Подготовка личного состава должна включать комплекс мероприятий, направленных на общефизическую тренировку и тренировку в технике преодоления различных препятствий; обучению ориентированию на пересеченной местности, особенно ночью и в тумане; определению расстояний; оказанию первой медицинской помощи при обморожениях, солнечных ударах, горной болезни и травмах; организацию стоянок [3].
Организация мероприятий по задержанию вооруженных преступников начинается с момента получения задачи и включает в себя: уяснение задачи, оценку обстановки, принятие решения, планирование, организацию взаимодействия, материально-технического обеспечения, проведения воспитательной работы, подготовку подразделений и сосредоточение сил и средств в районе предстоящих действий.
Условия горной или лесистой местности (рельеф, резкая пересеченность, различные препятствия, погодные условия и др.) во многом усложняют действия личного состава, выполняющего задачи, уменьшают эффективность использования боевых характеристик техники, а также происходит существенное отрицательное влияние на баллистические характеристики применяемого оружия, возникают сложности в работе средств связи, ухудшаются показатели в скорости передвижения и ведении различных маневров.
Но, в то же время, при обучении личного состава необходимо учитывать и положительные качества горно-лесистой местности, при умелом использовании которых достигается положительный результат Так, указанный тип ландшафта позволяет эффективно провести скрытый выход во фланг, либо тыл преступников, либо завладение высот или перевалов, а также других объектов, представляющих тактический интерес. Кроме этого местность позволяет произвести скрытый внезапный выход, и дальнейшее стремительное выдвижение и задержание преступников [4].
В горно-лесистой местности повышается значение инициативы и самостоятельности действий подразделений. В этих условиях от сотрудников подразделений специального назначения требуется высокая активность, смекалка, хитрость и находчивость. Обучение личного состава должно сводиться к отличному владению техникой передвижения, знанием элементов маскировки с использованием особенностей ландшафта местности, высоким уровнем физической подготовки, которые в совокупности позволяют выполнить стоящие перед подразделением задачи. Как правило, специальные мероприятия по задержанию вооруженных преступников проводится в два этапа: подготовительного и завершающего, только в исключительных случаях в один этап. Это происходит тогда, когда силы и средства уже развернулись, но тактические действия еще не начались, а преступники отказались от своих намерений и сдались властям без оказания сопротивления, или были нейтрализованы в ходе оперативных или режимных мероприятий [5].
Во время подготовительного (заблаговременного) этапа проводится весь комплекс оперативно-режимных и розыскных мероприятий в целях розыска, склонения к отказу отдельных лиц или преступной группы от проведения противоправных действий. При достижении положительных результатов этих мероприятий необходимость проведения остальной части комплекса мероприятий будет нецелесообразной. В этот период могут действовать отдельные служебные наряды органов внутренних дел по выявлению и изъятию организаторов преступных действий, а также по убеждению граждан в неправомерности действий отдельных лиц.
Библиографический список
Заключительный этап проведения специальных мероприятий самым тесным образом связан со многими неотложными первоначальными оперативно-следственными действиями, промедление с производством которых чревато утерей доказательств, увеличением объема поисковой работы, для выполнения которой потребуются дополнительные силы и средства. Особое внимание групп, принимающих участие в пресечении деятельности преступных групп, обращается на сохранение следов преступной деятельности и охрану места преступления.
Возможности получения доказательств особенно возрастают при задержании участников преступных групп, поскольку с увеличением количества правонарушителей объективно увеличивается и вероятность оставления ими следов преступной деятельности как в виде материальных следов (рук, ног, микрообъектов, разрушений и т. д.), так и в виде противоправных действий членов преступной группы (оказание сопротивления, посягательства на жизнь работников полиции и граждан).
Наиболее труднодоступные и труднопроходимые горные хребты, их отроги и плоскогорья в совокупности образуют высокогорный район. Для них характерны участки с наиболее сложным уровнем проходимости, наличие многочисленных отвесных скатов, травянистых склонов, огромных по площади ледников. Также одной из характеристик является резкое изменение температуры, которое может произойти несколько раз за сутки. Кроме этого присущ высокий уровень разрежённости воздуха на больших высотах и наличие туманов и сильные ветра, зачастую переходящие в снежный буран.
