УДК 373.018.4
С. М. Платонова О внедрении метода проектов в дошкольное образование
В статье рассматривается метод проектов как один из современных подходов в развивающем обучении в дошкольном образовании, которые требуют соблюдения ряда правил для своей реализации. Метод проектов позволяет развить у детей и взрослых активную жизненную позицию, веру в свои силы, творческое отношение к делу. Но, к сожалению, часто новым термином обозначают старые, и даже традиционные формы работы. В статье рассматривается история создания метода проектов, его цели, специфика, структура проекта, этапы проектной деятельности, классификация проектов. Особо выделяются значимость проблемного выбора темы, ориентации на создание конкретного продукта, предлагается перечень возможных продуктов проектной деятельности. Подробно рассматривается позиция ребёнка в проектной деятельности, его отношения со взрослыми, обеспечивающие субъектную позицию ребёнка в деятельности, его самостоятельность.
In the article the method of projects as one of the modern methods of developing education in preschool education, which requires the observance of some rules for its implementation. The method of projects allows to develop in children and adults active life position, belief, creative attitude. But, unfortunately, often a new term which refers to the old and even traditional work. The article discusses the history of the creation of the project, ego goals, specific, structure of the project, stages of project activities, the classification of projects. Highlights the importance of problem choice of the theme, focus on creating a specific product, we offer a list of possible products project activities. Detail the position of the child in the project activities, its relationship with an adult, providing the subjective position of the child in activities of his independence.
Ключевые слова: вопрос, метод проектов, отношения сотрудничества, проблема, проект, продукт, развивающее обучение, субъектная позиция.
Key words: question, project method, cooperation, problem, the project, a product, educational training, subject position.
В последние годы большим и заслуженным вниманием педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, пользуются технология проектирования. В её основе лежит идея о направленности деятельности на результат, достигаемый в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Мы полагаем крайне важным внедрять метод проектов в деятельность детских садов, так как он позволяет развить у детей и взрослых активную жизненную позицию, веру в свои силы, творческое отношение к делу. Но, к сожалению, метод про-
© Платонова С. М., 2017
ектов зачастую внедряется формально, в этом случае он теряет свою сущность и свой развивающий потенциал. Часто новым термином обозначают старые, и даже традиционные формы работы. Мы пытались издать сборник проектов из опыта детских садов в Тихвинском районе и столкнулись с неготовностью педагогов создавать авторские проекты. Большинство воспитателей внедряли лишь найденные в публикациях готовые формы проектной деятельности.
Проектная система, так же как и лабораторная, зародилась и первоначальное свое развитие получила в Америке. В России американский вариант этой системы получил широкое распространение после издания в 1925 г. брошюры Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». Однако передовая педагогическая мысль в нашей стране уже давно была знакома с этой новинкой (недостатка педагогов, знающих иностранные языки, в России того времени не было). В основе проектной системы лежат идеи передовых педагогов Америки начала нашего века: Д. Дьюи, Э. Дьюи, В.Х. Кильпатрика, В.А. Лая, Э.Л. Торндайка. Вот краткое их изложение [3].
1. Ребенку может принести пользу только такая деятельность, которая выполняется им с большим увлечением, которая им выбрана свободно и потому выполняется охотно, с интересом.
2. Прежде всего выбирается деятельность, занятие, а процесс получения знаний подчиняется выбранной деятельности. Тогда получение знаний становится для детей осознанной необходимостью. Когда учениками уже собраны разрозненные сведения, например, из области свойств воды, то они с удовольствием прослушают материал занятия. Это будет интересно и понятно для них, а запомнится прочно, так как ляжет на почву их собственного жизненного опыта.
3. Жизнь ребенка, его сиюминутные увлечения, желания, его личный опыт имеют для него значительно большее значение, чем опыт взрослых, предложенный опять же взрослыми в тех или иных формах.
4. Нужно давать детям в первую очередь то, что им нужно сегодня как мальчикам и девочкам, а не то, что будет им нужно как мужчинам и женщинам.
5. Зачастую очень важны именно побочные сведения, которые, на первый взгляд, усваиваются, как бы играя, но впоследствии оказываются очень важными.
