Научная статья на тему 'Профессиональная направленность познавательной активности учителя общеобразовательной школы'

Профессиональная направленность познавательной активности учителя общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COGNITIVE ACTIVITY / TEACHER / PROFESSIONAL ORIENTATION / STUDENT / ESSENTIAL SIGNS OF COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST / INITIATIVE / SKILL TO COMMUNICATE / WILL / COMMITMENT / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УЧЕНИК / СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ВОЛЯ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситаров В. А., Шонин М. Ю.

Объективная картина, характеризующая современное состояние отечественного школьного образования, указывает на множество имеющихся проблем. Одна из них связана с низким уровнем методической компетентности преподавания учителей, связанной с недостаточным уровнем активности учителей в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. В данной статье показана взаимосвязь между профессионально направленной познавательной активностью и проблемой формирования профессиональных компетенций учителя общеобразовательной школы. Авторы делают вывод о том, что умение учителем грамотно ставить цель, представлять ей совокупность задач позволит сформировать из частных активностей учащихся совместную познавательную деятельность. Процесс подготовки учителя к уроку должен быть обусловлен организацией благотворного речевого воздействия на эмоциональную область сознания школьника. Рассмотренные в статье существенные признаки познавательной активности позволяют наиболее адекватно определить профессиональный портрет современного учителя общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF COMPREHENSIVE SCHOOL

The objective picture characterizing the current state of Russian school education indicates a set of the available problems. One of them is connected with the low level of the methodical competence of teaching teachers connected with the insufficient level of activity of teachers in the course of implementation of professional activity by them. The interrelation between professionally directed cognitive activity and a problem of formation of professional competences of the teacher of comprehensive school is shown in this article. The authors conclude that the ability of the teacher to competently set a goal, to present her a set of tasks will form from the private activities of students joint cognitive activity. The process of preparing the teacher for the lesson should be due to the organization of beneficial speech effects on the emotional area of consciousness of the student. The essential features of cognitive activity considered in the article allow to determine the professional portrait of the modern teacher of secondary school most adequately.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность познавательной активности учителя общеобразовательной школы»

7. Курц М.В. Педагогические факторы и барьеры развития способностей самоактуализации студентов е учебной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Казань, 2010.

8. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Адаптация студентов неязыковых вузов к профессионально ориентированной коммуникативной деятельности. Педагогика и психология образования. 2018; 1: 138 - 142.

9. Дигтяр О.Ю. Современные образовательные технологии преподавания иностранных языков студентам неязыковых вузов в условиях реализации стандартов нового поколения и информатизации образования. Мир педагогики и психологии. Available at: http://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-prepodavaniya-inostrannykh-yazykov-studen

10. Фомина С.Б. Потенциал самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов высших учебных заведений. SCI-ARTICLE.RU. Available at: http://sci-article.ru/stat.php?i=1477213179

11. Мельничук М.В. Традиционный императив и инновационная парадигма в контексте высшего образования. Международный журнал экономики и образования. 2016; Т. 2; № 4: 7 - 13.

References

1. Varij M.J. Psihologiya: uchebnoe posobie. Available at: https://studbooks.net/1718759/psihologiya/samorazvitie_lichnosti_studentov_protsesse_obucheniya_vuze

2. Samsonova A.O., Mischenko D.Yu. Faktory, prepyatstvuyuschie 'effektivnomu razvitiyu lichnosti v processe obucheniya v vuze (na primere studentov pervogo kursa). Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 1; Ch. 3: 647 - 651.

3. Chernova G.V., Denisov E.N. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' kak put' samorealizacii lichnosti v obuchenii. Novalnfo. 2017; T. 2, № 67: 239 - 242.

4. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannymyazykam v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

5. Markova A.K. Formirovanie motivaciiucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.

6. Noskova T.N., Kulikova S.S. Formirovanie kompetencii samoorganizacii studentov kak osnovy obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj srede universiteta. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/nformirovanie-kompetentsii-samoorganizatsii-studentov-kak-osnovy-obucheniya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede-universiteta

7. Kurc M.V. Pedagogicheskie faktory i bar'ery razvitiya sposobnostej samoaktualizacii studentov v uchebnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Kazan', 2010.

8. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Adaptaciya studentov neyazykovyh vuzov k professional'no orientirovannoj kommunikativnoj deyatel'nosti. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018;: 138 - 142.

