УДК 37.0+372.3/.4
Жиенбаева Сайра Нагашбаевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования Казахского государственного женского педагогического университета, [email protected], Алматы
Сыздыкбаева Айгуль Джуманазаровна
Магистр педагогики и психологии, преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Казахского государственного женского педагогического университета, [email protected], алматы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
аннотация. В статье говорится об использовании проектной деятельности как инновационного феномена, раскрывающего индивидуальность, реализующего интересы и потребности развивающей личности дошкольника. Актуальность исследования обусловлена активными процессами в социально-экономической и политической сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию дошкольников. Подробно рассмотрены виды, этапы проектной деятельности, последовательность работы педагога над проектом. Экспериментальным методом доказана эффективность внедрения проектного метода в деятельность дошкольного учреждения.
Ключевые слова: «непрерывность образования в течение всей жизни человека», проект, метод проектов, проектная деятельность, технология проектной деятельности в условиях ДОУ, этапы и типы проектной деятельности.
Zhienbaeva Saira Nagashbaevna
Doctor of pedagogical sciences, professor of preschool and primary education in Kazakh State Women s Pedagogical University, [email protected], Almaty
Syzdykbaeva Aigul Dzhumanazarovna
Master of Pedagogy and Psychology lecturer preschool and primary education in Kazakh State Women s Pedagogical University, [email protected], Almaty
PROJECT ACTIVITIES - AS INNOVATION PHENOMENON IN PRESCHOOL EDUCATION
Abstract. The article tells about using of project activity as an innovative phenomenon, which realizes interests and developing requipments of personality preschooler. Topicality of surveying causes with active processes in social-economical and political spheres of society, which put system of education before necessity of revision traditional attitudes to studying and training of preschool. The stages of the project activity and teacher's sequence on the project were considered very narrowly. Experimental method proved the efficiency of project implementation methods in pre-school.
Keywords: "continuity of education during all life", project, methods of projects, project activities, technology of project activities in preschool, stages and types of project activity.
Президент страны Н.А. Назарбаев к стратегическим направлениям развития республики в ближайшее десятилетие относит образование и науку. Национальная доктрина образования в РК в качестве одной из важнейших задач определяет «непрерывность образования в течение всей жизни человека», которая рассматривается не только как
мера государства по обеспечению развития материального производства, но и как возможность индивида осуществлять свободный выбор путей собственного развития, жизнетворчества, самоутверждения [4]. В этой связи каждого вступающего в жизнь человека надо, прежде всего, научить учиться, привить ему интерес к познанию. Форми-
рование данной потребности в дошкольном возрасте требует от педагога и воспитателя компетентности и профессионализма. Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий - инновационным феноменом выступает проектная деятельность.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что многие исследователи обращались к проблеме проектной деятельности: рассмотрены подходы к обучению проектной деятельности (В. Г. Веселова, О. Р. Козлова, В. М. Монахов и др.); изучена сущность проектной деятельности как условия развития исследовательских компетенций (М. П. Горчакова-Сибирская, И. А. Колесникова, А. С. Сиденко и др.); описаны методические аспекты обучения проектированию в образовательном учреждении (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Г. И. Щукина и др.); разработаны основы проектной деятельности (Е. М. Борисова, Н. О. Гафурова, В. В. Гузеев, Н. Ю. Ерофеева, В. В. Копылова, О. Е. Ломакина, В. М. Монахов, Т. А. Новикова, Е. С. По-лат, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель и др.) [7]. Несмотря на достаточную разработанность данного феномена, отмечается отсутствие единого подхода к организации проектной деятельности в условиях ДОУ
В этимологическом словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза" [8]. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [1].
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов" состоит в такой организации образователь-
ного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями[3].
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой, темой.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
Первый этап - подражательско-исполни-тельский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап - творческий, он характерен
для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить" ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать" детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен проект?", "Ради чего он осуществляется?", "Что станет продуктом проектной деятельности?", "В какой форме будет презентован продукт?". Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов[6]:
Первый этап - "выбор темы". Задача педагога - осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов": Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап - реализация проекта. Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию,
как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап - презентация. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап - рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Определим последовательность работы педагога над проектом[5]:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения,
поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации[2].
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, т.к. они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию; активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Цель нашего эксперимента заключалась в исследовании внедрения проектного метода в деятельность дошкольного учреждения. Эксперимент проводился на базе детского
сада «Даурен» г. Алматы. В нем принимали участие педагогический коллектив детского сада и дети средней группы. На первом этапе мы использовали анкетирование, на знание педагогов и воспитателей особенностей использования проектной технологии в условиях ДОУ. Результаты анкетирования:
- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Для изменения ситуации была проведена методическая работа с педагогами по ознакомлению их с инновационными технологиями: консультация «Проектный метод развивающего обучения дошкольников»; семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении». Педагогам были предложены памятки по созданию проектов. Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Природа - это дом, в котором мы живём». Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на месяц, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в дошкольном учреждении в целом и в группах.
I этап разработки проекта - целеполага-ние: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. На этом этапе воспитатель использовал модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
что-то узнать? Что узнали?».
III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Так, например, с особым интересом работали дети над проектом «Чистый воздух нужен всем». Провели ряд экспериментов, самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя, заключение о том, что воздух есть везде, он необходим человеку. Все высказывания воспитатель фиксировал. Кроме схематической фиксации использовалась также фото и видео съёмка. Результаты работы были оформлены в альбом.
Последним этапом работы над проектом являлась презентация проекта. Презентация проходила в форме итоговой игры-занятия. Анализируя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей, как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка, как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями, какие новые формы работы можно организовать в будущем.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение одного месяца, можно говорить о некоторых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны и гибки в принятии решений;
- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность.
Таким образом, проектная технология способствует внесению новых идей в разработку содержания, методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельность ДОУ - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования в Республике Казахстан.
Библиографический список
1. Блохин A. Л. Метод проектов как личностно ориентированная технология: дис. ... канд. пед. наук: Ростов-на-Дону, 2005. - 142 с.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дош кольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Голуб Г. Б. Метод проектов - технология компетентностно - ориентированного образования. - Самара: «Федоров: Учебная литература», 2006. - 167 с.
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. - Астана, Акорда, 2010 г. - 52 с.
5. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011. - 202 с.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
7. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011. - 80 с.
8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. «ТЦ СФЕРА», - №4. -2004. - С.76-80.