неких универсальных способностей, прежде всего мыслительных, коммуникативных, творческих, рефлексивных и формирование мышления - системного, процессного и критического. Главное здесь - не возможность решения данной конкретной задачи, а освоение способов решения задач определенного класса, причем в изменяющейся среде, с изменяющимися граничными условиями. При этом базовой становится деятельность продуктивная и творческая, деятельность же репродуктивная выполняет вспомогательную функцию.
В заключение подчеркнем, что затрону-
тые вопросы имеют принципиальное значение для стратегического самоопределения как отдельных учебных заведений, так и системы отечественного образования в целом. С дальнейшим развитием технологических средств актуальность обоснованного позиционирования электронного обучения в пространстве дидактических возможностей будет только возрастать.
Литература
1. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002.
SHCHENNIKOVS. MODERN E-LEARNING DIDACTICS
The article considers reasons behind the development of a new postindustrial educational paradigm and the effects of ICT on educational models. The basic principles of modern education didactics are presented. The importance of educational context management is shown. A hierarchic model for educational context is proposed.
The author identifies didactic principles of educational environment management as a combination of professional, learning and social environments and lists the organizational forms applicable to implementation of blended learning models.
Contextual, andragogic and developing approaches are regarded as the general.
Keywords: e-learning, didactics, educational paradigm, educational model, educational context, educational organizational forms.
Г.П. СЕМЕНОВА, доцент Северо -Западный государственный заочный технический университет
Подготовка инженерных кадров с помощью ДОТ
(опыт, результаты, перспективы)
Подготовка технических специалистов связана с наличием в вузе весьма дорогостоящих учебно-научных лабораторий, составляющих материально-техническую базу для формирования практических навыков будущих специалистов. Опыт СЗТУ в области разработки и внедрения инновационных образовательных технологий демонстрирует возможность и целесообразность практического применения дистанционных технологий подготовки инженерно-технических специалистов без отрыва от производства.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные обучающие технологии, система менеджмента качества, комплексирование технологий, управление качеством, инженерное образование, распределенная аудитория, компетенции.
В условиях экономического кризиса использование традиционных форм безотрывного обучения (вызов студентов-заоч-ников на две-три сессии в году, неоднократный выезд преподавателей универси-
тета в длительные командировки в структурные подразделения университета для организации учебного процесса на месте) существенно затруднено. Это обусловлено рядом факторов, и в первую очередь - от-
сутствием средств как у студентов, так и у вуза. Кроме того, ввиду действия ряда негативных социально-экономических факторов, включая низкий престиж инженерных профессий, полноценная модернизация лабораторного оборудования из внебюджетных источников зачастую невозможна Неудивительно, что квалификация выпускников, не имеющих опыта работы и получивших практические навыки на физически и морально устаревшем оборудовании вузовских лабораторий, не может удовлетворить инновационно ориентированных работодателей. Перечисленные ограничения в сегодняшних социально-экономических условиях привели руководство и профессорско-преподавательский состав Северо- Западного государственного заочного технического университета косознанию необходимости поиска и внедрения новой модели безотрывного профессионально-технического обучения, создания распределенной информационно-образовательной среды (ИОС), объединенной общей концепцией, интерфейсом, системами разработки и сопровождения [1].
