ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 373. 21
ББК Ч410.241 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02
Бабинова Надежда Васильевна,
аспирант кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; старший воспитатель, МБДОУ Детский сад №39 комбинированного вида «Гнездышко», г. Богданович; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: активные методы обучения; субъекты образовательного процесса; субъект-субъектные отношения; проектная деятельность; старший дошкольный возраст.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения данной статьи являются условия организации проектной деятельности дошкольников. Темой статьи определены субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Целью работы является обоснование субъект-субъектных отношений как условия организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Используемые методы - анализ научно-теоретической, психолого-педагогической литературы по проблеме; опытно-поисковая работа в дошкольных образовательных учреждениях; наблюдение; изучение опыта работы по проблеме; осмысление собственного опыта работы автора в качестве старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматривается понятие субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса на основе анализа научно-теоретической и психолого-педагогической литературы по проблеме, что выступает одним из основных условий организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор описывает опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывая особенности организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, роль взрослого в проектной деятельности дошкольников. При соблюдении описанных условий, создании такого взаимодействия взрослых с детьми, когда дети выступают активными участниками воспитательно-образовательного процесса наравне со взрослым, становится возможной организация проектной деятельности дошкольников. Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты, выявленные условия, предложенные методы, средства могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования, дополнительного образования, семейного воспитания. Автор делает вывод о необходимости субъект-субъектных отношений при организации проектной деятельности детей.
Babinova Nadezhda Vasilievna,
Post-graduate Student of Department of Theory and Methods of Teaching Mathematics and Informatics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SUBJECT-SUBJECT RELATIONS AS A CONDITION
OF ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
KEY WORDS: active education methods; subjects of education process; subject-subject relations; project activity; senior preschool age.
ABSTRACT. The article dwells on the conditions of organization of project activities of preschool children. The topic of the article is defined as the subject-subject relations as a condition of organization of project activity of preschool children. The aim of the study is to give scientific foundation to the subject-subject relations as a condition of organization of project activity of preschool children. The methods used include analysis of scientific-theoretical, psychological and pedagogical literature on the problem; experimental research work in preschool educational institutions; observation; studying experience on the issue; interpretation of the author's own experience as a senior tutor of a preschool educational institution. The article deals with the notion of subject-subject relations of participants in the education process based on the analysis of scientific-theoretical, psychological and pedagogical literature, which is one of the basic conditions for the organization of project activity of preschool children. The author describes the experience of work at preschool educational institutions, reveals the features of organization of project activity of children of preschool age, the role of adults in the project activities of preschoolers. Subject to the above conditions, the establishment of such an interaction of adults with children when children are active participants in the process of upbringing and education on a par with adults, becomes possible. The results obtained during the experimental work period, the identified conditions and the proposed methods and means can be used in the practical activity of teachers of preschool education institutions, further education and in family education. The author comes to the conclusion about the necessity of subject-subject relations in the organization of project activities of children.
© Бабинова Н. В., 2015
Педагоги осознали необходимость изменения типа отношений между обучающими и обучающимися, уход педагогики от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаимопомощи, т. к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы, предлагает свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития; находит свой путь достижения цели.
Необходимо разрабатывать такие обучающие технологии, которые учитывают возрастные возможности саморазвития и обеспечивают реализацию основной цели образования - развитие личности - посредством выявления и структурирования субъектного опыта обучающегося путем его согласования с общественно выработанным и социально значимым опытом.
По мнению В. И. Слободчикова, субъ-ектность - это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека [11]. Автор выделяет такие субъектные характеристики человека, как саморегуляция и творческое преобразование окружающей действительности, и отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Современный образовательный процесс должен строиться на основе субъект-субъектных отношений. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» [13] участниками образовательных отношений названы обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, взаимодействие между которыми должно строиться на основе субъект-субъектных отношений.
Субъект-субъектные отношения - это тип отношений, складывающийся в воспитательно-образовательном процессе, состоящий в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности [7]. Субъект-субъектные отношения подразумевают выделение обучающегося как субъекта, признание его ключевой ценностью всего воспитательно-образовательного процесса, развитие его способностей на основе индивидуальных возможностей как основная цель образования [2].
