Научная статья на тему 'Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 01 "сервис"'

Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 01 "сервис" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / СЕРВИС / SERVICE / НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ / PROJECT METHOD / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROJECT TECHNOLOGIES / СТУДЕНТ / STUDENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ПРОЕКТ / PROJECT / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / НАСТАВНИК / MENTOR / КУРАТОР / CURATOR / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / STATE EDUCATIONAL STANDARD / TRAINING DIRECTION / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саляева Елена Юрьевна, Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна

Статья рассматривает несколько определений проектного метода. С.Р. Халиловым проектный метод определен как последовательная смена процедур и действий, которая характеризуется новыми задачами деятельности, высокой степенью упорядоченности учебной информации, ориентированной на самореализацию и саморазвитие личности. Проект это самостоятельная итоговая исследовательская деятельность будущих выпускников. Метод проектов предполагает самостоятельную творческую работу будущих бакалавров. Позиция Е. Карпова заключается в том, что проектная деятельность это образовательная технология, которая помогает приобретать будущим бакалаврам новые знания, связанные с реальной практической деятельностью. Нами было выявлено, что метод проектов развивает самостоятельность крайне важное направление в современном высшем образовании, индивидуализирует учебный процесс, заставляет творчески мыслить. Все эти навыки необходимы будущему специалисту для востребованности на рынке труда и для того, чтобы проще ориентироваться в повседневной жизни, поскольку такой человек сможет мобильно реагировать на происходящие изменения и адаптироваться к ним. В процессе выполнения работы студент должен выолнить следующие действия: определить цель работы, поставить задачи, которые помогут реализовать проект, подготовить доклад и презентацию для защиты своего проекта перед комиссией, подготовить методические рекомендации к использованию готового, презентованного продукта. Также отмечены положения метода проектов: глубокая мотивация студентов, индивидуализация темпа работы, легкое усвоение базовых знаний студентами посредством исполнения индивидуального подхода. Роль преподавателя переходит в разряд куратора, который следит за образовательным процессом и помогает решать некоторые, возникающие у студентов, вопросы по поводу выполняемой ими работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саляева Елена Юрьевна, Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN TECHNOLOGIES IN TRAINING OF BACHELORS IN DIRECTION OF TRAINING 43.03.01 "SERVICE"

The article considers several definitions of the design method. S.R. Khalilov design method is defined as a consistent change of procedures and actions, which is characterized by new tasks of activity, a high degree of ordering of educational information, focused on self-realization and self-development of the individual. The project is an independent final research activity of future graduates. The project method assumes independent creative work of future bachelors. The position of E. Karpov is that the project activity is an educational technology that helps to acquire to the future bachelors new knowledge related to real practical activities. We revealed that the project method develops independence an extremely important direction in modern higher education, individualizes the learning process, makes one think creatively. All these skills are necessary for the future specialist to be in demand in the labor market and in order to be easier to navigate in everyday life, since such a person can react to and adapt to the changes happening. In the process of performing the work, the student must perform the following actions: determine the purpose of the work, set tasks that will help to implement the project, prepare a report and presentation to protect his project before the commission, prepare methodological recommendations for the use of the finished, presented product. Also noted are the provisions of the project method: deep motivation of students, individualization of the pace of work, easy assimilation of basic knowledge by students through the implementation of an individual approach. The role of the teacher goes into the category of curator, who follows the educational process and helps to solve some of the questions that students have about their work

Текст научной работы на тему «Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 01 "сервис"»

педагогические науки

Саляева Елена Юрьевна, Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ...

