педагогические науки
Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ...
УДК 378.147
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2017
Колдина Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматривается само понятие «самостоятельная работа». Выявлено, что оно многогранно единого толкования педагогическая литература в связи с этим дать не может. Некоторые авторы предпочитают определять ее через понятие «форма», другим кажется, что наиболее полно отражается суть с помощью понятия «один из видов деятельности», третьим удобнее определять ее с помощью характеристики личности, четвертые говорят о самостоятельной работе как о «средстве». Организация самостоятельной работы студентов вуза - сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста. использование электронных систем, в частности Moodle, позволяет управлять самостоятельной работой студентов на более высоком уровне. Инструменты, предоставляемые системой для этого, являются важным элементом для повышения качества управления. Выделяется виртуальная образовательная среда как инструмент управления самостоятельной деятельностью студентов вуза. Moodle легок в обращении и не требует дополнительных затрат, обладает рядом преимуществ для самостоятельного обучения студента. К ним относятся: студент сам выбирает место и время для обучения, собственный темп и ритм, а также имеет возможность самостоятельно корректировать учебный процесс. Выявлено, что контроль качества учебного процесса - это особая система плановых мероприятий, которые направлены на определение уровня организации и проведения учебных занятий. Самостоятельная работа студентов в условиях виртуальной образовательной среды рассматривается как основа самообразования и как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью обучающихся, что ведет к формированию профессиональных компетенций будущего специалиста.
Ключевые слова: студент, самостоятельная работа, управление самостоятельной работой, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, компетентностный подход, компетентность, Moodle, электронная образовательная платформа, учебный процесс, Learning Management System, администратор.
MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION
© 2017
Koldina Margarita Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)
Abstract. In the article the very concept of "independent work" is considered. It has been revealed that pedagogical literature can not give a multifaceted single interpretation in connection with this. Some authors prefer to define it through the concept of "form", others think that the most fully reflects the essence with the notion of "one of the activities", the third is more convenient to determine it using personality characteristics, the fourth speak of independent work as a "means". The organization of independent work of university students is a complex and multidimensional process that includes the formation of motivation, professional position of the future specialist. The use of electronic systems, in particular Moodle, allows you to manage the independent work of students at a higher level. The tools provided by the system for this are an important element for improving the quality of management. A virtual educational environment is singled out as a tool for managing the independent activities of university students. Moodle is easy to handle and does not require additional costs, has a number of advantages for self-study of the student. These include: the student himself chooses a place and time for training, own pace and rhythm, and also has the opportunity to adjust the learning process independently. It is revealed that the quality control of the educational process is a special system of planned activities that are aimed at determining the level of organization and conduct of training sessions. Independent work of students in a virtual educational environment is considered as the basis for self-education and as a system of activities or pedagogical conditions that provide guidance to the independent activities of students, which leads to the formation of professional competencies of the future specialist.
Keywords: Student, independent work, independent work management, professional competence, general cultural competence, competence approach, competence, Moodle, electronic educational platform, educational process, Learning Management System, administrator.
На сегодняшний день в системе высшего образования существует множество методов управления самостоятельной деятельностью студентов, однако, в связи с технологизацией образования, самостоятельная работа студентов перешла в электронное пространство. Обучающиеся легко могут осуществлять обучение на удаленном от вуза расстоянии, при этом всегда имея возможность связаться с преподавателем. Такая схема взаимодействия в современном мире достаточно распространена и управление работой студентов принимает с развитием технологий все новые возможности, вот почему рассматриваемая тема так актуальна.
Современная высшая школа строит учебный процесс
не только для информационного насыщения студентов, но и для формирования их продуктивного мышления, развития интеллектуальных способностей, становления способностей логически мыслить, анализировать материал, подвергать всесторонней обработке получаемую информацию, развитию способности к творческому конструированию [1].
На первый план выходит обучение студента самостоятельной работе в постоянно изменяющемся интерактивно-информационном пространстве, что в дальнейшем поспособствует становлению высококвалифицированного специалиста, который способен к осуществлю эффективного поиска, преобразованию и представле-
Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ... sciences
нию необходимой ему информации. Эти условия развития студента диктуются правилами компетентностного подхода, широко применяемого в высших учебных заведениях [2]. Как в процессе аудиторной, так и самостоятельной внеаудиторной деятельности преподаватель обязан следить за качеством формирования каких-либо компетенций [3].
Стоит отметить, что электронные платформы способны предоставить массу инструментов для управления образовательной деятельностью обучающихся на расстоянии [4]. Компетентностный подход подразумевает формирование студента как личности, обладающей необходимым набором качеств для осуществления будущей профессиональной и социальной деятельности, предполагает формирование самостоятельности при выполнении заданий, творческого подхода к разрешению того или иного вопроса [5]. Электронные платформы в данном случае являются незаменимыми, поскольку с их помощью можно сформировать самые необходимые компетенции. К примеру, это могут быть коммуникативная, информативная или проектная компетенции. Как показывает практика, электронные системы формируют как профессиональные, так и общекультурные компетенции. Поэтому о пользе использования такого контроля несомненна.
Отметим, что компетентность является интегратив-ной личностной характеристикой специалиста, складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и выступает в роли показателя уровня качества образования [6].
Компетентность также - это психологический механизм непрерывного самообразования.
Разработка вопросов организации самостоятельной работы в вузе отражена в работах С. И. Архангельского, М. Г. Гарунова, Е. Я. Голанта, Б. Г. Иоганзена, С.И. Зиновьева, А. Г. Молибога, Р.А. Низамова, Н. Д. Никан-дрова, П. И. Пидкасистого.
