УДК 371.3
Шонин Максим Юрьевич
Московский гуманитарный университет [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Познавательная активность является одним из множества факторов, влияющих на качество образовательного процесса. Наиболее выражено и конкретно она может быть представлена через совокупность таких существенных признаков как: познавательный интерес, воля, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, которые выполняя дидактическую функцию, оказывают содействие формулируемым учителем способам и средствам обучения с целью достижения максимального результата учения. Основное внимание в данной работе уделено рассмотрению места существенных признаков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы. Показано, что признаки выступают несущими конструкциями учебной деятельности учащихся и способствуют росту ее качества.
Ключевые слова: познавательная активность, инициативность, познавательный интерес, коммуникабельность, воля, целеустремленность, дидактическая направленность признаков познавательной активности.
Педагогический процесс в школе представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой органически переплетена деятельность учителя и учащегося [6], и где под руководством учителя происходит систематическое обучение учащегося, его развитие.
Для раскрытия и развития личностных ресурсов обучающегося, отражающих его индивидуальное познавательное поведение, необходимо более тщательное проникновение в само содержание познавательной активности. Использование системного подхода позволяет представить изучаемое понятие (познавательную активность) в совокупности элементов (компонентов системы), находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом. В качестве таких компонентов выступают: «потребность», «интерес», «активность», «познавательная активность [14; 15; 21].
Проведенный анализ множества определений понятия познавательной активности позволил выделить ее существенные признаки: инициативность, познавательный интерес, коммуникабельность, волю, целеустремленность.
Рассмотрение психолого-педагогического содержания этих признаков познавательной активности позволят обосновать их дидактическое значение в познавательном процессе школьника.
В психологии понятие активность связано с деятельностью, а в структуре деятельности, прежде всего, заложен интерес. Под влиянием интереса у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Интерес, выражающийся в стремлении человека узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, существующих между ними связях и закономерностей, называют познавательным интересом.
Познавательный интерес - это тот фундамент, на котором строится образовательный процесс, направленный на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. Анализ научной литературы позволяет увидеть
разнообразие толкования данного понятия, указывающее на их значимую роль в когнитивных процессах. Так, например, С.Л. Рубинштейн утверждал, что «интерес охватывает все психические процессы - восприятие, память, мышление...» [12, с. 142]. Б.Г. Ананьев обращает внимание, что познавательный интерес сопряжен с мыслительными процессами, выражается через эмоциональные переживания и проявляется посредством вопросов ребенка, обращенных к учителю или взрослым [2]. В этом ключе познавательная деятельность, возбужденная познавательными интересами, направлена на решение познавательных задач.
Эмоциональная компонента усиливает познавательный интерес, отвечает за переживание радости, удовольствия от успеха в интересующей области знания. Положительные эмоции, образовавшиеся в учебном процессе, не только закрепляют, но и углубляют интерес к изучаемому предмету [9].
Переоценить реальное значение познавательных интересов учащихся в учении невозможно, так как именно они делают ученика «открытым» для учения. Об этом утверждала Г.И. Щукина, выделяя познавательный интерес в познавательной деятельности посредством как психологических (проявление энергичного поиска, догадки, исследовательский поиск, готовность к решению задач), так и эмоциональных (удивления и впечатления, чувство ожидания нового, интеллектуальная радость, чувство успеха) критериев [23].
Что касается познавательного интереса в образовательном процессе, то он представлен и рассматривается в работах исследователей в качестве: «основного побудителя учебной деятельности, оказывающего существенное влияние на развитие общественной активности» (Ле Ван Фук), «феномена, на основе которого происходит формирование и развитие важнейших личностных образований учащихся в школе» (А.Н. Терехин), «положительного мотива учения развития математического мышления учащихся» (О.В. Охтеменко), «средства активизации познавательной деятельности учащихся» (М.В. Найн).