При подготовке сотрудников подразделений специального назначения необходимо учитывать следующие факторы, существенно влияющие на поиск и задержание вооруженных преступников:
• отсутствие четко выраженных границ поиска;
• противостояния с внезапным ведением скрытой и открытой борьбы;
• напряженность обстановки даже при отсутствии активных масштабных действий;
• значительными морально-психологическими и физическими нагрузками.
Комплекс теоретических знаний, максимально приближенный к практическим ситуациям, возникающим в боевой обстановке, высокий уровень подготовки руководителей и качественная методика обучения в совокупности является залогом успешной готовности подразделений к выполнению служебно-боевых задач.
При проведении занятий с личным составом особое внимание необходимо обратить на соблюдение законности как основополагающего средства обеспечения правомерности поведения сотрудников правоохранительных органов при выполнении служебно-боевых задач. Командир подразделения и его подчиненные, привлекаемые к проведению мероприятий по задержанию вооруженных преступников, должны твердо знать и неукоснительно соблюдать законы и изданные на их основе нормативные акты, регламентирующие применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники.
Подводя итог, следует обозначить, что огромные преимущества перед противником и дальнейший успех проведения мероприятия по задержанию вооруженных преступников в горно-лесистой местности возможны при умелом использовании особенностей ландшафта местности и высокий уровень физической подготовленности личного состава.
1. Действия сотрудников спецподразделения милиции в экстремальных условиях горной местности: учебно-методическое пособие. Москва, 2002.
2. Нагоева М.А. Обучение как условие подготовки к профессиональной деятельности. Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018: 61 - 63.
3. Литвин Д.В. Формирование у сотрудников полиции специальных навыков, необходимых для несения службы в экстремальных ситуациях: учебно-методическое пособие. А.И. Кузнецов, Д.В. Литвин, РС. Ахметов, С.В. Украинский. Москва: ДГСК МВД России, 2016.
4. Колтунов А.С. Тактика действий подразделений внутренних войск (отделение, взвод) в горах и горно-лесистой местности. А.С. Колтунов, С.П. Черкасов, М.И. Фомичев и др. Москва, 2005.
5. Ордоков М.Х. Некоторые аспекты, влияющие на развитие экстремизма в Северо-Кавказском регионе. Вестник научных конференций. 2017; 9-1 (25): 99 - 102. References
1. Dejstviya sotrudnikov specpodrazdeleniya milicii v 'ekstremal'nyh usloviyah gornoj mestnosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2002.
2. Nagoeva M.A. Obuchenie kak uslovie podgotovki k professional'noj deyatel'nosti. Nauka i nauchnyj potencial - osnova ustojchivogo razvitiya obschestva sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 61 - 63.
3. Litvin D.V. Formirovanie u sotrudnikov policii special'nyh navykov, neobhodimyh dlya neseniya sluzhby v 'ekstremal'nyh situaciyah: uchebno-metodicheskoe posobie. A.I. Kuznecov, D.V. Litvin, R.S. Ahmetov, S.V. Ukrainskij. Moskva: DGSK MVD Rossii, 2016.
4. Koltunov A.S. Taktika dejstvijpodrazdelenij vnutrennih vojsk (otdelenie, vzvod) vgorah igorno-lesistojmestnosti. A.S. Koltunov, S.P. Cherkasov, M.I. Fomichev i dr. Moskva, 2005.
5. Ordokov M.H. Nekotorye aspekty, vliyayuschie na razvitie 'ekstremizma v Severo-Kavkazskom regione. Vestnik nauchnyh konferencij. 2017; 9-1 (25): 99 - 102.
Статья поступила в редакцию 03.04.19
УДК 378
Tantsura T.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF STUDENTS' CAPABILITY TO SELF-STUDY IN THE PROCESS OF THE ENGLISH LANGUAGE TRAINING. In the article a problem of pedagogical and methodical approaches effectiveness on the formation and development of students' capability to self-study is presented. The author argues that teaching students to organizing their self-activity helps to form students' readiness to learn different aspects for their social and professional activities themselves.
Continuous training allows to develop the capability to take their own decisions for solving difficult problems because educational situations are the imitation of possible professional ones that may occur in the future. The usage of the educational and methodical complex based on the principles of self-study results the gradual reduction of teacher's intervention into students' self-activity regarding to the acquisition of knowledge and skills by learning and analyzing new information and ways of reflection on it. The material presented in the article leads to the conclusion that students' training to self-study promotes the interpersonal process of self-development to become a professional in the sphere of their activities and be able to achieve desired goals.
Key words: self-activity, motivation, pedagogical interference, students' reflection.
