Лазаревиче Иванове и составила оригинальные математические задачи.
Задача 4. (Назарова Карина, ученица 2«а» класса МОБУ СОШ № 33 им. Л.А. Колосовой, г. Якутск. Номинация «Задачи о Якутии в годы Великой Отечественной войны»)
1) Статья от 1943 года в газете «КыЬ|ыл сулус»: «По состоянию на 22 мая бригада №1 МТС выполнила план в объеме 132%. В составе бригады трудятся Л. Иванов, В. Матвеев, И. Кондратьев». На сколько % был перевыполнен план сбора урожая?
Решение: План - 100%. Выполнение - 132%. Перевыполнение: 132-100 = 32 %. Ответ: План сбора урожая перевыполнен на 32%.
2) Заметка от 1951 года в газете «КыЬ|ыл сулус»: «Комбайнер Иванов Л.Л. взял обязательство собрать урожай со 150 гектар за 10 дней, вместо этого он собрал урожай с 210 гектара за то же время». Какая дневная норма сбора урожая по плану, на сколько она перевыполнена?
Библиографический список
Решение:
1. Дневная норма по плану: 150 (га) / 10 (дн) = 15 (га/дн)
2. Дневная норма выполнения: 210 (га) / 10 (дн) = 21 (га/дн)
3. Перевыполнение дневной нормы: 21 - 15 = 6 (га/дн)
Ответ: Дневная норма сбора урожая по плану 15 гектар,
дневная норма перевыполнена на 6 гектар.
Вывод. При выполнении исследовательской или проектной работы в поисках нужной информации ученики изучают солидное количество специальной литературы, архивные материалы, узнают много нового о родном крае. Это свидетельствует о формировании познавательных, личностных, социально-значимых мотивов и ценностной ориентации по предмету. Таким образом, различные конкурсы с этнорегиональным содержанием могут выступать одним из средств формирования мотивационно-цен-ностного отношения учащихся к математике.
1. Дьячковская М.Д., Аргунова Н.В., Аргунова А.П. [и др.] Этнокультурный компонент в обучении математике: проектирование, разработка и внедрение. Ульяновск: Зебра, 2017.
2. Татарстан в математических задачах: материалы Республиканской молодежной школы-конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ (Казань, 25 марта 2017 года). Под редакцией Л.Р Шакировой. Казань: Казан. ун-та, 2017.
3. Мерлина Н.И. О конкурсах для учащихся «чувашская республика в математических задачах». Математика и математическое образование: сборник трудов конференции. Чебоксары, 2017: 89 - 93.
4. Томилова А. Е. Использование краеведческих математических задач при обучении математике в школе Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева. 16-18 февраля, Вологда: ИП Киселев А.В., 2017: 273 - 277.
5. Аргунова А.П. Формирование мотивационно-ценностного компонента учебной деятельности учащихся в обучении математике. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 68 - 69.
6. Кузнецова Т.В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013; 1 (1): 63 - 69.
7. Дьячковская М.Д. Этноматематика как область научных знаний: предмет и основные понятия. Азимут научных исследований. 2015; 2 (11): 37 - 41.
References
1. D'yachkovskaya M.D., Argunova N.V., Argunova A.P. [i dr.] 'Etnokul'turnyJ komponent v obuchenii matematike: proektirovanie, razrabotka i vnedrenie. Ul'yanovsk: Zebra, 2017.
2. Tatarstan vmatematicheskihzadachah: materialyRespublikanskoJmolodezhnoJshkoly-konferencii, posvyaschennoJgoduN.I. Lobachevskogo v KFU (Kazan', 25 marta 2017 goda). Pod redakciej L.R. Shakirovoj. Kazan': Kazan. un-ta, 2017.
3. Merlina N.I. O konkursah dlya uchaschihsya «chuvashskaya respublika v matematicheskih zadachah». Matematika i matematicheskoe obrazovanie: sbornik trudov konferencii. Cheboksary, 2017: 89 - 93.
4. Tomilova A. E. Ispol'zovanie kraevedcheskih matematicheskih zadach pri obuchenii matematike v shkole Zadachi v obuchenii matematike, fizike i informatike: teoriya, opyt, innovacii: Materialy II MezhdunarodnoJ nauchno-prakticheskoJ konferencii, posvyaschennoJ 125-letiyu P.A. Laricheva. 16-18 fevralya, Vologda: IP Kiselev A.V., 2017: 273 - 277.
