Уважаемые коллеги! Мы публикуем материалы из рабочей тетради Дегтевой Галины Анатольевны, в которой рассматривается технология проектирования, ключевые понятия проектировочной деятельности. Обстоятельное и последовательное изложение материала позволит учителю использовать его в качестве алгоритма при организации проектной деятельности учащихся.
Дегтева Галина Анатольевна,
учитель географии г. Нижний Новгород
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Как можно организовать работу над ученическим проектом?
Ключевые слова: проект, проектирование, проектировочная деятельность, практический интеллект, технология проектирования, планирование разработки проекта.
Цель проекта: познакомить учащихся с проектировочной деятельностью:
ввести понятия проект, проектирование, проектировочная деятельность, практический интеллект.
Задачи:
1. Освоить технологию проектирования через создание проекта и его реализацию.
2. Создать мультимедийное пособие по географии.
Прогнозируемые результат проектировочной деятельности учащихся:
> развитие практического интеллекта учащегося, как субъекта проектировочной деятельности:
> умение анализировать проблемные ситуации в жизнедеятельности;
> умение проектировать цели;
> умение планировать достижение целей;
> умение прогнозировать последствия решений;
> умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;
> умение эффективно работать в группе.
Заседание рабочей группы
Знакомство с ключевыми понятиями
Проект- это деятельность по созданию какого-то ранее не существовавшего продукта (изделия, услуги, художественного произведения, зрелища, метода, знания).
Проектирование - это комплекс интеллектуальных действий. В результате выполнения, которых, создаётся образ нового продукта и способ его получения.
Проектировочная деятельность - это способ развития практического интеллекта, развития способности быть субъектом решения практических задач своей жизнедеятельности.
Практический интеллект- это особая функция психики, обеспечивающая человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его
жизнедеятельности, ставить цели практических действий, планировать их достижения, принимать решения в ходе выполнения действий, прогнозировать и оценивать их возможные последствия.
Технология проектирования. Сегодня мы часто слышим о космических, продюсерских, издательских, музыкальных и других проектах. Необходимость в разработке и реализации проектов возникает там, где люди ставят цели, достижение которых требует учёта множества различных условий.
Чтобы достичь желаемых результатов в своей жизни нужно иметь реальную картину действительности, а главное обладать развитой способностью в этой действительности ориентироваться. Это и есть практический интеллект. Развить его можно через проектировочную деятельность, которой мы будем заниматься (работа с понятийным аппаратом). Технология проектирования осуществляется пошагово. Вот сейчас мы с вами и попытаемся определить эти шаги.
Шаг-1. Планирование разработки проекта
Задача: освоение состава и логической последовательности действий разработки проекта.
Логическая последовательность действий разработки проекта
1. Определить цели проекта (желаемый результат).
2. Определить идеи проекта, сделать оценку и выбор.
3. Составить план реализации проекта, распределить обязанности между его участниками.
4. Определить необходимые ресурсы и их источники.
5. Провести экспертизу проекта и принять решение о начале его реализации.
6.Выполнить проект.
7. Оценить результаты проекта.
Дневник наблюдений
Вопросы координатора Ответы учащихся
С чего мы начнём разработку проекта? (Процедура выдвижений предложений) Обдумать цель
Определить последовательность шагов
Главное - поставленная цель
Знать чего мы хотим сделать хорошего для школы
Может ли с этого начинаться наша разработка или что-то должно быть сделано раньше? (Обсуждение предложений) Может, так как разработка любого проекта начинается с определения конечного результата
Правильный ответ: определить цели проекта (желаемый результат)
Что мы должны будем сделать после того, как определили цели? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Определить ресурсы
Определить ход работы
Определить задачи этапов работы
Определить вид конечного результата
Оценить шаги по достижению конечного результата
Определить ответственных
Правильный ответ: определить идеи проекта, сделать оценку и выбор
Что мы должны будем сделать после того, как определили идеи? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Продумать ход работы
Распределить ответственных
Составить план реализации мероприятий
Найти помещение для заседаний рабочей группы
Правильный ответ: составить план реализации проекта, распределить обязанности между его участниками
Что мы должны будем сделать после того, как составили план реализации проекта, распределили обязанности между его участниками? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Искать источники ресурсов для реализации проекта
Правильный ответ: определить необходимые ресурсы и их источники
Что мы должны будем сделать после того, как определили необходимые ресурсы и их источники? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Определить сроки реализации проекта
Проанализировать ресурсы, их достаточность и недостаточность
Оценить реальность осуществления проекта
Принять проект для его осуществления.
