УДК 37.026.9
Sizova E.R., Kucher N.Yu. COMMUNICATION MOBILITY AS AN IMPORTANT CHARACTERISTIC OF MUSICOLOGISTS. The article discusses the features of professional music critic, revealed its multi-disciplinary and multi-functional in nature, based on the analysis of the categories of «communication» and «mobility» is given definition of the term «communicative mobility» and its justification as an important characteristic musicologist.
Key words: communicative mobility, musicologist, musical activities, musical and pedagogical communication.
Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]; Н.Ю. Кучер, преп. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск; Е-mail: [email protected]
КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО МУЗЫКОВЕДА
В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности музыковеда, выявляется ее многопрофильный и многофункциональный характер, на основе анализа категорий «коммуникация» и «мобильность» дается трактовка понятия «коммуникативная мобильность» и ее обоснование как профессионально
важного качества музыковеда.
Ключевые слова: коммуникативная мобильность но-педагогическое общение.
В современном обществе стремительно возрастает интеллектуальная, информационная, эмоциональная нагрузка на человека, поэтому особую значимость приобретает такое качество личности, как мобильность. Оно в значительной степени выполняет охранную функцию для субъекта профессиональной деятельности, позволяя быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать выполнение разных функций, рационально распределять имеющиеся ресурсы.
Мобильность проявляется в разных сферах деятельности человека, соответственно одной из ее разновидностей является коммуникативная мобильность. Данный вид мобильности наиболее важен для тех специалистов, у которых род профессиональных занятий связан со словом и общением. Одной их таких профессия является профессия музыковеда.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, к видам профессиональной деятельности музыковеда относятся научно-исследовательская, культурно-просветительская, музыкально-журналистская, редакторская, творческая, педагогическая, организационно-управленческая. Это значит, что музыковед должен уметь проводить научные исследования, писать критические очерки и статьи, вести публицистическую деятельность в средствах массовой информации, общаться с учениками в условиях педагогического процесса, организовывать лекционно-просветительскую работу с различными слоями населения и многое другое. Это свидетельствует о том, что деятельность музыковеда является многопрофильной и многофункциональной, при этом все профили и виды деятельности музыковеда связаны со словом, с вербальным общением в сфере музыкального искусства.
В последнее время все более важной и социально востребованной становится работа по пропаганде достижений в области музыкального искусства и культуры, связанная с участием музыковеда в проведении пресс-конференций, выступлениями с лекциями, комментариями в лекциях-концертах, в качестве ведущего в концертах; работой в разнообразных средствах массовой информации. Выполнение профессиональных задач требует от музыковеда не только владения искусством слова, но и проявления коммуникативной мобильности, то есть умения эффективно работать с различными субъектами коммуникации, выбирать соответствующий стиль общения, адекватную модель поведения и нужные средства коммуникации, быстро переключаясь с одного субъекта деятельности на другой. Сказанное позволяет определить коммуникативную мобильность как профессионально важное качество музыковеда и обусловливает необходимость его целенаправленного развития в процессе обучения.
Категория «коммуникативная мобильность» является относительно новым конструктом научного знания, поэтому пока не имеет однозначной трактовки и рассматривается в научных исследованиях, как правило, применительно к конкретным отрас-
, музыковед, музыкальная деятельность, музыкаль-
лям профессиональной деятельности. Так, А.Н. Алгаев трактует данную категорию как составляющую профессиограммы пе-дагога-психолога, которая «обеспечивает скорость и точность установления взаимопонимания между субъектами коммуникации» [1]. О.В. Смирнова рассматривает ее как структурный компонент коммуникативной компетенции экономиста-международ-ника, обеспечивающий «способность специалиста осуществлять качественное общение в разнообразных, в том числе непредвиденных ситуациях, требующих проявления чувствительности и терпимости к фактору коммуникативной неопределенности и предполагающих проявление активности, оперативности и рефлексивности личности» [2, с. 9].
Прежде чем рассматривать категорию «коммуникативная мобильность» применительно к профессиональной деятельности музыковеда, необходимо проанализировать содержание понятий, являющихся «родовыми» по отношению к исходному, а именно - «коммуникация» и «мобильность».
Коммуникация является межпредметной категорией и изучается такими науками как философия, психология, социология, педагогика и др. В самом общем виде коммуникация рассматривается как «общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками» [3, с. 658].