Т.А. Танцура, доц. Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье представлена проблема эффективности педагогических и методических подходов относительно формирования и развития способности студентов к самостоятельной работе. Автор отмечает, что обучение студентов организации самостоятельной работы способствует формированию готовности студентов изучать самостоятельно различные аспекты социальной и профессиональной деятельности. Постоянное обучение позволяет развить способность принимать самостоятельные решения сложных проблем, поскольку учебные ситуации являются имитацией возможных профессиональных ситуаций, которые могут возникнуть в будущем. Применение учебно-методического комплекса, основанного на принципах самообучения, ведет к постепенной минимизации вмешательства педагога в самостоятельную работу студентов относительно приобретения знаний и навыков в процессе изучения и анализа информации и способов рефлексии на нее. Материал, представленный в статье, приводит к выводу, что обучение студентов самообучению способствует личностному процессу саморазвития для того, чтобы стать профессионалом в области своей профессиональной деятельности и достичь желаемых целей.
Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация, педагогическое вмешательство, рефлексия студентов.
В настоящее время проблема постоянного развития личности на протяжении всей его профессиональной деятельности является наиболее актуальной, особенно с учётом последний изменений, связанных с увеличение срока трудовой занятости населения в трудовом законодательстве РФ. В процессе профессиональной практики работник должен не только демонстрировать наличие знаний в определенной сфере деятельности, но также использовать творческий подход к решению ряда профессиональных задач. Каждая профессиональная ситуация уникальна и требует выработки конкретной стратегии для достижения положительного результата. Способность анализировать проблемы и принимать решения в соответствии с меняющимися обстоятельствами в профессиональной среде есть отражение непрерываемого процесса саморазвития личности, ее оценки окружающей среды и реакции на изменяющиеся условия.
Согласно позиции большинства учёных, саморазвитие в образовании рассматривается как процесс педагогического воздействия, направленный на постоянное развитие потенциальных возможностей обучающегося с целью их эффективной реализации в будущей профессиональной и социальной деятельности. Профессиональная деятельность педагога должна быть сконцентрирована на формировании устойчивой способности обучаемого к постоянной внутренней активности, самостоятельности в приобретении знаний, самосовершенствовании и расширении своего кругозора. Разработке теоретических основ педагогического руководства процессов саморазвития и самовоспитания посвящены работы С.Т. Щацкого, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского [1].
Процесс саморазвития обуславливается высокой степенью самостоятельной деятельности студента. Самостоятельность предполагает целенаправленную деятельность студента, осуществляемую по определенному плану с применением наиболее рациональных методов и приемов учебной работы, с оптимальным распределением времени и способностей с учетом оценки результата данной деятельности. Принимая во внимание ускорившиеся темпы технологического развития, в результате которого произошел резкий скачок темпа развития общества в целом и каждой отдельной личности, самостоятельность как способность к индивидуальному планированию своей деятельности обуславливает направление образования в вузе.
Век цифровых технологий задает траекторию развития личности, положительная динамика которой определяется способностью человека к самостоятельному решению целей и задач, формированию направления личной деятельности. Современные условия профессиональной реализации в социуме диктуют не только приобретение студентами знаний и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности, но и развитие умения выстраивать стратегию собственной жизни, самостоятельно определяя свой внутренний потенциал личностного роста, обладать навыками самоорганизации, способностью учиться, уметь устанавливать приоритеты, ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения [2]. Формирование и развитие самостоятельности как способности внутренней активности студента, направленной на приобретение знаний и навыков, представляет собой главное направление педагогической деятельности в процессе обучения иностранному языку.
Анкетирование студентов Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, направленное на определение мотивации студентов к изучению иностранного языка, показало, что целью изучения дисциплины студентами является: использование для общения в Интернет пространстве (7%); общение за рубежом во время летнего отдыха и возможного обучения (33%); общекультурное развитие (11%); применение в будущей профессиональной деятельности (49%). Отношение студентов к деятельностной позиции в процессе овладения иностранным языком демонстрируется следующим образом: 11% студентов постоянно проявляют активность на занятиях, регулярно
выполняют домашнее задание; 27% стараются быть активными на занятиях, но редко выполняют домашнее задание; 46% отвечают только тогда, когда им задает вопрос преподаватель, выполняют только письменные формы домашнего задания; 16% не проявляют активности на занятиях, редко выполняют домашнее задание. Относительно педагогической поддержки 27% студентов отмечают, что педагогическое руководство необходимо и во время аудиторной и внеаудиторной работы; 73% указывают, что педагогическое участие необходимо только на занятиях, и именно на занятиях преподаватель дает четкие указания по выполнению внеаудиторной работы.
