КОПЫЛОВ Александр Николаевич
Директор
АНО «Североуральский образовательный центр»,
Филиал ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» в г. Североуральске 624480, РФ, Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Ватутина, 17а Контактный телефон: (34380) 3-15-55 e-mail: [email protected] www.edu-centre.net
ОЩЕПКОВА Ирина Николаевна
Координатор проекта «Непрерывное образование: Североуральская образовательная вертикаль», директор
НОУ СПО «Северный горный колледж»
624480, РФ, Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Ватутина, 17а Контактный телефон/факс: (34380) 3-15-86 e-mail: [email protected] www.sgk.edu-centre.net
Выдержки из доклада
Профессиональная ориентация
с раннего детства:
инновационный подход
Аннотация. Докладчиками проведена «ревизия» категорий «компенсация», «компенсационный пакет», «компенсационная политика», что являлось одной из задач исследования, посвященного проблемам формирования компенсационной политики организации. Рассмотренные понятия, а также их структуры создают теоретическую основу для построения современной системы образования, которая ориентирована на реализацию стратегических решений бизнеса.
Процесс непрерывного профессионального образования -
это пожизненный процесс роста общего и профессионального образовательного потенциала личности, обусловленный адекватными потребностями личности и общества и организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов образования.
Автономная некоммерческая организация «Североуральский образовательный центр» образовательной деятельностью занимается с 1999 г. Проект реализуется в небольшом шахтерском городе в 450 км от Екатеринбурга. Центр имеет статус регионального и работает на все города Северного управленческого округа (рис. 1).
Центр - это системный организатор и администратор образовательной деятельности четырех учебных заведений высшего и среднего профессионального
образования (рис. 2). Доступность и качество образования -два главных принципа, лежащих в основе его идеологии.
В 2005 г. Уральский государственный горный университет предложил нашему городу уникальный проект непрерывного образования, получивший название «Североуральская образовательная вертикаль» (рис. 3). Проект объединяет все уровни образовательного процесса по схеме: детский сад
- лицейский класс - колледж
- вуз - предприятие. Сегодня
Структурной единицей реализации идеи непрерывности профессионального образования может быть многоуровневый профессиональный образовательный центр - самоорганизующаяся система открытого типа, работающая на основе договоров о сотрудничестве, реализующая программу непрерывного образования и ориентированная на воспроизводство творческих личностей.
Другие города Екатеринбург Краснотурьинск Карпинск Волчанск Североуральск Ивдель
100
200
300
400
500
Рис. 1 - Контингент студентов Североуральского образовательного центра по месту жительства
0
INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION AND MANUFACTURE -STRATEGY OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY
Центр - системный организатор 4 учебных заведений:
филиал ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» в г. Североуральске
• Центр дистанционного образования ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
• Североуральский филиал ФГОУ СПО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»
J
•НОУ СПО «Северный горный колледж»
1-я ступень
3-я ступень
Рис. 2 - Центр - администратор образовательной деятельности
в орбиту этого проекта вовлечены более 1000 участников всех социальных групп и возрастов - от дошколят до студентов (рис. 4).
Основная задача образовательного комплекса состоит в том, чтобы помочь человеку адаптироваться к переменам, найти себя, реализовать свои способности, в том числе и с учетом специфики градообразующего предприятия ОАО «СУБР» (рис. 5). Проект призван обеспечивать раннюю профориентацию, самоидентификацию и социализацию его участников, позитивное «встраивание» в социум. Весь набор задач, реализуемых в рамках этого проекта, служит выполнению приоритетных направлений государственной политики в области образования.
В 2009 г. Центр инициировал подписание Соглашения о сотрудничестве Североуральского городского округа и Уральского государственного экономического университета. Это дало толчок развитию проекта непрерывного экономического образования. В 2010/2011 уч. году в проекте задействовано 737 участников (рис. 6).
Проект «Североуральская образовательная вертикаль» с Уральским государственным горным университетом и Уральским государственным экономическим университетом привел в Центр целые семьи. При от-
сутствии внятной молодежной политики, ребята из лицейских классов, например, воспринимают свое сообщество как «элитное», «продвинутое» (еще бы! у них и интеллектуальные лагеря, и научно-практические конференции, экскурсии в головной вуз). В итоге они получают бесценный опыт коллективного творчества, социальной адаптации. А для провинциальных подростков такое позитивное психологическое «самочувствие» чрезвычайно важно (рис. 7).
Экономический университет предоставил нашему городу возможность формирования дополнительной инфраструктуры, дающей толчок развития образовательного, духовного, культурного, студенческого образа города.
Совет по профессиональному образованию (Председатель - Глава Североуральского городского округа)
Образовательная вертикаль:
МОУ СОШ
4-я ступень
Образовательная горизонталь: Севе
5-я ступень-..............