Само понятие «самостоятельная работа» многогранно, и в связи с этим педагогическая литература одного единственного определения дать не может. Одни авторы определяют ее через понятие «форма», другие - через понятие «один из видов деятельности», третьи - через характеристику личности, четвертые как «средство» [716].
Мы будем основываться на определении П. И. Пидкасистого, считающего, что «самостоятельной работой в высшей школе выступает специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [17].
Организация самостоятельной работы студентов вуза является сложным и многомерным процессом, включающим в себя следующие элементы:
- формирование мотивации;
- формирование профессиональной позиции будущего специалиста;
- включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин;
- интеграция самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий;
- выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы [18].
Как инструмент контроля для рассмотрения мы взяли систему Moodle (модульная объектно-ориентированная дистанционная учебная среда), как наиболее часто используемую вузами, поскольку она достаточно проста в использовании и не требует никаких дополнительных затрат.
Виртуальная образовательная среда обладает рядом преимуществ для самостоятельного обучения студента:
- студент занимается в удобном для себя месте, так как весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий;
- студент сам выбирает время для занятий;
- студент выбирает собственный темп и ритм;
- студент имеет возможность самостоятельно корректировать учебный процесс: читать материалы лекций, расположенных на курсе, проверять себя с помощью тестов, при этом преподаватель видит результаты и может делать замечания и давать новую информацию для обучающегося чтобы помочь ему [19].
Электронная система Moodle прочно вошла в жизнь современных образовательных учреждений. Однако, для того чтобы гарантировать качественный дистанционный процесс обучения, необходимо обеспечить грамотный процесс управления им, только в этом случае образование будет продуктивным [20].
Системой управления обучением Moodle называется бесплатная система управления обучением, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, а также на организацию дистанционных курсов [21-24].
Функционал системы предполагает:
- создание курсов (курс может содержать текст, вспомогательные файлы, презентации, опросники),
- совместную работу (инструменты для совместной работы: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы, обмен файлами),
- контроль качества обучения (статистика по показателям посещаемости, активности, времени их учебной работы в сети) [25].
Системные требования:
- наличие персонального компьютера, подключенного к сети Интернет,
- наличие браузера [26].
Контроль качества учебного процесса - это особая система плановых мероприятий, которые направлены на определение уровня организации и проведения учебных занятий [27].
Moodle является одним из самых ярких примеров LMS. Хотя в России аналогичное программное обеспечение называется системой дистанционного обучения (СДО).
Системой управления обучением (LMS - Learning Management System) называют сетевую платформу, которая позволяет:
- размещать электронный учебный материал различных форматов;
- разграничить доступ к учебным материалам;
- осуществлять контроль за ходом изучения необходимых материалов и точностью и периодичностью выполнения заданий;
- осуществлять организацию взаимодействия участников учебного процесса средствами сетевых коммуникаций (как правило);
- разрабатывать электронный учебный материал (не обязательно) [28].
Moodle может решить все возможные задачи управления учебным процессом. В случае временного отсутствия решения или же проблемы его несовершенства существует возможность расширения функционала системы.
Moodle предоставляет возможность спроектировать, создать и управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Следует отметить, что электронная система обладает хорошим уровнем администрирования. Преподаватель, наделенный правами администратора, может зарегистрировать других преподавателей и обучающихся, указывая при этом их роли [29]. Это могут быть создатели курса, преподаватели с правом редактирования и без него, студент или гость.
Применение таких технологий способствует развитию интеллектуальных умений у студентов, а также таких качеств их личности, как творчество, познавательная активность и самостоятельность [30]. Это в свою очередь способствует становлению и развитию у них профессиональной компетентности, так как именно самостоятельность дает возможность успешно адапти-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ...
роваться к работе, стать более ответственным за планирование, реализацию и оценку результатов собственной деятельности [31].
Самостоятельная работа студентов в условиях виртуальной образовательной среды рассматривается как основа самообразования и как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью обучающихся, что ведет к формированию профессиональных компетенций будущего специалиста [32]. При этом необходимо помнить, что качественным своеобразием современного информационного общества является превращение информации в производительную силу, в национальный ресурс. Подготовить обучающихся к жизни в таком обществе означает не только передать им навыки применения электронных средств для выполнения текущих работ, но и развить способность, потребность использовать доступные информационные возможности для поиска нового знания и его распространения.
Таким образом, использование электронных систем, в частности МооШе, позволяет управлять самостоятельной работой студентов на более высоком уровне. Инструменты, предоставляемые системой для этого, являются важным элементом для повышения качества управления. Грамотно управляя самостоятельной деятельностью студентов через виртуальное пространство формируются ключевые компетенции, которые так необходимы будущему выпускнику в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
2. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
3. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
4. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
5. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.
6. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 87-90.
7. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
8. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
9. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 62-64.
10. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоя-
тельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
11. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.
12. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.
13. Стрекалова Н.Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 228-232.
14. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
15. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.
16. Джусоева К.Г. Организация самостоятельной работы студентов по осетинскому языку на неязыковых факультетах // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 155-157.
17. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
18. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
19. Психологические аспекты применения технологий дистанционного обучения/Костылев Д.С., Костылева Е.А.//Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. -С. 66-69.
20. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
21. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
22. Букушева А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 30-34.
23. Зайцева О.Ю. Опыт использования веб-ориентированной среды Moodle в формировании профессиональной компетентности бакалавров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 4 (19). С. 57-60.
24. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293.
25. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
26. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные
Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ...
pedagogical sciences
инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
27. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучениЯ//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
28. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
29. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
30. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании//Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.
31. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.
32. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128130.
Статья поступила в редакцию 29.07.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.
42
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)