6. В обучении, как и в других искусствах, главная суть в человеке, состоящем при методе. Педагог должен понимать метод проектов и использовать его творчески как средство организации личностного опыта ребёнка.
Исходя из этих идей, и получается принципиально новая модель образования, основной лозунг которой: «Все из жизни, все для жизни». В этой школе лабораторией является вся окружающая жизнь, а учебными пособиями - все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным проектом; учителями являются не только педагоги школы, но и все окружающие учеников люди, с которыми они сталкиваются при работе над проектом.
Е. Коллингс [3] пишет о том, что такое образовательное учреждение напоминает хороший детский клуб с имеющимися при нем мастерскими или же хорошо обставленный дом фермера в условиях села. Вместо привычных нам фронтальных коллективных занятий здесь временные объединения ребят, работающих над выполнением того или иного проекта. Предметные программы и все, что нужно для их реализации (различный методический, дидактический, справочный материал и т. д.), сохраняется, так как остаётся задача педагога - сделать так, чтобы ученики получили базисные знания (или госстандарт), но только эти знания, умения и навыки не являются целью для ученика, а усваиваются как бы сами собой, в результате работы над различными конкретными проектами. Ко всему тому многообразию учебного материала, накопленного традиционным образованием, добавляется все, что есть поблизости - музеи, библиотеки, выставочные залы, парки, дворцы, магазины, заводы, все домашние библио-, аудио-, ви-деотеки, домашние коллекции значков, марок и т. д., словом, все то, что, увы, зачастую остается невостребованным современной школой, но что вызывает живой интерес у ребят.
При выборе проекта мы ориентируемся на следующие критерии.
1. Интерес. Действительно ли предлагаемый проект серьезно захватывает ребят?
2. Новизна. Действительно ли в основе проекта проблема или вопрос, на который мы не знаем ответа?
3. Реалистичность. Поддается ли данный проект успешному исполнению с ребятами данного возраста, есть ли условия для его осуществления?
4. Обучающий характер. Что сможет узнать ребёнок, создавая проект?
Основными компонентами проекта являются проблема и продукт. Проект начинается с того, что ребёнка заинтересовывает какая-то ситуация, вопрос, проблема, у которой нет решения. Слово «проблема» (греч.) - преграда, трудность, задача. Сегодня под проблемой понимают возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический интерес. Дети могут встретить явление, которое по-
ка не могут понять, объяснить, которое вызвало у них удивление. Дети могут столкнуться с чем-то, что им не нравится, что они хотели бы изменить. Проект должен быть способом решения проблемы, которая встала перед ребёнком. Поэтому проект не может быть сделан по готовой чужой разработке. Проект - это всегда творчество, направленное на изменение или познание мира.
Что может быть проблемой? Проблема - какое-либо затруднение, неясность, вскрытое противоречие, требующее решения. Результатом осмысления проблемы может стать формулировка вопроса. Вопрос - обращение, направленное на получение каких-либо новых сведений, предполагающее получение ответа. Приведём примеры проблемных вопросов: Почему свечка, накрытая банкой, гаснет? Почему идёт дождь? Что такое гром? Как уберечься от молнии? Можно ли добежать до радуги? Из-за чего медведь спит зимой, а человек нет? Что нужно сделать, если тебя укусила змея? Кто живёт на луне? Где находится душа леса? Зачем люди ссорятся? Почему мальчики дерутся чаще, чем девочки? Как сделать, чтобы мы меньше обижали друг друга?
Но проект не должен остаться лишь на уровне слов, получения информации. Проект должен решить проблему, а значит, его результатом должен стать какой-то продукт - то, что должно иметь конкретную форму, быть осязаемым, то, что можно использовать, что решит проблему. Именно вид продукта стал основанием для представленной ниже классификации проектов, предложенной профессором Коллингсом в 1910 г. [3]:
игровые - продуктом проекта являются организованные игры, танцы, драматизация, устройство праздников;
экскурсионные - в ходе проектной деятельности происходит изучение окружающей среды и активности народа, а по итогам работы проводится очная или заочная экскурсия;
повествовательные проекты или проекты рассказывания. Они включают в себя намерения насладиться повествованием в различных формах: рассказ, легенда, песня, картина, фотография, музыка.
