Научная статья на тему 'Реализация проектной технологиив условиях сельской малокомплектной школы'

Реализация проектной технологиив условиях сельской малокомплектной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСЛОВИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануленко В. В., Кисшнер Т. Д.

В статье рассматриваются особенности внедрения проектной технологии в образовательный процесс в условиях малокомплектной сельской школы. Описаны функции, принципы и условия, типичные затруднения, средства и способы организации проектной деятельности. Сформулированы умения учащихся, формируемые в процессе проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация проектной технологиив условиях сельской малокомплектной школы»

В. В. Мануленко,

Карасускгш район ГУ «Люблинская средняя школа»

Т.Д. Кистнер,

Карасускгш район ГУ «Люблинская средняя школа»

He?ii?i свздер: Жобалыц жэне зерттеу эрекет, жагдайлар, табы-сты жобалыц эрекеттщ лпнезде-л/eci, oi.ii.xi беру жобасыныц неггзг! талаптары.

Ключевые слова: Проектная и исследовательская деятельность, условия, характеристики успешной проектной деятельности, основные требования к образовательному проекту.

Keywords: Projecting and researching activities, conditions, characteristic of the successful projecting activities, basic requirements to the educational project.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХИОЛОГИИВ УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Ацдатпа

Макал ад а шагын жинакты селольщ мектеп жагдай-ында бшм беру процессшде жобальщ технологиясын енпзу ерекшелжтер1 карастырылады. Кызметш, прин-циптер1, жагдайлары, типпк киыншылыгы, эдю жэне тэсшдер1 жобальщ эрекетш уйымдастыруы жазылган. Жобалау ypflici кезшде калыптасатын окушылардын ¡скерлжтер1 жайлы айтылады.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности внедрения проектной технологии в образовательный процесс в условиях малокомплектной сельской школы. Описаны функции, принципы и условия, типичные затруднения, средства и способы организации проектной деятельности. Сформулированы умения учащихся, формируемые в процессе проектной деятельности.

Annotation

The article describes the peculiar properties of projecting technology implementation in the educational process for an ungraded rural school. The article defines functions, principles and conditions typical difficulties, facilities of organization project activities. The article forms the skills of students, which are formed in the process of proj ecting activities.

В настоящее время всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. Глава государства Н.А. Назарбаев ставит перед педагогами страны приоритетную цель: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а изначально эта деятельность должна быть направлена на формирование ключевых компетентностей у подростков.

Очень важной нам представляется организация в школе проектной и исследовательской деятельности учащихся как лучший способ для совмещения современных информационных технологий, личност-но-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Сз? S

К <

m О

СП

à «

о

w «

О

Он

С w s

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Формирование универсальных учебных действий, в частности, умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников.

Проектная деятельность, на наш взгляд, решает ряд важных педагогических задач:

- применение учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разнообразных, в том числе социальных, семейных, личных проблем;

- стимулирование самостоятельной познавательной деятельности детей, когда они ищут заинтересованно способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

- многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

- участие детей в социально-значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компе-тентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

В педагогической практике использование проектной деятельности может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Ее особенность заключается в том, что дети сами выбирают проблему, которая их интересует, источники информации и способы ее решения. Проектная деятельность соответствует способностям детей и направлена на формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Активная позиция ученика обусловлена тем, что в процессе проектной деятельности обеспечивается высокий уровень его субъ-ектности, что содействует формированию гражданственности и социальной ответ-

ственности учащихся. Развитие субъектно-сти ученика проявляется в том, что ребенок имеет возможность сам ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать его и защищать. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной деятельности и работы в группах.

При организации проектной деятельности существенно изменяется и роль педагога. Он - демократичный руководитель, консультант, помощник, тьютор, старший товарищ; соответственно, ученик выполняет роль активного участника, организатора собственной деятельности, созидателя, творца [1,с.95].

Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта.