Для философии характерна трактовка межличностной коммуникации как социального взаимодействия, в котором содержится смысловой аспект [4, с. 323]. Также для отдельных представителей философской науки характерно рассмотрение коммуникации как основы понимания (К. Апель, Ю. Хабермас); как факта становления человека через диалог с Другим (М.М. Бахтин, М. Бубер, К. Ясперс), где диалог выступает формой подлинной общности людей и раскрывает равноправность партнеров по диалогическому общению. Противоположной точки зрения придерживается М.С. Каган, который считает, что нельзя отождествлять понятия коммуникация и общение, так как, по мнению ученого, общение представляет собой субъект-субъек-тные отношения диалогического характера, а коммуникация -лишь однонаправленную информационную связь [5, с. 143-146].
Для психологической науки характерно также несколько подходов к трактовке данных категорий. Сторонники первого подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) понимают коммуникацию не только как процесс передачи информации, а как общение и взаимодействие субъектов. Таким образом, данные исследователи отождествляют категории коммуникация и общение.
Для приверженцев второго подхода характерно рассмотрение коммуникации как составной части общения (Г.М. Андреева, А.А. Панфилова, Б.Д. Парыгин, М.И. Станкин, Е.Ф. Ященко и др.). По мнению исследователей, в общении, наряду с коммуникацией, присутствуют такие составляющие, как взаимодействие и взаимовлияние (Б.Д.Парыгин); интеракция, перцепция, трансакция и персоноакция (Е.Ф. Ященко); выработка единой
стратегии взаимодействия, восприятия и понимания человеком другого человека (М.И. Станкин); интерактивный и гносеологический компоненты (А.А. Панфилова); интеракция и перцепция (Г.М. Андреева).
Первостепенную роль общению отводит Б.Ф. Ломов, выделяя общение в самостоятельную психологическую категорию. Однако среди функций общения исследователь выделяет такие как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная [6, с. 266], что также подтверждает тот факт, что для ученого коммуникация является включенной в структуру общения.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что, по мнению сторонников данного подхода, коммуникация является составной и неотъемлемой частью общения и реализуется в межличностном взаимодействии и взаимовосприятии участников общения как субъектов. Немаловажную роль также играет процесс понимания информации, осознания ее значения.
Мы придерживаемся позиции Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и считаем, что процесс субъектной коммуникации (т.е. передачи и усвоения информации людьми) обязательно сопровождается общением и взаимодействием субъектов. Таким образом, применительно к деятельности музыковеда, мы будем рассматривать коммуникацию в широком значении, как синоним общения.
С точки зрения педагогической науки коммуникация выступает одной из центральных категорий и реализуется в педагогическом общении. Педагогическое общение (или педагогическая коммуникация) рассматривается как профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А. Леонтьев); как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сласте-нин); как форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников, а также условие развития личности учащихся (И.А. Зимняя); одна из форм педагогического взаимодействия, посредством которой происходит движение информации в образовательном процессе (И.А. Колесникова); как система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуе-мых, содержанием которого является обмен информацией, воспитательное воздействие и организация взаимоотношений (В.А. Кан-Калик).
На современном этапе педагогическая коммуникация выступает одной из форм педагогического взаимодействия, которое является источником развития личности преподавателя [7, с. 400].
Анализ литературы по обозначенной проблеме позволяет сделать вывод о том, что коммуникация в педагогической деятельности представляет собой важнейшую составляющую, позволяющую оказывать воздействие на ученика, устанавливать взаимопонимание и взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, а также является условием совершенствования личности педагога.
В рамках нашего исследования категория педагогической коммуникации требует уточнения с позиции музыкально-педагогического процесса. По мнению Э.Б. Абдуллина, «сущностной основой музыкально-образовательного процесса является диалог как принцип взаимодействия педагога и обучающегося» [8, с. 44]. Диалогичность отношения «педагог - музыкант - ученик» подчеркивается многими исследователями в области музыкальной педагогики - как музыкантами-практиками (Г. Г. Ней-гауз, Л.Н. Оборин и др.), так и теоретиками данного направления (Б.В. Асафьев, Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин. Г.М. Цыпин и др.). Ученые отмечают, что музыкально-педагогическое общение носит художественно-образный характер, так как субъектами выступают не только личность педагога и обучающегося, но в определенном смысле и личность композитора - в опосредованном общении через произведения музыкального искусства.
В процессе музыкально-педагогической коммуникации одним из средств общения является музыкальный язык, который, в свою очередь, опосредуется через исполнительскую интерпретацию. Также немаловажную роль в рассматриваемом явлении играют, наряду с речью, средства невербальной коммуникации
- мимика, пантомимика, кинесика. Таким образом, с точки зрения музыкально-педагогического процесса коммуникация есть общение не только между педагогом и обучающимися, но и вза-
имодействие с создателями произведений музыкального искусства посредством музыкального языка, речи, а также средств невербальной коммуникации.
