Научная статья на тему 'Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы'

Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2739
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ УЧЕНИКА / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Татьяна Анатольевна

В статье рассказывается, как можно сделать урок русского и литературы интересным, используя современные педагогические технологии, такие как: ИКТ, технологию опережающего обучения, коммуникативную, технологию развития критического мышления и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы»

Дневник наблюдений

Вопросы координатора Ответы учащихся

Какие идеи вы предлагаете для реализации цели (каким вы хотите видеть конечный результат)? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Печатный журнал « Нижегородская область»

Фотоальбом «города России»

Мультимедийное пособие по экономической географии мира «Страны мира»

Стенд «Экологические проблемы Нижегородской Области»

Дидактический материал для 6 класса по географии

Выбираем критерии оценки идей для определения интегральной полезности (повторяется процедура Многофункционально сть

Затратность

Полезность

Сложность реализации

Современно сть

выдвижении предложении и их обсуждение) Количество исполнителей

Реальность

Правильный ответ: полезность, объем требуемых затрат, сложность реализации.

Вывод: предпочтение отдано идее «Мультимедийное пособие по экономической географии мира «Страны мира»»

Шаг 4-й. План реализации проекта

Задача: научиться планировать действия, необходимые для достижения целей.

Работа координатора с рабочей группой по планированию действий, необходимых для достижения целей

Дневник наблюдений

Вопросы координатора Ответы учащихся

Какие действия нужно будет выполнить, чтобы реализовать идею проекта? (повторяется процедура выдвижении предложении и их обсуждение) Провести анкетирование учащихся

Обработать и проанализировать анкеты

Составить список тем мультимедийного пособия

Собрать информацию

Составить смету

Определить кабинет для работы

Установить время работы группы (создание презентаций, просмотра результатов, корректировка)

Найти спонсоров, помощников

Использовать Интернет, техническое оснащение (компьютеры, мультимедийная установка)

Правильный ответ: найти место, сделать ремонт, найти спонсоров, сделать экономические расчеты, мебель, техническое оснащение и т.д.

Если мы выполним все предложенные действия, достигнем ли цели проекта ( вспоминает цель проекта), или нужны какие-то дополнительные действия, чтобы повысить уровень ее достижения? (дополнительные предложения включаются в общий список)

Определить сроки реализации

Найти единомышленников Познакомить с идеей учащихся других классов, родителей, руководство школы

Определим для каждого запланированного действия ожидаемый результат (цель действия).

Действие Ожидаемый результат

Анкетирование учащихся Анкеты с ответами

Обработка и анализ анкет Состав творческой группы на основе результатов анкетирования

Выбор кабинета Каб. 36

Составить список тем мультимедийного пособия Основные темы мультимедийного пособия

Поиск информации Ресурсы (диски по географии, материалы Интернет, мультимедийные пособия по географии, научно - популярная литература)

Поиск единомышленников Список конкретных люди

Установить время работы группы (создание презентаций, просмотра результатов, корректир овка) суббота, 13-30

Создание творческой группы Список группы

Знакомство с идеей учащихся школы и родителей, руководства школы Классные часы, родительские собрания

Определить сроки реализации план-график проекта

Теперь ответим на важный вопрос:

Кто и когда должны будут выполнить запланированные действия?

Для ответа на вопрос составим циклограмму действий по достижению цели.

Построение циклограммы действий по достижению целей

Действие 1: выбор кабинета

этапы сроки ответст- венные

Получение поддержки учителей информатики 13.09.08

Согласование с директором 13.09.08

Действие 2: создание творческой группы

Выступление с информацией о проекте на классном часе в классе 20.09.08

Анкетирование учащихся 20.09.08

Создание творческой группы 23.09.08.

