УДК 377.5
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ
ПРОМЫСЛЫ»
Т.Г. Забелина
Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия
murd erdolls2@ma il.ru
Статья посвящена комплексному исследованию научных подходов к пониманию уровней освоения профессиональных компетенций. Цель исследования - разработать механизм выявления структуры профессиональных компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) и разложить их на уровни освоения. В качестве основных методов исследования по выявлению и упорядочиванию указанных ключевых признаков в статье используются теоретические методы и графический метод представления результатов контент -анализа. На основании предыдущего исследования, посвященного анализу общих компетенций группы СПО, и проведенного анализа в данной статье была выработана обобщенная классификация уровней освоения компетенций: 1. распознавание; 2.воспроизведение; 3. применение по известному алгоритму; 4. применение в отсутствие алгоритма; 5. производство нового знания. Эти уровни были обозначены буквами A, B, C, D, E. Взяв за основание признаки проявления профессиональных компетенций среднего профессионального образования и сопоставив каждому признаку итоговый уровень освоения проводится количественный подсчет проявления уровней. Результаты представлены в виде гистограмм по каждой компетенции. Проведенное исследование показало, что в профессиональных компетенциях по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ведущими являются уровни освоения А, В, С и Е.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, общие и профессиональные компетенции, структура и уровни освоения компетенций.
THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF GRADUATES OF INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF "DECORATIVE APPLIED ART AND FOLK CRAFTS"
T.G. Zabelina
Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia
murd erdolls2 @ma il.ru
The article is devoted to the complex research of scientific approaches to understanding the levels of development of professional competencies. The purpose of the study is to develop a mechanism for identifying the structure of professional competencies of graduates of institutions of secondary vocational education (sve) and place them on the levels of development. As the main research methods to identify and organize these key signs this article uses the theoretical methods and the graphical method ofpresenting the results of the content analysis. On the basis ofprevious studies on the analysis of the General competencies of the group, SPO, and the analysis conducted in this paper, we have developed a generalized classification of the levels of development of competences: 1. recognition; 2.playback; 3. applying the known algorithm; 4. the application in the absence of an algorithm; 5. the
production of new knowledge. These levels were designated by letters A,B,C,D,E. Taking as the basis of the evidence of professional competences of secondary vocational education and comparing each characteristic of the final level of development, quantitative count symptoms of levels. The results are presented as histograms for each competence. The study showed that professional competence in the specialty "Decorative and applied arts and folk crafts" are leading levels of development.
Keywords: competence, competence, General competence, professional competence, levels and structure of development of competences.
В настоящее время в системе среднего профессионального образования в России реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения, предполагающий применение компетентностного подхода для организации процесса образования. Это необходимо для того, чтобы обеспечить качество подготовки будущих специалистов при помощи компетентности и компетенций, которое бы соответствовало потребностям современного рынка труда.
Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность - актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Под компетенцией авторы [1] понимают совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и личностных качеств, создающих условия для успешного выполнения субъектом континуума действий в контексте деятельности.
Все компетенции подразделяются на общие (ОК) и профессиональные (ПК). Можно отметить, что ОК являются общими для различных направлений подготовки. Это показывает их фундаментальность и значимость для личности будущего профессионала, а не только для его деятельности. Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности [2; 3].
Профессиональная компетентность - это совокупность личностно-социально -деятельностных компетенций, обеспечивающих успешность освоения какой-либо профессиональной деятельности, эффективность ее исполнения и высокий уровень установки на саморазвитие [1]. При этом личностное направление включает в себя компетенции, относящиеся к самому себе как личности и как субъекту жизнедеятельности; социальное направление представляет собой компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; и, наконец, деятельностное направление - компетенции, относящиеся непосредственно к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. Интегративными показателями сформированности профессиональной компетентности являются результаты его деятельности, установка на самообразование и развитие в профессиональном, общекультурном и личностном плане [4; 5].
