педагогические науки
Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
© 2018
Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: kmm-asb@mail.ru)
Аннотация. Современные потенциальные работодатели повышают требования к подготовке специалистов, выпускающихся из вузов. Задача высших школ состоит в подборе образовательных технологий, обеспечивающих качественное обучение студентов, соблюдая при этом требования ФГОС, которые, в свою очередь говорят о необходимости применения студентами своих знаний на практике. Высшее образование развивается в рамках компе-тентностного подхода, то есть студенты должны не только приобрести определенные навыки и умения, но и грамотно применять их в профессиональной жизни. Поэтому возникает необходимость в поиске эффективной практикоо-риентированной технологии. Метод проектов полностью отвечает требованиям, предъявляемым ФГОС и является продуктивным и эффективным инструментом. Целью статьи является рассмотрение процесса применения проектной технологии в высшей школе. Для этого были выделены цели непосредственно метода проектов. Отмечено, ценность данного метода состоит в создании условий для самостоятельного обучения, а именно проблематизации изучаемого материала, активности и связи обучения с жизнью. Представлены основополагающие характеристики проектных технологий. Исходя из выделенных задач, в процессе обучения могут использоваться несколько видов проектов, выбор которых зависит от содержания конкретной дисциплины. Организация деятельности напрямую зависит от типа проекта. В статье выделяются несколько типологических признаков, а также сами виды проектов. Проектирование должно выстраиваться согласно определённой логике, поэтому установлены этапы построения работы студентов. В этом процессе преподаватель выполняет роль консультанта и только корректирует и направляет деятельность обучающихся в определенном русле для обеспечения качества результатов. Он также поддерживает атмосферу сотрудничества и творческого взаимодействия.
Ключевые слова: проектные технологии, профессиональное обучение, компетентностный подход, компетенции, компетентность, проект, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, практика, Федеральный государственный образовательный стандарт.
APPLICATION OF DESIGN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2018
Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakov
of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1. е-mail: kmm-asb@mail.ru)
Abstract. Modern potential employers raise the requirements for training specialists graduating from universities. The task of higher schools is to select educational technologies that provide quality education for students, while respecting the requirements of GEF, which, in turn, talk about the need for students to use their knowledge in practice. Higher education develops within the framework of a competence approach, that is, students should not only acquire certain skills, but also apply them competently in professional life. Therefore, there is a need to find an effective, practical-oriented technology. The project method fully meets the requirements set by the GEF and is a productive and effective tool. The aim of the article is to consider the process of applying project technology in higher education. For this purpose, the objectives of the project method itself were highlighted. It is noted that the value of this method consists in creating conditions for independent learning, namely problematization of the studied material, activity and the connection of learning with life. The basic characteristics of design technologies are presented. Based on the selected tasks, several types of projects can be used in the learning process, the choice of which depends on the content of the particular discipline. Organization of activities directly depends on the type of project. The article highlights several typological features, as well as the types of projects themselves. Design should be built according to a certain logic, so the stages of building students' work are established. In this process, the teacher acts as a consultant and only adjusts and directs the activities of the students in a certain way to ensure the quality of the results. He also supports the atmosphere of cooperation and creative interaction.
Keywords: project technologies, professional training, competence approach, competences, competence, project, project method, information and communication technologies, practice, Federal State Educational Standard.
С ростом объемов информации, расширением масштабов деятельности человека появляется необходимость модернизации образования. Возникает потребность в разработке методик, позволяющих повысить
эффективность вуза в системе подготовки кадров, благоприятствующих формированию соответствующих направлению подготовки студентов компетенций. Образование становится ресурсом в подготовке спе-
Gladkova Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna, Kutepov Maxim Mikhailovich pedagogical
APPLICATION OF DESIGN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ... sciences
циалистов, способных к быстрому восприятию новых направлений в науке, технологиях, жизни в целом. Подготовке таких выпускников, которые могли бы быстро реагировать на происходящие изменения и находить аргументированные решения возникших задач. В данном направлении ведется активная работа со стороны государства [1].
Государственная программа «Развитие образования» рассчитана до 2020 года и работает с 2013 года. За этот период профессиональное образование изменило свою парадигму. Множество преобразований произошло за это время. Российское образование подстраивается под изменяющиеся запросы населения и перспективные задачи российского общества и экономики. Данная программа опирается на новые требования к процессу и результатам обучения образовательных стандартов [2]. Отличительной особенностью ФГОС нового поколения является формирование у студентов не только знаний и умений, но и способности применять их на практике, а также развивать определенные компетенции [3]. Актуальность рассматриваемой темы заключается в необходимости внедрения в учебный процесс новых методов и технологий для реализации поставленной задачи.
