DOI: 10.17805/trudy.2019.4.6
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. Ю. Шонин Московский гуманитарный университет, С. Н. Власова МОУ «Петропавловская СОШ»
Аннотация: Личностное развитие человека зависит от его возрастных и индивидуальных особенностей. С возрастом связан характер деятельности личности, круг ее запросов и интересов, направленность и степень выраженности познавательной активности. В статье рассмотрены ее существенные признаки, представлены результаты экспериментального исследования. Они подтвердили выдвинутую гипотезу о прямой взаимосвязи возраста учащихся с уровнем развития существенных признаков познавательной активности.
Ключевые слова: познавательная активность; познавательный интерес; инициативность; коммуникабельность; целеустремленность; возрастные особенности; старшеклассник; подросток
AGE FEATURES OF MANIFESTATION OF COGNITIVE ACTIVITY BY UPPER SECONDARY SCHOOL STUDENTS IN THE COURSE OF THEIR EDUCATIONAL
AND COGNITIVE ACTIVITY
M. Yu. Shonin
Moscow University for the Humanities, S. N. Vlasova MEI "Petropavlovsk School"
Abstract: The personal development of man depends on their age and individual traits. Age is connected with the nature of the person's activity, the circle of their needs and interests, the orientation of cognitive activity, as well as the degree of its manifestation. The article considers its essential features and presents the results of an experimental study. They confirm the suggested hypothesis about a direct interrelation between the students' age and the level of development of the essential features of their cognitive activity.
Keywords: cognitive activity; cognitive interest; initiative; communication skills; determination; age features; upper secondary school student; teenager
В настоящее время одной из ключевых задач, стоящих перед современной школой, в общем, и учителем в частности, является развитие у учащихся познавательной активности. Одним из принципов исследования способностей к развитию познавательной активности является учет возрастных способностей. Возрастные способности задают определенные характеристики процесса познания, обуславливают особенности проявления познавательной активности. Еще Б. Г. Ананьев утверждал, что индивидуально-типические особенности личности непосредственно связаны с фактором возраста (Ананьев, 1957).
Для понимания содержания данного понятия нами были рассмотрены более 30 его определений, что в дальнейшем позволило выделить наиболее обсуждаемые существенные признаки: познавательный интерес, инициативность, коммуникабельность, воля и целеустремленность.
Старший школьный возраст, или как его называют, ранняя юность, охватывает период 15-18 лет, что соответствует 9-11 классу общеобразовательного учреждения и характеризуется активной умственной деятельностью (Эльконин, 1995).
Рассмотрим особенности проявления и возможности развития у учащихся выделенных признаков в процессе обучения через призму старшего школьного возраста.
Один из основных признаков познавательной активности является познавательный интерес, который характеризуется мотивом ее проявления в учебно-познавательной деятельности.
Специфика проявления и выраженности познавательных интересов у старшеклассников связана с формированием, отличительной от подростковой, мотивационной структуры учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготов-кой к самостоятельной жизни. Характерным для учебного процесса является установление избирательного отношения к учебным предметам.
Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная — наличие у старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление — старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами, при этом равнодушны и безразличны к остальным. Для решения данной проблемы необходимо обратится к содержанию понятия «интерес».
Во-первых, интерес рассматривается как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций (Изард, 1999). Эмоции являются своеобразными состояниями психики личности, накладывающие отпечаток на внешнюю сторону ее деятельности в процессе восприятия изучаемого объекта. Поэтому для развития познавательных интересов необходимо вовлечь учащегося в эмоциональную познавательную деятельность. Учитывая характерную старшеклассникам избирательную направленность на учебные предметы, для создания эмоциональной вовлеченности учащегося следует обращать внимание на содержание тематических задач.
Во-вторых, интерес связан с проявлением внутренних интеллектуальных чувств по отношению к собственной деятельности, побуждающих личность изучать окружающую действительность, познавать истину, открывать новое и неизвестное. Так у старшего школьника проявляется интерес
к теоре-тическим проблемам, к методам научного исследования, к са-мо-стоятельной поисковой деятельности по решению проблемных задач. Дать старшекласснику такие задачи — вот вопрос, который должен волновать учителя. Примером подобных задач могут послужить задачи с практическим содержанием. При этом, как и в первом случае, следует учитывать предметные интересы учащихся.
