емов самостоятельного приобретения знаний, необходимых для самосовершенствования.
Перечисленные составляющие не являются специфичными для дистанционного обучения. Специфика дистанционного обучения проявляется в эмоционально-ценностных изменениях, произошедших в личности студента, к которым можно отнести: снятие психологических и эмоциональных барьеров, связанных с обучением в -дистанционной форме; принятие личной ответственности за построение индивидуальной образовательной траектории и результаты обучения; осознание необходимости непрерывного (пожизненного) обучения с целью сохранения или улучшения социального статуса и материального положения в обществе.
Предложенная структура учебной деятельностью студентов вузов в условиях дистанционного обучения не претендует на полноту раскрытия. Содержание каждого компонента данной структуры может быть дополнено с учетом предметной области, в рамках которой разворачивается учебный процесс, а также с учетом особеннос-
тей информационно-образовательной среды вуза, на платформе которой организуется дистанционное обучение.
Библиографический список
1. АндреевА.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
2. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 216 с.
3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. - 176 с.
4. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М: Академия, 1999. - 288 с.
6. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение (Обобщение методологии и практики использования). - М.: Дашков и К°, 2006. - 294 с.
УДК 378
Семенова Галина Петровна
кандидат экономических наук, доцент Северо-Западный государственный заочный технический университет
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА
В статье показано, что основным условием реализации системы непрерывного профессионально-технического образования в форме безотрывной подготовки, наряду с созданием эффективных методик и методов получения моделей личности специалиста, моделей деятельности, моделей рабочих мест, является разработка и внедрение автоматизированных систем управления инженерно-технической подготовкой и профессиональным использованием инженерно-технических кадров предприятий реального сектора экономики.
Ключевые слова: профессионально-техническое образование, образование взрослых, непрерывное образование, безотрывное образование, моделирование профессионального соответствия и профессиональной деятельности.
Возрастание роли человеческого фактора в решении социально-экономических задач обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы профессионального образования. Как известно, подготовка профессиональных кадров, особенно для реального сектора экономики, -сложный и дорогостоящий процесс. Его сбалансированность и стабильность - залог хорошего
качества профессионального образования. Наряду с этим образовательные учреждения профессионального образования должны готовить специалистов не только успевающих за жизнью предприятий, но и с учетом перспективы, обеспечивая их должную профессиональную мобильность на рынке труда. Это основное противоречие, требующее от профессионального образования стабильности и мобильности одновременно. Дан-
ное противоречие с каждым днем становится все более ощутимым, обуславливает непрерывное совершенствование всей системы профессионального образования и ее связи с практической деятельностью взрослых на предприятиях реального сектора экономики и в виртуальных средах, выступающих новой областью производства и потребления.
Поэтому совершенствование системы профессионального образования традиционными методами уже не может дать нужных результатов. Несмотря на предпринятые усилия, развитие непрерывного профессионального образования осуществляется медленно. Из-за слабых связей научного сектора сферы образования с реальным сектором экономики, а также организацией и педагогическим обеспечением образовательной деятельности в виртуальных электронных средах и информационных пространствах, определяющим фактором в постановке и достижении целей профессионального образования взрослых по-прежнему являются возможности образовательных учреждений профессионального образования. Вышеперечисленное обуславливает, в свою очередь, несоответствие уровня обучения и качества воспитания требованиям и реалиям практики, неоправданное дробление специальностей профессиональной подготовки, неэффективное использование взрослых, обладающих определенной квалификацией и профессиональным образованием. Недостатки в изучении необходимого уровня профессионального образования взрослых, особенно в сфере реального сектора экономики и виртуальных информационных средах, приводят к значительным потерям квалифицированных специалистов из-за низких мобильных качеств. Имеют место и другие, хорошо известные негативные явления в использовании профессионального потенциала взрослого населения. О недостаточности связи научных исследований с работодателями и бизнесом говорит известный академик РАО Е.В. Ткаченко [1].
