УДК 159.9.072
В.Л. Цветков*, Т.А. Хрусталева**, А.А. Рожков***, Н.Н. Красноштанова****
Профессиографическое исследование: использование современных научных подходов в интересах совершенствования подготовки специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации
В статье систематизированы современные подходы к профессиографическому исследованию деятельности, проанализированы возможности использования компетентностного подхода в кадровой политике МВД России, предложена компетентностная модель деятельности участковых уполномоченных полиции.
Ключевые слова: профессиография; компетенция; компетентность; профессиональные компетенции; модель компетенций участкового уполномоченного полиции.
V.L. Tsvetkov*, T.A. Khrustaleva**, A.A. Rozhkov***, N.N. Krasnoshtanova****. The analysis research: the use of the modern scientific approaches in the order of the improving training for specialists for the law enforcement agencies of Russian Federation. There are systematized the modern approaches to the analysis research of activity, analyzed the possibilities of the using the competence-based approach in the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of Russia, proposed the competence-based model of activity of the district police officer in the article.
Keywords: analysis; competence; professional competence; the model of the competence of the district police officer.
Проблема обеспечения соответствия подготавливаемых профессиональных кадров требованиям практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях определила необходимость переосмысления методологического подхода, лежащего в основе управления кадрами, и актуализировала вопросы, связанные с профессиографическим описанием основных видов деятельности в системе МВД России.
Решение этой проблемы предполагает содержательное описание специфики службы участкового уполномоченного полиции, оперативного сотрудника полиции, следователя, дознавателя, инспектора по делам несовершеннолетних, государственного инспектора безопасности дорожного движения, психолога органов внутренних дел и др.
Область научного знания и социальной практики, исследующая закономерности процесса взаимосогласования профессии и человека, называется профессиологией. Наиболее близка по своим целям и задачам к нашей теме военная профессиология, предметом которой выступает совокупность закономерностей, научных принципов и методов согласования требований военных специальностей
* Цветков, Вячеслав Лазаревич, начальник кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор. Адрес: Россия, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12. Тел. 89688182362. E-mail: romashka1957@inbox.ru.
** Хрусталева, Татьяна Александровна, заместитель начальника кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12, e-mail: khrustalev100@mail.ru, тел. 89031816108.
*** Рожков, Антон Алексеевич, доцент кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, 17. Тел. 89218646030. E-mail: anrozkov@mail.ru.
**** Красноштанова, Наталия Николаевна, старший преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук. Адрес: 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12, e-mail: sudarynya72@bk.ru, тел. 89250933278.
* Tsvetkov, Vyacheslav Lazarevich, head of the Department of legal psychology, UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia of Kikot V.Y., doctor of psychological Sciences, Professor. Address: Russia, 117437, Moscow, Academician Volgin str. Tel. 8968818236212. E-mail: romashka1957@inbox.ru.
** Khrustaleva, Tatiana Alexandrovna, Deputy head of the Department of legal psychology, UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia of Kikot V.Y., candidate of psychological Sciences, associate Professor. Address: Russia, 117437, Moscow, street Academician Volgin, d. 12, e-mail: khrustalev100@mail.ru. Ph.: 89031816108.
*** Rozhkov, Anton Alexeyevich, associate Professor of General psychology of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogic sciences, associate Professor. Address: 198206, St.-Petersburg, St. Petersburg highway, 17. Tel. 89218646030. E-mail: anrozkov@mail.ru.
**** Krasnoshtanova, Natalia Nikolayevna, senior teacher of chair of legal psychology, UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia of Kikot V.Y., candidate of pedagogic sciences. Address: Russia, 117437, Moscow, Academician Volgin str., 12. Ph.: 89250933278. E-mail: sudarynya72@bk.ru.
© Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Рожков А.А., Красноштанова Н.Н., 2016
с социальными и психологическими качествами военнослужащих, их антропометрическими и физиологическими данными [17].
Однако при общих теоретико-методологических положениях описания профессий в виде общенаучных принципов и закономерностей, основным отличием направления нашего исследования является описание специфики условий службы в органах внутренних дел.
