цифр набора в условиях демографической «ямы».
Второе направление социального партнерства - сотрудничество с предприятиями-работодателями - не менее важно. Именно предприятия являются социальными заказчиками и нуждаются в квалифицированных, молодых, компетентных специалистах. На объектах экономики юга Кузбасса трудятся наши выпускники, они прошли все виды практики, знакомы с производством. Компания ЕВРАЗ активно участвует в жизни колледжа: предоставляет призы победителям олимпиад, помогает распространять рекламную продукцию, в 2012/2013 учебном году оборудованы с учетом современных требований аудитории, где готовят специалистов для горнодобывающей промышленности. В колледже обучаются студенты, получающие целевые стипендии. Преподаватели участвуют в круглых столах, проводимых ЕВРАЗ, где совместно решаются вопросы профориентации в условиях развития современной экономики и внедрения ФГОС.
Результатом такого плодотворного социального партнерства является то, что 50 % списочного состава рабочих и служащих, по данным отдела кадров компании, выпускники ОГТК.
Третье направление социального партнерства - сотрудничество с центром занятости населения Осинниковского городского округа, учреждением, которое регулирует вопросы востребованности рабочих мест. Колледж отслеживает совместно с ЦЗН устройство выпускников, согласовывает план контрольных цифр набора, участвует во всех ярмарках учебных мест, проводимых центром занятости. Другими словами, наше образовательное учреждение планирует выпуск специалистов с учетом их социальной и профессиональной адаптации.
Преподавательский состав Осинниковского горнотехнического колледжа участвует в этой деятельности активно, ответственно, понимая, что наши студенты - это будущее Кузбасса и России!
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. С. Шамонина, преподаватель физики ГОУ НПО «Профессиональное училище № 51», пгт Яшкино
Когда речь идет о программах образования будущих специалистов сразу после выпуска из школы (основная масса обучающихся), можно говорить об отлаженной системе. Когда речь идет о человеке, который потерял работу, никогда не работал или хотел бы получить другую профессию, повысить свою квалификацию по ряду причин, нужно учитывать специфику дополнительного образования в этой сфере.
Во-первых, обучающиеся при содействии центра занятости населения - люди совершеннолетние, у них уже сформировано представле-
ние о том, чем они хотят заниматься и какие причины привели их в образовательное учреждение на данном этапе.
Во-вторых, образование строится по принципу профессиональной подготовки по конкретной профессии без отвлечения на другие сферы деятельности или предметы.
В-третьих, зачастую возрастной уровень, уровень предварительной профессиональной подготовки, перерыв в стаже работы создают сложности в освоении профессии, поэтому необходимо разрабатывать рабочие программы и формировать учебную группу с учетом вышеуказанных особенностей.
Основное понятие, на базе которого будет рассматриваться предложенная тема, - социальное партнерство. Это означает внедрение практики совместной работы по выбранному приоритетному направлению и разделение последующей ответственности.
Применительно к связке «образование - занятость» в рамках рассматриваемой темы социальное партнерство предполагает взаимодействие государственных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, и центров занятости населения(далее -ЦЗН), функциями которых является регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, а также оказание государственных услуг. Социальное партнерство позволяет обеспечить взаимодействие двух разных направлений, в результате чего рынок труда получает новых специалистов, готовых к выполнению своих обязанностей. Выигрывают от этого все. Образовательные учреждения получают дополнительную прибыль от осуществления внебюджетной деятельности, что позволяет им сформировать дополнительный фонд, направляемый на улучшение материально-технической базы. ЦЗН реализуют свои функции, предоставляя гражданам, состоящим на учете, возможность получить новую специальность и в конечном счете трудоустроиться - цель, на достижение которой по сути и работает ЦЗН. Таким образом, социальное партнерство в реалиях современной жизни - обусловленная необходимость.
Одной из государственных услуг, которые оказывают ЦЗН, является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. Естественно, реализация данной функции невозможна без подключения образовательных учреждений. До недавнего времени с этой целью функционировали и осуществляли образовательную деятельность учреждения дополнительного образования - центры развития человеческих ресурсов. Сокращение числа данного вида образовательных учреждений привело к тому, что ЦЗН были вынуждены искать новых социальных партнеров в сфере образования. Учитывать необходимо было и то, что подготовка и переподготовка проводится в рамках получения специальностей дополнительного профессионального образования, обучение продолжается 1-9 месяцев в зависимости от выбранной специальности. В настоящее время образовательные услуги предоставляют учреждения начального и среднего профессионального образования, имеющие лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Непосредственно процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации осуществляется в определенной последовательности.
ЦЗН формирует группу безработных, которые изъявляют желание получить новую профессию или повысить свою квалификацию. Безработным предоставляется выбор - куда, когда и на кого пойти учиться. При формировании групп необходимо учитывать и предыдущий образовательный уровень кандидатов на обучение, хотя делается это не всегда.