Цель исследования - разработать механизм выявления структуры профессиональных компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования в сфере «декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» и разложить их на уровни освоения. Задачами исследования являются: выявление признаков проявления профессиональных компетенций; сопоставление каждому признаку итоговый уровень освоения; проведение количественного подсчета уровней
освоения. В качестве основных методов исследования по выявлению и упорядочиванию ключевых признаков проявления компетенций будем использовать теоретические методы методологии «Тюнинг» и графический метод представления результатов сравнительного и таксономического анализа.
Согласно проекту «Тюнинг», компетенция включает: «знание и понимание» (знание академической области, способность знать и понимать); «знание как действовать» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации);«знание как быть» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Результаты обучения при этом планируются по следующим группам: знание и понимание (группа А), интеллектуальные навыки (группа В), практические навыки (группа С), переносимые навыки (группа Д) [6].
В результате контент-анализа теоретических методов (методология «Тюнинг», методология технологического подхода к описанию результатов обучения) н ами была выработана обобщенная классификация уровней освоения компетенций: 1 распознавание; 2 воспроизведение; 3 применение по известному алгоритму; 4 применение в отсутствие алгоритма; 5 производство нового знания. Эти уровни были обозначены буквами А (распознавание), В (воспроизведение), С (применение по известному алгоритму), D (применение в отсутствие алгоритма), Е (Производство нового знания) и по аналогии с методикой, предложенной в проекте «Тюнинг», рассмотрены общие компетенции выпускников учреждений СПО. По данному исследованию [7] получены следующие результаты: в общих компетенциях ведущими являются умения действовать как по известному алгоритму, так и в его отсутствие. Выявлено, что важным является усвоение универсальных способов учебной деятельности, получения и применения знаний.
В сфере «Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» была применена данная обобщенная классификация в отношении профессиональных компетенций. Взяв за основание принятый приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1389 "Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно -прикладное искусство и народные промыслы (по видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34873)и признаки проявления общих компетенций СПО, предложенные в [8], каждому признаку был сопоставлен итоговый уровень освоения. В результате были получены следующие адаптированные таблицы (таблица 1 и таблица 2).
Таблица 1
Признаки проявления профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС для группы СПО в сфере «Декоративно -прикладного искусства и народных промыслов» (Творческая и исполнительская деятельность)
№ ПК Содержание ПК Уровень освоения
ПК 1.1. Изображать Знать: последовательность процесса изучения и А
человека и окружающую профессионального изображения натуры, ее
предметно- художественной интерпретации средствами
пространственную среду рисунка и живописи.
средствами Уметь: применять теоретические знания в С
академического рисунка и практической учебно -познавательной деятельности
живописи при выполнении учебных заданий по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов; ориентироваться в теории композиции и
современного изобразительного искусства С
Продолжение таблицы 1
ПК 1.2. Создавать Знать: основы художественного проектирования А
художественно - изделий ДПИ.
графические проекты Уметь: создавать самостоятельные эскизы изделий С
изделий декор-прикл. декоративно - прикладного искусства и воплощать
искусства их в материале
индивидуального и
интерьерного значения и
воплощать их в материале
ПК 1.3. Собирать, Знать: этапы работы над произведением А
анализировать и декоративно -прикладного искусства и народных
систематизировать промыслов.
подготовительный Уметь: самостоятельно подбирать необходимый С
матер иал пр и подготовительный материал для создания проектов
проектировании изделий декоративно - прикладного искусства.
декор-прикл. искусства Владеть: проектной работой по синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта (свободно владеет приемами создания композиционных решений и применяет их в практической деятельности; использует в разработке проектных идей творческий подход в создании комплексных функциональных и композиционных решений; анализирует полученные результаты, делает выводы) Е
ПК 1.4. Воплощать в Знать: особенности графических, живописных, А
материале самостоятельно пластических решений при изготовлении изделий
разработанный проект декоративно - прикладного искусства;
изделия декор-прикл. художественно технические приемы изготовления
искусства (по видам) изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно - прикладного искусства (по видам).
Уметь: выполнять изделия декоративно - С
прикладного искусства на высоком
профессиональном уровне; применять
технологические эстетические традиции при
исполнении современных изделий декоративно -
прикладного искусства.