9. Digtyar O.Yu. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov studentam neyazykovyh vuzov v usloviyah realizacii standartov novogo pokoleniya i informatizacii obrazovaniya. Mir pedagogiki i psihologii. Available at: http://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-prepodavaniya-inostrannykh-yazykov-studen

10. Fomina S.B. Potencial samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov vysshih uchebnyh zavedenij. SCI-ARTICLE.RU. Available at: http://sci-article.ru/stat. php?i=1477213179

11. Mel'nichuk M.V. Tradicionnyj imperativ i innovacionnaya paradigma v kontekste vysshego obrazovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'ekonomiki i obrazovaniya. 2016; T. 2; № 4: 7 - 13.

Статья поступила в редакцию 31.03.19

УДК 371.134

Sitarov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Shonin M.Yu., postgraduate, Moscow University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL ORIENTATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF COMPREHENSIVE SCHOOL. The objective picture characterizing the current state of Russian school education indicates a set of the available problems. One of them is connected with the low level of the methodical competence of teaching teachers connected with the insufficient level of activity of teachers in the course of implementation of professional activity by them. The interrelation between professionally directed cognitive activity and a problem of formation of professional competences of the teacher of comprehensive school is shown in this article. The authors conclude that the ability of the teacher to competently set a goal, to present her a set of tasks will form from the private activities of students joint cognitive activity. The process of preparing the teacher for the lesson should be due to the organization of beneficial speech effects on the emotional area of consciousness of the student. The essential features of cognitive activity considered in the article allow to determine the professional portrait of the modern teacher of secondary school most adequately.

Key word: cognitive activity, teacher, professional orientation, student, essential signs of cognitive activity, cognitive interest, initiative, skill to communicate, will, commitment.

В.А. Ситаров, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии высшей школы, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»,

г. Москва, E-mail: [email protected]

М.Ю. Шонин, аспирант каф. педагогики и психологии высшей школы, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Объективная картина, характеризующая современное состояние отечественного школьного образования, указывает на множество имеющихся проблем. Одна из них связана с низким уровнем методической компетентности преподавания учителей, связанной с недостаточным уровнем активности учителей в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. В данной статье показана взаимосвязь между профессионально направленной познавательной активностью и проблемой формирования профессиональных компетенций учителя общеобразовательной школы. Авторы делают вывод о том, что умение учителем грамотно ставить цель, представлять ей совокупность задач позволит сформировать из частных активностей учащихся совместную познавательную деятельность. Процесс подготовки учителя к уроку должен быть обусловлен организацией благотворного речевого воздействия на эмоциональную область сознания школьника. Рассмотренные в статье существенные признаки познавательной активности позволяют наиболее адекватно определить профессиональный портрет современного учителя общеобразовательной школы.

Ключевые слова: познавательная активность, учитель, профессиональная направленность, ученик, существенные признаки познавательной активности: познавательный интерес, инициативность, коммуникабельность, воля, целеустремленность.

Познавательная активность присуща практически любой профессиональной деятельности, а для педагогической она вообще является одной из главных, поскольку, если у учителя отсутствует познавательная активность, то, как она может быть сформирована у ученика, а если она у него и есть, то будет скорее подавляться, а не развиваться. Её специфика, заключается в поиске «различных форм рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, технологии и самих способов труда...» (В.Д. Шадриков).

Для понимания содержания познавательной активности было проанализировано более 30 наиболее используемых в современной психолого-педагогической теории определений, что позволило выявить такие основные существенные признаки как познавательный интерес, инициативность, коммуникабельность, воля, целеустремленность. Выделенные признаки позволили обосновать логику развития познавательной активности, подтвержденную в процессе проведения экспериментальной работы, когда развитие того или иного признака или их некоторой совокупности влечет развитие самой познавательной активности [3].

Одним из ключевых признаков познавательной активности является познавательный интерес, который присущ каждому человеку. В процессе педагогической деятельности учителя этот признак проявляется, в первую очередь, в направленности его предметных и профессиональных знаний, которые, соответственно, отражаются и на учениках.

Причиной такого явления является присуще любому человеку и учителю, в том числе, радость познания и процесс поиска, которые связаны с удовлетворением потребности мотивационной и эмоциональной сфер деятельности. Известно, что педагогическая деятельность невозможна без соответствующих знаний, а сила эмоций и умственной деятельности пронизывает всю поисковую деятельность учителя, обусловленную самим содержанием интереса.

