УДК 159.9.075.5
DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).072-078
СИСТЕМНО-СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОДЕЛИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
А. В. Кравченко
Для цитирования
Кравченко, А. В. Системно-ситуативный анализ деятельности в моделировании личностно-профессиональной надежности участковых уполномоченных полиции / А. В. Кравченко // Прикладная юридическая психология. -2019. - № 2(47). - С. 72-78. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).072-078.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative v-^vy'W^i Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье представлен вариант решения актуальной проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел. Авторы, исследовав современное состояние психодиагностики в органах внутренних дел, выдвинули гипотезу о том, что системно-ситуационный анализ деятельности сотрудников правоохранительных органов позволит дифференцировать отбор кандидатов на службу и приблизит набор их профессионально важных качеств к требованиям, обусловленным особенностями современной оперативно-служебной деятельности. Авторы разработали интерпретационную модель, которая наглядно показала необходимые соотношения профессионально важных качеств для участковых уполномоченных г. Москвы,
© Кравченко А. В., 2019
а также позволила нормировать границы их личностно-профессиональной надежности при отборе на службу.
Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность, сотрудники органов внутренних дел, участковый уполномоченный, личностно-профес-сиональная диагностика, личностно-профессиональная надежность.
Министр МВД России В. А. Колокольцев в своем докладе на февральском расширенном заседании коллегии МВД России подчеркнул, что максимальная эффективность превентивных мер в работе сотрудников ОВД достигается за счет индивидуальной профилактики. Основная нагрузка по профилактике ложится на участковых уполномоченных полиции. Во многом благодаря участковым на 18 % сократилось количество тяжких и особо тяж-
ких преступлений на бытовой почве, включая убийства и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью [17].
Основываясь на таких результатах оперативно-служебной деятельности, мы делаем вывод о том, что актуальность подготовки участковых уполномоченных полиции (УУП) в вузах МВД России возрастает. Современное общество выдвигает повышенные требования к сотрудникам ОВД, что накладывает на выпускников - участковых уполномоченных полиции особую ответственность. Для безусловного соответствия установленным требованиям необходимо непрерывно оценивать показатели профессиональной и личностной надежности сотрудников органов внутренних дел МВД России [14, с. 52-78].
Проблема надежности человека и специалиста издавна привлекает внимание руководителей и исследователей. Она актуальна и в современном мире, активно разрабатывается в ряде научных дисциплин и практик.
Ее отличительная особенность -психологичность по своей сути и много-аспектность, междисциплинарность в толковании и реализации [5, с. 95-103; 13 с. 216-219].
С учетом этой особенности и задач, поставленных министром внутренних дел Российской Федерации, начальник Департамента государственной службы и кадров в своем докладе отмечает: «Картина динамической модели психологической работы указывает на три группы проблем научно-методического, организационно-кадрового и мировоззренческого характера» [6, с. 95-103].
Решение первой группы проблем -научно-методического характера В. Л. Ку-бышко видит в существенном изме-
нении личностно-профессиональной диагностики в ведомстве и в усовершенствовании научно-методического подхода, применяемого психодиагностического инструментария, так как в данный момент диагностический инструментарий профессионального отбора кандидатов на службу в ОВД низкоинформативен [10, с. 94-106]. Основой этих изменений станет психодиагностика, базирующаяся на лич-ностно-профессиональных моделях сотрудников в соответствии с основными специальностями [2; 6, с. 95-103].
Учитывая пути решения актуальной проблемы, нами было проведено диссертационное исследование, в ходе которого создана модель личностно-профессиональной надежности участковых уполномоченных полиции г. Москвы.
Объектом исследования выступали психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников. Предмет исследования - модель личностно-профессиональной надежности (далее - модель).
Модельный подход как методологическая основа расстановки кадров в подразделениях охраны общественного порядка имеет ряд преимуществ и способен сочетать в себе интеллектуальную, навыковую, ценностную составляющие профессиональной служебной деятельности, обеспечивать полноту охвата основных организационных мероприятий в расстановке кадров [3; 8, с. 34-47].
Выдвигая гипотезу о том, что разработанная модель личностно-профес-сиональной надежности будет способствовать качественному профессиональному психологическому отбору сотрудников из числа кандидатов на вакантные должности, мы исследовали
участковых уполномоченных полиции г. Москвы (п = 324). Эта репрезентативная выборка соответствует генеральной совокупности сотрудников, проходящих службу в должности УУП столичной полиции.
Проанализировав имеющиеся подходы в моделировании оперативно-служебной деятельности, мы пришли к выводу о том, что атомарный подход со своими минусами не позволит нам решить задачи исследования. По мнению И. Н. Носса, для этого существует системный подход, основой которого является анализ деятельности. Для анализа был выбран системно-ситуативный анализ деятельности и методы, позволяющие более широко раскрыть психологические детерминанты, присущие оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, которые впоследствии позволили составить интерпретационную модель и произвести нормирование полученных результатов.