Широкомасштабные работы по организации новых технологий обучения студентов в СЗТУ начались четыре года назад. С учетом изложенных выше позиций научнометодическим советом университета были предложены для использования следующие группы информационных технологий и поддерживающих их систем:
1) программно-методическое обеспечение, ориентированное на поддержку преподавания дисциплин и ихмодулей (демонстрационные, информационно-справочные, контролирующие и тренажерные, моделирующие программные средства, автоматизированные обучающие системы);
2) программные системы, обеспечивающие формирование навыков применения ИТ в учебной и профессиональной деятельности (системы подготовки тестов, базы данных, электронные таблицы, графические и музыкальные редакторы и т.д.);
3) средства обучения, функционирующие на базе ИТ, применение которых обес-
печивает сопряжение компьютеров с другим учебным и демонстрационным оборудованием (учебные роботы, управляемые ЭВМ, электронные конструкторы, устройства, обеспечивающие получение информации об изменяющемся или регулируемом физическом параметре или процессе);
4) системы искусственного интеллекта, используемые в учебных целях (учебные базы знаний, экспертные обучающие системы);
5) компьютерные телекоммуникации учебного назначения (учебные телеконференции, доступ к распределенным базам данных);
6) предметно-ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, реализация которых может осуществляться на основе технологии мультимедиа.
Это позволило, в свою очередь, активизировать работу преподавателей по созданию интегрированных учебно-методических комплексов, ставших основными элементами информационно-образовательной среды вуза [2, 3].
В результате активной работы по созданию информационно-образовательной среды, основанной на интеграции педагогичес-кихи информационных технологий, осуществлен прием студентов на заочную и очно-
заочную формы обучения с использованием дистанционных обучающих технологий (ДОТ). В настоящее время ИОС университета включает базу учебных материалов, средства их разработки, хранения, передачи и предоставления доступа. Она опирается на созданное в СЗТУ дидактическое и научно-техническое обеспечение развития эффективных форм, методов и технологий подготовки специалистов, сочетающих учебную и профессиональную деятельность и учитывающих нужды региона.
В иногородних подразделениях университета (будем условно называть их кампусами) в рамках эксперимента разработаны и апробированы принципиально новые технологии проведения следующих видов занятий на расстоянии:
1) установочные занятия на распределенную аудиторию (чтение лекций, проведение практических занятий и консультаций при использовании видеоконференцсвязи). Распределенная аудитория -это группы студентов, которые собираются в 2-4 кампусах университета по расписанию, и преподаватель проводит с ними общее занятие в режиме видеоконференции. При этом чаще всего занятие проходит в одной из аудиторий, где присутствуют студенты, обучающиеся в Санкт-Петербурге [1];
2) индивидуальное обучение студентов заочной формы обучения без привязки к кампусам с элементами ДОТ через Интернет для 37 специальностей университета в среде Moodle (форумы, чаты, групповые и индивидуальные консультации, текущий и итоговый контроль) [4];
3) управление проведением виртуальных лабораторных работ удаленной аудитории (с использованием лицензионных программ, например Labview, Remote Office и Ultra VNC, флэш-технологий; с удаленным доступом к оборудованию);
4) обучение студентов на базе вариаций комплексирования (смешивания) технологий [1].
Организация образования на расстоя-
нии с использованием ИКТ осуществлялась в четырех вариантах.
Первая технология (индивидуальное обучение) реализуется для студентов, не имеющих возможности для регулярной работы по графикуобычного студента-за-очника, но имеющихвозможности работы в среде Интернет и проживающих в непосредственной близости от одного из филиалов или представительств СЗТУ. Организация работы с ними осуществляется в следующей последовательности:
• студенты получают логины и пароли для входа на учебный сайт университета, методические указания и инструкции по работе с учебным сайтом, знакомятся с куратором группы (тьютором) и слушают установочные лекции в режиме видеоконференции;
• обучающиесяавторизуются на учебном сайте и приступают к самостоятельному изучению модульно-структурированных учебных материалов, размещенных на сайте;
• по графику изучения дисциплины, размещенному на учебном сайте, студенты принимают участие в форумах, могут получить консультации в режимах как offline, так и on-line.
В процессе работы студенты выполняют задания текущего контроля (контрольные работы, рефераты, курсовые работы). За каждый вид работ им начисляется определенное количество баллов; итоговый контроль осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы.