5. Argunova A.P. Formirovanie motivacionno-cennostnogo komponenta uchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya v obuchenii matematike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 68 - 69.
6. Kuznecova T.V. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak odin iz sposobov formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij mladshih shkol'nikov. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2013; 1 (1): 63 - 69.
7. D'yachkovskaya M.D. 'Etnomatematika kak oblast' nauchnyh znanij: predmet i osnovnye ponyatiya. Azimut nauchnyh issledovaniJ. 2015; 2 (11): 37 - 41.
Статья поступила в редакцию 16.02.18
УДК 378
Ayubova Sh.I., Cand. of Sciences (History), senior teacher, Department of Legal Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala Russia), E-mail: [email protected]
Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Mustafayev F.M., Doctor of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala Russia), E-mail: [email protected]
ROLE OF PROJECT ACTIVITY IN FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF A STUDENT. The article considers the issues of forming the legal competence of the future teacher with the help of the introduction and use of project activities in modern education. The necessity of using project activity in the educational system of institutions of higher education in the formation of legal competence is determined, and its universality and effectiveness are combined with other teaching methods. On the basis of the analysis of the key concepts "project", "project activity", "legal competence", the authors conclude that an important means of forming legal competence is project activity, in the course of mastering which is the formation of professionally important qualities of the students.
Key words: competence, project, project activity, legal competence, professional competence, competence approach.
Ш.И. Аюбова, канд. ист. наук, ст. преп. каф. юридических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Ф.М. Мустафаев, д-р филос. наук, доц. каф. юридических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА
В статье рассматриваются вопросы формирования правовой компетентности будущего педагога с помощью внедрения и использования проектной деятельности в современном образовании. Определяется необходимость использования проектной деятельности в образовательной системе учреждений высшего образования в формировании правовой компетентности, определили ее универсальность и эффективность в сочетании с другими методами обучения. На основе анализа ключевых понятий «проект», «проектная деятельность», «правовая компетентность», авторы делают вывод о том, что значимым средством формирования правовой компетентности является проектная деятельность, в ходе овладения которой происходит становление профессионально важных качеств специалиста, формирование ключевых квалификаций.
Ключевые слова: компетентность, проект, проектная деятельность, правовая компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход.
Развитие современного общества характеризуется все возрастающей динамичностью, изменением социального устройства, возникновением качественно новых видов деятельности. Для современного специалиста особенно важным становится способность и стремление к самостоятельному поиску необходимой информации, овладения фундаментальными знаниями, составляющими теоретические основы профессиональной деятельности, умения организовывать и воплощать в жизнь новые стратегии деятельности и поведения.
Образовательная ситуация в стране складывается исходя из основных положений сформулированных в ФЗ РФ «Об образовании» (2012 г.) и с реализацией в образовательной деятельности учреждений новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В данных документах определена необходимость переосмысления методологических подходов в практике принятия и реализации решений, связанных с профессиональным образованием и подготовкой подрастающего поколения в динамично изменяющихся условиях [1, с. 225].
Современная система высшее профессиональное образование позволяет формировать специалиста, восприимчивого к изменениям в сфере труда. Это специалист нового типа, который способен определять и действовать в ситуациях неопределенности и противоречивости, ориентирован на творческий подход к делу и обладает высокой культурой мышления.
Профессиональная подготовка студентов вуза - личност-но-деятельностная парадигма обучения, требует кардинального изменения педагогической среды. Ввиду сложившейся ситуации система подготовки будущих учителей должна стать своеобразным звеном в решении поставленных задач. Комплексное применение знаний из разных областей науки выступает как закономерность современного образования, направленного на решение учебных задач и предъявление широкого спектра требований к учителю и его квалификации. Исходя из этого, можем сформулировать, что профессиональная подготовка студентов требует новых подходов. Будущий учитель должен осуществлять действенное управление учебным процессом, мотивировать, организовывать, консультировать учебную деятельность обучающегося. С этой задачей зачастую трудно справиться человеку без педагогического опыта, которым является начинающий учитель. Поэтому успешность будущей профессиональной деятельности зависит от уровня профессиональной готовности студентов [2, с. 45].