В рамках нашего исследования мы будем трактовать музыкально-педагогическую коммуникацию как целенаправленный процесс межличностного взаимодействия между педагогом и учащимся (группой учащихся), в процессе которого посредством языка, речи и невербальных знаковых систем, раскрывающих художественное содержание музыкальных произведений, происходит взаимный обмен информацией.
Для дальнейшего раскрытия сущности категории «коммуникативная мобильность» необходимо обратиться к рассмотрению второго базового понятия, а именно - мобильности.
Категория мобильности также как и коммуникация, является предметом рассмотрения различных научных дисциплин, в том числе социологии, психологии, педагогики. Исследователи различают несколько видов мобильности, среди которых социальная, профессиональная, академическая, виртуальная, познавательная, культурная.
Наиболее широко проблемы мобильности исследованы в социологии. Социология оперирует понятием «социальная мобильность», которое впервые разработал и ввел в научный обиход П.А. Сорокин. По его определению социальная мобильность
- это «любое перемещение индивида из одного положения в другое» [9, с. 119]. Также исследователь различал вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность - перемещение на одном и том же социальном уровне, вертикальная - это перемещение индивида из одного социального слоя в другой [9, с. 119-120].
Проблемам социальной мобильности посвящено большое количество научных исследований (Е.А. Кухтерина, М.А. Пазю-кова, С.А. Просольченко, А.В. Соколов и др.), наиболее общим для которых является определение данной категории как перемещение индивида (индивидов) внутри социальной структуры.
В психологии изучение мобильности ученые связывают с гибкостью мотивации, пластичностью, подвижностью. С точки зрения психических процессов интерес для нашего исследования представляет понятие «подвижность», первоначальное обоснование которого принадлежит И.П. Павлову. Подвижность, по мнению И.П. Павлова, проявляется в «способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой подвижности является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному» [10, с. 385]. Подвижность как первичное свойство нервной системы может служить основанием для развития мобильности как качества личности человека.
В исследованиях, затрагивающих проблемы личностной мобильности (Л.А. Амирова, Ю.И. Калиновский, Т.Б. Котмакова и др.), делается акцент на влияние данного образования (личностной мобильности) на процесс развития и самосовершенствования личности; самоуправление действиями с целью выбора в решении поставленных задач.
В свою очередь, личностная мобильность выступает основой для профессиональной мобильности, которая трактуется как личностное качество, проявляющееся в готовности специалиста быстро и качественно перестраиваться с одного вида профессиональной деятельности на другой, стремясь при этом к саморазвитию и совершенствованию собственных профессиональных знаний для того, чтобы быть конкурентоспособным в условиях современного рынка труда (Е.А. Боярко, И.А. Бутова, Е.И. Герасименко, С.Е. Каплина, Т.И. Мясникова и др.).
Для нашего исследования особый интерес представляет трактовка профессионально-педагогической мобильности, предложенная Т.В. Лудановой. По мнению исследователя, с одной стороны, это мобильность внутри одной специальности, с другой - мобильность может проявляться в совмещении специальностей. Именно «совмещение специальностей выступает фактором проявления мобильности» [11, с. 46]. Это происходит потому, что «специфика педагогической деятельности предполагает владение разносторонними умениями и видами деятельности, которые по своему содержанию должны быть гибко вариативными» [11, с. 46].
Продолжая эту мысль применительно к деятельности му-зыканта-исполнителя, И.А. Бутова трактует профессиональную мобильность как интегральную характеристику личности, обеспечивающую динамизм протекания познавательных процессов,
оперативность выполнения внешних практических действий, быстроту установления контактов с партнерами-музыкантами и слушателями, высокую адаптивность к изменениям внешней среды и условиям профессиональной деятельности [12, с. 125].
Таким образом, рассмотрев содержание категорий «коммуникация» и «мобильность» в различных аспектах научного знания, мы трактуем коммуникативную мобильность как интегральное личностно-профессиональное качество, позволяющее эффективно устанавливать межличностные контакты, быстро реагировать на возникающие нестандартные ситуации, изменение слушательских потребностей, обеспечивать вербальное и невербальное взаимодействие и взаимовосприятие всех участников процесса профессионального общения.
