Цель: Осознание собственной субъектной позиции и формирование опыта самостоятельного решения учебно-профессиональных задач в компьютерной среде.
Содержание: На данном этапе студенты уже имеют достаточное представление об избранной специальности, обладают некоторым опытом, необходимым для будущей профессиональной деятельности, умеют применить его в собственной практике и овладевать новым. Этому помогают также проективные методы обучения, использование реального проектирования, стандартных профессионально ориентированных пакетов, компьютерных средств коммуникации, Internet.
Критерии: Умение самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в компьютерной среде, умение организовать коллективную работу при решении общей задачи.
Виды деятельности в компьютерной среде: Решение задач с использованием профессионально ориентированных пакетов, средств коммуникаций и Интернета при совместно-распределенном решении учебно-профессиональных задач.
Этап 5. Учебно-проектировочная деятельность
Ситуация: Понимания смысла своей профессиональной деятельности в компьютерной среде.
Цель: Осознание смысла своей профессиональной деятельности в компьютерной среде, переход в позицию субъекта профессиональной деятельности.
Содержание: На этом же этапе имеет место реальное или приближенное к нему дипломное проектирование. Будущий специалист входит в новое для него сообщество и повышает свой профессионализм, осваивает современные пакеты системного, прикладного и специального программного обеспечения, компьютерные средства коммуникации.
Критерии: Самостоятельная профессиональная деятельность в компьютерной среде, желание представить свою работу
Библиографический список
обществу, способность организовать свою профессиональную деятельность в компьютерной среде [4].
Виды деятельности в компьютерной среде: Анализ и критическая оценка результатов решения профессиональных задач в компьютерной среде.
Этап 6. Профессиональная деятельность в компьютерной среде
Ситуация: Самоопределения в мировом профессиональном сообществе.
Цель: Вхождение в мировое сообщество профессионалов посредством информационных и коммуникационных технологий.
Содержание: Именно в период зрелости совершается кардинальной важности переход со стадии решения профессиональных задач к стадии постановки новых проблем, к формулировке качественно новых задач. Усложнение и развитие динамической структуры мышления зрелого специалиста позволяет ему подняться на новый уровень активности [5].
Критерии: Потребность и способность участия в решении профессиональных задач мирового профессионального сообщества в едином информационном пространстве, осознание себя членом мирового сообщества профессионалов.
Виды деятельности в компьютерной среде: Участие в реализации открытых международных проектов, создание профессионально-ориентированных информационных ресурсов.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что приведённые ситуации выступают в качестве регулятивов эффективности профессионального самоопределения будущего специалиста на выделенных этапах, они выполняют функцию системы педагогических условий, обеспечивающих достижение цели каждого этапа. Система учебно-профессиональных ситуаций динамична и многообразна, в приведённом выше описании выделены ведущие ситуации для каждого из этапов подготовки будущего специалиста.
1. Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1994: 29 - 32.
2. Назарова Ю.Н. Инновационные технологии совершенствования методов обучения в современной образовательной деятельности. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научной практической конференции. Волгоград, 2015: 276 - 282.
3. Меликов А.В., Макарычев П.П. Модели предметной области систем электронного анкетирования. Гаудеамус. Психолого-педагоги-ческийжурнал. 2010; Т. 24 № 16; 59 - 60.
4. Похолков Ю. Инновационное инженерное образование. Экономика и образование сегодня. 2004; 12.
5. Трофимов С.П. Компьютерные технологии подготовки деревообрабатывающего производства в науке, инженерном образовании и в промышленности. Минск, 2003.
References
1. Denisova A.L. Teoriya i metodika professional'noj podgotovki studentov na osnove informacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994: 29 - 32.
2. Nazarova Yu.N. Innovacionnye tehnologii sovershenstvovaniya metodov obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchnoj prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 276 - 282.
3. Melikov A.V., Makarychev P.P. Modeli predmetnoj oblasti sistem 'elektronnogo anketirovaniya. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2010; T. 24 № 16; 59 - 60.
4. Poholkov Yu. Innovacionnoe inzhenernoe obrazovanie. 'Ekonomika i obrazovanie segodnya. 2004; 12.
5. Trofimov S.P. Komp'yuternye tehnologii podgotovki derevoobrabatyvayuschego proizvodstva v nauke, inzhenernom obrazovanii i v promyshlennosti. Minsk, 2003.
Статья поступила в редакцию 16.02.16
УДК 796:338.28 77.03.15
Lakhtin A.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Biysk Technological Institute, branch of Altai State Technical
University (Byisk, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN APPROACHES TO SAVE HEALTH IN STUDENTS. The article informs that the health-saving technologies integrate all areas of work of educational institutions for the preservation, development and strengthening of health in pupils. Health technologies require a set of pedagogical, psychological and medical effects, aimed at protecting and promoting the health of the formation of value attitude to health. School health education activities are based on three methodological principles: preserving, strengthening and forming health. The author defines the health-saving educational technology as a science, art and so the duty to train and educate students so that they can have healthy and happy children of their own in future and can be a good example to them.
