Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 34-58.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях
СКЛЕЙНИС Виктор Александрович
Магаданский институт экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, Магадан, Россия
В статье описаны общие и специфические закономерности развития образа мира в разнотипных профессиях. Приведены результаты эмпирического исследования развития образа мира в разнотипных профессиях. Общие закономерности развития образа мира, присущие различным типам профессии, проявляются на уровне перцептивного и семантического слоёв образа мира.
На уровне семантического слоя динамика развития профессиональной специфики образа мира проявляется в увеличении степени групповой сплочённости оценивания стимулов, нарастании степени профессиональной специфичности оценивания с увеличением стажа профессиональной деятельности, а также в развитии функциональности значений профессионально значимых стимулов. Развитие перцептивного мира также подчиняется общим для различных типов профессий закономерностям, проявляющимся в нарастании степени профессиональной специфичности с увеличением стажа профессиональной деятельности. Специфические закономерности проявляются на уровне ядерного слоя образа мира. Характер динамики структур ядерного слоя образа мира в процессе освоения профессиональной деятельности является различным в зависимости от специфики профессиональной деятельности. Группы преподавателей с различным стажем профессиональной деятельности имеют более выраженные и профессионально детерминированные различия в ценностных ориентациях, чем группы бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности. Группы бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности различаются по показателю интернальности в области неудач (более высокий показатель у специалистов с меньшим стажем), что не наблюдается при сопоставлении групп преподавателей с различным стажем.
Ключевые слова: образ мира, профессиональная специфичность, развитие образа мира, профессиональная специфичность образа мира.
Введение
В настоящее время существует большое количество работ, посвящённых специфике образа мира профессионала. При этом для выявления особенностей образа мира исследователями используется либо сопоставление представителей одной профессии, имеющих различный стаж профессиональной деятельности (Бахтина, 2004; Пивоварова, 2005; Шунькова, 2009 и др.), либо сравнение представителей различных типов профессий, имеющих сопоставимый, как правило, достаточно большой, стаж профессиональной деятельности. На наш взгляд,
Адрес: 685000, Россия, Магадан, ул. Новая, 27.
E-mail: [email protected]
34
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
сопоставление специалистов по двум указанным выше параметрам в одном исследовании позволит выявить как присущие процессу профессионального развития в целом, так и специфические для каждого типа профессий закономерности профессионального развития; а также проследить профессионально детерминированные различия образа мира на различных этапах профессионального развития.
Актуальность исследования образа мира профессионала определяется также наличием противоречивых данных, полученных при изучении профессионалов на различных этапах развития. Так, например, ряд авторов (Серкин, 2005; Гаранина, 2006 и др.) указывают на отсутствие эмпирических данных о профессиональной специфичности ядерного слоя образа мира. В другом ряде работ (Бодров, 2001; Орел, 1990 и др.) говорится о развитии специфической профессиональной мотивации в процессе профессионализации. Поскольку ядерный слой образа мира рассматривается в рамках трёхслойной модели мира (Артемьева, Стрелков, Серкин, 1983) как целемотивационный комплекс, изучаемый эмпирически с помощью методик исследования мотивации (Серкин, 2008), мы можем говорить о наличии рассогласования данных, полученных при изучении различных видов профессиональной деятельности.
В работах, посвященных исследованию образа мира профессионалов (Артемьева, 1999; Климов, 1996; Серкин, 2005, 2009 и др.), используется классификация профессий по предмету труда, предложенная Е.А. Климовым. При этом ряд авторов (Артемьева, 1999; Бахтина, 2004; Бондарчук, 2007; Пивоварова, 2005; Шунькова, 2009 и др.) описали сложившиеся на основе профессиональной деятельности профессиональные особенности перцептивного и семантического слоев образа мира (согласно трехслойной модели образа мира Е.Ю. Артемьевой, Ю.К. Стрелкова и В.П. Серкина) всех пяти типов профессий.
Кроме того, необходимо указать на недостаточную степень изученности представителей экономических специальностей, относящихся к типу профессии «человек—знак». Существующие на сегодняшний день работы (Андреенкова, 2003; Байнатис, 2009; Леньков, 2004 и др.) освещают лишь отдельные аспекты деятельности специалистов данного типа, в то время как комплексных исследований образа мира данных специалистов не проводилось. Проведение комплексного сопоставительного исследования образа мира у специалистов экономического профиля и преподавателей вузов, затрагивающего различные аспекты их профессионального развития, позволяет установить не изученные ранее закономерности профессионального развития, которые могут быть использованы в процессе подготовки, психологического сопровождения и оптимизации профессиональной деятельности данных специалистов.
Методология и методика исследования
В качестве методологической основы исследования выступила трёхслойная модель структуры образа мира (Артемьева, Стрелков, Серкин, 1983), а также разработанная на ее основе концепция профессиональной специфичности образа мира, предложенная В.П.Серкиным (2008). Согласно трёхслойной модели (Рис. 1), образ мира представляет собой интегральную систему значений человека, включающую в свою структуру три слоя, представленных разнородными смысловыми образованиями. Перцептивный слой образа мира включает в себя совокупность модальных кодов, а также характеристики объектов, связанные с их протяженностью во времени. Семантический слой представлен амодальными признаками, изучаемыми при помощи психосемантичских методов. Наконец, ядерный слой
35
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
образа мира включает в себя глубинные смысловые структуры, проявляющиеся в нижележащих слоях в форме проекции.
Ядерный слой (амодальный, целемотивационный комплекс)
Семантический слой
Перцептивный мир
Рисунок 1. Трехслойная модель образа мира (Артемьева, Стрелков, Серкин, 1983).
Процесс образования смысловых структур описывается в рамках данной модели как непрерывное взаимодействие различных слоёв. Семантический слой, или «картина мира», являющаяся промежуточным звеном между перцептивным и ядерным слоями, обеспечивает взаимодействие между ними. С одной стороны, образ мира управляет картиной мира, проецируя на неё часть отношений и, таким образом, оказывая влияние на процесс восприятия. С другой стороны, отношения к объектам, возникающие в процессе деятельности, находят отражение в картине мира и могут передаваться ядерному слою, включаясь в его структуру.
В.П. Серкин (2008) выделяет две надсистемы функционирования образа мира. Первой надсистемой является процесс сознания; вторая представляет собой образ жизни — совокупность актуально реализуемых деятельностей, которую реализует или в которую включён субъект. Рассматривая в рамках данной концептуальной модели исследования, указанные выше, мы можем говорить об особом статусе ядерного слоя образа мира, который, включая в себя ценностные структуры, способен определять степень и характер влияния образа жизни на другие структуры образа мира. В исследованиях П.Р. Юсупова (2003) и Ю.В. Новожиловой (2008) указывается на вариативность целемотивационного комплекса. Ставя целью выявление специфики смысловой структуры профессионального образа мира личности, П.Р. Юсупов отмечает, что уровень интернальности, а также мотивация достижения успеха и избегания неудач у руководителя являются детерминантами смысловой направленности деятельности, однако имеют слабую связь с установками, касающимися категориального пространства. Данный факт можно объяснить, на наш взгляд, тем, что усвоение профессионального видения мира и профессиональной семантики является необходимым условием усвоения профессиональной деятельности, то время как структуры ядерные имеют большую вариативность в пределах профессиональной группы.
Для разрешения противоречия между результатами вышеуказанных исследований и данных, полученных при исследовании ядерных структур образа мира специалистов,
36
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
имеющих стаж работы по специальности, нам кажется правомерным использование тезиса Н.Н. Колмогорцевой (2003) о своеобразии влияния профессиональной составляющей образа мира на формирование образа Я в зависимости от этапа обучения. На наш взгляд, указанные выше противоречия могут быть проинтерпретированы как результат формирования индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности в данном случае рассматривается нами в широком смысле как индивидуально-своеобразная система психологических качеств, к которым прибегает человек в целях уравновешивания индивидуальности с внешне-предметными условиями деятельности (Климов, 1996). В качестве доказательства правомерности привлечения данного понятия можно привести концепции В.Д. Шадрикова (1982), рассматривающего в качестве основы формирования индивидуального стиля развитие систем профессиональной деятельности, в том числе формирование мотивов профессиональной деятельности. Рассматривая динамику процесса освоения субъектом профессиональной деятельности, Н.С. Пряжников (2001) выделяет в нём два этапа. Первый этап представляет собой освоение нормативно-одобряемой деятельности посредством изучения нормативных способов выполнения профессиональных действий и построения целостного образа деятельности. На втором этапе происходит освоение деятельности по новому образцу и формирование индивидуального стиля деятельности. При этом освоение как отдельных действий, так и деятельности в целом осуществляется посредством индивидуального приспособления деятельности к своим особенностям.
