1. Предоставление компаниям и отраслям образовательных и учебных программ, адаптированных к их фактическим потребностям в персонале.
2. Содействие участию т.н. «соискателей, не имеющих преимуществ» (например, женщин с перерывом в трудовом стаже, людей пожилого возраста) в учебных программах с целью увеличения квалифицированных кадров для МСП и повышения уровня занятости.
Создание новой Системы подготовки кадров - это стремление к внедрению таких систем промышленного производства, которые отвечают фактическим потребностям в человеческих ресурсах в компаниях определенного региона. Таким образом, в этом отношении система управления кадрами будет функционировать на системной основе.
Библиографический список
Таким образом, на основе вышесказанного, можно определить следующие направления будущего развития государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки в Республике Корея [4, с. 188 - 192]:
1. Переход от системы, регулируемой правительством, к системе, напрямую отвечающей на конкретные запросы со стороны отраслей промышленности.
2. Усиление роли и влияния со стороны отраслей промышленности и крупных корпораций в процессе формирования системы профессионального образования и подготовки.
3. Реорганизация критериев оценки квалификации работника на основе системы Государственных стандартов компетенции.
1. Модуль страны: Южная Корея. Международный отдел распознавания. Nuffic, Гаага, 2013.
2. Тен Е.П. Особенности становления и развития высшего образования Республики Корея. Проблемы современного педагогического образования. 2014; 46 - 4.
3. Ли Янг Хьюн. Профессионально-техническое образование и обучение в Корее. Корейский исследовательский институт для профессионально-технического образования & обучения (KRIVET): материалы исследований, 2000.
4. Ли Йонг-скоро, парк Дун Ёль ли му Кён, пел Цзинь мА. Политика в области профессионально-технического образования в Республике Корея: прошлое, настоящее и будущее. Корея: научно-исследовательский институт профессионального образования & обучения (KRIVET), 2017.
References
1. Modul'strany: Yuzhnaya Koreya. Mezhdunarodnyjotdelraspoznavaniya. Nuffic, Gaaga, 2013.
2. Ten E.P. Osobennosti stanovleniya i razvitiya vysshego obrazovaniya Respubliki Koreya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2014; 46 - 4.
3. Li Yang H'yun. Professional'no-tehnicheskoe obrazovanie i obuchenie v Koree. Korejskij issledovatel'skij institut dlya professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya & obucheniya (KRIVET): materialy issledovanij, 2000.
4. Li Jong-skoro, park Dun El' li mu Ken, pel Czin' mA. Politika v oblasti professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya v Respublike Koreya: proshloe, nastoyaschee i buduschee. Koreya: nauchno-issledovatel'skij institut professional'nogo obrazovaniya & obucheniya (KRIVET), 2017.
Статья поступила в редакцию 25.05.18
УДК 37.034
Ignatova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),
Е-mail: IIgnatova@bgiik.ru
Sopunova S.G., postgraduate, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia),
Е-mail: sopunova31@yandex.ru
TEACHER'S SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES AS A FACTOR OF THE SUCCESS IN EDUCATION OF OLDER STUDENTS. The author examines features of an educational process among high school children through the prism of the teacher's personal qualities. This is of particular importance in modern pedagogy, since the teacher has high demands for both professional and personal development. The author's structuring of personal qualities, based on the degree of their closeness to the teacher's personality or his professional skills makes it possible to orient the direction of pedagogical activity more clearly to achieve the maximum result. The totality of psychological and pedagogical characteristics, with the installation of a spiritual and moral aspect, in the opinion of the author, is able to significantly influence the effectiveness of the process of senior student education. A highly moral value reference, supported by a personal example of a teacher, provides modern education with a set of solved problems ranging from the formation of a harmoniously developed personality to the creation of a healthy society of the future.
Key words: pedagogical science, upbringing, spirituality, morality, teacher's quality, educational process.
