УДК 37.012.1
Kenispaev Zh.K., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Chupriyanova О.М., Head of Educational and Teaching Methods Office, Altai Regional Institute of Improvement of Professional
Skill of Workers of Education (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER AS A SUBJECT OF STUDY. The article is dedicated a study of the category of activity in pedagogy. The authors identify and analyze the scope and contents of the concept of "an activity" and pay attention to the specifics of a professional pedagogical activity. From the analysis of the category of professional competence of the teacher, the authors state that this concept is directly related to the concept of activity. Considering human activity as it a generic basis, the authors argue that as the subject of activity of people actively transforming the nature of the social world and itself. Human activity is a condition of his freedom, because it allows to realize his scientific, proven experience of understanding the order and harmony. A significant role in the analysis of the category of activity is played by philosophy, which, using its heuristic potential, identifies various aspects of human activity and justifies its methodological principles.
Key words: pedagogy, competences, activity, education, philosophy, person, professional activity.
Ж.К. Кениспаев, д-р филос. наук, проф. каф. философии и культурологии, Алтайский государственный
педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.М. Чуприянова, начальник учебно-методического отдела, Алтайский краевой институт повышения квалификации
работников образования, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена категории деятельности в педагогике. Авторы выявляют и анализируют объем и содержание понятия «деятельность» и обращают внимание на специфику профессиональной педагогической деятельности. На основе анализа категории профессиональных компетенций педагога авторы статьи утверждают, что это понятие непосредственно связано с понятием деятельности. Рассматривая деятельность человека в качестве его родового признака, авторы статьи утверждают, что как субъект деятельности человек активно преобразует природу, социальный мир и самого себя. Деятельность человека является условием его свободы, так как она позволяет реализовывать его научные, проверенные опытом представления о порядке и гармонии. Значительную роль в анализе категории деятельности играет философия, которая, используя свой эвристический потенциал, выявляет различные аспекты деятельности человека и обосновывает ее методологические принципы.
Ключевые слова: педагогика, компетенции, деятельность, образование, философия, человек, профессиональная деятельность.
Деятельность педагога основывается на его профессиональных компетенциях, которые формируются в процессе обучения, овладения человеком навыками педагогической работы. Понятие «компетенция» происходит от латинского слова «competere», которое означает «соответствовать», «подходить». В общем случае, быть компетентным означает хорошо знать определенное ремесло, осознанно осуществлять специализированный вид деятельности. Очевидно, что все виды профессиональной деятельности человека предполагают наличие у него соответствующих компетенций. В этой связи принято выделять так называемые профессиональные компетенции, которые представляют собой сформулированные официальным языком требования к человеку, претендующему заниматься определенным видом деятельности. Специализация человеческой деятельности стала следствием общественного разделения труда. Педагогическая деятельность в этом смысле не исключение - она выделилась в отдельный вид деятельности в ходе эволюции человеческого общества. «Общее образование, как и грамотность, - не самоцель, - пишут учёные, - в условиях естественного разделения труда каждому человеку приходится самоопределяться в выборе той или иной профессии или специальности. Важно учитывать, однако, не только экономическую эффективность разделения труда, но и личностные потребности наиболее полной жизненной самореализации в соответствии со своими способностями и интересами. Ясно, что такая самореализация возможна лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть профессионально компетентным.... Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. «Эмбрионы» всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре и содержании общего образования, но и в структуре грамотности» [1, с. 64 - 65].
Таким образом, фундаментальным понятием, характеризующим отношение человека к окружающему миру, является деятельность. Категория деятельности в основном исследуется в
рамках философии, которая рассматривает ее сквозь призму различных форм человеческой активности [2]. Человек, выступая субъектом деятельности, активно преобразует природу, рассматривая последнюю в качестве объекта приложения своей силы. Если философские категории субъекта и объекта обозначают характер человеческой деятельности в самом широком смысле этого слова, то в частных науках они имеют отношение только к определенной предметной области. Педагогика, например, изучает субъектно-объектные отношения в сфере образования и воспитания. Но специфика педагогической деятельности заключается в том, что в процессе обучения устанавливаются, как правило, не субъектно-объектные, а субъектно-субъектные отношения. Последнее предполагает, что обучающийся школы или вуза - это не реципиент, не пассивный слушатель или наблюдатель, а индивид со своим взглядом на мир, жизненным опытом, с известным багажом знаний. В процессе педагогической деятельности все эти факторы, безусловно, должны учитываться преподавателем, если он желает достичь поставленной перед собой конкретной цели.