В. П. Серкин (2008) высказывает предположение о том, что функциональные деятельностные подсистемы являются полноценными подсистемами образа мира, развиваясь не только как системы перцептивных действий, но также включая системы операциональных, эмоциональных и сценарных отношений. Процесс профессионализации рассматривается при этом как формирование целостных профессиональных функциональных подсистем образа мира, включающих в свою структуру элементы всех слоёв образа мира (Рис. 2). При этом профессиональная функциональная подсистема рассматривается в качестве функциональной иерархической системы, обеспечивающей процессы развития личности профессионала, формирования профессионально-важных качеств (ПВК) в процессе профессионализации, антиципацию деятельности и необходимых для её организации условий, а также индивидуализацию деятельности и компенсацию возрастных изменений.
Рисунок 2. Функциональная деятельностная подсистема образа мира (Серкин, 2008)
37
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Опираясь на данную концепцию, следует отметить, что процессы индивидуализации и компенсации могут быть рассмотрены в качестве аспектов процесса формирования индивидуального стиля деятельности, который, свою очередь, может выступать основой для профессиональной функциональной подсистемы образа мира, включающей в себя разнородные психические образования, в том числе, структуры ядерного слоя. Таким образом, гипотеза нашего исследования состоит в том, что процесс развития образа мира профессионала подчиняется как общим для всех типов профессии, так и специфическим для разных типов профессий закономерностям. Для проверки данной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование с использованием следующих методик (Табл. 1).
Таблица 1. Методический инструментарий исследования
Предмет изучения
Структуры ядерного слоя образа мира
Методический инструментарий
Методика изучения ценностных ориентаций (Леонтьев, 1992).
Тест смысложизненных ориентаций (Леонтьев, 2000). Методика «Уровень субъективного контроля» (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1984).
Семантический слой образа мира Специализированные семантические дифференциалы «Образ
жизни», «Профессионал», «Работа» (Серкин, 2008)
Перцептивный слой образа мира Специально разработанная анкета
(а также дифференциация выборки по критерию стажа работы по специальности)
Развитие функциональности значений Ассоциативный эксперимент в процессе освоения профессиональной деятельности).______________________________________________________________________
Для качественной и количественной обработки данных использовались такие методы, как контент-анализ, метод выделения семантических универсалий, факторный анализ. Для определения достоверности различий между выборками испытуемых были использованы непараметрические критерии х* 1 2 3 4 Пирсона, угловое преобразование Фишера и (/-критерий Манна-Уитни.
Эмпирическую базу исследования составили преподаватели высших учебных заведений, а также специалисты экономического профиля, работающие на различных предприятиях г. Магадана. Всего 101 человек. В соответствии с целью и задачами исследования выборка была разделена на четыре группы:
1) представители профессии типа «человек-знак» (бухгалтеры) со стажем работы до трех лет (29 человек, в возрасте от 20 до 34 лет, 12 мужчин и 17 женщин).
2) представители профессии типа «человек-знак» (бухгалтеры) со стажем работы свыше пяти лет (21 человек, в возрасте от 27 до 39 лет, 6 мужчин и 15 женщин).
3) представители профессии типа «человек-человек» (преподаватели вузов) со стажем работы до трех лет (25 человек, в возрасте от 22 до 42 лет, 8 мужчин и 19 женщин).
4) представители профессии типа «человек-человек» (преподаватели вузов) со стажем работы свыше пяти лет (26 человек, в возрасте от 28 до 49 лет, 11 мужчин и 15 женщин).
38
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Основанием для разделения выборки на возрастные категории послужили работы Ю.П. Поварёнкова (1999), в которых эмпирически показано, что границы данных периодов являются вехами профессионального становления личности.
Результаты и их обсуждение
Выяснение специфичности ценностных ориентаций специалистов производилось посредством сопоставления групповых показателей по каждой из ценностных ориентаций, представленных в методике. Поскольку полученное распределение не является нормальным, для выявления статистически значимых различий между группами нами был использован [/-критерий Манна—Уитни (Сидоренко, 2004). Для решения вопроса о том, в какой из сопоставляемых групп каждая из ориентаций имеет большую степень выраженности, нами производилось сопоставление средних рангов по каждой из ценностей (Табл. 2). Результаты расчётов [/-критерия Манна-Уитни представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 2. Средние ранги ценностных ориентаций (по М. Рокичу) в различных профессиональных группах
Представители профессии типа «Человек—знак» Представители профессии типа «Человек—человек»
Ценности Стаж работы до трех лет Стаж работы свыше пяти лет Стаж работы до трех лет Стаж работы свыше пяти лет
Список А (терминальные ценности) Активная деятельная жизнь 9.44 8.35 8.29 12.39
Жизненная мудрость 10.68 10.09 7.79 9.50
Здоровье 3.92 5.04 4.50 14.36
Интересная работа 5.32 7.17 5.68 9.00
Красота природы и искусства 12.8 14.7 11.5 9.86
Любовь 7.64 4.26 8.89 9.18
Материально обеспеченная жизнь 7.44 6.96 11.79 15.36
Наличие хороших и верных друзей 7.60 7.17 8.64 4.93
Общественное призвание 9.68 12.04 11.39 5.25
Познание 10.12 11.09 8.11 8.86
Продуктивная жизнь 10.64 10.65 9.04 8.21
Развитие 11.12 9.65 8.71 10.68
Развлечения 13.96 13.30 15.75 10.39
Свобода 10.04 9.26 10.82 8.86
Счастливая семейная жизнь 5.12 5.48 6.79 8.54
Счастье других 12.04 14.00 11.89 6.11
Творчество 12.76 13.61 11.50 9.18
Уверенность в себе 7.92 7.57 9.43 10.32
Список Б (инструментальные ценности): Аккуратность 9.88 10.00 8.52 9.52
Воспитанность 7.88 7.59 9.62 7.14
Высокие запросы 13.44 12.95 4.29 12.38
Жизнерадостность 7.52 4.86 8.52 7.67
Исполнительность 9.08 12.18 13.9 10.48
Независимость 8.36 8.73 7.33 9.14
39
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Непримиримость к недостаткам в себе и других 13.24 16.14 8.19 15.48
Образованность 7.36 7.68 7.71 5.43
Ответственность 7.84 6.50 11.52 7.76
Рационализм 8.88 9.18 8.52 8.76
Самоконтроль 8.08 10.41 9.33 11.00
Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 11.12 10.18 8.14 10.43
Твердая воля 10.56 9.36 15.00 9.24
Терпимость 9.12 11.00 9.86 9.57
Широта взглядов 9.40 9.14 8.19 8.67
Честность 7.00 4.64 13.14 10.00
Эффективность в делах 10.24 11.14 11.67 9.52
Чуткость 9.96 8.32 7.52 9.10
Таблица 3. Значимые различия в предпочитаемых ценностях у бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности
Ценности Значение (У-критерия
Манна-Уитни
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Интересная работа 202.5
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 203.0
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 195.5
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Жизнерадостность (чувство юмора) 187.5
Жизнерадостность (чувство юмора) 180.5
Непримиримость к недостаткам в себе и других 174.5
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 192.5
Честность (правдивость, искренность) 190.0
Примечание: критические значения U-критерия - 212 для р < 0,05; 178 для р < 0,01.
При сопоставлении ценностных ориентаций бухгалтеров, имеющих различный стаж профессиональной деятельности, были выявлены следующие различия. В группе специалистов с меньшим стажем значимо больший средний ранг имеют такие ценности как любовь, жизнерадостность, честность. В группе специалистов с большим стажем значимо больший средний ранг имеют такие ценности, как интересная работа, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других, самоконтроль.
