лизация. Родители должны иметь право голоса при определении характера их участия в учебной программе. Родители вправе требовать от педагогов предоставить им такую подготовку и информацию, которая позволила бы им определить уровень развития их ребёнка. И только после этого они смогут активно участвовать в разработке, реализации и оценке индивидуальной учебной программы. Для определения индивидуального содержания программы с участием родителей следует провести общую оценку сложившейся ситуации. Она должна предусматривать анализ, как потребностей родителей, так и особенностей программы. Непосредственное привлечение родителей к обучению детей с ОВЗ может оказать положительное влияние на всех воспитывающихся в семье детей. Соответствующий тренинг родителей таких
Библиографический список
детей должен в конечном итоге быть направлен на расширение их непосредственных педагогических умений и навыков, позволяющих вести работу со своими детьми. Для успешной работы с родителями у педагогов должны быть сформированы соответствующие навыки и умения, на которые обычно не обращают внимания в процессе предварительной подготовки к непосредственной работе с детьми. Поэтому учителя-практики должны пройти курс повышения квалификации.
Итак, вопрос заключается не в том, стоит ли привлекать родителей к программам обучения их детей с ОВЗ, а скорее в том, как способствовать реализации этой задачи, которая должна решаться терпеливо и постепенно. При этом добросовестность усилий должна быть в центре внимания педагогов.
1. Закон об образовании РФ» 2015 новый 273 - ФЗ РФ. Available at: http://a2b2.ru/methods/8845_zakon_ob_obrazovanii_rf_2015_ novyy_273_-_fz_rf
2. Проект специальных требований в Федеральные Государственные Стандарты основного и среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Available at: http://fgos-ovz.herzen.spb. ru/?page_id=463
3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 N 593. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/632888
4. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» в ред. закона 1999 г. Закон РФ. Available at: http://www.planeta-sluha.ru/zakon/15-federalnyj-zakon-ob-obrazovanii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
References
1. Zakon ob obrazovaniiRF» 2015novyj273 - FZRF. Available at: http://a2b2.ru/methods/8845_zakon_ob_obrazovanii_rf_2015_novyy_273_-_ fz_rf
2. Proekt special'nyh trebovanij v Federal'nye Gosudarstvennye Standarty osnovnogo i srednego obschego obrazovaniya dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Available at: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_ id=463
3. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhaschih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya». Prikaz Minzdravsocrazvitiya RFot 14.08.2009N 593. Available at: http://www.zakonprost. ru/content/base/part/632888
4. Ob obrazovanii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (special'nom obrazovanii)» v red. zakona 1999 g. Zakon RF. Available at: http://www.planeta-sluha.ru/zakon/15-federalnyj-zakon-ob-obrazovanii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
Статья поступила в редакцию 07.02.17
УДК 378
Minazova Z.M., senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
THE NATURE AND CONTENTS OF THE CONCEPT OF "HEALTH SAVING TECHNOLOGIES" AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals the basics and contents of the concept of "Health saving technologies" as a psychological and pedagogical problem. The work studies mechanisms of protection of human health. The paper gives ranking of risk factors affecting the health of the students. The work focuses on the history of the emergence and development of the term "health saving technologies". The researchers also address the components of health-saving educational technologies. The authors conclude that health-preserving educational technologies for educators represent a range of teaching methods and practices, various technologies and techniques in solving problems encountered in teaching and the teacher's constant desire for self-improvement, self-education, self-education.
Key words: health, technology, health saving technologies, educational technologies.
З.М. Миназова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
К РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье раскрыты сущность и содержание понятия «здоровьесберегающие технологии» как психолого-педагогическая проблема; охрана здоровья человека; дается ранжирование факторов риска, оказывающих влияние на здоровье учащихся; история появления и развития термина «здоровьесберегающие технологии»; также рассмотрены составляющие здоро-вьесберегающих образовательных технологий. Авторы делают выводы о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) для педагогов представляют собой целый ряд педагогических приемов и методов работы, всевозможных технологий и техник в решении возникающих проблем в педагогической деятельности и постоянное стремление учителя к самосовершенствованию, самообразованию, самообучению.
Ключевые слова: здоровье, технологии, здоровьесберегающие технологии, образовательные технологии.
Здоровье является первой и главенствующей потребностью человека, которая определяет его качественную жизнедеятельность, способность к труду, обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности. «Главенствующей идеей цивилизованного сообщества, важным смыслом его существования
и процветания является ратификация отношения к человеку как высшей ценности». Раскрывая сущность и содержание понятия «здоровьесберегающие технологии», нельзя не затронуть сам термин «здоровье», определяемый «состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны
полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни» [1, с. 21].
Охрана здоровья человека - одна из важнейших функций государства, поэтому в послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ отмечено, что «вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в число приоритетных национальных проектов». [Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. 2017 г.]. В мировом масштабе охраной здоровья занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), согласно Уставу которой, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения]. Добившись значительных успехов в науке и технике, благодаря пику научно-технического прогресса, «обуздав» природу, человечество не приобрело, к сожалению, состояния полного физического, душевного и социального здоровья, поскольку возможности человека оказались предельно ограниченны, а созидательные способности научных открытий никем не были спрогнозированы. Поэтому в третьем тысячелетии здоровье человека, здоровье подрастающего поколения, в особенности, становится первоочередной задачей российского правительства. Как отмечают учёные, в последнее десятилетие несколько уменьшилась смертность среди молодёжи, наблюдается стремление молодых людей к ведению здорового образа жизни, открываются спортивные клубы, фитнес-клубы для поддержания не только физической формы, но и здоровья [2; 3].
