«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
Е.Г. Губарькова
МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково, Россия
СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ
Проблема профессионального самоопределения личности становится актуальной в подростковом возрасте: девятикласснику необходимо определиться с выбором профессии для того, чтобы решить вопрос о дальнейшем обучении (будет или нет получать профессиональное образование, в каком учебном заведении он будет учиться после окончания основной школы, какой профиль обучения и т.д.)
С учетом психологических особенностей этого возраста (речь идет о неустойчивости интересов подростков) для успешного профессионального самоопределения учащихся психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса предполагает определенную систему диагностической деятельности, которая должна быть правильно организована и включать следующие этапы:
Пропедевтический этап. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательных запросов учащихся осуществляется с помощью анкетирования (в т.ч. родителей и педагогов), тестирования, собеседования и т.д., что позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки (условно «хочу»), а управленцам -дает возможность создать сеть предпрофильной подготовки школьников.
Основной этап. Диагностика обучающихся 8-9 классов позволяет проанализировать содержание профильной ориентации (условно «могу»): выявить способы принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; рассмотреть ограничители (затруднения, проблемы) выбора профиля; «пробы» выбора профиля обучения и т.д.
Аналитический этап. Итоговая диагностика обучающихся 9, 11 классов позволяет отследить результаты предпрофильной подготовки и профильного обучения при помощи повторного использования единого банка диагностических процедур и используется для дифференциации массива учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах профильного обучения на этапе старшей школы, а управленцам - дает возможность открыть востребованные практикой профильные классы.
ISSN 2411-2550
38
www.poiournal.ru
«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
Перечень основных диагностических методик, используемых
педагогом-психологом для профориентации школьников:
Классы Методика Предмет исследования
4 класс «Карта интересов» Интересы и склонности учащихся
ГИТ (групповой интеллектуальный тест) Умственное развитие, гуманитарная и математическая направленности
Анкета для родителей Интересы и склонности учащихся, запросы к ОУ
6 класс «Карта интересов» для учащихся 3-6 классов Динамика интересов и склонностей учащихся
ГИТ Динамика умственного развития
7 класс «Карта интересов» А.Е. Голомштока (модифиц.) Интересы и склонности учащихся
ШТУР (школьный тест умственного развития) Умственное развитие, способности учащихся к школьным предметам
Анкета для учащихся и их родителей Интересы и склонности учащихся, запросы к ОУ
8 класс Опросник ЛИП Н.С.Пряжникова Профпредпочтения, готовность подростков к выбору профессии
9 класс ШТУР Умственные способности
«Карта интересов» А.Е. Голомштока (модифиц.) Интересы и склонности учащихся
Опросник Л11П Н.С.Пряжникова Профпредпочтения, готовность подростков к выбору профессии
Методика В.Б. Успенского Готовность к выбору профессии
10 класс Анкета для учащихся Удовлетворенность выбором профиля, успешность обучения
11 класс Опросник профготовности Л.Н.Кабардовой Профессиональная готовность учащихся
Одним из основных направлений работы школьного психолога является помощь учащимся в профессиональной ориентации, предполагающей определение их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении. Здесь необходимо отметить, что психолог содействует самостоятельному принятию решения учащимся о характере и форме дальнейшего образовании, оснастив этот процесс соответствующими средствами. В этом большую роль играет система диагностической деятельности.
Библиографический список
1. Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в школе. - Саратов, 2006
2. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: «Первое сентября», 2004
^БЫ 2411-2550 39 www.poiournal.ru