А. А. Кондратьев, В. И. Подобед
(Санкт-Петербург)
МОДЕЛЬ БЕЗОТРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обосновываются актуальность и исходные позиции взаимодействия фундаментальной педагогической науки и вузовской практики по разработке и практическому внедрению инновационной модели подготовки кадров в интересах предприятий реального сектора экономики
Современное образование необходимо рассматривать как сложную, динамически саморазвивающуюся систему. Оно постоянно имеет дело с новыми целями и ценностями, с новым социальным окружением, с новыми достижениями науки и техники. Поэтому образовательный процесс всегда должен быть тесно связан с нововведениями, должен развиваться и совершенствоваться, учитывая объективные взаимосвязи с социально-экономическими процессами в государстве, иметь направленность на производство и рост общественного благосостояния.
Актуальность модернизации системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров обусловлена следующими важнейшими факторами и условиями:
- качественно новыми требованиями общества, предъявляемыми к специалистам, в том числе к кадрам в системе образования взрослых;
- демократическими и рыночными отношениями в обществе и экономике;
- задачами построения гражданского общества;
- инновационным развитием экономики в предстоящий период развития государства.
Возросшее влияние человеческого потенциала на развитие общества, связанное с интеллектуально-емкими технологиями производства и организации жизни, приводит к необходимости проведения фундаментальных исследований в области образования взрослых, ориентированных на формирование качественно нового уровня сознания и мировоззрения человека и общества.
В основу теоретической модели развития системы подготовки специалистов должна быть положена система фундаментальных законов и нравственных принципов организации жизни в современном социуме.
В настоящее время инновационная деятельность вузов развивается в направлениях, обеспечивающих конкурентоспособность и качество подготовки специалистов на рынке труда. Стратегическое управление инновациями в высшем образовании является новым научным направлением и важной прикладной проблемой в системе национального образования.
Сегодня наблюдается определенный разрыв между потребностями реальной экономики, сложившейся структурой специальностей высшего профессионального образования и уровнем подготовки специалистов. В этой связи система образования России требует прогрессивной модернизации, для чего нужны совместные усилия государства, педагогической науки, общества и бизнеса.
Очевидно, ставка только на увеличение ресурсных компонентов вряд ли может быть рассмотрена как единственно достойное условие модернизации. Модернизация неизбежно затрагивает все стороны высшего профессионального образования: информационную базу, технологии, человеческий капитал, институциональные основы и организационную структуру. В первую очередь, на наш взгляд, необходимо выработать и обосновать инновационные подходы к развитию и совершенствованию управления системой образования взрослых.
Кроме того, возникновение и развитие рыночного пространства и его территориальная локализация поставили перед системой образования ряд задач теоретического и методического характера, обусловленных необходимостью адаптации образовательных учреждений высшего профессионального образования к роли территориальных интеграторов социально-преоб-разующего характера.
Изучение рынков труда и образовательных услуг Северо-Западного региона РФ показывает, что в условиях демографического провала и рыночной нестабильности безотрывная от производства подготовка специалистов инженерно-технического и управленческого профиля, основанная на применении новейших достижений в области педагогических и инфокоммуни-кационных технологий, становится одним из важных средств решения проблемы кадрового обеспечения отечественных предприятий в интересах их инновационного развития.
Становится актуальным взаимодействие фундаментальной педагогической науки и вузовской практики по теоретическому обоснованию, разработке и практическому внедрению инновационной подготовки кадров в системе непрерывного образования взрослых в интересах предприятий реального сектора экономики страны.
В этой связи в 2008 году на базе Северо-Западного заочного технического университета совместно с Институтом образования взрослых РАО была создана научнопрактическая структура «Лаборатория исследований и разработки технологий безотрывной подготовки кадров для реального сектора экономики в системе непрерывного образования взрослых». Данная лаборатория предметно и на постоянной основе занимается вопросами изучения и обобщения передового опыта безотрывного обучения, разработкой и внедрением безотрывных образовательных технологий применительно к подготовке и переподготовке востребованных промышленностью специалистов, управленцев и квалифицированных рабочих.
В программу совместных научно-прикладных исследований включены следующие вопросы:
1) разработка концепции безотрывной подготовки кадров;
2) разработка теоретико-методологических основ безотрывной профессиональной подготовки в системе непрерывного образования взрослых;
3) организация безотрывной профессиональной подготовки специалиста в системе непрерывного образования;
4) обеспечение качества подготовки специалистов при безотрывном обучении.
Разработанные к настоящему времени инновационные концепции развивающихся систем образования взрослых ориентированы на:
- государственно-общественный характер образования взрослых;
- тесные связи с другими подсистемами системы непрерывного образования;
- теорию обучения взрослых как научный базис;
- развитие рынка образовательных услуг;
- развитие и сочетание различных форм управления (законодательной, административной, экономической);
- наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, создателей программ обучения и т.д.).
Анализ содержания различных концепций непрерывного образования позволяет сделать вывод о том, что при определенных различиях все они имеют ряд общих черт и каждой из них присущи стремление к гуманизации и демократизации образования; ориентация на опережающий характер содержания образования по отношению к нуждам общественной практики; стремление обеспечить гибкость и многообразие используемых средств, способов и организационных форм; открытость образовательной системы по отношению к дальнейшему совершенствованию и развитию.
Проведение совместных исследований ИОВ РАО и СЗТУ, тесно связанных с практикой профессиональной деятельности взрослых, позволит придать импульс развитию региона за счет кадровых ресурсов нового качества - новой производственной и созидательной силы.
194
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
При этом на основе экспериментов по формированию инновационной образовательной среды для распределенной аудитории необходимо соединить классику выездной модели заочного и дистанционного
обучения с современными возможностями инфокоммуникационных и компьютерных технологий с целью выявления перспектив безотрывной подготовки и разработки новых образовательных регламентов.
Литература
1. Арутюнов В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновация и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. - 2005. - №1. - С. 29-39.
2. Бозиев Р. С., Харисова Л. А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. - 2006. - №3. - С.29-38.