Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Совет дела. Члены Совета дела являются младшими участниками школьного самоуправления, активно принимают участие в работе районных детских организаций: «Лидер», «Пресс-центр», «ШАГ».
Совет старшеклассников и Совет дела проводят различные акции, которые объединяют различные социальные группы.
Среди основных предполагаемых результатов проекта можно отметить:
• Увеличение активности участия подрастающего поколения в разработке и реализации социальногражданских инициатив на 15%.
• Увеличение активности представителей образовательного сообщества в решении актуальных социальных проблем на 10%.
• Рост эффективности партнерских отношений школы и социума на 30%.
• Развитие школы как социального, досугового, культурного центра микрорайона.
• Совместное решение проблем в системе детсковзрослой среды.
Литература
1. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования.// Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8, С.32-42.
2. Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни / И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.
3. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1. - С.3-12.
Автор статьи констатирует, что проектирование деятельности учителя и учащихся становится одним из центральных культурных механизмов преобразования педагогической действительности. Раскрывая основы, он предлагает алгоритм решения процесса создания и реализации педагогического проекта.
Жойкин Сергей Александрович
Заместитель директора по научно-методической работе учитель истории и обществознания Смоленского областного государственного общеобразовательного учреждения «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия» [email protected]
Теоретическое обоснование опыта проектирования деятельности учителя и учащихся
Какие основные этапы проектирования деятельности учителя, мы должны использовать при формировании социально активной и креативно мыслящей личности учащихся?
Ключевые слова: проект, проектирование деятельности учителя и учащихся, педагогическое проектирование, социальное проектирование, алгоритм проектирования, метод проектов, личностно ориентированная парадигма, ФГОС.
Учитель - не учитель в обычном смысле слова, но лишь руководитель и спутник: он руководит исследованиями детей, он спутник их путешествий в человеческую жизнь.
П.П. Блонский
На современном этапе развития общества, характеризующемся необычайной мобильностью и высокой социокультурной динамикой, в образовательной среде начинает доминировать проектный тип культуры. Проектирование деятельности учителя и учащихся становится одним из центральных культурных механизмов преобразования педагогической действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности. Поэтому сегодня в педагогическом сообществе как никогда популярны исследования проектной технологии и даже идея о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века. Бесспорная актуальность данной проблемы означает, что каждому педагогу просто необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах.
Основу научного контекста рассмотрения педагогического проектирования формируют такие категории, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия.
В контексте личностно ориентированной парадигмы, которая является приоритетным направлением развития современного национального образования в РФ, а также долгосрочной стратегией развития Смоленского областного государственного общеобразовательного учреждения «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия», ориентиром качества образования, на наш взгляд, становится формирование социально активной и креативно мыслящей личности учащихся.
Личностно ориентированная парадигма предполагает необходимость вовлекать каждого учащегося
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
15
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении различных педагогических проблем. Наиболее перспективной в этом отношении технологией, с нашей точки зрения, является проектирование.
Педагогическое проектирование представляется нам как личностно ориентированная образовательная технология, как определённым образом выстроенная совместная деятельность участников проекта, обеспечивающая движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие личностных качеств, актуализированных в этой деятельности. В основе метода проектов как личностно ориентированной технологии лежит признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности.
Более того, проект как личностно ориентированная технология обучения обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, способствует дифференциации и индивидуализации обучения.
В отличие от традиционного, в том числе гуманистического, проективное образование является не просто личностно ориентированным, т.е. направленным на личность как объект обучения и воспитания, но и выступает как личностно центрированное. При этом организация учебной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его успехами и неудачами, его способностями и возможностями, но главное - тем замыслом, проектом, который он формулирует и стремится реализовать посредством образования.
Иными словами, образование перестает быть деятельностью обучения, протекающей в учебных заведениях в специально организованных условиях, а становится процессом жизнедеятельности, совершающимся в течение всей активной жизни человека. Тем самым оно выступает формой непрерывного образования личности и приобретает персонифицированный характер.
Так, на наш взгляд, именно проектирование деятельности учителя и учащихся как ресурс развития современного образования и социальное проектирование как самостоятельная педагогическая технология обучения становятся средством для реализации не только действующего федерального государственного образовательного стандарта 2004 г., но и основных проектных направлений ФГОСов нового поколения.
О соотношении категорий «проект», «проектирование» и «педагогическое проектирование»: полифония определений
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Категориальное поле смежных понятий «проектный», «проективный», «проектировочный» применительно к сфере образования достаточно обширно.
Так, проект - содержательно обоснованная и документально оформленная инициатива, направленная на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени, а также стратегический документ развития какой-либо социальной системы.