Очень часто можно встретить сочетание «проектная и исследовательская деятельность». Эти понятия взаимосвязаны, однако, их следует различать. Безусловно, проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. В этом смысле проектная деятельность является более объемным понятием. С другой стороны, «исследовательская деятельность» - более широкое понятие. Проведение опыта, наблюдение школьников за ростом растений, природными явлениями, которые проводятся уже учащимися начальных

Ш,

классов, написание рефератов школьниками относятся к исследовательской деятельности. Принципиальное отличие проектной деятельности заключается в том, что в результате ее создается конкретный собственный продукт (проект), который отличается новизной (объективной или субъективной) и может быть использован в практике. Исследование - это поиск в определенной области, который может завершаться получением каких-либо сведений по проблеме, позволяющих ученику сделать самостоятельные выводы [1,с.97].

По мнению исследователей, при подборе объектов проектной деятельности и ее организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди которых наиболее существенными являются:

• творческий характер постановки и решения задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

• подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

• интерес школьников к проблеме, потребность в ее решении;

• приобретение учащимися новых знаний, освоение новых способов деятельности, формирование универсальных учебных действий, необходимых для выполнения проекта;

• личностная и социальная значимость проекта;

• обеспечение субъектной позиции учащихся;

• самостоятельная деятельность школьников;

• использование различных средств, обеспечивающих исследовательский, творческий характер деятельности;

• практическая направленность и осуществимость проекта.

Необходимо обеспечить следующие условия проектной деятельности:

• соответствие проектной задачи индивидуальным возможностям детей;

• использование, закрепление ранее приобретенных универсальных учебных действий, социального опыта при решении проблемы;

• диалоговый и гибкий характер взаи-

модействия педагога и ребенка в процессе выполнения проекта, основанный на вопросах, побуждающих ребенка к добровольному поиску, самостоятельной познавательной деятельности;

• наличие необходимых материально-технических средств;

• соответствие проекта экологическим и экономическим требованиям;

• обеспечение безопасных условий деятельности детей;

• использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями, новыми людьми[1,с.101].

Успешность реализации вышеизложенных принципов организации проектной деятельности в первую очередь зависит от характера взаимодействия педагога и школьников. Главное для педагога - это управление самостоятельной познавательной деятельностью детей. Он сопровождает работу ребенка над проектом, выполняя роль тьютора, координатора, консультанта; побуждает ребенка к поиску, размышлению, самостоятельному решению, активности, выдвижению идей, добиваться намеченного результата; создает ситуации успеха и ответственности для каждого ребенка.

Ученик оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления определенных трудностей, так как готовые знания отсутствуют. Роль ученика в процессе проектной деятельности изменяется, но на всех этапах он выступает как субъект деятельности. Он сам определяет проблему, ищет ответ на поставленный вопрос и принимает решения, выстраивает взаимоотношения с людьми на основе диалога и сотрудничества, оценивает и анализирует свою деятельность [4,с.32].

В проектной деятельности важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом коллективе есть ученики с различными способностями. Успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения. Хорошо подготовленные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных

О?

К С ер О

го £

« О

м «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат, как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с организатором проектной деятельности [ 1, с. 101 ].

В процессе выполнения проекта педагог продолжает обучать, побуждая детей находить нужные сведения в процессе дополнительного образования. Формы дополнительного образования учащихся могут варьироваться в виде внеклассного, внеурочного, внешкольного и т.д. По мнению исследователей, включение учащихся в систему дополнительного образования является объективным индикатором эффективности базовой образовательной деятельности и формирования интереса к продолжению обучения.

Важно учить детей работе с различными информационными ресурсами: текстовыми, изоматериалами, видеоинформацией, электронными ресурсами. Педагог направляет поиск детьми необходимой информации, на первом этапе обучает способам сбора и обработки материалов, оформлению источников информации, составлению библиографического списка.

Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация деятельности школьников, информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные

пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий и образцов достижений в проектной деятельности.

