НОВЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ■
За время наблюдения (за 4 года) у мальчика увеличился рост на 23 см (рост 123 см), а за время терапии — на 15 см, видимо, за счет нормализации осанки. Стал более усидчивым, начал смотреть мультфильмы, следить за героями, больше интересуется игрушками, без боязни начал ездить в общественном транспорте, играет мячом, захватывая его руками. При общении с незнакомыми людьми произносит различные звуки. Также начал жестикулировать руками, обращаясь при этом к окружающим, как будто что-то рассказывает. Появились навыки опрятности, сам берет бокал и пьет из него, немного держит ложку, научился держать кисточку для рисования, рисует красками в альбоме, пытается собирать конструктор. По дому передвигается самостоятельно без боязни, на улице и в общественных местах — за руку, но спокойно, на более длительные расстояния.
С 2012 г. охотно посещает детский реабилитационный центр, где занимается с логопедом, преподавателем речи, на различных тренажёрах.
Динамика гликозаминогликанов в суточной моче (норма 3,2-5,6 мг/ммоль креатинин/сутки): 05.10.2009 г. — 31,7 мг/ммоль креатинин/сутки;
16.01.2012 г. — 32,3 мг/ммоль креатинин/сутки;
23.07.2012 г. — 17,8 мг/ммоль креатинин/сутки;
14.01.2013 г. — 14,9 мг/ммоль креатинин/сутки;
10.10.2013 г. — 11,5 мг/ммоль креатинин/сутки.
В дальнейшем планируется проведение динамического контроля антител IgG на идурсульфазу.
Поскольку введение данного препарата является единственным методом терапии синдрома Хантера, востребованность на территории Новосибирской области определяется выявлением данного синдрома, а даже поздно начатая терапия эффективна, оказывает значительное влияние на качество жизни пациента. Ведение пациента с болезнью Хантера требует вклада со стороны педиатров, оториноларингологов, хирургов-ортопедов, офтальмологов, кардиологов, неврологов, физиотерапевтов, специалистов по трудотерапии, логопедов, психологов и социальных работников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Burton, B.K. Diagnosing Hunter syndrome in pediatric practice: practical considerations and common pitfalls / Burton B.K., Giugliani R. //Eur. J. Pediat. - 2012. - V. 171(4). - P. 631-639.
2. Diagnosis of the mucopolysaccharidoses /Lehman T.J.A., Miller N., Norquist B. et al. //Rheumatol. (Oxford). - 2011. - V. 50(5). -P. 41-48.
3. A phase II/III clinical study of enzyme replacement therapy with indursulfase in mucopolysaccharidosis II (Hunter syndrome) /Muenzer J., Wraith J.E., Beck M. et al. //Genet Med. - 2006. - V. 8(8). - P. 465-473.
4. Initial report from the Hunter Outcome Survey /Wraith J.E., Beck M., Giugliani R. et al. //Genet. Med. - 2008. - V. 10(7). - P. 508-516.
Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю.
Омский государственный педагогический университет,
г. Омск
КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ
В статье представлены пути взаимодействия медицинских и педагогических работников коррекционных школ в целях укрепления здоровья учащихся с нарушениями в развитии. Выделены основные содержательные линии деятельности специалистов. Раскрыто назначение и специфика функционирования школьного кабинета здоровья. Показаны возможности этого ресурса образовательной организации в усилении её здоровьесберегающего потенциала.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коррекционная школа: здоровьесбережение; здоровьесберегающие технологии: школьный кабинет здоровья.
Sinevich O.Yu., Chetverikova T.Yu.
Omsk State Pedagogical University, Qmsk
CONSOLIDATION OF ACTIVITY OF MEDICAL AND PEDAGOGICAL WORKERS FOR STRENGTHENING OF HEALTH OF PUPILS OF CORRECTIONAL SCHOOLS
In the article the ways of interaction of medical and pedagogical employees of correctional schools for strengthening of health of pupils with violations in development are presented. The main substantial lines of activity of experts are allocated. The appointment and specifics of functioning of a school office of health is described. The possibilities of this resource of the educational organization in strengthening of its health saving potential are shown.