Рассмотрим такие особенности на примере профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции. Именно на участковых уполномоченных возложена одна из важнейших и сложных задач - формирование у граждан позитивного имиджа сотрудника органов внутренних дел, т.к. их профессиональная деятельность протекает в условиях постоянного непосредственного контакта с гражданами и более других доступна для наблюдения населению города, района, села, участка.
Каким же сегодня должен быть участковый уполномоченный полиции и чем принципиально отличаться от своих предшественников, именовавшихся в Российской империи «полицейским десятским», а в СССР - «участковым инспектором милиции»?
Для ответа на эти вопросы необходим тщательный научный анализ содержания практической деятельности участкового уполномоченного и качеств личности сотрудника, определяющих эффективность такой деятельности и успешность в ней сотрудника. Обозначенная нами проблема не является новой. Начиная с 1922 г., в отечественной научной психологии существовало отдельное направление, которое называлось профессиографированием. В рамках данного направления были разработаны принципы и методы психологического анализа профессиональной деятельности в рамках двух основных направлений:
- исчерпывающее описание и тщательный психофизиологический анализ различных профессий для решения психотехнических задач: профессионального отбора кадров; преодоления профессионального утомления и переутомления; профессионального обучения; научной организации туда (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.В. Билибин, В.Т. Баранов, Е.С. Браиловский, Г.И. Левигурович, А.К. Гастев, Н.К. Гусев, В.Д. Котляров, Н.Д. Левитов, В.И. Рабинович, А.И. Розенблюм, И.П. Четвериков, С. Яманов и др.);
- создание психологических классификаций профессий (С.Г. Геллерштейн, Н.К. Гусев, Е.А. Климов,
A.Ф. Лазурский, С.Г. Струмилин, И.Н. Шпильрейн).
В результате профессиографирования составлялась профессиограмма и психограмма. Профессиограмма представляет собой описательно-технологическую характеристику профессии, которая включает социально-экономическую, технологическую, психофизиологическую информацию о профессии и об условиях труда. Психограмма описывает модель индивидуальных личностных качеств профессионала, качеств, важных для успешного выполнения деятельности и решения профессиональных задач.
М.Я. Басовым впервые было предложено понимание деятельности как целостной системы и сделан акцент на роли отдельного человека в ней. Н.А. Бернштейн трудовой процесс предлагал рассматривать как систему, которая состоит из работника и орудий производства, взаимно соответствующих друг другу.
Научно-технический прогресс XX в. привел к повышению значимости человеческого фактора в профессиональной деятельности. В системе производства человек стал главной, интегрирующей частью. Эти изменения способствовали проведению фундаментальных исследований, направленных на изучение психических и физиологических функций человека в условиях труда. Б.М. Тепловым и
B.Д. Небылицыным была разработана теория способностей, а П.Я. Гальпериным изложены положения по целенаправленному поэтапному формированию и развитию психических функций. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев активно обсуждали структурную парадигму изучения личности.
Важной методологической основой профессиографических исследований стала психологическая теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым. Положения данной теории способствовали становлению системного подхода к психологическому изучению профессий.
Неоценимым вкладом в науку А.Н. Леонтьева стало выделение и описание им структуры деятельности, где особое значение придавалось установлению единиц её анализа: деятельности, действию и операции. При этом под отдельной деятельностью в этой концепции понимается активность субъекта, реализующая определенную его потребность и направленная к предмету этой потребности как к мотиву. Действие представляет собой произвольный преднамеренный опосредованный процесс, направленный на достижение осознаваемой цели, а операция - способ выполнения действия, детерминируемый условиями ситуации [10, с. 431-432].
В последующем, в методологическом плане исследования профессиональной деятельности, Б.Ф. Ломовым были описаны важные теоретические положения относительно многомерности
психических явлений и необходимости проведения системного анализа, направленного на выявление оснований многообразных свойств изучаемых объектов, изучение психики в динамике и развитии, рассмотрение детерминант психических явлений как сложных структур [12, с. 359-361].
Идея о системном подходе к изучению трудовой деятельности сыграла важную роль в формировании методологии изучения профессий. Однако, как писал С.Г. Геллерштейн, «проникнуть в профессиональную структуру, т.е. в специфический способ сочетания профессионально важных признаков психотехникам так и не удалось, так как не был выяснен принцип структурного формирования профессии» [5, с. 127-133].
