Таким образом, результаты осуществления программы социального партнерства позволят организовать на базе учебного заведения новое пространство для создания системы подготовки современных специалистов среднего звена.
Эффективное социальное партнерство будет направлено на преодоление диспропорции на рынке труда, повышение возможности трудоустройства выпускников и содействие формированию специалистов, востребованных в регионе.
Нужно только не останавливаться на достигнутых результатах и, не снижая темпа, работать в выбранном направлении.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Т. И. Маркевич, методист ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг», Л. А. Радаева, мастер производственного обучения
В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения в первую очередь экономических проблем общества. В то же время меняется характер воздействия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.
Т. И. Маркевич
Социальное партнерство в профессиональном образовании -это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование интересов всех участников этого процесса. Сегодня социальное партнерство рассматривается как участие различных государственных и общественных орга-
Л. А. Радаева
низаций, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью.
В наше время современный специалист должен не только владеть определенной суммой профессиональных знаний, умений, навыков, но и обладать такими качествами, как самостоятельность в планировании, выборе методов и средств реализации программы деятельности, проявлении ответственности за выполняемую работу, быть способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Одно из условий успешного формирования учебных умений - закрепление теоретических знаний на практических занятиях. Для организации самостоятельной работы обучающихся очень важно иметь хорошие учебные мастерские, соответствующие современным требованиям, новое оборудование, оснащенное программным управлением, возможность использовать в процессе приготовления изделий новые технологии и современное сырье.
К сожалению, не каждое учебное заведение отвечает всем этим требованиям, но благодаря социальному партнерству удается соответствовать новым требованиям в обучении и решать взаимовыгодные задачи.
Специализации нашего техникума - торговля и общественное питание. На протяжении 5 лет обучающиеся проходят производственное обучение и производственную практику в гипер-маркете «Поляна». Там им предоставляется возможность самостоятельно участвовать в технологических процессах различных цехов, а их немало: пекарский, кондитерский, цех-гриль, столовая, мясной, салатный, торговый зал. Поэтому очень важно окунуться в реальность современных технологий и подготовить конкурентоспособных выпускников. Администрация гипермаркета и ведущие специалисты с большим пониманием и участием относятся к практикантам: обеспечивают бесплатным питанием, лояльно реагируют на небольшие погрешности в процессе работы, делятся секретами мастерства. После прохождения производственной практики 30 % обучающихся трудоустраиваются на данное предприятие.
Директор Л. В. Марченко-Уткина глубоко вникает в проблемы учебного заведения: периодически оказывает спонсорскую помощь, присутствует на выпускных квалификационных экзаменах, классных часах, за что мы ей очень благодарны. Благодаря социальному партнерству на базе этого предприятия преподаватели и мастера производственного обучения прохо-
дят стажировку и повышение квалификации. Вот что об этом рассказывает сама Лариса Валерьевна:
- Группа розничных компаний «Система Реги-онМарт» - это уникальная, динамично развивающаяся система, одна из самых перспективных розничных сетей федерального уровня. С 1992 года мы обеспечиваем население городов и поселков качественными и недорогими продуктами и предоставляем им сервисное обслуживание на высоком уровне.
Наши сотрудники - это сплоченная команда единомышленников, имеющая собственные традиции, внутреннюю культуру и ориентированная на результат. Мы поощряем инициативность и воплощаем новые идеи, предложенные сотрудниками. У каждого сотрудника, работающего в нашей компании, есть возможность получить бесценный опыт и стать профессионалом своего дела.
С 2006 года в рамках сотрудничества «Системы РегионМарт» и Беловского техникума технологий и сферы услуг гипермаркет № 1 «Поляна» в г. Белово предоставляет возможность студентам пройти производственную практику в уникальных условиях реальной производственной обстановки.