Интерес проявляется в стремлении к познанию объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. Ещё выдающийся советский психолог В.А. Кру-тецкий писал, что интерес носит «избирательный характер, выступает одним из существенных симптомов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе» [1, с. 32]. Интерес выступает необходимым условием самой деятельности, привлекает и побуждает ею заниматься (А.Д. Потемкин). Так увлеченность учителя своей профессиональной деятельностью помогает ему видеть положительные стороны своего труда, даже тогда, когда существуют объективные факторы испытывать неудовлетворенность. Такой учитель вдохновляется своими учениками, что подталкивает его к развитию своих профессиональных качеств (Н.А. Бурага). Профессионально направленный познавательный интерес применительно к педагогической деятельности можно охарактеризовать по нескольким позициям.

Во-первых, с позиции психологической теории, рассматривающей основы интереса и причины его зарождения. Первоначальный интерес человека к знанию возникает от потребности в нем (Н.П Морозова). Так же и выбор профессии у выпускника школы обусловлен с высокой степенью притязания к тем функциям, которые декларирует та или иная профессия. Применительно к учительской деятельности можно отметить, что выбор профессии учителя связан с желанием, с одной стороны формировать у будущего поколения системы необходимых знаний, умений, навыков и компетенций, с другой - развивать личность каждого учащегося в соответствии с существующими в обществе ценностными ориентирами (М.Ю. Шонин).

Во-вторых, познавательный интерес можно рассматривать как положительную эмоциональную реакцию, возникающую при интересной для человека работе. Для заинтересованного в своей профессии и результате учителя профессиональный интерес - объективно существующее явление, содержанием которого является педагогическая деятельность и потребность к ней, а не только состояние сознания, направленность мысли и внимание. Профессиональная направленность интереса выражается в сосредоточенности мысли личности на предмете избранной профессиональной деятельности, в положительном отношении к ней [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес обеспечивает предметно-преобразующее познавательное развитие учителя, направленное на удовлетворение потребности посредством эмоционально-интеллектуальных отношений, в основу которых положены предметные и профессионально-педагогические знания.

Деятельность учителя - это сложный динамический профессиональный труд, которому присущи определенные функции, обеспечивающие её эффективное и устойчивое существование. Среди них: образовательная, воспитательная, развивающая, организационно-управленческая и др. Для того, чтобы реализовать указанные функции на практике, учитель должен обладать рядом качеств, характеризующих его как профессионала. К профессионально необходимым качествам учителя, характеризующее его с объективно-психологической стороны относится творческая инициативность, которая представляет собой «деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [2, с. 492]. Моти-вационной стороной такой деятельности является специфическая потребность в поиске и преобразовании личной педагогической практики. Учитель, реализуя свои инициативы на уроке, всегда вносит творческие элементы в свою педагогическую деятельность. Творчество в труде учителя - это полная реализация потенциальных сил и возможностей педагога, что важно и для развития ученика, и для самого учителя.

Творческая деятельность позволяет отразить уровень профессионализма и личный опыт педагога и является способом реализации его актуальных профессиональных инициатив. Например, учитель, с целью вовлечения учащихся в образовательный процесс, организовывает на уроках математики процессе обучения с использованием математических сюжетов и занимательных задач из различных литературных произведений. Так на уроке по теме «Подобие треугольников» учитель может воспользоваться математическим сюжетом из литературного произведения французского писателя Ж. Верна «Таинственный остров», в сюжете которого инженер Сайерс Смит с целью измерения высоты отвесной скалы в условия ограниченного набора ресурсов использует свои знания о подобных треугольниках.

Традиционный урок представляет собой множество различных ситуаций коммуникативного взаимодействия, в процессе которого учитель, профессио-

нально владея учебным материалом, достигает не только поставленные учебные цели, но и развивающие и воспитательные, в первую очередь за счет речевого общения.

Речевое общение - это целостный процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекающий на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Пальперин).

В структуре речевого общения ученые выделяют два основных компонента: речевое поведение и речевую деятельность. Результатом речевое поведение выступают отношения между людьми. Речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с учащимися (Н.К. Парифуллина). Речевое поведение - это «обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств» (О.М. Казарцева). Эффективная реализация речевого поведения учителем на уроке предполагает, во-первых, недопущение грубости, например замечаний: «Сиди и молчи!», «Ну что сидишь, я же вошла в класс» и др., во-вторых, умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить её для понимания школьниками. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст.