Именно поэтому мы приходим к выводу о необходимости поиска новых путей составления описательных характеристик профессии и профессионала в органах внутренних дел.
Более целесообразным представляется составление компетентностных моделей специалистов, а не профессиограмм, т.к. на смену традиционному подходу в подготовке профессиональных кадров в системе высшего образования пришёл компетентностный подход.
Анализ произошедших в нашем обществе социальных, политических, информационных, коммуникативных изменений и активное развитие технических средств показали, что наблюдаемая тенденция смены общефилософских парадигм и психолого-педагогических ориентиров обучения и воспитания граждан современной России не случайна.
В современных условиях выполнения профессиональной деятельности репродуктивное воспроизведение эффективных способов решения профессиональных задач является недостаточным. Данная особенность имеет большую выраженность в классификационной системе профессий «человек-человек», к которой и принадлежит деятельность сотрудника органов внутренних дел.
Глобальное изменение российского общества в связи с гигантским скачком информационных технологий, способствовавшее многократному повышению юридической грамотности населения и появлению у граждан возможности самостоятельного поиска правовой информации, предъявляет совершенно новые требования к профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел. Сотрудник должен не просто «знать, уметь и иметь профессиональный навык», а быть «способным и готовым» к функционированию на информационном уровне, который выше уровня большинства граждан.
Проведенный теоретический анализ научных категорий «компетенция» и «компетентность» показал, что при существующем множестве вариантов описания их сущности и содержания возникает необходимость в теоретическом понимании их соотношения.
Лингвистический анализ понятия «компетенция» показал, что оно произошло от латинского глагола competo (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом competentia обозначали сочетание чего-то между собой. Иным словом, происходящим от глагола competo, было competens - подходящий, соответствующий, компетентный - «законный». Этим эпитетом могли охарактеризовать человека как соответствующего каким-либо требованиям. Однако существительным, связанным с competens, будет все та же competentia. Из этого возникает некоторая двусмысленность.
Предположим, существование системы требований к человеку, отдельные элементы которой находятся в связи друг с другом. Их можно называть компетенцией (сочетанием). Если человек удовлетворяет этой системе требований, то про него можно сказать, что он competens (соответствующий), и это отношение также можно назвать компетенцией (уже в значении соответствия).
Глоссарий терминов Европейского фонда образования определяет компетенции, как «способность делать что-либо хорошо или эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; способность выполнять особые трудовые функции» [6]. Как правило, понятие «компетентность», используется в тех же значениях.
Согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», понятие «компетентности» включает в себя не только когнитивную и операциональную составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения (знания, умения и навыки), систему ценностных ориентаций и привычки. При этом отмечается, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.
Л.Н. Болотов, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков в своих научных трудах подчеркивают деятельностную сущность компетенций. По их мнению, компетенции составляют сферу отношений, возникающих «между знанием и действием в человеческой практике», а «компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования».
Например, В.А. Болотов считает, что компетентность - это нечто потенциальное, т.к. она определяет возможность эффективно действовать за пределами штатных учебных ситуаций, а компетенция является инструментом, с помощью которого можно осуществлять различные действия и оказываться подготовленным к новым ситуациям [3, с. 12-13].
А.В. Баранников также трактует компетенции как инструмент подготовки к действиям в новых ситуациях [1, с. 4].
Позиция И.А. Зимней относительно соотношения понятий «компетенция» и «компетентность», в основе своей строится на их дифференциации. Она трактует «компетентность» более широко - как социально-профессиональную жизнедеятельность человека, основывающуюся на знаниях и которая обусловлена интеллектуальными и личностными особенностями человека [8; с. 2-4].
Дж. Равен объясняет компетентность как многокомпонентное явление, определяющее эффективное поведение. Компоненты представляют собой виды компетентности, которые представляют собой мотивированные способности. Им выделены различные категории в видах компетентности: «готовность», «способность», «отношение», «самоконтроль» [14, с. 8, 34].
Таким образом, анализ психологической литературы показал, что компетентность - это способность к осуществлению реального жизненного действия, т.е. квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Кроме того, она определяет возможность эффективно действовать за пределами штатных учебных ситуаций.
