5. В интегративной связи находятся дисциплины достаточно удаленных образовательных областей и блоков.
6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики образовательного учреждения.
У каждого преподавателя есть возможность выбрать, какой из представленных вариантов близок именно ему.
В последнее время большой резонанс вызывают исследования проблемы построения культурно-эстетической образовательной среды в образовательном учреждении, которая объединяет культурные, социальные, образовательные факторы и условия, личность обучающего, личность обучаемого и модели их отношений. Создание такой среды в педагогическом учебном заведении на полихудожественной основе - с одной стороны, одна из основных задач, а, с другой стороны, - необходимое условие интенсификации культурно-эстетической составляющей профессионально-педагогического образования.
При этом важно учитывать, что осмысление теоретико-методологических оснований и исторически и социально обусловленных тенденций развития эстетической картины мира, объективных характеристик эстетики природы, субъективных проявлений в их освоении человеком на современном этапе развития общества привели к новому прочтению и пониманию сущности эстетического. Этому способствовали концепция видного отечественного ученого А.Ф. Лосева об эстетической выразительности, рассматриваемой им в объективном онтологическом плане, ее понимание в плане субъективном у М.М. Бахтина, а также в народной эстетике разных стран. Проработка эстетики природы на этой основе позволила прийти к выводам об универсальности качества и критерия эстетической выразительности как объективного проявления закономерностей во внешнем облике любого объекта его материальной сущности. (В.В. Бычков,
Библиографический список
Л.П. Печко и др.). «Это и является, по сути, предметом познания и освоения субъектом всякого объекта, обладающим соответствующей эмоционально-чувственной способностью и основой любого культурного творчества» [8, с. 185.] При этом в качестве определяющих критериев оценки в педагогике эстетического и художественного объекта Л.П. Печко предлагаются характеристики эстетической выразительности (как объективного качества предмета) и степени красоты (как субъективно-ценностного качества его определения человеком). Под эстетической выразительностью понимается «всеобщая закономерность проявления во внешнем облике предмета, явления, живого существа, его характерных особенностей, что позволяет оценивать эстетическое объективно в окружающем человека мире и его жизни» [8, с. 186]
Практика нашей работы в течение 15 лет на педагогическом факультете Ульяновского государственного педагогического университета показывает, что педагогически корректным и эффективным в контексте формирования культурно-эстетической компетентности будущего учителя начальной школы выступает бинарное соотнесение выразительности и степени красоты объекта (позитивной или негативной) при главенстве первой, как «соответствующей сущности материального мира и творческого преобразования материала в искусстве, а значит, подчиненности второй как эмоциональной оценки субъектом природы и предметов культурной жизни» [8, с. 185]. Важным условием успешности этих процессов является адекватность культурно-эстетической образовательной среды образовательного учреждения, создание которой направлено на пробуждение устойчивого резонанса личности будущего учителя, стимулирующего развитие личного эстетического сознания на занятиях по различным дисциплинам (в учебное и внеучебное время).
1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2005.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб., 2006.
3. Печко, Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя // Проблемы художественноэстетической подготовки современного учителя. - Иркутск, 1997.
4. Бахтин, М.М. К философии поступка [Э/р]. - Р/д: http://xray.sai.msu.su/~lipunov/text/misl
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 2005.
6. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М., 2007.
7. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М., 2004.
8. Печко, Л.П. О теоретических аспектах эстетического воспитания в России XX века. - М., 2003.
Bibliography
1. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2005.
2. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / pod red. B.G. Metheryakova, V.P. Zinchenko. - SPb., 2006.
3. Pechko, L.P. Dukhovnostj i razvitie ehsteticheskogo samosoznaniya lichnosti v predstavleniyakh uchitelya // Problemih khudozhestvenno-ehsteticheskoyj podgotovki sovremennogo uchitelya. - Irkutsk, 1997.
4. Bakhtin, M.M. K filosofii postupka [Eh/r]. - R/d: http://xray.sai.msu.su/~lipunov/text/misl
5. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2005.
6. Borihtko, N.M. Pedagogika / N.M. Borihtko, I.A. Solovcova, A.M. Bayjbakov. - M., 2007.
7. Yusov, B.P. Vzaimosvyazj kuljturogennihkh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhestvennogo mihshleniya uchitelya obrazovateljnoyj oblasti «Iskusstvo». - M., 2004.