Правильный ответ: провести экспертизу проекта и принять решение о начале его реализации
Что мы должны будем сделать после того, как провели экспертизу проекта и приняли решение о начале его реализации? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) После выяснения недостатков проекта - внести поправки
При отрицательной оценке всего проекта вернуться к началу.
Начать реализацию
Правильный ответ: выполнить проект
Что мы должны будем сделать после того, как выполнили проект? Оценить результаты
Оценить взаимодействие участников проекта в ходе его реализации
Оценить значимость результата проекта для учащихся школы, учителей, родителей, жителей микрорайона
Прорекламировать проект
Поощрить участников проекта
Правильный ответ: оценить результаты проекта
___^^ГЕОРИИJ<ДРАКТИКЕР^^ИЗАЦИИФ^^СBТО^)ГОПОК^^НИЯ___
Шаг 2. Определение желаемых результатов (целей) проекта
Задача: научиться проектировать и оценивать цели.
Проектирование начинается с того, что обнаруживается потребность в чём-то новом, что нужно создать в школе. Наша задача - определить эти потребности.
Работа координатора с творческой группой по выявлению потребностей
Дневник наблюдений
Вопросы координатора Ответы учащихся
В течение 10 минут подумайте и подготовьте свои предложения по определению желаемого результата? ( персональный круговой опрос, пока не иссякнут предложения) Участвовать в НОУ по географии
Усовершенствовать кабинет географии
Создать пособия по географии
Организовать туристический клуб
Выпускать школьную газету по географии
Создать сайт по географии
Кто кроме нас будет оценивать наш проект, и чья оценка для нас важна? Директор школы
Учителя
Управление образования района
Родители
Завучи
Попечительский совет.
Правильный ответ: руководство школы, родители учителя и т.д.
Какие требования мы будем предъявлять к цели? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Время исполнения
Реалистичность
Какие ресурсы будут затрачены
Перспективность
Проверка промежуточных результатов.
Какие из этих требований соответствуют хорошо определенной цели? Правильный ответ: ценность, реалистичность, достижимость, временная определенность, контролируемость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами.
Работа координатора с рабочей группой по обсуждению целей проекта
Мы зафиксировали все поступившие предложения по целям проекта. Выберем наиболее значимые цели и оценим их по пятибалльной шкале. Результаты работы оформим в виде таблицы.
Идет групповая оценка целей и делается окончательный выбор главной цели проета.
Оценочная таблица
Баллы Ценность Реалистичность Временная определенность Контролируемость
5 баллов наибольшая наибольшая наибольшая наибольшая
4 бал ценная реалистичная продолжительная контролируемая
3 балла средняя средняя средняя средняя
2 балла менее ценная менее реалистичная менее продолжительная менее контролируемая
1 балл неценная нереалистичная не требует временных затрат неконтролируемая
Цели Ценность Реалистичность ь т с яо 1 Ї 1 § ме ед ре СО ^ п о Контролируемость Итоговая оценка
Создать сайт по географии 3,2 4,2 4,85 5 17,25
Участвовать в НОУ по географии 3,2 2,84 3,48 4,2 13,72
Усовершенствовать кабинет географии 2,32 0,76 4,2 3,34 10,24
Организовать туристический клуб 4,86 4,12 4,53 4,88 18,39
Выпускать школьную газету по географии 5 4,56 4,2 4,87 18,63
Создать пособие по географии 5 4,92 4,3 4,88 19,1
Вывод. Главная цель по географии
проекта: создать пособие
Шаг 3. Выдвижение и выбор идей для достижения желаемого результата
Задача: научиться оценивать и сравнивать идеи, направленные на достижение желаемого результата (цели).
Работа координатора с рабочей группой по выбору идей реализации поставленной цели
После того, как мы выбрали цель (желаемый результат), необходимо подумать о том, какие идей позволит достичь поставленную цели.
Дневник наблюдений
Вопросы координатора Ответы учащихся
Какие идеи вы предлагаете для реализации цели (каким вы хотите видеть конечный результат)? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Печатный журнал « Нижегородская область»
Фотоальбом «города России»
Мультимедийное пособие по экономической географии мира «Страны мира»
Стенд «Экологические проблемы Нижегородской Области»
Дидактический материал для 6 класса по географии
Выбираем критерии оценки идей для определения интегральной полезности (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Многофункциональность
Затратность
Полезность
Сложность реализации
Современность
Количество исполнителей
Реальность
Правильный ответ: полезность, объем требуемых затрат, сложность реализации.