Key words: health-saving technologies, systems approach, components of health, principles of forming health, healthy lifestyle.
А.Ю. Лахтин, канд. пед. наук, доц. каф. ФВС, Бийский технологический институт (филиал АлтГТУ), г. Бийск,
E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
В статье говориться о том, что здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы образовательных учреждений по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование правильного отношения к своему здоровью. Здоровьесберегающая образовательная деятельность опирается на три методологических принципа: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Автор статьи определяет здоровьесберегающие образовательные технологии как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли в будущем вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, системный подход, компоненты здоровья, принципы формирования здоровья, здоровый образ жизни.
Современные темпы развития образования предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо значимым становится вопрос состояния здоровья учащихся в общеобразовательной школе. Однако медики, психологи, педагоги отмечают в России стойкую тенденцию к ухудшению здоровья детей. По данным министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации отмечается, что показатели общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет включительно, возросли на 9,3% из 16 миллионов детей школьного возраста две трети имеют отклонения в состоянии здоровья. Это связано в первую очередь с переутомлением и перенапряжением детей, которое ведет к снижению мотивации к учебной деятельности [1, с. 98]. Поэтому возникает необходимость в поиске эффективных направлений, путей и средств использования здоровьесберега-ющих технологий, способствующих повышению качества здоровья у детей, начиная со школьного возраста. Именно в период обучения формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Исследователи в области медицины считают необходимым для решения проблемы сохранения здоровья улучшение диагностики заболеваний, повышение качества профилактических и лечебных мероприятий, обеспечение оптимальных условий питания, режима дня, освещения и т. д.
В настоящее время в образовательном процессе школы наметились тенденции, учитывающие личностные особенности, способности и уровень здоровья обучающихся, позволяющие разработать здоровьесберегающие технологии. Теоретическими предпосылками решения данной проблемы являются исследования В.Ф. Базарного, А.Л. Сиротюк, Н.К. Смирнова. Они рассматривают здоровьесберегающие технологии как системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей, как альтернативу угрозам здоровью, так или иначе связанным с образовательным процессом [2].
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Апробируются программы и методики формирования у детей ценностей здорового образа жизни, применяются различные способы укрепления здоровья.
Многочисленные учёные, занимающиеся проблемами здоровья, рассматривают его как единое целое, одновременно выделяя взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное.
На наш взгляд, оптимальной может считаться трёхкомпо-нентная структура, включающая физический, психический и социальный компоненты.
Под физическим компонентом здоровья понимается оптимальное функционирование организма, всех его органов и систем, уровень их резервных возможностей. В этот же компонент входит наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических.
Психическое здоровье - это нормальное протекание психических процессов, без выраженных психических расстройств и с наличием определенных резервных сил человека, благодаря которым он может преодолевать случайно возникающие стрессы или затруднения, являющиеся результатом исключительных обстоятельств. Психическое здоровье также характеризуется состоянием равновесия между человеком и окружающим его
миром, гармонией с обществом и включает в себя следующие компоненты: положительное отношение к себе, оптимально развитие, рост и самоактуализацию личности, психическую интеграцию (аутентичность, конгруэнтность), личную автономию, реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них [3].
Под социальным компонентом здоровья подразумевается осознание личностью себя субъектом определенного пола и взаимоотношения личности с окружающими. Другими словами, он включает в себя способы общения и взаимодействия с различными группами людей (ровесниками, коллегами по работе, родителями, соседями), т. е. с обществом. С нашей точки зрения, для того, чтобы говорить о сформированности социального компонента здоровья человека, необходимо наличие у него системы ценностных отношений, готовности к самостоятельному выбору жизненной траектории, наличие социальной активности и способности к адаптации в социуме.
Педагоги, психологи и социальные работники единодушны во мнении, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек, дезадаптация поведения, конфликтность, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, эгоцентризм, пассивность, потеря интереса и любви к близким, гипертрофированность (или наоборот, ослабление) самоконтроля и др. [4].
Обобщая выводы учёных, можно выделить следующие критерии социального здоровья формирующейся личности. В первую очередь к ним относятся потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу), бескорыстие, интерес к окружающему миру, адекватное восприятие социальной действительности, адаптация к физической и социальной среде направленность на общественно полезное дело, альтруизм, демократизм в поведении, умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе со взрослыми и сверстниками) и др. [1]. Систематические значительные социально-экономические преобразования в обществе зачастую способствуют возникновению у детей эмоциональных трудностей, стрессовых ситуаций, которые они, в силу своего возраста, не готовы решить. Следовательно, школа одним из основных направлений своей работы должна выбрать поддержку социального здоровья учащихся. Это может проявляться путём обучения учащихся преодолению стрессовых ситуаций, целостной подготовкой к организации собственной жизнестойкости в условиях системных социальных изменений. Большие возможности для реализации поставленных целей имеет здоровьеориентирован-ная организация образовательного процесса.