Вторая технология организации учебного процесса применяется для студентов всех форм обучения, имеющих доступ к Интернету, и отличается тем, что лекционный материал предоставляется студентам на сайте университета, а также в виде кейсов (в форме видео-лекций и записей на CD-или DVD-дисках). Контрольные мероприятия для этой группы студентов осуществляются традиционным путем.
Третья технология организации обучения предназначена для студентов, не имеющих возможности работать в Интернете
и регулярно посещать занятия в иного род-них подразделениях университета. Их работа организуется следующим образом:
• в ближайшем «кампусе » они прослушивают установочные лекции и получают кейсы методических материалов;
• в соответствии с индивидуальным графиком осваивают материал;
• в компьютерном классе ближайшего филиала в удобное время проходят тестирование, выполняют там практические и лабораторные работы;
• записываются на сдачу экзаменов и зачетов и сдают их в согласованное время в филиале.
Четвертая технология разработана для групп студентов, регулярно посещающих занятия в иногородних структурных подразделениях университета. Для них организовано проведение всех видов занятий (чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы, тестирование и сдача экзамена в формате удаленного доступа) с использованием компьютерных классов подразделения. При этом преподаватель находится в одной из студий главного офиса университета, а обучаемые - в удаленном подразделении.
Каждая из перечисленных технологий в обязательном порядке опирается на балльно-рейтинговую систему оценки качества обучения как системы мотивации. Таким образом, достижение образовательного эффекта в целом обеспечивается за счет рационального комбинирования традиционных форм заочно-выездной модели обучения, проведения групповых занятий на распределенную аудиторию с применением новейших Интернет-технологий, широкого внедрения в учебный процесс виртуальных лабораторных работ, организации лабораторных и практических занятий с закреплением навыков на промышленных и транспортно-логистических предприятиях. Пропорции комбинирования технологий зависят от специальности, расположения кампуса, имеющегося технического обеспечения.
В помощь студентам заочной формы обучения на площадке портала YouTube открыт образовательный видеоканал, где в открытом доступе представлены лекции и лабораторные работы по физике, химии, материалы по высшей математике. Кроме того, на базе CorbinaTV университет имеет собственное IP-телевидение, в программе передач которого предусмотрены лекции по русскому языку, химии, истории Петербурга, художественному литью, культурологии.
В настоящее время устойчивая и регулярная связь с использованием Интернет-каналов осуществляется со структурными подразделениями университета в городах Великие Луки, Мирный, Кандалакша, Петрозаводск, Мурманск, Боровичи, Пушкин, Стерлитамак, Сосновый бор, Кириши, Кронштадт, Выборг, Ломоносов, Кингисепп, Удомля, Кировск. Для студентов всех курсов данных структурных подразделений проводятся лекции и практические занятия в режиме видеоконференции. Если еще два года назад чтение лекций для распределенной аудитории было доверено нескольким энтузиастам, то сегодня трудно найти преподавателя, не читающего лекции в этом режиме.
В настоящее время разработана методика и проводятся практические занятия и различные формы контроля для удаленной аудитории. Техническая база занятий основывается на комплексе специально оборудованных аудиторий, студий и компьютерных классов в зданиях центральных корпусов университета и филиалов.
В целом разработанный комплекс новых технологий обучения базируется на созданной в университете системе методического, педагогического и технического обеспечения. Основой обучения являются четко структурированные учебно-методические комплексы (УМК) по дисциплинам, включающие в обязательном порядке информацию о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы и блок контроля. Структура УМК нашего универ-
ситета удобна для размещения в системе МооШе на учебном сайте вуза. В настоящее время подготовлено порядка 500 учебнометодических комплексов по различным дисциплинам.