Основной задачей практики является претворение в жизнь студентами их теоретических знаний, пополнение профессиональных умений и навыков на основе изучения работы предприятия. В процессе производственной практики они приобретают профессиональный опыт, появляется возможность планировать свою деятельность, устанавливать полезные контакты со старшими коллегами и определять свою ролевую профессиональную позицию, формировать чувство ответственности и принадлежности к взрослому трудовому коллективу. Данное сотрудничество помогает соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у студентов для облегчения их выхода на рынок труда, дает возможность получить информацию от организации о качестве обучения, а также дополнительную информацию о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда.
Практика очень полезна в плане адаптации к реальным условиям - условиям, в которых студентам предстоит работать по окончании учебного заведения. К тому же это отличный повод заложить основу для будущей карьеры. Нередки случаи, когда по итогам прохождения практики на базе гипермаркета мы делали предложения
о дальнейшем трудоустройстве особо отличившимся практикантам.
В 2012 году наше сотрудничество стало носить двухсторонний характер: перспективные сотрудники гипермаркета в целях повышения образовательного уровня и профессиональных
компетенций поступили учиться на менеджеров в Беловский техникум технологий и сферы услуг.
Хочу выразить глубокую признательность директору и всем преподавателям техникума за подготовку хороших специалистов и надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОСИННИКОВСКОМ ГОРНОТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
А. Н. Гоищенко,
преподаватель ГОУ СПО «Осинниковский горнотехнический колледж»
Социальное партнерство в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - процесс, который активизировался в нашем государстве с появлением новых экономических отношений. Это и понятно: в Советском Союзе экономика носила плановый характер, количество специалистов, требуемых на производство, можно было учесть, да и жизнь наша была размеренной, информация ограничена, человек, получивший профессию, не нуждался в переквалификации. То, что мы наблюдаем сегодня, изменило наши взгляды на экономику, профессии, специальности. Неполные рыночные отношения, разнообразие форм собственности, исчезновение некоторых профессий и появление новых, внедрение информационных технологий в производство, развитие робототехники, нанотехнологий ставят перед учреждениями профессионального образования серьезные задачи, порой трудно решаемые.
С 2011 года в образовательные программы введены ФГОС. Задача подготовки специалиста грамотного, обладающего общими и профессиональными компетенциями, способного ориентироваться в потоке профессиональной информации, умелого в принятии самостоятельных решений, но, самое главное, востребованного на производстве - вот основной ориентир современного профессионального образования. В нашем государстве уже была допущена ошибка: обучено столько юристов, экономистов, психологов, социологов, что выпускники этих специальностей не нашли своего рабочего места и вы-
нуждены, чтобы обеспечить свою жизнь, работать в сферах, не связанных с полученной профессией. А ведь профессия для человека не только способ обеспечения, это и самореализация, что является одной из общечеловеческих ценностей. Другими словами, получение профессии - дело не только личное, но и общественное, государственное. Решать эту важную проблему помогает социальное партнерство.
Преподаватели Осинниковского горнотехнического колледжа как никто понимают важность и ответственность момента. Социальное партнерство в колледже ведется непрерывно, планомерно, по трем направлениям. Первое направление - профориентационная работа с общеобразовательными учреждениями. Пропаганда специальностей, которым готовят в нашем колледже, пожалуй, самое главное. Помочь выпускникам определиться в выборе профессии, сориентироваться в разнообразии новых специальностей, востребованных в Кузбассе, -то, в чем заинтересована и школа, и колледж. С этой целью мы проводим ставшие уже традиционными мероприятия: олимпиада по предметам естественно-научного цикла, выездные презентации и реклама профессий, которые можно получить в ОГТК, встречи выпускников 9-х классов с выпускниками колледжа, дни открытых дверей, выступления в СМИ.
Преподаватели стараются как можно больше вовлекать в это сотрудничество студентов. Участие наших ребят в областных конкурсах «Выбор профессии - дело серьезное», «ПРОФори-ентир», конкурс ЕВРАЗа «Современные инструменты профориентации» показали, что социальное партнерство с образовательными учреждениями находится на достаточно высоком уровне, что подтверждает выполнение контрольных