Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность преподавателя художественных дисциплин в системе среднего профессионального образования'

Профессиональная компетентность преподавателя художественных дисциплин в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕОТРАСЛЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SPECIAL COMPETENCE / SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / GENERAL INDUSTRIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарев Андрей Иванович

Специальная компетентность преподавателя художественных дисциплин системы среднего профессионального образования (СПО) дает представление о его частнопрофессиональных функциях и определена нормативными документами. В части общепрофессиональной компетентности преподаватель (среднего профессионального образования) СПО проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Общеотраслевая компетентность педагога СПО, обучающего студентов в цикле специальных дисциплин, будет зависеть от того, какой результат обучения должен обеспечить преподаватель. Обозначенные во ФГОС знания, умения и практический опыт, которые должны освоить студенты, демонстрируют содержание общеотраслевой компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухарев Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence of teaching artistic disciplines in secondary vocational education

Special competence of teaching artistic disciplines in secondary vocational education (SVE) gives an idea of its professional functions and the regulations. In the part of the professional competence of the teacher SVE is teaching students in accordance with the requirements of State educational standards. General industrial competence SVE, teacher training students in special education cycle will depend on the result of learning should be a teacher. Identified in the Federal State educational standard knowledge, skill and experience that students should master, show the contents of a sector-wide competence of the teacher.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность преподавателя художественных дисциплин в системе среднего профессионального образования»

УДК 377.5

А. И. СУХАРЕВ

Омский государственный педагогический университет

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальная компетентность преподавателя художественных дисциплин системы среднего профессионального образования (СПО) дает представление о его частнопро-фессиональных функциях и определена нормативными документами. В части общепрофессиональной компетентности преподаватель (среднего профессионального образования) СПО проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Общеотраслевая компетентность педагога СПО, обучающего студентов в цикле специальных дисциплин, будет зависеть от того, какой результат обучения должен обеспечить преподаватель. Обозначенные во ФГОС знания, умения и практический опыт, которые должны освоить студенты, демонстрируют содержание общеотраслевой компетентности педагога.

Ключевые слова: специальная компетентность, система среднего профессионального образования, общепрофессиональная компетентность, общеотраслевая компетентность.

Основываясь на идеях «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы», одной из целей художественного образования является «создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи» [1, с. 4] Система профессионального образования в сфере изобразительного искусства имеет уровневую структуру и, как правило, предполагает три уровня подготовки.

Первый уровень — детская художественная школа, являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования.

Второй уровень — училище или колледж — образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для художественно-педагогического направления среднее профессиональное образование нередко является необходимым уровнем подготовки.

Обучающиеся, имеющие ярко выраженные способности в области изобразительного искусства, могут обучаться в колледжах (училищах), получая одновременно общее и профессиональное образование, то есть в образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующих интегрированно образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

Третий уровень — высшее учебное заведение, в котором повышается уровень профессиональных компетенций, уже полученных на предшествующем уровне образования.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» характеризует профессиональное образование как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» (п. 12, ст. 2, ФЗ) [2].

Согласно статье 68 Федерального закона «Об образовании в РФ», среднее профессиональное образование характеризуется тем, что «направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» (ст. 68, п. 1 ФЗ) [2].

Особенности профессионального образования в сфере изобразительного искусства проявляются уже при приеме абитуриентов в средние специальные образовательные учреждения, где требуется наличие у поступающих определенных творческих способностей, для проверки которых предусмотрены испытания творческой направленности. В сфере изобразительного искусства именно они являются основными, поскольку позволяют выявить у абитуриентов необходимые творческие способности и умения. Освоение образовательных программ в сфере изобразительного искусства (за исключением направлений искусствоведения) связано не только с изучением научных дисциплин, но в большей степени базируется на творческих способностях, данных человеку природой.

По большинству направлений деятельности в области изобразительного искусства подготовка начинается в раннем возрасте в силу требований к психофизиологии обучающегося. Задачу ранней профессионализации решает система дополнительного образования детей (детские художественные школы, функционирующие сегодня в рамках), и уже на следующем этапе — художественные училища, педагогические колледжи и колледжи культуры, реализующие интегрированные образовательные программы среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

Специальная компетентность преподавателя художественных дисциплин системы среднего профессионального образования дает представление о его частнопрофессиональных функциях и определена теми нормами, которые определены в Федеральном государственном законе «Об образовании в РФ», типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, в порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, Федеральными государственными образовательными стандартами. Характеризуется она тем, что в образовательной организации среднего профессионального образования:

— к получению среднего профессионального образования допускаются освоившие курс основного общего или среднего общего образования. Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования и обеспечивает получение квалификации;