Заседание творческой группы 27.09.2008

Действие 3: составление подборки тем. Поиск информации

Составить список тем мультимедийного пособия 27.09.2008

Поиск информации ( диски по географии, материалы Интернет, мультимедийные пособия по географии, научно - популярная литература) в течение года Творческая группа

Действие 4: ознакомление с идеей проекта родителей класса

Выступление на родительском собрании 02.10.2008 Творческая группа

Действие 5: поиск единомышленников и спонсоров

Выступление на классных часах в классах с углубленным содержанием образования 01.10.08- 18.10-2008 Творческая группа

Индивидуальные беседы с родителями 01.10.08- 18.10-2008 Творческая группа

Действие 6: работа над мультимедийными презентациями

Создание панорамы презентаций по теме проекта в течение учебного года Творческая группа

Обсуждение результатов работы, корректировка работ каждую субботу в течение учебного года Творческая группа

Презентация результатов работы Весенние каникулы Творческая группа

Разработка плана-графика, реализация проекта в виде ленточной диаграммы

1) какие действия должны завершиться, чтобы можно было начать новое действие;

2) к какому моменту завершится последнее из этих предшествующих действий.

Календарный план-график

Действия Ответст- венные Год, месяц

2008 2009

9 10 И 12 1 2 3

Выбор кабинета

Создание творческой группы

Составление подборки тем. Поиск информации Творческая группа

Знакомство с идеей родителей класса

Поиск единомышленников и спонсоров Творческая группа

Работа над мультимедийными презентациями Творческая группа

Литература

1. Сид емко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

2. Сид емко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения II Инновационные проекты и программы в образовании. -2008.-№1.

3. Смирнова Ф.М., Самулкина Е.В. Проект интегрированного урока «Расчёт простого и сложного банковского процента по депозитам и кредитам» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.

4. Сторожееа Н.В. О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов II Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№2.

5. Тимченко Е.А. Проектный подход в практической деятельности учителя физического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4.

В статье рассказывается, как можно сделать урок русского и литературы интересным, используя современные педагогические технологии, такие как: И КТ, технологию опережающего обучения, коммуникативную, технологию развития критического мышления и др.

Абрамова Татьяна Анатольевна

учитель русского языка и литературы гимназия №5 г. Домодедово

Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы

Как сделать урок интересным?

Как увлечь учащихся своим предметом?

Ключевые слова: педагогические ситуации общения, самовыражение ученика, креативная деятельность учащихся, технология опережающего обучения, проблемные творческие задания, стимулирование учащихся к высказыванию, мультимедийная галерея

Современное общество предъявляет новые требования к школе. И это не случайно. Основная цель обучения сегодня - развитие способности ученика к самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. На это направлено инновационное обучение, основными целями которого являются развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие различных типов мышления, выработка долговременной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность, создание обстановки сотрудничества ученика и учителя.

Сотрудничество - это совместный труд души, основанный на общении. Его ценность в том, что мне, учителю, нужно только одно: чтобы совместная работа и деятельность доставляли ребенку удовольствие, стали бы его потребностью.

Для достижения конечной цели и эффективного проведения урока я опираюсь на следующие критерии, которые позволяют мне создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе всего класса, снимают психологическую напряженность

боязни ошибиться, позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• использование проблемных творческих заданий;

• создание педагогической ситуации общения;

• создание обстановки для самовыражения ученика;

• стимулирование учащихся к высказыванию.

Вы спросите, любой ли урок может быть интересным? Я с уверенностью отвечу: да! Добиться этого можно за счет следующих условий:

• личности учителя (очень часто даже скучный материал,

объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

• содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится данный предмет);

• методов и приемов обучения.

И если первые два условия не всегда в нашей власти, то последнее - поле для творческой деятельности любого преподавателя. И для того, чтобы сломать жесткие рамки классического урока и в основу процесса обучения положить не преподавание, а учение, т.е. деятельность ученика как интеллектуальную, я и применяю на своих уроках различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию опережающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

• На уроках с использованием использование проблемных творческих заданий;

• создание педагогической ситуации общения;

• создание обстановки для самовыражения ученика;

• стимулирование учащихся к высказыванию.

Ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей, выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения и давать необходимые пояснения.

Данная технология даёт мне возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать его творческим, исследовательским. Общение с компьюте-

ром повышает интерес к русскому языку как к предмету изучения, а применение ряда упражнений тестового характера в сочетании с современной методикой даёт положительный результат. Схема использования ИКТ может выглядеть следующим образом.

Следующая технология - технология опережающего обучения, т.е. изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями, апробированное такими учителями, как В.Ф. Шаталов и Ю.С. Меженко и используемое мной, позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила, параграфы. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть её, узнать, что ждет впереди.