ПК 1.5. Выполнять эскизы Знать: основы изобразительной грамоты, методы В
и проекты с способы графического пластического изображения
использованием различных геометрических тел, природных объектов, пейзажа,
графических средств и человека.
приемов Уметь: использовать основные изобразительные материалы и техники; разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно - прикладного искусства; Е
выполнение эскизов, проектов в соответствии с D
тематикой.
Владеть: классическими изобразительными и С
техническими приемами, материалами и
средствами проектной графики и макетирования
ПК 1.6. Самостоятельно Знать: художественные эстетические свойства цвета; А
разрабатывать основные закономерности создания цветового строя.
колористические решения Уметь: решать колористические задачи при создании С
художественно - изделий декоративно- прикладного искусства и
графических проектов народных промыслов; разрабатывать специальные
изделий декор-прикл. и композиции для декоративного оформления изделий
народного искусства декоративно -прикладного искусства
Окончание таблицы 1
ПК 1.7. Владеть культурой Знать: профессиональную терминологию; методику В
устной и письменной речи, создания собственных текстов официально-делового,
профессиональной учебно-научного стилей.
терминологией Уметь: пользоваться багажом теоретических и С
профессиональных знаний;
применять профессиональную терминологию в Е
теоретических выступлениях и докладах;
свободно общаться на профессиональные повседневные Б
темы, используя багаж теоретических практических
знаний;
участвовать в дискуссиях по профессиональным Е
проблемам; формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя аргументации
исторические сведения
Из таблицы 1 видно, что содержание компетенций имеют, в основном, стандартный состав - знания, умения и навыки и различные уровни освоения, и это позволяет провести дальнейший анализ каждой компетенции. Количество составляющих по каждой компетенции неоднородно, им соответствуют разные уровни освоения. В основном, это такие уровни, как А и С. Уровень В и Е встречается в трех компетенциях (ПК 1.3; ПК 1.5; ПК 1.7.), а уровень Б - только в двух (ПК 1.5; ПК 1.7).
Из таблицы 2 видно, что профессиональные компетенции имеют в своем составе знания, умения и навыки, направленные на освоение будущей профессии, а также на общее развитие личности. Это видно по присвоенным им уровням освоения, которые, в основном, составляют уровни С, Б и Е.
Таблица 2
Признаки проявления профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС для групп СПО в сфере «декоративно -прикладного искусства и народных промыслов» (Производственно -технологическая деятельность)
№ ПК Содержание ПК Уровень освоения
ПК 2.1. Копировать бытовые Знать: особенности различных видов В
изделия традиционного декоративно - прикладного искусства,
прикладного искусства технологические приемы.
Уметь: выполнять профессиональные копии С
произведений ДПИ
ПК 2.2. Варьировать изделия Знать: специфику профессионального В
декоро -прикл. и народного материального воплощения авторских
искусства с новыми композиций на основе традиций и
технологическими и современных требований декоративно -
колористическими решениями прикладного искусства; особенности приёмов гармонизации форм, структур, комплексов.
Уметь: применять новаторские Б
технологические и колористические
решения при создании актуальных изделий
декоративно - прикладного и народного
искусства;
разрабатывать комплекс функциональных, Е
композиционных решений;
разрабатывать проектную идею, Е
основанную концептуальном, творческом
подходе решению поставленной задачи
Окончание таблицы 2
ПК 2.3. Составлять Знать: последовательность профессионального воплощения B
технологические карты авторских проектов изделий декоративно - прикладного
исполнения изделий декор - искусства (по видам) в материале.
прикл. и народного Уметь: составлять технологические карты и исполнения
искусства картоны изделий декоративно - прикладного и народного C
искусства.
ПК 2.4. Контролировать Знать: состав функций и возможности использования C
изготовление изделий на основных профессиональных компьютерных программ
предмет соответствия при реализации замысла в изготовлении изделия
требованиям, декоративно -прикладного искусства.