На наш взгляд проектное обучение является одним из самых перспективных направлений в области развития образовательных технологий, поскольку не просто соответствует господствующему компетентностному подходу и формирует необходимые студентам профессиональные и общекультурные компетенции, но и вызывает у них интерес к изучению дисциплины, мотивирует на продолжение обучения [4-9]. А мотивация, как известно, играет одну из важнейших ролей в бучении. Рассматриваемы нами метод является одним из современных инновационных инструментов, представляющий собой совокупность приемов и действий студентов в определенной последовательности для достижения поставленных задач.
Технология проектного обучения целена на:
- применение полученных знаний на практике;
- развитие способности к творческому мышлению, умению решать реальные задачи;
- развитие желания проводить эксперименты и открывать новое;
- развитие системности мышления, понимания взаимосвязей между дисциплинами и знаниями;
- критическое мышление, способность выявлять слабые стороны проекта и совершенствовать их;
- способность работать в одиночку и в команде, быть лидером и уметь взаимодействовать внутри коллектива [10].
Ценность данного метода состоит в создании условий для самостоятельного обучения, а именно по вопросу проблематизации изучаемого материала, активности и связи обучения с жизнью. Понятие «Проект» переводится с латинского как «брошенный вперед» [11]. Под проектом мы будем понимать специально разработанный план, замысел решения проблемы, в результате которых должен получиться какой-либо новый продукт [12, 13].
Под проектом также понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская или творческая деятельность обучающихся, организованная с использованием информационно-коммуникационных технологий, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы, направленная на достижение совместного результата [14]. Важнейшим условием формирования проектной культуры и проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства. Другими словами в процессе работы происходит переход от обязательной деятельности к деятельности по выбору, от обучения к созданию собственного проекта и от деятельности под руководством преподавателя к самостоятельной работе. Поэтому для реализации самостоятельной проектной деятельности студентов должны 210
быть предоставлены компьютеры с выходом в Интернет, лаборатории, медиатеки. Использование проектного метода предоставляет студентам возможность погрузиться в конкретную ситуацию и узнать глубже явления и процессы, изучить объекты, развить творческий потенциал, научиться отбирать необходимую информацию из имеющейся, анализировать ее, развивать нестандартное мышление [15].
Проектные технологии предполагают использование электронных инструментов, к примеру, системы Moodle, содержащей такой элемент как «семинар». Семинар -это особый вид занятий, который предполагает загрузку на электронную платформу студентом файла со своей работой. После этого обучающийся может просматривать, разбирать и оценивать работы сокурсников.
Moodle обеспечивает быструю обратную связь с преподавателем, позволяет четко организовать построение проекта.
К тому же, данная электронная платформа предоставляет преподавателю возможность создания собственного курса, где будет расположена вся необходимая для обучающихся информация. Доступность такой информации определяется наличием сети Интернет. Так студент может получить доступ в любое удобное для него время и продолжить работу над проектом. Технология проектного обучения в совокупности с электронными технологиями дает более эффективный результат. С одной стороны работа становится максимально индивидуализированной, с другой - студент учится взаимодействовать с преподавателем и сокурсниками различными способами, развивая коммуникативный навык
Проекты студентов выполняются по большей части самостоятельно, с использованием компьютерных средств. Метод проектов позволяет решать множество задач, таких как: стремление студентов к добыванию знаний; развитие коммуникативных и исследовательских умений; формирование необходимых компетенций, проектной в том числе; закрепление полученных теоретических знаний; развитие практических умений; формирование способности к саморазвитию [16, 17]. Исследовательские умения предполагают аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за полученными результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады и презентации [18].
К основополагающим характеристикам метода проектов относят:
- ориентация на личностное развитие студента и значимую для него профессионально-ориентированную деятельность;
- индивидуализация темпа работы над проектом за счет использования информационно-коммуникационных технологий;
- комплексность, которая способствует сбалансированному развитию психических и физиологических функций;
- универсальность применения приобретенного студентом опыта в различного рода ситуациях, помогающая осознанно усилить базовые познания и при необходимости расширить их;
- наличие нового продукта по завершению работы над проектом, представленного в виде презентации или доклада [19].
Исходя из выделенных нами задач, в процессе обучения могут использоваться несколько видов проектов, выбор которых зависит от содержания конкретной дисциплины. Организация деятельности напрямую зависит от типа проекта, выделяются следующие его типологически признаки:
- в проекте преобладают следующие виды деятельности: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная, практико-ориен-тированная;
- предметно-содержательная область. Монопроект (в
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
рамках одной области знания), межпредметный проект (включает в себя несколько дисциплин);
- характер координации проекта может быть непосредственным (жестким, гибким), скрытым (неявным);
- характер контактов: внутренние или региональные (проводятся среди студентов одного учебного заведения, региона) и международные - участники проекта из разных стран;
- по количеству участников проекта: личностные, парные, групповые;
- по продолжительности проекты могут быть краткосрочными (предполагают решение одной проблемы), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (продолжительность от одного до нескольких месяцев) [20].
