Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Корчемный П. А., Красноштанова Н. Н. Компетентностная модель...
УДК 159.9
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
В. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева, П. А. Корчемный, Н. Н. Красноштанова
В статье систематизированы современные подходы к профессиографическому исследованию деятельности, проанализированы возможности использования компетентност-ного подхода в профессиографическом описании деятельности участкового уполномоченного полиции, предложена его компетентностная модель.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессио-графия, теоретическая модель профессиональных компетенций, профессиональная мотивация, профессиональный Я-образ.
Компетентностный подход, предложенный нами в качестве методологической основы составления соответствующего профессионального стандарта участкового уполномоченного полиции, предполагает, что приобретение всей совокупности необходимых компетенций приведет к изменению интегральной характеристики профессионализма его деятельности и вершине мастерства. Здесь подразумевается не только разработка модели компетенций, но и выработка единых требований к подбору, продвижению и мотивации лучших сотрудников, формирование профессионального Я-образа «Я — участковый уполномоченный полиции».
Для достижения компетентности в профессиональном самосознании сотрудника компетенции должны пройти следующие стадии развития:
— осознание и понимание необходимости развития определенной компетенции;
— соотнесение компетенции со своим должностным регламентом и оценка собственного уровня;
— практика новых форм поведения (профессиональные тренинги, обмен опытом, повышение квалификации и другие активные формы обучения и профессионального роста);
— продолжение практики работы в новых ситуациях, каждый раз все более сложных и не повторяющихся.
Новый подход отличается от системно-деятельностного тем, что в большей степени ориентирован не на функциональные (необходимые для выполнения деятельности) знания, умения и навыки, а на развитие профессионального самосознания личности сотрудника, способного и готового применять их при решении нестандартных задач.
В данном случае главное — выявление на основе определенного функционала (набора требований к профессиональной деятельности) участкового уполномоченного полиции качеств личности сотрудника, знаний, умений и навыков, способствующих непрерывному совершенствованию, определяющих достижение вершин профессионализма.
Задачи нашего исследования — выявление компетенций, качеств, знаний, умений и навыков личности
сотрудника, участкового уполномоченного полиции, способствующих совершенствованию его профессионализма.
Для этого были изучены и проанализированы функциональные обязанности, закрепленные соответствующей нормативно-правовой базой, требования к профессиональным компетенциям участковых уполномоченных полиции, которые изложены в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166 г. 1
Анализ деятельности участковых уполномоченных полиции показал, что все качества имеют максимально прикладной характер, приобретаются непосредственно в деятельности, причем на конкретном административном участке, имеющем определенную специфику. Основой знаниевой составляющей профессиональной компетентности участкового уполномоченного полиции являются личностные качества (общий высокий интеллект, адаптивность и др.) и коммуникативная компетенция, позволяющие сотруднику приобрести знания, необходимые для успешной работы.
В результате анализа были определены и систематизированы основные компоненты модели компетенций участкового уполномоченного полиции:
1. Личностная компетенция, выражающаяся в интегральной совокупности следующих знаний умений и навыков:
— высокий уровень общего интеллекта (способность удерживать в памяти большое количество фактов, воспроизводить обстановку, обстоятельства, события; развитые признаки мышления и свойства внимания; способность к регулированию эмоциональных состояний, к произвольной регуляции познавательных процессов, формирование внутреннего плана действий);
— психическая устойчивость (способность выдерживать интенсивные длительные психоэмоциональные нагрузки без снижения качества профессиональной деятельности; готовность к адекватным действиям в условиях дефицита времени, к сохранению работоспособности при высокой и/или долговременной загруженности, при неудачах; способность контролировать свои эмоции в экстремальных ситуациях, умение преодолевать сильный стресс);
— самостоятельность (действия без дополнительного распоряжения; проявление инициативы в решении рабочих вопросов);
— уверенность в своих силах (способность целенаправленно добиваться результатов и делать выводы о проделанной работе; знание своих сильных и слабых сторон, умение убедительно отстаивать свою точку зрения);
— беспристрастность (объективность и беспристрастность в решении служебных задач);
— лидерские качества (умение управлять объектами служебной деятельности при осуществлении профессиональных функций; готовность требовать от них соблюдения дисциплины и законности; способность разрабатывать, координировать, контролировать и осу-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
105
Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Корчемный П. А., Красноштанова Н. Н. Компетентностная модель...
ществлять административную деятельность, брать на себя ответственность; принимать нестандартные решения);
— адаптивность (умение адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социокультурным факторам);
— психофизиологические возможности (крепкое телосложение, физическая выносливость, активность, энергичность, высокая работоспособность; хорошая скорость пространственной реакции на зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и двигательный раздражители; своевременная и адекватная реакция на опасность).
