РЕАЛИЗУЕМ СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО СЛУЖБАМИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
А. В. Фаломкин, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией государственно-частного партнерства, Т. Н. Повесина, методист лаборатории государственно-частного партнерства ГОУ «КРИРПО»
Усиление конкуренции между образовательными учреждениями, вынужденными бороться за потребителей образовательных услуг и постоянные изменения в спросе на рабочую силу со стороны работодателей требуют от руководства учебными заведениями регулярного изучения рынка труда. Если не владеть анализом требований рынка труда, то это может привести к снижению качества подготовки учащихся, к низким показателям трудоустройства выпускников. Наиболее значимыми партнерами для учреждений профессионального образования выступают службы занятости, т. к. в них сосредоточены данные о положении на рынке труда, тенденциях социально-экономического развития региона, численности и структуре занятого населения, об уровне трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, профессиональных требованиях к работнику, вакансиях на предприятиях и т. д.
Необходимость установления партнерских отношений образовательных учреждений со службой занятости зафиксирована в нормативных документах федерального уровня. Наиболее четко эти установки выражены в законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и программе «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» - так называемой «Программе Грефа», которая предусматривает усовершенствовать законодательство по вопросам закрепления службы занятости в качестве основного партнера НПО по всем проблемам, связанным с переподготовкой незанятого населения по рабочим профессиям и направления государственных ресурсов, выделяемых на эти цели, для развития учреждений НПО1.
41,5 % образовательных учреждений начального профессионального образования Кемеровской области (от общего количества всех ОУ НПО) имеют двух-, трех-, четырехсторонние договоры между ОУ,
1 Развитие социального партнерства и изучение рынка труда учреждениями профессионального образования : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. С. А. Иванова, Г. В. Борисовой.- СПб.: Полиграф-С, 2003. - С. 48.
службами занятости и предприятиями, для которых готовятся кадры. Некоторые образовательные учреждения заключают договоры с центрами занятости населения, находящимися не только в своем городе, но и в близлежащих городах и поселках. Например, профессиональное училище № 43 из г Анжеро-Судженска помимо ЦЗН своего города заключило договоры с ЦЗН г Тайги, р. п. Яя, р. п. Ижморский; ПУ № 70 - с ЦЗН г Новокузнецка и г. Мыски, ПУ № 78 - с ЦЗН г. Юрги и Яшкинского района, ПУ № 16 - с ЦЗН г. Прокопьевска и г. Киселевска и др. Такое тесное сотрудничество с центрами занятости позволяет образовательным учреждениям получать наиболее полную информацию о состоянии на рынке труда в регионе и территориально расширять зону своего присутствия.
Сотрудничество с территориальными службами занятости образовательных учреждений сводится в основном к обучению, переобучению безработных граждан и незанятого населения, а также направлено на опережающее профессиональное обучение граждан, находящихся в риске увольнения или сокращения штата. Анализ договоров о подготовке кадров показал, что по отраслевой принадлежности на рынке труда востребованы профессии, связанные со строительной отраслью: столяр, каменщик, электрогазосварщик, слесарь, штукатур, мастер отделочных строительных работ, изготовитель арматурных сеток и каркасов, станочник деревообрабатывающих станков, облицовщик-плиточник. На втором - такие профессии, как горнорабочий подземный, водитель, автомеханик, тракторист, машинист экскаватора, машинист бульдозера, машинист крана, помощник машиниста локомотива, пекарь, кондитер, парикмахер, портной.
Предоставляя возможность профессионального обучения безработным гражданам, ОУ не только получают дополнительные инвестиции на развитие своей материально-технической базы, но и укрепляют свои позиции на рынке образовательных услуг.
Другое важное направление сотрудничества со службами занятостипрофориентационная работа. Так, профессиональное училище № 2 г. Прокопьевска совместно со службой занятости проводит яр-
501 «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г.