Блочно-модульное обучение реализуется на моих уроках следующим образом: 1 этап - опорный конспект; 2 этап - уроки обобщения; 3 этап - уроки закрепления; 4 этап - уроки контроля полученных знаний.

Основные правила по орфографии группируются в опорные конспекты. Усвоение каждого конспекта требует несколько уроков. На первом уроке даётся новый материал и проходит первичное закрепление. На этом этапе важно записать конспект в специальную тетрадь и два-три раза проговорить вслух, подобрать примеры.

Второй этап - уроки обобщения. Их цель - формировать навык нахождения орфограмм и пунктограмм, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. На данном этапе целесообразно применение таких видов работы, как орфографический диктант «Проверь себя», проверь работу пятиклассника и исправь ошибки, определи, почему данные слова написаны именно так.

Третий этап полностью отводится под закрепление. Вот как, например, может выглядеть блок упражнений при изучении темы «Слитное и раздельное правописание НЕ с именами существительными». Перечерти в тетрадь таблицу и заполни её (учащиеся определяют выбор слитного или раздельного написания НЕ с именами существительными в предложенных предложениях и под соответствующим номером предложения ставят букву С (слитно) или Р (раздельно)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

• 1. (Не)вежливость может привести к одиночеству.

• 2. (Не)приятель отступал под натиском двух армий.

• 3. (Не)горе его сломило, а одиночество.

• 4. (Не)скромность не украшает ее.

• 5. (Не)друг, а просто знакомый моих знакомых, позвонил и поздравил.

• 6. Он мой (не)друг.

• 7. (Не)нависть - плохое чувство.

• 8. Это никакая (не)береза, а ясень.

• 9. Это было далеко (не)правдой.

• 10. Этот поступок вызвал у друзей (не)годование. Конечная запись в тетрадях учащихся выглядит

следующим образом:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

с С р С Р С С Р Р С

Спиши предложения, вставив подходящие по смыслу слова из скобок:

• Больше всего мучает ...

• , а возможность перевоплотиться привлекает его в профессии актера, (неизвестность; не известность)

• Студент показал полное темы.

• Продукт механической зубрежки - вовсе ... (незнание; не знание)

• Часто его выручает , а интуиция.

• его была видна с первого взгляда, (неопытность; не опытность)

• Придворный впал в ....

• Никак то, что он защитил слабого, это долг любого рыцаря, (немилость; не милость)

Вообще выбор упражнений для самостоятельной, индивидуальной, дифференцированной работы ограничен лишь фантазией учителя.

Четвертый этап включает контроль в виде опроса по конспекту, подготовку к самостоятельной работе и проверочную работу. Это может быть работа с перфокартой или проверочный диктант. На последующих уроках важно периодически повторять и закреплять уже изученный материал.

Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадает сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.

Каких же результатов мы смогли добиться, применяя данные технологии на уроках русского языка? За последние три года прослеживается устойчивый рост КЗ по предмету в среднем на 8 - 15% за год, мои выпускники показывают стабильно высокие результаты при сдаче ЕГЭ (на 25% выше средних показателей по городскому округу Домодедово, наивысший балл -96), средний показатель КЗ по итогам сдачи ЕГЭ в 2008 - 2009 уч. году составляет 78%.

На уроках литературы применение инновационных технологий также позволяет достичь высоких результатов. Известно, что литература - искусство слова. Вместе с писателем ученик осваивает мир посредством художественных образов. Литература играет важную роль в становлении эстетической, эмоциональной и нравственной культуры школьников.

Урок литературы сегодня рассматривается как совместное творчество учителя и ученика. Этому способствует и информатизация образования, что создаёт предпосылки для широкого внедрения в пе-

дагогическую практику новых технологий, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, реализовать в нём идеи развивающего обучения.

Использование информационных технологий на уроках литературы позволяет создавать мультимедийные презентации к отдельным урокам, создавать и использовать контрольные материалы и тесты, создавать и проводить заочные интерактивные экскурсии.

Такого рода задания предлагаются ученикам с 5 по 11 класс, вопрос лишь в объеме работы, характере ее выполнения, критериях оценки. Опыт показывает, что такая работа вызывает интерес у учащихся, приучает к выполнению поисковых, аналитических, творческих заданий по литературе.