В процессе эксперимента доказано [1, 4] , что на дидактическое качество реализации учебного процесса в условиях распределенной аудитории основное влияние оказывают такие средства дистанционных образовательных технологий, как:
• распределенная электронная библиотека учебных материалов, объединенная общим интерфейсом, доступная в любой месте, где имеется Интернет, и включающая специально разработанные электронные учебники и разнообразные информационные ресурсы электронных библиотек, Интернет-ссылок и т.п.;
• средства диагностики и контроля знаний, содержащие разные формы вопросов с учетом коэффициентов их сложности и точности ответов обучающихся (базы тестовых заданий);
• средства общения как синхронного (чат, видеотелеконференция), так и асинхронного (форумы и т.п.) со стандартными интерфейсами взаимодействия студентов с преподавателем и друг с другом;
• средства разработки и сопровождения учебно-методических материалов.
На всероссийских, межрегиональных и
международных конференциях и форумах за последние три года сделано около 200 докладов по проблемам регулирования заочного образования на расстоянии и образования on-line, а также его методического, дидактического, технического и программного обеспечения.
В заключение следует отметить следующие моменты.
1. Дальнейшее развитие заочного обучения требует разработки единой педагогической концепции комплексирования традиционныхпедагогических технологий и современных технологий системы образования на расстоянии и образования on-line.
2. Современная информационно-образовательная среда технического университета должна развиваться как комплексная педагогически спроектированная телекоммуникационная система и обеспечивать высокую педагогическую эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса - преподавателя и студента (быть динамичной, интенсивной, мобильной, открытой, доступной, адаптивной и эмоционально насыщенной).
3. Концептуальными основами развития ИОС должны быть: компетентност-ный подход к образовательному процессу, модель непрерывного профессионального образования, обеспечивающая обу-
чаемым возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и воплощающая общую концепцию обучения в течение жизни, а также методология перехода от пассивной (репродуктивной) передачи знаний к обучению студентов самостоятельно приобретать эти знания.
4. С целью повышения качества следует вести постоянный мониторинг качества компетенций и планировать корректирующие воздействия.
Литература
1. Семенова Г.П. Педагогические и организационные проблемы эффективности сочетания безотрывных форм образования взрослых. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. 255 с.
2. Помпеев К.С., Одинцова Л.В., Яблочков
Е.Н. Использование реального и виртуального лабораторного комплекса // Материалы международной научно-практической конференции «Механизмы научного и кадрового сопровождения инновационного развития предприятий в региональных экономических системах. 14— 15 апреля 2010 г. СПб., 2010.
3. Семенова Г.П., Стрижаченко А.И., Семе-
нов Д.М., Скоробогатова О.А., Матюхин А.Б. Применение облачных вычислений при создании университетского виртуального лабораторного комплекса // Материалы международной научно-практической конференции...
4. Пресс И.А. Педагогическое сопровожде-
ние учебного процесса в современной высшей школе: преподаватель-тьютор // Материалы международной научно-практической конференции.
SEMYONOVA G. ENGINEERING STUDENTS TRAINING BY MEANS OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
The experience in training engineering students using distance learning technologies is described.
Keywords: distance learning technology, quality management system, engineering education, distributed audience, competence.
Перспективы вм. соискатель образовательного
ИПКработников ТВ и РВ жж ^
Интернет-телевидения
В работе дано обоснование перспектив развития системы образовательного телевидения на базе современных технологий Интернет-вещания. Рассматривается типология Интернет-телевидения, его современное состояние, особенности и формы представления образовательного контента. В работе затронуты проблемы специфики аудитории Интернет-телевидения, особенности потребительской активности, демографические характеристики.
Ключевые слова: образовательное телевидение, Интернет-телевидение, подкас-товое телевидение, видео по запросу, учебное телевидение.
Проблемы, которые ставит перед науч- туация с вещанием в Интернете традици-
ным сообществом и практиками традици- онных эфирных телевизионных каналов. В
онных средств массовой информации муль- этом отношении особые перспективы суще-
тимедийная среда Интернет, очень разно- ствуют у образовательного телевидения -
образны. Наиболее концептуально неопре- системы, вытесненной из телевизионного
деленной, по всей видимости, является си- эфира коммерческим вещанием в начале