Проектирование (от лат. projectus - «брошенный вперед», «вытянутый») - деятельность по созданию проекта, образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [2, 2].
Помимо понятий «проект» и «проектирование» в научной и методической литературе можно встретить различные модификации прилагательных и словосочетаний, терминологически определяющих контекст педагогического проектирования. На первый взгляд, некоторые нюансы не так важны, однако в них отражены историческое развитие понимания феномена проектирования и его комплексная природа [2, 28].
В настоящее время педагогическое проектирование отражено в различных теоретических моделях и отличается разнообразием подходов к его изучению, выделением различных оснований введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования. В современном прочтении проектирование - это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [5].
Рассмотрим несколько значений категории «проектирование» в педагогической науке и практике.
Так, В.И. Слободчикэв определяет проектирование как «построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности» [8] и выделяет два момента в процессе проектирования: идеальный характер действий («идеальное “промысливание” того, что может быть; а точнее - мысленное конструирование») и практическая реализация возможного или того, что должно быть.
Вместе с тем в научной литературе педагогическое проектирование понимается как:
• целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образова-
16
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
тельно-воспитательной системы (Н.О. Яковлева) [9, 8-14];
• ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности (О.Г Прикот) [7, 25-30];
• вид профессиональной деятельности учителя, характеризующийся совокупностью методов и средств, обеспечивающих предвидение учителем технологической структуры образовательного процесса и его результатов (Г.Е. Муравьёва) [4, 5];
• процесс создания и реализации педагогического проекта;
• технология обучения и т. д.
Таким образом, суммировав сущностные характеристики всех подходов, отметим, что педагогическое проектирование понимается нами как феномен, возникший в результате взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.
Правда, в образовании проектная деятельность часто выступает лишь в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности.
Следует уточнить тот факт, что в смысловом и содержательном отношении понятия «педагогическое проектирование» и «проектирование в образовании» различаются. Последнее из них выходит за пределы педагогической сферы[2, 23].
Проектная культура педагога
Педагог становится участником проектной деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях. Он может организовывать учебные проекты, быть в числе разработчиков или исполнителей образовательного проекта в рамках учреждения, где работает; проектировать собственные учебные программы и курсы; включаться в групповые проекты или выступать в качестве эксперта проектов, выполненных его коллегами.
Так, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» за текущий период была выявлена острая необходимость в формировании проектировочной компетентности педагога, как в отношении построения авторских инновационных образовательных программ, так и в отношении необходимости самообобщения собственного педагогического опыта. Бесспорно, умение проектировать образовательный процесс является одним из необходимых умений учителя.
На основе процедуры проектирования образовательного процесса нами определен следующий комплекс проектировочных умений, сумма которых есть не что иное, как проектировочная компетентность
педагога. В данный комплекс, на наш взгляд, входят следующие предметные и метапредметные компетенции:
S анализировать данные, конкретизировать образовательные цели;
■S отбирать учебный материал в соответствии с поставленными целями и задачами;
■S представлять учебный материал в виде моделей деятельности учащихся;
■S соотносить представленную модель деятельности с опытом учащихся;
■S выделять возможные технологические способы обучения и соотносить их с дидактической целью, методами, средствами и формами организации обучения, методическими особенностями темы, учебными возможностями учащихся;
S разрабатывать несколько вариантов процедур учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе их продвижения на более высокий уровень;
■S оценивать и сравнивать варианты структуры деятельности учащихся, выбирать один оптимальный вариант;
■S разрабатывать мотивационные и личностно развивающие ситуации;
■S определять структуру деятельности учителя в соответствии со структурой учебно-познавательной деятельности учащихся;
S подбирать наглядные пособия, раздаточный материал, а также аудио- и видеоматериалы;
■S оценивать способы использования внешних условий образовательного процесса;
■S осуществлять коррекцию структуры образовательного процесса;
S распределять время каждого этапа в образовательном процессе;
S зафиксировать проект образовательного процесса в виде документа в письменной или графической форме [3].
Комплекс проектировочных умений педагога условно можно изобразить следующим образом:
Анализ специфики педагогического проектирования как разновидности социального, определение некоторых основ собственно педагогического проектирования позволяют предложить его обобщенную схему, которая может играть роль «методологического ориентира» для осуществления педагогического проектирования:
1) определение цели проектирования (целеполага-ние);
2) выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка);
3) описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния);
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
17
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Проектировочная компетентность педагога: комплекс умений и навыков
4) фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия важных решений по созданию проекта;
5) выдвижение гипотез по вариантам достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование);
6) построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование);
7) построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль);
8) реализация проекта (внедрение);
9) оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися (оценивание);
10) построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция).