Таким образом, процесс подготовки учителя к уроку обусловлен в первую очередь организацией благотворного речевого воздействия на эмоциональную область сознания школьника.

В процессе урока-беседы, учащимся делегируется активная роль в обсуждении изучаемого явления, где учитель занимает позицию руководителя беседы и окончательно формулирует выводы. Для организации данной формы урока учителю необходимо уметь тщательно подбирать вопросы и предвидеть на них возможные варианты ответов, что способствует созданию положительного эмоционально-воспитательного фона учебно-научного общения.

В процессе подготовки и проведения урока учитель то и дело сталкивается с различными внешними и внутренними трудностями, без преодоления которых его деятельность не может быть признана успешной. Примером внешних трудностей может являться сложность педагогической ситуации, субъективно независящая от педагога, например, начинающий учитель берет «трудный» класс, в котором у учащихся отсутствует устойчивое внимание, с ярко выраженной эмоциональностью, недостаточностью развития словесно-логической памяти и т. д. Подобная ситуация порождает внутренние трудности у самой личности учителя: наличие у него таких психологических состояний, которые не позволяют ему адекватно применить необходимые средства для успешной педагогической деятельности. Для ее разрешения от учителя требуется проявления определенного набора волевых черт характера.

Плавным признаком устойчивости волевых свойств личности является постоянство проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Показателем устойчивости свойства является как длительность волевого усилия, так и количество попыток, направленных на преодоление определенных трудностей. Сила и устойчивость волевых свойств взаимосвязаны: чем выше степень возбуждения волевого усилия, тем с большим упорством человек способен преодолевать трудности, постоянно возобновляя попытки (С.Л. Рубинштейн).

В связи с этим умение человека регулировать психическое состояние в ситуациях эмоционального напряжения с помощью осознанного проявления волевых свойств характера имеет большую педагогическую и психологическую значимость для организации всей его деятельности и поведения.

Одним из наиболее эффективных способов обучения и развития, охватывающих массы учащихся осуществляется путем организации совместной деятельности, в которой субъекты (учитель и ученики) совместно воздействуют на объект изучения с целью его осознания и преобразования. «Кооперирование людей в труде вызвано необходимостью овладения таким предметом труда, который недоступен отдельно человеку, а если и доступен, то только своей частью» (А.Л. Журавлев).

Важнейшим признаком совместной деятельности выступает наличие общей цели, к достижению которой стремятся все субъекты деятельности. Под общей целью понимают идеально представленный будущий результат. Важнейшим условием реализации совместной деятельности является, во-первых, представление общей цели частными и конкретными задачами, во-вторых, распределение индивидуальных деятельностей с учетом эффективности выполнения каждой задачи конкретным субъектом.

Совместная деятельность учителя и ученика на уроке определена единством цели и результата этой деятельности. Цель учителя определяется целью деятельности, поставленной на конкретном уроке, которая впоследствии переформулируется с учётом познавательных мотивов учеников. В такой последовательности цель деятельности на уроке принимается учеником как личностно значимая, посредством чего он и становится субъектом конкретной учебной деятельности. Данное согласование осуществляется учителем на всех этапах урока в процессе деятельности по целеполаганию. Так на основе собственных педагогических мотивов он формулирует цель учебной деятельности таким образом, чтобы из более широкого поля мотивов деятельности ученика актуализировать познавательные, включающие его в учебную деятельность.

Исходя из этого, очевидно, что умение учителем грамотно ставить цель, Таким образом, рассмотренные существенные признаки познавательной

представлять ей совокупность задач позволит сформировать из частных актив- активности позволяют наиболее адекватно определить профессиональный пор-ностей учащихся совместную познавательную деятельность. трет современного учителя общеобразовательной школы.

Библиографический список

1. Крутецкий В.А. Психология. Москва: Просвещение, 1980.

2. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия, 1987.

3. Шонин М.Ю. Определение содержания психолого-педагогического понятия «познавательная активность» методом контент-анализа. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 61-2: 249 - 252.

4. Эсаулов А.Ф. О формировании профессиональных интересов старших школьников. Учёные записку ЛГУ. Серия: Философские науки. 1956; Вып. 9; № 214: 77 - 88.

References

1. Kruteckij V.A. Psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 1980.

2. Sovetskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor A.M. Prohorov. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1987.

3. Shonin M.Yu. Opredelenie soderzhaniya psihologo-pedagogicheskogo ponyatiya «poznavatel'naya aktivnosf» metodom kontent-analiza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 61-2: 249 - 252.