12
Вестник КГУ 2018
© Шонин М.Ю., 2018
Познавательные интересы формируют у учащегося личностный смысл, и вся его деятельность становится плодотворной. При наличии познавательного интереса восприятие учащимся предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. «Благодаря познавательным интересам, он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит» [17, с. 89].
Таким образом, познавательный интерес сообщает деятельности силу, интенсивность, легкость, интеллектуальную радость и быстроту. Кроме того, познавательные интересы способствуют активизации психических процессов личности, приносят ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействуют эмоциональному подъему, выступают в качестве важнейшего мотива деятельности личности.
Сформированный интерес к деятельности, выражающийся благодаря способности личности к самостоятельным начинаниям, предприимчивости образует личностное качество - инициативность, которая является формой проявления активности личности к осуществляемой деятельности и влияет как на процесс, так и на ее результат.
Проблема проявления инициативы в познавательной деятельности является предметом многих психолого-педагогических исследований. Инициатива выступает, с одной стороны, как следствие, с другой, как инструмент проявления инициативности. Связь инициативности с когнитивными процессами прослеживается в работах Д.Б. Богоявленской. По ее мнению, общие умственные способности лежат в основе интеллектуальной деятельности. Д.Б. Богоявленская вводит понятие «интеллектуальная инициатива» и раскрывает ее как способность к поиску задач, проблем, новых способов действий, высшим проявлением которой является самостоятельная постановка проблемы [3]. Инициативность рассматривается также и как выход за пределы заданных условий, стремление искать новые, более успешные пути решения познавательных задач [10].
Действие, вызванное инициативой, ярко выражается средствами внутренних усилий, поскольку его осуществление связано с возможными трудностями при выполнении поставленных целей. Тем самым, инициативность связана с развитой общественной активностью, т.е. способностью и умением совершать действия по собственному почину [13]. Эту позицию подтверждает К.А. Абульханова-Славская, которая определяет инициативу как выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта, как опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта [1].
Инициативность может отражать репродуктивный и творческий характер познавательной деятельности. Репродуктивную инициативность
школьник проявляет, например, при выполнении домашнего задания по образцу проделанной работы в классе. В свою очередь творческая инициативность подразумевает, например, проявление им желания участвовать во внеурочной деятельности. В.Г. Маралов, В. А. Ситаров доказывают, что доминирование творческой инициативы в познавательной деятельности придает последней мощный мотивационный потенциал [8].
В условиях образовательного процесса, проявление школьниками инициативы является приобщением их к творческой деятельности, посредством которой они смогут проверить свои силы, найти собственное решение конкретного задания тем самым выразить себя в исследуемой деятельности. В этом случае задания должны носить поисковой, исследовательский характер, выходящий за рамки учебной программы. Предполагается сравнение и анализ различных источников научной и учебной информации; творческая переработка, обобщение и систематизацию учебного материала [5]. Для развития инициативности в обучении на когнитивном уровне могут быть задействованы неимитационные методы активного обучения [20].
Таким образом, наделенный инициативой ученик, будучи субъектом образовательного процесса, может самостоятельно ставить задачи и творчески осуществлять их с полной ответственностью на высоком интеллектуальном уровне.
Одной из форм проявления познавательной инициативы является общение, которое обусловлено потребностью в получении новых знаний. Являясь характеристикой речевого взаимодействия, общение играет существенную дидактическую роль, которая отражается, например, в процессе обсуждения педагогом с учащимися содержания решаемой на уроке задачи, умение находить общий язык, конструктивно выстраивать диалог.
Умение устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в ходе общения определяет одну из основных характеристик личности - коммуникабельность, от уровня развития которой существенно зависит результат обучения. Высокий уровень коммуникабельности позволяет школьникам довольно быстро налаживать контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми, преодолевая различные психологические барьеры во взаимодействии. В свою очередь низкий уровень коммуникабельности сводит межличностное взаимодействие к минимуму. Отсутствие должного взаимодействия порождает множество нерешенных вопросов, затруднений, что провоцирует в результате их интеллектуальный провал. Еще А.В. Петровский утверждал, что коммуникабельность заключена в готовности и умении легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими [11].