8. Pechko, L.P. O teoreticheskikh aspektakh ehsteticheskogo vospitaniya v Rossii XX veka. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 28.03.12
УДК 377.5
Bobina O.S. COLLEGE RESOURCES FOR THE IMPROVEMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS. The article focuses on the continuous improvement of professional competence of teachers of the SPE, describes the components of professional competence that teachers of the SPE must master, shows resources which can be used to improve the level of professionalism of teachers, describes forms ofimproving the professional competence of teachers.
Key words: resources, improvement, professional competence of the teacher.
О.С. Бобина, заслуженный учитель РФ, заместитель директора по научно-методической работе ОГБОУ
«Томский базовый медицинский колледж», E-mail: [email protected]
РЕСУРСЫ КОЛЛЕДЖА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
В статье идёт речь о непрерывном совершенствовании профессиональной компетентности педагогов СПО, даётся характеристика компонентам профессиональной компетентности, которыми должны владеть педагоги СПО, показаны ресурсы, которые могут быть использованы для повышения уровня профессионализма педагогов, описаны формы совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Ключевые слова: ресурсы, совершенствование, профессиональная компетентность педагога.
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества потребовали качественного преобразования системы среднего профессионального образования (СПО). Социальный заказ системе среднего профессионального образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений в обществе, позволили бы им быть активными созидателями общества и реализовать себя в нём.
Качество подготовки таких специалистов обусловлено качеством преподавания. Перед системой профессионального образования стоят задачи, требующие высокого уровня профессионализма тех, кто обеспечивает образовательный процесс, и соответствующей организации непрерывного совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Многообразие функций, особенности содержания труда педагогических работников - все это обуславливает сложность и специфичность проблемы совершенствования их профессиональной компетентности. Выполнению обозначенных задач может способствовать специально созданнаямодель совершенствования профессиональной компетентности педагоговза счёт внутренних ресурсов образовательного учреждения [1]. Хотя в педагогике достаточно хорошо проработаны общие принципы совершенствования профессиональной компетентности учителей, специальных работ по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, работающих в образовательных учреждениях СПО явно недостаточно.
Анализ работы системы СПО позволяет сделать вывод о том, что для совершенствования профессионального мастерства педагогов не в полной мере используются имеющиеся внешние и внутренние ресурсы самих образовательных учреждений. В системе совершенствования профессионального мастерства педагогов для эффективной работы образовательных учреждений СПО просматриваются следующее противоречие: между объективной потребностью образовательных учреждений в выявлении и привлечении собственных ресурсов для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров и недостаточной разработкой в теории и практике профессионального образования подходов, путей их поиска и привлечения.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: Ресурсы образовательного учреждения СПО для совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Объект исследования: процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогов за счёт ресурсов образовательного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия выявления и привлечения ресурсов образовательного учреждения СПО для совершенствования профессиональной компетентности его педагогических работников.
Цель исследования: Выявить, обосновать и экспериментально проверить совокупность организационно-педагогических условий привлечения внутренних ресурсов учреждений СПО для эффективного совершенствования профессиональной компетентности его педагогических работников.
Гипотеза исследования: Привлечение внутренних ресурсов-для совершенствования профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения СПО будет более эффективным, если в образовательном учреждении создана модель, включающая:
1. Изучение и оценку наличного уровня научного и методического потенциала его педагогических работников, состояния материальной базы в соответствии с требованиями государственного и социального заказа.
2. Планирование содержания и процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения (с учётом выявленных интеллектуальных и материальных ресурсов) и перспектив развития учреждения.
3. Инициацию научно-методической службой организации сетевого взаимодействия учреждения с другими образовательными учреждениями СПО и ВПО, лечебно-профилактическими учреждениями для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников.
4. Мотивацию педагогов к самосовершенствованию вовлечением их в конкурсы профессионального мастерства, в работу цикловых методических комиссий, в процесс подготовки к аттестации, созданием конкуренции административному составу за счёт подготовки резерва руководящих кадров из числа педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме выявления совокупности организационно-педагогических условий привлечения собственных ресурсов учреждений СПО для эффективного совершенствования профессиональной компетентности его педагогических работников.
2. Изучить, систематизировать и оценить внутренние ресурсы (научный и методический потенциал, материальную базу) образовательного учреждения СПО на примере Томского базового медицинского колледжа для совершенствования профессиональной компетентности педагогов в соответствии с государственным и социальным заказом на подготовку специалистов.
