И. А. Алексеенко
(Санкт-Петербург)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
В статье рассматривается проблема создания модели инженерно-технического образования взрослых без отрыва от производства в техническом университете. Показано, что взаимодействие учебных подразделений университета и предприятия в процессе реализации модели создаст возможности для повышения качества подготовки кадров для предприятий реального сектора экономики
Модель, педагогическое моделирование, структурно-функциональный подход, заочное инженерно-техническое образование взрослых, предприятие как субъект образовательного процесса.
В современной образовательной системе функционирует целый ряд моделей профессионального образования. Вместе с тем существующие модели образования взрослых без отрыва от производства нуждаются в корректировке. В связи с модернизацией системы российского профессионального образования и новыми вызовами, которые связаны с развитием инновационной экономики, возникает острая необходимость в проектировании подобных моделей [1, 2, 3, 6, 7].
В Северо-Западном государственном заочном техническом университете, специализирующемся на обучении взрослых людей без отрыва от производства, предпринята попытка моделирования такого рода системы.
Моделирование является одной из важнейших задач современной педагогики и психологии, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки. Моделирование - это процесс создания иерархии моделей, в которых образовательный процесс моделируется в различных аспектах и различными средствами [5].
Основным понятием метода моделирования является понятие модели. Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) в широком смысле принято понимать аналог, «заместитель» оригинала (фрагмента действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала. Согласно общему определению
модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта
[5].
В определении Н. Н. Моисеева подчеркивается особая значимость моделирования для прогнозирования важнейших свойств моделируемого объекта: «Под моделью мы будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное знание, несущее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете (явлении), отражающее те или иные его отдельные свойства. Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. В отличие от обычного кодирования, когда известна вся исходная информация и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических жизненных нуждах. Для этих целей в рамках самих наук развиты специальные методы анализа. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания» [5].
Структурно-функциональная модель является наиболее распространённым в педагогике типом моделей. В основе ее лежат сущностные связи и отношения между компонентами системы. Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся анализу, что само по себе
можно рассматривать как некоторый метод моделирования, именуемый иногда системноструктурным [3, 9].
Анализ процесса создания образовательной педагогической модели позволил выделить ряд этапов ее построения [4, 8, 10].
Первый этап заключается в выборе методологической основы для моделирования системы. В современных условиях высшего инженерно-технического профессионального образования такими основаниями являются:
- непрерывность образования;
- открытость образовательных систем;
- личностно-ориентированная парадигма образования;
- компетентностный подход к разработке профессионального портрета будущего специалиста;
- деятельностный и практико-ориентиро-ванный подход в организации процесса обучения и др.
Вторым этапом моделирования является четкое определение основной дидактической цели и постановка задач моделирования. Цель модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете задана общими целями системы непрерывного образования взрослых, конкретизированными с учетом подцелей системы высшего инженерно-технического образования.
Задачи моделирования заключаются в разработке организационной структуры модели, определении функционального назначения ее элементов, выстраивании внутренних и внешних связей между элементами внутренней организационной структуры и объектами внешней среды, формировании критериально-оценочной базы модели.
Третий этап моделирования представляет собой создание организационной структуры модели: уточнение основных ее компонентов, определение их функций, выявление связей между ними.
Структурно-функциональный подход к созданию модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете предполагает, что части модели должны описывать логику взаимодействия объекта моделирования (технический университет), предмета моделирования (образовательный процесс безотрывной подготовки инженерно-технических кадров) и образовательной среды (определенная совокупность и взаимосвязь условий, обеспечивающих формирова-
ние специалиста), в которой взаимодействуют субъекты образовательного процесса.
В общем виде эти структурно-функциональные части могут быть представлены в виде следующих блоков: целевого, функционального, организационного и оценочно-критериального.
Целевой блок представляет собой декомпозицию дидактической цели применительно к задачам структурно-функциональной модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете.
Основное целевое предназначение модели можно определить как формирование специалиста инженерно-технического профиля, адаптированного к потребностям предприятий реального сектора экономики, мотивированного строить свою профессиональную карьеру по избранной специальности и обладающего уровнем профессиональных компетенций, позволяющим решать актуальные и перспективные технические и управленческие задачи современного производства.