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
13
Б.Г. Ананьев подчеркивая роль общения показал, что взаимоотношения, возникшие в процессе общения, формируют интеллектуальные и эмоциональ-но-мотивационные свойства характера, которые возникают в различных видах деятельности. Например, обсуждение конкретным учеником решения задачи может вызвать в классе сильный эмоциональный всплеск и как следствие желание повторить успех одноклассника. Б.Г. Ананьев рассматривает коммуникабельность как возможность организации совместной познавательной деятельности на основе согласованности и совместности [2].
Познавательные процессы человека характеризует так называемая субъективная когнитив-ность, которая играет роль самопознания своего внутреннего мира посредством общения с другими людьми. В случае эмоционально-положительного общения происходит активизация деятельности воображения, памяти, а также мышления, что крайне необходимо в процессе обучения [16].
Таким образом, коммуникабельность является специфической чертой характера личности, которая влияет на развитие индивидуальных качеств человека и, являясь одним из механизмов образовательного процесса, оказывает существенное воздействие на познавательное развитие.
Вступая в общение, личность, как правило, преследуют определенную цель, которая выражается через стремление к познанию предметов и явлений окружающего мира. Человек, наделенный данным свойством, является носителем цели, обладателем в той или иной степени качества целеустремленность.
Целеустремленность - это личностное качество, присущее человеку и выражающееся в его деятельности, поступках, отношениях. Ее развитие у любого человека, в частности, у учеников в первую очередь связано с интенсивным развитием нравственного сознания и эмоциональной сферы личности, потребности в самообразовании. Ученик становится самостимулируемым субъектом жизни и учения - носителем цели. Он осознает свои способности, обретает веру в себя, развивает в себе целеустремленность, твердую волю и трудолюбие. Для него учение становится целенаправленной деятельностью, которая предполагает стремление к овладению знаниями, готовность учиться.
«Целеустремленность может быть развита в условиях, когда деятельность учащихся организуется как самодеятельность, то есть тогда, когда они сами проявляют инициативу и в выборе целей, и в организации деятельности... Сочетание постоянной опоры на интересы, потребности в выборе целей с последовательным усложнением их создают те условия, при которых цели воспринимаются как собственные» [19, с. 4].
Однако целеустремленность можно рассматривать и как отражение объективных отношений, объективно общей и отдаленной цели и возмож-
ностей личности. Представление данных возможностей (преимуществ) позволят мобилизовать внутренние усилия для достижения цели. Вследствие чего можно сделать вывод, что целеустремленность является качеством личности, содержащее в своей основе стратегию действий, которая позволит достичь желаемого результата. А значит, целеустремленность в жизни может ориентировать общественную деятельность, а в процессе обучения - познавательную.
Развитие целеустремленности у детей происходит за счет вовлечения их в увлекательные перспективы в процессе овладения знаниями, умениями и навыками [7]. Стремление к долгосрочным целям, систематическое повторение и закрепление целенаправленных действий в процессе жизнедеятельности, в частности в обучении, направлены на развитие у учащегося целеустремленности как качества личности.
Следует отметить, сознательная деятельность школьника в процессе обучения немыслима без целеустремленности, постоянной готовности к действию, проявления настойчивости и упорства в преодолении трудностей. Все это способствует формированию в ученике трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда в образовательном процессе. Являясь активной и сознательной направленностью учащегося, целеустремленность позволяет сконцентрировать и отдать все силы и способности для достижения конечного познавательного результата. Известный американский писатель Тони Роббинс, являющийся признанным авторитетом в психологии лидерства, отмечает, что постановка целей является первым шагом для превращения невидимого в видимое [24].