Следует предусмотреть возможность организации взаимодействия детей со специалистами, взрослыми людьми, которые могут предоставить необходимую информацию, дать полезные рекомендации. В данном случае педагог готовит к взаимодействию обе стороны, чтобы диалог был продуктивным, дети приобретали опыт общения, учились устанавливать контакт с новыми людьми, видели позитивные образцы профессиональной деятельности.

Выполнить проект - это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео- или фотосъемку, озвучить видеофильм, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело для семьи, школы, социума.

В научной, методической литературе определяются следующие характеристики успешной проектной деятельности:

- дети находятся в центре образовательного и воспитательного процесса, то есть учащиеся строят образовательную, общественную и личную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями;

- проект имеет четкие цели и конкретные планируемые результаты;

- учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности (целеполагание, исследование, проектирование и др.);

- дети участвуют в различных видах оценивания на всех этапах проектной деятельности;

- проекты имеют связь с реальным миром, развивают социальные связи детей с окружающим миром, людьми;

- дети представляют свои достижения через конечный продукт исследования;

- оптимально используются информационные технологии;

- у детей развиваются мыслительные умения высокого уровня (универсальные

учебные действия);

- применяются разнообразные образовательные средства, обеспечивающие поддержку разных стилей восприятия и работы с информацией и поведения детей [2,с.19-20].

Проектную деятельность можно представить технологично, то есть определить этапы ее организации, действия детей и педагогов на каждом этапе. Этот вопрос достаточно подробно и широко освещается в различных источниках.

Интегрируя два подхода: конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы) и педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта) М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова предлагают следующие этапы:

- подготовка к проекту;

- организация участников проекта;

- выполнение проекта;

- презентация проекта;

- подведение итогов проектной деятель-ности[2,с.23].

Определение этапов проектной деятельности авторы часто связывают со спецификой предмета. Опираясь на имеющийся опыт, а также проблемы, которые возникают в практике организации проектной деятельности, можно предложить следующие этапы проектной деятельности, которые стали ориентиром для учителей ряда учебных предметов:

1. Мотивационно-целевой.

Деятельность педагога:обеспечивает добровольное включение детей в проектную деятельность, формирует потребность в решении актуальной для ребенка проблемы, используя различные педагогические приемы (проблемная ситуация, варианты проблемных вопросов, заказ значимых лиц, сложная жизненная ситуация); включает в обсуждение проблемы, задает наводящие вопросы; помогает сформулировать цель проекта, дать характеристику итогового продукта.

Деятельность учащегося: высказывает свои представления о желаемом; мнения по

поводу ситуации, обсуждает проблему или варианты проблем, принимает решение по поводу основной проблемы и формулирует цель проекта, определяет его социальную и личную значимость; дает описание конечного продукта.

2. Исследовательский.

Деятельность педагога:помогает сформулировать гипотезу исследования, организует поиск информации и ее анализ, подсказывает источники информации; направляет поиск детей, задает вопросы, регулирует их взаимодействие с носителями информации.

Деятельностьучащегося:выдвигает предположения о способах решения проблемы и поиске необходимой информации, собирает, обрабатывает, анализирует, систематизирует информацию, необходимую для разработки проекта.

3. Проектировочный.

Деятельность педагога: организует поиск

оптимального решения проблемы в ходе обсуждения различных вариантов, регулируют процесс обсуждения, создают ситуации, задают вопросы для осознанного и правильного решения, организуют выработку критериев оценки проекта, консультирует, организует экспертизу, консультации со специалистами и т.д.

Деятельность учащегося: высказывает идеи, предположения, осуществляет анализ и оценку идей, определяет способы решения проблемы, обсуждает критерии оценки проекта; при необходимости осуществляет экономическую, экологическую и др. экспертизу проекта, оформляют идеи, разрабатывает документацию.

4. Технологический.

Деятельность педагога: организует составление плана действий по реализации проекта, помогает определить условия и средства, необходимые на каждом этапе деятельности, консультирует, задает наводящие вопросы в случае затруднений и ошибочных намерений.

