УДК 372.3/.4
СОЗДАНИЕ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
ЗадворнаяМ.С., 2018
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург
Литвинова Н.В., 2018
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №101
Невского района, заведующий, Санкт-Петербург
Аннотация: в статье авторами описаны проблемы формирования и развития детско-взрослого сообщества, которые являются актуальными для современного дошкольного образовательного учреждения, находящегося в процессе поиска ответов на актуальные вызовы и вопросы социализации дошкольника. В статье рассматриваются тактика и стратегия использования педагогами дошкольного учреждения метода проектной деятельности в своей работе, способствующего созданию детско-взрослых сообществ. Понимание сущности детско-взрослых сообществ, их динамика формирования и развития рассматривается с позиции педагогов дошкольников.
Ключевые слова: детско-взрослые сообщество, модернизация дошкольного образования, сотворчество, сопереживание, интеллектуально-творческое развитие детей.
CREATING A CHILD-ADULTS COMMUNITY AS THE CONDITION OF IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL PROJECT IN THE PRESCHOOL
EDUCATIONAL INSTITUTION
ZadvornayaM.S., 2018 St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education, St. Petersburg
LitvinovaN.V., 2018
State budget preschool educational institution kindergarten № 101 Nevsky district, head, St.
Petersburg
Annotation: in the article the authors describe the problems of formation and development of the children's and adult community, which are relevant for the modern preschool educational institution, which is in the process of searching for answers to actual challenges and questions of the preschooler's socialization. The article considers the tactics and strategy of using the method of project activity by teachers of preschool institutions in their work, which contributes to the creation of children-adult communities. Understanding of the essence of children-adult communities, their dynamics of formation and development is viewed from the position of preschool teachers.
Keywords: ^Wren-adult community, modernization of preschool education, co-creation, empathy, intellectual and creative development of children.
В настоящее время в России взят курс на модернизацию дошкольного образования, которая связана с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), новыми финансово-экономическими механизмами управления, совершенствованием нормативной базы. Для повышения качества дошкольного образования в современных условиях необходим поиск результативных способов организации деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ), развитие профессиональной компетенции педагогов.
Мы понимаем, что в современных условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться, но и придавать импульс инновационным процессам.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование становится самостоятельным уровнем общего
образования. Сегодня меняется статус и содержание дошкольного образования, что связано в первую очередь с изменениями, произошедшими в мире современного детства [4].
По мнению философов, психологов, социологов и педагогов современный дошкольник уже не такой, каким мы его представляли раньше «изменились не только условия жизни, социальное пространство существования и функционирования человека, а также система его отношений, изменился сам человек» [7], и, конечно, все это требует поиска педагогических идей по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста, условий социализации детей. Как справедливо отмечал Давид Иосифович Фельдштейн «сегодня общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно изменяющемся мире с учетом его собственных качественных изменений» [6].
В ФГОС ДО обозначены основные принципы дошкольного образования, среди которых: «сохранение уникальности и самоценности детства; создание благоприятной социальной ситуации развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром» [5].
Создание детско-взрослого сообщества в ДОУ связано с постоянным поиском новых перспектив для развития способностей и поддержки талантов наших воспитанников, обновления уклада жизни детского сада, в котором каждый ребенок может реализовать свой потенциал и обязательно достигнет успеха, опираясь на участие взрослого - воспитателя, родителя и других значимых для него лиц. Результативность образовательного процесса напрямую зависит от характера взаимоотношений между субъектами образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
Кроме того, создание детско-взрослого сообщества в ДОУ - один из путей инновационного развития учреждения. По определению Л.М. Клариной «детско-взрослое сообщество - это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности» [3, с. 15].
В настоящее время существует большое количество сообществ, объединяющих детей и взрослых и направленных на решение образовательных задач, важно осуществлять целенаправленную педагогическую поддержку детско-взрослых сообществ, искать новые возможности развития и укрепления связей между поколениями.