И.Б. Игнатова, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»,
г. Белгород, Е-mail: IIgnatova@bgiik.ru
С.Г. Сопунова, аспирант, ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский
университет» г. Белгород, Е-mail: sopunova31@yandex.ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье автор рассматривает особенности воспитательного процесса среди старших школьников через призму личных качеств педагога. Это имеет особое значение в современной педагогике, поскольку к педагогу предъявлены высокие требования как профессионального, так и личностного плана. Проведённая автором структуризация личностных качеств, исходя из степени их близости личности педагога или его профессиональным навыкам, позволяет чётче ориентировать направление педагогической деятельности для достижения максимального результата. Совокупность психолого-педагогических характеристик с установкой на духовно-нравственный аспект, по мнению автора, способна в значительной мере повлиять на результативность процесса воспитания старшего школьника. Высоконравственный ценностный ориентир, подкрепляемый личным примером педагога, обеспечивает современное образование совокупностью решаемых задач в диапазоне от формирования гармонично развитой личности до создания здорового общества будущего.
Ключевые слова: педагогическая наука, воспитание, духовность, нравственность, качества педагога, воспитательный процесс.
Внимание современной педагогической науки к процессу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обусловлено политикой государства в области образования. Президент РФ В.В. Путин в своих посланиях к Федеральному собранию не раз подчёркивал необходимость уделять внимание нравственному воспитанию молодёжи, привлекать внимание к «богатому культурному наследию нашей страны». В таком контексте на плечи педагога ложится дополнительная ответственность за целостность и качество формирования системы духовно-нравственных ценностей, за передачу этих ценностей своим воспитанникам. Так, например, согласно концепции «Основы духовно-нравственного воспитания населения белгородской области» сказано, что «задача школы - противостоять влиянию среды, научить жизнетворчеству, поддержать, развивать человека в человеке и заложить механизмы саморазвития, адаптации, самозащиты становления самобытной личности, умеющей взаимодействовать с людьми, природой, культурой» [1].
Несмотря на то, что первичным источником воспитания человека является семья, в подростковом возрасте наблюдается отдаление от семейного уклада, поиск «самостоятельности» решений, мнений, действий. Отсутствие зрелого жизненного опыта может стать причиной многих деструктивных процессов в психике молодого человека. В то же время сформированная система ценностей позволяет не поддаваться эмоционально-чувственному дисбалансу, а напротив, позволяет трезво анализировать сложившиеся ситуации с позиций их влияния на дальнейшую жизнь. Учитывая данные факты, педагогам необходимо осознавать свою роль не только в образовательном процессе, но также в процессе воспитания, одним из важнейших направлений которого является духовно-нравственное воспитание.
Актуальность данного исследования заключается в том, что духовно-нравственное воспитание в условиях современности находится в прямой перспективе исследований современного педагогического знания. Ориентированность современной педагогики на всестороннее воспитание личности базируется, в первую очередь, на воспитании моральных и нравственных качеств личности, которые играют ключевую роль не только в процессе образования, но отвечает потребностям общества.
Результативность воспитательного процесса во многом зависит от опыта педагога, а также его профессиональных и личных качеств. Отход образовательного процесса от осознания педагога как «источника знаний» к восприятию его «личного примера» способствует повышению результативности воспитания, в том числе и духовно-нравственного. Это обуславливается тем, что влияние социального фактора на развитие личности на сегодняшний день выше, чем педагогического. Образ педагога, который своим примером (профессиональным, социальным, личным) олицетворяет реальный и достижимый вектор саморазвития личности становится важным аспектом современного воспитательного процесса.
Новизна данной работы состоит в систематизации и обобщении качеств педагога, которые, по нашему мнению, являются ключевыми для организации процесса духовно-нравственного воспитания старших школьников. Несмотря на обилие подходов к воспитательному процессу, внимание педагогу уделяется, зачастую, в контексте его профессионально-личностных качеств, в то время как за рамками исследований остаётся личность педагога как субъекта процесса образования и воспитания.
Целью данной работы является прогноз условий необходимых для результативного воспитательного процесса в современной школе через призму духовно-нравственных качеств педагога. В то же время, работа со старшими школьниками требует особого внимания, как педагога-воспитателя, так и всей образовательной системы. Если о приоритетных направлениях и стратегиях различных учебных заведений в области духовно-нравственного воспитания в современной педагогической науке сказано много, то внимание нашего исследования будет обращено на личностные характеристики педагога, которые представляют не меньший интерес.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть социальные и общественно-личностные качества педагога;
• дать характеристику профессионально-педагогических качеств в контексте духовно-нравственного воспитания;
• определить личностные качества педагога и их влияние на процесс духовно-нравственного воспитания.