УДК 378.147

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 «СЕРВИС»

© 2017

Саляева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информационных и математических дисциплин» Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru)

Аннотация. Статья рассматривает несколько определений проектного метода. С.Р. Халиловым проектный метод определен как последовательная смена процедур и действий, которая характеризуется новыми задачами деятельности, высокой степенью упорядоченности учебной информации, ориентированной на самореализацию и саморазвитие личности. Проект - это самостоятельная итоговая исследовательская деятельность будущих выпускников. Метод проектов предполагает самостоятельную творческую работу будущих бакалавров. Позиция Е. Карпова заключается в том, что проектная деятельность - это образовательная технология, которая помогает приобретать будущим бакалаврам новые знания, связанные с реальной практической деятельностью. Нами было выявлено, что метод проектов развивает самостоятельность - крайне важное направление в современном высшем образовании, индивидуализирует учебный процесс, заставляет творчески мыслить. Все эти навыки необходимы будущему специалисту для востребованности на рынке труда и для того, чтобы проще ориентироваться в повседневной жизни, поскольку такой человек сможет мобильно реагировать на происходящие изменения и адаптироваться к ним. В процессе выполнения работы студент должен выолнить следующие действия: определить цель работы, поставить задачи, которые помогут реализовать проект, подготовить доклад и презентацию для защиты своего проекта перед комиссией, подготовить методические рекомендации к использованию готового, презентованного продукта. Также отмечены положения метода проектов: глубокая мотивация студентов, индивидуализация темпа работы, легкое усвоение базовых знаний студентами посредством исполнения индивидуального подхода. Роль преподавателя переходит в разряд куратора, который следит за образовательным процессом и помогает решать некоторые, возникающие у студентов, вопросы по поводу выполняемой ими работы.

Ключевые слова: бакалавр, самостоятельная работа, сервис, направление обучения, метод проектирования, проектные технологии, студент, профессиональная подготовка, индивидуализация, проект, специалист, наставник, куратор, компетентность, компетентность, государственный образовательный стандарт.

DESIGN TECHNOLOGIES IN TRAINING OF BACHELORS IN DIRECTION OF TRAINING 43.03.01 «SERVICE»

© 2017

Salyaeva Elena Yrevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Information and Mathematical Disciplines» Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru)

Abstract. The article considers several definitions of the design method. S.R. Khalilov design method is defined as a consistent change of procedures and actions, which is characterized by new tasks of activity, a high degree of ordering of educational information, focused on self-realization and self-development of the individual. The project is an independent final research activity of future graduates. The project method assumes independent creative work of future bachelors. The position of E. Karpov is that the project activity is an educational technology that helps to acquire to the future bachelors new knowledge related to real practical activities. We revealed that the project method develops independence - an extremely important direction in modern higher education, individualizes the learning process, makes one think creatively. All these skills are necessary for the future specialist to be in demand in the labor market and in order to be easier to navigate in everyday life, since such a person can react to and adapt to the changes happening. In the process of performing the work, the student must perform the following actions: determine the purpose of the work, set tasks that will help to implement the project, prepare a report and presentation to protect his project before the commission, prepare methodological recommendations for the use of the finished, presented product. Also noted are the provisions of the project method: deep motivation of students, individualization of the pace of work, easy assimilation of basic knowledge by students through the implementation of an individual approach. The role of the teacher goes into the category of curator, who follows the educational process and helps to solve some of the questions that students have about their work.

Keywords: Bachelor, independent work, service, training direction, project method, project technologies, student, vocational training, individualization, project, specialist, mentor, curator, scientific and methodological tools, state educational standard.

На сегодняшний день все сферы жизни общества пользуются информационными технологиями для увеличения продуктивности собственной деятельности. Поэтому поиск научно-методологических средств повышения уровня профессиональной подготовки будущих выпускников в образовательной сфере нельзя представить без информационных технологий. Информатизация образовательного пространства происходит достаточно динамично, стремительно развивается и проектная деятельность набирает обороты, поскольку произошел пе-

реход от традиционного подхода о формировании знаний, умений и навыков к компетентностному.

Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления содержания подготовки будущих бакалавров по направлению «сервис» на основе внедрения информационных образовательных ресурсов, которые выступают основой формирования информационной компетентности и компетенций.

