педагогические науки
Петровский Александр Михайлович, Смирнова Жанна Венедиктовна, Кутепов Максим Михайлович ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Петровский Александр Михайлович, заместитель директора по внеучебной работе Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина, 24), e-mail: pposdf@mail.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Технологий сервиса и технологического образования» Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)
Аннотация. Внедрение в образовательный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов обусловило появление компетентностного подхода, который заставляет профессиональные учебные заведения искать наиболее продуктивные средства для формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций. Одним из самых эффективных средств выступает проектная деятельность, которая легко осуществляется в рамах компетентностного подхода. В статье рассматривается определение проектной деятельности, выделяются главные ее компоненты. Акцент при этом делается на то, что современное образование направлено на формирование самостоятельного выпускника, поэтому применение метода проектов в рамках компетентностного подхода является одним из самых продуктивных вариантов. Компетентностный подход имеет несколько существенных черт, которые отличают его от других подходов, поэтому в статье они были отмечены и подробно рассмотрены. Используя проектные технологии в рамках компетентностного подхода, преподаватель добивается результатов, которые повышают качество образования в целом, сюда относятся: повышение уровня активности студентов; интеграция между дисциплинами из разных образовательных областей; поддержка непрерывной обратной связи. Для формирования профессиональных компетенций, к проекту должны предъявляться определенные требования. В статье рассмотрены не только требования к проекту, но и этапы его реализации. Отмечены четыре этапа формирования профессиональной компетенции и ее элементы. Выстроена типология метода проектов: по предметно-содержательным областям; по характеру контактов; по количеству участников; по продолжительности выполнения проектов; доминирующей в проекте деятельности.
Ключевые слова: студенты, профессиональная деятельность, проектная деятельность, компетентностный подход, компетентность, компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, выпускники, специалисты, самостоятельная деятельность, личностно-ориентированный подход, образовательный процесс.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF PROJECT ACTIVITY
© 2018
Petrovsky Alexander Mikhailovich, deputy director for extracurricular work Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin st., 24, e-mail: pposdf@mail.ru) Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)
Abstract. The introduction of new federal state educational standards into the educational process has led to the emergence of a competence approach that makes vocational schools look for the most productive means for forming the necessary professional competencies for students. One of the most effective means is the project activity, which is easily implemented in the frames of the competence approach. The article considers the definition of project activity, its main components are identified. The emphasis is on the fact that modern education is aimed at the formation of an independent graduate, so the application of the project method within the competence approach is one of the most productive options. The competence approach has several essential features that distinguish it from other approaches, therefore in the article they were noted and discussed in detail. Using project technologies in the framework of a competence approach, the teacher achieves results that improve the quality of education in general, this includes: increasing student activity; integration between disciplines from different educational fields; Continuous feedback support. To form professional competencies, certain requirements must be made to the project. The article considers not only the requirements for the project, but also the stages of its implementation. Four stages of the formation of professional competence and its elements have been noted. A typology of the project method is built: on subject-matter domains; by the nature of contacts; by number of participants; on the duration of project implementation; dominating in the project activities.
Keywords: students, professional activity, project activity, competence approach, competence, competence, federal state educational standard, graduates, specialists, independent activity, personality-oriented approach, educational process.
Динамичное развитие и изменение многих сфер жизни российского общества обусловили изменения в системе образования. На сегодняшний день современному выпускнику недостаточно просто владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, ему необходимо уметь применять их на практике самостоятельно и творчески. То есть, государство посредством введения федеральных государственных образовательных стандартов нового образца стремится к получению высококвалифицированного специалиста, владеющего необходимыми знаниями, готового применить их в любой,
в том числе и нестандартной, ситуации. Теперь задача высшего профессионального образования заключается в создании условий для проявления студентами творческой инициативы, для максимального погружения обучающихся в будущую профессиональную деятельность. Такое обучение будет способствовать наиболее быстрой адаптации студентов к реальной профессиональной сфере после окончания обучения. Современное образование действует на основе компетентностного подхода, ведь именно благодаря ему создаются необходимые, указанные нами выше, условия.
Petrovsky Alexander Mikhailovich, Smirnova Zhanna Venediktovna, Kutepov Maxim Mikhailovich pedagogical
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS ... sciences
Компетентностный подход гарантирует качественную продуктивную деятельность будущего специалиста.
Как мы уже говорили, главным становится не полученный объем знаний, а личность специалиста, его компетентность. Следовательно, традиционная система обучения теряет свою актуальность [1]. Преподаватель в современных условиях берет на себя роль советника, который только направляет студента в определённое русло, дает ему возможность мыслить самостоятельно, добывать необходимую информацию, обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия [2].