Тем не менее, состояние здоровья школьников вызывает ещё серьёзную тревогу и опасение медиков, психологов, педагогов, специалистов, так или иначе, отвечающих за благополучие подрастающего поколения. В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества именно школьники испытывают наибольшее негативное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новому школьному режиму, новым, изменившимся для них условиям жизни (переход от дошкольной игровой к учебной деятельности), обучения, высоким умственным нагрузкам.
Ярким показателем неблагополучного состояния школьников является тот факт, что их здоровье ухудшается по сравнению с теми показателями, которые характеризовали здоровье их сверстников пятнадцать, двадцать, тридцать лет назад. При этом большее увеличение частоты всех видов и типов болезней приходится на такие возрастные периоды, когда ребёнок получает общее среднее образование - то есть в школьный период, что делает особо актуальными вопросы здорового образа жизни учащихся школы, ведь успешная образовательная подготовка напрямую связана с укреплением и охраной их здоровья, повышением работоспособности через внедрение здоровьесберега-ющих технологий. Здоровье ученика, его социально-психологическая адаптация к школьной жизни во многом определяются эффективной организацией среды, в которой он живет - школьной среды. К примеру, для ученика от 6 до 17 лет, школьная среда является основной, поскольку на его пребывание в школьном учреждении отводится более 80% времени. Одновременно, в данный период идет интенсивный рост, развитие и формирование личности, становление его здоровья на всю жизнь, когда организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Институт возрастной физиологии Российской академии образования свидетельствует о том, что школьная образовательная среда часто способствует появлению рисков и факторов нарушений здоровья. Ученые завершенного исследования Института возрастной физиологии РАО в 2010 - 2015 гг. «Физиологические основы развития и здоровья ребёнка» - М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер и др. - дают следующее ранжирование факторов риска, оказывающих влияние на здоровье учащихся (по убыванию):
- педагогическая тактика учителей, имеющая стрессовый характер;
- несоответствие подобранных учителями методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение учителями элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- слабая профессиональная подготовка учителей и родителей в вопросах сохранности здоровья детей;
- высокая интенсификация преподавания и всего учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья школьников;
- недостаточное оснащение служб медицинского контроля в образовательном учреждении;
- отсутствие плановой и системной работы по формированию у учащихся ценности здоровья и здорового образа жизни» [4, с.77 - 79].
Все перечисленное говорит о том, что существующая традиционная организация образовательного процесса часто создает у школьников и стрессовые перегрузки, и ослабленность здоровья, приводящие к разрушению основных механизмов саморегуляции физиологических функций организма школьников, способствующие развитию целого ряда хронических болезней. Анализ М.М. Безруких и её коллегами современной системы школьного образования продемонстрировал то, что система имеет, скорее, не здоровьесберегающий, а здоровьезатратный характер, что большинство проблем здоровья школьников появляется в ходе именно ежедневной практической работы педагогов и воспитателей. Другими словами, современное состояние неблагополучия школьников обусловлено профессиональной деятельностью педагогов, что требует от учителей нахождения новых резервов собственной деятельности в укреплении и пополнении здоровья учащихся. Теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни учителям важно строить на основе личност-но-ориентированного подхода, грамотно подобрать методики и технологии обучения, отвечающих возрастным и функциональным возможностям школьников, за доровьесберегающие технологии должны реализовываться на основе личностно-разви-вающих ситуаций, которые относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым школьники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Сам термин «здоровьесберегающие технологии» появился в 70-ет годы ХХ столетия и до сих пор имеет дискуссионный характер, поскольку у разных авторов имеются разные подходы и дефиниции. Но принято считать, что автором термина «здо-ровьесберегающие образовательные технологии» является Н.К. Смирнов, который утверждал, что их можно рассматривать как «технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье ребёнка и педагога» [4]. Автор настаивает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, которая демонстрирует насколько при внедрении какой-то технологии достигается цель по сохранению здоровья всех субъектов образовательно-воспитательного процесса - детей, родителей, педагогов, педагогический коллектив школы. Внедрение в жизнедеятельность школы здоровьесберегающих образовательных технологий координируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей.
Комментируя данное определение учителя-практика школы, приходим к выводу, что генеральная задача школы является не просто довести ребёнка до последнего звонка, оставаясь довольным тем, что за все школьные годы с ним ничего не случилось плохого, ничем не заболел, не подхватил никакой инфекции, а полноценно подготовить школьника к самостоятельной жизни, создав все условия для счастливой, успешной жизни, где здоровье играет не последнюю, а, часто, главную роль. Здоровьесбе-регающие образовательные технологии принято рассматривать как: технологическую и техническую основу здоровьесберегаю-щей педагогики; целую совокупность приёмов, форм, методов организации обучения школьников, которые укрепляют, а не наносят вред здоровью; качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов [5].
То есть здоровьесберегающие технологии демонстрируют целостность, совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, которые ориентированы на защиту, обеспечение и преумножение здоровья, формирование ценного отношения личности к своему здоровью. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) для педагогов представляют собой целый ряд педагогических приемов и методов работы, всевозможных технологий и техник в решении возникающих проблем в педагогической деятельности и постоянное стремление