собностей бакалавра по направлению подготовки «Строительство» представляет собой систему, включающую совокупность этапов преобразования операционных механизмов компонентов технических способностей, сформированных в допрофессиональ-ный период в оперативные в процессе обучения в вузе. Переход с одного этапа на другой не подразумевает отрицание предыдущего, а происходит в результате насыщения деятельности новой профессионально-технологической информацией. При этом технические способности бакалавра получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессионально важных качеств они занимают.
Литература
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного челове-кознания / Б. Г. Ананьев. - М., 1977.
2. Григорьева, М. В. Психология труда Конспект лекций / М.В. Григорьева. - 2006. - URL: http://www. uhlib. ru/psihologija/psihologija_truda_konspekt_lekcii/index. php(дата обращения 22. 07. 2013).
3. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология / М. А. Дмитриева. - Л., 1979.
4. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В.А. Кру-тецкий. - М., 1965.
5. Психология / под ред. проф. А. В. Карпова. - М., 2003.
6. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. - М., 2010.
УДК 373.3
О. В. Чикишева
Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент И. А. Гришанова Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данная статья рассматривает вопросы теории формирования интереса к чтению у младших школьников. Понятие «интерес к чтению» исследуется через следующие дефиниции: «чтение», «культура чтения», «детское чтение», «приобщение к чтению детей», «интерес». Чтение как важнейшая стратегия жизни мыслящего человека является единственной технологией освоения накопленного человечеством знания в самом широком значении этого слова.
Чтение, детское чтение, интерес, младшие школьники.
This article considers the questions of the theory of formation ofjunior schoolchildren's interest to reading. The concept «interest to reading» is studied through the following definitions "reading", «culture of reading», «children's reading», «introduction to reading», "interest". Reading as the most important strategy of an intellectual's life is the unique technology of the development of the knowledge saved up by mankind in the widest value of this word.
Reading, children's reading, interest, junior schoolchildren.
Введение.
Чтение занимает в жизни человека значительное место, начиная с первых лет жизни ребенка и заканчивая зрелой мудростью. К изучению проблемы чтения обращались представители различных направлений науки: педагоги (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Т. И. Алиева, Т. Г. Галактионова, З. А. Гриценко, С. В. Евтюшкин, И. Г. Жукова, С. А. Икрамова, О. В. Кияйкина, Е. С. Салахутдино-ва, Н. Н. Светловская, И. П. Сметанкина и др.), психологи (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. Г. Егоров, А. А. Леонтьев, Е. В. Хомская, Л. С, Цветкова, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман и др.), философы и социологи (И. А. Бутенко, Ю. А. Елисеева, Е. А. Колосова, Р. А. Трофимова, А. И. Шалимова и др.), книговеды и библиотековеды (В. А. Бородина, С. М. Бородин, О. Л. Кабачек, Т. А. Новикова, И. И. Тихомирова, В. П. Чудинова и др.) и т. д.
Философский аспект рассмотрения понятия «чтения» связан со специфической формой языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одной из основных форм опосредован-
ной коммуникации. Чтение существенно отличается от других видов коммуникации, что связано со спецификой текста как знаковой системы, элементы которой существуют в неподвижной пространственной форме, предусматривающей их последующее зрительное восприятие, и с возможностью фиксирования, хранения, тиражирования информации в таком виде, при котором процессы потребления не совпадают по времени с их производством, а могут длиться на протяжении веков. Эта особенность превращает чтение в весьма рациональный способ передачи и усвоения знаний и ценностей, выработанных человечеством (Я. Я. Красавцева, В. Л. Абушенко и др.) [22].
Культурологический аспект приобщения к чтению рассматривается во взаимосвязи читателя и произведения искусства, т. е. способность человека реагировать на читаемое произведение, активизировать по ходу чтения собственные мыли и чувства, воссоздавать образы, оставлять в душе след от прочитанного, соотносить читаемое со своим опытом и знаниями, углублять взгляд на мир. В детском чте-
нии как субъективной деятельности ребенка существуют уникальные ресурсы решения проблемы, которую И. С. Кон представляет как проблему межпоко-ленческой трансмиссии культуры [16, с. 422], а Е. С. Салахутдинова [28] как явление культурологическое и социальное.
Возлагая именно на чтение ответственность за интеллектуальное развитие общества, Д. С. Лихачев подчеркивает, что «основной способ интеллектуального развития - это чтение. <...> Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, современные способы сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой. Она остается. Ее не просто читают, над ней размышляют. Новые средства массовой информации будут с ней мирно сосуществовать» [18, с. 316].