конструкторские - продуктом деятельности становится модель, конструкция, изобретение (например, кроличья ловушка, мыльный раствор для создания пузырей, модель моста через реку).
Перечислим некоторые современные варианты форм продуктов, созданных в процессе проектной деятельности: веб-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, главы из будущего учебника, действующая фирма, журнал, законопроект, игра, издание книги, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мульти-
медийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в..., праздник, прогноз, программа, публикация, популярное пособие, путеводитель, рисунок, реклама, серия иллюстраций, система самоуправления, сказка, справочник, статья, сценарий, схема, театральная постановка, театрализованное представление, тематический досуг, учебное пособие, чертёж, экскурсия, фрагмент воспоминаний, фотовыставка, фотоальбом.
Конечно, для конкретного проекта к форме продукта добавляется его содержание, например: дневник путешествия капельки; коллекция пословиц о труде; частотный словарь вежливых слов нашей группы; правила-перевёртыши о том, как вести себя за столом; положение о присвоении звания «Душа группы», моя сказка о дружбе; манифест «<Живём без драк»; звуковое письмо себе - выпускнику и т. д.
Но от проблемы к продукту лежит длинный путь: сначала придумывание пути решения проблемы, а затем воплощение задуманного пути. Замысел проекта уже представляет собой интеллектуальную ценность, так как является результатом анализа состояния проблемы, нахождения основной идеи, которая позволит её решить, и технологической проработки этой идеи. Развитие метода проектов в течение столетия привело к доработке этой формы работы и вычленению совокупности основных компонентов. Сегодня проект известен как «6 П», которые и отражают путь интеллектуального труда при проектировании: Проблема. Планирование. Поиск информации. Продукт. Презентация. Портфолио. Проектная деятельность имеет чёткую структуру и включает в себя следующие этапы:
Первый этап - прогностический: формулировка проблемы, постановка цели и задач, поиск пути решения проблемы, сбор первичной информации, определение способов деятельности, создание замысла Основная функция этапа - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Если это групповой или коллективный проект, происходит распределение задач среди его участников.
Второй этап - практический: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели, создание продукта. Ведётся самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. При необходимости ведутся промежуточные обсуждения полученных данных в группах, вносятся изменения в план проектной деятельности.
Третий этап - итоговый: презентация продукта и проекта в целом, анализ результатов работы, формулировка выводов, оформление портфолио проекта.
Соблюдение всех этапов проектной деятельности позволяет учить детей проблематизации, целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и процесса работы; презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений); а также практическому применению знаний в различных ситуациях.
На этапе презентации дети представляют сам продукт проекта и рассказывают, как они его получили. Презентация проекта может проходить в различных формах, в том числе творческих. В качестве примера таких форм можно назвать отчёт исследовательской экспедиции, игру с залом, научную конференцию, демонстрацию видеофильма «Как мы работали», пресс-конференцию, конкурс проектов.
Мы, педагоги, понимаем, что наиболее значимый этап - подведение итогов, где мы с детьми обсуждаем результаты работы:
1. Что было сделано в рамках проекта? Какие получены основные результаты? Как выполнен замысел проекта, насколько мы удовлетворены полученным продуктом, его характеристиками? Удалось ли решить проблему, достичь поставленной цели? Соответствуют ли результаты замыслу? Основные выводы в соответствии с задачами проектной работы. Все ли поставленные задачи удалось решить?
2. Чему мы научились, работая над проектом? Какие новые виды деятельности освоили? Какие качества проявили? Насколько слаженно работали в команде (если проект был групповым)? Какие трудности возникали в работе и почему? Кто проявил себя особенно ярко, работая над проектом? Что самим авторам дала работа над проектом?
Мы выбираем из этих вопросов те, которые будут наиболее значимы для оценки конкретного проекта, понятны детям. Первый план оценки проекта связан с анализом эффективности проекта для решения проблемы, второй - с рефлексией способов деятельности и оценкой освоения коммуникативных и регулятивных умений, применение которых происходило в проектной деятельности. Высокой значимостью обладают оба вида анализа, так как их целью является и учёт ошибок и достижений в будущем, и осмысление и развитие выполненных способов деятельности. Именно этап рефлексии обеспечивает личностный рост участников проектной деятельности, переход внешней деятельности во внутреннюю, в психические новообразования личности участников. На этом этапе происходит личностное присвоение детьми идей проекта, правил деятельности, принятых решений о способах организации деятельности в будущем.
