Научная статья на тему 'Прогностическая модель модернизации программы среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна в младших классах'

Прогностическая модель модернизации программы среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна в младших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ХУДОЖНИК / ПРОФЕССИЯ / ACTIVE THINKING / CREATIVITY / SUBJECT RELATIONS / SELF-DEVELOPMENT / THE PERSON / THE TEACHER / THE ARTIST / A TRADE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахотников А. Г.

В статье представлены возможности повышения качественного потенциала эффективности развития творческого мышления в сфере обучения изобразительному, декоративно прикладному искусству, дизайну и художественному проектированию. Предпринята попытка выявления социально-педагогических условий в интересах саморазвития творческой личности студентов среднего художественно-профессионального образования. Названы задачи, определяющие основное направление системы развития среднего профессионального образования личности учителя-художника состоят в формировании: деятельного мышления, навыков самостоятельной творческой работы, реализации собственной художественно-творческой деятельности, развития субъектсубъектных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плахотников А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSTIC MODEL OF MODERNIZATION OF THE PROGRAM OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING IN PREPARATION OF THE TEACHER OF THE FINE ARTS AND DESIGN IN ELEMENTARY GRADES

It is presented by the purpose of increase of qualitative potential in effective creative thinking in sphere of training graphic, it is decorative applied art, to design and art designing. And also revealing of socially-pedagogical conditions in interests of self-development of the creative person of students of an average is art-vocational training. Problems systems of development of average vocational training of the person of the master-artist defining the basic direction consist in formation: active thinking, skills of independent creative work, realization of own is art-creative activity, development the subject of subject relations.

Текст научной работы на тему «Прогностическая модель модернизации программы среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна в младших классах»

качественно новых свойств. Целостное образование представляется в виде системы и содержания образовательных программ разных предметов и предметных областей, целевых и интегративных программ в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса с социальными партнёрами.

Расширение сферы ученического самоуправления реализуется через компоненты, составляющие систему образовательного процесса с целью удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, направленных прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов; повышению социальной компетенции, развитию социальных навыков поведения и установки на самостоятельное принятия решений в проблемных социальных ситуациях.

Подготовка педагогов к управленческой деятельности связана с субъективными и объективными требованиями и предпосылками, реализуя которые педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Главным объективным требованием к педагогической деятельности является достижение успеха в формировании у обучающихся потребности и способности самоопределения и самореализации.

Реализация объективных требований к деятельности педагогов проявляется в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, в рациональном использовании средств, способов для достижения целей образовательного процесса. Субъективными предпосылками эффективности деятельности педагогов являются его компетентность, обеспечивающая выполнение педагогических задач. К предпосылкам относятся также профессионально важные качества педагогов, педагогические способности, особенности психических процессов. Субъективные предпосылки можно сгруппировать и выделить среди них базовые (личностные) и процессуальные (ситуативные). К базовым предпосылкам относятся: знания, умения, навыки; положительные черты направленности личности педагогов; проявление темперамента, адекватного требованиям педагогической деятельности; организаторские способности. К ситуативным предпосылкам относятся: ясное понимание педагогов текущих задач своей деятельности и деятельности учащихся; достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению стоящих целей и др. В числе условий эффективной деятельности педагогов есть ориентация на развитие личности учащихся,

его диалогическое общение и стремление к установлению с ними необходимых отношений.

Педагогическое управление развитием ученического коллектива будет решаться более эффективно при реализации специально созданного механизма, рассматриваемого в виде выполнения ряда процедур с периодичным повторением, которые каждый раз осуществляются на более высоком уровне.

Предложенные нами механизмы, которые обеспечивают педагогическое управление как процесс развития самоуправления ученического коллектива, характеризуется определённым порядком деятельности педагога. На первой ступени - это совокупность процедур, обеспечивающих развитие коллектива во времени, проектирование пространства развития ученического коллектива, использование актива и органа самоуправления ученического коллектива как инструмента управления и метода организации деятельности ученического коллектива. На второй ступени - это программирование и реализация деятельности ученического коллектива, использование явления лидерства и самоуправления в коллективе как способа его деятельности и метода развития коллектива. На третьей ступени - это создание условий для самоопределения и самореализации ученического коллектива, использование личного опыта обучающегося, предвнесение положительного социального опыта ученика в коллектив, передача части управленческих действий: определение структуры взаимосвязи педагога и учеников, планирование и организация деятельности, оценочная деятельность ученического коллектива.