2. Коммуникативная компетенция, отраженная в следующих умениях и навыках:
— умение регулировать человеческие взаимоотношения (способность решать человеческие проблемы; располагать к себе людей; вызывать доверие; справляться с трудностями, возникающими в процессе социального взаимодействия);
— гибкость в общении, развитая интуиция (готовность импровизировать согласно ситуации, способность распознавать эмоциональный настрой других и действовать сообразно обстоятельствам; способность поставить себя на место другого; гармонично организовывать связи, соблюдая дистанцию);
— умение устанавливать психологический контакт с различными категориями лиц (способность корректировать и управлять процессом взаимодействия, противостоять стереотипам восприятия, барьерам общения; правомерно получать информацию, необходимую для административной деятельности; настраиваться на различные формы общения в зависимости от индивидуально-психологических особенностей объектов административной деятельности; быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника);
— умение реагировать, держать обратную связь (способность предложить взвешенные конструктивные решения; открытость для обратной информации; способность анализировать и обсуждать результаты, отношения и процессы; способность организовать открытую и доверительную беседу);
— перцептивные способности (умение сочувствовать, проникать во внутренний мир объектов административной деятельности; чувствовать и понимать их психические состояния, адекватно интерпретировать их поведение);
— соблюдение этикета, репрезентация (способность адекватно и дифференцированно оценивать профессию полицейского; контролировать свое поведение и соблюдать внешний вид согласно служебным требованиям; действовать сообразно ситуации; активно и адекватно представлять свой отдел внутри и вне отдела; являться образцовым представителем своей профессии и организации, примером для подражания);
— владение коммуникативными техниками (способность осуществлять устную и письменную комму-
никацию на русском языке; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность коротко и четко говорить по существу дела; отстаивать свою точку зрения; давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении (при отчетах, постановке вопроса); доходчиво донести до слушателя свои мысли и намерения; связно и последовательно излагать свои мысли в развернутой форме (доклад, отчет о проделанной работе перед гражданами, выступление), вести деловую беседу, диалог, переговоры, разрешать споры);
— конфликтоустойчивость (знание причин возникновения конфликтов и владение приемами их предупреждения; своевременное выявление конфликтов и способствование их разрешению; владение техникой управления конфликтами, применение ее на практике);
— этническая толерантность (способность к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий);
— способность работать в команде (умение добиваться в совместной работе необходимых результатов; согласовывать свои действия с другими членами коллектива; инициировать и поддерживать готовность к совместной работе и желание идти на компромисс; свободная интеграция в коллектив, готовность поступиться своими интересами ради коллектива; осознание своей роли в коллективе).
3. Практические действия по несению службы на административном участке участкового уполномоченного полиции предполагают следующие основные умения:
— принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию и осуществлять в пределах компетенции их проверку;
— информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
— пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;
— уметь оказать первую помощь гражданам, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
— выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению;
— выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
— участвовать в пропаганде правовых знаний;
— взаимодействовать с общественными объединениями и гражданами в сфере предупреждения правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
— принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества,
106
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Корчемный П. А., Красноштанова Н. Н. Компетентностная модель...
оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб;
— пресекать административные правонарушения;
— оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
— участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму; в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений;
— выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества;
— участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т. д.
Объединив эти умения и навыки в понятие «компетенция», мы пришли к выводу, что содержательно они представляют специально-профессиональную компетенцию, включающую:
— владение специальными знаниями, умениями и навыками в достаточной мере для решения служебных задач (способность осуществлять юридические действия в точном соответствии с законом); квалифицированно применять нормативные правовые акты в различных сферах профессиональной деятельности; выбирать адекватные формы, средства, методы и приемы для эффективного осуществления административной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность по разоблачению правонарушений, раскрытию преступлений, нахождению преступников, предупреждению криминальных последствий; выявлять преступные деяния, анализировать их составляющие (условия, причины, мотивы, средства, формы осуществления), устанавливать причинно-следственные связи; находить способы раскрытия преступлений и предупреждения правонарушений);
— аналитические способности (способность понимать обстоятельства дела и отличать значимую информацию от несущественной; точно оценивать положение вещей и делать необходимые выводы);
— способность принимать решения и организовать замещение (быстро принять правильное решение и воплотить его в жизнь; мобильность в принятии решений; способность взять на себя ответственность за руководство своим отделом и областью работы, способность принимать решения, не вызывающие возражений);
— способность стратегически мыслить (мысленно строить последовательность действий, видеть варианты развития ситуации и предвидеть их последствия; исходя из объема заданий, понимать взаимосвязи действий; совершенствовать концепции для решения комплексных заданий и учитывать их последствия);
— открытость к инновациям (способность предложить конкретные варианты действий по совершенствованию профессиональной деятельности; распознать потребность в переменах и инициировать изменение процессов);
— способность работать с различными источниками информации (способность работать с информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы и способы получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации);
— способность правильно оформлять юридические и служебные документы (способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в служебной и процессуальной документации);
— обучаемость (способность анализировать полученные знания и применять их на практике; наличие хорошей памяти).
