Научная статья на тему 'Разработка критериев качества обучения в огневой и физической подготовке курсантов МВД России на основе компетентностного подхода'

Разработка критериев качества обучения в огневой и физической подготовке курсантов МВД России на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУРСАНТЫ МВД РОССИИ / ПРАВОМЕРНО / ЭФФЕКТИВНО / ПРИМЕНЯТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAWFULLY / EFFECTIVELY / APPLY / CONCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич

В статье представлена методика разработки критериев качества подготовленности курсантов к силовому пресечению правонарушений, обучающихся по специальности Правоохранительная деятельность (уровень специалитета). С позиции теоретико-методологического подхода предпринята попытка познания сущности терминологических понятий с последующей разработкой трехуровневой системы компонентов профессиональной компетенции. Представлен анализ причин негативно влияющих на реализацию в учебном процессе требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of training quality criteria in the fire and physical preparation of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the basis of competence approach

The article describes the experience of the development of techniques of quality criteria of preparedness of cadets to the power suppression of offenses, students majoring in Law Enforcement (Speciality level). From the standpoint of theoretical and methodological approach attempts to knowledge of the essence of terminological concepts with subsequent development of a three-level system of professional competence components. The analysis of the reasons for a negative impact on the implementation in the educational process requirements of the federal state educational standards of higher education.

Текст научной работы на тему «Разработка критериев качества обучения в огневой и физической подготовке курсантов МВД России на основе компетентностного подхода»

УДК 355 ББК 68.9

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

КУРСАНТОВ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ВАЛЕРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧЛУПЫРЬ,

начальник кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России

E-mail: lvg 58 @ mail.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Т.С. Купавцев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье представлена методика разработки критериев качества подготовленности курсантов к силовому пресечению правонарушений, обучающихся по специальности Правоохранительная деятельность (уровень специалитета). С позиции теоретико-методологического подхода предпринята попытка познания сущности терминологических понятий с последующей разработкой трехуровневой системы компонентов профессиональной компетенции. Представлен анализ причин негативно влияющих на реализацию в учебном процессе требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, курсанты МВД России, правомерно, эффективно, применять, концепция.

Abstract. The article describes the experience of the development of techniques of quality criteria of preparedness of cadets to the power suppression of offenses, students majoring in Law Enforcement (Speciality level). From the standpoint of theoretical and methodological approach attempts to knowledge of the essence of terminological concepts with subsequent development of a three-level system of professional competence components. The analysis of the reasons for a negative impact on the implementation in the educational process requirements of the federal state educational standards of higher education.

Keywords: professional competence, cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, lawfully, effectively, apply, conception.

Постановка проблемы. В России и зарубежных странах в последнее десятилетие происходят существенные изменения в сфере образования. В странах Европейского Союза большое внимание уделяется повышению качества высшего образования в Европе и популяризации европейской системы во всем мире. Основополагающие направления модернизации образовательной системы в Европейских странах были изложены в Болонской декларации 1999 года, а процесс достижения этих целей назван Болонским процессом1. В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Страны, задействованные в данном процессе, принимают на себя определенные обязательства относительно ре-

формирования национальных систем образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Россия присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран в сентябре 2003 года2.

В этой связи российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевает серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом3.

Одной из целей Болонского процесса является повышение уровня профессиональной компетент-

ности специалистов и качества образовательных услуг. Вопрос введения компетентностного подхода и методов измерения широко обсуждаются как в США, так и европейских странах. Так, национальные технические стандарты Германии базируются в сущности личностных компетенций, таких как знать, уметь (M. Boecher 2011, Fleischer, 2012)4.

Профессиональное образование в системе МВД России, в рассматриваемом нами аспекте, предпринимает попытки реализовать данные идеи. Однако использование классических методов обучения в процессе преподавания огневой и физической подготовки не всегда оказываются эффективными и требуют применения иных технологий — более совершенных и соответствующих требованиям стандартов. Понятие «компетентность» становится все более актуальным и востребованным в современном Российском образовании. В отечественной и зарубежной педагогике термин «компетентность» используется в педагогическом лексиконе на протяжении почти полувекового периода5. В профессиональном образовании системы МВД России он является достаточно новым.