Функциональный блок включает в себя основные направления деятельности по реализации задач заочной подготовки специалистов: анализ социального заказа на заочную подготовку инженерно-технических кадров на основе комплексного профессионально-педагогического мониторинга факторов внешней среды; формирование многоуровневых образовательных программ подготовки специалистов без отрыва от производства; разработку нормативно-правового, организационно-педагогического, научно-методического, кадрового обеспечения инженерно-технического образования взрослых без отрыва от производства; реализацию образовательных программ; оценку эффективности реализации образовательных программ на основе комплексного профессионально-педагогического мониторинга.
Элементы организационной структуры университета - подразделения, реализующие определенные функции, - и обратная связь между ними составляют организационный блок модели.
Оценочно-критериальный блок составляют критерии и показатели оценки эффективности модели заочной подготовки специалистов в техническом университете.
Четвертым и пятым этапами моделирования являются, соответственно, апробация разработанной модели в педагогическом эксперименте и анализ полученных результатов. Указанная модель была реализована на практике в Северо-Западном государственном заочном техническом университете в 2006-2009 гг.
согласование
ОП
->
организация лабораторных и практических работ
V
->
Учебные
подразделения
(кафедры)
оценка качества подготовки специалистов
участие специалистов-практ и ков
создание условий \ V согласно ТК РФ )
<-
ооучение
, требования к профессиональной компетенции \специалиста/
\/
Г 1 > ( 1
Предприятие ' / Студент-заочник Предприятие . \
\
реализация практической части ОП
запрос на ОПУ
создание
ОПУ
трудоустройство
--------г-----------
планирование УП
->
а на. ни потреоностеи ра ¡вития кадрового потенциша
>
Подразделения
управления
<-
------------!----------
предоставление МТБ
<~
Сокращения:
ОПУ - организационно-педагогические оп _ обра1овательная программа
условия
корректировка социа.1ьного заказа на подготовку специа. шстов
УП - учебный процесс
МТБ - материально-техническая база
Рис. 1. Структурно-функциональная модель непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете.
Структурно-функциональная модель показывает взаимодействие субъектов образовательного процесса - студента-заочника, учебных и управленческих подразделений университета, предприятий-партнеров по реализации функций непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме безотрывной подготовки специалистов для реального сектора экономики (рис. 1).
Поскольку модель базируется на принципах личностно-ориентированного подхода, центральным субъектом образовательного процесса является обучающийся - студент-заочник.
Учебные подразделения (кафедры) реализуют образовательные программы, которые построены с учетом требований государственных образовательных стандартов, а также запросов работодателей на определенный уровень компетенции специалиста в соответствии с реалиями современного производства. Компетентно-стный подход и участие предприятия в формировании образовательной программы позволяют гибко реагировать на изменения социально-
го заказа системе высшего инженерно-технического образования.
Взаимодействие кафедры и предприятия в процессе реализации образовательной программы создает возможности для использования ресурсов предприятия (материально-технических, кадровых, финансовых) в целях повышения качества образовательного процесса. Так, при организации лабораторных и практических работ студентов используется современное оборудование предприятий, которое еще не поступило на вооружение лабораторной базы вуза.
Привлечение к реализации образовательных программ ведущих специалистов предприятий усиливает практическую ориентированность образовательного процесса, повышает мотивацию заочников к получению качественного образования.
Кафедрой совместно с предприятием проводится оценка результатов реализации образовательной программы безотрывной подготовки (проведение промежуточной и итоговой атте-
СтШнт П. $
Г-.-
ПД Раё&пник',
0\ ОД
1 3) ПД
ОПД
- устойчивые связи между вузом и
предприятием
- образовательная деятельность
■ производственная деятельность
• образовательно-производственная
деятельность
• зона включения предприятий б ОД
Рис. 2. Схема взаимодействия вуза и предприятия в рамках модели безотрывного инженерно-технического образования взрослых в Северо-Западном государственном заочном техническом университете.
стации, защита курсовых и дипломных работ по темам, учитывающим специфику деятельности предприятия).
Планирование учебного процесса, создание организационно-педагогических условий проводятся на основе анализа потребностей работающих людей.