Таблица 4. Значимые различия в предпочитаемых ценностях у преподавателей вузов с различным стажем профессиональной деятельности
Ценности
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Воспитанность (хорошие манеры)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Честность (правдивость, искренность)
Значение (У-критерия ____Манна-Уитни_______
159
191
171.5
210
193
182.5
135.5
Примечание: критические значения U-критерия равно 207 для р < 0,05; 174 для р < 0,01.
40
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
При сопоставлении ценностных ориентаций преподавателей, имеющих различный стаж профессиональной деятельности, были выявлены следующие различия. В группе специалистов с меньшим стажем значимо выше имеют средний ранг такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, воспитанность. В группе специалистов с большим стажем значимо больший средний ранг имеют такие ценности как интересная работа, красота природы и искусства, ответственность, самоконтроль, честность.
При сопоставлении различий в ценностных ориентациях преподавателей с различным стажем деятельности важно отметить, что различающиеся характеристики во многом соответствуют качествам, обозначаемым как необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности (воспитанность, ответственность, честность, самоконтроль). Таким образом, мы можем говорить о наличии статистически значимых различий ценностных ориентаций у преподавателей с различным стажем профессиональной деятельности. Различающиеся у бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности ценностные ориентации частично совпадают с качествами, обозначенными в анкете как присущие специалистам указанной профессии (исполнительность, честность), так и не связанные с осуществлением профессиональной деятельности. Данный факт, на наш взгляд, указывает на полидетерминированность системы ценностных ориентаций, на формирование которой оказывают влияние также иные факторы помимо профессиональной деятельности.
Статистически значимые различия в ценностных ориентациях были получены при всех сопоставлениях профессиональных групп. Таким образом, мы можем говорить о наличии статистически значимых различий структур ядерного слоя образа мира разнотипных специалистов, связанных с профессиональной деятельностью. Различия в ценностных ориентациях преподавателей с различным стажем характеризуются более высокой степенью профессиональной направленности и, во многих случаях, более высоким уровнем значимости, чем различия в ценностных ориентациях бухгалтеров. Причиной данного явления может служить специфика профессиональной деятельности преподавателей, предполагающей концептуальное осмысление большого количества понятий, в том числе, зачастую, и философско-мировоззренческих дефиниций.
Обработка данных, полученных при помощи Теста смысложизненных ориентаций, осуществлялась посредством сопоставления данных по каждой из шкал, полученных при обследовании каждой из групп. Статистически значимых различий по результатам этой методики ни между профессиональными группами, ни по стажу обнаружено не было.
По итогам использования методики «Уровень субъективного контроля» получены следующие результаты. При сопоставлении результатов групп представителей профессиональных типов «человек—знак» и «человек—человек», имеющих стаж работы свыше пяти лет, были получены статистически значимые различия по шкале интернальности в области неудач (более выражена у преподавателей). При сопоставлении результатов групп «человек-знак» и «человек-человек», имеющих стаж работы до трех лет, были получены статистически значимые различия по шкале интернальности в области достижений (более выражена у преподавателей). При сопоставлении результатов подгрупп представителей профессионального типа «человек—знак», имеющих различный стаж профессиональной деятельности, были получены статистически значимые различия по шкале интернальности в области неудач (более выражена у специалистов с низким стажем). Полученные различия во всех случаях затрагивают интернальность в области достижения успеха и избегания неудач. Группы бухгалтеров имеют статистически значимо меньшие показатели по указанным выше шкалам. Кроме того, группа бухгалтеров с большим стажем профессиональной деятельно-
41
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
сти имеет статистически значимо меньший показатель интернальности, что говорит, на наш взгляд, о наличии тенденции к экстернализации локуса контроля с увеличением стажа профессиональной деятельности. На наш взгляд, данная закономерность детерминирована спецификой профессиональной деятельности бухгалтеров, в большей степени детерминированной внешними факторами и в меньшей степени активностью субъекта по сравнению с деятельностью преподавателей.
Таким образом, сопоставляя различия ядерного слоя образа мира у разнотипных специалистов, мы можем отметить, что характер динамики различий образа мира в процессе профессионального развития зависит от типа профессии. В частности, преподаватели вузов с различным стажем профессиональной деятельности имеют более выраженные (и в большей степени обусловленные профессиональной деятельностью) различия в ценностных ориентациях, нежели у бухгалтеров с различным стажем. Вместе с тем, бухгалтеры с различным стажем профессиональной деятельности имеют различия в показателях уровня субъективного контроля, не наблюдающиеся у преподавателей с различным стажем профессиональной деятельности. Подобного рода профессиональная специфичность ядерного слоя образа мира наблюдалась нами при изучении образа мира специалистов по связям с общественностью (Склейнис, 2013, 2014), также демонстрирующих специфику ценностных ориентаций и локуса контроля.
Сопоставление семантического слоя образа мира разнотипных специалистов с различным стажем профессиональной деятельности осуществлялось при помощи семантических дифференциалов (СД) «образ жизни», «работа» и «профессионал», а также ассоциативного эксперимента (в качестве стимула использовались понятия «студент», «природа», «отчёт»). При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Образ жизни» (стимул
— «свой образ жизни») разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет совпали 12 дескрипторов. При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Работа» (стимул — «своя работа») разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет совпали 13 дескрипторов. При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Профессионал» (стимул
— «представитель Вашей профессии») разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет совпали 16 дескрипторов (Табл. 5).
Анализируя различия в семантических универсалиях данных специалистов, можно отметить, что они в значительной мере отражают специфику профессиональной деятельности, присущей представителям исследуемых профессиональных групп. Так, группа преподавателей характеризует свой образ жизни как творческий, насыщенный, оправданный, особый и нравственный, что обусловлено, на наш взгляд, спецификой профессиональной деятельности, зачастую носящей творческий характер и включающей трансляцию нравственных ценностей, что определяет включение признака «нравственный» в универсалию в данной группе. Представители данной профессии также используют для оценки своего образа жизни эмоционально-оценочные характеристики (насыщенный, веселый).
Сопоставление универсалий разнотипных специалистов с различным стажем профессиональной деятельности, полученных при оценивании работы, позволяет нам судить как о сходстве (легальная, в помещении), так и о различиях (скрупулёзная, обязательная — у представителей экономических профессий — и сложная, ответственная, связанная с людьми — у преподавателей) в процессе протекания профессиональной деятельности у специалистов различных профессий. При этом различия в значительной степени отражают функциональные характеристики профессиональной деятельности (активная, скрупулёзная у бухгалтеров, сложная, многосторонняя у преподавателей). Можно также отметить, что специфические
42
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. www.orgpsyjournal.hse.ru
шкалы-универсалии оценки работы представителями экономических профессий отражают в основном её социальную востребованность (востребованная, удачная, обязательная), в то время как преподаватели в большей мере склонны оценивать работу по критериям эмоционально-оценочным (эмоциональная, интересная, хорошая, творческая, сложная и многосторонняя). Таблица 5. Различающиеся дескрипторы семантических универсалий (80% интервал) разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет
Используемый вариант частного семантического дифференциала Представители профессии типа «человек—знак» Представители профессии типа «человек—человек»
СД «Образ жизни» (Стимул «Свой образ жизни») истинный (1.91); демократичный (1.61); безопасный (1.91) компромиссный (1.63); творческий (2.11); насыщенный (1.89); привлекательный (1.74); интересный (1.63); оправданный (1.74); нравственный (2.0); упорядоченный (1.7); веселый (1.7)
СД «Работа» (Стимул «Своя работа») скрупулёзная (2.53); обязательная (2.53); удачная (2.4); результативная (2.33); настоящая (2.53); активная (2.47); востребованная (2.6); удовлетворяющая (2.33) сложная (2.31); многосторонняя (2.31); творческая (2.38); эмоциональная (2.31); значимая (2.31); связанная с людьми (2.62); социальная (2.58); интересная (2.69); ответственная (2.5); стабильная (2.42); хорошая (2.42)
СД «Профессионал» (Стимул «Представитель Вашей профессии») решающий (2.31); полезный (2.5); опытный (2.56); умный (2.38); внимательный (2.5) творческий (2.31); неравнодушный (2.35); развивающийся (2.46)
Универсалии разнотипных специалистов с различным стажем профессиональной деятельности, полученные при оценивании понятия «профессионал», так же, как и универсалии оценки понятия «работа», отличаются значительной степенью сходства. Различия в оценках отражают специфику деятельности представителей изучаемых профессий (внимательный, решающий, опытный у представителей экономических профессий и творческий, неравнодушный, развивающийся у преподавателей). При этом можно отметить, что в группе представителей профессий типа «человек—знак» специфические признаки образа профессионала связаны, прежде всего, со способностью к концентрации внимания и опытом, то преподаватели выделяют качества, предполагающие способность к творческому развитию. Последний факт заслуживает, на наш взгляд, особого внимания, поскольку шкалы, связанные с творчеством, входят в семантические универсалии групповой оценки преподавателями всех трех стимулов, однако не входит в оценки представителями экономических профессий. На наш взгляд это, обусловлено творческим характером научной деятельности, а также прогрессом науки, ставящим преподавателей перед необходимостью постоянного обновления своих знаний.