Если безработный предполагает обучение по рабочей профессии, например, каменщик, печник, то ему вполне достаточно образования 9 классов (хотя, если учитывать ситуацию в районных ЦЗН, можно отметить, что многие безработные, особенно из отдаленных деревень, не имеют даже этого уровня образования), но если это курс, связанный с повышением квалификации, например, по направлению 1С: Предприятие, то необходимо образование не ниже среднего специального, связанное с экономическим направлением подготовки (иначе человек не будет иметь необходимой базы, которая позволяет достаточно эффективно осуществлять обучение).
Возможно также и индивидуальное обучение, но с психологической точки зрения нужно учитывать, что большая эффективность достигается при групповых занятиях. Обучающемуся гораздо интереснее работать в группе, где каждый нацелен на конечный результат, имеет свои мотивы на обучение. Соответственно, результат обучения достигается не только за счет изучения теории и выполнения (прохождения) практики, но и за счет внутригруппового взаимодействия.
Возрастной разброс в группе может быть довольно большим, что также необходимо учитывать специалисту и при формировании учебной группы ЦЗН, и преподавателю образовательного учреждения, который работает с данной группой.
С каждым обучающимся заключается индивидуальный договор.
Со стороны образовательного учреждения должна быть подготовлена рабочая программа и материально-техническая база. Этим обеспечивается высокое качество образовательных услуг.
Каждый из участников образовательного процесса преследует свою цель, решая определенные задачи.
Преимущества такого вида образования очевидны для основного участника этого процесса - самого безработного. Какие бы функции ни выполняли два института (образовательное учреждение и ЦЗН), они работают на один результат, и главным связующим звеном между ними является именно человек. В то же время ЦЗН
приводит в соответствие потребностям экономики региона качество и профессиональной подготовки трудовых ресурсов. Что касается образовательных учреждений, то они начинают развивать филиальную сеть, создают межрайонные образовательные площадки, изменяют свой статус.
Социальное партнерство - вещь необходимая, но образовательное учреждение, выполняя свою функцию по обеспечению профессиональной подготовки, уже работает с набранной груп-
пой, не участвуя в процессе набора. В этом случае возникают сложности в процессе обучения, так как при формировании групп не берутся во внимание некоторые особенности кандидатов на обучение: предварительный уровень подготовки, возраст. Поэтому между ЦЗН и образовательным учреждением необходимо очень тесное взаимодействие, которое позволит сформировать учебный коллектив, решив задачи профессиональной подготовки в полном объеме и с учетом практических аспектов деятельности.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ТЕХНИКУМА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДА БЕЛОВО И БЕЛОВСКОГО РАЙОНА
О. В. Копылова, руководитель службы содействия трудоустройству выпускников ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта»
Социальное партнерство связано с рыночными преобразованиями в экономике России. Современные принципы социального партнерства предполагают равноправие участников, опору на правовую базу, добровольность принятия обязательств по договорам. В то же время развитие социального партнерства в России на современном этапе характеризуется как неустойчивое и незавершенное. Важнейшим социальным фактором, стимулирующим деятельность системы социального партнерства, является безработица.
Проблема занятости выпускников зависит от того, насколько продуктивен будет процесс подготовки и адаптации их к рынку труда.
Среди факторов, усложняющих процесс вхождения студентов в трудовую жизнь, является отсутствие прогноза на рынке образовательных услуг, недостаточная информированность о ситуации на рынке труда, низкая конкурентоспособность молодых специалистов, слабая заинтересованность работодателей в укреплении отношений с учреждениями профессионального образования.
Образовательные учреждения не могут решить проблему занятости самостоятельно, без социальных партнеров. Для этого необходимо тесное взаимодействие нескольких социальных субъектов.
В техникуме в 2010 году создана служба содействия трудоустройству выпускников, направленная на снижение социальной напряженности, активное взаимодействие с работодателями, формирование профессиональных качеств лич-
ности, повышение востребованности выпускников.
Особое внимание служба содействия уделяет взаимодействию с организациями и предприятиями города Бело-во и Беловского района.
Направления работы:
1. Анкетирование по запросам работодателей, информационная переписка.
2. Заключение договоров о сотрудничестве, о подготовке специалистов по целевым заявкам, по гарантийным письмам предприятий.
3. Привлечение работодателей к участию в разработке рабочих учебных программ по профессиям и специальностям техникума, согласно ФГОС нового поколения.
4. Участие работодателей в аттестационной комиссии на итоговой государственной аттестации выпускников техникума.
5. Проведение дня открытых дверей для выпускников школ, дня знаний, дня здоровья с привлечением работодателей.
5. Проведение ярмарки вакансий с привлечением представителей предприятий.
6. Выполнение индивидуальных заявок по заказу потребителей.
7. Совместные спортивные мероприятия с предприятиями-работодателями.