Мы с вами часто сетуем на то, что наши дети сидят в Интернете, скачивают и сдают нам готовые сочинения и доклады. Всем знакома эта проблема, не правда ли?

Мне кажется, я смогла найти приемы, позволяющие перевести данные негативные явления в позитивные: например, прошу создать мультимедийную галерею иллюстраций к изучаемому произведению, которую прошу сопроводить фактическим материалом и цитатой из художественного текста.

Учащимся 10-11 классов при подготовке к уроку-знакомству с биографией писателя предлагаю познакомиться с одним из сайтов, посвященных его творческому пути, и выполнить следующие задания:

* проанализировать, как представлены «внешняя» и «внутренняя» биография писателя;

* есть ли мемуарный раздел, если да - то чьи воспоминания о писателе вы прочитали, что показалось наиболее интересным;

* как представлен культурно-исторический фон эпохи;

* представлены ли какие-либо современные исследования, посвященные творчеству писателя.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо включает в себя разные приемы работы. Один из них, наиболее любимый мной, - написание синквейнов. Данный прием является эффективным средством для анализа и обобщения понятия и информации, учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Способность осмыслить прочитанное, излагать идеи и чувства в нескольких словах, безусловно, важное умение. Данный вид работы можно применять при изучении практически любого произведения. Так, например,

* прошу учащихся выразить свое отношение к тому или иному писателю или поэту:

Есенин.

Непонятный, великий.

Пьет, скандалит, творит.

Вот задача: что за человек?

Океан.

* определить сущность характера героев произведения (например, героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир» А.Болконского)'.

Благородство.

МОХЛОМОДЕДОВСЕСАЯ ГИМНАЗИЯ №5

••• Пожалуй , я закончу критиковать Вас и поо помещику, быть ответственнее и уделяті больше внимания важным вещам. •••

••• Думаю, при следующей нашей встрече Вь будете совсем другим человеком.

С наилучшими пожеланиями, Ковылкин С.

Ваши переживания близки дей ствительно страшно у любимого человека.

Я. не одобряю принятого Вами решения Замковая Марина, Ю «

Мн

не чувствуї

'Чется кричать^ неужел: как Вас засасывает эта трясина--•

••• Мне очень печально, что уже никто и ничто сможет разбудить в Ионыче доктора Старцева- ■ Федоркова Инна, Ю «А» кла

Честный, независимый.

Мыслит, требует, любит.

Стремление к единению с людьми.

Образец.

• интерпретировать название произведения; определить идею произведения и т.п.

В наш век высоких технологий, к сожалению, практически утрачен интерес к эпистолярному жанру, что сказывается на коммуникативных способностях учащихся. Поэтому особого внимания, на мой взгляд, заслуживает метод «написание письма герою». Мои ученики пишут письма Катерине и Тихону, Дикому и Кабанихе, Манилову и Плюшкину, Базарову и Болконскому, Наташе Ростовой и Старцеву:

Развитию творческих наклонностей учащихся способствует и метод «закончи произведение». Продемонстрируем его на примере миниатюры В.А.Сухомлинского «Старый пес». Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определенного момента. Затем ребята должны дописать его, т.е. заняться полезной писательской деятельностью:

1) сюжетосложением;

2) описанием образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.

В начале этого сочинения завуалирована мысль о том, что пес скоро умрет, что Человек больше думает о себе. Но затем ребенок домысливает авторскую позицию, и финал его работы доказывает, что он умом и сердцем постиг истинную доброту.

Подобный метод как никакой другой связан с социализацией учащихся и позволяет им лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь в нем всего со всем.

Одной из развивающих технологий является технология встречных усилий (ТВУ). Я применяю данную технологию на уроках литературы, сопровождая ее уникальным современным средством наглядности - презентацией к теме. Цель таких уроков - повышение качества обучения детей и развитие их творческого потенциала.

Урок по ТВУ даёт возможность обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, переводит обучение на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. Здесь имеет место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. И всё это сопровождается компьютерными ш средствами наглядности. Вспомним, что такое обучение? Это - процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения - невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе. Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая “шаг навстречу”, подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий (ТВУ) педагога и учащегося.