Основная часть.
Чтение - это системный процесс, в котором участвуют множество элементов. Нельзя быть хорошим читателем, не владея культурой чтения. Различия в понимании культуры чтения прослеживаются в энциклопедических и профессиональных словарях и справочниках. Специалисты перестали связывать культуру чтения с общей культурой личности и воспитательными задачами, а обратились лишь к технологическим аспектам. В энциклопедическом словаре «Книга» выделяются такие параметры культуры чтения, как: умение ориентироваться в книжной продукции, выбрать литературу, применять рациональные способы работы с текстом и оптимально воспринимать прочитанное [13]. В специальной литературе используются различные словосочетания со словом «чтение» - это культура чтения, детское чтение и др.
Под культурой чтения В. А. Бородина и С. М. Бородин, А. П. Кашкаров, З. Н. Овсянкина и другие понимают «сложное образование, оно отражает многие составляющие развития личности». Среди них авторы выделяют: мировоззренческую, информационно-библиографическую, культурологическую, философскую, психологическую, литературоведческую составляющие, включая и развитие речевой деятельности личности в целом. Такая полифункциональность вызывает объективные трудности воспитания культуры чтения в непрерывном образовании [2, с. 38], [12, с. 167].
Исследования Т. Д. Полозовой [25] сближают понятия «культура чтения», «творческое чтение», «искусство чтения»: личностно значимая духовная, творческая деятельность каждого читателя, предопределяющая воспитательную и эстетическую ценность литературы и чтения, целостное эстетическое восприятие прочитанного - читать и мыслить, читать и чувствовать, переносить полученные знания из книг в свое внутреннее «Я», в межличностные отношения [25, с. 81-84]. Мы полностью разделяем данную точку зрения автора, так как именно при таком чтении ребенок к нему приобщается и развивается интерес.
Формирование культуры чтения, по мнению Н. Добрыниной, должно закладываться в детстве,
когда ребенок еще не научился читать [6, с. 52]. Автор уточняет, что когда маленький читатель (слушатель) станет воспринимать литературно-художественный текст, а значит, сделает важный шаг в постижении азов культуры чтения. А дальше, научившись самостоятельно читать, преодолев мучительные трудности в освоении техники чтения, ребенок вдруг поймет, как фантастически прекрасно держать в руках книгу. И тогда культура чтения раскроется ему в других ипостасях: не только в процессе чтения (фазе), но и предфазе (обращение к источникам выбора литературы) и постфазе (дальнейшее развитие читательского интереса, межличностное общение по поводу прочитанного и т. д.) [6, с. 54].
Понятие «детское чтение» нашло свое применение в работах педагогов М. Д. Кобахидзе, Н. К. Крупской и др. Н. К. Крупская считала вопрос о детском чтении одним из важных вопросов, ибо «детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения [17, с. 65].
В работе М. Д. Кобахидзе выделяются два понятия детского чтения:
1) в широком смысле чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики;
2) в более узком, специальном, значении - педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности [14].
Детское чтение - инструмент обретения опыта нового поколения детей в культуре, проявление способности увидеть себя «со стороны». Подобные события - диалог в культуре - органичны для читающего ребенка.
В. А. Бородина и С. М. Бородин трактуют «чтение как национальный ресурс развития общества, которое должно стать приоритетным направлением развития образования. Чтение - универсум развития личности и образования» [2, с. 42].
Трактовку чтения как универсума развития личности и образования принимает Национальная программа поддержки и развития чтения, реализуемая до 2020 г. [20]. В программе феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия как переходное общество сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, развития информационного общества. Согласно программе, чтение обеспечивает: углубленное понимание экономических тенденций и их социальных последствий; профессиональных политиков - профессиональными знаниями и навыками выработки и контроля над реализацией
социально приемлемых решений; членов общества -средствами распознавания и избегания манипулятор-ских интенций политиков; на профессиональном уровне - накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе, на обыденном уровне - массовый доступ к правовой информации; накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего; на уровне трансляции социально значимого опыта - получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях [20].
Таким образом, в философских и библиотековедческих исследованиях чтение рассматривается в рамках социокультурного развития общества и способа сохранения, передачи и усвоения человеческих знаний и ценностей, формирующего личность читателя, его воззрения на жизнь.