43
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Образ жизни» (стимул — «свой образ жизни») специалистов типа «Человек—знак» с различным стажем профессиональной деятельности совпали девять дескрипторов. При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Работа» (стимул — «своя работа») специалистов типа «Человек—знак» с различным стажем профессиональной деятельности совпали 11 дескрипторов. При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Профессионал» (стимул - «представитель Вашей профессии») специалистов типа «Человек-знак» с различным стажем профессиональной деятельности совпали 19 дескрипторов (Табл.6).
Таблица 6. Различающиеся дескрипторы семантических универсалий специалистов типа «человек-знак» с различным стажем профессиональной деятельности
Используемый вариант частного семантического дифференциала
Представители профессии типа «человек—знак», стаж до трех лет
Представители профессии типа «человек—знак», стаж свыше пяти лет
СД «Образ жизни» 80% интервал 80% интервал
(Стимул «Свой образ жизни») нравственный (1.84); истинный (1.91);
веселый (1.92); демократичный (1.61);
привлекательный (1.68) безопасный (1.91); активный (1.65); миролюбивый (2.22); счастливый (1.7)
СД «Работа» 75% интервал 90% интервал
(Стимул «Своя работа») ответственная (1.63); интенсивная (2.67);
стабильная (1.5); бюджетная (2.4);
офисная (1.71); постоянная (2.6);
практическая (1.38) квалифицированная (2.73); долговременная (2.73); удачная (2.4); результативная (2.33); настоящая (2.53); активная (2.47); удовлетворяющая (2.33)
СД «Профессионал» 80% интервал 90% интервал
(Стимул «Представитель Вашей профессии») уверенный (1.94); активный (1.65); удачливый (2.06); развивающийся (1.76) опытный (2.56)
Интерпретируя различия в семантических универсалиях у бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности, мы можем отметить как большее количество признаков, так и сравнительно больший вес признаков, входящих в универсалию специалистов с более высоким стажем. Полученные данные позволяют нам говорить об увеличении степени групповой сплоченности оценивания стимула в процессе освоения профессиональной деятельности.
Сопоставляя семантические универсалии оценки понятия «профессионал» бухгалтерами с различным стажем профессиональной деятельности, можно отметить их значительное сходство. Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что в 90% универсалию оценки данного понятия группой специалистов со стажем профессиональной деятельности до трех лет входят всего два дескриптора: «компетентный» и «ответственный», в то время
44
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
как другие дескрипторы, присущие для обеих универсалий, в универсалии оценки стимула группой со стажем до трех лет имеют меньший вес. Таким образом, мы также можем говорить об увеличении групповой сплоченности оценивания стимула с увеличением стажа профессиональной деятельности, на основании данных об уменьшении показателей дисперсии входящих в универсалию признаков.
При сопоставлении семантических универсалий оценки понятия «работа» бухгалтерами с различным стажем профессиональной деятельности, мы считаем необходимым обратить внимание на два момента. Первый момент — большее количество признаков, входящих в универсалию специалистов с большим стажем в сочетании со значительным количеством сходных признаков, что указывает на «развитие» универсалии, проявляющееся в увеличении групповой сплоченности оцениваемых понятий. Второй момент — увеличение веса признаков, входящих в универсалию оценки стимула по мере увеличения стажа профессиональной деятельности.
При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Образ жизни» (стимул — «свой образ жизни») специалистов типа «Человек—человек» с различным стажем профессиональной деятельности совпали 17 дескрипторов. При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Работа» (стимул — «своя работа») специалистов типа «Человек—человек» с различным стажем профессиональной деятельности совпали 9 дескрипторов. При сопоставлении семантических универсалий с использованием СД «Профессионал» (стимул — «представитель Вашей профессии») специалистов типа «Человек—человек» с различным стажем профессиональной деятельности, совпадающих дескрипторов нет, поскольку при оценке данного стимула преподавателями вузов со стажем профессиональной деятельности до трёх лет семантических универсалий обнаружено не было (Табл. 7).
Таблица 7. Различающиеся дескрипторы семантических универсалий специалистов типа «человек-человек» с различным стажем профессиональной деятельности
Используемая методика Представители профессии типа «человек—человек», стаж до 3-х лет Представители профессии типа «человек—человек», стаж свыше 5-ти лет
СД «Образ жизни» 80% интервал 80% интервал
(Стимул «Свой образ жизни») рациональный (1.75); компромиссный (1.63);
комфортный (1.75); творческий (2.11);
истинный (1.75); оправданный (1.74);
новый (1.75). упорядоченный (1.7).
СД «Работа» 90% интервал 90% интервал
(Стимул «Своя работа») обязательная (2.62); постоянная (2.62);
развивающая (2.62). высокоответственная (2.35); осмысленная (2.65); долговременная (2.73); интенсивная (2.31); бюджетная (2.46); сложная (2.31); многосторонняя (2.31); творческая (2.38); эмоциональная (2.31); значимая (2.31); социальная (2.58); интересная (2.69); стабильная (2.42); хорошая (2.42).
45
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Используемая методика
СД «Профессионал»
(Стимул «Представитель Вашей профессии»)
Представители профессии Представители профессии
типа «человек—человек», типа «человек—человек»,
______стаж до 3-х лет________стаж свыше 5-ти лет
нет универсалий 90% интервал
квалифицированный (2.73); способный (2.58); компетентный (2.65); образованный (2.46); знающий (2.58); ответственный (2.5); умелый (2.42); востребованный (2.35); выполняющий (2.46); опытный (2.35); целеустремленный (2.31); добросовестный (2.46); заинтересованный (2.46); уважаемый (2.42); работоспособный (2.38); подготовленный (2.5); творческий (2.31); неравнодушный (2.35); развивающийся (2.46).
При сравнении специалистов типа «человек—человек» с различным стажем деятельности, также можно отметить увеличение групповой сплоченности оценивания профессионально значимых стимулов, в то время как различия в универсалиях оценки образа жизни выражены в меньшей степени, чем при сопоставлении специалистов, относящихся к различным профессиональным группам. Так, при оценивании понятия «работа» группой специалистов, имеющий стаж профессиональной деятельности до трех лет, отсутствуют 90%-ные семантические универсалии, ярко выраженные в группе специалистов со стажем свыше пяти лет. Вместе с тем, при сопоставлении семантических универсалий профессионально окрашенных стимулов были выявлены значительные различия в оценках стимулов группами с различным стажем профессиональной деятельности, что также позволяет нам говорить об увеличении степени групповой сплоченности в оценивании стимула при увеличении стажа профессиональной деятельности. Особо красноречиво в пользу данного утверждения говорит тот факт, что в группе специалистов со стажем до трех лет даже при использовании 75%-го критерия отсутствует семантическая универсалия оценки представителя своей профессии, в то время как в группе специалистов со стажем профессиональной деятельности свыше трёх лет мы можем даже при использовании 90% критерия наблюдать значительное количество входящих в универсалию признаков.
