Научная статья на тему 'Система диагностической деятельности педагога-психолога в профориентации школьников'

Система диагностической деятельности педагога-психолога в профориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система диагностической деятельности педагога-психолога в профориентации школьников»

«Профессиональная ориентация»

2017, №2

Электронный

научный журнал

Е.Г. Губарькова

МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково, Россия

СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ

Проблема профессионального самоопределения личности становится актуальной в подростковом возрасте: девятикласснику необходимо определиться с выбором профессии для того, чтобы решить вопрос о дальнейшем обучении (будет или нет получать профессиональное образование, в каком учебном заведении он будет учиться после окончания основной школы, какой профиль обучения и т.д.)

С учетом психологических особенностей этого возраста (речь идет о неустойчивости интересов подростков) для успешного профессионального самоопределения учащихся психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса предполагает определенную систему диагностической деятельности, которая должна быть правильно организована и включать следующие этапы:

Пропедевтический этап. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательных запросов учащихся осуществляется с помощью анкетирования (в т.ч. родителей и педагогов), тестирования, собеседования и т.д., что позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки (условно «хочу»), а управленцам -дает возможность создать сеть предпрофильной подготовки школьников.

Основной этап. Диагностика обучающихся 8-9 классов позволяет проанализировать содержание профильной ориентации (условно «могу»): выявить способы принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; рассмотреть ограничители (затруднения, проблемы) выбора профиля; «пробы» выбора профиля обучения и т.д.

Аналитический этап. Итоговая диагностика обучающихся 9, 11 классов позволяет отследить результаты предпрофильной подготовки и профильного обучения при помощи повторного использования единого банка диагностических процедур и используется для дифференциации массива учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах профильного обучения на этапе старшей школы, а управленцам - дает возможность открыть востребованные практикой профильные классы.

ISSN 2411-2550

38

www.poiournal.ru

«Профессиональная ориентация»

2017, №2

Электронный

научный журнал

Перечень основных диагностических методик, используемых

педагогом-психологом для профориентации школьников:

Классы Методика Предмет исследования

4 класс «Карта интересов» Интересы и склонности учащихся

ГИТ (групповой интеллектуальный тест) Умственное развитие, гуманитарная и математическая направленности

Анкета для родителей Интересы и склонности учащихся, запросы к ОУ

6 класс «Карта интересов» для учащихся 3-6 классов Динамика интересов и склонностей учащихся

ГИТ Динамика умственного развития

7 класс «Карта интересов» А.Е. Голомштока (модифиц.) Интересы и склонности учащихся

ШТУР (школьный тест умственного развития) Умственное развитие, способности учащихся к школьным предметам

Анкета для учащихся и их родителей Интересы и склонности учащихся, запросы к ОУ

8 класс Опросник ЛИП Н.С.Пряжникова Профпредпочтения, готовность подростков к выбору профессии

9 класс ШТУР Умственные способности

«Карта интересов» А.Е. Голомштока (модифиц.) Интересы и склонности учащихся

Опросник Л11П Н.С.Пряжникова Профпредпочтения, готовность подростков к выбору профессии

Методика В.Б. Успенского Готовность к выбору профессии

10 класс Анкета для учащихся Удовлетворенность выбором профиля, успешность обучения

11 класс Опросник профготовности Л.Н.Кабардовой Профессиональная готовность учащихся

Одним из основных направлений работы школьного психолога является помощь учащимся в профессиональной ориентации, предполагающей определение их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении. Здесь необходимо отметить, что психолог содействует самостоятельному принятию решения учащимся о характере и форме дальнейшего образовании, оснастив этот процесс соответствующими средствами. В этом большую роль играет система диагностической деятельности.

Библиографический список

1. Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в школе. - Саратов, 2006

2. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: «Первое сентября», 2004

^БЫ 2411-2550 39 www.poiournal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.