Определение целей студентов относительно изучения иностранного языка позволяет выявить потребности студентов, достижение которых возможно при реализации разработанного учебно-методического комплекса. Соотнесение плана деятельности педагога с учебными целями студентов позволяет сформировать стратегию обучения иностранному языку в конкретных группах, четкое следование которой позволяет определить эффективность совместной деятельности «педагог-студенты».
Самостоятельность студента, воплощаемая в процессе самообучения, основывается на активизации интеллектуальных, познавательных и организационных действий студента, которые направлены на продуктивное овладение знанием необходимого для практического применения в дальнейшем. ПВ. Чернова и Е.Н. Денисов указывают наличие взаимосвязанных принципов, определяющих основы процесса самообучения:
• приоритетности формирования мотивации процесса обучения;
• последовательности и преемственности в расширении сферы учебной самостоятельности студентов;
• прогрессирующей минимизации педагогического вмешательства в процессе самообучения (переход с внешних форм управления на внутренние, рефлексивные);
• предпочтение творческих видов деятельности над репродуктивными;
• накопления и интеграции используемых форм и приемов самообразования [3].
Толчком к самостоятельной внутренней активности студента является мотивация к вовлечению личности в определенный процесс, в частности к изучению иностранного языка. Мотивация является ключевой составляющей учебного процесса обучения иностранному языку в вузе. Согласно И.А. Зимней, мотивация -есть совокупность причин, психологически объясняющих поведение человека. Именно мотивация определяет выбор человека, делает его поведение целесообразным [4, с. 127]. Мотивация к обучению усиливается желанием студента стать востребованным специалистом в профессиональной сфере. Знание иностранного языка в настоящее время стало одним из основных требований работодателей, поскольку, несмотря на применение экономических ограничений в виде санкций, экономические отношения огромного количества предприятий строятся на взаимодействии с зарубежными бизнес партнерами. Успех делового сотрудничества в значительной степени зависит от понимания интенций партнеров в ситуациях иноязычной коммуникации. Иностранный язык становится реалией деловой коллаборации.
Учебная мотивация определяется рядом факторов. К ним относят - образовательную систему, конкретное образовательное учреждение, организацию учебного процесса, особенности преподаваемого учебного предмета, личностные характеристики педагога и т. д. Каждый из этих факторов оказывает существенное влияние на формирование мотивации студента к обучению в целом и к изучению конкретной дисциплины. Следует отметить, что существенной характеристикой структуры мотивации является выделение внутренней и внешней форм мотивации. Внешняя мотивация характеризуется воздействием на обуча-
ющегося, которое оказывается на него каким-либо субъектом в его окружении, любо внешними факторами (хорошая оценка, похвала), которые определяют его отношение к деятельности. Внутренняя мотивация представляет собой внутреннее побуждение обучаемого к деятельности, которую он сам производит. Важным относительно внутренней мотивации являются не только отношение к результату деятельности, но и к самому учебному процессу, стремление к саморазвитию в результате данного процесса. А.К. Маркова подчеркивает важность внутренних мотивов, которые относятся к познавательным. Внутренние мотивы составляют основу самообразования, поскольку побуждают студента к овладению новыми знаниями, к усвоению способов освоения этих знаний. Внутренняя мотивация, стимулируемая данными мотивами, способствует самосовершенствованию личности, направлена на изучение дисциплины, связана непосредственно с содержанием учебной деятельности [5, с. 67].
Выше указанный принцип последовательности и преемственности в расширении сферы учебной самостоятельности студентов на наш взгляд определяет характер взаимодействия «педагог-студент», способствующее развитию способности студента к организации самостоятельной деятельности. Самоорганизация определяется как «процесс упорядоченной сознательной деятельности личности (субъекта деятельности), направленный на организацию и управление самой собой для достижения поставленных целей» [6, с. 79]. Отмечается, что навыки самоорганизации представляют собой способность студента учиться, уметь устанавливать приоритеты, ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения, что предполагает повышение качества основной составляющей процесса обучения - учебной деятельности. [7, с. 3]. При формировании навыка самоорганизации следует помнить о необходимости студенту в процессе самостоятельной работы формулировать четкие установки выполнения конкретного вида деятельности, выявления трудностей усвоения материала, анализа проблемы и определения способа ее преодоления. Отработка данной стратегии позволяет постепенно минимизировать педагогическое вмешательство в процессе самообучения.
