УДК 613.4:371.011
Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF HEALTH-SAVING EDUCATION IN "THE SCHOOL OF THE FUTURE" (YALTA SCHOOL № 2). The
article analyzes a Federal law "On education in Russian Federation" No. 273 dated from 12.29.2012 (as amended in 2016) and the preamble to the Charter (Constitution) of the world health organization. The author presentes personalities that were involved in the implementation of the health saving technology in educational institutions, health Ministry data, in Russia in 2016. The work shows a volumetric analysis of the experience of the Yalta school № 2 ("The school of the future") for the organization of health-saving education of children. The article includes statistics collected for the last 10 years about the state of morbidity in school and preventive work with the students at the school. The researcher describes new forms of work with parents.
Key words: innovative technologies, physical education, health saving technology.
Л.Н. Мокеева, канд. пед. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Ялта, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МКОУ «ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 «ШКОЛА БУДУЩЕГО»
В статье проанализирован Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации «от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (действующая редакция, 2016) и преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения. Представлены персоналии, которые занимались внедрением зОж технологиями в образовательные учреждения, данные Минздравсо-цразвития, в России за 2016 год. Показан объемный аналитический материал опыта работы Ялтинской средней школе № 2 «Школа будущего» по организации здоровьесберегающего образования детей. Статья включает статистические данные за последние 10 лет о состоянии заболеваемости в школе и профилактической работы, проводимой с обучающимися «Ялтинской средней школы № 2 «Школа будущего». Указаны новые формы работы с родителями, приводящиеся непосредственно в школе.
Ключевые слова: инновационные технологии, физическое воспитание, ЗОЖ технологии.
Формирование гармонического развития ребёнка - это приоритетное направление в становлении физического, психического, духовного и социального здоровья нации. Организация потребности здорового образа жизни отражена в Законе РФ от 29. 12.2012 г, с переизданием в 2016-17 году. В законе РФ «Об образовании», по данным Министерства России, в настоящее время в России только 10% обучающихся старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хроническую патологию, 40% относятся к группе риска [1].
Большинство учителей и родителей под здоровьем понимают здоровье физическое. По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [2].
Здоровье ребёнка - это оптимальный уровень развития -физического, нервно-психического, интеллектуального, его соответствие хронологическому возрасту.
Значительное ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет - на период обучения в разнообразных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70% своего времени. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Д.А. Медведев признал, что «Сегодняшняя статистика здоровья школьников -просто ужасающая» [2].
Школа - один из первых общественных инструкторов, с которым сталкивается ребенок в процессе своего биологического и социального становления. К сожалению, современная школа является фактором, вредящим здоровью ребенка, препятствующим его полноценному развитию [3].
По данным статистики, за последние 10 лет 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания: в 4-5 раз возрастает патология органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечно-сосудистой системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с отсутствием здо-ровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни [3].
По данным Минздравсоцразвития, в России за 2016 год дефицит двигательной активности в младших классах составили 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%, а 68,2 % детей с недостаточной двигательной активностью имеют 100%-ную заболеваемость. Среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%. Несоблюдение школьных
санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников [2].
Как пишет Н.В. Горбунова, в статье «Поликультурное воспитание младших школьников республики Крым во внеклассной работе»: благоприятность младшего школьного возраста к воспитательным воздействиям, активным формированием характера, установок, стереотипов поведения способствует формированию гармонического развития ребенка через здоровьесбережение [3].
Инновации, происходящие в современном обществе, безусловно, влияют на обновление системы образования и воспитания. Вопросы, связанные с формированием внутреннего мира личности ребенка, заслуживают приоритетного направления в школах. В связи с этим педагогическое сообщество реализовы-вает активные поиски образовательных технологий, которые направлены на развитие качества жизни ученической молодежи [4].
В 2016 - 2017 учебном году муниципальное казенное образовательное учреждение «Ялтинская средняя школа № 2 «Школа будущего» работает над выполнением задач Государственной программы, в которую неизменно входят и ЗОЖ технологии. В «Школе будущего» в Ялте здоровьесбережение учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. В школе создана модель, способствующая развитию здоровья. Это в свою очередь обеспечивает необходимые условия для успешного внедрения инновационных педагогических технологий, которые направлены на укрепление здоровья обучающихся.
Программа здоровьесбережения в МКОУ «Ялтинская средняя школе № 2 «Школа будущего» ведется по следующим направлениям:
1. Организация работы спортивных секций, кружков.
2. Организация питания в школьной столовой.
3. Проведение физкультминуток и подвижных перемен.
4. Организация дней здоровья по темам: «Школьный осенний кросс», «Осенние старты», «Весёлые старты», «Крымская зима», «Таврические игры», «Папа, мама, я - спортивная семья».
5. Оформление стендов, плакатов и рисунков на темы: «Курить - здоровью вредить», «Нет вредным привычкам», «В здоровом теле - здоровый дух».
6. Проведение родительских собраний на темы: «Режим дня школьника», «Правила безопасности на воде», «Нужны ли уроки физкультуры в школе?», «Витамины для здоровья и не только...», «Компьютер и школьник», «Правила поведения на воде».
7. Подготовка методических рекомендаций по направлениям: формирование у обучающихся гигиенических навыков, режим дня для обучающихся 1 - 4, 5 - 9 и 10 - 11 классов, нормы Всемирного физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне (ГОТ) для школьников 1 - 5 ступени, как5 неотъемлемая часть (для развития школьников) уроков физкультуры.