Одним из наилучших способов реализации компе-тентностного подхода является проектная деятельность, которая дает студентам свободу мысли и творчества и позволяет максимально подготовить обучающегося к будущим профессиональным условиям, поэтому рассматриваемая тема актуальна для рассмотрения [3].
В этой связи целью статьи является рассмотрение аспектов использования метода проектов в формировании профессиональных компетенций.
Многие ученые определяют компетентностный подход как совокупность неких общих принципов, на основе которых определяются цели образования, идет отбор содержания образования, организация образовательного процесса и оценка образовательных результатов [4].
К числу существенных черт рассматриваемого подхода относят следующие положения:
- вся сущность образования сводится к развитию у студентов самостоятельности для решения проблем в различных сферах деятельности с помощью социального опыта, в который входит и собственный опыт обучающихся;
- содержание образования является дидактически адаптированным социальным опытом решения различного рода проблем (политических, познавательных, мировоззренческих и иных);
- организация образовательного процесса сводится к созданию условий для решения различных проблем, с помощью которых студенты нарабатывают самостоятельный опыт. Это условия, максимально приближенные к реальным профессиональным условиям;
- происходит развитие продуктивного мышления обучающихся и навыков его практического применения;
- развитие чувства ответственности за свои действия
[5].
Компетентностью считают степень овладения знаниями и необходимым опытом и способностью применить их в решении профессиональных проблем [6]. Профессиональной компетенцией мы будем считать особый вид компетенции, который представляет собой комплексную индивидуально-личностную характеристику студента, его знания, умения и профессиональные навыки, а также выбор ценностных ориентаций, профессионально и социально значимых личностных качеств, необходимых для полного включения в профессиональную среду будущего специалиста [7].
Высшее образование стало более осмысленным и приобрело большую практическую значимость. Студенты не являются пассивными слушателями, они выступают активными субъектами деятельности.
Компетентностный подход находится во взаимодействии со многими другими образовательными технологиями [8]. Среди них можно выделить личностно-дея-тельностный подход, который проявляется в процессе проектной деятельности [9-14].
Для реализации проектной деятельности важно соблюдение одного из главных условий. Это сформулированные изначально представления о том, каков будет конечный продукт деятельности, а также спланированные этапы реализации проекта, включая будущую рефлексию результатов [15].
Преподаватели, применяющие проектные технологии добиваются следующих результатов:
- повышается уровень активности студентов и каче-
ство знаний;
- происходит интеграция между дисциплинами из разных областей;
- поддерживается непрерывная обратная связь [16].
Одним из важнейших моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации, процесса постановки задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Преподаватель должен помочь увидеть студентам некое противоречие и на его основе выявить проблему и решить ее. Выясняя эту проблему, каждый участник включается в процесс, и каждый мотивирован на достижение значимого для всех результата. Реализуя цели проектного обучения, создаются необходимые педагогические условия для формирования профессиональных компетенций.
Как мы уже говорили, на сегодняшний день происходит смещение учебной нагрузки в сторону самостоятельной работы. Поэтому специфика выполнения современных проектов заключается в том, что работа осуществляется по большей части внеаудиторно, что дает дополнительную нагрузку студентам, требует дополнительных усилий и занимает достаточно много времени
[17].
Проектная деятельность - это педагогическая технология, включающая в себя учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность студентов, которую сопровождают исследовательские, поисковые, проблемные методы [18].
К этапам формирования профессиональной компетенции студентов относят:
- начальный этап (формирование мотивационного компонента);
- адаптивный этап (развитие мотивационного компонента);
- когнитивный этап (накопление знаний);
- этап рефлексии (актуализация потребности в самообразовании и продолжение развития когнитивного компонента компетенции) [19].
Многие ученые считают, что можно выделить такие компоненты компетенции как знаниевый (изучение норм, методов и требований); ориентировочный (формирование способностей ставить задачи и определять требования); операциональный компонент (формирование умения применять знания); опыт [20].
Для того чтобы сформировать у студентов профессиональные компетенции, к проекту должен предъявляться ряд требований:
- кроме целей и задач проект должен содержать этапы, конкретные сроки их реализации, видимые результаты;
- соблюдение логики построения частей проекта;
- жизнеспособность проекта, определение перспектив его дальнейшего развития и реализации в других условиях [21].
Для формирования профессиональной компетенции проект должен быть ориентирован на будущую профессиональную сферу деятельности студента [22].