Являясь уникальным видом человеческой деятельности, одним из совершенных способов постижения информации о внешнем мире, средством нравственного самовыражения личности, развивающим, наполняющим и обогащающим ее эстетический, нравственный и культурный потенциал, чтение рассматривается исследователями как целенаправленная деятельность, изменяющая взгляды, углубляющая понимание, воссоздающая опыт, как стимул интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности и позиционируется как культурологический и социальный феномен [26].
Проблемы чтения и приобщения к чтению рассматриваются работах современных исследователей, таких как Т. Г. Галактионова [4], С. В. Евтюшкин [7], И. Г. Жукова [8], С. А. Икрамова [10], Н. Н. Койкова-Подшивалова [15], М. Д. Кобахидзе, Е. Л. Николаева [21], Л. И. Орлова [23], З. И. Романовская [27], Е. С. Салахутдинова [28], И. П. Сметанкина [29], Е. Н. Тимофеева [30], О. В. Шурпан [34] и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что современные исследователи рассматривают детское чтение как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности - в узком смысле, а широком смысле - это чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики [14].
Педагогической проблемой является приобщение к чтению детей младшего школьного возраста. Современными исследователями рассматриваются разные подходы приобщения к чтению учащихся. Е. Н. Тимофеева [30] указывает подход через изучение биографий писателей, З. И. Романовская [27] считает, что резервы устранения перегрузки программ по литературе в старших классах следует искать на уроках чтения в младших классах, Н. Н. Кой-
кова-Подшивалова [15] и Е. Л. Николаева [21] - в контексте внеклассного чтения; С. А. Икрамова [10], Л. И. Орлова [23] - через выразительное чтение; И. Г. Жукова [8] - средствами этнопедагогики; С. В. Евтюшкин [7], Е. С. Салахутдинова [28], О. В. Шурпан [34] - в процессе обучения чтению; И. П. Сметанкина [29] - посредством научно-популярной литературы о природе.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает исследование Т. Г. Галактионовой [4], в котором дано теоретическое обобщение научных подходов к проблеме чтения. Автор видит процесс приобщения к чтению необходимым условием вхождения личности в мир культуры ради удовлетворения потребности в саморазвитии и сохранении и преумножении культурных ценностей человечества, способом организации процесса, принципом организации, самостоятельной целью. Т. Г. Галактионова выделяет значимые характеристики приобщения к чтению [4]:
- приобщение к ценности чтения;
- приобщение к взаимодействию и общению в социальной группе, опосредованной чтением;
- стремление и способность решать личностные и социально значимые проблемы средствами чтения;
- стремление к саморазвитию в аспекте чтения.
Таким образом, анализ научно-теоретической литературы показывает, что диапазон исследований многообразен. Позитивной тенденцией является расширение предметного поля за счет включения различных средств приобщения к чтению: семьи, школы, библиотеки и т. д.
Важной стороной решения проблемы является изучение интереса к чтению. Основой данного понятия становится дефиниция «интерес», которая носит междисциплинарный характер. Согласно определению, данному в Психологическом словаре, интерес -это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес -ознакомиться с ним. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно. Интерес -эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности» [26]. Подтверждением становятся слова И. Ф. Гербарта: «Интерес выше простого восприятия только потому, что при нем принимаемое преимущественно занимает ум и отличается от прочих представлений известной причинностью», включающей следующие элементы: впечатление, ожидание, требование, действие. При этом автор утверждает, что первый элемент - впечатление - подчиняет остальные, отодвигает их назад и затмевает [5].
Интерес является одной из форм общественной направленности личности, «реальной причиной социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участ-
вующих в них индивидов, социальных групп, классов» [11].
Исследованием интереса к чтению занимались такие исследователи, как М. Д. Кобахидзе И. П. Сме-танкина, Е. Н. Тимофеева, И. И. Тихомирова, Г. Н. Щукина и др. Исследования в основном носят прикладной (практический) характер, рассматривают методики и средства формирования интереса к чтению.
В понятие «формирование интереса к чтению» Е. Н. Тимофеева вкладывает целостный процесс воспитания, формирования этических и эстетических свойств личности читателя [30]. Вслед за автором считаем, что воспитывая читателя ребенка, мы тем самым воспитываем человека.
И. П. Сметанкина полагает, что формирование интереса к чтению проходит через развитие познавательного интереса, под которым понимается глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей и дарований [29].