Компетенция, в отличие от предметных знаний и умений, имеет интегративную природу, она несводима к механической сумме знаний и способов действий, полученных в ходе изучения предметов6. Следовательно, за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины. Таким образом, реализация компетентностного подхода должна осуществляться в рамках комплексных занятий на основе междисциплинарной интеграции по принципу привязанности к формируемой компетенции.

В образовательных организациях МВД России существует опыт проведения занятий на основе комплексного взаимодействия как теоретических, так и практических учебных дисциплин.

В тоже время, анализ научных исследований7 показывает, что вопросы формирования профессиональной компетенции8, направленной на овладение «...способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять табельное оружие, специальные средства», разработка критериев качества обучения, остаются не решенными.

Причины.

1. Анализ содержания данной профессиональной компетенции показывает, что ключевыми являются термины «правомерно», «эффективно», «применять». Необходимо определиться, что представляет собой понятийный аппарат каждого термина, образующих определенную систему. В отличие от определения, термин — это слово или словосочетание, обозначающее какое-либо понятие из разных областей знаний. Таким образом, можно выделить особенность понятийного аппарата терминов, представленных в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее — стандарты) — «сочетание разнородных понятий по причине междисциплинарного характера, заключающейся в логичности, точности, последовательности и непротиворечивости теории с практикой, образующей целостность и завершенность конструкции компетенции».

Следовательно, данная терминология объединяет в единое целое правовую подготовку, к которой необходимо отнести понятия «правомерно» и «применять» в соответствии со ст. 19, 20, 23 ФЗ «О полиции»9. А также профессионально-прикладную — «эффективно», т.е. формирование двигательных умений и навыков, степень (уровень) владения которыми позволяет констатировать, насколько грамотно с точки зрения закона и тактики применяется физическая сила, табельное оружие.

2. Отсутствие учебной дисциплины, к примеру «Комплексная подготовка к силовому пресечению правонарушений», вносит значительные трудности в организационно-педагогические условия реализации требований стандартов. Как следствие, возникает ряд противоречий: а) к деятельности какой кафедры относится задача формирования профессиональной компетенции ...правомерного и эффективного применения физической силы, специальных средств и табельного оружия?; б) отсутствие междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин «Административная деятельность ОВД», «Огневая подготовка», «Физическая подготовка», приводит в учебной практике к несогласованности тематического планирования, отсутствию логики смыслового строения структуры формирования профессиональной компетенции.

3. Практические разделы программ учебных дисциплин огневой и физической подготовки разрабатываются на основе требований ведомственных нормативных правовых актов — Наставления по организации огневой и физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. В данных Наставлениях представлен, в том числе, порядок оценки физической и огневой подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Так, оценка индивидуальной физической подготовленности слагается из оценок, полученных ими за выполнение боевых приемов борьбы и контрольных упражнений, позволяющих оценивать уровень развития силы, выносливости, быстроты, ловкости.

А индивидуальная оценка огневой подготовленности складывается из отметок, полученных за выполнение контрольного упражнения, норматива по огневой подготовке, контрольного теста.

Однако рабочие программы учебных дисциплин разрабатываются на основе стандартов, а усиление практической направленности обучения ориентировано на формирование профессиональной компетенции «.. .осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять табельное оружие, специальные средства».

То есть, тематическое наполнение основных образовательных программ должно соответствовать не только требованиям ведомственных нормативных правовых актов, но и требованиям стандартов.

Анализ причин. Учитывая, что объем задач и функций полиции принципиально не отличается от милицейских, порядок их реализации в рассматриваемом нами аспекте, не претерпел кардинальных изменений, а запас прочности существующей системы небезграничен10. На деле же до сих пор не принят основополагающий документ, определяющий перспективные направления развития системы работы с личным составом МВД России, — Концепция кадровой политики органов внутренних дел до 2020 года, находящаяся в стадии проекта уже несколько лет11.

Как следствие, отсутствует и Концепция совершенствования профессиональной подготовки

кадров в органах внутренних дел Российской Федерации.

Но, если мы обратимся к архивным документам, то увидим, что современные требования к профессиональному образованию по формированию у курсантов профессиональных компетенций, контроль качества обучения, рассматривались в приказе12. Данным приказом была утверждена Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — Концепция).