Интерес учащихся к изучению сущности окружающих явлений, выявлению их закономерностей и противоречий тесно связан с желанием сформировать свою точку зрения, дать оценку происходящим вокруг событиям. Самостоятельная точка зрения в старшем школьном возрасте приобретает определенный значимый характер. При этом она не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли (Общая психология, 1986) и является необходимой для проявления личностью познавательной инициативы.
Данный факт подтверждается тем, что реализация инициативы старшеклассников, по отношению к подросткам, происходит за счет умений определять и анализировать насущные проблемы, выявлять рациональные способы их решения и др. Так А. Г. Маклаков, А. А. Сидорова обращали внимание, что у старших школьников намечается высокий темп развития интеллектуальной инициативы по отношению к подросткам (Маклаков, Сидорова, 2014).
Психологический механизм инициативы школьников раскрыт в работах Л. С. Выготского. Ученый отмечал, что в старшем школьном возрасте у учащихся происходит усиление сознательных мотивов поведения, вызванные необходимостью определения его места в жизни и внутренней позиции, формирования мировоззрения и его влиянием на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Так реализация инициативы происходит под влиянием совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития, по средствам которой происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. Тогда как инициативы подростков во многом связаны с собственными переживаниями и интересами и не обуславливается общими социальными вопросами и закономерностями (Выготский, 1984).
Для развития инициативности в процессе обучения следует привлекать дидактические приемы, отражающие субъектную позицию учащегося и направленные на формирование необходимых общепрофессиональных умений. К таким умениям относятся: умение мыслить не по шаблону, умение создавать команду для решения поставленных задач и другие.
Развитие умений мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Так, по дан-
ным Л. В. и О. Л. Усачевых, у десятиклассников ярко выражен мотив общения (см.: Ильин, 2000).
Общение, как ведущий вид деятельности, в раннем юношеском возрасте способствует развитию творческого начала юношей и девушек. Произвольность, целенаправленность, самостоятельность, расширение диапазона общения и его устойчивость составляет основное новообразование в сфере общения в юношеском возрасте. Общение рассматривается как необходимое условие реализации позитивных задатков, стремлений, потребностей, как фактор формирования личности, ее кругозора, интеллекта, перцептивных, мнемических, мыслительных характеристик, эмоционально-волевой сферы и свойств характера.
Старшеклассникам нравится, когда учитель предлагает выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию. При этом учащийся вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.
Способность человека к общению, установлению связей и контактов во взаимодействии с окружающими отражаются в личностном качестве коммуникабельность. Для ее развития целесообразно использовать приемы, благодаря которым старшеклассник приобретает умения объективно воспринимать собеседника, видеть себя глазами собеседника, адекватно оценивать происходящую ситуацию и другие.
При этом необходимо отметить, что больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт и знания помогают им ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью, в первую очередь профессиональной, благодаря чему у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. По мнению С. Фукуямы, знания о профессии является одним из главных условий профессионального становления и формирования коммуникативной активности в юношеском возрасте (Фукуяма, 1989).
Как правило, интерес школьников вызывают профессии, в которых они могут проявить творчество. Однако зачастую школьники романтизируют привлекательную для них профессию, не замечая трудностей, переоценивая собственные возможности в процессе подготовки к учебным предметам, ее характеризующих.
Главным инструментом преодоления трудностей у старшеклассников является воля, которая выступает в качестве регулятора силы проявления познавательной активности. С. Л. Рубинштейн писал: «Уже первое, направленное на определенный объект, осмысленное действие учащегося, разрешающего какую-нибудь «задачу», является примитивным «волевым» актом» (Рубинштейн, 2002: 570).
Воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей его жизнедеятельности. Так волевая регуляция подростков значительно ниже, чем у старшеклассников, что обусловлено обращенность последних к далеким ориентирам, повышенной саморегуляцией (Божович, 1968).