Если целеустремленность задает направление познавательного усилия, то воля выступает в качестве регулятора силы его проявления. Впервые феномен воли в контексте проблемы овладения человеком собственным поведением и психическими процессами рассмотрел Л.С. Выготский, который определил ее как высшую психическую функцию человека, развитие которой осуществляется как овладение человеком собственным поведением при помощи различных средств [4]. Наличие воли связано с правильным пониманием, стоящих перед ним, познавательных задач и выбором нужного действия и темпа его решения. При этом, будучи сознательной активностью человека, воля направлена на достижение поставленных целей.
Всякое волевое действие С.Л. Рубинштейн рассматривал как целенаправленное действие, а сама цель, является детерминантой волевого процесса. Волевое действие сформировалось у человека по средствам выполняемого труда, направленного на производство определенного продукта или достижение конкретной цели [12]. Например, целью
14
Вестник КГУ ^ 2018
в подготовке школьника к единому государственному экзамену, является успешность его сдачи, а воля является регулятором внутренних усилий, направленных на процесс подготовки.
Д.Н. Узнадзе писал, что ученик, обладающий волевым качеством, сможет контролировать свою деятельность, противостоять внешним от учебы факторам и раздражителям [18]. Воля позволяет также раскрыть возможность полного самовыражения личности, ее творчества и т.д. [22].
Поэтому воля связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, вызванных различными источниками. Наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении различных трудностей. В частности, воля является механизмом, регулирующим ход и течение познавательной деятельности учащегося в ходе (самостоятельная/ контрольная/домашняя работа) учебного процесса, что подчеркивает ее дидактическое значение.
В заключение следует отметить, что существенные признаки познавательной активности являются носителями внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности учителя и ученика, факторами совершенствования качества образования.
Так целеустремленность и воля выступают в качестве регулятора направления и степени проявления учеником усилия познавательной деятельности; инициативность выражается в способности учащегося к самообразованию, к освоению нового учебного материала; коммуникабельность влияет на уровень трансляции полученных знаний в системах учитель-ученик, ученик-ученик, тем самым способствует процессам взаимопомощи, взаимоо-богощению, взаимообучению; познавательный интерес выступает в качестве источника эмоционального восприятия, с помощью которого достигается высокая степень усвоения материала.
Проведенный анализ позволит в дальнейшем разработать и апробировать методику развития познавательной активности у школьников на уроках математики.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1982. - С. 90-98.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 176 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
5. Качалова С.М. Педагогические основы воспитания инициативности подростков (на материале предметов гуманитарного цикла): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 1995. - 23 с.
6. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф. Познание организованной активности детей в социуме // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2008. - Т. 18. - № 4. - С. 197-203.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М.: Юрайт, 2003. -607 с.
8. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник - младший школьник). - М.: Прометей, 1990. - 220 с.
9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. - 247 с.
10. Новикова Л.С. Особенности инициативы старшеклассников в общественно-полезной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1968. - 19 с.
11. Психология: Словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
13. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань: Изд-во Рязан. пед. ин-та, 1974. -150 с.
14. Ситаров В.А., Шонин М.Ю. Системность в логике развития познавательной активности [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017. -№ 4. - Режим доступа: http://journals.mosgu.ru/ trudy/article/view/524 (дата обращения: 16.04.18.).
15. Ситаров В.А., Шонин М.Ю. Логика развития познавательной активности // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сб. науч. трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 7. - С. 77 - 86.
16. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутен-ко Е.Н. Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодёжи // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 66-72.
17. Соколовская И.Н., Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // XIX Царскосельский чтения: сб. статей междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 89-92.
18. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. - М.: 1969. - 213 с.
19. Фаин В.А. Воспитание коммунистической целеустремленности старших подростков во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 19 с.
20. Шаповалова К.Н. Особенности психологической структуры инициативности студентов // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сб. трудов III межвуз. науч. конф. - М.; Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - С. 187189.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
15
21. Шонин М.Ю. Развитие познавательной активности учащихся на основе системного подхода // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 6 (81). - С. 205-210.
22. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Омск, 1994. - 24 с.
23. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
24. Robbins A. Notes from a Friend: A Quick and Simple Guide to Taking Control of Your Life - N.Y.: «Fireside», 1995. - 112 p.
References
1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti. - M.: Nauka, 1982. - S. 90-98.
2. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. - SPb.: Piter, 2001. - 272 s.
3. Bogoyavlenskaya D.B. Intellektual'naya aktivnost', kak problema tvorchestva. - Rostov n/D: Izd-vo Rostov. un-ta, 1983. - 176 s.
4. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. -M.: Pedagogika, 1991. - 480 s.
5. Kachalova S.M. Pedagogicheskie osnovy vospitaniya iniciativnosti podrostkov (na materiale predmetov gumanitarnogo cikla): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Lipeck, 1995. - 23 s.
6. Kirpichnik A.G., Basov N.F. Poznanie organizovannoj aktivnosti detej v sociume // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -2008. - T. 18. - № 4. - S. 197-203.
7. Lihachev B.T. Pedagogika. - M.: YUrajt, 2003. - 607 s.
8. Maralov V.G., Sitarov V.A. Formirovanie osnov social'noj aktivnosti lichnosti v detskom vozraste (Doshkol'nik - mladshij shkol'nik). - M.: Prometej, 1990. - 220 s.
9. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. - M.: Znanie, 1979. - 247 s.
10. Novikova L.S. Osobennosti iniciativy starsheklassnikov v obshchestvenno-poleznoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kiev, 1968. - 19 s.
11. Psihologiya: Slovar' / sost. L.A. Karpenko; pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. YAroshevskogo. -M.: Politizdat, 1990. - 494 s.
12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. -SPb.: Piter, 2002. - 720 s.
13. Selivanov V.I. Psihologiya volevoj aktivnosti. -Ryazan': Izd-vo Ryazan. ped. in-ta, 1974. - 150 s.
14. Sitarov VA., SHonin M.YU. Sistemnost' v logike razvitiya poznavatel'noj aktivnosti [EHlektronnyj resurs] // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. - 2017. - № 4. - Rezhim dostupa: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/ view/524 (data obrashcheniya: 16.04.18.).
15. Sitarov V.A., SHonin M.YU. Logika razvitiya poznavatel'noj aktivnosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Sb. nauch. trudov. - YAlta: RIO GPA, 2017. - Vyp. 55. - CH. 7. - S. 77-86.
16. Sitarov V.A., SHutenko A.I., SHutenko E.N. Psihologicheskie osobennosti sociokul'turnogo oblika studencheskoj molodyozhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2009. - № 2. - S. 66-72.
17. Sokolovskaya I.N., Kivilyova A.A. K opredeleniyu sushchnosti ponyatiya «poznavatel'nyj interes» v pedagogike // XIX Carskosel'skij chteniya: sb. statej mezhdunar. nauch. konf. - SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2015. - S. 89-92.
18. Uznadze D.N. Psihologicheskie motivacii povedeniya cheloveka. - M.: 1969. - 213 s.
19. Fain V.A. Vospitanie kommunisticheskoj celeustremlennosti starshih podrostkov vo vneurochnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1977. - 19 s.
20. SHapovalova K.N. Osobennosti psihologicheskoj struktury iniciativnosti studentov // SHujskaya sessiya studentov, aspirantov, molodyh uchenyh: Sb. trudov III mezhvuz. nauch. konf. -Moskva-SHuya: Izd-vo GOU VPO «SHGPU», 2010. - S. 187-189.
21. SHonin M.YU. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti uchashchihsya na osnove sistemnogo podhoda //Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 6 (81). - S. 205-210.
22. SHCHerbakov E.P. Funkcional'naya struktura voli: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Omsk, 1994. - 24 s.
23. SHCHukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. - M.: Pedagogika, 1971. - 352 s.
24. Robbins A. Notes from a Friend: A Quick and Simple Guide to Taking Control of Your Life - N.Y.: «Fireside», 1995. - 112 p.
Вестник КГУ Л 2018
16