В современной педагогической научно-исследовательской литературе не прекращается поиск того единого и правильного
способа организации воспитательного процесса, при котором результатом будет формирование «высоконравственной личности». Во многом это связано с понятийным аппаратом, на уровне которого отмечается смешение понятий «этика», «эстетика», «культура», «нравственность», «мораль» и т. д. Так, например, К.Г. Миронов отмечает, «чтобы преодолеть эрозию морально-нравственных норм, необходимо четко ответить самим на вопрос, «что есть нравственность» и «что есть мораль»? То есть иметь объективное представление о морали и нравственности, а так же представление об источниках иерархий морально-нравственных ценностей. В соответствии с какой философской концепцией будет определяться, что является более высокой моральной ценностью, а что нет?» [2].
Следует отметить также, что оценочный критерий самого процесса духовно-нравственного воспитания очень сложно выразить посредством традиционной системы отметок. Показателем успешности воспитательного процесса являются качества личности воспитанника, которые будут характеризовать его в будущем: как специалиста, семьянина, товарища, коллегу и т. д. Этот факт затрудняет анализ результативности воспитания, однако не даёт повода отстраниться от воспитательного процесса или изменить приоритет образовательного процесса в пользу иных направлений деятельности.
Если мы не можем точно определить конечную точку педагогического воздействия, мы вполне способны определить начальную. Знаменитый педагог XIX века К.Д. Ушинский отмечал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [3]. Таким образом, центром воспитательной системы является педагог, от которого, в свою очередь, напрямую зависит организация воспитательного процесса, его тонкости и нюансы. Следовательно, совокупность личных качеств педагога является основополагающим в духовно-нравственном воспитании, поскольку система педагогических ценностей составляет прочную основу образования и воспитания. Как отмечает профессор И.Ф. Исаев: «Вплетение общечеловеческих ценностей - добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести - в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования» [4].
Исследователи выделяют три основные группы качеств педагога, сформированность которых оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание человека: социальные и общественно-личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура), профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность к педагогической деятельности) и индивидуально-личностные (педагогическая наблюдательность, мышление, память, эмоциональная отзывчивость, волевые качества, особенности темперамента, состояние здоровья) [5]. Рассмотрим их более детально, применительно к духовно-нравственному воспитанию старших школьников.
Социальные и общественно-личностные качества педагога. Совокупность этих качеств позиционирует педагога как общественного деятеля, в том числе и в глазах школьников. Возрастные особенности старших школьников психологи определяют как период «бури и натиска»: «существует огромная потребность в признании собственной оригинальности, и хочется любыми путями обратить на себя внимание... Обычно предъявляются жесткие моральные требования к взрослым и, особенно, к учителям» [6]. Таким образом, от педагога требуется не просто общественно-социальное позиционирование, которое сродни актёрскому мастерству, но действительное следование идеям гражданственности, патриотизма, развитой эстетической культуры и т. д. Любая фальшь будет замечена и, в таком случае неизбежным является падение авторитета педагога. Это делает воспитательный процесс нерезультативным, если вообще возможным. Педагог должен быть не простым и формальным лидером, но наставником в исконно русском понимании этого слова. А для того, чтобы «наставлять», необходимо самому испытывать субъективную потребность в передаче освоенного общественного опыта.
Рассматривая аспект социальных и общественных качеств личности педагога, следует отметить, что современные условия предоставляют школьнику доступ к обширной информационной базе, посредством функционирования глобальной сети. Содержание информации в интернете отличается разнообразием и качеством. С популяризацией социальных сетей, общение в
виртуальном пространстве стало преобладать над непосредственным, межличностным. Пользователи свободно обмениваются музыкой, аудио и видеоинформацией дистанционно. В результате, очень часто у подростков формируются определённые представления о «взрослой жизни» благодаря роликам в сети, «молодёжному» кинематографу и т. д. Как отмечают педагоги, «Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме» [7]. Таким образом, социальным качествам педагога предстоит встретиться с условиями молодёжной среды, в которых педагог не должен оказаться «лишним», поскольку от этого зависит успех воспитательного процесса.
