УДК 377.5
А. И. СУХАРЕВ
Омский государственный педагогический университет
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальная компетентность преподавателя художественных дисциплин системы среднего профессионального образования (СПО) дает представление о его частнопро-фессиональных функциях и определена нормативными документами. В части общепрофессиональной компетентности преподаватель (среднего профессионального образования) СПО проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Общеотраслевая компетентность педагога СПО, обучающего студентов в цикле специальных дисциплин, будет зависеть от того, какой результат обучения должен обеспечить преподаватель. Обозначенные во ФГОС знания, умения и практический опыт, которые должны освоить студенты, демонстрируют содержание общеотраслевой компетентности педагога.
Ключевые слова: специальная компетентность, система среднего профессионального образования, общепрофессиональная компетентность, общеотраслевая компетентность.
Основываясь на идеях «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы», одной из целей художественного образования является «создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи» [1, с. 4] Система профессионального образования в сфере изобразительного искусства имеет уровневую структуру и, как правило, предполагает три уровня подготовки.
Первый уровень — детская художественная школа, являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования.
Второй уровень — училище или колледж — образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для художественно-педагогического направления среднее профессиональное образование нередко является необходимым уровнем подготовки.
Обучающиеся, имеющие ярко выраженные способности в области изобразительного искусства, могут обучаться в колледжах (училищах), получая одновременно общее и профессиональное образование, то есть в образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующих интегрированно образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.
Третий уровень — высшее учебное заведение, в котором повышается уровень профессиональных компетенций, уже полученных на предшествующем уровне образования.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» характеризует профессиональное образование как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» (п. 12, ст. 2, ФЗ) [2].
Согласно статье 68 Федерального закона «Об образовании в РФ», среднее профессиональное образование характеризуется тем, что «направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» (ст. 68, п. 1 ФЗ) [2].
Особенности профессионального образования в сфере изобразительного искусства проявляются уже при приеме абитуриентов в средние специальные образовательные учреждения, где требуется наличие у поступающих определенных творческих способностей, для проверки которых предусмотрены испытания творческой направленности. В сфере изобразительного искусства именно они являются основными, поскольку позволяют выявить у абитуриентов необходимые творческие способности и умения. Освоение образовательных программ в сфере изобразительного искусства (за исключением направлений искусствоведения) связано не только с изучением научных дисциплин, но в большей степени базируется на творческих способностях, данных человеку природой.
По большинству направлений деятельности в области изобразительного искусства подготовка начинается в раннем возрасте в силу требований к психофизиологии обучающегося. Задачу ранней профессионализации решает система дополнительного образования детей (детские художественные школы, функционирующие сегодня в рамках), и уже на следующем этапе — художественные училища, педагогические колледжи и колледжи культуры, реализующие интегрированные образовательные программы среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.
Специальная компетентность преподавателя художественных дисциплин системы среднего профессионального образования дает представление о его частнопрофессиональных функциях и определена теми нормами, которые определены в Федеральном государственном законе «Об образовании в РФ», типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, в порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, Федеральными государственными образовательными стандартами. Характеризуется она тем, что в образовательной организации среднего профессионального образования:
— к получению среднего профессионального образования допускаются освоившие курс основного общего или среднего общего образования. Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования и обеспечивает получение квалификации;
— при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям художественно-педагогического профиля, требующим у поступающих наличия творческих способностей в художественно-творческой деятельности, проводятся вступительные экзамены;
— учебные занятия проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию, в соответствии с расписаниями занятий и образовательными программами для каждой специальности и формы получения образования, которые разрабатываются и утверждаются средним специальным учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ. Режим посещения занятий является обязательным;
— основными видами учебных занятий являются: урок, лекция, семинар, практическое и лабораторное занятие, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, курсовое проектирование;
— обучение и воспитание студентов осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования, с учетом специфики преподаваемой дисциплины, ориентировано на формирование профессиональной компетентности в соответствии с получаемой специальностью;
— планирование и реализация учебного процесса происходят в соответствии с основной профессиональной образовательной программой образовательного учреждения;
— программы обучения и учебно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляются педагогом на основании самостоятельного осознанного выбора;
— рабочая программа по дисциплинам разрабатывается педагогом в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Изобразительное искусство и черчение». Педагог обеспечивает выполнение программ обучения, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность студентов;
— успешное освоение профессионального учебного цикла, который содержит такие художественные дисциплины как «Основы выполнения графических работ», «Основы выполнения живописных работ», «Основы выполнения объемно-пластических работ», «Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов», «Черчение» обеспечивает достижение и подтверждение выпускниками среднего уровня профессионального образования [3].