предъявляемым к изделиям Уметь: грамотно использовать компьютерные технологии C
декор-прикл. и народного при реализации замысла в изготовлении изделия
искусства тр адиционно -прикладно го ис кусств а;
использовать программное обеспечение C
профессиональной деятельности;
проводить исследовательскую работу, используя D
современную литературу и интернет-источники
ПК 2.5. Планировать Знать: механизмы целеполагания, планирования, C
работу коллектива организации, анализа, самооценки успешности
ис по лнителей и собственной деятельности и коррекции результатов в
собственную деятельность области производственной деятельности.
Уметь: правильно рассчитывать время и объем E
выполняемой работы;
распределять время и нагрузку наиболее рациональным E
способом;
эффективно взаимодействовать и общаться с коллегами и E
руководством
ПК 2.6. Использовать Знать: требования, предъявляемые к изготовлению Б
компьютерные технологии изделий декоративно -прикладного и народного искусства.
при реализации замысла в Уметь: осуществлять контроль над изготовлением
изготовлении изделия изделий на предмет соответствия требованиям, C
тр адиционно -прикладно го предъявляемым к изделиям декоративно -прикладного и
искусства народного искусства;
демонстрировать изготовленные лично изделия ДПИ,
соответствующие требованиям D
ПК 2.7. Обеспечивать и Знать: основные виды потенциальных опасностей и их Б
соблюдать правила и последствия в профессиональной деятельности, принципы
нормы безопасности в снижения вероятности их реализации; правила техники
профессиональной безопасности при создании изделий декоративно -
деятельности прикладного искусства по видам; порядок и правила
оказания первой помощи пострадавшим.
Уметь: предпринимать профилактические меры для С
снижения уровня опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной деятельности;
оказывать первую помощь пострадавшим С
Из двух групп профессиональных компетенций мы выделяем так называемые общепрофессиональные компетенции, которые включают: способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, знание профессиональных терминов (ПК 1.7); навыки работы с компьютером; навыки управления информацией; исследовательские навыки (ПК 2.6). В эту группу можно включить также такие социально-личностные компетенции, как способность работать самостоятельно и в команде (ПК 2.5), знание и соблюдение мер безопасности (ПК 2.7). В таблице 3 приводится результат количественного подсчета проявления уровней освоения компетенций по двум
группам. Знаком «+» в данном случае обозначается наличие у той или иной компетенции одного из пяти уровней освоения.
Таблица 3
Уровни освоения профессиональных компетенций СПО по двум группам ПК в сфере «декоративно -прикладного искусства и народных промыслов»
^^^^ Уровни Профес.^^^ ко мпетенции^^^^ А В С Б Е
Группа 1 Творческая и исполнительская деятельность
ПК 1.1 + - + - -
ПК 1.2 + + - -
ПК 1.3 + + - +
ПК 1.4 + + - -
ПК 1.5 + + - +
ПК 1.6 + - + - -
ПК 1.7 - + + + ++
Группа 2 Производственно -технологическая деятельность
ПК 2.1 - + + - -
ПК 2.2 - + - + ++
ПК 2.3 - + + - -
ПК 2.4 - - +++ - -
ПК 2.5 - - + - +++
ПК 2.6 - + + - -
ПК 2.7 - + ++ - -
Сумма 5 7 17 5 9
На основании суммирования результатов по каждой из компетенций можно сделать вывод, что ведущим являются уровни С, Е и В, где С - применение по известному алгоритму; Е - производство нового знания; В - воспроизведение.
На основании анализа проведенных выше результатов обобщим суммарные результаты уровней освоения компетенций по всем профессиональным компетенциям, где а - суммарные результаты по уровням освоения профессиональных компетенций в группе 1 (творческая и исполнительская деятельность), б - в группе 2 (производственно -технологическая деятельность) (см. рис.).