На основании проделанной работы нами выделено три уровня развития ученического коллектива на основании определения ступеней педагогического управления и соотвтственно им механизма развития ученического коллектива. Данный механизм представляется в виде выполнения ряда конкретных одинаковых процедур с периодичным повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения. Механизмы ступеней педагогического управления различаются по содержанию их элементов. На первой ступени механизм обеспечивает процесс педагогического управления, следовательно, это механизм функционирования, который обеспечивает качество управления. На второй и третьей ступени педагогического управления мы можем говорить о механизме развития, т.к. речь идёт о деятельности и механизмы предназначены для осуществления развития школьного детского коллектива.

Библиографический список

1. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Основные понятия и задачи. - Челябинск, 1995. - Ч. 2.

2. Бурков, В.И. Модели и методы управления организационными системами / В.И. Бурков, В.А. Ириков. - М., 1994.

3. Шакуров, РХ. Социально-психологические основы управления. - М., 1990.

Bibliography

1. Serikov, G.N. Ehlementih teorii sistemnogo upravleniya obrazovaniem. Osnovnihe ponyatiya i zadachi. - Chelyabinsk, 1995. - Ch. 2.

2. Burkov, V.I. Modeli i metodih upravleniya organizacionnihmi sistemami / V.I. Burkov, V.A. Irikov. - M., 1994.

3. Shakurov, R.Kh. Socialjno-psikhologicheskie osnovih upravleniya. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 70

PlahotnikovA.G. PROGNOSTIC MODEL OF MODERNIZATION OF THE PROGRAM OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING IN PREPARATION OF THE TEACHER OF THE FINE ARTS AND DESIGN IN ELEMENTARY GRADES. It

is presented by the purpose of increase of qualitative potential in effective creative thinking in sphere of training graphic, it is decorative - applied art, to design and art designing. And also revealing of socially-pedagogical conditions in interests of self-development of the creative person of students of an average is art-vocational training. Problems systems of development of average vocational training of the person of the master-artist defining the basic direction consist in formation: active thinking, skills of independent creative work, realization of own is art-creative activity, development the subject - of subject relations.

Key words: active thinking, creativity, subject relations, self-development, the person, the teacher, the artist, a trade.

А.Г. Плахотников, канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства, Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: plahotnikov@mail.ru

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА В МЛАДШИХ КЛАССАХ

В статье представлены возможности повышения качественного потенциала эффективности развития творческого мышления в сфере обучения изобразительному, декоративно - прикладному искусству дизайну и художественному проектированию. Предпринята попытка выявления социально-педагогических условий в интересах саморазвития творческой личности студентов среднего художественно-профессионального образования. Названы задачи, определяющие основное направление системы развития среднего профессионального образования личности учителя-художника состоят в формировании: деятельного мышления, навыков самостоятельной творческой работы, реализации собственной художественно-творческой деятельности, развития субъект- субъектных отношений.

Ключевые слова: деятельное мышление, творчество, субъектные отношения, саморазвитие, личность, учитель, художник, профессия.

Целью исследования среднего профессионального образования «подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна» является:

? определение и выявление социально-педагогических условий в интересах творческой личности студентов СПО по повышению их качественного потенциала в эффективном развитии обучения: народно-художественным ремеслам, декоративно-прикладному и изобразительному искусству, дизайну и художественному проектированию.

Задачи, определяющие основное направление системы развития среднего профессионального образования личности мастера, художника, состоят:

• в формировании деятельного мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям в сфере применения методов развивающего обучения будущего учителя изобразительного искусства и дизайна;

• в формировании навыков самостоятельной творческой работы при эффективном усвоении графики, живописи, цвето-ведения и колористики, композиции, компьютерной графики, художественного проектирования;

• в реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, в осуществлении самоопределения и самореализации личности на эстетическо-ху-дожественном уровне;

• в развитии субъект - субъектных отношений учащихся и преподавателя в создании условий для диалога, рисующего студента в форме «художника», на уроках мастер-класса.

Методологическими основами исследования среднего профессионального образования (СПО) являются научные положения о технологическом преобразовании действительности (П.Р. Атутов), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов), концепции и принципы непрерывного профессионального образования, теории развития личности художника, мастера изобразительного искусства и дизайна [1, с. 2].

Для решения поставленных задач развивающего обучения

2-го уровня среднего профессионального образования в обучении изобразительному искусству и дизайну студентов СПО использовались следующие методы: аналитический для анализа научно-методической литературы по проблеме исследования; содержательно-исследовательский, направленный на изучение сущности развития творческой личности художника; моделирование для построения методом развивающего обучения студентов СПО; наблюдение, изучение опыта и анкетирование.