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). Практика является обязательной. Она представляет особый вид учебных занятий, которые обеспечивают практико-ориентированную подготовку студентов. При реализации основной профессиональной образовательной программы СПО предусматриваются учебная и производственная практики. Производственная практика состоит из практики по профилю специальности и преддипломной практики.
В части общепрофессиональной компетентности преподаватель СПО проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Обязан в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей, которые он преподает формулировать требования к результатам обучения: знаниям и умениям, компетенциям, приобретаемому практическому опыту. Планировать и управлять самостоятельной работой обучающихся. Оказывать обучающимся помощь в формировании индивидуальной образовательной программы. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, активные и интерактивные образовательные технологии. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности. Разрабатывает рабочую образовательную программу по своей дисциплине, несет ответственность за ее реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.
Общеотраслевая компетентность педагога среднего профессионального образования, обучающего студентов в цикле специальных дисциплин по специальности «Изобразительное искусство и черчение», будет зависеть от того, какой результат обучения должен обеспечить преподаватель. Согласно ФГОС, одним из видов профессиональной деятельности выпускников — учителей изобразительного искусства должно стать выполнение работ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. А именно:
— выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках;
— выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках;
— выполнять объемно-пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах;
— выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.
Из вышесказанного можно общеотраслевую компетентность для преподавателя системы СПО в области культуры и искусства можно определить, как компетентность:
— в мотивации обучающихся на изучение разнообразных видов изобразительного искусства и творчества;
— в углубленном освоении способов работы с различными художественными материалами;
— в развитии у обучающихся творческих изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, восприятия;
— в организации самостоятельной художественно-творческой деятельности обучающихся;
— в мотивации обучающихся на участие в выставках и творческих проектах;
— в создании художественно-образовательной среды, использовании наглядного представления художественных объектов и процессов;
— в активизации творческой деятельности каждого учащегося, используя такие свойства изобразительной деятельности, как: возможность проявить себя через разнообразные художественные средства, творческое переосмысление реальности, преодоление трудности в получении результата, сравнение своего замысла с идеями других учащихся;
— в формировании позитивного отношения к творческому процессу;
— в развитии способностей учащихся к занятиям изобразительным искусством, в осуществлении индивидуального подхода, предоставлении обучающимся разноуровневых заданиями;
— в мотивации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.
Список профессиональных компетенций педагога системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства может быть дополнен и изменен в зависимости от личностных качеств и способностей самого педагога, от запланированных целей и задач на определенный период обучения, а также от содержания реализуемой программы обучения.
В процессе освоения дисциплин профессионального учебного цикла «Основы выполнения графических работ», «Основы выполнения живописных работ», «Основы выполнения объемно-пластических работ», «Основы выполнения декоративно-прикладных работ и художественной обработки материалов» преподаватель СПО должен организовать образовательный процесс, в результате которого обучающиеся будут иметь определенные знания, умения и практический опыт. В ФГОС СПО «Изобразительное искусство и черчение» обозначены виды работ в области изобразительного искусства. В результате освоения профессионального модуля обучающийся будет:
иметь практический опыт:
выполнения графических работ с натуры, по памяти и представлению;
выполнения живописных работ с натуры, по памяти и представлению в различных техниках;
выполнения объемно-пластических работ с натуры, по памяти и представлению в различных материалах; уметь:
выполнять живописные и графические изображения объектов реальной действительности (натюрморты из предметов быта, гипсовые слепки, архитектурные и пейзажные зарисовки птиц, животных и растений, портретное изображение человека и др.) с натуры, по памяти и представлению;
изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом цветовых особенностей;
выполнять основные виды графических работ (наброски, зарисовки, конструктивный и тональный рисунок) с использованием различных техник, применять в рисунке различные технические приемы и изобразительные средства: линию, штрих, тональное пятно;
выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды, станковую живопись), применять в работах изобразительные средства живописи: мазок, заливку, лессировки, отмывки, работу «по сырому» и т. д.;
воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;
применять основные технологии художественной обработки материалов и декоративно-прикладного искусства, в том числе народных ремесел; знать:
особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;
основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу, тон;
последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка;
теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения;
основы цветоведения (цвет, тон, колорит, закономерности передачи световоздушной среды, свойства красок (акварель, гуашь, масло) и приемы работы с ними);
техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных материалах;
специфику художественного оформления декоративных изделий;
традиционные техники художественной обработки материалов;
оборудование и технологии художественной обработки материалов;
основы пластической анатомии [4]. Обозначенные во ФГОС знания, умения и практический опыт, которые должны освоить студенты, демонстрируют содержание общеотраслевой компетентности педагога.