KEY WORDS: correctional school: health-saving: health saving technologies; the school office of health.
с/$(ръ и^ггя в^^узбассе
№2(57) 2014
КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ___________
Приоритетным направлением деятельности медицинских работников и педагогов специальных (коррекционных) школ является укрепление и сохранение здоровья обучающихся. Акси-оматичность данного тезиса очевидна. Дети с патологией слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и др. нуждаются в систематическом медицинском обследовании, реабилитационных мероприятиях, лечении, коррекции нарушенных психических функций. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками, эти учащиеся чаще проявляют эмоциональную нестабильность, склонность к охранительному торможению, быструю утомляемость и т.д. Кроме того, условия специальных (коррекционных) школ, подавляющее большинство из которых являются организациями интернатного типа, накладывают на специалистов сферы здравоохранения и образования особую ответственность за правильную организацию дня, определение рационального режима питания, дозирование объёма учебных нагрузок.
Цель данной статьи — рассмотреть пути взаимодействия врачей, медицинских сестёр и педагогического коллектива коррекционной школы в целях повышения эффективности работы, направленной на укрепление здоровья учащихся с нарушениями в развитии.
Вопросы, связанные с оптимизацией работы медицинского персонала и педагогических работников в направлении укрепления здоровья школьников, становились предметом пристального внимания многих исследователей.
Так, Анисимовой А.В. и Перевощиковой Н.К. [1] рассмотрены современные проблемы формирования здоровья детей и подростков. В работе Теппер Е.А. и др. [2] подвергнуты глубокому анализу результаты наблюдения за здоровьем школьников, осваивающих различные программы. Нагаева Т.А. и др. [3] раскрыли особенности социально-психологической адаптации первоклассников. Алифанова Л.А. [4] осветила специфику реализации системного подхода к здоровьесбережению учащихся. Лапиковым А.И. и др. [5] были продемонстрированы коррекционно-педагогические подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе специальной школы. Кузьмина О.С. [6] изложила основное содержание работы педагогического коллектива с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в образовательных организациях общего типа.
Результаты этих и некоторых других исследований, безусловно, принципиально значимы для верной организации работы в целях укрепления здоровья учащихся коррекционных школ.
Корреспонденцию адресовать:
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна,
644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России.
Тел.: +7-913-971-31-32.
E-mail: [email protected]
Ретроспективный анализ научной литературы позволяет утверждать, что специалистами обеих сфер (здравоохранения и образования) декларируется необходимость сотрудничества. При этом на практике продолжает доминировать подход, при котором медицинские и педагогические работники подходят к решению одних и тех же проблем без учёта возможности консолидации стратегий профессиональной деятельности. Такое положение дел лишает содержание медико-педагогического воздействия системного характера, обуславливает рассогласованность принимаемых решений. В результате картина развития ребёнка, сведения о состоянии его физического и психического здоровья являются неполными, степень объективности данных резко снижается.
Следует отметить, что современные коррекционные школы комплектуются с учётом имеющегося у ребёнка первичного нарушения в развитии. Это образовательные организации для детей с патологией слуха (глухих и слабослышащих), зрения (слепых и слабовидящих), речи, опорно-двигательного аппарата, а также задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Несмотря на разнородность контингента обучающихся, основные содержательные линии деятельности медицинских и педагогических работников разных коррекционных школ остаются едиными:
1. Профилактическая. В данном случае речь идёт о предупреждении заболеваемости, приобретения учениками вредных привычек. Например, профилактика гриппа, сколиоза, табакокурения и т.д.
2. Оздоровительная. Требуется максимальная мобилизация здоровых сил организма в связи с проведением закаливающих процедур, спортивных праздников, различного рода терапий (фитотерапия, витаминотерапия и т.д.).
3. Восстановительная. В ходе образовательного процесса следует обеспечивать коррекцию нарушенных функций (речи, неречевых психических процессов, моторики и т.д.), что может успешно осуществляться в рамках занятий учителя-логопеда, педагога-психолога, а также на занятиях по лечебной физкультуре, ритмике, развитию психомоторики и сенсорных процессов.