Постепенное сведение педагогического вмешательства в самостоятельную работу студента основанное на переходе от внешних форм управления со стороны педагога на внутреннее управление своей деятельностью со стороны студента наиболее успешно проявляется в процессе подготовки заданий, предполагающих рефлексию обучаемых при его выполнении. Постепенная подготовка студентов к овладению конкретного рефлексивного умения основывается на поэтапном предъявлении преподавателем действий по выполнению конкретного задания.
В настоящее время процесс обучения иностранному языку основывается на принципах целостного обучения, ориентированного на становление вторичной языковой личности в неязыковом вузе на педагогических условиях образовательной деятельности вуза, учитывая его профиль, что, в свою очередь, определяет сферу профессионально ориентированного речевого общения [8, с. 141]. Учитывая направленность будущей профессиональной деятельности и формируя способность к самостоятельной деятельности, студентам юридического факультета на занятии (например, по теме "Company Law") предлагается прослушать аудио запись встречи юриста с клиентом по вопросу открытия бизнес предприятия (lawyer - client meeting). В следующем задании студентам нужно кратко изложить ключевые пункты взаимодействия «юрист-клиент» в виде Lawyer's Notes: 1) subject of the meeting; 2) client's needs/wishes/preferences; 3) advantages/disadvantages of client's future actions; 3) lawyer's advice. Выполняя данное задание, коммуникативные действия участников аудио записи подвергаются анализу и вербализации студентами, поскольку они уточняют единицы информации, задавая специальные вопросы студенту-партнеру или студентам группы. Представление поясняющей информации, выражение согласия или несогласия, участие в коммуникативном взаимодействии представляет один из этапов формирования определенного рефлексивного умения в познавательном процессе на заданную ситуацию.
Для перехода к самостоятельному этапу деятельности, студентам предлагается проиграть роль клиента и юриста в заданной ситуации. Задачей клиента является обоснование выбора конкретного типа бизнес предприятия. Партнеры обсуждают ситуацию с целью поиска успешного решения. Умение проанализировать ситуацию с разных сторон участников коммуникации способствует активности студентов в построении учебного взаимодействия. Модель имитируемых отношений может удачно и продуктивно использоваться в ситуациях профессионального общения в будущем. О.Ю. Дигтяр отмечает, что при использовании активных методов обучения, педагог готовит учебно-методический материал,
Библиографический список
содержание которого представляет учебную ситуацию профессиональной направленности [9].
Письмо как самостоятельный вид обучающей деятельности способствует формированию личностного отношения к передаваемой информации, а также самостоятельному преодолению трудностей формулировки выражения информации в письменном виде, поскольку студент имеет достаточно времени для выработки нескольких вариантов письменных текстов с использованием различных по форме и содержанию языковых единиц. Создание образцов деловой переписки становится для студента средством, благодаря которому обучаемый преодолевает страх и дискомфорт создания собственного информативного текста. Таким образом достигается некая степень самостоятельности и преодолеваются причины демотивации.
Подготовка служебной записки коллеге (Memorandum / Memo) - это следующий этап развития заданной ситуации с активизацией творческих видов самостоятельной деятельности на основе репродуктивных. Студенты осуществляют поиск законодательных документов, которые могут применяться как подтверждающие или опровергающие возможность решения ситуации. Стиль пояснительной записки отличается от других видов деловой корреспонденции. Задачей студентов является кратко и четко изложить суть проблемы; перечислить нормативные акты, применимые к ситуации; указать выработанное направление деятельности с клиентом. Важной особенностью данного вида работы является переработка большого объема информации и её представление в сжатом виде. Осуществляя данный вид работы студентам необходимо осуществлять грамматические трансформации - усечение объемных участков информации с вычленением ключевых единиц содержания (членение предложений; объединение предложений; грамматические замены).
Несмотря на сложность выполнения данного вида задания для студентов, ни в коем случае не следует от него отказываться. Написание служебной записки представляет собой сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности. Создавая данный вид письма, студент использует устойчивые лексические словосочетания и фразы исходного текста, но поскольку задачей является выделить только наиболее важные участки информации, студент вынужден производить самостоятельное переосмысление общего содержания текста и, перерабатывая его, представлять логически связанный мини текст, соответствующий стилю делового письма данного вида. Использование активной лексики по заданной теме, применение навыков активизации различных грамматических явлений ведут к формированию не только навыком письма, но и развитию навыков устной речи.