Мы использовали такие научные методы исследования, как:
- теоретический анализ научной литературы по методологическим и методическим проблемам профессионального психологического отбора;
- методы анализа деятельности сотрудников (системно-ситуативный анализ деятельности [5], метод последовательной динамической оценки (МПДО) [8, 9];
- методы математической статистики, а именно методы описательной статистики и корреляционный анализ.
По мнению А. С. Душкина, Н. Н. Красно-штановой, Н. В. Мартиросовой, М. В. Пря-хиной, Т. А. Хрусталевой, В. Л. Цветкова, результаты теоретических подходов к исследованию подобных выборок показали, что существующие теорети-
ко-методологические основания для исследования субъектно-деятельност-ных характеристик профессионализма в рамках профессиографического подхода недостаточны и что требуется поиск новых путей составления описательных характеристик профессии и ведомственного профессионала [1; 12, с. 48; 15, с. 103; 16, с. 105-108].
Они доказывают, что на сегодняшний день целесообразней составлять не профессиограммы, а компетент-ностные модели, так как на смену традиционному системно-деятельностно-му подходу к подготовке сотрудников в системе высшего образования пришел компетентностный подход с его ориентацией на гуманизацию образования и на всестороннее (в первую очередь профессиональное) развитие личности обучающегося, а не на совокупность знаний умений и навыков, необходимых для будущей профессии [15, с. 105-108].
Учесть изменение подходов к образованию позволяет системно-ситуативный анализ деятельности. По мнению А. Ю. Федотова, системно-ситуативный анализ деятельности позволяет нивелировать недостатки атомарного подхода и внести большее соответствие формируемым в учебном заведении компетенций с деятельностью [4, с.116-119; 9].
Используя методику А. Ю. Федотова и учитывая задачи исследования, мы внесли доработки в бланк МПДО, а именно цифровые шкалы для оценки и выявления психологических детерминант деятельности. В дальнейшем такая оцифровка позволила перейти от качественных оценок к количественному показателю внешнего критерия и уйти от субъективности оценок экспертов, так как в отличие от метода,
предложенного И. Н. Носсом, мы выявляли психологические детерминанты опыта действующих участковых уполномоченных.
Все исследуемые УУП имели опыт работы в должности от 3-8 лет и успешно выполняли свои должностные обязанности. Об этом свидетельствуют высокие оценки результатов их деятельности, зафиксированные в журналах служебно-профессио-нальной подготовки, а также мнение граждан.
Анализ полученных «сырых данных» позволил определить набор психологических детерминант их успешной оперативно-служебной деятельности (ОСД). Полученные значения «внешнего критерия» использовались при составлении интерпретационной модели личностно-профессиональной надежности по методике И. Н. Носса [10]. Моделирование личностно-про-фессиональной надежности предполагало анализ и синтез сформирован-
0,4 ■
0,3---
0,2---
0,1---
О -I---1--
как рмк
ных компетенций у сотрудников через отношение к «внешнему критерию». В результате были составлены спецификация модулей профессионально значимых компетенций, влияющих на успешность профессиональной деятельности УУП, и их рейтинг (рис. 1).
После определения доли каждого модуля получена следующая предметно-содержательная модель:
ЛПП = 0,37(К0К) + 0,29(РМК) +
+ 0,25(ЭВК) + 0,1 (НЭК). В структуре содержательной модели личностно-профессиональной пригодности по параметру значимости для деятельности на первое место вышли коммуникативно-организаторские, затем речемыслительные качества, за ними следуют эмоционально-волевые и завершают список нравственно-этические качества.
Далее произведен расчет нормальности распределения эмпирических данных по результатам выявления величин асимметрии и эксцесса (табл. 1).
Рис. 1. Рейтинг профессионально значимых компетенций УУП
О результат выявления величин асимметрии и эксцесса
Значения эксцесса Значения асимметрии
|Ех|
0,56 1,68 0,21 0,63
Таблица 1
IV группа III группа II группа I группа
пригодности пригодности пригодности пригодности
-_Ь47 3.43 5,44 _ 7,43
Рис. 1. Интерпретационная модель личностно-профессиональной надежности (пригодности)
При использовании программы SPSS (версия 21) произведен корреляционный анализ показателей диагностических методик, применяемых в ППО ОВД с показателями «внешнего критерия». Определен минимально значимый коэффициент корреляции Пирсона (г = 0,39 при р < 0,05). Исключены методики, не соответствующие данному коэффициенту.
Рассчитаны интеркорреляционные взаимозависимости показателей методик и исключены те, которые дублируют друг друга. Выбраны методики, имеющие наименьшую интеркорреляцию.
Рассчитаны коэффициенты регрессионного уравнения:
Y = B + 0,20x27 + (-0,25)х41 + + 0,46x51.
Рассчитан свободный член регрессионного уравнения: В = 3,2.
Составлена общая формально-математическая модель:
Y = 3,2 + 0,20x27 + + (- 2,25)х41 + 0,46x51, где х27 - шкала «3» методики № 6; х41 - шкала «1» методики № 5; х51 -шкала «2» методики № 2 [7, с. 34-47].