3. Спланировать содержание и процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников Томского базового медицинского колледжа, с учётом выявленных интеллектуальных и материальных ресурсов.
4. Определить формы совершенствования профессиональной компетентности педагогов и разработать положения, дополнительные образовательные программы, методические пособия для обучения педагогических работников внутри колледжа по различным направлениям.
5. Разработать и внедрить модельсовершенствования профессиональной компетентности педагогов за счёт ресурсов колледжа и обосновать эффективность разработанной модели.
Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяю-щих методов исследования. Исследование проводилось на базе Томского базового медицинского колледжа и включало три основных этапа. В результате изучения нормативных документов, включая ФГОС, литературы, анкетирования и опроса педагогов мы выделили следующие группы профессиональных компетенций, которыми должен владеть педагог СПО (рис. 1).
Рис. 1. Составные компоненты профессиональной компетентности педагогов СПО
• Когнитивные компетенции. Включают совокупность знаний в области преподаваемой дисциплины, смежных наук, педагогики, психологии; уровень компетентности педагога в вопросах содержания, методов обучения и воспитания, изучения личности студента; знание методов научно-педагогического исследования и др.
• Профессионально-технологические компетенции. Включают знания об основных типах планирования, проектирования, прогнозирования учебной деятельности, современных технологиях обучения, умения и способность конструировать и реализовывать различные виды образовательной деятельности; владение образовательными технологиями, методами и приемами обучения.
• Психологические компетенции. Психологические компетенции - это владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу. Педагог должен знать возрастную психологию, психологиюобщения.Он должен уметь
выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние студентов, соблюдать мерув эмоциональных проявлениях [2].
• Коммуникативные компетенции. Под коммуникативной компетенцией подразумевается такая организация педагогического взаимодействия, при которой создаётся общность участников образовательного процесса при сохранении индивидуальности каждого из них, формируется психологическая готовность к сотрудничеству, обеспечивается достижение ожидаемых результатов. Некоторые составляющие коммуникативной компетенции:
• ценностное самоотношение педагогов;
• умение работать в группе, команде. Умение находить выход из конфликтных ситуаций;
• культура общения, под которой подразумевается такая организация педагогического взаимодействия, при которой её участники испытывают состояние комфорта. В культуру общения важнейшим элементом входит такое психологическое качество личности, как эмпатия [2].
• Профессионально-информационные компетенции. Информационная культура педагога понимается как уровень знаний, умений, навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании.
• Риторические компетенции. Педагогическая риторика отличается от всех других видов профессиональных риторик пятью существенными признаками: красноречие педагога не является самоцелью, а всего лишь средством решения образовательных задач; не рассчитано на выступление перед массовой аудиторией, а реализует свои образовательные функции; выступление не носит публичный характер, а имеет дидактическую направленность; главными критериями эффективности педагогической риторики следует признать не столько красоту изложения образовательной информации, сколько уровень её усвоения аудиторией студентов [2].
• Ценностно-смысловые компетенции (инновационность, креативность). Знание законов творческой педагогической деятельности, умение конструировать инновационные формы обучения и воспитания, измерять их результативность, вносить необходимые коррективы, выступать с докладами, сообщениями, участвовать в обмене опытом и т.д.
• Рефлексивно-педагогические компетенции, связанные с умениями педагога критически оценивать процесс и результаты своей педагогической деятельности, вносить в неё необходимые коррективы.
• Валеологические компетенции. Педагог должен организовывать свою работу так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью студентов [3].
В Томском базовом медицинском колледже имеются все необходимые ресурсы (человеческие, интеллектуальные, материальные, информационные, временные) для совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
• Томский базовый медицинский колледж - старейшее профессиональное образовательное учреждение. Более 130 лет ведёт подготовку медицинских работников среднего звена. Коллектив стабильный, творческий. Имеется богатый опыт по совершенствованию профессионализма педагогов. В 2009 году колледж принял участие в конкурсном отборе учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (ИОП), и стал победителем.
• Информационные и материальные ресурсы Томского базового медицинского колледжа существенно пополнились за счёт реализации ИОП. Приобретены современные муляжи, фантомы. Пополнился фонд библиотеки, включая литературу по педагогике, методике обучения, психологии, которая необходима педагогам колледжа для самосовершенствования. Все учебные кабинеты, кабинеты доклинической практики оснащены современными компьютерами и интерактивными досками. Преподаватели в любое, удобное для них время, имеют выход в Интернет.