Анализ Концепции позволяет говорить о научном теоретико-методологическом подходе к профессиональной подготовке кадров в органах внутренних дел. А прогрессивные взгляды авторов Концепции отражали уже в то время, требования нашего общества к подготовке высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел. Если провести сравнительный анализ содержания Концепции с современными общемировыми тенденциями модернизации образования сегодня, то они во многом совпадают.

Как было сказано выше, Россия присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран в сентябре 2003 года, а в ноябре 2003 года была разработана и утверждена приказом13 МВД России Концепция. То есть, авторский коллектив, разрабатывая содержание Концепции, осуществил прогноз модернизации профессиональной подготовки кадров на много лет вперед, тем самым обозначив приоритетные направления как в целом совершенствования ведомственной системы профессионального образования, так и отдельных направлений, в частности — слу-жебно-боевой подготовки (указано в редакции). Для более четкого понимания кратко представим содержание некоторых разделов Концепции.

Раздел 1. Программные основы Концепции: «.в недостаточной степени учитываются требования к квалификации сотрудника органов внутренних дел; .особую озабоченность вызывает слабая практическая направленность занятий по специальной подготовке; .не всегда обеспечивает успешное решение оперативно-служебных задач огневая выучка сотрудников, .не способны оказать силовое противодействие преступникам и уступают им в противоборстве.».

Раздел 2. Основные направления совершенствования подготовки кадров в органах внутренних дел: «...переход на новые современные инновационные педагогические технологии; .эффективность служебно-боевой подготовки обеспечивается: . комплексностью в планировании учебного процесса, объединения обучения по различным разделам служебно-боевой подготовки в единый процесс формирования профессиональной пригодности сотрудников; .практической направленностью содержания занятий, .тактики действий с обязательной тренировкой в условиях, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями. Совершенствование служебно-боевой подготовки в органах внутренних дел предполагается достичь путем .объединения преподавания тактико-специальной, огневой и физической подготовки в единый процесс формирования готовности выпускников к правомерному применению мер принуждения, . широкого распространения предового опыта и современных технологий обучения, в том числе формирования у сотрудников, курсантов и слушателей моделей правомерного применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы».

Как видно, Концептуальные направления совершенствования служебно-боевой подготовки в органах внутренних дел, разработанные в 2003 году, содержали такие понятия как «комплексность», «профессиональная пригодность», «готовность» к правомерному применению мер принуждения, что полностью соответствует современным требованиям стандартов.

Очевидно, мы не узнаем авторов Концепции. Стала система профессиональной подготовки кадров более эффективной? Подведены итоги реализации Концептуальных положений задуманных реформ профессиональной подготовки, что удалось внедрить в систему, чтобы соответствовать ожидаемым требованиям?

Решение неразрешенных ранее частей общей проблемы.

Разработка комплексных критериев оценки качества подготовки курсантов (слушателей), а также реализация компетентностного подхода в учебной практике осуществляется нами с учетом проведенных ранее научных исследований:

1. Педагогическое проектирование междисциплинарной интеграции в рамках проведения комплексных занятий по дисциплинам профессионально-служебной подготовки. В работе представлены аспекты проведения комплексных занятий по огневой подготовке, направленных на формирование знаний, умений и навыков тактико-технического и правового характера к решению нестандартных задач, связанных с применением огнестрельного оружия на основе моделирования проблемных ситуаций. Раскрыты вопросы использования педагогических технологий в процессе обучения в структуре комплексных занятий по учебной дисциплине «Огневая подготовка». В процессе проведения данной работы была заложена основа инновационных подходов к процессу формирования у курсантов профессиональных компетенций. Данное обстоятельство послужило основанием для получения заявки от ДГСК МВД России по научному обоснованию профессионально-педагогических основ комплексной методики формирования профессионально важных знаний, умений и навыков в процессе огневой подготовки. И, как следствие, совместно с кафедрой административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России была разработана педагогическая технология подготовки сотрудников полиции к действиям с табельным оружием в процессе оперативно-служебной деятельности. Изданному учебно-методическому пособию14 присвоен гриф МВД России, а разработанная технология внедрена в образовательную деятельность: Краснодарского университета МВД России (акт внедрения от 22.12.2015 г.); Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова (акт внедрения от 30.12.2015 г.); Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Пути-лина (акт внедрения от 11.02.2016 г.).