Ш. А. Амонашвили писал [1], что «мир есть венец сотрудничества», предлагая
строить отношения между педагогами и обучающимися через объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и «сорадость» в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение.
Е. В. Коротаева [6] предлагает технологии, предполагающие системную и сознательную организацию ситуаций, в которых у ребенка формируется готовность к участию в деятельности в качестве «со-деятеля», «со-участника» и «со-творца», тогда появляется возможность обращать результат «для себя» в результат «для всех», желание делиться творческими «находками», делая общим достоянием не только конечный продукт, но и путь решения проблемы.
Такие отношения подразумевают направленность педагога на возможности обучающихся, построение таких взаимоотношений в ходе воспитательно-образовательного процесса, которые направлены на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ребенка, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие, опору и максимальное использование его субъектного опыта, выявление отношения обучающегося к знанию, учению; на стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без страха допустить ошибку; на стремление к применению активных форм общения в совместной деятельности (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия), стремление выслушать и понять ребенка, принять предлагаемый им способ решения задачи, не давая собственного «правильного» ответа.
В. А. Сластенин совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающихся специальными средствами, условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности, определяет как активные методы обучения [10]. Использование методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся. В ходе образовательного процесса в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь, неявно - эмоционально-личностное восприятие информации.
В. С. Кукушин подчеркивает необходимость изменения роли ученика - из объекта, запоминающего устройства, он превращается в активного участника образовательного процесса [7]. Смена роли и свойственные ей характеристики позволяют воспитывать ак-
тивную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. Не случайно В. П. Беспалько называет методы обучения способами совместной деятельности педагога и учащихся, направленными на достижение ими образовательных целей [3].
Одним из действенных подходов, позволяющих решить многие из вышеозначенных задач, является организация проектной деятельности, в ходе которой создается такое взаимодействие педагогов с детьми, когда дети выступают активными участниками воспитательно-образовательного процесса наравне с взрослым. В проектной деятельности могут принимать участие все участники образовательных отношений - дети, педагоги, родители.
Идеи проектного обучения были предложены американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком [4; 5]. Суть метода проекта в том, чтобы стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим овладение необходимой суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.
Современными педагогами идея проектного обучения видится в том, чтобы стимулировать интерес обучающихся к решению определенных проблем, сознательному овладению определенной информацией, знаниями и навыками практического применения, в процессе проектной деятельности, направленной на решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Разные авторы по-своему подходят к определению проектной деятельности, но все отмечают потенциал использования проектной деятельности в работе с детьми. Среди работ педагогов последних лет использованию проектной деятельности в работе с детьми уделяют внимание Е. С. По-лат, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, А. И. Савенков и другие.
Е. С. Полат [9] определяет проектную деятельность как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
По мнению Н. В. Матяш [8], проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценно-стно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности. При этом Н. В. Матяш рассматривает проектную деятельность как проявление творческой деятельности, а метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяет с понятием творчества.
Проектную деятельность рассматривают и как один из методов развивающего обучения, который направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений, среди которых постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам [12].
При организации проектной деятельности в процессе обучения чрезвычайно важно учитывать возраст детей, так как это связано и с содержательной задачей, и с предлагаемыми способами ее осуществления, а также соответствующими методами и приемами организации деятельности.
На наш взгляд, обращение к возможностям проектной деятельности дошкольников целесообразно начиная со старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок уже способен увидеть и сформулировать проблему, определить цель деятельности и удержать ее во внимании, выдвигать гипотезы, предлагать разные пути решения проблемы, в случае неудачи переключиться на другой способ достижения предполагаемой цели, составить план действий, мероприятий, представить полученный продукт, проанализировать эффективность выбранных способов и действий и т. д. Именно в этом периоде наиболее полно (по отношению ко всему дошкольному периоду) раскрываются познавательные процессы, определенные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей и отношений), а также эмоционально-волевая сфера.
Проектная деятельность позволяет детям узнать объект изучения с разных сторон, реализовать полученную информацию в разных видах деятельности - познавательной, коммуникативной, игровой, продуктивной, двигательной и т. д.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельно-
сти. Фактически он создает условия, развивающую среду, обстановку, в которой становится возможной выработка каждым ребенком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.