Дидактически обоснованным приемами развития воли у старшеклассников являются прием создания ситуации успеха, реализация которого позволит смягчить волевое напряжение при решении тематических задач, прием наставления и косвенного одобрения, благодаря которым учитель предоставляет учащемуся время подумать или попытаться вспомнить необходимую теорему или формулу, позволяющую решить рассматриваемую задачу (Селиванов, 1974).
С другой стороны, воля проявляется старшеклассниками под влиянием цели, значимой для общества, одноклассников и приобретает характер целеустремленности.
Целеустремленность — это личностное качество, присущее человеку и выражающееся в его деятельности, поступках, стремлениях (Шонин, 2018: 15). Стремление учащихся старших классов в будущее проявляется в построении жизненных планов, в осмыслении перспектив. Тогда как у подростков стремление неоднозначно, что связано с особенностями познания окружающей действительности. Старшеклассник, по мнению Д. И. Фельдштейна, стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя среди одноклассников, самоутвердиться (Фельдштейн, 1989). Поэтому в основу развития целеустремленности необходимо положить прием организации коллективного планирования и выполнения задуманных мероприятий.
Реализация данного приема позволит сформировать у старшеклассников умения целеполаганию: плани-ровать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время и т. д. (Селиванов, 1974).
Таким образом, период ранней юности характеризует личность учащегося как субъекта, способного логически мыслить, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Сформированность теоретического или сложно-логического мышления проявляется в исследовательском отношении к изучаемому предмету. Вместе с тем, отмечается яркая выраженность коммуникативной активности, обусловленная потребностью в самовыражении и профессиональными интересами.
Дальнейшее наше исследование было связано с проверкой гипотезы о том, что возраст учащихся связан со значениями числовых показателей уровней развития существенных признаков познавательной активности. В качестве экспериментальных групп выступили учащиеся 6, 8 и 10 классов МОУ «Петропавловская СОШ».
Для расчета числовых показателей была использована батарея мето-
дик сообразных выделенным признакам: познавательный интерес (Тест «Диагностика уровня развития познавательного интереса» (Е. В. Ненахо-ва)), инициативность (Модификационная шкала «Самооценка степени проявления личностью инициативы» (Н. Б. Стамбулова)), коммуникабельность (Методика «Диагностика уровня развития общительности» (Н. Д. Творого-ва)), воля (Модифицированный опросник «Оценка упорства учащегося» (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)) и целеустремленность (Модификационная шкала «Самооценка степени проявления личностью целеустремленности» (Н. Б. Стамбулова)).
Расчеты коэффициентов ранговой корреляции (Ч. Спирмена) осуществлялся в программе IBM SPSS, результаты которых представлены на рисунках 1-5.
ЧР *Вывод4 [Документ4] - SPSS Statistics Viewer — □
Файл Правка Вид Данные Преобразовать Вставка Формат Анализ Графика Сервис Дополнения Окно Справка
¡Ь 0 йй Э Ш ЕЯ^В» <$Н Л + - L2E в
:'Ы ВОД
0 Журнал Щ Непараметрические корреляи —[Щ Заголовок —Примечания —ЦД Активный набор данных —Корреляции Н Журнал
Непараметрические корреляи -+!§§) Заголовок —(¡Й] Примечания —Ц=) Активный набор данных Корреляции
NONPAR CORR
A/ARIABLES=VAR00001 VAR00002 /PRINT=SPEARMAN TWO TAIL NOSIG /MISSING=PAIRWISE.
+ Непараметрические корреляции
[НаборданныхО]
Корреляции
VAR00001 VAR00002'
рО:Спнрмена VAR00001 Коэффициент корреляции 1,000 ,877"
'Знч. (2-сторон) ,000
N 60 60
Рисунок 1. Результат вычисления ранговой корреляции между шкалами возраста и уровнем развития познавательного интереса.
И-в ывод4 [Документу - SPSS Statistics Viewer - □ X
Файл Правка Вид Данные Преобразовать Вставка Формат Анализ Графика Сервис Дополнения Окно Справка
& В аа а т н^ш-а? ^ + - ■■
¡ЫБОД
Журнал Непараметрические корреляи —Заголовок —(Э] Примечания —,Ц Активный набор данных —U|ji Корреляции
NONPAR CORR
A^ARIABLES=VAROOOO1 VAR00002 /PRINT=SPEARMAN TWO TAIL NOSIG /MISSING=PAIRWISE.
