Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности образовательного комплекса на основе коэффициента уровня компетентности кадров'

Оценка эффективности деятельности образовательного комплекса на основе коэффициента уровня компетентности кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАДРОВ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копылов Александр Николаевич, Дубровский Валерий Жоресович

Представлена методика оценки эффективности деятельности образовательного комплекса на основе коэффициента уровня компетентности кадров. В соответствии с этим методом исследуемое понятие расчленено на более простые составляющие. В результате анализа мнений экспертов разработана матрица оценки составляющих исследуемого параметра. Определив реальный уровень компетентности кадров, можно наметить пути перевода системы в желаемое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Копылов Александр Николаевич, Дубровский Валерий Жоресович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности образовательного комплекса на основе коэффициента уровня компетентности кадров»

© Копылов А. Н., Дубровский В. Ж., 2010

і

Уральский государственный горный университет

624480, РФ, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 17a Контактные телефоны: (34380) 3-15-55, (904) 544-63-69 e-mail: [email protected]

Директор филиала в г. Североуральске, аспирант кафедры экономики и менеджмента

КОПЫЛОВ Александр Николаевич

ДУБРОВСКИЙ Валерий Жоресович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 257-57-40, 221-17-48 e-mail: [email protected]

Оценка эффективности деятельности образовательного комплекса на основе коэффициента уровня компетентности кадров

Ключевые слова: образовательный комплекс; оценка эффективности; компетентность кадров; система образования; экспертная оценка; матрица.

Аннотация. Представлена методика оценки эффективности деятельности образовательного комплекса на основе коэффициента уровня компетентности кадров. В соответствии с этим методом исследуемое понятие расчленено на более простые составляющие. В результате анализа мнений экспертов разработана матрица оценки составляющих исследуемого параметра. Определив реальный уровень компетентности кадров, можно наметить пути перевода системы в желаемое состояние.

Управление непрерывным профессиональным образовательным процессом в системе «школа - колледж - вуз» в современных условиях призвано участвовать в решении не только общих проблем транзитивной экономики, но и заниматься вопросами оценки возможностей и результативности функционирования системы на всех ступенях образования при подготовке специалистов. Однако необходимо отметить, что конкретным экономическим расчетам (и особенно, определению экономической эффективности) в экономике непрерывного профессионального образования посвящено весьма ограниченное количество исследований. Поскольку эффективность управления непрерывным образованием тесно связана с эффективностью самой системы образования, считаем целесообразным рассмотреть вначале вопросы эффективности образования, а затем - эффективности управления непрерывным образованием.

Эффективность подразумевает относительный эффект, результативность процесса, проекта, определяемые как отношение эффекта или результата к затратам, расходам, обусловившим его получение.

История развития экономической мысли показывает, что по мере формирования производительных сил и производственных отношений в обществе происходило уточнение и совершенствование количественных и качественных оценок эффективности образования (табл. 1).

Таблица 1

Методические подходы к оценке эффективности образования [1]

Автор и название метода Сущность метода

С. Г. Струмилин Метод редуцирования труда Сопоставление заработной платы и производительности труда работников с их образованием. Эффект затрат проявляется в увеличении заработной платы работников с более высоким уровнем образования, а также сказывается на приросте национального дохода за счет более образованных кадров

В. А. Жамин Оценка рентабельности образования Предлагается показатель рентабельности образования: Е = Н/З, где Е - расходы образования на каждый рубль прироста национального дохода; З - затраты на образование; Н - прирост национального дохода. Обратная величина характеризует прирост национального дохода на 1 рубль затрат на образование

М. В. Ниязова Целевой оценочный подход Выделяются четыре подхода к оценке эффективности; в зависимости от целей оценки используются различные группы показателей

И. М. Сыроежин Метод динамического социального норматива Производится оценка соотношения планового и текущего значений динамического социального норматива, рассчитанного как упорядоченный набор отклонений в темпах развития объектов в текущем и плановом периодах

Л. В. Якупова Оценка интегрального социального эффекта Оценка уровня изменений жизни общества, полученных в результате реализации инвестиционной программы: изменение количества рабочих мест, структуры персонала, уровня образования населения, доходов населения

Говоря об эффективности системы образования как самостоятельного сектора национальной экономики, необходимо в первую очередь перечислить ее важнейшие показатели:

1) совокупные затраты на обучение и подготовку одного выпускника в целом и по формам обучения;

2) содержание и научный уровень образования;

3) качество профессиональной подготовки рабочей силы;

4) профессиональная структура кадров;

5) доля национального дохода, затрачиваемого на обучение и воспитание подрастающего поколения, и др.