Результаты перечисленных расчетов позволили создать интерпретационную модель личностно-профессио-нальной надежности (пригодности) действующих УУП г. Москвы (рис. 2).
Mx = 5,44 - среднее значение внешнего критерия; 5 = 2,01 - среднее квадратичное отклонение.
Полученные нормы были применены к результатам ППО сотрудников, проходящих службу на должности УУП. Это сравнение показало, что 282 (87 %) сотрудника репрезентативной выборки вошли в наши нормы I и II групп пригодности, остальные 42 (13 %) вошли в нормы III группы, что свидетельствует о высокой ва-лидности полученных результатов и подтверждении нашей гипотезы исследования.
Выводы
1. Модельный подход способен решить актуальные задачи личностно-профессиональной надежности сотрудника ОВД и воссоздать образ реальных психологических особенностей личности в оперативно-служебной деятельности.
2. Системно-ситуативный анализ деятельности (МПДО) в моделировании является эффективным методом изучения психических детерминант личности, проявляющихся в ОСД, что позволяет синтезировать реальные модули профессионально важных компетенций и объективные требования профессиональной деятельности, что позволяет разработать и использовать достоверный инструментарий решения задач оценки личностно-профессиональной надежности сотрудников МВД России.
3. Полученная модель позволит ведомственной системе образования на
этапе отбора кандидатов на обучение и дальнейшую службу снизить долю отчисляемых сотрудников, а также непрерывно оценивать показатели профессионально значимых компетенций, необходимых в оперативно-служебной деятельности, что сблизит учебную теорию с практикой.
4. Дальнейшее развитие моделирования в ППО кандидатов на службу в ОВД с использованием результатов системно-ситуативного анализа оперативно-служебной деятельности повысит качество отбираемых кадровых ресурсов в органы внутренних дел и обеспечит решение основных задач правоохранительной системы России.
Библиографический список
1. Батищев В. Н. Компетентность специалиста как проблема психологии служебной деятельности // Психология служебной деятельности : сб. науч. ст. М. : ВУ МО РФ, 2014.
2. Гаврина Е. Е. Социально-психологические детерминанты организационного поведения сотрудников в условиях развития уголовно-исполнительной системы : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2015 (в соавт.).
3. Проблемы личностно-профессио-нальной пригодности в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника / А. В. Караваев и др. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 113.
4. Кравченко А. В., Еременко Т. Е. Моделирование личностно-профессио-нальной надежности участковых уполномоченных полиции // Юристъ-пра-воведъ. 2017. № 2(81). С. 116-119.
5. Крук В. М., Федотов А. Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психо-
логической службы : учеб.-метод. пособие. М. : Научно-учебный комплекс «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. 120 с.
6. Кубышко В. Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4(28). С. 95-103.
7. Экспериментальное обоснование модельного подхода в профессиональном психологическом отборе сотрудников правоохранительных органов /
B. Л. Кубышко и др. // Психология и право. 2018. Т. 8, № 3. С. 34-47.
8. Медведев И. Н. Использование данных системно-ситуативного анализа в исследовании профессиональной деятельности специалистов опасных профессий // Инновации в образовании. 2014. № 8. С. 109-121.
9. Медведев И. Н. Разновидности МПДО, их роль, место и соотношение в исследовании профессиональной деятельности : науч.-аналит. обзор. М. : МосУ МВД России, 2013.
10. Носс И. Н., Федотов А. Ю., Кравченко А. В. К вопросу о моделировании личностно-профессиональной пригодности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. 2017. № 2.
C. 94-106.
11. Носс И. Н. Личностно-профес-сиональная диагностика сотрудников органов внутренних дел : учеб.-метод. пособие для студентов (курсантов) вузов, обучающихся по психологическим специальностям, и психологов кадровых подразделений органов внутренних дел : в 2 ч. Ч. 1. М. : Моск. ун-т МВД Росси им. В. Я. Кикотя, 2017. 182 с.
12. Пряхина М. В., Душкин А. С. Про-фессиографическое описание основ-
ных видов деятельности в системе МВД России : учеб.-метод. пособие. М. : ДГСК МВД России, 2013. С. 48.
13. Федотов А. Ю. Принципы и основные технологии психологического обеспечения профессиональной надёжности сотрудников силовых структур // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(75). С. 216-219.
14. Федотов А. Ю. Профессиональная надежность специалиста силовых структур : монография. М. : Моск. ун-т МВД Росси им. В. Я. Кикотя, 2018. С. 52-78.
15. Профессиографическое описание деятельности участковых уполно-
моченных полиции на основе компе-тентностного подхода : монография /
B. Л. Цветков [и др.]. М. : Моск. уни-т МВД Росси им. В. Я. Кикотя, 2015.
16. Компетентностная модель участкового уполномоченного полиции: от теории к практике / В. Л. Цветков и др. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 4.
C. 105-108.
17. Текст официального выступления В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2019 года. Режим доступа : https://мвд.рф/news/ ^ет/12414375 (дата обращения: 20.03.2019).