Для оценки качества проекта можно использовать следующие критерии:
• актуальность выдвинутой проблемы;
• оригинальность предложенного пути решения проблемы;
• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
• полнота проекта (продуманность всех структурных элементов);
• целостность проекта (взаимосвязь всех компонентов);
• корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов (для исследовательских проектов);
• технологичность выбранного пути решения проблемы;
• простота и экономичность проекта.
Критерии качества выполнения деятельности по проекту:
• результативность проекта;
• социальная значимость;
• полнота реализации;
• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
• коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи участников проекта;
• степень освоения процедур проектирования;
• соблюдение проектной дисциплины;
• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
• степень самостоятельности участников проектной деятельности;
• удовлетворённость участием в проекте.
Выше мы уже представляли одну из классификаций проектов. Типология проектов достаточно широка. Каждый автор в основу своей классификации берет определенный признак и в соответствии с ним выделяет виды проектов. Наиболее распространенным признаком в различных классификациях выступает доминирующий вид деятельности. Так, Н.В. Бабинова [1] выделяет на этом основании следующие виды проектов:
1) исследовательско-творческий - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);
2) ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
3) информационно-практико-ориентированные - дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т. п.;
4) творческие - как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Большое значение в дошкольном образовании имеют детско-взрослые проекты. Современными исследователями (Н.Е. Верак-са, Л.Д. Морозова, Л.Н. Прохорова и др.) проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ коллективного взаимодействия с окружающей средой [2; 4]. Проектная деятельность позволяет спланировать работу и объединить единой целью педагогов, детей и родителей. Дети становятся равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса, а образовательная система ДОУ становится открытой для активного участия родителей. Результат этой работы трудно переоценить: это и совместно переживаемые эмоции детей и родителей, и формирование отношений сотрудничества между детьми и родителями, и чувство успеха и самоутверждения каждого ребёнка, ощущение себя причастным к жизни группы. Проектная деятельность может стать основой для сплочения группы в совместной деятельности, для улучшения микроклимата группы. Наряду с мышлением в проектной деятельности активно формируются и другие познавательные процессы. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к появлению произвольности высших психических функций, таких как произвольность внимания, произвольность памяти, целенаправленное восприятие.
Необходимо организовать проектную деятельность как развивающую. Самое сложное в дошкольном образовании - позволить детям думать, решать и действовать. Правильно организованная проектная деятельность предполагает осознанную позицию каждого из участников от самого начала до финиша. К сожалению, многие педагоги не рассматривают детей как партнеров по общему делу, считая, что взрослые всё сделают лучше, дети не имеют необходимого потенциала для реального участия в проекте и могут быть лишь помощниками. Поэтому дети остаются ведомыми, и значительная часть работы делается за них, в том числе родителями. Для повышения развивающих возможностей проекта особенно важны мотивация детей, поощрение их к кол-
лективному труду, определение каждым своего места в проекте, пробуждение у каждого ребенка личной ответственности за свой конкретный вклад в общий результат. Связующий компонент проектной деятельности - пошаговое планирование действий, совместное распределение поручений, когда ребенок может сам в себя спросить: «Я это смогу?», и взять на себя ответственность за выполнение обещанного. Лучше, если педагог поможет детям составить наглядный план, например, в виде лесенки, лестницы, календаря или в какой-то другой способ, чтобы помочь принять планирование не только умом, но и сердцем. Так дети постепенно приучаются прилагать собственные усилия, не надеясь на мгновенный эффект, начинают понимать, что любое дело требует терпения и старания, учатся выявлять ошибки и исправлять их.
В процессе выполнения проекта обязательно время от времени показывать детям достигнутый результат, стимулируя, таким образом, их интерес, добавляя надежды на успех. Промежуточный результат можно демонстрировать родителям, работникам дошкольного учреждения, подчеркивая роль и вклад каждого из детей, побуждая их испытывать радость общего дела. Финальной точкой проекта должна стать презентация конечного результата, обязательно яркая и праздничная. Каждого участника проекта должно переполнять чувство личной гордости и радости. Именно эти переживания обеспечат личностный рост каждого участника, сплотят детей, сделают их более самостоятельными и опытными.