Библиографический список
• В колледже сложилась определённая система совершенствования профессиональной компетентности педагогов за счёт внутренних ресурсов колледжа, в которой задействованы научно-методическая служба, отделение последипломной подготовки, информационный отдел, цикловые методические комиссии и психологическая служба колледжа. Ведущая роль по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов принадлежит научно-методической службе.
• Колледж активно сотрудничает с другими образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, лечебно-профилактическими учреждениями по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
Используются разнообразные формы совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников колледжа:
Школа начинающего педагога. Основная цель - поддержка молодого педагога в период профессиональной адаптации к новым профессиональным условиям и обучение особенностям методики преподавания в колледже.
Совместная работа методической службы с отделением последипломной подготовки. Разработаны и пролицензирова-ны четыре дополнительные образовательные программы: «Основы сестринского дела», «Подготовка пользователей персональных компьютеров», «Управление качеством СПО в условиях реализации ФГОС нового поколения»,«Психолого-педагоги-ческие основы деятельности преподавателя дисциплин медицинского профиля СПО». Ведётся обучение педагогов по этим программам.
На наш взгляд, весьма перспективной формой роста профессионализма педагогов является проведение обучающих методических семинаров. Семинары включают: теоретическую часть, практическую часть. Организуется выставка литературы по теме семинара.
Участие преподавателей в работе временных творческих групп. Временная творческая группа - разновидность временного профессионального объединения педагогических работников, создаваемая для оперативного решения конкретных задач образовательного процесса колледжа. Работа в группе позволяет активизировать деятельность педагогических работников, мобилизовать их творческий потенциал.
Самообразование, самосовершенствование являются непрерывным, и, пожалуй, решающим компонентом системы повышения квалификации. Чтобы процесс самообразования был успешным, необходима мотивация педагога к учению, его внутренняя убеждённость в необходимости получения новых знаний и умений, а также внешние факторы, стимулирующие процесс самообразования.
Аттестация преподавателей. Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестацияпедагогов.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта вколледже является традиционным направлением методической работы. Одной из форм распространения передового педагогического опыта является проведение открытых занятий [4].
Научно-исследовательская работа педагоговспособству-ют росту профессионального мастерства педагогов, помогает педагогам раскрыть свой творческий потенциал, почувствовать себя в роли исследователя. В нашем колледже это работа аспирантов и соискателей над кандидатскими диссертациями, участие педагоговв конференциях разных уровней. Используются в колледже и такие формы работы как наставничество, конкурсы творческих работ преподавателей, «Преподаватель года», «Лучший кабинет» и др.
Проведённые исследования подтверждают, что в образовательных учреждениях СПО имеются все необходимые ресурсы для совершенствования профессиональной компетентности педагогов. А это, в свою очередь, повышает качество обучения и обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения в целом.
1. Хасанова, И.Ф. Развитие компетентности педагогов внутри учебного заведения // Среднее профессиональное образование. - 2010. -№ 12.
2. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004.
3. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие / Л.М. Митина, Г.В.Митин, О.А. Анисимова. -М., 2005.
4. Андреева, В.А. Повышение профессионализма и квалификации руководящих и педагогических работников в структуре научно-методической работы среднего специального учебного заведения: учебно-методич. пособие / В.А. Андреева, Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова. - М., 2006.
Bibliography
1. Khasanova, I.F. Razvitie kompetentnosti pedagogov vnutri uchebnogo zavedeniya // Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2010. - № 12.
2. Belkin, A.S. Kompetentnostj. Professionalizm. Masterstvo. - Chelyabinsk, 2004.
3. Mitina, L.M. Professionaljnaya deyateljnostj i zdorovje pedagoga: ucheb. posobie / L.M. Mitina, G.V.Mitin, O.A. Anisimova. - M., 2005.