2. В рамках реализации гранта (2011 г.) разработана педагогическая технология по формированию у курсантов профессиональных компетенций правомерного и эффективного применения табельного оружия с использованием технического и имитационного оборудования. Решались следующие задачи:

• разработка содержания и технологии тактико-технической подготовки курсантов при освоении учебной дисциплины «Огневая подготовка»

на основе использования технического и имитационного оборудования, позволяющего моделировать различные ситуации оперативно-служебной деятельности;

• повышение уровня правовых знаний курсантов с целью эффективного применения огнестрельного оружия в процессе исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав;

• формирование навыков тактических способов действий с табельным оружием у курсантов, позволяющих оценить объективные условия применения оружия, обеспечить личную безопасность и избежать возможного причинения вреда третьим лицам;

• совершенствование технической подготовленности курсантов к эффективному применению оружия в различных ситуациях;

• опытно-конструкторская разработка нестандартного технического оборудования — комплект трансформеров, «Специальная мишень с ограниченными зонами поражения», позволяющее реализовать в учебном процессе требования стандартов.

Разработанная педагогическая технология, направленная на формирование профессиональных компетенций правомерного и эффективного применения табельного оружия с использованием технического и имитационного оборудования внедрена в образовательную деятельность:

• Дальневосточного юридического института МВД России, акт внедрения от 22.05.2012 г. № 4/153;

• Воронежского института МВД России, акт внедрения от 08.06.2012 г. № 1746;

• Волгоградской академии МВД России, акт внедрения от 25.09.2012 г. № 1/1429;

• Краснодарского университета МВД России, акт внедрения от 06.04.2012 г. № 1314;

• Уральского юридического института МВД России, акт внедрения от 04.06.2012 г. № 5/1783;

• Восточно-Сибирского института МВД России, акт внедрения от 31.05.2012 г. № 25/2354;

• Барнаульского юридического института МВД России, акт внедрения от 01.03 2013 г.;

• ОМВД России по Молчановскому району Томской области, акт внедрения от 15.04.2016 г.;

• войсковой части внутренних войск МВД России 3481, акт внедрения от 28.12.2015 г.

3. Разработка программы дисциплины «Огневая подготовка: блочно-модульная программа, реализуемая по направлениям переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД» на основании заявки МВД России по Республике Карелия от 30 мая 2011 года № 1/506.

Необходимо отметить, что проведенные исследования имеют большое значение в повышении уровня профессионализма и компетентности профессорско-преподавательского состава и явились предпосылками разработки теоретико-методологических основ познания сущности терминологических понятий «правомерно», «эффективно», «применять», представленных в требованиях стандартов

Таблица 1

Компоненты профессиональной компетенции, характеризующие сущность термина «ПРАВОМЕРНО»

Огневая подготовка Обладать знаниями правовых основ применения огнестрельного оружия

Обладать способностью определять степень тяжести выявленного правонарушения, то есть — возникли ли основания для применения огнестрельного оружия.

Уметь определять степень оказываемого сопротивления, объективных условий применения огнестрельного оружия (наличие либо отсутствие скопления людей, возможность или отсутствие возможности причинения вреда третьим лицам

Уметь тактически правильно использовать внешние условия среды для обеспечения личной безопасности и безопасности третьих лиц при применении огнестрельного оружия

Физическая подготовка Определять целесообразность применения физической силы (боевых приемов борьбы) с точки зрения тяжести административного правонарушения и т.д.

Знать степень физического воздействия тех или иных применяемых боевых приемов борьбы (ударов, бросков, удушающих и болевых приемов), последствия от их применения и уметь оказывать первую доврачебную помощь

Уметь дать правовую оценку своим действиям при силовом задержании и обезвреживании правонарушителя, в том числе грамотно составить рапорт по применению физической силы и специальных средств

Таблица 2

Компоненты профессиональной компетенции, характеризующие сущность термина «ЭФФЕКТИВНО»

Огневая подготовка Владеть прочными навыками правильного и безопасного обращения с оружием и боеприпасами в процессе оперативно-служебной деятельности

Владеть способами современной техники и тактики стрельбы из огнестрельного оружия

Обладать способностью принимать самостоятельно решения в целесообразности изготовок стрельбы из различных положений, использовать есстественные и искуственные укрытия

Физическая подготовка Владеть вариативной техникой и тактикой применения боевых приемов борьбы в разных ситуациях с использованием специальных и подручных средств

Быть готовым физически и психологически к противодействию со стороны правонарушителя

Таблица 3

Компоненты профессиональной компетенции, характеризующие сущность термина «ПРИМЕНЕНИЕ»

Уметь, руководствуясь нормами Федерального закона Российской Федерации «О полиции», логически верно и грамотно принимать решения в процессе профессиональной деятельности на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Уметь определять стратегии действий (очередность поражения целей, уход с линии огня и т.д.)