РЕАЛИЗУЕМ СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
марки вакансий учебных мест, оно имеет тесные связи с центром профориентации и психологической поддержки населения. Центр занятости г Новокузнецка, являясь социальным партнером профессионального училища № 67, ведет профориентационную работу с выпускниками школ, участвует в ярмарке рабочих мест с целью трудоустройства выпускников училища. Профессиональное училище № 16 заключило договор с центром занятости населения г. Прокопьевска о социальном партнерстве по взаимодействию в рамках реализации региональной целевой программы «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы». Созданный в училище совет содействия подготовке и трудоустройству выпускников организует и направляет в центр занятости группы выпускников для участия в психологических тренингах с целью профессионального становления молодых специалистов. Консультативная помощь оказывается с учетом индивидуальных способностей, личностных качеств, медицинских показаний, которая позволяет выпускникам скорректировать те или иные навыки и тем самым укрепить свои будущие позиции на рынке труда. Центр занятости представляет работодателей на ярмарках вакансий, проводимых для выпускников и молодых специалистов, осуществляет индивидуальный подбор рабочих мест для выпускников, содействует проведению таких массовых мероприятий, как «Ярмарка вакансий», «День выпускника», «Презентация вакансий» и др.
Сложности трудоустройства молодежи обусловлены недостатком их профессиональных знаний, навыков, а также трудовой «нестабильностью» (молодые люди вынуждены прерывать трудовую деятельность из-за призыва в армию, поступления в учебные заведения, отпуска в связи с рождением ребенка и его воспитанием). Работодатели не заинтересованы в таких кадрах. Менее половины молодых людей трудятся по выбранной специальности; многие вынуждены соглашаться на любую работу или регистрироваться в службе занятости. Поэтому одной из важнейших задач является деловое сотрудниче-
ство службы занятости населения с учреждениями профессионального образования, работодателями по гибкому обеспечению квалифицированными рабочими кадрами в соответствии с требованиями рынка труда. И здесь на помощь приходит служба занятости, предлагая различные программы, такие, например, как организация и проведение стажировки на предприятии для выпускников, не приступавших к трудовой деятельности. Между выпускником, центром занятости и работодателем заключается договор о совместной деятельности. Стажировка выгодна всем: выпускник получает необходимые навыки по востребованной профессии или специальности, имеет ежемесячную материальную поддержку, работодатель, в свою очередь, получает работника на срок до 6 месяцев, заработная плата которому будет выплачиваться за счет средств областного бюджета. Существуют программы содействия выпускникам в организации собственного дела; временное трудоустройство выпускников 18 - 20 лет, впервые ищущих работу; временная занятость несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Социальная значимость трудоустройства подростков не только в их гарантированном заработке, но и в опыте трудовых отношений с работодателем и сверстниками, который они получают непосредственно на рабочем месте.
Опыт сотрудничества с центрами занятости населения учреждений начального профессионального образования Кемеровской области показывает, что руководители образовательных учреждений понимают роль службы занятости населения как социального партнера. Налаживая взаимодействие со службами занятости, не стоит забывать и о такой форме социального партнерства, как координационные комитеты содействия занятости, необходимо привлекать органы службы занятости в организационные структуры социального партнерства образовательного учреждения (консультативные, попечительские советы и т. п.). В итоге от такого сотрудничества выиграют все: и учебные заведения, и учащиеся, и работодатели, и служба занятости.
система содействия трудоустройству
и адаптации выпускников пу № 67 к выходу на рынок труда
В. Ф. Корнильцева, директор ГОУ НПО ПУ № 67, И. В. Черкасова, руководитель центра содействия трудоустройству выпускников, В. М. Котикова, педагог-психолог
Нестабильная экономическая ситуация требует раннего взросления молодого поколения и его профессионального самоопределения. В свою очередь, успешность трудоустройства является одним из критериев эффективности взаимосвязи системы начального профессионального образования и рынка труда. Она во многом зависит от того,
насколько успешным будет процесс подготовки и адаптации выпускников к выходу на рынок труда. Вместе с тем опыт показывает, что значительное число выпускников испытывают трудности в период трудоустройства. Возникает проблема самостоятельного поиска рабочего места, к чему большинство из них оказывается не готовыми.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г. I 51