Урок, построенный в соответствии с ТВУ, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, “вызов”, “сотворчество”, рефлексия. На каждом этапе, показанном на слайде к уроку, реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

Мозаика встречных усилий учителя и учащегося

Педагогические приемы

“Отсроченная отгадка”, “Погружение”, “Эпиграф” и др.

Этап урока

1. Начало урока: введение, “разогрев” учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную” разминку”.

2. Контр оль но-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Постановка учебной цели, “вызов”, обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

“Лови ошибку”, “Опрос-кроссворд”

“Согласен -

не согласен и др. “Вопросы к

“Цель и цели’ тексту”,

“Знаю - не знаю” и др.

4. Этап “сотворчество”: Деловые игры, “Театрализа-

сведение воедино усилий ция”, “Кластер” (видеоряд,

всех участников. схема) и др.

5. Рефлексивный этап: ос- “Итоги” (общие, выборочные,

мысление результатов ра- экспертные), “Возврат к нача-

боты, оценивание, участие лу”, “Три уровня домашнего

в разработке домашнего за- задания”, “Эссе”, “Синквейн”

дания. (пятистишие) и др.

Вот как выглядит, например, фрагмент урока литературы в 5 классе, работающем по программе и учебнику А.Г.Кутузова, на тему «Изобразительно-вырази-тельные средства языка. Эпитет».

Разминка «Отсроченная отгадка»

Слово учителя.

Для того чтобы передать свои впечатления, создать какой-либо образ, композиторы используют ноты, художники (показываю иллюстрации) -краски.

А писателя называют художником слова, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия - тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гиперболы, олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры). (Обращаюсь к таблице, которая висит на магнитной доске)

- С каким тропом мы с вами уже хорошо знакомы? (с гиперболой)

- Дайте определение, приведите примеры. (Ответы учащихся)

- Какую же роль играют изобразительно-вырази-тельные средства языка? На этот вопрос нам предстоит найти ответ. (Вопрос запишите.)

Сегодня на уроке мы будем говорить об эпитете, познакомимся с его маленькими секретами и отличительными особенностями, научимся определять его роль в художественном тексте.

Контрольно-подготовительный этап «Повтор с расширением знаний». (Подготовка к восприятию нового материала. Пробуждение жизненных впечатлений)

- Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, искренний)

- Нравится вам этот человек? (Да, это хороший человек, я хотел бы дружить с таким человеком).

- Опишите человека, который вызывает вашу антипатию. (Завистливый, неряшливый, ленивый, лживый)

- А такого человека вы хотели бы видеть своим другом? (нет)

- А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идет речь? - Алая, колючая, утренняя, благоухающая ароматом нежной ночи. (Роза)

- Работаем в группах. Придумайте признаки, характеризующие какое-либо время года, а вторая группа определит его по указанным свойствам (называют признаки - угадывают время года). Например: морозная, волшебная, снежная, долгожданная, любимая - зима; золотая, тихая, плачущая, урожайная - осень.

- При помощи, какой части речи мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (прилагательных)

- Это обычные прилагательные? (Нет, это прилагательные, которые оценивают предмет, зрительно рисуют его).

Результатом такой работы становятся творческие сборники учащихся (альманахи «Юные дарования» и «Родному городу посвящается...», в которых опубликовано немало работ моих учеников), призовые места в конкурсных сочинениях и олимпиадах.

Какой же вывод можно сделать из всего выше сказанного? Только один:

применение данных инновационных технологий способствует формированию всесторонне развитой творческой личности. Работая таким образом, ученики становятся не только активными, но и равноправными участниками процесса обучения, что является характерной чертой педагогики сотрудничества.

Б. Паскаль писал: «Человек - самая слабая в природе тростинка, но эта тростинка мыслящая».

Это про нас с вами. И наших учеников. И для того, чтобы научить их мыслить, мыслить творчески, по-новому, я и использую в своей работе не только испытанные временем методы и приемы, но и современные, понятные и интересные моим ученикам.

Литература

1. Деревянных С. Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.

2. Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №5.

3. Быстрикова О.И. Технология построения этапов работы по структурированию текста // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №1.

4. Гречухина З.Ю., Буторова С.Г., Савина С.Л., Тумбаева Т.Ю. Сценарий урока - рассуждения с использованием технологии интегрированного обучения. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.