Сопоставляя семантические универсалии оценки понятия «Ваша работа» преподавателями с различным стажем профессиональной деятельности, следует отметить, что универсалия оценки данного стимула группой специалистов со стажем свыше пяти лет содержит в себе все, за исключением двух, понятия, входящие в универсалию группы специалистов со стажем работы до трёх лет и включает достаточно обширный ряд понятий, не представленных в группе молодых специалистов. Это позволяет нам говорить о том, что речь идет не столько о различиях, сколько о развитии семантической универсалии в процессе освоения профессиональной деятельности.
Сопоставляя семантические универсалии специалистов с различным стажем профессиональной деятельности, мы можем выделить такую закономерность, как увеличение числа и
46
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
веса дескрипторов, входящих в семантические универсалии специалистов на более поздних этапах профессионального развития, что свидетельствует об увеличении групповой сплоченности оценивания стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности.
Сопоставляя факторные структуры оценок стимула «Образ жизни» представителями профессии «человек—знак», мы видим, что при оценке этого стимула группой специалистов со стажем деятельности до трех лет наибольшее значение имеют характеристики, указывающие на активность, а также упорядоченность (структурированность), в то время как в группе с высоким стажем на первый план выходят такая характеристика, как осмысленность. При сопоставлении факторной структуры оценок стимула «Образ жизни» представителями профессии «человек-человек» с различным стажем профессиональной деятельности следует обратить внимание на наличие противоположной тенденции. Показатели, характеризующие образ жизни с точки зрения враждебности и дружелюбия с увеличением стажа профессиональной деятельности начинают играть меньшую роль. Можно также отметить увеличение роли характеристик, описывающих образ жизни с точки зрения его целостности, и уменьшение роли динамических показателей в оценке образа жизни.
При сопоставлении факторных структур оценки стимула «Работа» следует отметить, что в обоих случаях с увеличением стажа профессиональной деятельности увеличивается роль признаков, характеризующих работу с точки зрения профессионализма. Далее в обоих случаях идут характеристики условий труда. В группах специалистов с меньшим стажем на первый план выходят такие характеристики, как «перспективная — бесперспективная» в группе бухгалтеров и «удачная — неудачная» в группе преподавателей. В группах специалистов с большим стажем профессиональной деятельности наиболее значимыми факторами являются «профессиональная — непрофессиональная» в группе бухгалтеров и «перспективная — бесперспективная» у преподавателей. Сходство факторных структур оценок понятия «работа», проявляющееся в выделении всеми группами характеристик условий труда обусловлено, как и в случае с семантическими универсалиями, спецификой используемого инструментария.
При сопоставлении факторных структур оценки стимула «Профессионал» следует отметить, что во всех группах важную роль играют характеристики, описывающие профессионала с точки зрения эффективности выполнения профессиональной деятельности. Как и в случае с семантическими универсалиями, данный факт можно объяснить спецификой инструментария. Вместе с тем, существуют различия в оценке профессионала как между группами специалистов с различным стажем деятельности, так и между группами разнотипных специалистов. В группах бухгалтеров понятие «профессионал» факторизуется по осям, обозначаемым личностными качествами и понятиями, характеризующими профессионала с позиций его полезности для осуществления деятельности. При этом доля утилитарно-прагматических характеристик у бухгалтеров с большим стажем профессиональной деятельности выше, чем у бухгалтеров с меньшим стажем профессиональной деятельности. В группах преподавателей выделяются такие характеристики, как «выдающийся — ординарный», «творческий — рутинный», «развивающийся — не развивающийся».
Для проверки гипотезы о функциональном развитии значений профессионально значимых стимулов в профессиональной деятельности нами использовался ассоциативный эксперимент. В качестве стимульного материала использовались следующие понятия: «студент», являющееся профессионально значимым стимулом для преподавателей вузов; «отчет», являющееся профессионально значимым стимулом для представителей экономических профессий, и «природа», являющееся нейтральным стимулом для обеих групп. Интерпретация полученных данных осуществлялась посредством выделения ассоциатив-
47
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
ных семантических универсалий — наборов неслучайных ассоциаций группы на данный стимул, — а также подсчета и сопоставления частот встречаемости в различных группах испытуемых ассоциаций, относящихся к различным категориям. По итогам использования метода ассоциативных семантических универсалий (Серкин, 2008) были получены следующие результаты (Табл. 8).
Таблица 8. Ассоциативные семантические универсалии по группам
Бухгалтеры (тип «Человек-Знак») Преподаватели (Тип «Человек-Человек»)
Стаж работы СЗ Стаж работы СЗ Стаж работы Л Стаж работы СЗ
до трех лет о свыше 5 лет О до трех лет О свыше 5 лет О
о о О О
Ассоциации Л tr Ассоциации СЗ ЕГ1 Ассоциации СЗ ЕГ Ассоциации СЗ Ег
Ассоциативные семантические универсалии понятия «С удент»
весёлый 6 молодой 6 умный 5 ленивый 9
сонный 6 веселый 4 веселый 4 молодой 7
голодный 5 трудолюбивый 3 молодой 4 воспитанный 6
молодой 5 умный 3 ответственный 4 умный 6
умный 5 активный 3 учащийся 6
жизнерадостный 3 ленивый 3 жизнерадостный 4
сессия 3 сонный 3 думающий 3
усталый 3 самостоятельность 3
талантливый 3
творческий 3
Ассоциативные семантические универсалии понятия «П рирода»
красивая 7 красивая 5 живая 4 море 5
красота 7 отдых 4 отдых 4 красивая 4
удивительная 3 вдохновляющая 3 прекрасная 4 живая 3
великолепная 3 красивая 3 лес 3
прекрасная 3
солнечная 3
умиротворяющая 3
человек 3
Ассоциативные семантические универсалии понятия «О тчет»
важный 4 годовой 7 нудный 3 годовой 5
годовой 4 бухгалтерский 4 квартальный 4
цифры 4 квартальный 4 ненужный 4
квартальный 3 необходимый 3 документ о результатах работы 3
сдать 3 скучный 3
точный 3 формальный 3
Сопоставляя ассоциативные семантические универсалии оценки понятий «студент» разнотипными специалистами с различным стажем профессиональной деятельности, можно отметить следующее. В семантическую универсалию понятия «студент» в группе преподавателей входят девять характеристик из одиннадцати (за исключением ассоциаций «молодой», «жизнерадостный») и представляют собой функциональные описания, характеризуя студента с точки зрения выполнения им учебной деятельности. В группе представителей экономических профессий в универсалию входят два понятия: «молодой» и «веселый». Таким образом, можно сказать, что различия между универсалиями групп заключаются в наличии функциональных описаний в группе «человек—человек». Анализируя ассоциативные семантические универсалии оценки бухгалтерами, имеющими различный стаж профессиональной деятельности понятия «студент», являющегося профессионально значимым для представителей группы «человек—человек» (преподаватели), мы можем отметить, что
48
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
универсалии обеих групп включают в себя значительное количество описаний состояний. В универсалии обеих групп входит также понятие «молодой», не относящееся к функциональным. Проводя сопоставительный анализ универсалий, полученных при оценивании преподавателями с различным стажем профессиональной деятельности понятия «студент», следует отметить, что в группе преподавателей со стажем до трех лет к функциональным (по отношению к учебной деятельности) описаниям относятся четыре понятия из семи, входящих в универсалию (умный, ответственный, активный, ленивый), или 57%. В то же самое время в группе преподавателей со стажем выше пяти лет функциональными являются восемь из десяти входящих в универсалию понятий (ленивый, умный, учащийся, воспитанный, творческий, самостоятельный, талантливый, думающий), или 80%. Полученные данные свидетельствуют о развитии функциональности значения профессионально значимого стимула в процессе освоения профессиональной деятельности.
Сопоставляя ассоциативные семантические универсалии профессионально нейтрального стимула (природа), мы может отметить, что ассоциативные универсалии данного стимула не содержат функциональных характеристик. При анализе ассоциативных семантических универсалий оценки понятия «отчёт» разнотипными специалистами со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет, можно выделить следующие закономерности. В универсалиях обеих групп присутствуют такие ассоциации, как «годовой» и «квартальный», что связано с тем, что представители обеих групп в своей профессиональной деятельности сталкиваются с необходимостью периодической отчетности. Вместе с тем, в группе «человек—человек» в ассоциативную семантическую универсалию входят также эмоционально-оценочные характеристики (скучный) и суждения о его целесообразности (формальный, ненужный).