Предложенная схема осуществления педагогического проектирования является довольно обобщенной и «работает» в условиях проектирования любого педагогического объекта, однако пункты (шаги) данной схемы характеризуют определенную деятельность проектировщика (и реализатора), которые сами по себе могут быть развернуты и представлены в относительно самостоятельных алгоритмах.
Так, в методической литературе вслед за В.С. Безруковой всё чаще выделяют три ступени проектирования [1, 5 - 26]:
I ступень - моделирование - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и путей их достижения;
II ступень - собственно проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;
III ступень - конструирование - это дальнейшая детализация созданного проекта, его апробация в конкретных педагогических условиях.
Кратко охарактеризуем каждый этап проектирования:
• На этапе моделирования учебного процесса осуществляется проектирование системы учебных целей, идей, замыслов. Проектирование системы учебных целей производится путем выделения категорий и последовательных уровней учебных целей, а затем - уточнения формулировок целей.
• На следующей ступени проектирования разрабатывается проект учебного процесса, который является результатом выполнения следующих этапов:
S структурирование содержания учебного материала;
S выявление совокупности понятий в их логической взаимосвязи;
S выбор оптимальных методов обучения;
S проектирование информационного банка социально значимых проблем и задач и вариантов их решения.
И, наконец, после завершения проектирования всех составляющих модели учебного процесса, на этапе конструирования составляются развернутое тематическое планирование, конспекты уроков,
18
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Этапы педагогического проектирования
I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Система учебных целей, идей, замыслов
] [
II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Этапы проектирования / планирования деятельности в системе «учащийся - учитель»
■ 1 Система педагогических действий по реализации и апробации проекта
1 1
Информационный банк социально значимых проблем, задач и вариантов их решения
III. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Конспекты уроков, схемы, презентации и т.д. (популяоизация тоекта)
Реализация педагогического проекта
оформляются необходимые наглядные пособия, презентации, опорные конспекты и т. д.
Данную пошаговую логику этапов проектирования можно представить схематично:
Таким образом, следуя логике рассуждений И.А. Колесниковой, способность к созданию педагогических проектов в значении целевых прообразов находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по созданию объекта), моделирования (концептуального упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания прогнозируемого объекта). Следовательно, «проектирование - это органичная, естественная для человека деятельность, которая может быть освоена каждым» [2, 1].
Предложенная схема проектирования может показаться достаточно наукообразной. Однако построение любого педагогического проекта, на наш взгляд, целесообразно осуществлять именно на основе алгоритма научного исследования.
Так, примером осуществления проектирования педагогической деятельности является инновационный проект, разработанный нами на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ И КРЕАТИВНО МЫСЛЯЩЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» [10].
Кратко охарактеризуем основные этапы подготовки и реализации данного авторского педагогического проекта:
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
19
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
II. ЭТАПЫ И КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (на примере авторского инновационного проекта на тему «Формирование социально активной и креативно мыслящей личности учащихся средствами технологии социального проектирования»)
Этапы педагогического проектирования элементы педагогического проектирования Инновационный педагогический проект «Формирование социально активной и креативно мыслящей личности учащихся средствами технологии социального проектирования»
Этап 1 Моделирование выявление педагогической проблемы и её актуальности Современное образовательное пространство, существующее и динамично развивающееся в рамках объявленного (декларированного) «сверху» процесса модернизации содержания и структуры образования, предъявляет особые требования к личности выпускника, пока ещё не готовой в современных реалиях рыночного времени адекватно «ответить» на государственный заказ в силу несформированности навыков креативного мышления и социально активной гражданской позиции.
определение объекта педагогического анализа социальное проектирование как самостоятельная педагогическая технология и как средство формирования социально активной и креативно мыслящей личности лицеиста
(создание модели) - разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов, ситуаций и основных путей их достижения определение предмета педагогического анализа теория и практика социального проектирования, реализуемого в урочной и внеурочной деятельности в процессе преподавания истории и обществознания в условиях педагогического лицея
формулирование цели педагогического проекта формирование навыков креативного мышления и социально активной гражданской позиции учащихся в процессе преподавания истории и обществознания преимущественно средствами технологии социального проектирования
формулирование рабочей гипотезы педагогического проекта если образовательный процесс преподавания истории и обществознания в лицейских профильных классах построить через создание практико-ориентированных ситуаций и средствами технологии социального проектирования, то это позволит сформировать у учащихся навыки креативного мышления и активную жизненную позицию, а также ряд ключевых компетенций, что повысит не только мотивацию к изучению истории и обществознания, но и качество образования
диагностика уровня развития проектной культуры педагога и учащихся определение уровня сформированное™ общеучебных умений и навыков, а также ключевых компетенций учащихся на примере диагностики «Учебное занятие глазами учителя и ученика» [6, 32 -33].