Еще один компонент модели компетенций участкового уполномоченного полиции — организационная компетенция, отражающая умение сотрудника организовывать и планировать свою деятельность:
— способность организовывать и планировать (координировать и устанавливать время исполнения служебных задач);
— способность руководить коллективом (знание методов управления кадрами; умение организовать коллективную работу, управлять командной работой);
— владение методами развития личного состава (знание целей и элементов развития личного состава; использование предложений и возможностей для личностного развития; распознавание потенциала для развития, стимулирование у сотрудников желания работать в интересах организации).
Перечисленные компетенции участкового уполномоченного полиции связаны с его непосредственными должностными обязанностями, однако без личной мотивации у него нет оснований для профессионального роста. Поэтому при важности и необходимости всех названных компетенций одной из главных является профессиональная мотивация, понимаемая как:
— стремление к верховенству права (стремление к защите прав и свобод граждан, социальной справедливости, правомерному решению сложных правоохранительных задач, улучшению престижа полицейских профессий; высокий уровень правосознания и правовой культуры, непримиримость к коррупционному поведению);
— мотивация успеха (проявление усиленного интереса при решении профессиональных задач; стремление к достижению высокого качества работы, профессиональной самореализации);
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
107
НауменкоЕ. А, Науменко О. Н. Изучение особенностей личности и деятельности следователей...
Рис. Теоретическая модель профессиональных компетенций участкового уполномоченного полиции
— ориентация на результат (способность добиваться достижения цели даже при возникновении трудностей);
— ориентация на ценности (умение быть образцом правовой культуры, стоять на страже закона, не поддаваться уголовным соблазнам; способность действовать согласно общественным нормам и ценностям, учитывая ценности и цели организации).
Исходя из выявленной структуры компетентности, была построена теоретическая модель компетенций участкового уполномоченного полиции (рис.). Из рисунка видно, что центральным и смыслообразующим компонентом модели компетенций участкового уполномоченного полиции выступает профессиональный Я-образ, задающий общий смысл и когнитивную основу профессиональной идентичности, определяющий содержательное наполнение остальных компонентов модели.
УДК 159.9.072
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТУИТИВНОСТИ
Е. А. Науменко, О. Н. Науменко
В статье рассматриваются особенности личности следователей, формирующие индивидуальный стиль их профессиональной деятельности. Структура личностных свойств изучается методом факторного анализа и соотносится с профессионально важным качеством — интуитивностью. Последняя представляет системообразующий фактор индивидуального стиля деятельности, определяющего профессиональную эффективность.
Ключевые слова: личность, деятельность, интуиция, свойства, эффективность.
Здесь профессиональный Я-образ личности выступает как когнитивный компонент профессиональной Я-концепции, включающий представления индивида о собственных профессионально важных качествах, о карьере и труде, о карьерных ориентациях 1 2. Становление профессионального Я-образа происходит в результате процесса профессионального самоосознания, трактуется как особый психический феномен, основной функцией которого является саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере на основе знания профессиональных требований, собственных возможностей и эмоционально-ценностного отношения к себе как к субъекту конкретной профессиональной деятельности 3.
Исходя из такого подхода к структуре модели компетенций участкового уполномоченного полиции, предметом дальнейшего рассмотрения должны стать не столько психические процессы или свойства, определяющие достижение профессионализма (интеллект, направленность, профессионально важные личностные качества, переживания и т. п.), сколько его смысловые образования как субъекта профессиональной деятельности, выражающие ценностное отношение к миру и к службе в органах внутренних дел.
1 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. №1166 г.
2 Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002. 456 с. ; Наприев И. Л. Исследование динамики структурно-содержательных характеристик образа «Я» сотрудника милиции в процессе профессионального становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3(27). С. 76-78.
3 Свободный Ф. К. Профессиональный «Я-Образ» сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 189 с. ; Васьковская С. В. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя : дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1987. 160 с.
Профессиональная деятельность следователя характеризуется рядом особенностей — эмоциональной напряженностью, временной дефицитарностью, информационной неопределенностью, экстремальностью и другими качествами, диктуя определенный склад его личности. Нами проведено исследование личности следователей Тюменской области, выборка формировалась из 172 человек мужского пола. Следователи были предварительно разделены на группы высокоэффективных и низкоэффективных.
Предполагалось существование статистически значимых различий в психологической структуре личности следователей с различным уровнем интуитивности. Истинность этой гипотезы проверялась при помощи процедуры ранговой корреляции (критерий Спирмена).
108
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)