Если рассматривать деятельность с формально-логической точки зрения, то объем этого понятия включает в себя всю совокупность человеческой активности, как материальное производство, так и деятельность духовную. При формальном подходе отсутствует аксиологический аспект, то есть нас не интересуют последствия человеческой деятельности. А они могут быть самыми различными, от высокого полета мысли до самых деструктивных видов деятельности. Конечно, при анализе педагогической деятельности аксиологический аспект является основным, так как крайне важно знать и предвидеть возможные последствия применения той или иной технологии обучения. Педагогическая деятельность преследует цель формирования духовного мира человека, и для достижения этой цели ученые разрабатывают различные теоретико-методологические принципы. Например, известный отечественный ученый Г.П. Щедровицкий сформулировал и успешно применял в практике (не только педагогической) авторский метод интенсификации деятельности, которую назвал «Организационно-деятельностная игра» (ОДИ). «Орга-низационно-деятельностная игра, - пишет Г.П. Щедровицкий, -
это новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Такая способность ОДИ как универсальной формы имитации различных видов и типов коллективной мыследеятельности (МД, мышления, включенного в контекст практической деятельности) позволяет нам использовать ее с самым разным назначением и функциями. Какими именно — это зависит от типа и характера тех систем МД, которые «захватывают» ОДИ и стремятся использовать ее в своих целях. Если внешняя система-пользователь ОДИ будет, к примеру, производственной, то ОДИ получит производственно-практическое назначение и может выступить в качестве средства и метода разрешения производственных проблем и задач. Если же эта внешняя система-пользователь будет педагогической, то ОДИ может выступить в качестве средства и метода обучения и воспитания детей в школе» [3, с. 114 - 115].
Обращает на себя внимание универсальность методологического подхода Г.П. Щедровицкого, возможность использования принципы ОДИ для решения самых различных практических задач. Если от объема понятия деятельности перейти к его содержанию, то есть совокупности существенных признаков, то основными признаками деятельности являются активный, преобразовательный и творческий характер человеческого отношения к миру. В содержание понятия деятельности, как правило, включают самый широкий спектр признаков, которые характеризуют особый преобразующий способ реализации человеческого потенциала. Эта особенность является своеобразной границей между животными и человеком, первые также способны к активной деятельности, но они ограничиваются адаптацией к своей экологической нише. Анализируя человеческую деятельность, некоторые исследователи предлагают различать понятия деятельности и поведения. Поведение животных регулируется генетической видовой программой и имеет целью адаптацию к окружающей среде, оно основано на опыте и примитивных формах целесообразности. Поведение человека начинается там, где заканчиваются животные инстинкты, и начинает действовать культурная программа, детерминирующая его поступки. Человеческая деятельность возникает в результате длительной эволюции социальных отношений, а ее основные формы передаются социогенетически от поколения к поколению, что кардинально отличает общество от животного мира.
Человек в процессе деятельности стремится создать для себя наиболее комфортные условия жизни, то есть выходит далеко за пределы адаптационной деятельности. Более того, со временем активная преобразующая мир деятельность сама становится ценностью, так как позволяет человеку осуществлять его замыслы. Человек в качестве субъекта социальных отношений преобразует окружающий мир посредством социальной деятельности. Категория деятельности, как было замечено выше, является одной из основных как в философии, так и в педагогике. Под деятельностью в широком смысле этого слова понимают специфически человеческую активность, в результате которой человек изменяет как природную, так и социальную среду. В процессе деятельности человек не только изменяет окружающий мир, но и преобразует свою сущность. Кроме того, важной характеристикой человеческой деятельности является её коллективный характер, то есть в нее включены все элементы социальной системы. Таким образом, категория деятельности во многом объясняет сущность человеческой природы. В свое время немецкий философ Г. Гегель в «Феноменологии духа» показал эволюционные основы человеческой деятельности через категорию труда. По мнению философа, посредством деятельности человек опредмечивает свой дух, то есть материализует свой внутренний мир, пользуясь орудиями труда, он преобразует природу. Но более важным для Г. Гегеля выступает факт преображения самого человека труда. Благодаря деятельности человек становится свободным, и эта идея в «Феноменологии духа» поясняется диалектикой сознания раба и сознания господина. Человеческая деятельность, таким образом, предстает не только как способ его отношения к природе, но как форма его свободы.