У современных педагогов все больше вопросов о том, что сегодня лежит в основе отношений между родителем и ребёнком; между ребенком и детским садом; на что ориентирован современный ребенок; какие эмоции он проявляет во время взаимодействия с окружающими его взрослыми и детьми. Эти и другие вопросы в современных условиях требуют переосмысления.
На протяжении ряда лет целью развития нашего ДОУ являлось формирование новой модели взаимоотношений между участниками образовательного процесса, основанной на сотрудничестве и партнерстве, через проектно-исследовательскую деятельность.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что детско-взрослое сообщество в ДОУ не только способствуют развитию проектно-исследовательской деятельности, но и становится источником интеллектуально-творческого развития детей, а одним из основных этапов работы дошкольного учреждения является разработка совместных детско-взрослых проектов. В течение последних лет педагоги нашего ДОУ искали способы использования метода проектов в педагогическом процессе, то есть постепенно внедряли данный метод в разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, художественную, что и привело к созданию детско-взрослого сообщества.
Для этого в ДОУ нами были созданы педагогические условия, обеспечивающие развитие детско-взрослого сообщества:
— первое условие - педагогический процесс в детском саду выстраивался нами как череда событий творческой жизнедеятельности. Принимая во внимание тот факт, что событие - это значимое яркое явление в жизни человека, мы отбирали наиболее важные события для детей и брали их за основу при организации проектов;
— второе условие - организация в ДОУ подготовки педагогических работников к реализации проектов. На практике нами было установлено, что большинство педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников в рамках проектной деятельности в
основном используют принципы авторитарного стиля общения, не владеют современными технологиями, позволяющими сделать родителей полноправными активными участниками проектной деятельности. Для решения данной проблемы в ДОУ нами был организован постоянно действующий научно-практический семинар для педагогических работников, позволяющий повысить их компетентность в области организации взаимодействия с родителями воспитанников;
— третье условие - осуществление мероприятий по формированию мотивированного участия родителей в проектах. Для этого проводилось изучение особенностей каждой семьи, их интересов, запросов, возможностей. Ориентируясь на удовлетворение потребностей семьи, и учитывая ее индивидуальные и возрастные особенности, а также реализуя принцип вариативности, при организации и проведении проектной деятельности выстраивали взаимодействие с родителями воспитанников.
В пространстве детско-взрослого сообщества нами реализовывались самые разнообразные проекты: образовательные, социальные, сетевые и др.
Проектный метод в нашем ДОУ осуществлялся по следующим этапам:
Первый этап - выбор темы связан с потребностями и интересами детей, которые реализуются в проектах и разных видах деятельности. Задача педагога после выбора темы состоит в том, чтобы узнать, что нового могут узнать члены детско-взрослого сообщества знакомясь и изучая данную тему, а затем сделать так, чтобы тема гармонично влилась в образовательный процесс.
Второй этап заключается в планировании темы и проектов. Он состоит из планирования педагогом самого процесса проекта, его содержания и реализации с детьми и взрослыми.
Третий этап был нами определен нами как реализация темы и проектов. Активными участниками проекта являются дети дошкольного возраста, именно они задают множество вопросов, ищут ответы на эти вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают при обсуждении проблем, получают возможность осмысливать, создавать и передавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, развивают навыки общения, работы со сверстниками и взрослыми. Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и контролируется взрослыми участниками проекта.
И последний, четвертый этап — это завершение темы, презентация проектов. В качестве творческой работы в нашем ДОУ были представлены: «Книга памяти», познавательные газеты «Хочу все знать!», мини-музеи, выставки, спектакли, макеты, конкурсы, видеофильмы и т.д.
Как отмечает исследователь М.С. Задворная «в современном мире детей и взрослых существует проблема нарушения связей в системе «родитель-ребенок» и как следствие - эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста», в связи с чем она рекомендует «субъектам образовательного процесса непосредственно взаимодействовать в различных видах совместной деятельности» [1].