Екатеринбургский экономикотехнологический колледж (филиал)
6-я ступень
7-я ступень
юурал
Североуральский политехникум
й образовательными центр
Северный горный колледж
т
Уральский гос. экон. университет (цдо)
Уральский гос. ► горный университет (филиал)
Магистратура УрГЭУ
Институт сокращенной подготовки УГГУ
ОАО «Севуралбокситруда», бизнес-сообщество
Рис. 3 - Структура модели многоуровневого профессионального образовательного центра
Североуральский образовательный центр - это несколько учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги под одним началом. Это единый программный центр регионального значения с большим опытом работы над многоуровневыми проектами, опытом социального сотрудничества, многостороннего взаимодействия с различными партнерами из сферы образования, власти, политики, бизнеса. Наличие разнопрофильных учебных заведений в рамках единого Центра обеспечивает взаимное развитие на основе аккумуляции организационных, финансовых, кадровых, материально-технических, информационных ресурсов. Это реальный «ключ» к решению многих социальных, экономических, демографических задач территории.
На своем опыте мы осознали, что в малых городах чрезвычайно важно «собирание», концентрирование всех ресурсов, о которых говорилось выше. В провинции они пока ограничены. Тем актуальнее объединительные усилия, которые в дальнейшем очень важно трансформировать в социальное партнерство.
Центр все больше становится интеллектуальным катализатором, инкубатором для новых проектов, методической и экспериментальной базой, творческой лабораторией для талантливых, продуктивных людей и, конечно, кузницей кадров всех уровней для Североуральского округа и региона в целом. Сегодня он уже играет роль стимулирующего фактора для развития, образования сотен людей, выступая их стартовой площадкой в жизнь.
Североуральск уже сегодня рассматривается профессиональным сообществом в сфере образования как дееспособная, эффективная «площадка» для инновационных проектов. Развитие подобных программ - это вопрос статуса территории, ее долгосрочных перспектив. Это новые ресурсы, новое финансирование, новое качество жизни и социального комфорта.
Социокультурная, организаторская миссия Центра - это стабилизирующий фактор нашей территории, один из ее параметров влияния, снижающих отток
350
Воспитанники Учащиеся СГК Филиал УГГУ
детских садов лицейских
классов
2005/2006 уч. год 2008/2009 уч. год
2006/2007 уч. год 2009/2010 уч. год
2007/2008 уч. год 2010/2011 уч. год
2005 2006 2007 2008 2009
ОАО «СУБР»
Прочие
Рис. 5 - Сводная таблица количества студентов образовательного комплекса, %
ш'эипиеуеи'ммм :сиоф
INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION AND MANUFACTURE -STRATEGY OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY
500
450
400
350
300
250
200
150
100
50
Филиал ЕЭТК
ЦДО - УрГЭУ
Учащиеся
лицейских
классов
2008-2010 уч. годы 2010/2011 уч. год
Рис. 6 - Участники Североуральской образовательной вертикали с УрГЭУ
■dwlil
до 20 лет от 20 до 30 от 30 до 40 от 40 до 50
от 50 и старше
1!
Рис, 7 - Контингент студентов Североуральского образовательного центра по возрасту
молодежи в города-мегаполисы и формирующих общественное сознание.
Образование в Североуральске постепенно становится семейной ценностью. В этом можно убедиться в нашем Центре, когда туда одновременно приходят на занятия дошкольники и их родители-студенты. И это вселяет огромный социальный оптимизм.
Миссия Центра: готовить в условиях ограниченных возможностей и моно-структурного производства Северо-уральска предприимчивых, устойчивых к катаклизмам людей.
Изучив проект закона об образовании, обозначим самые важные предложения, которые, на наш взгляд, необходимо внести в законопроект.
В перечень типов образовательных учреждений добавить многоуровневый образовательный центр, цель которого действительно создавать условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни, координировать образовательную деятельность разнопрофильных учебных заведений в рамках единого Центра, обеспечивать взаимное развитие на основе аккумуляции организационных, финансовых, кадровых, материальнотехнических, информационных ресурсов с возможностью не получать лицензию на образовательную деятельность. Для малых городов это очень важно.
2 Внести механизмы регулирования профессионального обучения, сетевых форм реализации образовательных программ, особенно в пределах основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
3 Разграничить понятия квалификации и степени, определить в законе помимо нормативного срока еще и уровень обязательных компетенций.
В отличие от многих существующих законов, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что делает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволяет на деле реализовать принцип верховенства закона. В связи с этим считаем, что проект закона об образовании нужно доработать до образовательного кодекса или сократить до приоритетного закона. Н
0