Методологически важным положением является признание значимости социальных компетенций для профессиональной деятельности и ведущей роли профессиональных компетенций в определении успешности специалиста.
Так, например, Т.Г. Браже подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только профессиональными (базовыми) научными знаниями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношения с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала [4; с. 39-62].
А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. описывают профессиональную компетентность как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, которая отражает не только уровень знаний, умений, опыта, достаточный для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [7, с. 20-33].
Н.Н. Лобанова считает, что «профессиональная компетентность определяет качество профессиональной деятельности и выражается в устойчивом эффективном характере труда, в способности в условиях нестабильности различных трудностей объективного и субъективного характера находить адекватное, рациональное решение профессиональных проблем, обеспечивающее целенаправленные действия с учётом широкого спектра социально-экологических и экономических последствий при реализации принятого решения» [11, с. 12-19].
О.М. Бобиенко, исследуя компетенции личности как результат системы профессионального образования, приходит к выводу, что в зарубежной науке и практике (в работах Р. Хаггарти, А. Мэйхью и др.), любого специалиста рассматривают как носителя профессиональных компетентностей, в совокупности составляющих ядро (инвариант) его квалификации [2, с. 18].
А.К. Маркова, рассматривая проблему профессиональной компетентности, указывает на ряд положений. По её убеждению, компетентность не сводится к образованности человека и представляет собой сочетание психических качеств, позволяющих действовать ему самостоятельно и ответственно, А.К. Макарова основой суждения о компетентности человека считает измерение и оценку конечного результата деятельности [13, с. 26-28].
Анализ различных подходов к обоснованию определений профессиональной компетентности позволил авторам сформулировать собственное понятие профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел.
Опираясь на результаты исследований А.В. Хуторского, утверждающего, что компетенция
- это некоторое заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, а компетентность
- уже состоявшееся его личностное качество как профессионала [15, с. 59], нами установлено, что профессиональная компетентность сотрудника органов внутренних дел - это уровневый показатель присвоенных (интериоризованных) профессиональных компетенций, включающий личностное отношение сотрудника к предмету деятельности и отражение его способности решать задачи профессиональной деятельности, определяемые нормативной правовой базой.
Следовательно, сущность профессиональной компетентности сотрудника выражается в сформированности комплекса его качеств, отвечающих требованиям труда полицейского, а содержание компетентности определяется целями, задачами и характером его труда. В этом отношении понятие «компетентность» тождественно понятию «профессионализм».
Предлагаемый нами подход к определению компетенций участкового уполномоченного полиции, который более подробно описан в других наших работах [16], выходит за рамки выявления необходимых ему знаний, умений, навыков, и включает в себя выявление когнитивного, операционно-
технологического, мотивационного, этического, социального и поведенческого критериев, составляющих модель его профессионализма.
В результате проведенного эмпирического исследования мы выявили 14 профессиональных компетенций участкового уполномоченного полиции, которые определяют его эффективность. Они составили профиль профессиональных компетенций участкового уполномоченного полиции.
В качестве экспертов в исследовании выступили участковые уполномоченные территориальных ОМВД г. Москвы, а также руководители подразделений охраны общественного порядка ГУ МВД России по г. Москве. В исследовании приняли участие 329 сотрудников, из них 74 - руководители различного уровня, 255 - участковые уполномоченные территориальных подразделений ОМВД г. Москвы. Возраст экспертов составил от 21 до 50 лет. Стаж службы - от 6 до 20 лет.
Профиль профессиональных компетенций участкового уполномоченного полиции, который включает перечень и содержание компетенций
1. Стремление к верховенству права (стремление к защите прав и свобод граждан, социальной справедливости, правомерному решению сложных правоохранительных задач, улучшению престижа полицейских профессий; высокий уровень правосознания и правовой культуры, непримиримость к коррупционному поведению).
2. Психическая устойчивость (способность выдерживать интенсивные длительные психоэмоциональные нагрузки без снижения качества профессиональной деятельности; готовность к адекватным действиям в условиях дефицита времени, к сохранению работоспособности при высокой и/или долговременной загруженности, при неудачах; способность контролировать свои эмоции в экстремальных ситуациях, способность преодолевать сильный стресс).