Таким образом, совместно работая над одним проектом, педагоги, дети и родители образуют детско-взрослое сообщество, которое предполагает партнерскую позицию взрослых, выраженную девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Л.М. Кларина в своих работах писала, что «партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту» [2]. Это было подтверждено при организации детско-взрослого сообщества в ДОУ. Мы хотим представить проекты, ставшие самыми популярными в нашем учреждении:
Проект «Интересное рядом» - организуется во всех группах детского сада, функционируют центры детского экспериментирования, «мини-лаборатории» для проведения с детьми простейших опытов с песком, водой, ветром. Интерес к данной деятельности возник в связи с увлечением познавательно-исследовательской деятельностью взрослых и детей.
Проект «Территория добра» - направлен на укрепление отношений детей и родителей с более старшим поколением бабушек и дедушек. Это не только знакомство с интересными рассказами из жизни более старшего поколения, это совместные праздники, сюрпризы, конкурсы. Этот проект стал началом других проектов: «День пожилого человека», «День дедушек и бабушек», «День
послушания» и т.д. Мы считаем, что роль семейных традиций в современном мире очень значима, так как они не только способствуют сохранению истории семьи, но и укрепляют внутрисемейные отношения, создают доброжелательную, творческую семейную атмосферу.
Проект «Судьбы наших отцов» - приурочен ко Дню Великой Победы. Каждая группа детского сада представляет интересные истории о судьбах близких людей, участников боевых сражений, работников тыла. Нам удалось собрать очень интересные материалы, положившие начало «Книги памяти» и уже на протяжении трех лет в «Книгу памяти» добавляются новые страницы истории.
Это только малая толика проектов, реализуемых в ДОУ, но мы не можем не отметить, что, принимая участие в праздничных мероприятиях, в совместной образовательной деятельности родители погружаются в мир детства, в мир своего ребенка. Ребенок становится интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Известный ученый А. Эйнштейн отмечал, что «дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, признать глубину каждого...». При этом и сам взрослый имеет возможность испытать себя в роли партнера по игре или в роли «коллективного» педагога, сравнить и обогатить свой педагогический опыт. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что благодаря проектам жизнь ребенка и взрослых наполняется богатым содержанием.
Таким образом, создание детско-взрослого сообщества с одной стороны является одним из условий реализации педагогических проектов в нашем ДОУ, а с другой стороны способствует изменению отношений в коллективе детей, сотрудников, родителей, оптимизирует систему организационно-педагогических условий развития таланта воспитанников. Детско-взрослое сообщество в нашем дошкольном учреждении наполняет новым смыслом сотрудничество детей и взрослых, в процессе проектной деятельности рождаются новые идеи, предложения, которые содействуют самореализации воспитанников, педагогов и родителей, дают возможность не только установить партнерские отношения с семьями воспитанников, но и объединить усилия детского сада и родителей для развития и воспитания детей; активизировать и обогатить воспитательные умения взрослых и оказать им психолого-педагогическую поддержку, убедить их в собственных педагогических возможностях; создать атмосферу общности интересов между субъектами образовательных отношений, способствовать эмоциональной взаимоподдержке и взаимопроникновению в проблемы друг друга, а так же содействовать развитию культуры отношений между детьми и взрослыми.
Список литературы:
1. Задворная М.С. Развитие культуры детско-родительских отношений средствами событий творческой жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации / /М.С. Задворная // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 3 (19). - С. 55-59.
2. Кларина Л.М. Клубы общения детей и взрослых / Л.М. Кларина // Обруч. - 1998. - № 4. -С. 31-32.
3. Кларина Л.М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития / Л.М. Кларина // Детство: Педагогический альманах. - 1998. - № 1. - С. 13-22.
4. Российская федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Изд-во Легион, 2013. - 208 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: УЦПерспектива, 2014. 32 с.
6. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен / Д.И. Фельдштейн // Вестник Герценовского университета. -2012-№ 1.-С. 20-29
7. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. — 2013 — № 1. - С. 13-16.