Этап 2 Проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования определение основных дидактических и методических требований к проекту Основные требования к учебному проекту: 1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы. 2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, проектирование самого проекта. 3. Исследовательская работа педагога и учащихся как обязательное условие проекта. Отличительная черта проектной работы - поиск информации. 4. Результатом работы над проектом является продукт. 5. Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта. Таким образом, проект - это “5 П”+1. (Шестое «П» - портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.)).
проверка рабочей гипотезы В соответствии с поставленными целью, задачами и гипотезой проекта были проведены диагностики по выявлению и динамике уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся и их творческой активности в процессе «погружения» в технологию социального проектирования. Количественные характеристики, имеющие положительную динамику, позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза верна.
разработка авторской системы педагогических действий [см. далее Раздел 3] в контексте использования современных образовательных технологий (обобщение опыта) и её апробация В становлении и развитии педагогического проекта можно выделить следующие стадии: ■S 2004-2006 гг. - период становления опыта. В этот период был проведен анализ традиционной системы работы учителя истории, знакомство с современными образовательными технологиями и подходами к организации образовательного процесса, изучение проблемы развития системного мышления учащихся. Курсы повышения квалификации по проблеме позволили познакомиться с проектной технологией, начать апробацию и внедрение в урочную систему элементов разрабатываемой технологии (выполнение проектов в классах с углубленным изучением предмета). ■S 2007-2010 гг. - период комплексного применения проектной технологии в образовательном процессе, как в урочной, так и во внеурочной работе. Активная работа в рамках научного общества учащихся - Малой Лицейской Академии, выполнение проектов во всех классах, разработка системы проектных заданий, анализ результатов работы, участие в конкурсах проектов.
20
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Этап 3
Конструирование
(создание конструкта) - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками процесса
диссеминация
(распространение и популяризация) инновационного педагогического опыта как продукта педагогического проектирования посредством проведения мастер-классов и творческих мастерских, а также публикации научнопедагогических статей
(= реализация авторского педагогического проекта)
• Мастер-класс на тему «Проектная методика в преподавании истории и обществознания» в рамках Х Международной научно-практической конференции «Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования» (Смоленск, 10-12.10. 2007 г.).
• Мастер-класс на тему «Технология социального проектирования как средство формирования социально активной и креативно мыслящей личности лицеиста» в рамках встречи по обмену опытом с делегацией учителей Восточного округа г. Москвы (22.11.2007 г.)
• Мастер-классы на тему «Философия жизни» (О технологии социального проектирования как средстве формирования социально активной и креативно мыслящей личности лицеиста) в рамках II и III Региональных слётов победителей приоритетного национального проекта «Образование» (04.03. 2008 г. и 04.11. 2008 г.).
• Мастер-класс «Проектирование деятельности учителя и учащихся как средство реализации личностно ориентированной модели образования» для педагогов МОУ СОШ №2 г. Демидова в рамках организации курсов повышения квалификации (24.11.2008 г.).
• Мастер-класс на тему «Как нам ‘‘обустроить’ ‘молодёжь?» (Формирование социально активной и креативно мыслящей личности средствами технологии социального проектирования.) в рамках методического семинара «Творческая мастерская педагога» для победителей ПНПО и конкурса «Учитель года» разных лет (18.06. 2009 г.).
• Выступление с докладом «О проблемах историко-обществоведческого образования на современном этапе. Поиск путей решения» на коллегии Департамента Смоленской области по образованию и науке по проблеме «О качестве обществоведческой подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях Смоленской области» (30.09. 2009 г.)
• Презентация опыта работы по теме «Мастер-класс как форма педагогического проектирования и современная модель диссеминации инновационного педагогического опыта в системе повышения квалификации и творческого развития учителя» в рамках Международного семинара и III Международной НПК «Учитель новой школы: проблемы становления, профессионального роста и творческого развития» (Смоленск) и публикация статьи в сборнике по материалам семинара и НПК (08.10. 2009).
• Авторский семинар по проблеме «Мастер-класс как технология представления авторской педагогической концепции» для участников областного конкурса «Учитель года-2010» на базе Смоленского областного института усовершенствования учителей (апрель 2010 г.).
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск, - 1990.
2. Дигина А.Г. Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №1.
3. Ермолова Н.А., Новикова О.С. Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №4.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская / Под ред. И.А. Колесниковой. - М: «Академия». - 2005.
5. Муравьева Г.Е. Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса. - Шуя: Изд-во «Весть», - 2005.
6. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., - 1995.
7. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист. - 2002. - № 2.
8. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
9. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.
10. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - № 6.
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
21