В конечном счете «эти показатели характеризуют эффективность выделяемых на образование материальных и денежных ресурсов» [2. С. 177].

В настоящее время интеграционные процессы в образовании привели к тому, что наиболее распространенной формой непрерывной профессиональной подготовки, с одной стороны, оптимально обеспечивающей взаимодействие теории и практики в профессиональной подготовке, а с другой - отвечающей современным требованиям к организационно-экономическому механизму системы образования, являются образовательные объединения. Комплекс типа «детсад - школа - техникум - вуз - промышленное предприятие» как подсистема образовательного объединения в силу своей оптимальности в координатах «ресурсоемкость - качество - время» представляет наибольший интерес с экономической и управленческой точек зрения, так как позволяет устранить разрыв не только между учреждениями системы образования, но и между учреждениями образования и базовыми предприятиями. Комплекс такого типа позволит готовить специалистов, начиная с допрофессионального этапа получения образования, и проектировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучаемого с целью получить на выходе работника с высоким уровнем образованности,

воспитанности и профессиональной подготовки. Основная цель такого комплекса -выполнение требований как Государственного образовательного стандарта, так и заказчика с учетом специфики его кадровой политики.

Эффективность системы образования, как известно, обусловлена эффективностью деятельности отдельных образовательных учреждений (ОУ), поэтому авторы считают необходимым отметить, что существуют подходы, позволяющие разграничить в экономической модели функционирования, например, отдельного ОУ эффективность трех видов: педагогическую, социальную и экономическую. Педагогическая эффективность подразумевает «установление приоритета проблем формирования содержания образовательной деятельности каждого образовательного учреждения» [3. С. 126]; социальная - предоставление возможностей выбора самостоятельного пути развития также и «в отношении создания условий развития коллектива педагогических работников и обслуживающего персонала ... посредством целевого распределения фондов развития и централизованных фондов» [Там же. С. 127]; наконец, экономическая эффективность образовательного учреждения «выражается в создании механизма хозяйствования, обеспечивающего эффективное использование ресурсов на основе их целевого, нормативного и системного распределения» [Там же].

Проблемы, решаемые в этой системе, обусловлены генеральной целью - стремлением готовить кадры, отвечающие требованиям социальных партнеров, воспитывать кадровый потенциал в интересах государства на современном этапе развития общества. При этом каждый субъект комплекса решает свои локальные задачи, сопряженные с генеральной целью. На Центр в этом случае ложится базовая нагрузка: требования Госстандарта плюс требования вуза плюс требования предприятия-заказчика, поэтому именно она становится наиболее важным и сложным объектом управления.

В основу методики расчета параметра «уровень компетентности кадров» (УКК) был положен метод дерева целей. В соответствии с этим методом исследуемое понятие должно быть расчленено на более простые составляющие, экспертная количественная оценка которых уже возможна и достоверна. В рамках этого метода каждый эксперт декомпозирует предложенное понятие на элементы в соответствии со своим опытом, знаниями, теоретической и практической подготовкой. В результате анализа мнений нескольких экспертов вычленяются базовые, ключевые элементы - составляющие исследуемого понятия, которым затем присваиваются определенные весовые коэффициенты. В результате применения такой технологии разрабатываются матрицы оценки составляющих исследуемого параметра, строится математическая модель расчета каждой составляющей параметра.

Поскольку нами анализируется понятие «уровень компетентности кадров», необходимо обратить внимание на то, что в рамках исследуемой системы существуют три группы параметров:

I группа - результаты образования как показатели компетентности, измеряемые количественно (в процентах);

II группа - результаты образования как показатели компетентности, измеряемые квалиметрически (в виде балльной шкалы);

III группа - не измеряемые результаты образования как показатели компетентности (например, характеризующие внутренний мир человека, его психоэмоциональное состояние).