С целью развития навыка самостоятельного составления письменного образца данного вида, студентам предлагаются задания определения логического построения текста служебной записки. Обучающиеся получают три текста служебных записок, в которых порядок основных частей (можно даже абзацы основной части сообщения использовать) перепутаны. В формулировке задания перечисляются наименования основных частей служебной записки (Heading; Subject and Date; Message - a) Introduction; b) Details; c) Response). Студентам необходимо распределить части перепутанного текста согласно структуре служебной записки. Студенты очень часто отмечают трудности создания структурно и логически связанных текстов и письменной, и устной речи. Данного типа упражнения позволяют студентам выработать навык структурного построения текста с учетом логического представления информации заданного образца делового письма.
Применение в учебном процессе организационно-методических заданий ведут к накоплению форм и приемов, которые могут быть интегрированы студентом при выполнении самостоятельной творческой деятельности, и, таким образом способствуют формированию способности обучаемых к самообразованию и саморазвитию. «Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью трансформации самостоятельной работы студента в творческий процесс является залогом успешности в самостоятельном изучении языка» [10]. Учебная деятельность на занятиях должна быть направлена на формирование навыка самостоятельной работы. Планируя применение учебно-методических материалов, преподаватель должен учитывать интересы студентов (в частности, направление их будущей профессиональной деятельности) для активизации их познавательно-творческой деятельности, побуждающей обучаемых к самостоятельному мышлению, саморазвитию. «Навыки мышления высшего порядка выводят индивидуальный образовательный ресурс студента на качественно новый уровень, так как ориентируют на активное практическое применение знаний: студенты должны не только знать и понимать базовые концепции и принципы, но и быть в состоянии их активно использовать в академической и профессиональной деятельности» [11, с. 11].
1. Варий М.Й. Психология: учебное пособие. Available at: https://studbooks.net/1718759/psihologiya/samorazvitie_lichnosti_studentov_protsesse_obucheniya_vuze
2. Самсонова А.О., Мищенко Д.Ю. Факторы, препятствующие эффективному развитию личности в процессе обучения в вузе (на примере студентов первого курса). Фундаментальные исследования. 2013; № 1; Ч. 3: 647 - 651.
3. Чернова Г.В., Денисов Е.Н. Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении. NovaInfo. 2017; Т. 2, № 67: 239 - 242.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Москва: Просвещение, 1990.
6. Носкова Т.Н., Куликова С.С. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nformirovanie-kompetentsii-samoorganizatsii-studentov-kak-osnovy-obucheniya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede-universiteta
7. Курц М.В. Педагогические факторы и барьеры развития способностей самоактуализации студентов в учебной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Казань, 2010.
8. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Адаптация студентов неязыковых вузов к профессионально ориентированной коммуникативной деятельности. Педагогика и психология образования. 2018; 1: 138 - 142.
9. Дигтяр О.Ю. Современные образовательные технологии преподавания иностранных языков студентам неязыковых вузов в условиях реализации стандартов нового поколения и информатизации образования. Мир педагогики и психологии. Available at: http://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-prepodavaniya-inostrannykh-yazykov-studen
10. Фомина С.Б. Потенциал самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов высших учебных заведений. SCI-ARTICLE.RU. Available at: http://sci-article.ru/stat.php?i=1477213179
11. Мельничук М.В. Традиционный императив и инновационная парадигма в контексте высшего образования. Международный журнал экономики и образования. 2016; Т. 2; № 4: 7 - 13.
References
1. Varij M.J. Psihologiya: uchebnoe posobie. Available at: https://studbooks.net/1718759/psihologiya/samorazvitie_lichnosti_studentov_protsesse_obucheniya_vuze
2. Samsonova A.O., Mischenko D.Yu. Faktory, prepyatstvuyuschie 'effektivnomu razvitiyu lichnosti v processe obucheniya v vuze (na primere studentov pervogo kursa). Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 1; Ch. 3: 647 - 651.
3. Chernova G.V., Denisov E.N. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' kak put' samorealizacii lichnosti v obuchenii. Novalnfo. 2017; T. 2, № 67: 239 - 242.
4. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannymyazykam v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.