Библиографический список
1. О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ [от 25.08.2008, № 1244-р]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/ 193788/ (дата обращения: 17.07.2014).
2. РФ. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2012, № 273-Ф3 : ред. от 25.11.2013 : с изм. и доп. : вступил в силу с 01.01.2014] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ соп8_аос_ЬЛШ_149753/ (дата обращения: 17.07.2014).
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки РФ [от 14 июня 2013. № 464, г. Москва : зарегистрирован 30 июля 2013] / М-во юстиции РФ. — Режим доступа : http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/487706/ (дата обращения: 17.07.2014).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специ-
альности 050139 «Изобразительное искусство и черчение» [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 ноября 2009 г., № 531] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.referent.mZ1/147086 (дата обращения: 17.07.2014).
СУХАРЕВ Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), научный сотрудник отдела организации и планирования научно-исследовательских работ. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2014 г. © А. И. Сухарев
УДК 373 24 В. С. ВЕРБОВСКАЯ
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА
В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной отзывчивости современного ребенка, обусловленные изменениями социального мира, общения и взаимодействия людей; обсуждаются результаты исследования интересов современных детей дошкольного возраста, анализируется потенциал музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости.
Ключевые слова: меняющиеся условия социальной среды, эмоциональная отзывчивость, современный ребенок, интересы современного ребенка, музыка, средства развития эмоциональной отзывчивости.
Современный интенсивно и масштабно меняющийся мир диктует новые формы социального взаимодействия. Все ускоряющаяся повседневная жизнь людей не оставляет места и времени для сопереживания, сочувствия, сорадости ближнему. Мир стал серым, быстрым и безразличным, такими же стали и люди. Растущее количество средств массовой информации, компьютерной техники, новый формат общения и взаимодействия не оставляют людям пространства для эмоционально-чувственного межличностного общения, взаимодействия. Зачастую мы знаем много о проблемах мировой экономики, о семейной жизни знаменитостей, даже переживаем, сочувствуем, эмоционально откликаемся на ту или иную информацию, но не замечаем проблем у людей, живущих и работающих рядом с нами, не замечаем друг друга. Активно развивающиеся социальные сети позволяют нам не выходя из дома узнать, как идут дела у всех «друзей», находящихся по ту сторону экрана, находясь в своей «маске». Мы можем легко завести новое общение и прекратить уже начатое, поскольку виртуальные знакомства не требуют социальной и эмоциональной ответственности, а само общение перестает быть общечеловеческой ценностью. Вспомнив Антуана де Сент Экзюпери, который считал, что «самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения», можно сказать, что современный человек лишился главной
роскоши, оказавшись в сети и плену технологического, виртуального, информационного взаимодействия. Таким образом, последнее столетие можно охарактеризовать как столетие хоть и массового, но опосредованного общения. Безусловно, человек в открытом коммуникативном пространстве становится все более коммуникативным, но контакты в электронной почте, переписки в социальных сетях не требуют от человека эмоциональных, душевных затрат, проявления эмоциональной отзывчивости, сопереживания и сорадости. Современные дети, к сожалению, копируют модель социального поведения взрослых и, следовательно, воспитываются в культуре отсутствия эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на ближнего. Между тем ребенок в силу своих психофизиологических особенностей еще более адаптивен к новым, стремительно меняющимся социальным условиям современного общества, а родители, восхищаясь способностями ребенка быстро осваивать новые гаджеты, не видят, что ребенок не умеет общаться, играть со сверстниками. Как справедливо отмечает Н. М. Ань, «... кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа, и тормозит