Поскольку студент-заочник в период обучения продолжает трудиться на предприятии, применяя полученные им знания в процессе трудовой деятельности и обеспечивая развитие предприятия, процесс адаптации такого специалиста существенно облегчается.
Таким образом, создается обратная связь между субъектами образовательного процесса. С ее появлением обеспечивается объединение субъектов образовательного процесса в единое функциональное поле деятельности.
Созданная в СЗТУ образовательная модель предусматривает модернизацию традиционной системы заочного обучения на основе включения предприятия в образовательную деятельность в качестве полноценного субъекта образовательного процесса (рис. 2).
На новый субъект образовательного процесса возлагаются следующие функции: корректировка модели специалиста с учетом требований предприятия; согласование образовательных программ; участие в планировании учебного процесса; проведение лабораторных и практических работ на оборудовании предприятия (как правило, более современного, чем лабораторная база вузов); организация производственной и преддипломной практики непосредственно по месту работы, промежуточной и итоговой аттестации; согласование тематики курсовых и дипломных работ непосредственно с проблематикой предприятия (утверждение тем на совместных заседаниях Ученого совета вуза и Научно-технического совета предприятия).
В данной модели появляется поле образова-
тельно-производственной деятельности «Ра-ботник»-«Студент», где органично объединена производственная и образовательная деятельность студента-заочника.
В образовательную модель СЗТУ включены крупнейшие предприятия Северо-Запада России: «Киришинефтеоргсинтез» (г. Кириши, Ленинградская область), «Фосфорит» (г. Кингисепп, Ленинградская область), ЗАО «Электросила» (Санкт-Петербург). Поскольку в действующем законодательстве не оформлена определенная организационно-правовая форма подобного взаимодействия, включение предприятий в образовательную деятельность СЗТУ происходит на основе договоров о стратегическом партнерстве, совместной подготовке специалистов, творческом сотрудничестве.
Использование такой модели взаимодействия вуза и предприятия позволило повысить качество подготовки, существенно сократить период адаптации молодых специалистов, обеспечить закрепление кадров на предприятии, содействовать динамичному развитию деловой карьеры специалиста внутри предприятия. В частности, на крупнейших предприятиях Северо-Запада России, являющихся также градообразующими, - ОАО «Завод Сланцы», ООО «Промышленная группа «Фосфорит», ЗАО «Производственное объединение «Киришинефтеорг-синтез» - доля выпускников СЗТУ составляет 95-80%.
Таким образом, приведенные данные убедительно свидетельствуют о высокой эффективности созданной в СЗТУ образовательной модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых, позволяющей интегрировать образовательные и производственные ресурсы субъектов образовательной системы в целях повышения качества подготовки инженерно-технических кадров для реального сектора экономики России.
Литература
1. Алексеенко И. А. Актуальные проблемы развития непрерывного инженерно-технического образования взрослых // Тенденции и перспективы развития современного общества: экономика, социология, философия, право : материалы международ. науч.-практич. кон-ф. - Саратов: Научная книга, 2009. - С.60-65.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982, - С.22-58.
3. Беспалько В. П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 450 с.
4. Лебедев О. Е. Управление образовательными системами : учеб.-методич. пособие для вузов. - М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. - 256 с.
5. Моисеев Н. Н. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. - М.: ТайдексКо, 2003. - 264 с.
6. Образование взрослых: перспективы развития в XXI веке: материалы международ. науч.-практич. конф. / Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых ; науч. ред. В. И. Подобед, отв. ред.-сост. Е. Н. Елизарова. - СПб. : ИОВ РАО, 200з. - 172 с.
7. Огарев Е. И. Некоторые социально-экономические аспекты непрерывного образования взрослых // Проблемы непрерывного образования взрослых. - Л., 1979. - 251 с.
8. Онушкин В. Г. О создании единой системы непрерывного образования в СССР // Соврем. высш. школа: Междунар. журнал соцстран.
- 1987. - №3. - С 7-12.
9. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая школа, 1989. - 367 с.
10. Шамсутдинова И. Г. Теоретические основы высшего заочного образования : дис. ... д-ра пед. наук. - 1993. - 267 с.