В последнее время нет недостатка в декларациях и общих рассуждениях о необходимости новых подходов, комплексном характере перестройки начального, среднего и высшего профессионального образования. Ликвидацию негативных явлений часто связывают с переходом от существующей системы профессионального образования к непрерывному образованию. Однако известно, что в мире, в том числе и в нашей стра-
не, нет единой концепции практической реализации непрерывного образования, и ее разработка, а тем более внедрение, - дело исключительно сложное. Тем не менее, учитывая специфические условия развития российской экономики, в отдельных секторах производства и сбыта уже назрела объективная необходимость и предпосылки к разработке локальных концепций непрерывного профессионального образования взрослых. Понятно, что реализация отраслевой концепции непрерывного профессионального образования взрослых неизмеримо проще, чем аналогичное мероприятие в масштабах страны. Тем не менее, представляется, что опыт, накопленный в результате локальных экспериментов, будет иметь определенное позитивное значение [2].
В условиях конкуренции и рыночной экономики непрерывный характер производства требует непрерывности в подготовке, повышении квалификации и переподготовке взрослых, занятых в реальном секторе экономики без отрыва от производства. Создание условий непрерывности подготовки рабочих кадров возможно на основе интеграции системы дополнительного (послевузовского, постдипломного) образования и производственной деятельности работников предприятий реального сектора экономики.
Разработка теории и методики интеграции системы дополнительного образования и производственной деятельности кадров реального сектора экономики выступает актуальной теоретической и практической задачей модернизации отечественного образования и обновления отечественного производства.
Актуально и научное обоснование организации и обеспечения непрерывного профессионального образования взрослых без отрыва от производства.
Предлагаемый подход позволяет рассмотреть лишь некоторые вопросы, связанные с обоснованием перспективной системы безотрывной подготовки кадров для предприятий реального сектора экономики. Основное внимание в нем уделено совершенствованию управления профессиональным образованием в условиях информационного общества. Рассматриваются также подходы, связанные с формированием целевых аспектов системы непрерывного профессионального образования взрослых на основании комплексного изучения (моделирования) деятельности взрослых, занятых в реальном секторе эконо-
мики, проблемы изучения личностных качеств и оценки профессионального соответствия кадров, совершенствования управления профессиональным образованием и профессиональным использованием взрослых, занятых в реальном секторе экономики.
Предлагаемые подходы носят достаточно общий характер и их фрагменты уже сегодня могут быть использованы заинтересованными специалистами в интересах совершенствования существующей системы профессионального образования.
Как известно, проблемами оптимизации подготовки взрослых занимаются представители различных областей знаний: педагоги, психологи, специалисты по управлению и обработке данных и т.д. Каждая из перечисленных категорий профессионалов применяет свой специфический понятийный аппарат, а то и просто жаргон, что затрудняет взаимопонимание между ними, вносит путаницу в используемую терминологию. Однако для успешного решения стоящих проблем такое взаимопонимание необходимо и одна из целей работы состоит в том, чтобы способствовать его установлению.
Это вполне закономерно, и проводимые автором исследования являются попыткой систематизировать богатейший опыт, накопленный в столь разнородных научных областях, таких, как педагогика, психология труда и управления, профессиональная психология и педагогика, социология и кибернетика. Тем не менее, подобный опыт объективно нуждается в обобщении, выводы которого могут оказаться полезными для широкого круга лиц, занятых в сфере профессионального образования.