Планирование учебно-воспитательной работы по проектной модели не ограничивает действий педагогов жесткими нормами построения образовательного процесса. Однако очень важно, чтобы сам педагог четко осознал и прописал каждый шаг проектирования совместной с детьми деятельности.
Технология проектирования ориентирована на партнерство и сотрудничество как между детьми, так и между взрослыми и детьми. Это равноправное общение, где никто не имеет права указывать, контролировать, оценивать. Педагог при таком подходе превращается в консультанта, советника, координатора, который убеждает силой опыта, мудрости, аргумента, но не приказа. Таким образом, проектная форма обучения предполагает отказ от авторитарных форм обучения, использование различных методов и средств развивающего обучения (интерактивные методы, индивидуальные, парные, групповые формы организации обучения и т. д.).
Реализация метода проектов возможна только в системе товарищеских отношений детей и взрослых, когда ребёнок и взрослый вместе думают, вместе принимают решения. Это условие особенно трудно выполнить в детском саду, когда сам возраст ребёнка создаёт ощущение беспомощности, беззащитности и вы-
зывает стремление опекать, заботиться, делать для ребёнка и за ребёнка. Воспитатели стремятся осуществлять пошаговое руководство любой деятельностью дошкольника, и в результате все этапы проектной деятельности осуществляются по подсказке или по прямым указаниям педагога. От проекта остаётся только название, метод проекта заменяется иллюзией проекта, связанной с педагогической модой.
Список литературы
1. Бабинова Н.В. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XLV Междунар. заоч. науч.-практ. конф. «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». - № 12 (45). - Ч. 1. -М.: Интернаука, 2015.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- 165 с.
3. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов.
- М.: Новая Москва, 1976. - 134 с.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.
УДК 373.034
О. А. Сабодаш
Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников
В статье анализируются педагогические подходы к нравственному воспитанию старших дошкольников, рассматривается влияние русской народной культуры на нравственное воспитание старших дошкольников в условиях ДОУ.
Традиционная народная культура - это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Дошкольный возраст - время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности.
Важнейшее воспитательное средство - народные сказки, праздники, традиции, игры. В статье сделан анализ программ по нравственному воспитанию дошкольников средствами народной культуры: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой; «Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук; «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» под редакцией Кутьиной Н.Б.; «Горенка» - М. В. Хазовой; «Оберег» - Е.Г. Борониной.
Рассмотрена возможность использования в работе с детьми культурологического подхода, чтобы воспитание осуществлялось как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур.
The article analyzes pedagogical approaches to the moral education of senior preschoolers, examines the influence of Russian folk culture on the moral education of older preschool children in the conditions of pre-school education.
Traditional folk culture is a source of great folk wisdom and accumulated centuries of experience. Preschool age is a time of active knowledge of the world, human relations and the formation of the foundations of the individual.
The most important educational means are folk tales, holidays, traditions, games. In the article the analysis of programs on moral education of preschool children by means of folk culture is made: "From birth to school" edited by N.E. Veraksy, M.A. Vasilyeva, T.S. Komarova; "My Home" edited by T.I. Overchuk; "Heritage" under the editorship of M.Yu. Novitskaya, E.V. Solovyovoy; "The acquisition of children to the origins of Russian folk culture", edited by O.L. Knyazeva, M.D. Makhaneva; "A child in the XXI century. Education by Culture "edited by Kutina NB; "Gorenka" - MV Khazova; "Obereg" - E.G. Boronina. The possibility of using the culturological approach in working with children is considered, so that upbringing is carried out as a cultural process based on the values of national and universal human cultures.
Ключевые слова: нравственное воспитание, традиционная народная культура, дошкольное воспитание, программы по нравственному воспитанию, культурологический подход, народная сказка, народные игры.
Key words: moral education, traditional folk culture, preschool education, programs for moral education, cultural approach, folk tale, folk games.
© Сабодаш О. А., 2017