4. Просветительная. Очень важно обеспечить обучение детей и других участников образовательного процесса способам ведения здорового образа жизни. Это может быть сделано в рамках круглых столов, диспутов, обучающих семинаров, к участию в которых следует приглашать медицинских работников узкого профиля, психологов и других специалистов.
Связующим звеном в деятельности медицинских и педагогических работников может стать школьный кабинет здоровья. Это принципиально значимое, но, в то же время, инновационное структурное подразделение образовательной организации, «... внутришкольный ресурс, позволяющий координировать деятельность педагогического коллектива в направлении оздоровления учащихся, формирования у них потребности в здоровом образе жизни» [5].
№2(57) 2014 с/^ть и^пя вс7|узбассе
НОВЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ■
Верное планирование работы кабинета здоровья позволит принять конструктивные решения в отношении укрепления здоровья учащихся с привлечением к этому процессу всех участников образовательного процесса: врача, медицинской сестры, учителей, воспитателей, психолога, логопеда, родителей воспитанников и, безусловно, самих обучающихся.
Деятельность кабинета здоровья координирует, как правило, заместитель директора школы. Уже на этом этапе принципиально важна консолидация педагога и медицинского работника: им следует определить организационный, содержательный и методический аспекты функционирования названного структурного подразделения образовательной организации.
Организационный аспект предусматривает определение режима работы кабинета здоровья с максимальным использованием всех его ресурсов. Целесообразно, если эта работа будет реализована в диадах и триадах по линии «медицинские работники — педагоги», «медицинские работники — педагоги — родители», «медицинские работники — педагоги — учащиеся» и т.д. При этом связь в указанных диадах и триадах является взаимообратной: каждый участник образовательного процесса может являться как инициатором деятельности, так и потребителем услуг, представляемых ему какой-либо из названных сторон.
Весьма важно запланировать на базе кабинета здоровья ряд обучающих семинаров, круглых столов с участием медицинских и педагогических работников школы. Педагоги в данном случае могут получить консультации врача относительно дозирования учебной нагрузки в ходе уроков, коррекционных занятий, при проведении самоподготовки. Учитель и воспитатель, в свою очередь, систематически наблюдая ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса, могут сообщить важные для врача сведения об обучающемся. Например, о снижении работоспособности, наличии аффективных вспышек, частой смене эмоционального состояния и т.п. — то есть о том, что вызывает тревогу и сигнализирует о неблагополучии в состоянии здоровья ученика.
В папку, подготовленную медицинским работником школы и представленную в кабинете здоровья, педагоги могут ежедневно помещать короткие резюме о той или иной группе обучающихся. Такого рода «фотография дня» позволит врачу получить максимально полную и объективную информацию, позволяющую правильно поставить или уточнить диагноз,
определить курс оздоровительных процедур, подготовить рекомендации для родителей, своевременно привлечь к обследованию, лечению или реабилитации ребёнка «узких» медицинских специалистов и т.д.
Планируя работу кабинета здоровья, важно принять во внимание необходимость организации и проведения ряда мероприятий для родителей и учащихся школы. Это могут быть беседы, индивидуальные или групповые консультации.
Некоторые родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, избегают личных встреч со школьным врачом и даже классным руководителем. В этой связи нельзя оставлять без внимания возможность представления материалов в письменной форме: на стендах, в книжках-передвижках, в брошюрах. Отдельные материалы, облекаемые в такого рода форму, могут подготавливаться по непосредственному запросу со стороны родителей. Нередко содержание запроса выясняется методом анкетирования. Как показывает наш опыт, родители часто обращаются с вопросами следующего содержания:
- сколько времени должна длиться прогулка ребёнка зимой?
- обязательно ли ставить прививку?
- обязательно ли давать витамины ребёнку? Какие из них лучше выбрать?