Деятельность учащегося: составляет план действий, подбирает средства для их реализации, определяет возможные последствия от предполагаемых действий, а также то, кто может оказать помощь в достижении оптимальных результатов.

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

5. Практический.

Деятельность педагога: контролирует выполнение намеченного плана, оказывает поддержку, помощь в случае возникающих у детей затруднений, регулирует взаимодействие детей.

Деятельность учащегося: выполняет намеченный план, соотносит свои действия с проектом и планом, вносит коррективы в процессе деятельности.

6. Контрольно-корректирующий.

Деятельность педагога: организует оценку выполненной работы в соответствии с планируемым продуктом и критериями его оценки, помогает детям выявить недостатки и возможные пути их устранения, успешно завершить намеченную работу.

Деятельность учащегося: осуществляет самооценку своей работы, выявляет недостатки на основе запланированного результата, вносит изменения, устраняет недостатки, завершает оформление результатов проектной деятельности.

7. Презентационный.

Деятельность педагога: помогает определить цель презентации, выбрать форму презентации, способы взаимодействия с аудиторией, подбирает экспертов, готовит к оценке потребителя. Контролирует процесс представления результатов проектной деятельности, показывая достоинства полученного продукта, подчеркивая достижения каждого ребенка; дополняет действия детей высказываниями и наводящими вопросами.

Деятельность учащегося: обсуждает форму презентации. Представляет и защищает полученный в ходе проектной деятельности продукт, результат; доказывает наличие необходимых характеристик полученного продукта, показывает его преимущества, общественную значимость, пользу для себя и других; представляет тех, кто помог в достижении намеченного; отвечает на вопросы присутствующих на презентации.

8. Аналитико-рефлексивный.

Деятельность педагога: подбирает методики для анализа и рефлексии проектной деятельности детей с учетом планируемых универсальных учебных действий, личностных результатов; побуждает каждого ребенка к объективной оценке собственных

достижении и осознанию социальной значимости выполненной работы; помогает определить перспективы.

Деятельность учащегося: отвечает на вопросы, высказывает мнения о достижениях, успехах и трудностях, недостатках и их причинах; определяет перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности [1,с.108].

Различные варианты определения этапов проектной деятельности связаны со степенью детализации рассмотрения этих этапов, особенностями видов проектной деятельности.

У проектной технологии много достоинств, но есть и недостатки. Один из них - это загруженность как учителей, так и учеников. Но когда взрослые и дети видят в конце работы результат своего труда, они об этом забывают. Вот некоторые проблемы, с которыми педагоги могут столкнуться при внедрении данной технологии:

• наибольшие сложности у учителей вызывает формулировка проблемы и умение подвести учащихся к её самостоятельному определению;

• где нет вопроса или проблемы для разрешения, поток мыслей идёт наобум;

• проект является творческой работой, но не каждая творческая работа является проектом;

• проект часто превращается в реферат, да ещё скачанный из интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов [3,с.93].

Организация проектной деятельности учащихся предусматривает использование самых различных средств (методов, приемов, технологий, форм), обеспечивающих положительную мотивацию детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей к ее выполнению, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.

Педагог применяет традиционные методы: рассказ, убеждение, пример, демонстрацию, упражнение, поощрение и др. Невозможно обойтись без беседы, дискуссии, создания проблемной ситуации, мысленного эксперимента и др. В ходе проектной деятельности целесообразно использовать

приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий.

По нашему мнению, следует отметить наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности детей.

Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и ДР-

Важнейшим приемом в проектной деятельности является вопрос. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался самостоятельного мнения, ответа на вопрос самими детьми.

Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, но мотивирующий детей к познавательной деятельности, поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта.