— при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям художественно-педагогического профиля, требующим у поступающих наличия творческих способностей в художественно-творческой деятельности, проводятся вступительные экзамены;

— учебные занятия проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию, в соответствии с расписаниями занятий и образовательными программами для каждой специальности и формы получения образования, которые разрабатываются и утверждаются средним специальным учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ. Режим посещения занятий является обязательным;

— основными видами учебных занятий являются: урок, лекция, семинар, практическое и лабораторное занятие, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, курсовое проектирование;

— обучение и воспитание студентов осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования, с учетом специфики преподаваемой дисциплины, ориентировано на формирование профессиональной компетентности в соответствии с получаемой специальностью;

— планирование и реализация учебного процесса происходят в соответствии с основной профессиональной образовательной программой образовательного учреждения;

— программы обучения и учебно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляются педагогом на основании самостоятельного осознанного выбора;

— рабочая программа по дисциплинам разрабатывается педагогом в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Изобразительное искусство и черчение». Педагог обеспечивает выполнение программ обучения, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность студентов;

— успешное освоение профессионального учебного цикла, который содержит такие художественные дисциплины как «Основы выполнения графических работ», «Основы выполнения живописных работ», «Основы выполнения объемно-пластических работ», «Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов», «Черчение» обеспечивает достижение и подтверждение выпускниками среднего уровня профессионального образования [3].

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). Практика является обязательной. Она представляет особый вид учебных занятий, которые обеспечивают практико-ориентированную подготовку студентов. При реализации основной профессиональной образовательной программы СПО предусматриваются учебная и производственная практики. Производственная практика состоит из практики по профилю специальности и преддипломной практики.

В части общепрофессиональной компетентности преподаватель СПО проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Обязан в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей, которые он преподает формулировать требования к результатам обучения: знаниям и умениям, компетенциям, приобретаемому практическому опыту. Планировать и управлять самостоятельной работой обучающихся. Оказывать обучающимся помощь в формировании индивидуальной образовательной программы. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, активные и интерактивные образовательные технологии. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности. Разрабатывает рабочую образовательную программу по своей дисциплине, несет ответственность за ее реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.

Общеотраслевая компетентность педагога среднего профессионального образования, обучающего студентов в цикле специальных дисциплин по специальности «Изобразительное искусство и черчение», будет зависеть от того, какой результат обучения должен обеспечить преподаватель. Согласно ФГОС, одним из видов профессиональной деятельности выпускников — учителей изобразительного искусства должно стать выполнение работ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. А именно:

— выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках;

— выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках;

— выполнять объемно-пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах;

— выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.

Из вышесказанного можно общеотраслевую компетентность для преподавателя системы СПО в области культуры и искусства можно определить, как компетентность:

— в мотивации обучающихся на изучение разнообразных видов изобразительного искусства и творчества;

— в углубленном освоении способов работы с различными художественными материалами;

— в развитии у обучающихся творческих изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, восприятия;

— в организации самостоятельной художественно-творческой деятельности обучающихся;

— в мотивации обучающихся на участие в выставках и творческих проектах;

— в создании художественно-образовательной среды, использовании наглядного представления художественных объектов и процессов;

— в активизации творческой деятельности каждого учащегося, используя такие свойства изобразительной деятельности, как: возможность проявить себя через разнообразные художественные средства, творческое переосмысление реальности, преодоление трудности в получении результата, сравнение своего замысла с идеями других учащихся;

— в формировании позитивного отношения к творческому процессу;

— в развитии способностей учащихся к занятиям изобразительным искусством, в осуществлении индивидуального подхода, предоставлении обучающимся разноуровневых заданиями;

— в мотивации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.

Список профессиональных компетенций педагога системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства может быть дополнен и изменен в зависимости от личностных качеств и способностей самого педагога, от запланированных целей и задач на определенный период обучения, а также от содержания реализуемой программы обучения.

В процессе освоения дисциплин профессионального учебного цикла «Основы выполнения графических работ», «Основы выполнения живописных работ», «Основы выполнения объемно-пластических работ», «Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов» преподаватель СПО должен организовать образовательный процесс, в результате которого обучающиеся будут иметь определенные знания, умения и практический опыт. В ФГОС СПО «Изобразительное искусство и черчение» обозначены виды работ в области изобразительного искусства. В результате освоения профессионального модуля обучающийся будет:

иметь практический опыт:

выполнения графических работ с натуры, по памяти и представлению;

выполнения живописных работ с натуры, по памяти и представлению в различных техниках;

выполнения объемно-пластических работ с натуры, по памяти и представлению в различных материалах; уметь:

выполнять живописные и графические изображения объектов реальной действительности (натюрморты из предметов быта, гипсовые слепки, архитектурные и пейзажные зарисовки птиц, животных и растений, портретное изображение человека и др.) с натуры, по памяти и представлению;

изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом цветовых особенностей;

выполнять основные виды графических работ (наброски, зарисовки, конструктивный и тональный рисунок) с использованием различных техник, применять в рисунке различные технические приемы и изобразительные средства: линию, штрих, тональное пятно;

выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды, станковую живопись), применять в работах изобразительные средства живописи: мазок, заливку, лессировки, отмывки, работу «по сырому» и т. д.;

воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;

применять основные технологии художественной обработки материалов и декоративно-прикладного искусства, в том числе народных ремесел; знать:

особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;

основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу, тон;

последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка;

теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения;

основы цветоведения (цвет, тон, колорит, закономерности передачи световоздушной среды, свойства красок (акварель, гуашь, масло) и приемы работы с ними);

техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных материалах;

специфику художественного оформления декоративных изделий;

традиционные техники художественной обработки материалов;

оборудование и технологии художественной обработки материалов;

основы пластической анатомии [4]. Обозначенные во ФГОС знания, умения и практический опыт, которые должны освоить студенты, демонстрируют содержание общеотраслевой компетентности педагога.

Библиографический список

1. О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ [от 25.08.2008, № 1244-р]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/ 193788/ (дата обращения: 17.07.2014).

2. РФ. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2012, № 273-Ф3 : ред. от 25.11.2013 : с изм. и доп. : вступил в силу с 01.01.2014] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ соп8_аос_ЬЛШ_149753/ (дата обращения: 17.07.2014).

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки РФ [от 14 июня 2013. № 464, г. Москва : зарегистрирован 30 июля 2013] / М-во юстиции РФ. — Режим доступа : http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/487706/ (дата обращения: 17.07.2014).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специ-

альности 050139 «Изобразительное искусство и черчение» [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 ноября 2009 г., № 531] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.referent.mZ1/147086 (дата обращения: 17.07.2014).

СУХАРЕВ Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), научный сотрудник отдела организации и планирования научно-исследовательских работ. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.11.2014 г. © А. И. Сухарев

УДК 373 24 В. С. ВЕРБОВСКАЯ

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА

В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной отзывчивости современного ребенка, обусловленные изменениями социального мира, общения и взаимодействия людей; обсуждаются результаты исследования интересов современных детей дошкольного возраста, анализируется потенциал музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости.

Ключевые слова: меняющиеся условия социальной среды, эмоциональная отзывчивость, современный ребенок, интересы современного ребенка, музыка, средства развития эмоциональной отзывчивости.

Современный интенсивно и масштабно меняющийся мир диктует новые формы социального взаимодействия. Все ускоряющаяся повседневная жизнь людей не оставляет места и времени для сопереживания, сочувствия, сорадости ближнему. Мир стал серым, быстрым и безразличным, такими же стали и люди. Растущее количество средств массовой информации, компьютерной техники, новый формат общения и взаимодействия не оставляют людям пространства для эмоционально-чувственного межличностного общения, взаимодействия. Зачастую мы знаем много о проблемах мировой экономики, о семейной жизни знаменитостей, даже переживаем, сочувствуем, эмоционально откликаемся на ту или иную информацию, но не замечаем проблем у людей, живущих и работающих рядом с нами, не замечаем друг друга. Активно развивающиеся социальные сети позволяют нам не выходя из дома узнать, как идут дела у всех «друзей», находящихся по ту сторону экрана, находясь в своей «маске». Мы можем легко завести новое общение и прекратить уже начатое, поскольку виртуальные знакомства не требуют социальной и эмоциональной ответственности, а само общение перестает быть общечеловеческой ценностью. Вспомнив Антуана де Сент Экзюпери, который считал, что «самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения», можно сказать, что современный человек лишился главной

роскоши, оказавшись в сети и плену технологического, виртуального, информационного взаимодействия. Таким образом, последнее столетие можно охарактеризовать как столетие хоть и массового, но опосредованного общения. Безусловно, человек в открытом коммуникативном пространстве становится все более коммуникативным, но контакты в электронной почте, переписки в социальных сетях не требуют от человека эмоциональных, душевных затрат, проявления эмоциональной отзывчивости, сопереживания и сорадости. Современные дети, к сожалению, копируют модель социального поведения взрослых и, следовательно, воспитываются в культуре отсутствия эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на ближнего. Между тем ребенок в силу своих психофизиологических особенностей еще более адаптивен к новым, стремительно меняющимся социальным условиям современного общества, а родители, восхищаясь способностями ребенка быстро осваивать новые гаджеты, не видят, что ребенок не умеет общаться, играть со сверстниками. Как справедливо отмечает Н. М. Ань, «... кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа, и тормозит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.