Философский анализ научных категорий - это обязательное условие формирования научной картины мира, он позволяет установить содержание понятия и его место в ряду других научных понятий. Определенная степень абстрактности всегда присуща научной теории, она выступает в качестве идеальной модели действительности. Деятельность человека представляет собой стремление воплотить в реальность теоретические модели, придать им материальную форму. Но жизнь гораздо более сложно устроена, чем любая научная теория, потому
что она находится в динамике, в постоянном изменении, а теория - это застывшая схема, определенный срез реальности. Педагогическая деятельность, под которой мы понимаем особый вид практики человека, представляет собой передачу опыта от старшего поколения к младшему. Такая форма деятельности предполагает наличие у человека соответствующих компетенций. «Мастер педагогического труда (ведущий учитель) - это высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения. Для подготовки специалистов, повышения квалификации педагогов следует акцентировать внимание на формулировании «технологических» выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации; какой метод (обучения, воспитания) избрать, какой способ (общения, воздействия) целесообразен в данных условиях; в чем состоит его ограниченность. Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (предметной, методической, психолого-педагогической, социально-психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. К сожалению, во многих случаях эта компетентность отсутствует, приводя к дидактогеническим прецедентам (причинению вреда нервно-психическому здоровью учащихся). Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности» [4, с. 137].
Значимость личности педагога в воспитании подрастающих поколений стала предметом осмысления уже в самых первых цивилизациях. Мыслители прошлого рассматривали человека в качестве субъекта деятельности, который, стремясь удовлетворить свои потребности, оказывает воздействие на объекты окружающей действительности. Педагогика по своей сути - это особая форма деятельности, которая имеет целью охватить человеческий мир в категориях добра, справедливости, нравственности, разумности. Истинные педагоги не только обучают принципам нравственной жизни, но и сами следуют им. Например, деятельность Сократа в Афинах - яркий пример утверждения своей жизненной позиции, он своим личным примером показал, как должен вести себя в обществе настоящий гражданин. Сократ, хотя и не оставил после себя письменных трудов, но стал символом единства педагогических принципов и жизни.
Наука как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности. Вопрос о месте и роли творческой деятельности человека, ее сущности и последствиях для природы и его самого - это наиболее актуальные темы прошлого века. В частности, отечественный ученый В. И. Вернадский рассматривал человека в качестве субъекта деятельности, способного оказывать влияние на эволюцию всей нашей планеты. Значимость человеческой деятельности, по мнению ученого, проявляется не только в ходе развития общества, но и обнаруживается в истории эволюции планеты Земля. Проблема человеческой деятельности концентрирует вокруг себя другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.
Педагогика как вид теоретической и практической деятельности человека имеет под собой философские основания. Философия осуществляет рефлексию над методологическими проблемами педагогики, помогая таким образом выявить наиболее эффективные способы организации педагогической деятельности. Педагогическая деятельность - это не строгое формальное следование устоявшимся правилам, а творческий процесс, постоянная работа над собой. «Педагогика, - пишет К.Д. Ушин-ский, - не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Таким собранием правил или педагогических рецептов, соответствующим в медицине терапии, являются действительно все немецкие педагогики, всегда выражающиеся «в повелительном наклонении», что, как основательно замечает Милль, служит внешним отличительным признаком теории искусства. Но как было бы совершенно нелепо для медиков ограничиться изучением одной терапии, так было
бы нелепо для тех, кто хочет посвятить себя воспитательной деятельности, ограничиться изучением одной педагогики в смысле собрания правил воспитания. Что сказали бы вы о человеке, который, не зная ни анатомии, ни физиологии, ни патологии, не говоря уже о физике, химии и естественных науках, изучил бы одну терапию и лечил бы по её рецептам, то же почти можете высказать и о человеке, который изучил бы только одни правила воспитания, обыкновенно излагаемые в педагогиках, и соображался бы в своей воспитательной деятельности с одними этими правилами» [5, с. 113].