По ходу выполнения проекта педагог может использовать различные вопросы, назовем наиболее типичные из них:

- закрытые, предполагающие однозначный ответ «да», «нет»;

- открытые, которые начинаются со слов: где, когда, кто, сколько;

- альтернативные вопросы с союзом «или», дающие право выбора учащемуся, например, в случае затруднения;

- оценочные, когда дети высказывают мнение о предложенной идее (Кому понравилась данная идея?Что понравилось в этом варианте решения проблемы? и т. п.);

- проблемные, требующие установления причино-следственных связей (Почему ты выбрал этот вариант? Почему нужно это сделать? Почему не получилось? И т. д.);

- уточняющие, позволяющие конкретизировать информацию, выяснить детали (С

кем можно посоветоваться?К кому обратиться за помощью? и др.);

- резюмирующие, подводящие к итогу, окончательному решению (Я правильно поняла, что...?) [1, с. 109].

Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность - это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

В сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер, сравнительная карта, концептуальная таблица, причинная карта, список факторов, список положительных и отрицательных аргументов [1,с.110].

При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора.

В ряде случаев возникает необходимость письменного оформления учащимися результатов проектной деятельности (для пропаганды опыта проектной деятельности, для участия в конкурсе, для заочного ознакомления с проектом, предварительной экспертизы проектной деятельности и др.).

Можно предложить следующую структуру оформления проекта:

- титульный лист (название учебного

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

о -

©

заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);

- оглавление (перечень частей проекта);

- краткая аннотация;

- эпиграф;

- введение;

- основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);

- заключение;

- список используемых источников и литературы;

- приложение.

Общие рекомендации могут быть дополнены в зависимости от жанра проекта, например:

- консультанты;

- жанр проекта;

- график работы (дата, содержание, ответственные);

- оценка содержания проекта (отзыв);

- предполагаемый иллюстративный ряд к проекту;

- оценка оформления проекта (отзыв);

- материально-техническое обеспечение проекта;

- оценка презентации проекта (отзыв) и ДР-

Педагогу целесообразно иметь методический паспорт проекта .

Презентация и защита проекта является одним из значимых этапов для детей. Это эффективное средство самореализации ребенка, формирования у него уверенности в своих силах, мотивации учения, способом стимулирования его дальнейшей исследовательской деятельности. Важно подобрать наиболее доступный и в то же время яркий вариант представления каждым ребенком своих достижений. Если это групповой проект, то необходимо показать вклад каждого в общий результат. Презентация результатов проектной деятельности может проходить при участии тех людей, кому они будут полезны, кем будут востребованы. В любом случае важно пригласить родителей детей, друзей, всех желающих.

Управление проектной деятельностью школьников предполагает отбор специальных средств оценивания и анализа ее результатов. Весь процесс проектной деятель-

ности пронизывают оценивание, анализ и рефлексия, которые могут осуществляться в процессе постановки вопросов, при сравнении запланированного и полученного результата, при выборе и защите идей, действий, способов выполнения работы. Кроме того, педагог подбирает и вместе с детьми определяет возможные и доступные для детей методы и приемы аналитической и рефлексивной деятельности на завершающем этапе проектной деятельности[1,с.113].

Целесообразно осуществлять оценку и анализ проекта в нескольких аспектах:

- личностное развитие участников проектной деятельности (освоение новых способов деятельности, приобретение универсальных учебных действий);

- социальная значимость проектной деятельности (кому принес пользу проект, что улучшилось от его реализации);

- соотношение запланированного и реально достигнутого результата с точки зрения практического продукта проектной деятельности;

- презентация и защита проекта.

Так, например, для самооценки, оценки экспертами презентации и защиты проекта можно использовать оценочный лист в формате таблицы.

Критерии для оценочного листа:

1. Актуальность выбранной проблемы;

2. Глубина раскрытия темы;

3. Практическая ценность проекта;

4. Композиционная стройность;

5. Обоснованность выводов;

6. Правильность и грамотность оформления;

7. Аккуратность и дизайн оформления;

8. Умение взаимодействовать с присутствующими;

9. Умение изложить самое интересное и ценное;

10. Умение отвечать на вопросы;

11. Умение защищать свою точку зрения.

Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависят от правильного понимания сущности проектной деятельности и, соответственно, грамотной организации, реализации ее возможностей в педагогической

практике [1,с. 114].

Использование проектной деятельности в образовательном процессе вносит существенные коррективы в классно-урочную систему обучения. Можно предложить некоторые варианты использования проектной деятельности в условиях классно-урочной системы сельской малокомплектной школы. При этом следует опираться на реальный опыт учителей.

1. Проектная деятельность используется на уроке наряду с другими методами и технологиями. В этом случае учащиеся выполняют микро-проекты для освоения нового материала и применения его на практике. Такой вариант предусмотрен в программах обучения технологии, где на проектную деятельность выделяется специальное учебное время.

2. На уроке осуществляется «запуск проекта», который выполняется желающими во внеурочное время. В этом случае работа над проектом расширяет представления детей в конкретной области знаний, позволяет ученикам изучить тему на углубленном уровне.

3. Одна из тем по учебному предмету изучается с использованием проектной деятельности. Если содержание темы интересно для детей и ее освоение может осуществляться в связи с решением конкретной значимой для детей проблемы, то каждый урок — это коллективное обсуждение с помощью серии «звездочек обдумывания», позволяющих продвигаться в связи с очередным поиском информации самими детьми и анализом результатов самостоятельно проведенного поиска микро-группами и отдельными учениками. К очередному уроку дети решают промежуточную проблему, отчитываются о выполненной работе, представляют полученный результат для всего коллектива и определяют проблемы, вопросы для решения к следующему уроку. При этом часть исследовательской, проектировочной или практической работы может выполняться на самом уроке. Примером такого варианта является изучение творчества привлекательного для детей поэта, писателя. Результатом может быть коллективно созданный спектакль (театрализованные фрагменты произведений, мини-спекталь о

жизни и творчестве).

4. Проектная деятельность школьников организуется на ряде уроков в течение всего учебного года. В начале года учитель подводит детей к решению привлекательной и перспективной для них проблемы. Определяется план действий, темы занятий, на которых учащиеся будут искать решение проблем для разработки и реализации проекта. Такой проект может представлять собой совокупность более частных проектов или микропроектов.

5. Изучение предмета в течение всего учебного года на основе проектной деятельности детей, то есть речь идет о проектном обучении как системе обучения конкретному предмету в условиях традиционной классно-урочной системы образовательного учреждения.

Большая часть проектов носит комплексный характер, поэтому их выполнение предполагает освоение учебного материала, изучаемого на разных предметах. В этом случае учителя вместе запускают проект, мотивируя детей на решение комплексной проблемы, договариваются о распределении времени для решения конкретных частных проблем на различных предметах, постоянно согласовывают свои действия и координируют деятельность детей. Этот тип проектной деятельности особенно удобен для реализации в рамках обновления содержания среднего образования, так как этому способствует наличие сквозных тем по предметам.

Возможны и другие варианты организации проектной деятельности в школе, в том числе в условиях классно-урочной системы. Многие проекты выполняются во внеклассной работе и углубляют предметные знания детей, повышают их образовательный уровень, формируют универсальные учебные действия.

В настоящее время большинство школ вряд ли сможет полностью ввести проектное обучение как систему, что вполне объяснимо неготовностью педагогов к принципиально иному взаимодействию с учащимися. Кроме того, не все дети школьного возраста способны заниматься проектной деятельностью, необходимы соответствующая пред-

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

метная подготовленность детей и их способность к творчеству [1,с.117].

Рассматривая проектную технологию как одну из наиболее эффективных, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет эффективно достигать поставленных целей современной системы образования. Педагоги отмечают ценность данного метода в том, что в процессе проектной деятельности формируются и совершенствуются общеучебные умения и навыки:

• Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

• Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно подбирать способ действия; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение устанавливать причинно- следственные связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Навыки оценочной самостоятельности.

• Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром, умение помогать друг другу в группе в решении общих задач; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

• Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования.

• Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные наглядные средства при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы [3,с.92].

Обучаясь технологии проектной деятельности, педагоги школы усвоили основные требования к образовательному проекту:

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы.

2. Планирование действий по разреше-

нию проблемы(проектирование самого проекта).

3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. Презентация продукта и защита самого проекта.

Внедрение проектной деятельности в учебный процесс требует пересмотра устоявшихся взглядов, организации особых условий профессионального и учебного труда. Каждый участник образовательного процесса в новых условиях имеет определённую роль и для успешной реализации задуманного проекта должен следовать некоторым рекомендациям. Обобщая выше сказанное, можно выделить рекомендации для всех участников образовательного процесса.

Администрации школы, в которой намечена системная работа по проектной технологии, следует:

• организовать обучение учителей для правильного методического сопровождения проектной деятельности;

• при планировании работы школы, в обязательном порядке, учитывать рассмотрение вопросов по данной технологии;

• отслеживать результативность использования технологии: изменения в динамике качества знаний, формирование универсальных учебных действий;

• создавать условия для успешной реализации проектной деятельности с учётом определенной материально-технической основы, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы.

Учителю при организации проектной деятельности следует знать, что:

• существенно изменяется роль педагога. Он - демократичный руководитель, консультант, помощник, тьютор, старший товарищ;

• работу нужно начинать с мини- проектов, которые выполняются в течении урока, постепенно увеличивая объём и сложность работы;

• необходимо поэтапное планирование проектной деятельности: учитывать урочное и внеурочное время.

• учитель помогает ученику выбрать направление, цели и содержание деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта;

• важен индивидуальный подход к учащимся (проектная задача должна соответствовать индивидуальным возможностям детей);

• должно быть наличие необходимых материально-технических средств;

• необходимо обеспечить безопасные условия деятельности детей;

• в случае необходимости предусмотреть возможность организации взаимодействия детей со специалистами, взрослыми людьми, которые могут предоставить необходимую информацию, дать полезные рекомендации.

Учащиеся в процессе проектной деятельности:

• находятся в центре образовательного и воспитательного процесса, то есть учащиеся строят образовательную, общественную и личную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями;

• выполняют роль активных участников, организаторов собственной деятельности, созидателя, творца.

• должны понимать, что любой проект имеет четкие цели и конкретные планируемые результаты;

• включаются в разнообразные виды деятельности (целеполагание, исследование, проектирование и др.);

• участвуют в различных видах оценивания на всех этапах проектной деятельности;

• работают с различными информационными ресурсами: текстовыми, изоматери-алами, видеоинформацией, электронными ресурсами;

• представляют свои достижения через конечный продукт исследования;

• оптимально используют информационные технологии;

• осуществляют творческий, исследовательский подход к выполнению проекта, с учётом рекомендаций учителя.

Большую роль в выполнении проекта

имеют родители. Имеющаяся материально-техническая база, созданные в школе условия и заинтересованность ученика, не сыграют большой роли, если нет одобрения родителей. Поэтому перед началом работы над проектом, особенно длительным, учителю необходимо согласовать действия с родителями.

В проектной деятельности родители должны быть:

• единомышленниками, активными участниками процесса;

• главными помощниками в сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности;

• домашними психологами на каждом этапе работы над проектом.

В заключении следует подчеркнуть, что проектная технология относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны учащихся. Логически выстроенная конструкция, системная работа над проектом имеет чёткую направленность на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников [Текст] /Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская //Управление современной школой.Завуч,-М., 2014. - №2. - С. 94- 117.

2. Лебедева, М.Б. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей- сирот [Текст]: методическое пособие /М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова,- К., изд-во РГУ им.И.Канта, 2009.-1 Юс.

3. Семенюк, Н.И. Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса [Текст]/Н.И. Семенюк// Управление современной школой. Завуч,- М., 2012. - №7. - С. 85- 99.

4. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев. -М.: АРКТИ, 2005. -80с.

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.