- у ребёнка нарушена осанка. Что нужно делать, чтобы исправить это нарушение? И т.д. Медицинские и педагогические работники школы
могут инициировать выпуск школьной газеты (журнала) с регулярностью, например, один раз в месяц. Газеты, размещённые в школьном кабинете здоровья, позволят родителям и учащимся получить полезную информацию об условиях и способах ведения здорового образа жизни. При этом будет учтена проблема дефицита времени, как одна из наиболее актуальных для большинства современных семей.
На базе школьного кабинета здоровья может быть проведен ряд уроков (например, биологии), воспитательных мероприятий (например, валеологической направленности), коррекционных занятий и медицинских консультаций (например, о гигиене зрения, личной гигиене девочек и т.п.).
Содержательный и методический аспекты совместной деятельности медицинских и педагогических работников предусматривают предоставление участникам образовательного процесса разнообразной и актуальной информации, раскрывающей особенности реализации работы в направлении укрепления здо-
Сведения об авторах:
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра специальной психологии, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]
ЧЕТВЕРИКОВА Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]
Information about authors:
SINEVICH Olga Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of special psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
CHETVERIKOVA Tatiana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, docent, head of the department of special pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
с/$(ръ и^ггя в^^узбассе
№2(57) 2014
КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ___________
ровья учащихся. Это сведения о существующих здо-ровьсберегающих технологиях и механизмах их применения в коррекционной школе; о предупреждении употребления детьми и подростками психоактивных веществ; о способах контроля и оценки развития речи и неречевых процессов обучающихся и т.д.
Очень важно представить конкретные разработки уроков, воспитательных мероприятий, коррекционных занятий (например, по лечебной физкультуре, ритмике), демонстрируя их здоровьесберегающий потенциал. Очень важно, если эти дидактические материалы будут согласованы с медицинским работником, ориентированы на детей с разными группами здоровья.
Определяя содержание и пути взаимодействия, медицинские и педагогические работники должны быть, в первую очередь, ориентированы на профилактику заболеваемости обучающихся. В этой связи уместно вспомнить высказывание Томаса Эдисона. Этот выдающийся американский изобретатель и предпри-
ниматель указывал, что врач будущего не будет прописывать пациенту лекарств, а пробудит у него интерес к своему организму, а также к способам предотвращения болезней. Эта задача сегодня стоит перед коллективами специальных (коррекционных) школ: совместными усилиями медиков и педагогов важно целенаправленно воспитывать у детей желание быть здоровыми.
Резюмируя отметим, что, определяя организационные, содержательные и методические аспекты работы в направлении укрепления здоровья учащихся коррекционных школ, нужно делать акцент не на распределении обязанностей специалистов, а на определении способов, механизмов, средств, сближающих и дополняющих деятельность медицинских и педагогических работников. Именно консолидация профессиональных усилий позволит повысить эффективность лечебных, реабилитационных, педагогических мероприятий, ориентированных на гармоничное развитие учащихся специальных образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анисимова, А.В. Современные проблемы формирования здоровья детей и подростков /А.В. Анисимова, Н.К. Перевощикова //Мать и Дитя в Кузбассе. - 2013. - № 2. - С. 8-14.
2. Десять лет наблюдения за здоровьем школьников, обучающихся по разным программам /Е.А. Теппер, Л.Б. Захарова, В.В. Фефело-ва, Е.В. Шашило //Педиатрия: журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2006. - № 4. - С. 102-104.
3. Особенности социально-психологической адаптации первоклассников /Т.А. Нагаева, И.И. Балашева, Л.М. Закирова, А.А. Семёнова //Мать и Дитя в Кузбассе. - 2011. - № 4. - С. 30-32.
4. Алифанова, Л.А. Реализация системного подхода к здоровьесбережению и гармоничному развитию школьников /Л.А. Алифанова //Педиатрия: журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2007. - Т. 86, № 2. - С. 106-110.
5. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы //Сборник практических материалов из опыта работы педагогов школы-интерната /под ред. Т.Ю. Четвериковой. - Омск, 2013. - 80 с.
6. Кузьмина, О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования /О.С. Кузьмина //Омский науч. вест. - 2013. - № 2. - С. 191-194.
№2(57) 2014
с/^пъ и^пя вс/^узбассе