Профессионально-педагогические качества. Наряду с общественной позицией педагога, его профессиональные качества также должны соответствовать высоким установкам духовно-нравственного воспитания. Теоретическая и методологическая база знаний играет ключевую роль в воспитательном процессе, его организации. Структурированность образовательного пространства в этом аспекте является одним из показателей профессионализма педагога. Точное целеполагание, чёткая формулировка воспитательных задач, совместное следование педагога и школьника в воспитательном процессе - вот составляющие компоненты профессиональной культуры педагога. Иными словами, педагог должен быть готовым к ответу на любой вопрос в рамках воспитательного процесса (и даже за его рамками). Высокий профессионализм преподавателя служит для подростка вектором профессионального роста в будущем.
Отметим, что профессионализм педагога включает в себя гибкость и мобильность системы знаний, которая должна соответствовать изменяющимся условиям реальности. Иными словами, в структуре педагогического знания педагог должен обладать максимумом информации, которая не должна храниться в виде «мёртвой буквы», а постоянно обновляться, актуализироваться, расширять границы поля своего зрения.
Индивидуально-личностные качества педагога. В ходе образовательного процесса общение педагога со школьниками протекает не только в рамках учебной деятельности. Это означает, что во внеурочной деятельности внимание подростков бу-
Библиографический список
дет приковано к индивидуально-личностным качествам педагога. Высота нравственной позиции (общественной, профессиональной) не должны делать его недоступным для простого межличностного общения. Успешность процесса духовно-нравственного воспитания во многом определяется желанием подростка задать персональный вопрос, разрешить личную нравственную проблему. В таких случаях, умение педагога выслушать, проявить сочувствие, понимание становятся ключевыми в индивидуальном порядке воспитания. Открытость для межличностного общения, умение и желание вести диалог на интересующие подростка темы являются очередным показателем успешности воспитательного процесса.
Следует отметить, что помимо совокупности качеств личности педагога, значительное влияние на воспитательный процесс оказывает культурная среда региона (области, края). Преподаватель является представителем этой культуры, необходимым структурным элементом её. Он аккумулирует представления о духовном и нравственном состоянии не только учебного заведения, но также всего населения региона. О культуре, как о «питательной среде» для развития экономических потенций области рассуждает профессор И.Б. Игнатова, которая выделяет качества личности «единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность, солидарное общество немыслимо без развитой культуры во всех ее проявлениях» [8].
Таким образом, в качестве выводов нашей работы, следует отметить, что успех духовно-нравственного воспитания старших школьников тесно связан с качествами личности педагога-воспитателя. Качества личности педагога, определяющие его как социального деятеля, профессионала своего дела, высоконравственного человека - имеют отражение в системе духовно-нравственных ценностей его воспитанников. Потребность подростка в идеале для подражания, использованная в контексте воспитательного процесса - это значительный успех педагога в формировании нравственных и духовных качеств личности. Педагог, как представитель системы образования, а также культурной среды общества, является носителем духовно-нравственных традиций, что положительно сказывается на облике социума, а также является залогом его процветания.