Компетентностный подход представляет собой овладение студентами необходимыми навыками и умение

Саляева Елена Юрьевна, Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна pedagogical

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ... sciences

применять их на практике, в профессиональной жизни [1]. Компетентность является интегративной личностной характеристикой специалиста, складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и выступает в роли показателя уровня качества образования [2].

Компетентность также - это психологический механизм непрерывного самообразования. Если будущий выпускник освоил необходимые компетенции, то можно говорить об успехе подготовки и качественности полученного образования. В этом случае профессиональная деятельность будет построена качественно [3].

Одним из самых эффективных способов повышения профессиональной подготовки будущих бакалавров является проектный метод [4].

Данный метод давно известен в США и не является принципиально новым для мировой педагогики. Его также называли методом проблем. По мнению Дж. Дьюи, обучение должно было строиться на активной основе через целесообразную деятельность студентов, где немаловажную роль играет заинтересованность обучающегося в получении тех или иных знаниях [5]. В России метод был применен впервые в 1905 году С.Т. Шацким. Однако, на сегодняшний день метод приобрел новые стороны и развивается в коммуникационно-информационных условиях. В России этот метод начал развиваться и реализовываться совместно с Интернет-технологиями совсем недавно [6].

Метод проектов помогают реализовывать удаленно электронные платформы, которых на сегодняшний день достаточно много и самой используемой считается Moodle [7]. Она предоставляет все необходимые инструменты для самостоятельной деятельности студентов:

- чат;

- вебинар;

- глоссарий;

- ссылки на дополнительный материал;

- возможность прикреплять файлы и пересылать их;

- задание;

- тест [8].

И этот список не является исчерпывающим.

Определим понятие проектной компетентности студента. Это способность субъектов образовательного процесса применять современные технологии, проектные умения и навыки для создания интегрированных проектов, использовать организованную проектную деятельность для решения задач профессионального роста и развития. Проектная компетентность в широком смысле означает наличие у будущего специалиста проектного мышления, осознание интегративных связей между дисциплинами, способность с помощью проектной деятельности осуществлять самообразование, профессиональный рост и личностное развитие [9, 10, 11].

Приоритетным направлением государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является обеспечение роста качества отечественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития современного российского общества и развивающейся экономики [12]. Программа опирается на новые образовательные стандарты, которые, в свою очередь, формируют новые требования к процессу и результатам обучения. Отличительной особенностью современного федерального стандарта высшего профессионального образования (ФГОС 3) является его направленность не только на накопление знаний, но и на формирование умений применять знания на практике, на развитие определенных компетенций и личности студента [13]. Для реализации этой задачи необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и методов [14-20]. Одним из вариантов модернизации является внедрение новейших технологий, таких как проектный метод обучения. Он позволяет раскрыть индивидуальность обучающегося как личности, стимулируя и 218

развивая творческие, аналитические, интеллектуальные способности и умения студента [21].

С.Р. Халиловым проектный метод определен как последовательная смена процедур и действий, которая характеризуется новыми задачами деятельности, высокой степенью упорядоченности учебной информации, ориентированной на самореализацию и саморазвитие личности.

Проект - это самостоятельная итоговая исследовательская деятельность будущих выпускников. Метод проектов предполагает самостоятельную творческую работу будущих бакалавров.

Деятельность студентов во время работы над проектом строится на включении обучающихся в каждый этап.

Т.Г. Везировым было отмечено, что компетентност-ный подход помогает в повышении личной активности, субъектности будущего специалиста в рамках образовательного процесса. К тому же, данный подход усиливает роль информационных и коммуникационных технологий при формировании проектной компетенции [22].

Проектная деятельность помогает творчески мыслить и аналитически решать проектные задачи. Вот почему метод проектов является одним из самых главных в подготовке студентов.

Итогом проектной деятельности студента становится продукт, носящий субъективно-творческий характер, который показывает способность студента применять полученные знания на практике и внедрять в работу свои исследовательские достижения, самостоятельно принимать решения и находить способы решения каких-либо задач.