Сопоставляя ассоциативные семантические универсалии оценки понятия «Отчет» бухгалтерами, имеющими различный стаж профессиональной деятельности, следует отметить, что универсалия оценки данного понятия группой испытуемых со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет включает в себя ассоциации с большим весом, чем универсалия оценки группой специалистов со стажем до трех лет, что говорит о развитии функциональности значения данного понятия в процессе освоения профессиональной деятельности. Универсалии обеих групп включают в себя ассоциации, отражающие представления о значимости выполнения отчетной документации (важный, необходимый). Вместе с тем, универсалия группы со стажем профессиональной деятельности до трех лет включает в себя синтагматическую ассоциацию (цифры).
В ассоциативную семантическую универсалию понятия «отчет» в группе преподавателей со стажем свыше пяти лет входит пять понятий, два из которых являются функциональными, два — оценочными и одно является определением, в то время как в группе преподавателей со стажем до трех лет универсалия включает всего одно оценочное понятие. При этом следует отметить, что в обеих группах ассоциативные семантические универсалии понятия «студент» отличаются большим количеством и весом дескрипторов по сравнению и универсалиями понятия «отчёт». На наш взгляд, это связано с тем, что в группе специалистов типа «человек-знак» понятие «отчёт» в меньшей степени связано с профессиональной деятельностью, поскольку необходимость работы данных специалистов с отчетными документами возникает реже, чем необходимость работы со студентами.
Вместе с тем, ассоциации, входящие в семантические универсалии преподавателей с высоким стажем профессиональной деятельности имеют больший вес (частоту). Так, в группе преподавателей с большим стажем профессиональной деятельности в ассоциативную семантическую универсалию понятия «студент» включены пять ассоциаций, имеющие
49
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
вес 5 и более, в группу же преподавателей со стажем менее трех лет включена только одна ассоциация с таким весом. Данная закономерность является иллюстрацией формирования профессионально специфичного взгляда на объект труда, поскольку по мере увеличения стажа профессиональной деятельности мы можем наблюдать повышение уровня групповой сплоченности оценки стимула испытуемыми. Полученные данные позволяют нам говорить о том, что именно профессионально значимые стимулы претерпевают в процессе освоения профессиональной деятельности изменения структуры значения, проявляющиеся в увеличении роли функциональных описаний. При этом развитие функциональности значений прослеживается при оценивании профессионально значимых стимулов («Студент» и «Отчёт» у преподавателей, а также «Отчёт» у специалистов экономического профиля) и не наблюдается при оценивании стимулов нейтральных («Студент» для специалистов экономического профиля и «Природа» для всех групп испытуемых). Таким образом, гипотезу об изменении структуры значения профессионально значимых стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности можно считать доказанной.
Для исследования развития значений профессионально значимых и нейтральных стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности использовались подсчет частот встречаемости и их сопоставления в различных группах испытуемых ассоциаций, относящихся к различным категориям. При помощи группы экспертов (выпускники СВГУ) ассоциации были объединены в категории с последующим подсчетом частоты встречаемости каждой из категорий в семантических полях каждой из групп. Для выявления статистической значимости полученных различий в частоте использования категорий различными группами использовалось угловое преобразование Фишера. Интерпретируя различия в ассоциативных семантических универсалиях специалистов с различным стажем профессиональной деятельности, можно отметить, что при оценивании профессионально значимых стимулов («Студент» для группы «человек—знак» и «Отчет» для группы «человек-человек») специалисты с высоким стажем профессиональной деятельности значимо большее количество раз используют ассоциации, относящиеся к категориям, отражающим функциональные (значимые для осуществления профессиональной деятельности) характеристики объекта. Вместе с тем специалисты с низким стажем деятельности значимо большее количество раз используют понятия, относящиеся к категориям, отражающим перцептивные объекты и свойства. Указанные закономерности позволяют нам сделать вывод о возможности экстраполяции тезиса В.П. Серкина о функциональном генезе значения в практической деятельности на деятельность профессиональную (Серкин, 1988).
Аналогичная процедура сопоставления частот выделенных экспертами категорий в семантических полях описаний стимулов была проделана для сравнения результатов групп разнотипных специалистов со стажем до трех лет и со стажем свыше пяти лет. При сопоставлении результатов разнотипных специалистов мы также можем отметить статистически значимо большую частоту встречаемости функциональных описаний в семантических полях профессионально значимых стимулов. Вместе с тем, наблюдается проявление закономерности, исследованной Е.Ю. Артемьевой (1999) и В.П. Серкиным (2005) и проявляющейся в наличии вектора профессиональной направленности оценивания стимулов. Так, специалисты экономического профиля используют для оценивания природы экономические характеристики, в то время как преподаватели вузов используют когнитивные характеристики для оценки природы.
Сопоставление структур перцептивного слоя образа мира производилось при помощи специально разработанной анкеты. Для обработки данных был использован метод контентанализа. Дальнейшая обработка данных осуществлялась посредством сопоставления частот
50
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
употребления каждой из категорий при помощи статистического критерия х2. При сопоставлении данных бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности были получены статистически значимые различия критерия х2 по следующим показателям: группа специалистов с большим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: исполнительность, честность, профессионализм, ведение отчетной документации, контроль за экономным использованием ресурсов, распечатывание большого числа документов, финансово-хозяйственная деятельность, семья, дети, мало времени, темы разговора различные в зависимости от человека. Группа специалистов с меньшим стажем имеет значимо более высокий показатель «личная жизнь». Всего 12 характеристик.
При сопоставлении данных преподавателей с различным стажем профессиональной деятельности были получены статистически значимые различия критериях2 по следующим показателям: группа специалистов с большим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: честность, профессионализм, подготовка к учебным занятиям, работа со студентами, самосовершенствование, косвенное влияние профессии на различные аспекты жизнедеятельности. Группа специалистов с меньшим стажем имеет значимо более высокий показатель «чтение научной литературы». Всего семь характеристик.
При сопоставлении данных разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности до трех лет были получены статистически значимые различия критерия х2 по следующим показателям: группа специалистов профессии типа «человек—знак» имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: аккуратность, усидчивость, внимательность, ведение отчетной документации, обработка первичной документации. Группа специалистов профессии типа «человек—человек» имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: вежливость, доброжелательность, эмпатия, коммуникативные навыки, контроль вербальной и невербальной коммуникации, исследовательская работа, работа со студентами, чтение научной литературы, методы и качество преподавания, мало времени, стремление держаться подальше от учеников во избежание сплетен. Всего 17 характеристик.
При сопоставлении данных разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет были получены статистически значимые различия критерия X2 по следующим показателям: группа специалистов профессии типа «человек—знак» имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: аккуратность, исполнительность, усидчивость, внимательность, взаимодействие с клиентами, взаимодействие с налоговой и другими фондами, контроль за экономным использованием ресурсов, отсутствие права на ошибку, работа с документами, распечатывание большого количества документов, сбор аналитики, финансово-хозяйственная деятельность, семья, дети, учет материалов, восемь часов в день, более девяти часов в день, рабочее время и часть домашнего, умственное напряжение, усталость. Группа специалистов по профессии типа «человек-человек» имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: доброжелательность, психологические особенности личности, коммуникативные навыки, научно-исследовательская деятельность, работа со студентами, культура и искусство, особенности научной картины мира, самосовершенствование, вся жизнь пронизана профессиональной деятельностью. Всего 28 характеристик.
Сопоставляя различия специалистов, относящихся к одному типу профессии, но имеющих различный стаж профессиональной деятельности, мы можем отметить, что специалисты с большим стажем профессиональной деятельности, как правило, имеют значимо более высокие показатели значения частоты использования описания (в девяти случаях из десяти
51
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
при сопоставлении групп бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности и в шести случаях из семи при сопоставлении групп преподавателей с различным стажем профессиональной деятельности). Таким образом, исходя из полученных данных, мы можем делать выводы о нарастании степени профессиональной специфичности образа мира с увеличением стажа профессиональной деятельности.