Необходимость перехода системы СПО на реализацию модели развивающего обучения в основе которого лежит идея развития личности, развитие самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентирования в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, умений и навыков.

В соответствии с изменением требований к среднему профессиональному образованию определяются следующие исходные принципы его развития:

1-й принцип вариативности образования предполагает гибкое реагирование сПо на изменения внешней среды и как следствие диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений, а также форм государственнообщественного управления и социального партнерства.

2-й принцип непрерывности образования предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования с начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием является общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессионально-образовательных потребностей.

3-й принцип регионализации образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального управления средними специальными учебными заведениями с участием государственно-общественных структур.

4-й принцип автономности средних специальных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития образовательных учреждений.

5-й принцип эффективности социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательного пространства и направлен на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития среднего профессионального образования [2, с. 9].

В связи с выше перечисленными принципами профессионального образования специфика современных социально-экономических условий требует повышения статуса выпускника средне-профессионального учебного заведения - специалиста среднего звена.

Происходящие в жизни российского общества изменения, появление в хозяйственной жизни страны различных форм малого и среднего бизнеса вносят серьезные коррективы в стратегию образования. Сегодня в начале XXI века особенно важно совершенствовать качество подготовки студентов в средне профессиональных учебных заведениях художественного профиля, так как именно выпускники данных учебных заведений являются основными активными субъектами культурного общества страны. Сложность решения проблемы, профессионализации обучения учащихся учебных заведений художественного профиля во многом определяет и нормативный срок освоения специальности художественного образования.

Одним из направлений решения этой проблемы может стать ранняя профессионализация обучения будущих специалистов в общеобразовательной школе. Именно на этом этапе, по нашему мнению, должно происходить первичное знакомство учащихся с основами профессиональных знаний, умений, навыков и видов различной художественной деятельности мышления будущего художника-педагога-дизайнера. При такой постройке вопроса решается и еще одна важная педагогическая задача ? задача обеспечения преемственности в обучении.

Проблема профессионализации обучения учащихся в условиях преемственности «школа - среднепрофессиональное учебное заведение и высшее художественное образование» как будущего художника-педагога-дизайнера, к настоящему времени мало исследована. Вопросы формирования основ профес-

сионального мастерства будущего художника, педагога, дизайнера остались вне поля зрения исследования.

Таким образом, важность и актуальность проблемы формирования у будущих учителей изобразительного искусства и дизайна их профессиональной устойчивости в среднепрофессиональных учебных заведениях, ее недостаточность для современного образования научно-теоретическая и практическая разработанность и послужили ее исследования в рамках настоящей работы.

В этой связи мы предлагаем разработанную нами концептуальную модель личностного подхода в обучении среднепро-фессионанальной обеспеченности специальности «Учитель изобразительного искусства и дизайна» в начальных классах.

Таблица 6

Разработка «Прогностической модели» 2-го уровня, 3-й ступени среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна начальных классов

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы СПО максимальная нагрузка обязательн ых часов

Обязательная часть циклов ОПОП: 3365 2243

ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 678 452

ОГСЭ.01 Основы философии 48

ЕН.02 Анатомия, физиология и гигиена 150

ЕН.03 Начертательная геометрия 251

П.00 Профессиональный цикл 2429 1619

ОП.00 Профессиональные дисциплины 672 448

ОП.01 Педагогика 89

ОП.02. Психология 89

ОП.03 Безопасность жизнедеятельности 89

ОП.04 История изобразительного искусства 34

ОП.05 Композиция 147

ПМ.00 Профессиональные модули 1757 1171

ПМ.01 МДК 01.01. Основы теории и методики преподавания изобразительного искусства. 136

ПМ.02 Основы теории и методики преподавания черчения и художественное проектирование. 200

ПМ.03 МДК 03.01. Основы выполнения графических работ. 200

МДК 03.02. Основы выполнения живописных работ. 192

МДК 03.03. Основы выполнения объемно-пластических и дизайнерских работ. 136

МКД 03.04. Основы выполнения работ по декоративно-прикладному оформительскому искусству, художественно-дизайнерской обработке материалов и народных ремесел. 205

ПМ.04 МКД 01.01. Теоретические основы и методика организации внеурочной деятельности в сфере изобразительного искусства и дизайна. 34

ПМ.05 МДК 05.01. Теоретические и практические аспекты методической работы учителя изобразительного искусства и дизайна. 68

3-я ступень Средн< образова “Учите искусств зе профессиональное іние по специальности: 2ль изобразительного а и дизайна в младших

2-й уровень

Колледж профессиональнохудожественного образования; центр дополнительного профессионального образования.