Легко переключаться с выполнения одного вида деятельности (применение физической силы), на другое (применение огнестрельного оружия), в зависимости от изменения ситуации

Обладать способностью дифференцировать усилия при применении физической силы с целью не причинить вред здоровью задерживаемому больше, чем это предусматривает действующее законодательство

Уметь управлять ситуацией в ходе силового задержания правонарушителя, предвидеть и пресекать нежелательные противодействия со стороны правонарушителя, завершать свои действия, когда двигательная и оперативная задачи по обезвреживанию и задержанию правонарушителя уже решены

Обладать способностью самостоятельно принимать решение, определять алгоритм действий при силовом задержании и обезвреживании правонарушителей в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности

рассматриваемой нами профессиональной компетенции (Таблицы 1, 2, 3).

Овладение компонентом «правомерно» (Таблица 1) предполагает, что обучающиеся смогут:

1. Принимать решение относительно применения оружия в лабораторных условиях без практической стрельбы.

2. Оценивать преимущества и недостатки различных подходов к принятию решений, включая решения, связанные с большим риском.

3. Анализировать и доказывать правильность и целесообразность принятия решений.

Овладение компонентом «эффективно» (Таблица 2) предполагает, что обучающиеся должны:

1. Использовать навыки правильного и безопасного обращения с оружием и боеприпасами при исполнении служебных обязанностей.

2. Владеть навыками «медленной» и «скоростной» стрельбы, знать преимущества и особенности данных способов стрельбы в процессе оперативно-служебной деятельности.

3. Определять наиболее эффективные способы скоростной стрельбы в профессиональной деятельности.

4. Применять изученные боевые приемы и действия по задержанию и обезвреживанию правонарушителя.

Овладение компонентом «применение» (Таблица 3) предполагает, что обучающиеся будут владеть способностью:

1. Построить соответствующий междисциплинарный «портрет» решения моделируемой ситуационной задачи.

2. Использовать имеющиеся знания, умения и навыки на комплексных занятиях.

3. Рассматривать и решать различные моделируемые ситуации, связанные с профессиональной деятельностью.

Как видно, компетентностная модель правомерного и эффективного применения физической силы, специальных средств и табельного оружия представляет собой трехуровневую систему, завершенность которой должна обеспечиваться комплексным подходом на основе междисциплинарной (межотраслевой) интеграции дисциплин, в рамках которых реализуется формирование данной компетенции (Таблица 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидаемые результаты: повышение уровня подготовленности курсантов (слушателей) обра-

Таблица 4 Интегральные показатели качества подготовки курсантов (слушателей) МВД России

Комплексные критерии компетентностного подхода Самостоятельность принятия решения о целесообразности тех или иных тактических способов действий в моделируемых ситуациях оперативно-служебной деятельности по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Способность различать стратегии принятия решений и определять, какие тактические способы действий следует применять при решении моделируемых ситуационных задач

Уметь оценивать преимущества и недостатки различных подходов к принятию решений, включая решения, связанные с большим риском

Обладать навыками применения физической силы и специальных средств и огнестрельного оружия, включающих тактические действия по оценке ситуации и принятию решения

Выбор оптимльных приемов и действий, определение алгоритма их применения

зовательных организаций МВД России к решению служебных задач с применением физической силы, специальных средств, табельного оружия.

Резюме:

1. Основная концептуальная идея заключается в формировании компетентностного подхода, позволяющего учитывать логическую взаимосвязь между академическими знаниями и практическими умениями, показателем качества которого, является совокупность междисциплинарных и межотраслевых комплексных критериев в соответствии с требованиями стандартов.

2. Компетентностный подход в оценке качества подготовки курсантов, позволил систематизировать основные компоненты рассматриваемой нами компетенции и выявить профессиональные качества сотрудника полиции, знания, умения и навыки, необходимые в процессе силового пресечения правонарушений15.