Эффективность решения социально-экономических задач взрослым населением, несущим основную социальную нагрузку и ответственность за обеспечение и поддержание детей и нетрудоспособных и престарелых родственников, -может быть обеспечена за счет совершенствования профессионального образования взрослых, повышения их профессиональной компетентности. Рынком труда востребован взрослый, способный создавать и реализовывать товары и услуги. Кроме того, взрослый человек должен поддерживать всех зависимых от его труда лиц - детей и собственных родителей. Также от участия взрослого человека в общественной жизни зависит качество построения гражданского общества
и эффективность реализации конституционных прав и свобод. В этой связи одним из приоритетных направлений развития педагогической науки является поиск путей для эффективного решения проблем совершенствования системы профессионального образования и профессионального использования взрослых, повышения действенности правового, гражданского и нравственного воспитания граждан. Именно здесь необходим решительный отказ от устаревших подходов, осуществление мер по упорядочиванию всего процесса профессионального образования.
Профессиональное образование и профессиональная деятельность работников предприятий должны рассматриваться как единый и непрерывный процесс повышения профессиональной квалификации взрослых. Речь идет, по сути, о создании на базе существующих систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий реального сектора экономики системы непрерывного профессионально-технического образования взрослых без отрыва от производства. В наиболее привычной трактовке смысл непрерывного профессионально-технического образования взрослых сводится к постоянной адаптации инженеров, рабочих и служащих предприятий реального сектора экономики к изменяющимся требованиям деятельности, запросам рынка труда, производства и сбыта товаров и услуг.
В широком понимании непрерывное профессионально-техническое образование взрослых представляет собой единство профессиональной подготовки и повышения квалификации, единство обучения и практической деятельности взрослых на производстве. Это единство предполагает внедрение элементов виртуального пространства и реальной производственной деятельности в систему профессионального образования уже на самых первых ее этапах, и, наоборот, активное проникновение обучения в практическую деятельность взрослых, занятых в реальном секторе экономики и секторе виртуального производства и потребления информационной продукции и услуг. Тем самым профессиональное образование становится действительно непрерывным процессом, в котором сама профессиональная деятельность служит повышению квалификации взрослых, другими словами, является элементом системы непрерывного образования, в том числе профессионально-технического образования.
Основной задачей непрерывного профессионально-технического образования взрослых является обеспечение воспроизводства работников с требуемыми характеристиками. Ее создание представляет собой комплексную научную проблему. Основными идеями концепции непрерывного профессионально-технического образования взрослых являются:
- равная ответственность образовательного учреждения и предприятий за формирование специалиста;
- интеграция подготовки и профессионального использования специалистов инженернотехнического профиля;
- идея последовательности и преемственности подготовки на различных этапах жизненного цикла специалиста инженерно-технического профиля;
- идея управления развитием личности взрослого на всех этапах инженерно-технической подготовки;
- идея активности личности в процессе реализации конституционных прав и свобод (позиция субъекта деятельности - взрослого);
- идея интеграции усилий всех лиц, задействованных в системе профессионального образования и профессиональной деятельности, по изучению и формированию личности взрослого как субъекта профессиональной деятельности;
- идея этического регулирования социальноэкономических отношений [3].
Существующая система профессионального образования не является в указанном смысле непрерывной. Несмотря на предпринимаемые усилия, подготовка в образовательных учреждениях профессионального образования все еще имеет недостаточную практическую направленность, в большей степени ориентирована на потребности и возможности самого образовательного учреждения (преподавателей, изучаемые дисциплины и т.д.), опирается на его собственные представления о том, какой специалист нужен для социально-экономической сферы и рынка труда. Организация профессионального образования в образовательных учреждениях также далека от совершенства. Ее планы и программы слабо увязаны с реальными запросами производства и социально-экономической практики взрослых. Повышение квалификации носит эпизодический характер, не охватывает всех категорий взрослых, занятых на производстве. Все эти недостатки обусловлены, с одной стороны, конкурен-
цией и разобщенностью всех участников социально-экономических отношений, ориентированных в основном на достижение личных материальных и финансовых результатов, с другой стороны - слабой разработанностью со стороны педагогической науки многих теоретических и практических вопросов, связанных с подготовкой и использованием взрослых.