Рис. 1. Модернизация программы среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного

искусства и дизайна в младших классах

Таким образом, изучение научной и методической литературы по теории преподавания изобразительного искусства, дизайна и диссертационных исследований, анализ способов и средств организации непрерывного профессионального образования в новых интегративных образовательных моделях, определение ведущих организационных и педагогических условий, которые могут составить основу для реализации идеи непрерывности в конкретной концепции и образовательной модели среднего профессионального образования (СПО) в системе многоуровневого обучения выпускников СПО изобразительному искусству и дизайну, которые должны:

Библиографический список

1. Метологические проблемы развития педагогической науки. - М., 1985.

2. О программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы. Приказ Минобразования России от 01.02.2000 №305. С изменениями в соответствии с приказом Минобразования России от 10.05.2001№2015 и от 09.09.2002 № 3242.

Bibliography

1. Metologicheskie problemih razvitiya pedagogicheskoyj nauki. - M., 1985.

2. O programme razvitiya srednego professionaljnogo obrazovaniya Rossii na 2000-2005 godih. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 01.02.2000 №305. S izmeneniyami v sootvetstvii s prikazom Minobrazovaniya Rossii ot 10.05.2001№2015 i ot 09.09.2002 № 3242.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

знать: основные нормативные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (конвенция о правах ребенка; международная конвенция о правах и основных свободах человека, конституции Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения, и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методику преподавания ИЗО и дизайна; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.

УДК 37.015.32; 159.922

Suvorova O.V. KEY LINES OF FORMATION СУБЪЕКТНОСТИ IN BASE DOMESTIC PERIODIZATIONS OF DEVELOPMENT OF THE PERSON. In article the analysis of approaches to understanding of key lines of development субъектности in онтогенезе in base periodizations of development of the person contains. The methodological bases of allocation of the central spheres of development субъектности as personal formation are considered. The author believes that research субъектности as complete personal formation is possible in the conditions of integration of classical approaches to its understanding.

Key words: an individualization, socialization, the subject, субъектность, субъектогенез, key lines субъек-тогенеза.

О.В. Суворова, канд. психол. наук, доц., докторант Нижегородского Государственного педагогического

университета (НГПУ), E-mail: olgavenn@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ ЛИНИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В БАЗОВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕРИОДИЗАЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье содержится анализ подходов к пониманию ключевых линий развития субъектности в онтогенезе в базовых периодизациях развития личности. Рассматриваются методологические основания выделения центральных сфер развития субъектности как личностного образования. Автор полагает, что исследование субъектности как целостного личностного образования возможно в условиях интеграции классических подходов к ее пониманию.

Ключевые слова: индивидуализация, социализация, субъект, субъектность, субъектогенез, ключевые линии субъектогенеза.

Проблема становления личности является центральной в психологии развития, возрастной и педагогической психологии (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Сло-бодчиков, Д.И. Фельдштейн).

В отечественной психологии личность понимается как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения, формирующееся в совместной деятельности и общении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В.З апорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов,

В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).

Присвоение и усвоение социокультурного опыта в онтогенезе связывается, прежде всего, с социализацией личности, то есть с процессом и результатом активного присвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Однако, подлинный смысл социального развития состоит в становлении самобытной личности, индивидуальности человека. Гармония личности как индивидуальности проявляется в целостной, интегрированной системе индивидных, субъектных и личностных свойств человека. Развитие индивидуальности,

в том числе ее субъектной составляющей соотносится исследователями с процессом индивидуализации личности (Л.С. Выготский, 1982; Д.И. Фельдштейн, 1985).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе становления личности как социализированного индивида и как индивидуальности заложены и драма, и механизм человеческого развития. Перманентный конфликт процессов социализации (социально-личностного развития) и индивидуализации (индивидуального и субъектного, социокультурного развития) личности прочитывается в дуализме человеческой души, в противоречии между потребностью в укоренении и потребностью быть самим собой (Э. Фромм), в рассогласовании между социальным интересом и чувством превосходства как механизмом самоизменения (А. Адлер), персоной и самостью (К.Г. Юнг), Эго, СуперЭго и Оно (З. Фрейд), в историческом конфликте между личностью и обществом.

В поиске гармонизации линий индивидуального и социально-личностного развития человека, социализации и индивидуализации психология все чаще обращается к проблеме субъектного ресурса социальной личности, измеряя ценность индивидуальности ее социальной включенностью и полезностью [1]. Отсюда, социальная ценность как критерий субъектности свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.