Преподаватели с различным стажем деятельности имеют различия в категории мотивационных описаний, что не наблюдается при сопоставлении бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности. Данный факт соответствует выводам о различии характера и степени влияния различных профессий на мотивационную сферу, полученным при сопоставлении структур ядерного слоя образа мира. Сопоставляя различия разнотипных специалистов на разных этапах профессионального развития, мы можем отметить, что разнотипные специалисты с более высоким стажем имеют значимые различия по большему количеству показателей, чем разнотипные специалисты с меньшим стажем, что также свидетельствует о нарастании степени профессиональной специфичности оценивания с увеличением стажа профессиональной деятельности. При этом преподаватели с высоким стажем профессиональной деятельности указывают на характеристики, отражающие влияние профессиональной деятельности на восприятие профессионально нейтральных стимулов (косвенное влияние профессии на различные аспекты жизнедеятельности, вся жизнь пронизана профессиональной деятельностью). Также данная категория испытуемых в значимо большем количестве случаев выделяет такие характеристики окружающего мира, как культура и искусство, а также особенности научной картины мира. Полученные данные позволяют нам говорить о наличии особенностей перцептивного слоя образа мира, связанных с профессиональной деятельностью. При этом характер динамики особенностей восприятия, связанной с профессиональным развитием, является различным.
Заключение
Специфические закономерности профессионального развития образа мира проявляются на уровне ядерного слоя образа мира. Характер динамики структур ядерного слоя образа мира в процессе освоения профессиональной деятельности является различным в зависимости от специфики профессиональной деятельности. Группы преподавателей с различным стажем профессиональной деятельности имеют более выраженные и профессионально детерминированные различия в ценностных ориентациях, чем группы бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности. Группы бухгалтеров с различным стажем профессиональной деятельности различаются по показателю интернальности в области неудач (более высокий показатель у специалистов с меньшим стажем), что не наблюдается при сопоставлении групп преподавателей с различным стажем. Таким образом, различные виды профессиональной деятельности имеют различный характер влияния на структуры ядерного слоя образа мира.
Общие закономерности профессионального развития семантического слоя образа мира проявляются в увеличении степени групповой сплоченности оценивания профессионально значимых стимулов в группах специалистов с большим стажем профессиональной деятельности, а также в увеличении количества описаний стимулов, характеризующих их с точки зрения функционирования в профессиональной деятельности. Особенности развития семантического слоя в структуре образа мира профессионалов проявляются эмпирически как качественные различия универсалий и факторных структур семантических оценок. Также мы можем отметить что увеличением стажа профессиональной деятельности увеличива-
52
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
ется количество и вес функциональных описаний в семантических универсалиях профессионально значимых признаков, в то время как для профессионально нейтральных признаков данной закономерности не наблюдается. На наш взгляд, это свидетельствует об увеличении групповой сплоченности в оценивании стимулов.
При сопоставлении семантических полей профессионально значимых и нейтральных стимулов были получены следующие результаты. Выявлены различия в ассоциативных семантических универсалиях профессионально значимых стимулов, выражающиеся в увеличении веса дескрипторов, характеризующих понятие с точки зрения его функционального значения, у специалистов с увеличением стажа профессиональной деятельности. Также было показано, что при оценивании профессионально значимых стимулов специалисты с большим стажем профессиональной деятельности значимо большее количество раз используют категории, включающие функциональные описания стимула. Полученные данные указывают на возможность экстраполяции положения о функциональном генезе значений в практической деятельности на деятельность профессиональную. Функциональный генез значений проявляется в профессиональной деятельности в форме увеличения доли функциональных описаний в ассоциативных семантический универсалиях профессионально значимых стимулов, а также в увеличении количества функциональных описаний профессионально значимых стимулов с увеличением стажа профессиональной деятельности.
При исследовании особенностей перцептивного слоя образа мира были выявлены статистически значимые различия в частоте использования понятий, относящихся к различным категориям. При сопоставлении частоты использования специалистами с различным стажем профессиональной деятельности категорий, описывающих перцептивный мир, более высокие показатели в подавляющем большинстве случаев имеют специалисты с большим стажем профессиональной деятельности. При сопоставлении групп разнотипных специалистов, мы можем отметить, что межгрупповые различия между разнотипными специалистами с большим стажем профессиональной деятельности выражены в большей степени, чем межгрупповые различия между специалистами с меньшим стажем профессиональной деятельности. Полученные данные говорят о нарастании степени профессиональной специфичности структур перцептивного слоя образа мира с увеличением стажа профессиональной деятельности.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс профессионального развития образа мира подчиняется как общим закономерностям, проявляющимся на уровне перцептивного и семантического слоёв, так и закономерностям специфическим, которые проявляются на уровне ядерного слоя образа мира и имеющим различный характер проявления при исследовании различных типов профессий.
Литература
Андреенкова, О.С. (2003). Формирование психических регуляторов труда у специалистов экономического профиля. Дис. ... канд. психол наук, Омск.
Артемьева, Е.Ю., Стрелков, Ю.К., Серкин, В.П. (1983). Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи. Мышление. Общение. Опыт. (99-108). Ярославль: ЯрГУ.
Артемьева, Е.Ю. (1999). Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл.
Бахтина, Н.Н. (2004). Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны. Дисс. ... канд. психол. наук, М.: МГУ.
53
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Бодров, В.А. (2001). Психология профессиональной пригодности:учебное пособие для вузов М.: Per Se.
Байнатис, Н.Г. (2009). Формирование профессионально важных качеств специалистов экономического профиля в системе среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. М.
Бажин, Е.Ф., Голынкина, Е.Л., Эткинд, A.M.(1984). Метод исследования уровня субъективного контроля. Психологический журнал, 5 (3), 152-162.
Гаранина, О.А. (2006). Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика. Дисс. ... канд. психол. наук, Магадан.
Колмогорцева, Н.Н. (2003). Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа «Я». Дисс ... канд. психол. наук, Екатеринбург.
Климов, Е.А. (1996). Психология профессионала. Воронеж: Институт практической психологии
Лазаренко, Л.А. (2008). Психологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателя высшей школы: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь.
Леньков, С.Л. (2004). Психологическое обеспечение деятельности экономиста в современных информационных сферах. Дисс. ... докт. психол. наук, Тверь.
Леонтьев, Д.А. (1992). Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл.
Леонтьев, Д.А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл.
Новожилова, Ю.В. (2008). Динамика смысловой сферы педагогов высшей школы с разной профессиональной направленностью. Дисс. ... канд. психол. наук, Хабаровск.
Орел, В.Е. (1990). Психологические основы профконсультационной работы со школьниками: Учебное пособие. Ярославль.
Пивоварова, С.В. (2005). Сравнительный анализ образа жизни учителей. Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: материалы научнопрактической конференции (Москва, факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 17-20 ноября 2005 г.) (342-343). М.: АНО УМО «Инсайт».
Поварёнков, Ю.П. (1999). Профессиональное становление личности: дис. ... докт. психол. наук, Ярославль.
Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. (2001). Психология труда и человеческого достоинства. М.:, Академия.
Серкин, В.П. (1988). Функциональный генез значения в практической деятельности. Дисс ... канд. психол. наук. М.: МГУ.
Серкин, В.П. (2005). Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во Сев. междунар. ун-та.
Серкин, В.П. (2008). Методы психологии субъективной семантики и психосемантики:учебное пособие. М.: Пчела.
Серкин, В.П. (2009). Взаимосвязь образа мира и образа жизни. Мир психологии, 4, 109-119.
Сидоренко, Е.В. (2004). Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь.
Склейнис, В.А. (2011). Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях: дис. ... канд. психол. наук, Магадан.
Склейнис, В.А. (2013). Исследование локуса контроля студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». «Психология. Социология. Педагогика», 8, 20-22.
Склейнис, В.А. (2014). Исследование ценностных ориентаций специалистов по связям с общественностью. Материалы IV международной научно-практической конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований» 4-5 августа 2014 г. (113-117) North Charleston, USA.
54
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Шадриков, В.Д. (1982). Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука. Шунькова, С.В. (2009). Профессиональная специфика образа жизни и образа мира геолога.
Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 10(2), 205-213. Юсупов, П.Р. (2003). Психологические особенности профессионального образа мира личности. Дисс. ... канд. психол. наук, Барнаул.
55
Organizational Psychology. 2015. Vol. 5. No 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Specification of the world image development in different professions
Viktor SKLEYNIS
Magadan institute of economics of the St. Petersburg University of management and economics, Magadan, Russia
Abstract. The article describes general and specific laws of the world image development in professions of different types. The results of empirical studies of the world image development in different types of profession. General regularities of the development of the image of the world inherent in different types of occupations that appear at the level of perceptual and semantic layers of the image of the world. At the level of semantic layer dynamics for the development of vocational specificity of obese world is manifested in the increase of group cohesion level of incentives evaluation, increasing the degree of vocational specificity assessment with increasing experience of professional activity, as well as in the development of functional values of professionally significant incentives. The development of the perceptual world is also subject common to different types of trades the patterns manifested in the increase of the degree of vocational specificity with increasing experience of professional activity.
Specific patterns are manifested at the level of nuclear layer of the world image. The nature of dynamics of structures nuclear layer image of the world in the development of the professional activity is different depending on the specific professional activities. Groups of professors with different experience of professional activity are more pronounced and professionally deterministic differences in value orientations than the accountants group with different experience of professional activity. Group of accountants with different experience professional activities differ in terms of internality in the area of failure (higher professionals with less experience) that is not observed when comparing groups of professors with different experience
Keywords: the world image, the world image development, professional specify of the world image.
References
Andreenkova, O.S. (2003) Formirovanie psihicheskix regulyatorov truda u specialistov ekonomicheskogo profilya [Formation of mental labor regulators have specialists in economics]. Dis. ... kand. psihol nauk, Omsk.
Artemieva, E.Yu., Strelkov, Yu.K., Serkin, V.P. (1983) Opisanie struktur sub”ektivnogo opyta: kontekst i zadachi [Description of the structure of subjective experience: context and objectives]. Myshlenie. Obshhenie. Opyt. (99-108) Yaroslavl’: YarGU.
Artemieva, E.Yu. (1999). Osnovyi psihologii sub’ektivnoy semantiki [Fundamentals of psychology subjective semantics]. M.: Smysl.
Bakhtina, N.N. (2004). Psihologicheskie osobennosti professional'noj deyatel'nosti inspektorov rybooxrany [Psychological features of professional work of inspectors Fisheries]. Diss. ... kand. psihol. nauk, M.
Bodrov, V.A. (2001). Psihologiyaprofessional'nojprigodnosti [Psychology of professional competence: a manual for schools]; uchebnoe posobie dlya vuzov M.: Per Se.
Baynatis, N.G. (2009). Formirovanie professional'no vazhnyx kachestv specialistov e'konomicheskogo profilya vsisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Formation of professionally important qualities of specialists in economics in secondary vocational education]: dis. ... kand. ped.. nauk. M.
Address: 27 Novaya Str., 685000 Magadan, Russia.
E-mail: [email protected]
56
Organizational Psychology. 2015. Vol. 5. No 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Bazhin, E.F., Golynkina, E.L., Etkind, A.M. (1984). Metod issledovaniya urovnya sub”ektivnogo kontrolya [Method of investigating the level of subjective control]. Psihologicheskij zhurnal, 5 (3), 152-162.
Garanina, O.A. (2006). Osobennosti organizacii vremeni zhizni specialistov, rabotayushhih v rezhime smennogo grafika [Features of the organization of the lifetime of professionals working in the mode of a replacement schedule]. Diss. ... kand. psihol. nauk, Magadan.
Kolmogorceva, N.N. (2003). Vliyanie professional'noj sostavlyayushhej obraza mira na formirovanie obraza «Ya» [The influence of professional component in image of the world to Self-image forming]. Diss ... kand. psihol. nauk, Ekaterinburg.
Klimov, E.A. (1996). Psihologiya professional [Psychology of a professional]. Voronezh: Institut prakticheskoj psihologii.
Lazarenko, L.A. (2008). Psihologicheskaya kompetentnost'kak determinanta professional'noj uspeshnosti prepodavatelya vysshej shkoly [Psychological competence as a determinant of professional success of a high school teacher]: Diss. ... kand. psihol. nauk. Stavropol'.
Lenkov, S.L. (2004). Psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti ekonomista v sovremennyh informacionnyh sferah [Psychological support of the economist in modern information fields]. Diss. ... dokt. psihol. nauk, Tver'.
Leontiev, D.A. (1992). Metodika izucheniya cennostnyh orientacij [Method of study of value orientations]. M.: Smysl.
Leontiev, D.A. (2000). Testsmyslozhiznennyh orientacij [Life orientations test]. M.: Smysl.
Novozhilova, Yu.V. (2008). Dinamika smyslovoi sfery pedagogov vysshei shkoly s raznoi professional’noi napravlennost'yu [Dynamics of semantic sphere of high school teachers with different professional orientation]. Diss. ... kand. psikhol. nauk, Khabarovsk.
Orel, V.E. (1990). Psihologicheskie osnovy profkonsul'tacionnoj raboty so shkol'nikami [Psychological bases occupational counseling with students]: Uchebnoe posobie. Yaroslavl'.
Pivovarova, S.V. (2005). Sravnitel’nyj analiz obraza zhizni uchitelej [Comparative analysis of the lifestyles of teachers]. Prikladnaya psihologiya kak resurs social'no-ekonomicheskogo razvitiya sovremennoj Rossii: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Moskva, fakul'tet psihologii MGU im. M.V. Lomonosova, 17-20 noyabrya 2005g.] (342-343) M. ANO UMO «Insajt».
Povarenkov, Yu.P. (1999). Professional'noe stanovlenie lichnosti [Professional development of personality]: Diss. ... dokt. psihol. nauk, Yaroslavl'.
Pryazhnikov, N.S., Pryazhnikova, E.Yu. (2001). Psihologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. M.: Akademiya.
Serkin, V.P. (1988). Funkcional'nyjgenez znacheniya v prakticheskoj deyatel'nosti [Functional genesis of meaning in practice]. Diss ... kand. psihol. nauk. M.: MGU.
Serkin, V.P. (2005). Obraz mira i obrazzhizni [Image of the world and the lifestyle]. Magadan: Izd-vo Sev. mezhdunar. un-ta, 2005.
Serkin, V.P. (2008). Metody psihologii sub"ektivnoj semantiki i psihosemantiki [Methods of psychology subjective semantics and psychosemantics]: uchebnoe posobie. M.: Pchela.
Serkin, V.P. (2009). Vzaimosvyaz’ obraza mira i obraza zhizni [The relationship of the world image and lifestyle]. Mir psihologii, 4, 109-119.
Sidorenko, E.V. (2004). Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Mathematical Methods in Psychology]. SPb.: Rech'.
Skleynis, V.A. (2011). Specifika razvitiya obraza mira v raznotipnyh professiyah [Specificity of the image of the world in diverse professions]: dis. ... kand. psihol. nauk, Magadan.
Skleynis, V.A. (2013). Issledovanie lokusa kontrolya studentov, obuchayushhixsya po special’nosti «Svyazi s obshhestvennostyu» [The study of locus of control students on a specialty “Public Relations”]. «Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika», 8, 20-22.
57
Organizational Psychology. 2015. Vol. 5. No 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Skleynis, V.A. (2014). Issledovanie cennostnyh orientacij specialistov po svyazyam s obshhestvennostyu [Study of value orientations of experts in public relations]. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye napravleniya fundamental’nyh i prikladnyh issledovanij» 4-5 avgusta 2014 g. (113-117). North Charleston, USA.
Shadrikov, V.D.(1982) Problemy sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti [Problems of systemogenesis professional activities]. M.: Nauka.
Shunkova, S.V. (2009). Professional’naya specifika obraza zhizni i obraza mira geologa [Professional features of geologist's lifestyle and image of the world]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 10.2, 205-213.
Yusupov, P.R. (2003). Psihologicheskie osobennostiprofessional'nogo obraza mira lichnosti [Psychological features of professional image of the world of the individual]. Diss. ... kand. psihol. nauk, Barnaul.
58