8. Написание сочинений по русскому языку на темы: «Почему я выбираю здоровый образ жизни?», «Плюсы и минусы общественно-полезного труда», «Пройду ли я мимо лежащего на улице человека?», «Оказание первой медицинской помощи -обязательно должен уметь каждый».
Основа разработки инновационной программы здоровьесбе-регающего образования в МКОУ «Ялтинская средняя школе № 2 «Школа будущего» представлена улучшением всех составляющих здоровья - психического, физического и социального.
И.И. Соковня-Семенова считает, что при составлении программ ЗОЖ необходимы ежегодные результаты медицинского исследования, что и было учтено специалистами данной школы. Для детей с заболеваниями дальнозоркость, миопии различных степеней, нарушение осанки, плоскостопие, сколиотическая осанка, тубинфицированность, тугоухость, были составлены специальные упражнения [5].
В школе созданы специальные медицинские группы по заболеваниям, в которых занимаются 150 обучающихся. С детьми, имеющими подобные отклонения в состоянии здоровья, работает специалист в области адаптивной физической культуры. Занятия проводятся малогрупповыми способами в специально оборудованных помещениях.
Проблему здоровьесберегающей деятельности со здоровыми учащимися, в школе невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В школе во второй половине дня с ребятами проходят занятия, включающие подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные соревнования. На каждом уроке в начальной школе проводят гимнастику, позволяющую снять напряжение на уроке, психологическую напряженность, порожденную интенсивностью занятий и элементарно дать ученика возможность подвигаться. А также проводятся комплексы дыхательной и пальчиковой гимнастики, сказкотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, фитотерапия, ароматерапия, упражнения для глаз, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза и т. д. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры, природоведения, ботаники, литературы проводятся на природе. В каждом учебном кабинете силами родителей и учащихся созданы уголки здоровья, окружающие здоровьесберегающую деятельность классных коллективов. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительной
Библиографический список
работе школы, в организации экскурсий, походов выходного дня, прогулок. Для улучшения здоровьесберегающей образовательной среды администрация школы внедряет совместные культурные программы для того, чтобы ученики и учителя общались в неформальной обстановке, имели возможность лучше узнать друг друга. Это позволяет выявить предложения перспективной стратегии развития здоровьесберегающей деятельности в школе. Для этого администрация проводит комплекс мероприятий: выявляет предложения по развитию организационной культуры, и использует при разработке перспективной стратегии развития образовательной среды в учебном заведении; определяет молодых учителей, создаёт систему учёта их профессиональных и личных достижений; создает максимально возможные санитарно-гигиенические условия; обеспечивает программное и учебно-методическое оснащение по проблеме здоровьесберегающих технологий.
В «Ялтинской средней школе № 2 «Школа будущего» функционирует консультативно-оздоровительный центр здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей. Обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника при подготовке и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий. В школе соблюдается системность и последовательность в работе с детским коллективом и в индивидуальной работе с каждым школьником.
Так же в школе проводятся новые формы работы с родителями. Это проблемные лекции, спортивные соревнования и тематические туристические походы выходного дня вместе с детьми. Воспитательный, общественно-педагогический процесс в школе проникнут идеями гуманизма и демократизма. Повышается теоретический уровень профессиональной подготовки педагогов, их самообразование. С учителями на педагогических советах проводятся беседы, игры, тестирования и рефлексии, позволяющие администрации школы реализовать творческий потенциал каждого сотрудника. Совершенствуются и систематизируются новые учебно-методические комплексы и эффективно используются в работе (создаются специальные стенды в рекреациях и классах, используется наглядность на уроках, рассматривается дополнительная литература о здоровьесбере-жении учащихся).
Итак, организация здоровьесберегающего образования, применяемая в Ялтинской средней школе № 2 «Школа будущего» на современном этапе является формированием положительной мотивации на здоровый образ жизни у учителей, учеников и их родителей. Используя комплексный подход, систематичность и поэтапность, разнообразие форм и методов, учитывая возрастные особенности учащихся, школа активно влияет на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (действующая редакция, 2016).
2. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения.
3. Горбунова Н.В. Поликультурное воспитание младших школьников республики Крым во внеклассной работе. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2015. Вып. 47; Ч. 1: 47 - 51.
4. Зуева С.А. Анализ угроз здоровью современного школьника. Available at: http://nsportal.ru
5. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учебное пособие. Москва, 2000. References
1. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii vRossijskojFederacii» ot 29.12.2012 № 273 - FZ (dejstvuyuschaya redakciya, 2016).
2. Preambula k Ustavu (Konstitucii) Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya.
3. Gorbunova N.V. Polikul'turnoe vospitanie mladshih shkol'nikov respubliki Krym vo vneklassnoj rabote. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika ipsihologiya. Yalta: RIO GPA, 2015. Vyp. 47; Ch. 1: 47 - 51.
4. Zueva S.A. Analiz ugroz zdorov'yu sovremennogo shkol'nika. Available at: http://nsportal.ru
5. Sokovnya-Semenova I.I. Osnovy zdorovogo obraza zhizniipervaya medicinskaya pomosch': uchebnoe posobie. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 02.06.18
УДК 378
Nagoeva M.A., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, North-Caucasus Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
Bedova B.B., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
SELF-EDUCATION AS A SOCIAL PHENOMENON. The article analyzes self-education, its essential and functional qualities; the role of self-education in the life of modern society, developed under the influence of processes taking place at the macro level in the conditions of modernity; the relationship, interdependence of self-educational activities and social communications. The work high-