3. Разработка технического и имитационного оборудования позволит реализовать в учебном процессе технологию междисциплинарной и межотраслевой интеграции, отражающей требования стандартов, с последующей разработкой системы оценивания качества сформированных компетенций.

Литература

1. Ульянина О.А., Исаев Р.А. Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в России и за рубежом. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5. № 1(14). С. 127—130.

2. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества российского образования: Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2007. 192 с.

3. Габдрахманова К.Ф. Методика разработки диагностических средств оценки уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций студентов технического вуза. Фундаментальные исследования № 2, 2015. С. 3361—3364.

4. Катуржевская О.В. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016 № 1(14). С. 64—67; Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. (http//eidos. ги^оигпа/Ыт).

5. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с ФГОС: нормативно-методические аспекты. М.: Университетская книга, 2010. 249 с.

6. Ибрагимов И.Г. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессио-налной школы. Педагогика: науч-теор. журнал Российской академии образования. № 8, 2014. С. 3—12.

7. Скляренко И.С. Педагогическая система формирования ценностных установок у курсантов вузов МВД России: дис .. док. пед. наук. М., 2014. 336 с.

8. Пужаев В.В. Методика обучения тактике самбо курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 178 с.

9. Жарков С.А. Методика развития физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России: дис . канд. пед. наук. Волгоград, 2016. 169 с.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования

по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)».

11. Федеральный Закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 5401.

12. Бавсун И.Г. Проблемы реформирования органов внутренних дел на современном этапе. Научный вестник Омской академии МВД России. № 4(59), 2015. С. 40—42.

13. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ № 829 от 06.11.2003 г. (утратил силу).

14. Лупырь В.Г., Литвин Д.В., Филиппов О.Ю. Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления: учеб.-метод. пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2015. 124 с.

15. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Корчемный П.А., Красноштанова Н.Н. Компетентностная модель участкового уполномоченного полиции: от теории к практике. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63). С. 105—108.

1 Ульянина О.А., Исаев Р.А. Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в России и за рубежом. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 127—130.

2 Ульянина О.А., Исаев Р.А. Указ. соч. 2016. Т.5. № 1 (14).

3 Болотов В.А., ЕфремоваН.Ф. Системы оценки качества российского образования: Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2007. 192 с.

4 Габдрахманова К.Ф. Методика разработки диагностических средств оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технического вуза. Фундаментальные

исследования № 2, 2015. С. 3361—3364.

5 Катуржевская О.В. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016 № 1 (14). С. 64—67; Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. (http//eidos.ru/ journa/htm); Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с ФГОС: нормативно-методические аспекты. М.: Университетская книга, 2010. 249 с.

6 Ибрагимов И.Г. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы. Педагогика: на-уч-теор. журнал Российской академии образования. № 8, 2014. С. 3—12.

7 Скляренко И.С. Педагогическая система формирования ценностных установок у курсантов вузов МВД России: дис. ... док. пед. наук 13.00.08 / Скляренко Инна Сергеевна; М., 2014. 336 с.; Пужаев В.В. Методика обучения тактике самбо курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук 13.00.04 / Пужаев Владимир Владимирович; М., Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. 178 с.; Жарков С.А. Методика развития физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук 13.00.04 / Жарков Сергей Александрович; Волгоград, Волгоградская академия МВД России, 2016. 169 с.

8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)».

9 Федеральный Закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 5401.

10 Бавсун И.Г. Проблемы реформирования органов внутренних дел на современном этапе. Научный вестник Омской академии МВД России. № 4(59), 2015. С. 40—42.

11 Бавсун И.Г. 2015. Указ. соч.

12 Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ № 829 от 06.11.2003 г. (утратил силу).

13 Концепция, 2003. Указ. соч.

14 Лупырь В.Г., Литвин Д.В., Филиппов О.Ю. Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления: учеб.-метод. пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2015. 124 с.

15 Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Корчемный П.А., Красноштанова Н.Н. Компетентностная модель участкового уполномоченного полиции: от теории к практике. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63). С. 105—108.

Психология: Учебное пособие, Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хрусталева Т. А. // Изд-во ЮНИТИ, 2016.

ПСИХОЛОГИЯ

Современная психология — один из основных ресурсов профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Знание общей и юридической психологии, владение приемами использования этих знаний в профессиональной деятельности обеспечивают качественное выполнение служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов.

Для курсантов и адъюнктов высших образовательных учреждений системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.