Позиция Е. Карпова заключается в том, что проектная деятельность - это образовательная технология, которая помогает приобретать будущим бакалаврам новые знания, связанные с реальной практической деятельностью [23]. По мнению В.В. Колотилова, метод проектов - это совокупность реализации игровой, учебной и трудовой деятельности, это познавательная активность студентов, нацеленная на освоение профессионального опыта и овладение специальными навыками в процессе создания продукта [24].

В процессе проектной деятельности студент не только преследует цель создания нового продукта, но также в это время повторяет большой объем информации, затрагивает множество пройденных тем, которые необходимы ему в осуществлении этой деятельности [25].

По нашему мнению метод проектов развивает самостоятельность - крайне важное направление в современном высшем образовании, индивидуализирует учебный процесс, заставляет творчески мыслить. Все эти навыки необходимы будущему специалисту для востребованности на рынке труда и для того, чтобы проще ориентироваться в повседневной жизни, поскольку такой человек сможет мобильно реагировать на происходящие изменения и адаптироваться к ним.

Для решения поставленной задачи, будущий бакалавр, по направлению обучения 43.03.01. «Сервис» должен:

- определить цель работы;

- поставить задачи, которые помогут реализовать проект;

- подготовить доклад и презентацию для защиты своего проекта перед комиссией;

- подготовить методические рекомендации к использованию готового, презентованного продукта [26].

Студент данного направления обучения призван изучать потребности клиентов. Метод проектов даст ему необходимые навыки для того, чтобы грамотно действовать в условиях современного рынка. Выпускники смогут свободно вести исследования в сфере прогнозирования, бизнес-планирования по реализации отобранных идей, могут изучать приемы конкурентной борьбы, обеспечивать конкурентоспособность инновационных

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Саляева Елена Юрьевна, Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ...

проектов, легко формировать новые идеи.

Отметим положения метода проектов:

- мотивация студентов к деятельности путем предложения им самостоятельного выбора траектории выполнения задания;

- индивидуализация темпа работы, при том, что каждый студент гарантированно перейдет на следующий уровень развития;

- с помощью индивидуального подхода усвоение студентами базовых знаний становится проще.

Таким образом, роль преподавателя как наставника уходит на задний план и переходит в разряд куратора, который следит за образовательным процессом и помогает решать некоторые возникающие у студентов вопросы по поводу выполняемой ими работы.

Метод проектов является неотъемлемым элементом современной образовательной системы высшей школы. С применением информационных технологий он становится инструментом, способным сформировать у студентов все необходимые компетенции на высоком уровне, обеспечив обучающимся востребованность в обществе. Выпускник представляет собой высококвалифицированного специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умеющего применять их на практике самостоятельно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.

2. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.

3. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.

4. Психологические аспекты применения технологий дистанционного обучения/Костылев Д.С., Кос-тылева Е.А.//Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. -С. 66-69. .

5. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.

6. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.

7. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.

8. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.

9. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.

10. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36. _

11. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.

12. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по направлению подготовки «технология продукции и организация общественного питания»/Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. № 1. С. 160-163.

13. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.

14. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.

15. Малахова О.Ю., Маланчева С.Н. Потенциал современных образовательных технологий в контексте выстраивания компетентностно-ориентированного образовательного процесса технического вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 251-254.

16. Андрюхина Т.Н. Опыт применения образовательных технологий в вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 2 (11). С. 136-138.

17. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.

18. Голубничая Л.А. Развитие образовательных технологий в высшей школе (конец ХХ - начало ХХ1 века) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 53-57.

19. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

20. Пенькова Л.А., Каракозова Н.Ю. Современные образовательные технологии в повышении качества реализации ФГОС ДО // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 24-26.

21. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.

22. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.

23. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128130.

24. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.

25. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.

26. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании//Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.

Статья поступила в редакцию 11.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.