4. Andreeva, V.A. Povihshenie professionalizma i kvalifikacii rukovodyathikh i pedagogicheskikh rabotnikov v strukture nauchno-metodicheskoyj
rabotih srednego specialjnogo uchebnogo zavedeniya: uchebno-metodich. posobie / V.A. Andreeva, T.G. Argunova, I.P. Pastukhova. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 10.05.12
УДК 378
Primerov D.A., Bolshakova Z.M. SCIENTIFIC APPROACHES TO THE BUILDING OF EVALUATION COMPETENCE FORMATION SYSTEMIN FUTURE TEACHERS' EDUCATION.The article describes four scientific approaches to the buildingof evaluation competence formation system in future teachers' education. They are: competence, activity, system and process approaches. Each of them can be researched separately but all together they form the mainstream of the evaluation competence formation system. The author analyses here foreign and national researches in the fields of these four conditions.
Key words: competence, activity, system, process approach, scientific approaches, evaluation competence, formation system, motivation, heuristic methods, values and morality.
Д.А. Примеров, ФГБОУ ВПО «Челябинский гос. педагогический университет», г. Челябинск;
З.М. Большакова, ФГБОУ ВПО «Челябинский гос. педагогический университет», г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье описываются четыре научных подходов к формированию профессиональной компетентности учителей: системный, деятельностный, компетентностный, процессный. Каждый из них может быть исследован отдельно, но все вместе они формируют господствующую тенденцию системы формирования оценочной компетентности. Автор анализирует в работе иностранные и национальные исследования в указанных областях.
Ключевые слова: компетенция, деятельность, система, процессный подход, научные подходы, оценочная компетентность, система формирования, побуждение, эвристические методы, ценности и этика.
Общество требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности. В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста, способного объективно и качественно оценить знания, умения, навыки учащихся. Данная задача реализуема только в том случае, когда образование становится личностно значимой деятельностью студента, в условиях компетентностного подхода.
В принятом в России документе «Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования» [1] компетентно-стный подход выступает как одно из оснований обновления образования. В официальных документах, материалах и статьях, посвященных болонскому процессу [2; 3], компетентностный подход чаще всего трактуется как метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования (система обеспечения качества). Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана.
Компетентностный подход, применительно к формированию оценочной компетенции студентов педагогического вуза, предусматривает решение задач, связанных с поэтапным формированием оценочной компетенции; формирование опыта в оценочной деятельности, использовании технологий и комплексов оценивания; формирование профессионально значимых личностных качеств в оценивании результатов обучения. Компетентностный подход также предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний, умений, навыков оценочной деятельности, способностей и готовностей к оцениванию результатов обучения, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-другому определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании [4].
По мнению В.И. Байденко, одним из важнейших вопросов на сегодняшний день является воздействие компетентностного подхода на формирование новой оценочной культуры, которая предполагает переход от оценки знаний (как доминирующей характеристики) к оцениванию компетенций. Этому обстоятельству также серьезное внимание уделила группа исследователей, выполнивших проект «Совершенствование структуры ГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника и разработка информационной технологии их проектирования» (К.Е. Аббакумов, А.М. Коточигов, Н.Н. Кузьмин, О.Ю. Маркова, Д.В. Пузанков, А.А. Шехонин и др.). Они отметили, что завтрашний день потребует инновационной методологической перестройки оценки качества усвоенных знаний, приобретенных навыков, способностей и компетенций [5]. Подобного мнения придерживаются и многие западные исследователи: результаты обучения и компетенции очень важны для выработки новых подходов к оцениванию и обеспечению качества. При компетентностном подходе результаты обучения и компетенции находятся в центре деятельности по реформированию образования [2, с. 8].
Оценочная компетенция в нашем понимании - это интегративное качество личности, включающее в себя знания, умения, опыт оценочной деятельности, сформированную мотивацию к данному виду деятельности, владение ее структурой и воспитанным отношением к ее процессу и результату. Оценочная компетенция - одна из профессиональных компетенций, компонентный состав которой включает в себя знания, умения, владения, опыт оценочной деятельности и характеризующаяся готовностью и способностью выполнять данную деятельность с помощью инструментов оценивания, разрабатывать новые технологии оценивания, а также способностью к самооценке.
Оценочная компетенция представляется нами как новое качество оценочной деятельности, которое понимается намного шире и глубже оценочной деятельности. Но все же основным элементом оценочной компетенции остается оценочная деятельность, в то же время процесс формирования оценочной компетенции сам по себе представляет собой деятельность, а значит, рассмотрим оценочную компетенцию с позиций деятельностного подхода.
Деятельностный подход позволяет определить базисные содержательные и методологические основания образования.