И. И. Тихомирова говорит о том, что читательский интерес проявляется в следующем:
1) в положительном отношении к читательской деятельности («люблю читать»);
2) заинтересованности конкретными книгами («хочу эти книги почитать»);
3) в законченности процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
4) в стремлении поделиться радостью с другими от общения с книгой («Хочу, чтобы другие об этой книге узнали») [31].
Автор подчеркивает, чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения - в знакомом открыть незнакомое, в скучном - интригующее, в привычном - необычное [32].
Опираясь на исследования Г. Н. Щукиной, добавим, что интерес к чтению стимулирует формирование и проявление творческих способностей учащихся, стремление и самовыражение, что требует введения следующих показателей:
1) проявление и развитие литературно-творческих способностей и умений ребенка («люблю писать, сочинять стихи»);
2) способность к рефлексии, к сопереживанию (проявляется в театральных играх, в сочинениях, обсуждениях);
3) способность оценивать произведения на основе высших духовных ценностей (проявляется в обсуждениях, сочинениях);
4) увеличение качества и количества прочитанных книг [1].
Проведя исследование по формированию интереса к чтению у младших школьников, М. Д. Кобахид-зе делает вывод, что наиболее оптимальным средством формирования интереса к чтению у младших школьников является:
- своевременное овладение техникой чтения, в прочной связи с возникновением и развитием познавательных интересов к чтению;
- специальная разработка учебников классного и внеклассного чтения;
- гуманно-личностный подход к учащимся, максимальный учет индивидуальных особенностей младшего школьника, сотрудничество с ним, проявление доброжелательности, чуткости [14].
Такая разработка учебного процесса, по мнению автора, акцентирует ведущую роль учителя в формировании читательских интересов.
Интерес к чтению, на наш взгляд, возникает в том случае, если ребенок свободно владеет осознанным творческим чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
На основании проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что хотя чтение школьников по сути своей социально-педагогическое явление, оно носит междисциплинарный характер. Чтение как процесс и как искусство восприятия текста не имеет единого определения. Исследователи различных сфер деятельности рассматривают понятие с различных аспектов. Чтение является обобщающим к понятию «культура чтения». Культура чтения рассматривается нами как критерий литературно-эстетической зрелости личности и составная часть процесса ее социального, нравственного и эстетического развития под воздействием литературы, что напрямую зависит от читательской активности и развития интереса. Ребенок, проходя через различные фазы развития чтения, должен овладеть культурой чтения, которая станет основой для формирования интереса к чтению.
Под интересом к чтению мы понимаем сформированный познавательный интерес, подкрепляемый мотивацией узнавания нового, пополнения собственного знания и овладение личностью навыками творческого чтения. Социальные потребности детей (в социальных контактах, принадлежности к группе, коллективу, самореализации) возникают в процессе их участия в учебной и внеучебной деятельности и являются источником и движущей силой социальной деятельности, образуя мотивационную подсистему личности, включающую желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения, цели.
Выводы.
Таким образом, анализ специальной литературы показал, что на формирование личности ребенка в целом и интереса к чтению в частности влияют различные социально-педагогические факторы: общество, семья, улица, СМИ, образовательные и внешкольные учреждения, деятельность, друзья и сверстники. Из всего перечисленного, на наш взгляд, наиболее значительными с точки зрения формирования интереса к чтению являются следующие факторы, расположенные в порядке значимости:
- общество через поднятие престижа чтения;
- семья как социокультурная среда воспитания и развития личности;
- школа и система внешкольного образования;
- средства массовой информации (телевидение, Интернет);
- сверстники, друзья, товарищи;
- доступность книги (психологические особенности детской книги).
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие / под ред. Г. И. Щукиной. - М, 1984.
2. Бородина, В. А. Судьба чтения - судьба образования / В. А. Бородина, С. М. Бородин // Личность и культура. - 2005. - №6. - С. 38-43. - URL: http://lichnost-kultura. ru/2005/20056/2005617/2005617. htm
3. Воспитание интереса к чтению // Ум@ники. - URL: http://bestklass. ucoz. net/publ/metodika_obuchenija/ tekhnika_chtenija/vospitanie_interesa_k_chteniju/6-1-0-2 (Дата обращения: 4.03.2012).
4. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук / Т. Г. Галактионова. - СПб., 2008.
5. Гербарт, И. Ф. Избранные педагогические сочинения / И. Ф. Гербарт. - М., 1940. - Т. 1.