Немаловажную роль играет категориальный аппарат педагогики, содержание и основные дефиниции которого формулируются в ходе диалога, научной дискуссии. Один из известных методологов отечественной науки, профессор Томского государ-
Библиографический список
ственного университета А.К. Сухотин утверждал, что теория есть движение мысли по структуре объекта, а метод представляет собой движение мысли по структуре самой теории. Представляется, что философские основания педагогики можно было бы определить именно таким образом. Теоретическая педагогика - это движение мысли по структуре практической педагогической деятельности, а философия - это движение мысли по структуре самой теоретической педагогики. Современная педагогика, продолжая традиции фундаментальных исследований в области воспитания подрастающих поколений, нуждается в философском анализе своих фундаментальных категорий. Одной из фундаментальных категорий педагогики, нуждающейся в постоянной философской рефлексии, является категория деятельности.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург Питер, 2000.
2. Чешев В.В. Антропологический смысл категории «деятельность». Вопросы философии. 2016; 2: 22 - 32.
3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. Москва: Шк. культ. полит., 1995.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. Москва: МПСИ, 1998.
5. Ушинский К.Д. Избранные труды. Москва: Издательский дом Амонашвили, 1998.
References
1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika. Sankt-Peterburg Piter, 2000.
2. Cheshev V.V. Antropologicheskij smysl kategorii «deyatel'nost'». Voprosy filosofii. 2016; 2: 22 - 32.
3. Schedrovickij G.P. Izbrannye trudy. Moskva: Shk. kul't. polit., 1995.
4. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya. Moskva: MPSI, 1998.
5. Ushinskij K.D. Izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'skij dom Amonashvili, 1998.
Статья поступила в редакцию 21.05.18
УДК 378
Kibizova Ye.K., postgraduate, Department of Pedagogy, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMING LEGAL COMPETENCE OF GRADUATES OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article studies the development of actual professional and personal quality of graduates of higher educational institution with a special focus on its legal competence. The work defines ways and means of how to form legal competence in the system of higher professional education. Now there is an urgent question about the need for the "advanced" development of legal competence, methods and technologies, having mastered that graduate of higher educational institution will be able to achieve the legitimacy and correctness of educational relations in the new conditions. Actual problem situations create conditions for forming legal competences necessary in the process of training of the future teacher on the basis of modeling of various circumstances of a university life.
Key words: law, teacher, education, legal competence, legal knowledge, higher professional education.
Е.К. Кибизова, аспирант каф. педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт,
г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблемам развития актуального профессионально-личностного качества выпускников высшего педагогического образовательного учреждения - его правовая компетентность. В статье речь идет об определении путей и средств формирования правовой компетентности в системе высшего профессионального образования. Сейчас остро стоит вопрос о необходимости «опережающего» развития правовой компетентности, о методах и технологиях, освоив которые выпускник высшего педагогического образовательного учреждения сможет и в новых условиях самостоятельно добиться правомерности и корректности образовательных отношений. Актуальные проблемные ситуации создают условия формирования правовых компетенций, необходимых в процессе обучения будущего педагога на основе моделирования различных обстоятельств вузовской жизни.
Ключевые слова: право, педагог, образование, правовая компетентность, правовые знания, высшее профессиональное образование.
В современном обществе наблюдается тенденция актуализации правовых знаний и осознания их практической значимости и функциональности в профессиональной деятельности специалистов всех направлений, в том числе и педагогов. Обязательная интеграция правовых знаний в профессиональную деятельность будущего специалиста требует модернизации традиционной системы российского вузовского образования. В связи с этим одной из ведущих задач инновационных изменений российского образования, решаемой на фоне активной интеграции России в мировое образовательное пространство, является задача подготовки специалистов нового типа. Под специалистом нового типа в рамках данного исследования мы будем понимать специалиста-практика, который умеет самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, готов к решению нестандартных задач
и в этой связи обладает практико-ориентированными компетенциями, в полной мере реализуемыми в рамках правового поля профессиональной деятельности, определяемого параметрами законодательной базы специализированной деятельности, законодательной защитой деятельности специалиста, характером регулирующего вмешательства государства, обеспечивающего свободу и законность деятельности специалиста, а также уровень её адаптивности, при этом специалист нового типа должен быть способным к творческому преобразованию действительности, а также профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
Следует констатировать, что в образовательном пространстве возникает противоречие, которое связано с высокими требованиями к профессионально-правовой подготовленности