С учетом данных типологических признаков выделяются следующие виды проектов:
- исследовательский проект;
- информационный проект, направленный на сбор, анализ и обобщение информации, необходимой для установления каких-ибо результатов;
- творческий проект;
- прикладной проект (имеет ориентацию на социальные интересы участников) [21].
Проектирование должно выстраиваться согласно определённой логике, поэтому целесообразно включить сюда следующие этапы:
- выбор темы. Тема должна быть близка студенту, то есть, мы, прежде всего, отмечаем ее личностную ориентированность. Это положение поможет студенту развивать свои профессиональные и личностные качества, общее и профессиональное мастерство. Тематика должна быть подчинена конкретной учебной ситуации, профессиональным интересам, а также способностям студентов [22];
- деятельность по разработке и организации плана проекта. Данный этап характеризуется формулировкой студентами проблемы при поддержке преподавателя. Далее определяется цель работы, план действий, определяются основные источники информации, организуются рабочие группы, распределяются функции и устанавливаются формы представления результатов [23];
- непосредственное осуществление проектной деятельности. Студенты выбирают необходимую информацию из имеющихся источников, анализируют ее, отбирают и структурируют в соответствии с выбранным планом, создают предполагаемый проектный продукт и готовятся к его презентации [24];
- презентация полученных результатов (продукта). Обучающиеся представляют выполненный проект [25, 26]. Анализируют собственную деятельность, говорят о способе решения проблемы, заявленной в проекте. Здесь у студентов развиваются способности выстраивать логическое мышление, формируются навыки публичного выступления;
- оценка и анализ результатов. В ходе обсуждения представленной работы выявляются положительные стороны проекта и его недостатки. Работа оценивается студентами и преподавателями [27].
В процессе работы студентами над проектом преподаватель должен осуществлять консультационную деятельность, наблюдать за качеством выполнения задания и организовывать атмосферу сотрудничества и творческого взаимодействия. Студент при этом занимает более активную позицию, нежели преподаватель, полностью включаясь в проектную деятельность [28].
Таким образом, метод проектов является способом развивающего обучения, где основой выступает самостоятельное конструирование знаний и ориентация в информационном пространстве. Проектная технология соответствует требованиям ФГОС нового поколения, развивает у студентов способность творчески и самостоятельно мыслить, применять свои знания на практике. Активное внедрение в образование метода про-
ектов повышает эффективность процесса обучения и удовлетворяет возросшие познавательные потребности как студентов, так и потенциальных работодателей. К тому же, рассматриваемая технология позволяет решать множество задач, среди которых стоит выделить формирование и развитие логического, алгоритмического, критического и творческого мышления обучающихся. Метод проектного обучения во взаимодействии с информационно-коммуникационными технологиями позволяет максимально раскрыть потенциал студента, подготовить выпускника, способного легко ориентироваться в профессиональной сфере, грамотно распоряжаться своими знаниями и решать возникающие задачи нестандартными способами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога//Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.
2. Smimova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students// IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
3. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскуль-турной коммуникации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.
4. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
5. Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гришанова М.Н., Царева И.А. Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 286-288.
6. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.
7. Филатова М.В. Педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 214-218.
8. Кришталь А.А. Анализ результатов экспериментальной работы по внедрению технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 14-17.
9. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.
10. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
11. Алешугина Е.А. Способы отбора лексического содержания профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов в неязыковом вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2009. 189с.
12. Андреева Т.В. Экспертное оценивание качества
Gladkova Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna, Kutepov Maxim Mikhailovich APPLICATION OF DESIGN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ...
pedagogical sciences
научно-исследовательских работ и инновационных проектов студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 76-82.
13. Челнокова Т.А., Кадырова Х.Р. Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 239-242.
14. Инженерно-педагогическое образование: Методология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. - 225 с.
15. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
16. Угодчикова Н.Ф., Крюкова Г.К., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Деятельность кафедры иностранных языков как реакция на изменения социально-экономических условий в обществе. Приволжский научный журнал. 2014. № 1 (29). С. 239-243.
17. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.
18. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
19. Колдина М.И., Лапшова А.В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации об-разования//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.
20. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. № 2 (15). С. 83-86.
21. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 575. С. 201-207.
22. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
23. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
24. Маркова С.М., Наркозиев А.К., Дидактические основы исследования содержания профессионального образования//Вестник Мининского университета.-2017. - № 3 (20). - С. 7.
25. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 48-51.
26. Камерилова Г.С., Медникова О.Н., Власова О.А., Костенко Г.А. Электронные презентации в системе средств информационно-коммуникационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 81-84.
27. Петров А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе/А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, А.А Сиротова//Человек и образование. - 2016. -№ 4. -С. 134-138.
28. Петров, А. Ю. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профессиональной образо-
вательной организации по повышению качества образования: монография/А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, М. Н. Булаева. -Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 267 с.
Статья поступила в редакцию 04.05.2018 Статья принята к публикации 26.06.2018
212
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)