1. Игнатова И.Б., Калашникова С.Н. Концепция «Основы духовно-нравственного воспитания населения белгородской области» постановлением правительства области от 9 июня 2006 г. №130-пп. Available at: http://www.zubstom.ru/docs/index-1244. html?page=18
2. Миронов К.Г. Проблема категорий «Духовность» и «Нравственность» в «Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России». Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-kategoriy-duhovnost-i-nravstvennost-v-kontseptsii-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii
3. Пучко К.М., Кулешова Е.В. Личность учителя как фактор нравственного воспитания школьников. Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(51). Available at:https://sibac.info/ archive/guman/3(51).pdf
4. Исаев В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Available at: http://window.edu.ru/resource/446/56446/files/ aist03.pdf
5. Сухиташвили Л.С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/duhovno-nravstvennye-kachestva-pedagoga-kak-faktor-uspeshnosti-protsessa-vospitaniya-lichnosti
6. Розенова МИ. Педагогическая психология: учебное пособие. Available at: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook658/01/part-013.htm
7. Чихунова О.В. Роль педагога в духовно- нравственном развитии учащихся. Available at: https://multiurok.ru/files/rol-piedaghogha-v-dukhovno-nravstviennom-razvitii-uchashchikhsia.html
8. Игнатова И.Б. Роль культуры в формировании солидарного общества. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24882007
9. Воробьёва Н.Л. Роль педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности и активной жизненной позиции обучаемых. Available at: http://aneks.spb.ru/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie/rol-pedagoga-v-formirovanii-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-lichnosti-i-aktivnoi-zhiznennoi-pozitcii-obuchaemykh.html
References
1. Ignatova I.B., Kalashnikova S.N. Koncepciya «Osnovy duhovno-nravstvennogo vospitaniya naseleniya belgorodskojoblasti» postanovleniem pravitel'stva oblasti ot 9 iyunya 2006 g. №130-pp. Available at: http://www.zubstom.ru/docs/index-1244.html?page=18
2. Mironov K.G. Problema kategorij «Duhovnost'» i «Nravstvennost'» v «Koncepcii duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti grazhdanina Rossii». Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-kategoriy-duhovnost-i-nravstvennost-v-kontseptsii-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii
3. Puchko K.M., Kuleshova E.V. Lichnost' uchitelya kak faktor nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov. Nauchnoe soobschestvo studentovXXI stoletiya. GUMANITARNYE NAUKI: sb. st. po mat. LI mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 3(51). Available at:https://sibac.info/archive/ guman/3(51).pdf
4. Isaev V. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya. Available at: http://window.edu.ru/resource/446/56446/files/aist03.pdf
5. Suhitashvili L.S. Duhovno-nravstvennye kachestva pedagoga kak faktor uspeshnosti processa vospitaniya lichnosti. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/duhovno-nravstvennye-kachestva-pedagoga-kak-faktor-uspeshnosti-protsessa-vospitaniya-lichnosti
6. Rozenova MI. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Available at: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook658/01/part-013.htm
7. Chihunova O.V. Rol' pedagoga v duhovno- nravstvennom razvitii uchaschihsya. Available at: https://multiurok.ru/files/rol-piedaghogha-v-dukhovno-nravstviennom-razvitii-uchashchikhsia.html
8. Ignatova I.B. Rol'kul'tury v formirovanii solidarnogo obschestva. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24882007
9. Vorob'eva N.L. Rol'pedagoga v formirovaniiduhovno-nravstvennyh kachestvlichnostii aktivnojzhiznennojpoziciiobuchaemyh. Available at: http://aneks.spb.ru/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie/rol-pedagoga-v-formirovanii-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-lichnosti-i-aktivnoi-zhiznennoi-pozitcii-obuchaemykh.html
Статья поступила в редакцию 22.05.18
УДК 37.012.1
Kenispaev Zh.K., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: kenispaev@mail.ru
Chupriyanova О.М., Head of Educational and Teaching Methods Office, Altai Regional Institute of Improvement of Professional
Skill of Workers of Education (Barnaul, Russia), E-mail: 17proekt@gmail.com
PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER AS A SUBJECT OF STUDY. The article is dedicated a study of the category of activity in pedagogy. The authors identify and analyze the scope and contents of the concept of "an activity" and pay attention to the specifics of a professional pedagogical activity. From the analysis of the category of professional competence of the teacher, the authors state that this concept is directly related to the concept of activity. Considering human activity as it a generic basis, the authors argue that as the subject of activity of people actively transforming the nature of the social world and itself. Human activity is a condition of his freedom, because it allows to realize his scientific, proven experience of understanding the order and harmony. A significant role in the analysis of the category of activity is played by philosophy, which, using its heuristic potential, identifies various aspects of human activity and justifies its methodological principles.
Key words: pedagogy, competences, activity, education, philosophy, person, professional activity.