Для перехода от существующей системы профессионального образования к системе непрерывного профессионально-технического образования взрослых, на наш взгляд, необходимо обеспечить выполнение ряда предпосылок, важнейшей из которых является постоянная и объективная оценка их профессионального соответствия на всех этапах жизненного цикла функционирования специалиста.
Под термином «профессиональное соответствие» будем понимать категорию, отражающую, насколько качества (свойства) человека удовлетворяют по наличию и уровню развития требованиям, предъявляемым к нему профессиональной деятельностью. Он интуитивно понятен всем специалистам, занимающимся человеческим фактором, и является, по сути дела, обобщением известного термина «профессиональная пригодность», который традиционно употребляется в том же смысле лишь применительно к отдельным этапам функционирования специалиста, например к этапу комплектования образовательного учреждения высшего профессионального образования. Термин «профессиональное соответствие» более общий, поскольку подразумевает оценивание взрослых на всем протяжении их жизненного цикла.
Необходимость оценить насколько качества человека удовлетворяют требованиям действительности (учебной, профессиональной, информационной) или, другими словами, оценить его профессиональное соответствие, возникает при решении различных проблем развития отечественного производства, профессионального обучения и воспитания. Это проблемы модернизации производства и повышения конкурентоспособности создаваемых товаров и услуг, проблемы организации сбыта продукции и экспор-тозамещения и т.д.
Создание на базе существующей системы профессионального образования перспективной системы непрерывного профессионально-технического образования взрослых, и соответствен-
но, системы прогнозирования профессионального соответствия работников предприятий и учреждений (как необходимого условия для перехода к системе непрерывного профессионально-технического образования взрослых) предполагает, в свою очередь, выполнение следующих условий.
Во-первых, постоянное отслеживание динамики требований к личностным качествам технических работников, служащих и специалистов (инженеров) на предприятиях в реальном секторе экономики на всех этапах их жизненного цикла.
Во-вторых, создание методик и организационных форм для объективной оценки уровня развития личностных качеств взрослых, занятых в реальном секторе экономики.
В-третьих, разработку научно-методического аппарата для оценки и прогнозирования того, насколько структура качеств личности конкретных работников, служащих и специалистов предприятий реального сектора экономики адекватна требованиям рынка труда и спроса на произведенные товары и услуги.
Особенности и требования профессиональной деятельности к взрослым, занятым в производстве, выявляются путем ее моделирования. Объекты, функциональный состав, условия, в которых она протекает, и т.д. находят отражение в модели деятельности, а требования к знаниям, умениям, уровню развития личностных качеств взрослых - в модели специалиста. Обе эти модели составляют обобщенную модель деятельности взрослого, занятого в реальном секторе экономики. Данная модель разрабатывается для различных периодов его жизненного цикла, соответственно трансформируясь в модели обучающегося образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования, обучающегося образовательного учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, работника предприятия, пенсионера, а также в модели деятельности по рабочим местам.
Методы изучения профессиональной деятельности для разработки модели специалиста многообразны. Они включают анализ регламентирующих профессиональную деятельность документов, наблюдение, трудовой метод (изучающий выполняет функциональные обязанности рабочего, служащего, специалиста), описание деятельности работника предприятия, отчета работников, коллективное оценивание экспертами, бесе-
ды с работниками, анкетирование и объективную регистрацию процесса труда и сбыта продукции и услуг, выделение и анализ типовых ситуаций и т.д. Комплексное применение перечисленных методов обеспечивает разработку модели специалиста практически с любой заданной степенью детализации, зависящей от специфики решаемых с помощью моделей задач.