Формирование мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, происходит под воздействием научно-популярной агитации и пропаганды. В учебных заведениях эту задачу призваны решать содержание учебной программы по физической культуре, хорошая организация практических занятий, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, а также различные формы агитационно-пропагандистской работы. Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, это может быть активный отдых, укрепление и коррекция здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов и т. д.
Конкретная направленность и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности, занимающихся. Выделяют гигиеническую,
оздоровительно-рекреативную (восстановительную), общеподготовительную, спортивную, профессионально-прикладную и лечебную направленности. Организационные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами, однако, существуют общие формы. Можно выделить три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время [5].
Здоровьесберегающая образовательная деятельность опирается на три методологических принципа: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
При реализации принципа сохранения здоровья необходимо учитывать способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий (гомеостаз). В связи с этим деятельность на уроке должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований, направлена на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и т. д.
Принцип укрепления здоровья имеет в основе механизм накопления здоровья, способствующего повышению резервов адаптации. Технология обучения, опирающаяся на данный принцип, предполагает использование способов повышения адаптивности учащихся к стрессовым ситуациям, возникающим в ходе процесса обучения. Для возрастания резервов здоровья учащихся необходимо правильно дозировать физиологическую и психологическую нагрузку и максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Реализация принципа формирования здоровья, т. е. ценностей здорового образа жизни, мотивации учащихся на здоровый
Библиографический список
образ жизни, осуществляется посредством содержания учебного материала, который должен раскрывать особенности основных компонентов здоровья и здорового образа жизни. Успех данного вида работы будет зависеть от организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.
Эффективность перечисленных направлений работы в большей степени зависит от уровня сформированности у учащегося культуры здоровья. В связи с этим становится понятна роль педагогического фактора в обеспечении жизнедеятельности школьника с позиций здоровьесбережения. В основе его должен лежать принцип здоровьецентризма, включающий: ориентацию участников педагогического процесса на здоровье как основную ценность и главный результат деятельности; направленность учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика на здоровье и здоровом образе жизни; методы и формы организации всех видов деятельности учащихся, обеспечивающие улучшение их здоровья; организацию здоровой среды классного помещения и др. [6].
Проведённый анализ показывает, что предлагаемые учёными и практиками отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую проблему. В то же время накопленный теоретический и практический материал позволяет вычленить противоречия и обозначить основные ориентиры для разработки системы мер по их преодолению. Только совместная работа медиков, педагогов, психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и преподавателей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.
2. Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие. Москва, 2001.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2007.
4. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта. Москва: Народное образование, 2006.
5. Лахтин А.Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2011.
6. Ястребова Э.Р Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения. Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015: 231 - 234.
References
1. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya. Ekaterinburg, 1999.
2. Kuindzhi N.N. Puti formirovaniya zdorov'ya Shkolnikov: metodicheskoe posobie. Moskva, 2001.
3. Koval'ko V.I. Zdorov'esberegayuschie tehnologii vnachal'noj shkole. 1-4 klassy. Moskva: VAKO, 2007.
4. Chupaha I.V., Puzhaeva E.Z., Sokolova I.Yu. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe: nauchno-prakticheskij sbornik innovacionnogo opyta. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2006.
5. Lahtin A.Yu. Adaptaciya studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2011.
6. Yastrebova 'E.R. Ispol'zovanie zdorov'esberegayuschih tehnologij kak osnovy povysheniya kachestva obucheniya. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy VI mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Chelyabinsk, fevral' 2015 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2015: 231 - 234.
Статья поступила в редакцию 25.02.16
УДК 378
Lutsenko O.A., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Blagoveschensk State
Pedagogical University (Blagoveschensk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANISATIONAL MODEL OF MASTER STUDNETS' SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK (MSSRW): NEW FORMAT.
The article observes new organisational model of scientific and research work of postgraduates undertaking a master's degree. It includes competences formed during the scientific and research work and prescribed by new Federal State Educational Standards for Higher Education (44.04.01). The work provides a structure of the model consisting of three modules: scientific and research seminar; working on final qualification paper (master thesis); master students' academic activity. The author reveals the contents and organisation of activity for each module and draws attention to its possible alterations. The article points out the importance of chosen modules for professional growth of master students studying "Pedagogical education". It contains the author's model of module "scientific and research work of Master students". It is emphasized that the question about the contents of given module and its final structure remains controversial. The author's perspective may be of use to specialists, who work in the field of higher education.
Key words: model, master's scientific and research work, module.
О.А. Луценко, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Благовещенский государственный педагогический университет,
г. Благовещенск, E-mail: [email protected]