а
б
Рис. Усредненные показатели уровней освоения профессиональных компетенций в сфере «декоративно-прикладного искусства и народных промыслов»
Из рисунка 3 видно, что ведущими являются уровни А, В, С и Е. Можно сделать вывод, что знания (уровень А и В) тесно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Это могут быть знания конкретных техник, методик, законов, действий и приемов при осуществлении профессиональной деятельности. На основании набора профессиональных компетенций (уровень С) выпускник должен быть готов к поиску нового, актуального знания, распространению его, осознанию общественной значимости своей деятельности, готовность к ней в динамично изменяющихся экономических условиях (уровень Е).
Таким образом, в настоящей статье приведена структура профессиональных компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования и выведена обобщенная классификация уровней освоения профессиональных компетенций. Был выработан механизм выявления структуры профессиональных компетенции, который включает в себя следующие этапы: 1. была выработана обобщенная классификация уровня освоения компетенций и им были присвоены соответствующие буквы А, В, С, D, Е; 2. данная классификация была применена по отношению к профессиональным компетенциям в сфере «Декоративно -прикладного искусства и народных промыслов»; 3. у каждой профессиональной компетенции были выделены признаки проявления, а каждому признаку был присвоен соответствующий уровень освоения. Результаты наглядно представлены в виде двух таблиц; 4. был проведен количественный подсчет каждого уровня освоения в виде двух таблиц.
Предложенная в статье методика уровневого проявления признаков ПК может стать действенным инструментом диагностики ПК обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке студентов среднего профессионального образования. Это может позволить сделать процесс формирования и развития ПК более эффективным и целенаправленным.
Литература
1. Матушанский Г.У., Кудаков О.Р., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: монография . Казань: КГЭУ, 2010. 135 с.
2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формированиеи оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 416 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АП-КиПРО, 2002. 24 с.
4. Костюченко Д.Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе освоения профессионального модуля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 273-275. URL: http://e-koncept.ru/2016/76472.htm.
5. Лукьянова Е.С. Методологические основы проектирования конкурентоспособного профессионального поведения // Образование в современном мире: сб. науч. ст. / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2009. Вып. 4. C. 298.
6. Международная научно -методическая конференция «Тюнинг в России». Tuning Centers.URL: http://tuningrussia.org/ (accessed: 26.04.2017).
7. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Забелина Т.Г. Уровеневый анализ освоения общих компетенций студентов средних специальных учебных заведений//Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2017, № 1, С. 86-98
8. Методические рекомендации по составлению таблицы диагностического минимума как элемента мониторинга уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся. ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум». 2015. 18 с.
References
1. Matushansky, G.U., Chudakov O.R., Zawada G.V. Theoretical and methodological aspects of competence approach in higher professional education: monograph .Kazan: Kazan state power engineering University, 2010. 135 p.
2. Ephraim N. F. Competence in education: shapingand evaluation. M: National education, 2012.416 p.
3. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010. M.: AP-Cyprus, 2002. 24 p.
4. Kostyuchenko D.N. Formation of professional competences during the professional development modules // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2016. Vol. 43. Pp. 273-275. URL: http://e-koncept.ru/2016/76472.htm.
5. Luk'yanova E.S. Methodological foundations of design competitive professional conduct Educationin the modern world: collection of scientific works. art. / under the editorship of Professor Yu.G. Golub.Saratov: Publishing house of Saratov University, 2009. Vol. 4. P 298.
6. International scientific-methodical conference "Tuning in Russia". Tuning Centers.URL: http://tuningrussia.org/ (accessed: 26.04.2017).
7. Matushansky G.U., Zawada G.V., Zabelina T.G. Urbanely analysis of the development of General competences of students of secondary special educational institutions//Herald of the Kazan State power engineering University 2017, No. 1, Pp. 86-98.
8. Methodological recommendations on the drafting table scan at least as part of the monitoring of the level of formation of General and professional competencies of students. GAPOWITH "Kamensk-Ural radioengineering College". 2015. 18 p.
Автор публикации
Забелина Татьяна Геннадиевна - аспирант, Казанский государственный энергетический университет; преподаватель, Казанский техникум народных художественных промыслов.
The author of the publication
Tatyana G. Zabelina - postgraduate student, Kazan State Power Engineering University; teacher, Kazan College of folk arts and crafts.
Дата поступления 03.09.2017.