5. Markova A.K. Formirovanie motivaciiucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.
6. Noskova T.N., Kulikova S.S. Formirovanie kompetencii samoorganizacii studentov kak osnovy obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj srede universiteta. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/nformirovanie-kompetentsii-samoorganizatsii-studentov-kak-osnovy-obucheniya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede-universiteta
7. Kurc M.V. Pedagogicheskie faktory i bar'ery razvitiya sposobnostej samoaktualizacii studentov v uchebnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Kazan', 2010.
8. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Adaptaciya studentov neyazykovyh vuzov k professional'no orientirovannoj kommunikativnoj deyatel'nosti. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018;: 138 - 142.
9. Digtyar O.Yu. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov studentam neyazykovyh vuzov v usloviyah realizacii standartov novogo pokoleniya i informatizacii obrazovaniya. Mir pedagogiki i psihologii. Available at: http://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-prepodavaniya-inostrannykh-yazykov-studen
10. Fomina S.B. Potencial samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov vysshih uchebnyh zavedenij. SCI-ARTICLE.RU. Available at: http://sci-article.ru/stat. php?i=1477213179
11. Mel'nichuk M.V. Tradicionnyj imperativ i innovacionnaya paradigma v kontekste vysshego obrazovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'ekonomiki i obrazovaniya. 2016; T. 2; № 4: 7 - 13.
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 371.134
Sitarov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Shonin M.Yu., postgraduate, Moscow University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL ORIENTATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF COMPREHENSIVE SCHOOL. The objective picture characterizing the current state of Russian school education indicates a set of the available problems. One of them is connected with the low level of the methodical competence of teaching teachers connected with the insufficient level of activity of teachers in the course of implementation of professional activity by them. The interrelation between professionally directed cognitive activity and a problem of formation of professional competences of the teacher of comprehensive school is shown in this article. The authors conclude that the ability of the teacher to competently set a goal, to present her a set of tasks will form from the private activities of students joint cognitive activity. The process of preparing the teacher for the lesson should be due to the organization of beneficial speech effects on the emotional area of consciousness of the student. The essential features of cognitive activity considered in the article allow to determine the professional portrait of the modern teacher of secondary school most adequately.
Key word: cognitive activity, teacher, professional orientation, student, essential signs of cognitive activity, cognitive interest, initiative, skill to communicate, will, commitment.
В.А. Ситаров, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии высшей школы, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»,
г. Москва, E-mail: [email protected]
М.Ю. Шонин, аспирант каф. педагогики и психологии высшей школы, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», г. Москва,
E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Объективная картина, характеризующая современное состояние отечественного школьного образования, указывает на множество имеющихся проблем. Одна из них связана с низким уровнем методической компетентности преподавания учителей, связанной с недостаточным уровнем активности учителей в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. В данной статье показана взаимосвязь между профессионально направленной познавательной активностью и проблемой формирования профессиональных компетенций учителя общеобразовательной школы. Авторы делают вывод о том, что умение учителем грамотно ставить цель, представлять ей совокупность задач позволит сформировать из частных активностей учащихся совместную познавательную деятельность. Процесс подготовки учителя к уроку должен быть обусловлен организацией благотворного речевого воздействия на эмоциональную область сознания школьника. Рассмотренные в статье существенные признаки познавательной активности позволяют наиболее адекватно определить профессиональный портрет современного учителя общеобразовательной школы.
Ключевые слова: познавательная активность, учитель, профессиональная направленность, ученик, существенные признаки познавательной активности: познавательный интерес, инициативность, коммуникабельность, воля, целеустремленность.
Познавательная активность присуща практически любой профессиональной деятельности, а для педагогической она вообще является одной из главных, поскольку, если у учителя отсутствует познавательная активность, то, как она может быть сформирована у ученика, а если она у него и есть, то будет скорее подавляться, а не развиваться. Её специфика, заключается в поиске «различных форм рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, технологии и самих способов труда...» (В.Д. Шадриков).
Для понимания содержания познавательной активности было проанализировано более 30 наиболее используемых в современной психолого-педагогической теории определений, что позволило выявить такие основные существенные признаки как познавательный интерес, инициативность, коммуникабельность, воля, целеустремленность. Выделенные признаки позволили обосновать логику развития познавательной активности, подтвержденную в процессе проведения экспериментальной работы, когда развитие того или иного признака или их некоторой совокупности влечет развитие самой познавательной активности [3].