Вывод: предпочтение отдано идее «Мультимедийное пособие по экономической географии мира «Страны мира»»
Шаг 4-й. План реализации проекта
Задача: научиться планировать действия, необходимые для достижения целей.
Работа координатора с рабочей группой по планированию действий, необходимых для достижения целей
Дневник наблюдений
Вопросы координатора
Какие действия нужно будет выполнить, чтобы реализовать идею проекта? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Если мы выполним все предложенные действия, достигнем ли цели проекта (вспоминает цель проекта), или нужны какие-то дополнительные действия, чтобы повысить уровень ее достижения? (дополнительные предложения включаются в общий список)
Ответы учащихся
Провести анкетирование учащихся
Обработать и проанализировать анкеты
Составить список тем мультимедийного пособия
Собрать информацию
Составить смету
Определить кабинет для работы
Установить время работы группы ( создание презентаций, просмотра результатов, корректировка)
Найти спонсоров, помощников Использовать Интернет, техническое оснащение (компьютеры, мультимедийная установка)
Правильный ответ: найти
место, сделать ремонт, найти спонсоров, сделать экономические расчеты, мебель, техническое оснащение и т.д.
Определить сроки реализации
Найти единомышленников
Познакомить с идеей учащихся других классов, родителей, руководство школы
Определим для каждого запланированного действия ожидаемый результат (цель действия).
Действие Ожидаемый результат
Анкетирование учащихся Анкеты с ответами
Обработка и анализ анкет Состав творческой группы на основе результатов анкетирования
Выбор кабинета Каб. 36
Составить список тем мультимедийного пособия Основные темы мультимедийного пособия
Поиск информации Ресурсы (диски по географии, материалы Интернет, мультимедийные пособия по географии, научно - популярная литература)
Поиск единомышленников Список конкретных люди
Установить время работы группы (создание презентаций, просмотра результатов, корректировка) суббота, 13-30
Теперь ответим на важный вопрос:
Кто и когда должны будут выполнить запланированные действия?
Для ответа на вопрос составим циклограмму действий по достижению цели.
Построение циклограммы действий по достижению целей
Действие 1: выбор кабинета
этапы сроки ответственные
Получение поддержки учителей информатики 13.09.08
Согласование с директором 13.09.08
Действие 2: создание творческой группы
Выступление с информацией о проекте на классном часе в классе 20.09.08
Анкетирование учащихся 20.09.08
Создание творческой группы 23.09.08.
Заседание творческой группы 27.09.2008
Действие 3: составление подборки тем. Поиск информации
Составить список тем мультимедийного пособия 27.09.2008
Поиск информации ( диски по географии, материалы Интернет, мультимедийные пособия по географии, научно - популярная литература) в течение года Творческая группа
Действие 4: ознакомление с идеей проекта родителей класса
Выступление на родительском собрании 02.10.2008 Творческая группа
Действие 5: поиск единомышленников и спонсоров
Выступление на классных часах в классах с углубленным содержанием образования 01.10.08- 18.10-2008 Творческая группа
Индивидуальные беседы с родителями 01.10.08- 18.10-2008 Творческая группа
Действие 6: работа над мультимедийными презентациями
Создание панорамы презентаций по теме проекта в течение учебного года Творческая группа
Обсуждение результатов работы, корректировка работ каждую субботу в течение учебного года Творческая группа
Презентация результатов работы Весенние каникулы Творческая группа
Разработка плана-графика, реализация проекта в виде ленточной диаграммы
1) какие действия должны завершиться, чтобы можно было начать новое действие;
2) к какому моменту завершится последнее из этих предшествующих действий.
Календарный план-график
Действия Ответственные Год, месяц
20... 20.
9 10 11 12 1 2 3
Выбор кабинета
Создание творческой группы
Составление подборки тем. Поиск информации Творческая группа
Знакомство с идеей родителей класса
Поиск единомышленников и спонсоров Творческая группа
Работа над мультимедийными презентациями Творческая группа
Действие Ожидаемый результат
Создание творческой группы Список группы
Знакомство с идеей учащихся школы и родителей, руководства школы Классные часы, родительские собрания
Определить сроки реализации план-график проекта