Ж.К. Кениспаев, д-р филос. наук, проф. каф. философии и культурологии, Алтайский государственный
педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: kenispaev@mail.ru
О.М. Чуприянова, начальник учебно-методического отдела, Алтайский краевой институт повышения квалификации
работников образования, г. Барнаул, E-mail: 17proekt@gmail.com
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена категории деятельности в педагогике. Авторы выявляют и анализируют объем и содержание понятия «деятельность» и обращают внимание на специфику профессиональной педагогической деятельности. На основе анализа категории профессиональных компетенций педагога авторы статьи утверждают, что это понятие непосредственно связано с понятием деятельности. Рассматривая деятельность человека в качестве его родового признака, авторы статьи утверждают, что как субъект деятельности человек активно преобразует природу, социальный мир и самого себя. Деятельность человека является условием его свободы, так как она позволяет реализовывать его научные, проверенные опытом представления о порядке и гармонии. Значительную роль в анализе категории деятельности играет философия, которая, используя свой эвристический потенциал, выявляет различные аспекты деятельности человека и обосновывает ее методологические принципы.
Ключевые слова: педагогика, компетенции, деятельность, образование, философия, человек, профессиональная деятельность.
Деятельность педагога основывается на его профессиональных компетенциях, которые формируются в процессе обучения, овладения человеком навыками педагогической работы. Понятие «компетенция» происходит от латинского слова «competere», которое означает «соответствовать», «подходить». В общем случае, быть компетентным означает хорошо знать определенное ремесло, осознанно осуществлять специализированный вид деятельности. Очевидно, что все виды профессиональной деятельности человека предполагают наличие у него соответствующих компетенций. В этой связи принято выделять так называемые профессиональные компетенции, которые представляют собой сформулированные официальным языком требования к человеку, претендующему заниматься определенным видом деятельности. Специализация человеческой деятельности стала следствием общественного разделения труда. Педагогическая деятельность в этом смысле не исключение - она выделилась в отдельный вид деятельности в ходе эволюции человеческого общества. «Общее образование, как и грамотность, - не самоцель, - пишут учёные, - в условиях естественного разделения труда каждому человеку приходится самоопределяться в выборе той или иной профессии или специальности. Важно учитывать, однако, не только экономическую эффективность разделения труда, но и личностные потребности наиболее полной жизненной самореализации в соответствии со своими способностями и интересами. Ясно, что такая самореализация возможна лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть профессионально компетентным.... Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. «Эмбрионы» всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре и содержании общего образования, но и в структуре грамотности» [1, с. 64 - 65].
Таким образом, фундаментальным понятием, характеризующим отношение человека к окружающему миру, является деятельность. Категория деятельности в основном исследуется в
рамках философии, которая рассматривает ее сквозь призму различных форм человеческой активности [2]. Человек, выступая субъектом деятельности, активно преобразует природу, рассматривая последнюю в качестве объекта приложения своей силы. Если философские категории субъекта и объекта обозначают характер человеческой деятельности в самом широком смысле этого слова, то в частных науках они имеют отношение только к определенной предметной области. Педагогика, например, изучает субъектно-объектные отношения в сфере образования и воспитания. Но специфика педагогической деятельности заключается в том, что в процессе обучения устанавливаются, как правило, не субъектно-объектные, а субъектно-субъектные отношения. Последнее предполагает, что обучающийся школы или вуза - это не реципиент, не пассивный слушатель или наблюдатель, а индивид со своим взглядом на мир, жизненным опытом, с известным багажом знаний. В процессе педагогической деятельности все эти факторы, безусловно, должны учитываться преподавателем, если он желает достичь поставленной перед собой конкретной цели.
Если рассматривать деятельность с формально-логической точки зрения, то объем этого понятия включает в себя всю совокупность человеческой активности, как материальное производство, так и деятельность духовную. При формальном подходе отсутствует аксиологический аспект, то есть нас не интересуют последствия человеческой деятельности. А они могут быть самыми различными, от высокого полета мысли до самых деструктивных видов деятельности. Конечно, при анализе педагогической деятельности аксиологический аспект является основным, так как крайне важно знать и предвидеть возможные последствия применения той или иной технологии обучения. Педагогическая деятельность преследует цель формирования духовного мира человека, и для достижения этой цели ученые разрабатывают различные теоретико-методологические принципы. Например, известный отечественный ученый Г.П. Щедровицкий сформулировал и успешно применял в практике (не только педагогической) авторский метод интенсификации деятельности, которую назвал «Организационно-деятельностная игра» (ОДИ). «Орга-низационно-деятельностная игра, - пишет Г.П. Щедровицкий, -