+ Непараметрические корреляции
[НаборданныхО]
VAR00001 VAR00002
ро Спирмена VAR00001 Коэффициент корреляции Знч. (2-сторон) N 1,000 60 ^92СГ ,000 60
Рисунок 2. Результат вычисления ранговой корреляции между шкалами возраста и уровнем развития инициативности.
*Вывод4 [Документу - SPSS Statistics View Файл Правка Вид Данные Преобразоег
Вставка Формат Ана
Графика Сервис Дополнения Окно Справк
у а
Е- Ъ-* КЬ»* *= Ч^Е. + ** + -
¡ывод Й Журнал
Ц Непараметрические корреляи —1Ц] Заголовок —1Ё1 Примечания —Ц2 Активный набор данных —ОЙ Корреляции 3 Журнал
Ц Непараметрические корреляи —1Ц) Заголовок —(¡=1 Примечания —05 Активный набор данных —• щ Корреляции 3 Журнал Непараметрические корреляи Заголовок —0 Примечания —Активный набор данных —ОЦ Корреляции
NONPAR CORR
A/ARIABLES=VAR00001 VAR00002 /PRINT=SPEARMAN TWO TAIL NOSIG /MISSIIMG=PAIRWISE.
Непараметрические корреляции
[НаВорданныхО]
Корреляции
VAR00001 VAR00002
ро Спирмена VAR00001 Коэффициент корреляции Знч. (2-сторон) N 1,000 ВО ,927"" ,000 60
Рисунок 3. Результат вычисления ранговой корреляции между шкалами возраста и уровнем развития коммуникабельности.
>шод4 [Документу - SPSS Statistics Vie*
Вид Данные Преобразов?
Формат Анализ Графика Сервис Дополнения Окно Справа
&1
I а а в Ё ъг» □ г
I- Э? Л нь -
{ывод 3 Журнал
Непараметрические корреляи —[¡¡¡] Заголовок —@ Примечания —Активный набор данных —Корреляции 3 Журнал
Ц Непараметрические корреляи —[¡^Заголовок —Примечания —ЦЦ Активный набор данных —{Л Корреляции ЭЙ Журнал ь] Непараметрические корреляи —[Ц] Заголовок —@ Примечания —ОЙ Активный набор данных —Ш Корреляции
1МОЫРАР СО!^
А/АР1АВЬЕЭ=УАР00001 УАР00002 /РР^Т=ЭРЕАРМАМ TWOTAIL (ЧОЭЮ /MISSING=PAIRWISE.
4 Непараметрические корреляции
[НаВорданныхО]
Корреляции
VAR00001 VAR00002
ро Спирмена VAR00001 Коэффициент 1,000 ,837"
корреляции
Знч. (2-сторон) ,000
N 60 60
Рисунок 4. Результат вычисления ранговой корреляции между шкалами возраста и уровнем развития воли.
4 *Вывод4 [Документ^] - VI еже I
Файл Правка Вид Данные Преобразоват
в & «■>* □
К Корреляции | Журнал
Ц Непараметрические коррел: —Заголовок —@ Примечания —Активный набор даннык —Корреляции ~ Журнал
Л Непараметрические коррел: —Щ Заголовок —@ Примечания —ОД Активный набор даннык —'«Ц Корреляции 1 Журнал
О Непараметрические коррел:
Заголовок —Д Примечания —[Щ Активный набор данных
Вставка Формат Анализ Графика Сервис Дополнения Окно Справ к
NONPAR CORR
A/ARIABLES=VAR0DD01 VAR00002 /PRINT=SPEARMAN TWO TAIL NOSIG /MISSING=PAIRWISE.
Непараметрические корреляции
[НаборданныхО]
Корреляции
VAR00001 VAR00002
ро Спирмена VAR00001 Коэффициент 1,000 ,915**
корреляции
Знч. (2-сторон) ,000
N 60 60
Рисунок 5. Результат вычисления ранговой корреляции между шкалами возраста и уровнем развития целеустремленности.