Задачи моделирования полифункциональны. Важнейшей из них является определение целей и параметров управления профессиональной деятельностью как процессом, протекающим в системе непрерывного профессионально-технического образования взрослых и обеспечивающим заданный уровень профессионального соответствия взрослого, занятого в реальном секторе экономики. Цели выступают как основные критерии отбора всех средств и методов организации управления профессионально-техническим образованием взрослых. В этой связи моделирование деятельности должно осуществляться с некоторым «упреждением». Например, управление профессионально-техническим образованием в образовательном учреждении профессионального образования должно строиться на базе моделей рабочих мест, куда попадут выпускники и куда в перспективе могут попасть. В соответствии с изменением требований к специалисту модели специалиста должны обеспечивать корректировку учебных планов и программ. Создание системы прогнозирования профессионального соответствия взрослого, занятого в реальном секторе экономики, требует постоянного функционирования системы моделирования профессиональной деятельности в реальном секторе экономики.
Оценивание уровня развития личностных качеств специалиста, а также его знаний, умений и навыков, должно выполняться в системе моделирования личности и предполагает разработку соответствующих моделей - моделей личности специалиста или моделей рабочих мест. Структура конкретных моделей личности специалиста определяется соответствующими моделями специалиста. Иными словами, модели специалиста задают что (какие параметры) необходимо оценить применительно, например, к конкретным условиям функционирования по рабочим местам в реальном секторе экономики и сфере сбыта произведенных товаров и услуг, на которые предполагается трудоустройство выпускника. Учитывая сложности в прогнозе распределения
выпускников, корректно описывать модель специалиста применительно к модели конкретного рабочего места, уже занятого взрослым, проходящим обучение без отрыва от производства. Модели личности специалиста представляют собой, по сути, «портреты» взрослых, получаемые с помощью разных диагностических методик и методов оценки уровня подготовленности к работе в условиях рынка противоречивых интересов участников производственной и сбытовой деятельности.
Оценка того, насколько структура качеств специалиста удовлетворяет требованиям профессиональной деятельности, запросам рынка труда, особенностям производства и сбыта, специфике конкуренции, или насколько достигнуты цели управления профессиональной деятельностью, протекающей в системе непрерывного профессионально-технического образования взрослых, должна осуществляться с помощью методов моделирования профессионального соответствия профессиональной деятельности, и предполагает разработку соответствующих моделей профессионального соответствия.
Решение всех перечисленных выше проблем по созданию системы непрерывного профессионально-технического образования взрослых как основной формы подготовки кадров для реального сектора экономики сопряжено с необходимостью получения и обработки больших объемов информации (о характеристиках деятельности взрослых, занятых на производстве и самих взрослых), осуществить которые практически невозможно без использования средств автоматизации и информатизации. Отсутствие последних не позволит внедрить новые методы управления кадрами реального сектора экономики,
и, следовательно, перейти от существующей системы профессионального образования к систе-
ме непрерывного профессионально-технического образования взрослых, занятых в реальном секторе экономики, без существенного отрыва их от производства.
Таким образом, основным условием реализации системы непрерывного профессиональнотехнического образования взрослых в форме безотрывной подготовки, наряду с созданием эффективных методик и методов получения моделей личности специалиста, моделей деятельности, моделей рабочих мест, является также разработка и внедрение автоматизированных систем организационного управления инженерно-технической подготовкой и профессиональным использованием инженерно-технических кадров предприятий реального сектора экономики.
Практическая задача организации непрерывного профессионально-технического образования состоит в том, чтобы соединить учебную, воспитательную, профессиональную и предпринимательскую, а также гражданскую деятельность в единое целое, придав их нравственную направленность [4].
Библиографический список
1. Ткаченко Е.В. Повышение качества организации и проведения научно-исследовательской деятельности // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - №11.
2. Чигирев В.А., Селегень В.П., КрюковМ.П. Концепция локальной системы непрерывной подготовки кадров. - М., 1990.
3. Юнацкевич П.И., Чигирев В.А. Этическое регулирование социально-экономических отношений. - Минск, 2009.
4. Семенова Г.П. Теоретические основы проектирования образовательной среды безотрывной подготовки взрослых: монография. - СПб., 2008.