3. Умение регулировать человеческие взаимоотношения (способность решать человеческие проблемы; располагать к себе людей; вызывать доверие; справляться с возникающими в процессе социального взаимодействия трудностями).
4. Конфликтоустойчивость (знание причин возникновения конфликтов и владение приемами их предупреждения; своевременное выявление конфликтов и способствование их разрешению; владение техникой управления конфликтами, применение ее на практике).
5. Владение специальными знаниями, умениями и навыками в достаточной мере для решения служебных задач (способность осуществлять юридические действия в точном соответствии с законом; квалифицированно применять нормативные правовые акты в различных сферах профессиональной деятельности; выбирать адекватные формы, средства, методы и приемы для эффективного осуществления административной деятельности).
6. Мотивация успеха (усиленный интерес при решении профессиональных задач; стремление к достижению высокого качества работы, профессиональной самореализации).
7. Уверенность в своих силах (способность целенаправленно добиваться результатов и делать выводы о проделанной работе; знание своих сильных и слабых сторон, способность убедительно передать свою точку зрения).
8. Ориентация на ценности (умение быть образцом правовой культуры, стоять на страже закона, не поддаваться уголовным соблазнам; способность действовать согласно общественным нормам и ценностям, учитывая ценности и цели организации).
9. Способность правильно оформлять юридические и служебные документы (способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в служебной и процессуальной документации).
10. Высокий уровень общего интеллекта (способность удерживать в памяти большое количество фактов, воспроизводить обстановку, обстоятельства, события; развитые признаки мышления; развитые свойства внимания; способность к регулированию эмоциональных состояний, произвольной регуляции познавательных процессов, формирование внутреннего плана действий).
11. Способность организовывать и планировать (способность ориентироваться во времени и грамотно распределять объем работы; незамедлительно реагировать в соответствии с временными изменениями, а также изменениями, происходящими с личным составом и в рабочих операциях; способность организовывать и планировать свою деятельность; способность координировать и устанавливать время исполнения служебных задач).
12. Способность работать в команде (способность добиваться в совместной работе необходимых результатов; согласовывать свои действия с другими членами коллектива; инициировать и поддерживать готовность к совместной работе и умение идти на компромисс; свободная интеграция в коллектив, готовность поступиться своими интересами ради коллектива; осознание своей роли в коллективе).
13. Способность принимать решения и организовывать замещение (способность быстро принять правильное решение и воплотить его в жизнь; мобильность в принятии решений; способность взять на себя ответственность за руководство своим отделом и областью работы, способность принимать не вызывающие возражений решения).
14. Знания в области организации деятельности личного состава и служебного процесса (знание специфики деятельности органов государственной власти; детальное знание своего участка работы; способность стратегически оценивать изменения оперативной обстановки и вырабатывать варианты действий по ситуации).
Благодаря наличию такого профиля, в котором чётко описаны ожидания от кандидата на определённую должность (некоего ориентировочного образа), можно подобрать соответствующие методы и инструментарий, позволяющие максимально точно оценить соответствие личного профиля сотрудника полиции профилю необходимых и достаточных компетенций.
Кроме того, компетентностный подход, предлагаемый в качестве методологической основы совершенствования службы участковых уполномоченных полиции, предполагает, что приобретение всей совокупности необходимых компетенций приведёт к повышению компетентности сотрудника как интегральной характеристики профессионализма.
Таким образом, в стратегическом плане для формирования высококвалифицированного кадрового состава и кадрового резерва представляется целесообразным разработать профили, соответствующие должностям по другим видам служебной деятельности, которые фактически составят основу профессиональных стандартов.
Список литературы
1. Баранников, А. В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
2. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бобиенко Олеся Михайловна. -Казань, 2005. - 186 с.
3. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
4. Браже, Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление: тезисы к семинару. 25-29 июля 1990 г. / под ред. В.Г. Онушкина. - Л. : НИИООВ, 1990. - С. 39-62.
5. Геллерштейн, С. Г. Психотехника // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. XX в.) / под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. - М.: Издательство Московского ун-та, 1983. - С. 127-133.
6. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. - Турин: European Training Foundation, 1997. - 160 c.
7. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: ИЦ Академия, 2004. - 368 с.
8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
9. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
10. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.
11. Лобанова, Н. Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Проблемы. Поиски. Опыт. - СПб., 1992. - С. 12-19.
12. Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 388 с.
13. Маркова, А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
14. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. -М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
16. Цветков, В. Л. Профессиографическое описание деятельности участковых уполномоченных полиции на основе компетентностного подхода : монография / В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева, А.А. Рожков, Е.В. Скворцова, Н.Н. Красноштанова. - М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016. - 63 с.
17. Военная профессиология : учебник / под общ. ред. А.Г. Караяни, Ю.Г. Сулимова. - М.: Военный университет, 2004. - 276 с.
УДК 316.754
В.Н. Ярская*, А.А. Калайджян**
Психологический дискурс темпорализма
Статья посвящена обсуждению ключевых категорий психологического времени как важнейшей части социального темпорализма - нелинейности, ускорения, инверсии как продуктам индивидуальной и коллективной символической деятельности, использующей рефлексию будущего, прошлого и настоящего. Поколение - центральная категория жизненного пути, биографии, молодёжной политики. Современное понимание научного темпорализма, семантическое содержание категории психологического времени обусловлено социокультурными процессами и событиями на жизненном пути.
Ключевые слова: психология времени, темпорализм, темпоральность, нелинейность, ускорение, биография, поколение, инклюзия.
V.N. Yarskaya*, A.A. Kalayjan**. The psychological discourse of temporalism. The article is devoted to discussing the key categories of psychological time as a the Central part of social temporalism -nonlinearity, acceleration, the inversion as the products there are individual and collective symbolic activities that use reflection of the future, past and present. Generation - the Central category of the life path, biography, youth policy. The modern understanding of scientific temporalism, the semantic content of the categories of psychological time due to by the socio-cultural processes and events in life.
Keywords: psychology of time, temporalism, temporality, nonlinearity, acceleration, biography, generation, inclusion.
Время становится основной чертой современности, поддерживая представления о прогрессе и возможности индивидуальной трансформации. Это поиск социальной идентификации, биографическая рефлексия, стремление разобраться в собственной жизненной темпоральности, социальной истории, событиях. Это и явление мира, обнаруживающее себя изменениями внутри и вне нас, и способ измерения изменений, именуемый часами, и конструкт человеческого разума. Историческое время конструирует темпоральность нашей жизни, а мы конструируем личностное время - и оно оказывается столь же социальным, сколь социальное время - личностным. В индустриальную эпоху организацией нового типа культуры была линейная темпоральность, включённость в господство централизации, сегодня понятие мобильности раздвигает наши представления и переходит к нелинейности.
Темпорализм - это бытовое, эмпирическое или научное описание теорий, учений, концепций, т.е. содержание проблемы времени эпохи, имеющее культурно-историческую и персональную, субъективную окрашенность. Термин может употребляться и в более узком, конкретно-научном
* Ярская, Валентина Николаевна, профессор кафедры психологии и прикладной социологии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Адрес: Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77. Тел.: (8452) 99-88-11. E-mail: jarskaja@mail.ru.
** Калайджян, Андраник Аршакович, аспирант кафедры психологии и прикладной социологии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина. Адрес: Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77. Тел.: (8452) 99-88-11. E-mail: fed-andranik@mail.ru.
* Yarskaya, Valentina Nikolaevna, professor of psychology and applied sociology department of the Saratov state technical university of Y.A. Gagarin, doctor of philosophical sciences, professor, the honored worker of science of the Russian Federation, the Honored worker of higher education of the Russian Federation. Address: Russia, 410054, Saratov, Politekhnicheskaya str., 77. Ph.: (8452) 99-88-11. E-mail: jarskaja@mail.ru.
** Kalaydzhyan, Andranik Arshakovich, post graduate student of psychology and applied sociology department of the Saratov state technical university of Y.A. Gagarin. Address: Russia, 410054, Saratov, Politekhnicheskaya str., 77. Ph.: (8452) 99-88-11. E-mail: fed-andranik@mail.ru.
© Ярская В.Н., Калайджян А.А., 2016