Сформулируем нулевую и альтернативную гипотезы. Н0: Корреляция между возрастом учащихся и числовым показателем уровня развития существенных признаков не является статистически значимой. Нх: Корреляция между возрастом учащихся и числовым показателем
уровня развития существенных признаков статистически значима.
Для проверки нулевой гипотезы необходимо вычислить критическое значение по формуле:
где п — объем выборки;
гз — выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
{(а:к) — критическая точка двусторонней критической области, которую находят по таблице критических точек распределения Стьюдента, по уровню значимости и числу степеней свободы к=п-2.
Результаты вычислений представлены в таблице 1.
Таблица 1. Критические значения при соответствующих коэффициентах
ранговой корреляции Спирмена
V кр Ткр2 кр V кр Т 4 кр Тк5 кр
0,105 0,086 0,082 0,077 0,088
Прим.: 1 — познавательный интерес, 2 — инициативность, 3 — коммуникабельность, 4 — воля, 5 — целеустремленность.
Поскольку Тр1 < г/ (!=1...5), то нулевая гипотеза отвергается, а значит ранговая корреляционная связь между возрастом учащихся и числовым показателем уровня развития существенных признаков статистически значима, т. е. чем старше учащийся, тем выше уровень развития существенных признаков познавательной активности.
В общем и целом, справедливо отметить интеллектуализацию и профессионализацию обозначенных личностных качеств старшеклассников, что с учетом проведенного корреляционного анализа результатов эксперимента, позволяет сделать вывод о целесообразности развития познавательной активности в данном возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ананьев, Б. Г. (1957) О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. № 5. С. 156-169.
Божович, Л. И. (1968) Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 464 с.
Выготский, Л. С. (1984) Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика. Т. 4. 432 с.
Изард, К. Э. (1999) Психология эмоций / пер. с англ. СПб. : Питер. 464 с.
Ильин, Е. П. (2000) Мотивы и мотивация. СПб.: Питер. 512 с.
Маклаков, А. Г., Сидорова, А. А. (2014) Особенности психического развития старших школьников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Т. 5. № 4. С. 33-44.
Общая психология (1986) / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение. 464 с.
Рубинштейн, С. Л. (2002) Основы общей психологии. СПб.: Питер. 720 с.
Селиванов, В. И. (1974) Психология волевой активности. Рязань : Изд-во Рязан. пед. ин-та. 150 с.
Фельдштейн, Д. И. (1989) Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика. 208 с.
Фукуяма, С. (1989) Теоретическая основа профессиональной ориентации. М.: МГУ 105 с.
Шонин, М. Ю. (2018) Дидактическая направленность признаков познавательной активности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Т. 24. № 2. С. 12-16.
Эльконин, Д. Б. (1995) Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия. 224 с.
Дата поступления: 15.08.2019 г.
Шонин Максим Юрьевич — аспирант кафедры педагогики и психологии Высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел. +7 (915) 406-89-76. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р пед. н., проф. В. А. Ситаров.
Власова Светлана Николаевна — учитель русского языка и литературы МОУ «Петропавловская СОШ». Адрес: 457684, Россия, пос. Петропавловский, ул. Школьная, д. 1«в». Тел.: +7 (908) 096-18-66. Эл. адрес: [email protected]
Shonin Maksim Yuryevich, Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of Higher Education, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (915) 406-89-76. E-mail: [email protected]. Scientific Adviser - V. A. Sitarov, Doctor of Pedagogy, Professor.
Vlasova Svetlana Nikolayevna, Teacher of Russian Language and Literature, MEI "Petropavlovsk School". Postal address: 1 "v", Shkolnaya St., settlement Petropavlovsky, Russian Federation, 457684. Tel.: +7 (908) 096-18-66. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Шонин М. Ю., Власова С. Н. Возрастные особенности проявления познавательной активности у старшеклассников в процессе их учебно-познавательной деятельности [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1014 (дата обращения: дд.мм. гг.). DOI: 10.17805/trudy.2019.4.6