4. 'Esaulov A.F. O formirovanii professional'nyh interesov starshih shkol'nikov. Uchenye zapisku LGU. Seriya: Filosofskie nauki. 1956; Vyp. 9; № 214: 77 - 88.

Статья поступила в редакцию 30.03.19

УДК 379.8

Roitblat O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector of Tyumen Regional State Institute of Regional Education Development (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Margolin Zh.B, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN CONDITIONS OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS OF THE SOCIAL ENVIRONMENT. The article deals with issues related to understanding of the basics of socio-cultural activities, provides different points of view, the comparison of which allows seeing the picture in the scientific and pedagogical research on this issue. A large number of researchers start from the position presented in the dictionary of S. I. Ozhegov, where social and cultural activities are considered as "communion" and from here come all other developments. Teachers are trying to find an answer to the question of how to attach, by what means, how to use the opportunities of the environment, and hence the question is clear: "How are socio-cultural activities and the social environment interrelated?". Considering the question of social and cultural activity, the article touches upon the question of methods and technologies of organization of this activity. The article offers the authors' view on the consideration of the relationship between socio-cultural activities and the environment, based on the position of the researchers. Key words: social and cultural activity, social environment, educational environment, developing environment, environment components.

О.В. Ройтблат, д-р пед. наук, проф., ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

Н.Н. Суртаева, д-р пед., наук, проф. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

Ж.Б. Марголина, канд. пед., наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понимание сути социально-культурной деятельности, приводятся различные точки зрения, сравнение которых, позволяет увидеть картину в научно-педагогических исследованиях по данному вопросу. Большое число исследователей отталкиваются от позиции, представленной в словаре С.И. Ожегова, где социально-культурная деятельность рассматривается как «приобщение» и отсюда исходят все остальные разработки. Педагоги пытаются осуществить поиск ответа на вопрос как приобщать, при помощи каких средств, как использовать возможности среды, а отсюда понятен вопрос: «Как взаимосвязаны социально-культурная деятельность и социальная среда?». Рассматривая вопрос социально-культурной деятельности, в статье затрагивается вопрос методов, способов и технологий организации этой деятельности. В статье предлагается авторский взгляд на рассмотрение вопроса взаимосвязи социально-культурной деятельности и среды с опорой на позиции исследователей.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социальная среда, воспитательная среда, развивающая среды, компоненты среды.

На современном этапе общественного развития стремительно разворачиваются инновационные процессы в социальном мире. Зарождение глобального рынка, приобретение национальными экономиками интернационального и транснационального характера, глобальное перераспределение труда, мгновенно осуществляемые коммуникации, вынужденная и свободная миграция (приводит к смешению культур (ассимиляция, инкультурация, интеграция...), все это не может не оказывать влияние на социокультурное пространство, социальную среду, социокультурную деятельность, как ее восприятие, так и организацию.

В условиях противоречивого развития современной методологии в теории социально-культурной деятельности обострилась проблема рассмотрения сущности понятия «социально-культурная деятельность». Социально-культурная деятельность понимается как процесс «приобщения», целесообразная деятельность, культурная деятельность, общественная практика, исторически обусловленный социально-востребованный процесс преобразования культуры, деятельность по выявлению и сохранению, совокупность педагогических технологий, профессиональная деятельность, как область научно-педагогической практики и теории, специфическая область знания, целостное педагогическое явление и т. д. Данное понятие рассматривается с различных научных направлений -

социологии, педагогики, юриспруденции, философии. Терминология, рассматривающая различные стороны социально-культурной деятельности отражена и в нормативно - правовых актах. Так, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» приводят понятия, которые раскрывают культурную составляющую жизни страны. Используемые термины официально закрепляются в законодательных документах и ориентируют на рассмотрение различных сторон культурной составляющей жизни страны. К таким понятиям отнесены культурные ценности, культурная деятельность, культурные блага, творческая деятельность, творческий работник, достоинство культур народов и национальных групп, культурное достояние народов Российской Федерации, культурное наследие народов Российской Федерации, культурные аспекты программы развития, государственной культурной политики [1]. Приведём несколько позиций, в которых авторы рассматривают содержание социально-культурной деятельности. М.А. Ариарский определяет данное понятие как обусловленную нравственными и интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры. Социально-культурную деятельность автор рассматривает как социальный феномен, как деятельность, которая находится в зависимости от внутренних потребностей человека. При этом де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.