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проект должен строиться в несколько этапов:
- постановка цели, выявление проблемы и формулировка задач;
- выбор методов исследования;
- актуализация знаний и самообразования при помощи консультативной поддержки преподавателя;
- составление программы исследования;
- проведение исследования;
- обобщение результатов, выводы;
- реализация проекта;
- проведение рефлексии, определение успехов и недочетов [23].
Формированию профессиональных компетенций способствует самостоятельный поиск информации из различного рода источников; отбор из найденной информации, необходимой, для решения поставленных Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Петровский Александр Михайлович, Смирнова Жанна Венедиктовна, Кутепов Максим Михайлович ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...
задач; выявление проблем; применение различных методов, таких как наблюдение, сравнение, анализ, метод экспертных оценок; отработка навыка правильной презентации своих проектов [24-30].
Проанализировав опыт использования метода проектов можно выделить их типологию.
По предметно-содержательным областям это могут быть монопроекты и межпредметные.
По характеру контактов могут быть внутренними или региональными (в пределах одной страны) и международными.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, проходящие в рамках занятия; краткосрочные (в течение нескольких занятий); средней продолжительности (на его выполнение уходит времени от недели до месяца); долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).
По доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские проекты; творческие проекты; ролевые, игровые проекты; практико-ориентировочные [31].
Из всего выше сказанного, мы можем заключить, что проектная деятельность является хорошим инструментом для формирования профессиональных компетенций. В сочетании с компетентностным подходом она позволяет не только сформировать грамотного высококвалифицированного, самостоятельного и творческого специалиста, но и повысить качество обучения в целом. Благодаря проектной деятельности, теоретические знания преобразуются в профессиональный опыт, поскольку метод проектов предполагает создание условий, приближенных к будущей профессиональной сфере деятельности студента. Эти условия способствуют саморазвитию и самореализации личности, развивают творческий потенциал студента. Активно идет процесс самоопределения, итогом чего и являются сформированные профессиональные компетенции. А главным итогом является высокая конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций/Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.
2. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения//Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей/ О.Е. Нестерова . М.: Перо, 2016. С. 618-625.
3. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.
4. Гущин А.В. Понятие и значение информационно-технологического обеспечения в развитии электронного обучения высшего педагогического образования// Фундаментальные исследования. -2014. -№ 12-9. -С. 2003-2008.
5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
7. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу
жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
8. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпуск-ников//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14
9. Филатова Е.В. Субъектно-деятельностный подход как основа профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 276-279.
10. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
11. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.
12. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
13. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.
14. Лепешкина А.Б. Психолого-педагогические условия личностно-ориентированной подготовки студентов колледжа к профессиональной экономико-управленческой деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 72-75.
15. 10Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 575. С. 201-207.
16. Шобонов Н.А. Государственно-общественное управление в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в рФ»//Народное образование. -2016. -№ 9-10. -С. 43-51
17. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vin-nikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.
18. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. -186 с
19. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентиро-ванное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. -192 с.
20. Шобонов, Н. А. Управление школой: на словах и на деле/Н. А. Шобонов//Народное образование. -2014. -№ 9. -С. 87-91.
21. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий// Современные проблемы науки и образования. -2016. -№ 6.
22. Гущин А.В. Функции и направления применения информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования/А.В. Гущин// Приволжский научный журнал, № 1 (33) Периодическое
Petrovsky Alexander Mikhailovich, Smirnova Zhanna Venediktovna, Kutepov Maxim Mikhailovich FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS ...
pedagogical sciences
научное издание. -Н. Новгород, ННГАСУ, 2015. -С. 208213.
23. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-дея-тельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 25.
24. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175-177.
25. Одарич И.Н., Коростелев А.А. Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 162-165.
26. Шамсутдинова Т.М. Управление формированием и оценкой профессиональных компетенций в электронных образовательных системах на основе когнитивных моделей // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 35-44.
27. Богдан Н.Н., Бушуева И.П., Масилова М.Г. Институциональные факторы формирования компетенций непрерывного профессионального развития у бакалавров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 17-20.
28. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.
29. Баркетова М.В. Специфика оценки профессиональных компетенций студента вуза: к постановке проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 19-22.
30. Мишова В.В., Огнева Э.Н. Трудовые функции специалиста в области библиотечно-информационной деятельности как основа формирования перечня профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 124-127.
31. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института (филиал) РЭУ ИМ. Г.В. Плеханова)// В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 33-36.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018
72
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)