Далее полагаем, что все параметры относятся к первым двум группам, и их можно оценить с той или иной степенью точности.

Основой любого образовательного учреждения являются кадры, понимаемые в широком, субъектно-объектном аспекте. С учетом специфики системы образования «кадры» предлагается понимать как «четверку»:

К = {К.}, I = 1, ..., 4,

(1)

где К1 - студенты образовательного учреждения; К2 - преподаватели образовательного учреждения; К3 - административно-управленческий аппарат (АУП); К4 - преподаватели, привлекаемые из других образовательных учреждений.

Компетентность кадров (в соответствии с требованиями, стандартами, концепциями Министерства образования и науки РФ, регионального департамента [4, 5]) целесообразно рассматривать также как «четверку»:

где КК1 - предметно-технологическая компетентность; КК2 - общекультурная компетентность; КК3 - управленческая компетентность; КК4 - системная компетентность.

Каждая составляющая формулы (2) может быть декомпозирована в соответствии со спецификой рассматриваемого образовательного учреждения на несколько составляющих. Пусть п. - количество декомпозиций по каждой составляющей «четверки» КК. Под ц-й декомпозицией будем понимать_/-е разбиение по одной из составляющих формулы (2) (далее - (/-декомпозиция).

Введем понятие среднего балла по ./-декомпозиции:

где 4..к - балл к-го тестируемого субъекта по ./-декомпозиции, выставляемый экспертом; р - количество тестируемых субъектов.

Тогда формула для расчета уровня компетентности кадров (УКК) примет вид:

где а- коэффициент значимости по К.; Ь.т - коэффициент значимости по КК.; с.. - коэффициент значимости по ./-декомпозиции; / - максимальный балл, выставляемый субъектом:

Для формулирования правила перехода от экспертных оценок к значениям показателей уровня компетентности нужно проранжировать эти показатели на всех уровнях декомпозиции по степени их вклада в итоговый интегральный коэффициент, т. е. сопоставить каждый показатель (4.., КК., К.) с его «весом» (с.., Ь.т, а.), определяющим вклад показателя в меру декомпозируемого и, в конечном счете, искомого показателя.

Если значимость каждого показателя упорядочена, т. е. имеется информация о том, какой из них менее, а какой - более значим, то и никакой информации об этих величинах нет; тогда «вес» (обозначим его г.) определяют по правилу Фишберна:

Если показатели равно предпочтительны или системы предпочтений нет, то считают, что они обладают равным «весом»:

КК = {КК.}, I = 1, ..., 4,

(2)

(3)

(4)

(5)

2(п -. +1)

г =------------------

(п + 1)п

(6)

1

Г =~ п

(7)

Из формулы (5) легко видеть, что УКК < 1, поэтому численную характеристику коэффициента УКК удобно представлять в процентах.

Оценку уровня УКК предлагается проводить в соответствии с порядковой шкалой коэффициента УКК (табл. 2).

Таблица 2

Порядковая шкала коэффициента уровня компетентности кадров

УКК, % 10-30 31-50 51-70 71-90 91-100

Оценка Низкая Средняя Нормальная Высокая Весьма высокая

Определив реальное состояние уровня компетентности кадров, а как следствие, и уровня профессионализма, необходимо наметить пути перевода системы в желаемое состояние, с желаемым уровнем профессионализма и выбрать наилучший - тот, который требует наименьшего приложения усилий и средств.

Процесс подготовки конкурентоспособных кадров, как и все процессы в природе, стремится идти по рациональному пути - с наименьшей затратой ресурсов. Это мы должны учитывать как при управлении процессом подготовки кадров, так и при выборе критериев оценки качества данного процесса.

Источники

1. Самохвалова С. М. Оценка эффективности инвестирования инновационных образовательных программ вуза : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2006.

2. Бородин Н. Н., Карпов Е. Б. Экономика образования. Тула : Изд-во ТГПУ, 1999.

3. Вербицкая Н. О., Бродский Ю. С., Крупнова Е. В. Стратегическое управление образовательным учреждением. Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2002.

4. Аминов Н. А. Концепция эффективности работы школы. 2006. Режим доступа : www.informika.ru.

5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Наука, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.