6. Добрынина, Н. Слоеный пирог искусства чтения / Н. Добрынина // Библиотека. - 2001. - №9. - С. 52-54.
7. Евтюшкин, С. В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / С. В. Евтюшкин. - Пенза, 2006.
8. Жукова, И. Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук / И. Г. Жукова. -Саратов, 2004.
9. Зайцева, О. Г. Развитие интереса к чтению у младших школьников / О. Г. Зайцева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL: http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/chtenie/razvitie-interesa-k-chteniyu-u-mladshikh-shkolnikov
10. Икрамова, С. А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: на примере школ Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук / С. А. Икрамова. - Душамбе, 2010.
11. Интерес // Энциклопедический словарь. - URL: http://www. dict. t-mm. ru/enc_sl/i/inter. html
12. Кашкаров, А. П. Чтение подростка: пособие для отцов / А. П. Кашкаров, З. Н. Овсянкина. - М., 2010.
13. Книга: энциклопедический словарь. - М., 1999.
14. Кобахидзе, М. Д. Формирование интереса к чтению у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Д. Кобахидзе. - Тбилиси, 1986. - URL: http://www. childpsy.ru/upload/dissertations/%CA%EE%E1%E0%F5%E8 %E4%E7%E5_%CC_%C4_0_1986. htm
15. Койкова-Подшивалова, Н. Н. Внеклассное чтение как предмет нравственно-эстетического воспитания учащихся 5-8 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Койкова-Подшивалова. - Л., 1966.
16. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. - М. ; Воронеж, 1999.
17. Крупская, Н. К. О детской книге и детском чтении / Н. К. Крупская. - М., 1954.
18. Лихачев, Д. С. Раздумья / Д. С. Лихачев. - М., 1991.
19. Миронова, Е. А. Развитие читательского интереса у младших школьников / Е. А. Миронова // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 74-75.
20. Национальная программа поддержки и развития чтения в России. - URL: http://www. ifapcom. ru/files/Programma_chtenia. pdf. (Дата обращения 12. 072012).
21. Николаева, Е. Л. Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников : дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Николаева. - М., 1999.
22. Новейший философский словарь. - 2009. - URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/dic_new_philosophy/ 1356/ %D0%A7%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95
23. Орлова, Л. И. Выразительное чтение как метод воспитания и развития дошкольников, младших школьников творческими читателями: дис. ... канд. пед. наук / Л. И. Орлова. - М., 2004.
24. Петрова, Е. В. Интерес к чтению: как его пробудить / Е. В. Петрова // Роль чтения: в формировании психически и нравственно здоровой личности: Первая открытая межотраслевая научно-практическая конференция (Губкинский. 2007. 25-26 апреля) // Губкинская централизованная библиотечная система. - URL: http://www. gublibrary. ru/lib/Konferenciya_%20chtenie/Petrova. htm
25. Полозова, Т. Д. Помочь красоте править бал / Т. Д. Полозова // Начальная щкола. - 1991. - №8. - С. 81-84.
26. Психологический словарь // Psylive. ru. Психология жизни. - URL: http://www. psylive. ru/?mod=psydictionaries &id=823<r=9
27. Романовская, З. И. У истоков личности / З. И. Романовская // Учительская газета. - 1979. - 10 марта. - С. 4.
28. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению: дис. ... д-ра пед. наук / Е. С. Салахутдинова. - Ростов н/Д., 2011.
29. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе: дис. ... канд. пед. наук / И. П. Сметанкина. - М., 1999.
30. Тимофеева, Е. Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений: дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Тимофеева. - СПб, 2011.
31. Тихомирова, И. И. Детское чтение как ценность культуры нации / И. И. Тихомирова // Чтение в системе социокультурного развития личности: Сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара / сост. Г. В. Варганова. - М., 2007. -С. 7-11.
32. Тихомирова, И. И. Интерес к чтению: Как его пробудить? / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. -2001. - №6. - С. 14-17. - URL: http://www. childlib. ru/dep-adult/daidgest-6. htm (дата обращения: 12. 07. 2012)
33. Формирование интереса к чтению на основе сотрудничества с семьей и детской библиотекой // Школа «Познание - XXI век. - URL: http://www. poznanie21. ru/current/42410. php
34. Шурпан. О. В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения (на материале уроков чтения): дис. ... канд. пед. наук / О. В. Шурпан. - Мн., 1984.