При этом главная трудность проектной деятельности дошкольников заключается в самостоятельном поиске нужной информации ввиду неразвитой письменной речи. Поэтому на данном этапе возрастает роль взрослого, который отнюдь не берет на себя роль источника знаний, а помогает детям сориентироваться среди возможных источников информации, вместе с ними открывает знание.
На этапе постановки проблемы, выбора темы взрослые (родители, педагоги) направляют внимание детей на определенную проблему либо помогают им сформулировать проблему, создают игровую ситуацию, в том числе через оснащение предметной пространственно-развивающей среды, для введения детей в тему проекта.
На этапе постановки задач, планирования работы - помогают наметить основные задачи и этапы работы, ориентируясь на мнение и желания детей. При проведении сбора информации обеспечивают поиск и чтение книг детям, ответы на вопросы, проведение экскурсий, экспериментов, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи, рассматривание иллюстраций, фотографий и т. д.
Организуя деятельность детей, помогают им объединиться в подгруппы, предлагают все возможные материалы. При необходимости оказывают практическую помощь. Взрослые могут показать детям способы действий, которые хотят использовать дети для решения проблемы. Ненавязчиво направляют и координируют ход деятельности. При этом важно предусмотреть активность всех участников проектной группы независимо от их способностей и особенностей личности - включать в посильную работу слабых, застенчивых детей, помогая им обрести веру в себя и почувствовать интерес к совместной деятельности.
Один из важных этапов - подведение итогов. Взрослый вместе с детьми формулирует основные выводы, побуждая их ответить на вопросы - чему научились, какие знания помогли решить проблему, что вызвало затруднения, что осталось непонятным, что хотелось бы узнать или сделать еще; подчеркивает роль каждого ребенка в решении проблемы и презентации продукта, акцентируя внимание на положительных моментах и успехах, удачных и смелых предложениях ребенка.
Проектная деятельность детей позволяет привлечь к участию родителей и членов семей воспитанников. Близкие родственники - наиболее социально значимые для ребенка дошкольного возраста люди. Именно в семье закладываются основы социального, нравственного, а также познавательного развития. Если родители становятся активными участниками проектной деятельности, это способствует формированию положительного опыта взаимодействия педагогов и родителей, делает образовательный процесс более открытым, повышает психолого-педагогическую компетентность членов семей воспитанников. Если ребенок видит заинтересованность родителей в участии в проектах, получает их одобрение и помощь, это способствует мотивации к познавательной деятельности, воспитывает у ребенка социальную активность.
В процессе организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог должен учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка и помочь подобрать ему соответствующее задание, либо оказать необходимую помощь, направляя ребенка, а не предоставляя ребенку готовые знания или решения проблемы. Именно активность самого обучающегося может служить основой достижения развивающих целей обучения: знание не передается в готовом виде, а строится самим ребенком в процессе познавательной, исследовательской деятельности.
Для организации продуктивной проектной деятельности следует учитывать следующие условия.
1. Взаимодействие участников проектной деятельности должно строиться на основе субъектного подхода, предусматривающего активное участие, возможность проявить свои способности, интересы, принять участие в планировании и реализации проекта.
2. Решаемая проблема должна быть значимой для детей, затрагивающей реальные стороны жизни, но при этом ее решение не должно быть очевидным, оно должно предусматриваь исследовательский поиск, возможную вариативность. Проблему, являющуюся основной идеей проектов, могут подсказать сами дети. В нашей практике зачастую проекты начинаются с вопросов, интересующих детей.
3. Любой проект предусматривает самостоятельную деятельность детей. Дети дошкольного возраста еще не могут самостоятельно в одиночку разработать и реализовать проект. Но определенная доля самостоятельности должна предусматриваться на каждом этапе.
4. Предполагаемый результат проектной деятельности должен быть конкретным, осязаемым, значимым для детей. В этом и проявляется особая значимость субъект-субъектных отношений в процессе организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. Для педагога результатом выступают знания и умения детей, в том числе умение действовать в различных ситуациях, видеть проблему, нестандартно решать ее, представить результат и проанализировать эффективность деятельности. Результатом проектной деятельности для дошкольника становится только то, что он может применить. К получению конечного продукта подключаются все дети группы. Когда каждый чувствует, осознает личный вклад (свой или своей семьи), то результат становится заслугой каждого. Это не только повышает самооценку детей, но и вызывает желание участвовать в коллективных делах, повышает интерес к организованной деятельности, занятиям. Результатами проектной деятельности становились: альбом («Такие разные медведи», «Красная книга Урала»), макет («Семь чудес света»), газета («Защитники Родины»), выставка конкурсных работ («Макаронная фантазия», «Осень золотая»), праздничный дизайн группы и т. д.