Выполнение задач модернизации педагогического образования предполагает необходимость усиления внимания к использованию новых подходов в организации повышения квалификации педагогов и развития их профессиональной компетентности.
Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, а с правовой компетентностью связывают реализацию потребности общества в становлении основ правовой культуры. От самого педагогического работника требуется непременное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. В этом случае обучающиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, формировать навыки правомерного поведения и приобрести социально значимые правовые ориентировки.
К выпускнику современного педагогического вуза предъявляются более высокие требования в частности к сформирован-ности его профессиональной и правовой культуры. Важнейшей её составляющей становится правовая компетентность, позволяющая решать обоснованно, с позиции юриспруденции, профессиональные задачи, относящиеся ко всем сферам деятельности будущего педагога.
С 1 января 2017 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 8 сентября 2015 г., который установил более высокие требования к правовым знаниям и умениям педагогов профессионального образования, а также высокой степени правовой компетентности.
Стратегия развития образования до 2020 года предполагает новые ориентиры в развитии образовательных учреждений, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию образовательного процесса. Поэтапное введение нового законодательства в области образовании послужило посылом к пересмотру профессиональной компетентности педагога и профессионального обучения, особенно в области правовой подготовки педагога. В этих обстоятельствах, стало важным формирование правовой компетентности педагога [3, с. 21].
Правовая компетентность будущего педагога является составной частью профессиональной компетентности. Отечественные ученые и исследователи, рассматривают профессиональную компетентность как профессионально личностную характеристику педагога. Она определяет качество деятельности педагога и выражается в способности действовать самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной деятельности.
Под правовой компетентностью понимают качественную характеристику личности, выражающуюся в совокупности компетенций в области правовых знаний, и ценностные ориентации, отражающие степень развития правовых представлений. Правовая компетентность - это не просто совокупность знаний об обществе и праве, а умения и навыки свободно ориентироваться в социально-правовой сфере и умения правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.
Проблема формирования правовой компетентности у студентов педагогических вузов остается не разработанной и требует глубокого анализа с позиций теоретического обоснования и практической востребованности путей ее решения.
Формирование профессиональной готовности студентов основывается, во-первых, на предметных знаниях базовой части, во-вторых, на самостоятельной, научно-исследовательской, творческой работе, и на умении применять информационные технологии в профессиональной деятельности.
В этой связи, особого внимания требует вопрос выбора и определения средств правового обучения, обеспечивающих освоение студентами опыта разрешения профессиональных проблем с правовых позиций. Целесообразно, наравне с традиционными методами преподавания правовых дисциплин применять и инновационные методы и приёмы преподавания.
В последние годы в педагогике разработан целый ряд инновационных технологий обучения, соответствующих форм, методов и средств, обладающих большим потенциалом в развитии правовой культуры обучающихся. В их числе такие технологии обучения, как проблемно-модульное обучение (М.А. Чошанов), концентрированное обучение (Г.И. Ибрагимов), целый спектр специальных методов и приемов, которые направлены на развитие творчества [4, с. 52].
Инновационные поиски педагогики высшей школы в свете реализации парадигмы компетентностного подхода к образованию направлены на проектирование и организацию учебного процесса. Эта организация и проектирование учитывало бы потребности личности будущего специалиста в развитии творческого потенциала, готовности и способности успешно действовать в нестандартных ситуациях.
Особое место, в этой связи, занимает технология проектного обучения (Г.Л. Ильин), обладающая большими возможностями в развитии личности обучающихся, в том числе и правовых компетенций.
Проектная деятельность призвана реализовать профессионально-образовательные цели. Она является упрощённой моделью реальной производственной ситуации, обеспечивает качество профессионального обучения студентов и готовность их к адаптации в профессиональной деятельности за счет анализа предложенной проблемной ситуации [5, с. 125].
Учитывая сокращение в учебных планах вуза количества часов на аудиторную работу со студентами, проектная деятельность должна стать «спасательным кругом» современной высшей педагогики.
Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Еще его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые были разработанны американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Очень важно показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в реальной жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальности, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые ему еще предстоит приобрести.
Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным предметом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учащимся конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений - процессов и конструированию новых объектов. Проектное образование учит развитию проектного отношения к
Библиографический список
миру, собственной жизни, также позволяет соединить учебную, научно-исследовательскую и квазипрофессиональную деятельность студентов. Проектное образование предполагает использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных, групповых методов. Вместе с тем проектные технологии предполагают интегрирование рефлексивных, презентативных, поисковых, исследовательских и прочих методик [6, с. 53].
В условиях формирования нового, проектного типа культуры обращение к поиску путей реализации педагогических возможностей, технологии проектного обучения в развитии правовой компетентности студентов представляется крайне актуальным. В частности, в развитии правовых компетенций требуется проведение специальных исследований, посвященных выявлению педагогических условий эффективной реализации имеющихся возможностей проектного обучения. Однако исследователи мало внимания уделяют изучению и раскрытию педагогического потенциала технологии проектного обучения. Можно утверждать о недостаточной разработанности многих вопросов реализации педагогических возможностей проектного обучения в формировании правовой компетентности студентов.
Преподаватели далеко не всегда могут правильно наметить цели формирования правовой компетентности студентов применительно к особенностям проводимого занятия, испытывают значительные трудности в определении, исследовательского потенциала проектного обучения в рамках преподаваемого предмета. Возникают трудности при соотнесении задач преподавания предмета с задачами развития правовой компетентности студентов. При этом лишь немногие преподаватели реализуют возможности проектного обучения в формировании правовой компетентности студентов.
1. Черникова С.В. Формирование правовой компетентности в области управления качеством образования. 2011; 3: 225 - 229.
2. Каримулаева Э.М. Некоторые аспекты правовой подготовки будущих учителей. Махачкала, 2017.
3. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Педагог. 2012; 1.
4. Каримулаева Э.М. Роль и место инновационных педагогических технологий в правовом образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6: 50 - 51.
5. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования. Пермь, 2012: 124 - 126.
6. Иванова Т.В. Проектная технология как средство организации самостоятельной работы студентов. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013; 2: 51 - 54.
References
1. Chernikova S.V. Formirovanie pravovoj kompetentnosti v oblasti upravleniya kachestvom obrazovaniya. 2011; 3: 225 - 229.
2. Karimulaeva 'E.M. Nekotorye aspekty pravovojpodgotovkibuduschih uchitelej. Mahachkala, 2017.
3. Adol'f V.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschego uchitelya. Pedagog. 2012; 1.
4. Karimulaeva 'E.M. Rol' i mesto innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij v pravovom obrazovanii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6: 50 - 51.
5. Dubrovina O. S. Ispol'zovanie proektnyh tehnologij v formirovanii obschih i professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya. Perm', 2012: 124 - 126.
6. Ivanova T.V. Proektnaya tehnologiya kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2013; 2: 51 - 54.
Статья поступила в редакцию 05.03.18
УДК 371.3
Yakubov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Complex Institute n.a. Kh.I. Ibragimov of the Russian Academy of
Sciences (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Bataeva Y.D., senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE NECESSITY OF COMBINING TWO EXAMINATIONS ON MATH AT THE UNIFIED STATE EXAMINATION. The decreased performance in mathematics at the Unified State Examination (USE) in Russia demonstrated after a series of measures aimed at raising control over the organization and conduction of the exam, including the use of ICT, has stated a problem of finding ways for a more rational account of individual abilities and inclinations of students. Under these conditions, the organizers and developers have divided the examination into two levels: base and specialist. The article considers the problems related to the division of the math USE into two levels. The connection between the specialist and base level tasks is examined. The article also shows the inadequacy of dividing the exam into two levels based on the analysis of the organization of the exam conduction, selection of base level tasks and assignment evaluation. It is proposed to hold one exam on mathematics with giving two marks. Approximate topics for tasks to complement the existing form of the specialist level exam are also suggested.
Key words: Unified State Examination, base level, specialist level, result evaluation, difficulty level.
А.В. Якубов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ «Чеченский государственный педагогический университет» г. Грозный,
КНИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН, г. Гоозный, E-mail: [email protected]
Я.Д. Батаева, доцент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]