская, беспрепятственная, по призванию, сдельная, демонстративная. Название фактора - ответственная/ безответственная. Фактор группирует параметры оценки, связанные с профессионализмом, ответственностью в работе, необходимостью выполнять определенные обязанности, принятием своей профессиональной роли.
3. Шкалы третьего фактора: квалифицированная, развивающая, практическая, нервная, лич-ностно значимая, техническая, коммуникабельная, социальная, ответственная, стабильная, выбираемая. Название фактора: лично значимая/ незначимая. По смысловой нагрузке фактор близок предыдущему, однако здесь отражается личностная мотивация. На одном полюсе факторной оси - заинтересованность, принятие профессиональной роли и ответственности, осознание необходимости договариваться с людьми для достижения профессиональных целей, увеличение затрат личностных ресурсов для реализации профессиональных задач. На другом полюсе - случайность выбора профессиональной деятельности, незначимость целей и задач, личностная незаинтересованность.
4. Шкалы четвертого фактора: сложная, активная, востребованная, удовлетворяющая, эмо-
циональная, легальная, профессиональная, стабильная, опасная,результативная, технологичная. Название фактора- профессиональная/непрофессиональная.
5. Шкалы пятого фактора: односторонняя, не помогающая, бесперспективная, вредная для здоровья, индивидуальная, невыгодная, не связанная с людьми, физическая, подчиненная, неизменная, бюджетная, не офисная. Название фактора - зависимая/независимая. Фактор группирует шкалы, описывающие принадлежность к коллективу, социальность работы, взаимодействие с другими в ходе профессиональной деятельности.
Оценка испытуемыми понятия «Работа» фак-торизуется по осям: удовлетворяющая - неудовлетворяющая, ответственная - безответственная, лично значимая - незначимая, профессиональная - непрофессиональная, зависимая - независимая.
Полученные факторы можно объединить в группы: параметры оценивания трудового процесса; параметры оценивания мотивации труда и его личностной значимости; параметры оценивания эмоционального состояния и отношения.
Особенность оценивания «работы» в том, что полученные параметры оценивания наполнены эмоциональным и мотивационным компонентами - в каждом факторе присутствует шкала эмоциональной оценки. Помимо характеристик трудового процесса, таких, как временность работы, режим труда и отдыха, формы оплаты, значимым является профессионализм, личностная заинтересованность в результатах труда. В полученных факторных структурах отражаются также особенности профессиональной деятельности - ее командный, взаимозависимый характер.
Из данных наблюдений мы можем установить факт депривации базовых потребностей у сотрудников партии в связи с длительностью полевого сезона. Напряженный режим труда, монотония, недостаток впечатлений, а также разлука с близкими тяжело переживаются сотрудниками. Однако, несмотря на тяжесть и напряженность труда, сотрудники положительно оценивают профессиональную активность и негативно - бездеятельность. В «поле» крайне мало возможностей для проведения досуга. Практически, кроме выполнения профессиональных задач, занятий нет. Возможно, поэтому тягостно воспринимается бездеятельность, а также простои и ожидания в работе. Для многих сотрудников предпочтительнее хоть чем-то заняться, чем ничего не делать.
Обобщая данные, полученные при обработке результатов, можно заключить, что для сотрудников геологической партии работа, отличающа-
яся напряженностью и экстремальностью, является привлекательной. Для некоторых - чем тяжелее и экстремальнее, тем привлекательнее. Вероятно, в такой профессиональной деятельности сотрудникам партии нравится возможность преодолевать препятствия, действовать на грани возможностей, и в итоге - достигать результата. Экстремальность, напряженность условий и результативность труда связаны в сознании сотрудников партии.
В целом можно сказать, что сотрудниками геологической партии дается положительная оценка работы как настоящей, правильной, хоть и тяжелой. Аналогично оценка образа жизни как динамичного, напряженного наполнена позитивным смыслом для сотрудников.
ВЫВОДЫ
1. В геологической партии объединены специалисты, имеющие различные цели труда, различную мотивацию труда и разную степень заинтересованности в результате труда.
2. Все сотрудники в своей профессиональной деятельности взаимозависимы, работают в команде и зачастую имеют сложности взаимодействия.
3. Формы активности сотрудников имеют жесткую временную регламентированность.
4. Профессиональная деятельность сотрудников партии отличается высокой напряженностью труда, связанной с ограниченностью сроков исполнения работ, зависимостью от погодных условий, повышенной опасностью.
5. В «поле» у сотрудников существует фрустрация потребностей в новых впечатлениях, сексуальной потребности, общении с близкими.
6. Преобладающие эмоциональные состояния у сотрудников вследствие длительной работы в полевых условиях - это утомление, скука, нехватка впечатлений, снижение активности.
7. Сотрудники оценивают полевой образ жизни как деятельный, активный, сильный, более искренний и открытый, чем городской, как образ жизни настоящего мужчины. В полевом образе жизни привлекает преодоление, риск, возможность и необходимость принятия решений.
8. Профессиональная деятельность в полевых условиях оценивается сотрудниками как напряженная, экстремальная, но привлекательная (чем тяжелее и экстремальнее работа, тем привлекательнее).
9. Существуют различия в оценках образа жизни рабочими и профессионалами. «Профес-
сионалы» чаще удовлетворены трудом, для них полевой образ жизни - это одно из условий профессиональной деятельности. Для сезонных рабочих и некоторых специалистов, работающих первый год, полевой образ жизни - это ограничение, лишение комфорта.
Таким образом, мы видим, что изученный аспект полевого образа жизни сотрудников геологической партии довольно сложен. Полевой образ жизни характеризуется высокой напряженностью, большими эмоциональными и физическими нагрузками, депривацией потребностей в комфорте, сексуальном удовлетворении, в контактах с близкими, в свободе действий и новых впечатлениях. Специфика такого образа жизни, на наш взгляд, диктует необходимость разработки программ, способствующих адаптации молодых специалистов к условиям полевой работы.
Примечания
1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих [Электронный ресурс]: Вып. 5. Раздел «Геологоразведочные и топографо-ге-одезические работы»: утв. постановлением Минтруда РФ 17.02.00. № 16. Режим доступа: http:// ussr.consultant.ru/ doc6073.html
2. Инженеры. Рассказы о профессиях [Текст]. Магадан: Кн. изд-во, 1976. 151 с.
3. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
4. Правила безопасности при геологоразведочных работах [Электронный ресурс]: ПБ 08-37-93: утв. Министерством геологии СССР 27.03.90. Режим доступа: http://www.tehdoc.ru/ files.382.html
5. Практикум по инженерной психологии и психологии труда [Текст] : учеб. пособие / Т. П. Зин-ченко [и др.]. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 198. 208 с.
6. Профессии Московского университета [Текст] : сборник / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. М.: Рос. психол. о-во; факультет психологии МГУ, 2000. Вып. 3. 221 с.
7. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы [Текст] / Е. С. Романова. СПб.: Питер, 2003. 459 с.
8. Серкин, В. П. Структура и функции образа мира в практической деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. П. Серкин. Магадан, 2005. 58 с.
9. Филимонов, С. Полевая документация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// geoschool.web.ru/ db/ msg.html
10. Швайко, Н. Г. Проблемы описания профессиональной составляющей образа мира геолога [Текст] // Ученые записки кафедры психологии СМУ; под ред. В. П. Серкина. Магадан: Кордис, 2002. Вып. 2. С. 144-150.