5. Взрослые помогают структурировать содержательные части проекта (с указанием поэтапных результатов). Это необходимо для того, чтобы дети овладели самой технологией овладения новым знанием, четко представляли результаты каждого действия. Это помогает им научиться целепола-ганию, структурированию собственной деятельности.
6. Важно предусматривать участие всех детей группы. При репродуктивном подходе неактивными остаются застенчивые дети, дети с нарушением развития. Проектная деятельность дает возможность проявить себя всем участникам группы. Застенчивых детей педагог старается включить в подгруппу, в которой не было бы явных лидеров, хвалит их за успешные результаты. Старается создать ситуацию, в которой за-
стенчивый ребенок может активно проявить свои сильные стороны. Для детей с нарушением развития педагог старается подобрать задания, которые входят в зону их ближайшего развития, а не просто самые легкие, также подчеркивая перед остальными детьми их успехи и вклад в общее дело. Для наиболее сильных детей педагог планирует задания, которые не даются им легко, но входят в зону их ближайшего развития. При этом педагог не форсирует развитие, не дает заведомо самое сложное задание, а старается обогатить познавательную сферу благодаря амплификации.
7. Особого внимания заслуживает необходимость организации объективной внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно оценить их эффективность. Характер этой оценки зависит от типа проекта, от темы проекты, его содержания и условий проведения. Если это исследовательский проект, то он обязательно включает этапность реализации, при этом успех всего проекта зависит от четкости организации работы на каждом отдельном этапе. Если проект творческий, презентацию можно организовать в виде конкурса, смотра и т. д.
Организованная c учетом данных условий проектная деятельность позволяет создать условия для такого взаимодействия взрослых с детьми, когда дети выступают активными участниками воспитательно-образовательного процесса наравне с взрослым. Для достижения необходимого результата педагогу следует сместить приоритет с традиционной передачи готового знания от обучающего к обучающемуся на использование методов активного обучения на основе субъект-субъектных отношений, которые предполагают актуализацию уникального потенциала каждого ребенка, организовать процесс осознанного самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем позволяет проектная деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М. : 2000.
2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. : ИРПО МО РФ, 1995.
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М. : Лабиринт, 1999.
5. Дьюи Дж. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. М. : Карапуз, 2009.
6. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. М. : Академия, 2007.
7. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.
8. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников. URL: http:// child-psy.ru/dissertation.
9. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М. : Академия, 2002.
10. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002.
11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995.
12. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства. URL: http: //bg-prestige.narod.ru/proekt.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
LITERATURE
1. Amonashvili Sh. A. Shkola zhizni. M. : 2000.
2. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoy kul'tury. Entsiklopedicheskiy slovar' pedagoga. Ekaterinburg, 2000.
3. Bespal'ko V. P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya. M. : IRPO MO RF, 1995.
4. D'yui Dzh. Psikhologiya i pedagogika myshleniya. M. : Labirint, 1999.
5. D'yui Dzh. Ot rebenka - k miru, ot mira - k rebenku. M. : Karapuz, 2009.
6. Korotaeva E. V. Pedagogicheskie vzaimodeystviya i tekhnologii. M. : Akademiya, 2007.
7. Kukushin V. S. Teoriya i metodika obucheniya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu : Feniks, 2005.
8. Matyash N. V. Psikhologiya proektnoy deyatel'nosti shkol'nikov. URL: http:// child-psy.ru/dissertation.
9. Polat E. S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov. M. : Akademiya, 2002.
10. Slastenin V. A. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2002.
11. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnosti : ucheb. posobie dlya vuzov. M. : Shkola-Press, 1995.
12. Proektnaya deyatel'nost' kak sposob organizatsii semioticheskogo obrazovatel'nogo prostranstva. URL: http: //bg-prestige.narod.ru/proekt.
13. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2012 № 273 FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».
Статью рекомендует д-р пед наук, проф. Е. В. Коротаева.