Применительно к профессиональной деятельности музыковеда, где преобладают вербально-коммуникационные формы взаимодействия, коммуникативная мобильность является одним из важнейших профессиональных качеств. Она позволяет специалисту эффективно применять полученные в процессе музыкального обучения знания о специфике коммуника-
ции в области музыкального искусства в практических целях, устанавливать межличностные контакты различных уровней, обеспечивать эффективное взаимодействие всех участников творческого процесса.
Учитывая охарактеризованные в начале статьи виды деятельности музыковеда (научно-исследовательская, культурнопросветительская, музыкально-журналистская, редакторская, творческая, педагогическая и др.), коммуникативная мобильность музыковеда должна интегрировать в себе несколько компонентов: когнитивный (знания о содержании, способах и средствах коммуникации, о специфике коммуникативных процессов в музыкальном искусстве и музыковедческой деятельности); мотивационный (интерес к музыкально-коммуникативным видам деятельности, стремление к овладению ораторским мастерством и искусством слова, направленность на многовариантное социальное и межличностное взаимодействие в сфере искусства); деятельностный (владение средствами музыкальной коммуникации, способами ведения художественного диалога, методами социально-ролевого взаимодействия).
Библиографический список
1. Алгаев, А.Н. Коммуникативная мобильность в структуре профессиограммы педагога-психолога // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6 [Э/р]. - Р/д: www.science-education.ru/106-8020
2. Смирнова, О.В. Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2013.
3. Большая российская энциклопедия: в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. - М., 2009. - Т. 14.
4. Всемирная энциклопедия. Философия / под ред. А.А. Грицанова. - М., 2001.
5. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.
6. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
7. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособ. - М., 2012.
8. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. - М., 2002.
9. Сорокин, П.А. Социальная мобильность / пер с англ. М.В. Соколовой. - М., 2005.
10. Немов, РС. Психология: в 3 кн. - М., 1999. - Кн. 1. Основы общей психологии.
11. Луданова, Т.В. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки: дис....канд. пед. наук. - Ярославль, 2006.
12. Бутова, И.А. Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3(28).
Bibliography
1. Algaev, A.N. Kommunikativnaya mobiljnostj v strukture professiogrammih pedagoga-psikhologa // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 6 [Eh/r]. - R/d: www.science-education.ru/106-8020
2. Smirnova, O.V. Formirovanie kommunikativnoyj mobiljnosti studentov ehkonomicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2013.
3. Boljshaya rossiyjskaya ehnciklopediya: v 30 t. / otv. red. S.L. Kravec. - M., 2009. - T. 14.
4. Vsemirnaya ehnciklopediya. Filosofiya / pod red. A.A. Gricanova. - M., 2001.
5. Kagan, M.S. Mir obtheniya: problema mezhsubjhektnihkh otnosheniyj. - M., 1988.
6. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1984.
7. Sharipov, F.V. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posob. - M., 2012.
8. Abdullin, Eh.B. Metodologicheskaya kuljtura pedagoga-muzihkanta. - M., 2002.
9. Sorokin, P.A. Socialjnaya mobiljnostj / per s angl. M.V. Sokolovoyj. - M., 2005.
10. Nemov, R.S. Psikhologiya: v 3 kn. - M., 1999. - Kn. 1. Osnovih obtheyj psikhologii.
11. Ludanova, T.V. Formirovanie pedagogicheskoyj mobiljnosti u buduthikh uchiteleyj muzihki: dis....kand. ped. nauk. - Yaroslavlj, 2006.
12. Butova, I.A. Soderzhanie i struktura professionaljnoyj mobiljnosti muzihkanta-koncertmeyjstera // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. -№ 3(28).
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 37.013.42
Nebolyubova IV., Ezhov S.G. HERMENEUTIC APPROACH TO THE FORMATION OF COMMUNICATIVE AND LEGAL COMPETENCE OF PERSONALITY. In this paper the theoretical foundations of the hermeneutic-based approach to the process of formation of communicative competence of future legal jurists. The mechanism of hermeneutic interpretation of communicative and legal knowledge. Examined the content of external and internal factors of formation of legal communication in vocational education.
Key words: communicative-legal competence, hermeneutic approach, hermeneutic interpretation, factors of vocational education.
И.В. Неболюбова, аспирантка ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]; С.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассмотрены теоретические основы реализации герменевтического подхода к процессу формирования коммуникативно-правовой компетентности будущих юристов. Раскрыт механизм герменевтической интерпретации коммуникативно-правового знания. Рассмотрено содержание внешних и внутренних факторов